Что такое градостроительный кодекс Российской Федерации? Градостроительный кодекс российской федерации Фз о градостроительной деятельности.

Участники строительства должны знать, что такое Градостроительный Кодекс Российской Федерации, из каких разделов он состоит, и что регламентирует. По сути, это комплекс законодательных актов, описывающих правила застройки, планирования и благоустройства поселений, выдачи разрешений на строительство, формирования инфраструктуры, основы охраны окружающей среды, ответственности и нюансы взаимодействия субъектов правоотношений.

Последняя редакция ГрК РФ действует с 30 сентября 2017 года. В ней определены главные правила застройки, а также точно указаны зоны, разрешенные для реконструкции, строительства и иных действий подобного характера. Документ имеет особую важность в градостроительной сфере. Главной целью создания нового ГрК РФ 2017 года было исключение произвола и нарушения закона в строительном секторе.

Ниже рассмотрим, что такое ГрК РФ, что регулирует документ, из каких разделов состоит, как производится планирование города, и какие органы выполняют работу по редакции документа.

Если рассматривать определение, ГрК РФ (Градостроительный кодекс Российской Федерации) - это закон, устанавливающий нормы и правила в сфере градостроительной деятельности на территории РФ. В нем определены главные требования к проведению следующих работ:

  • Архитектурно-строительное планирование.
  • Планировка территорий.
  • Территориальное планирование.

Сила ГрК РФ распространяется и на строительный сектор - возведение, ремонт и восстановление объектов капстроительства. Оформление документа вызвано рядом причин:

  • Упорядочивание положений и других законодательных актов.
  • Повышение объемов строительства.
  • Развитие рынка доступного жилья для людей.

В ГрК РФ четко указываются компетенции участников градостроительного сектора, указывается иерархия подчиненности и полномочия различных органов власти. Это упрощает процесс реализации механизмов взаимоотношений органов.

Что он регулирует?

Задача градостроительного кодекса заключается в регулировании:

  1. Градостроительных взаимоотношений, которые связаны с работой, направленной на развитие определенных зон (городов и других поселений) - инженерные изыскания, территориальное планирование, строительство и восстановление объектов капстроительства, архитектурно-строительное проектирование, планировка территории, капремонт (работы, при которых затрагивается безопасность объекта).
  2. Отношений, связанных с предотвращением ЧС и устранением их последствий, а также принятием мер по гарантированию безопасности строительства.
  3. Отношений, связанных с получением и прекращением статуса СРО, деятельностью СРО, определением правового положения, использованием мер дисциплинарного воздействия и установлением порядка СРО.
  4. Отношений, имеющих связь с обустройством искусственных участков земли.

Структура градостроительного кодекса

ГрК РФ состоит из девяти основных и двух дополнительных глав. В них описываются:

  1. Общие положения.
  2. Полномочия структур госвласти РФ, структур госвласти субъектов РФ и местного самоуправления.
  3. Территориальное планирование.
  4. Градостроительное зонирование.
  5. Планирование территории.
  6. Строительство и реконструкция объектов капстроительства, архитектурно-строительное проектирование.
  • Саморегулирование в секторе строительства и восстановления зданий капстроительства, архитектурно-строительное проектирование, регулирование в сфере инженерных изысканий.
  • Эксплуатация объектов (зданий и сооружений).
  1. Обеспечение градостроительной деятельности в информационном секторе.
  2. Ответственность за нарушение закона ГрК РФ.
  3. Особенности ведения деятельности в секторе градостроительства в городах, имеющих федеральное значение (Санкт-Петербург, Москва).

Как производится планировка города?

Территориальное планирование города представляет собой комплекс работ.

Подготовка и последующее утверждение схем планирования территории РФ

Такие схемы утверждаются правительством РФ. Если речь идет об оборонных объектах или имеющих отношение к безопасности, их утверждение производится в особом порядке, установленном законодательством РФ. Создание схем производится с учетом инженерных изысканий и действующих регламентов в строительной сфере, положений о планировании территории РФ, предложений заинтересованных лиц и других документов.

До утверждения проекты схем рассматриваются и согласовываются (до утверждения) с заинтересованными структурами госвласти с учетом ст. 12 ГрК РФ. Проекты схем должны быть опубликованы в порядке, который установлен для официальной публикации нормативных актов РФ и других документов. Процесс организуется не меньше, чем за 3 месяца до утверждения с последующим размещением на офсайте Правительства РФ.

Заинтересованные органы вправе выдвинуть свои предложения в отношении проектов схем территориального планирования РФ. Последние должны быть опубликованы с учетом действующего порядка и размещены на официальном ресурсе Правительства.

Схемы планирования территории РФ в срок до 3-х суток с момента утверждения передаются в высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ и органы муниципального управления, отвечающих на территории, для которых созданы схемы планирования. Обладатели прав на линейные объекты, сооружения капстроительства и земельные участки могут оспорить схемы территориального планирования, если внесенные изменения каким-либо образом их нарушают. Защита интересов производится с привлечением судебных органов власти.

Органы госвласти РФ, субъекты местного управления, а также заинтересованные стороны (обычные граждане и компании) вправе вносить предложения о внесении изменений в схемы. Эта работа выполняется с учетом требований ГрК РФ. Особенность и порядок подготовки проектов планировочных схем РФ, а также нюансы внесения изменений устанавливается Правительством РФ. Если речь идет об объектах, связанных с оборонным сектором и безопасностью, порядок изменений и публикации происходит с учетом действующего законодательства по отношению к государственной тайне.

Согласование проекта схем планирования территории РФ

Проект схем планирования территории РФ должен быть согласованы с органами госвласти субъекта РФ в ситуациях, если новые предложения подразумевают внесение правок в уже существующие документы, касающиеся территориального планирования, границ земель сельхоз назначения, земель природоохранного назначения и участков, находящихся во владении субъекта. Кроме того, обязательно согласование вопросов, которые связаны с размещением сооружений капстроительства государственного значения, которые в будущем могут негативно повлиять на окружающую среду.

Другие вопросы могут не согласовываться при подготовке проекта схемы планирования территории. Сроки согласования не должны быть больше 3-х месяцев с момента направления в высшие органы госвласти субъектов РФ по отношению к территориям, для которых готовится проект такой схемы планирования территории. Это касается и участков, на которые планируемое сооружение может оказать негативное влияние.

Если высший орган не дал свою резолюцию в установленный на законодательном уровне период, считается, что он согласился на внедрение проекта схемы планирования территории РФ. Высший орган госвласти РФ субъекта РФ передает проект схемы органам на местах в отношении территорий, для которых подготовлена документация. Местные органы, в свою очередь, рассматривают полученные документы, изучаются аспекты по изменению границ участков, правил землепользования и вопросы в отношении объектов, возведение которых может негативно сказаться на окружающей среде.

На подготовку заключения местными органами власти дается не больше 30-ти дней с момента подготовки документов. Если в течение этого периода решение не поступило, по умолчанию считается, что они согласны с таким проектом схемы планирования территории РФ.

Высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ на базе полученного заключения от местных органов (если оно передано) готовит итоговое заключение на проект схемы планирования территории РФ. В нем может быть положение о несогласии с проектом с обоснованием такого решения. Если несколько различных субъектов не согласны с проектами, в течение 30-ти дней создается согласительная комиссия, которая работает в течение 3-х месяцев. Ее задача заключается в решение вопросов согласования вопросов с субъектами РФ. Результатом ее работы является:

  • Выдача документа, подтверждающего согласование проекта схемы планирования территории РФ, и подготовка к утверждению схемы с внесенными правками (с учетом рекомендаций местных органов).
  • Подготовка материалов в текстовом и графическом виде по вопросам, которые требовали первоочередного согласования.

В указанных бумагах и материалах могут содержаться предложения по исключению из проекта материалов по вопросам, которые не были согласованы. Они могут найти отражение на графической части с целью визуального отображения моментов, заслуживающих наибольшего внимания. Также указывается план согласования вопросов, которые появились после утверждения схемы планирования территории РФ.

На базе бумаг, переданных согласительной комиссии, решается вопрос о дальнейшем утверждении схемы планирования территории РФ или об ее отклонении. В последнем случае документ может быть отправлен на доработку и последующее внесение изменений для согласования всеми участниками. При этом общий порядок согласования проекта схемы устанавливает Правительство РФ.

Воплощение в реальность схемы территориально планирования

Если все вопросы согласованы, на последнем этапе осуществляется внедрение плана в течение 3-х месяцев с момента утверждения. В плане по реализации схемы указываются следующие вопросы:

  • Сроки подготовки бумаг по планированию территории для возведения объектов капстроительства, уточняются границы наделов земли для размещения таких сооружений.
  • Период подготовки проекта и сроки возведения объекта капстроительства государственного значения.
  • Финансовое и экономическое обоснование схемы планирования.

Кто занимается редакцией кодекса, и как часто это делают?

Как отмечалось в начале статьи, Градостроительный Кодекс - закон субъекта РФ, который утверждает внесенные изменения и придает им законодательную силу. Рекомендации по внесению правок вносятся уполномоченными органами в сфере строительства, после чего изучаются местными органами власти. На основании заключения субъектами РФ принимается решение о возможности утверждения изменений.

Градостроительный кодекс принят 22 декабря 2004 года, после чего в него регулярно вносятся изменения со средней периодичностью два раза в год.

Федеральный закон под номером 190 регламентирует градостроительную деятельность на территории России. Основные принципы данного кодекса основываются на планировании и комплексном подходе к застройке территорий. Акцент ставится на зонировании и обеспечении баланса экологических, экономических, социальных и иных аспектов, влияющих на жизнедеятельность граждан. Именно соблюдение данных условий является основой планирования и последующей застройки.

Федеральный закон 190 под названием «Градостроительный кодекс Российской Федерации» был принят 22 декабря 2004 года. С момента принятия он претерпел многочисленные изменения, нацеленные на доработку и актуализацию документа. Последние поправки в редакцию кодекса о градостроительной деятельности были внесены рядом документов в 2017.

Структурно Градостроительный кодекс состоит из следующих глав:

  • общие положения закона;
  • полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти;
  • ценообразование и нормирование сметы;
  • принципы территориального планирования;
  • нормативы государственного планирования;
  • градостроительное зонирование;
  • планировка территории;
  • архитектурно-строительное проектирование;
  • саморегулирование в вопросах инженерных изысканий;
  • эксплуатация зданий и сооружений;
  • освоение новых территорий для строительства;
  • информационное обеспечение градостроительной деятельности;
  • ответственность за нарушение положений кодекса;
  • особенности застройки в городах федерального значения – Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

Общие положения документа рассматривают вопросы, связанные с определениями и понятиями, используемыми кодексом. Учитываются правовые принципы законодательства, на которых основывается ФЗ 190. Выделяются отношения, регулируемые данным законом, а также субъекты данных отношений.

Полномочия органов власти распределяются Градостроительным кодексом по федеральному, региональному и муниципальному значению. ФЗ 190 предписывает контроль над соблюдением правовых норм законодательства в застройке, а также возможность перераспределения полномочий.

Ценообразование регулируется положениями о сметном нормировании градостроительной деятельности. Предписывается ведение федерального реестра сметных нормативов.

Территориальное планирование по Градостроительному кодексу регулируется положениями, представленными на федеральном, региональном и муниципальном уровнях:

  • общие положения о документах территориального планирования и их содержание;
  • подготовка и утверждение схем, порядок согласования их проектов;
  • процедура реализации документов;
  • публичные слушания по представленным схемам.

В нормативы проектирования по Градостроительному кодексу включаются положения о содержании показателей. Предписывается порядок подготовки и утверждения норм регионального и местного уровня.

Градостроительное зонирование по кодексу 190 ФЗ включает в себя следующие положения:

  • определение правил землепользования и застройки территорий;
  • порядок подготовки и утверждения правил, а также внесение в них изменений;
  • виды и состав территорий;
  • градостроительный регламент;
  • виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
  • предельные размеры земельных участков;
  • процедура предоставления права на условно разрешенный вид использования земли;
  • отклонение от предельных параметров и предписаний.

Планировка территорий по Градостроительному кодексу регламентируется следующими положениями закона:

  • виды документации и их назначение, общие требования к оформлению и инженерные изыскания при подготовке;
  • проект планировки и межевания территории;
  • подготовка и утверждение документации, особенности;
  • развитие застроенных территорий, договор и проведение аукциона на его заключение;
  • договор о комплексном освоении территорий;
  • комплексное развитие по инициативе правообладателей и органов местного самоуправления.

Архитектурно-строительное проектирование и строительство предписывает правовые нормы по вопросам инженерных изысканий при подготовке документов. Регулируется проектирование застройки с учетом особо опасных, уникальных и технически сложных объектов.

Отдельно предписывается аттестация физических лиц и аккредитация юридических на право проведения экспертизы проектной документации. Рассматривается ведение единого государственного реестра заключений экспертизы. При согласовании с нормами Градостроительного кодекса допускается выдача разрешения и проведение строительства. Предписывается контроль над исполнением и государственный надзор.

Саморегулирование в области инженерных изысканий , проектирования, строительства и иной деятельности предписывает следующие правовые нормы:

  • основные цели саморегулируемых организаций, приобретение данного статуса;
  • виды организаций саморегулирования, требования к некоммерческим учреждениям для получения статуса;
  • стандарты и внутренние документы, специалисты, получение и прекращение членства;
  • обеспечение и контроль над деятельностью саморегулируемой организации, ведение государственного реестра и надзор;
  • национальные объединения и регулирование их деятельности.

Градостроительный кодекс устанавливает требования к эксплуатации зданий и сооружений . Дополнительно рассматриваются обязанности ответственных лиц, а также приостановление и прекращение эксплуатации зданий.

Освоение территорий для наемных домов регламентирует вопросы заключения соответствующего договора. Закон предписывает проведение аукциона, а также устанавливает требования к его участникам.

Информационное обеспечение градостроительной деятельности по кодексу регулируется положениями о соответствующих системах информирования. Кодекс предписывает порядок ведения и функционирования подобных систем. Определяются федеральные государственные системы информирования по вопросам территориального планирования и ценообразования в строительстве. Отдельно регламентируется градостроительный план земельного участка.

Ответственность за нарушения Градостроительного кодекса устанавливается главой 8 Закона 190 ФЗ. Она предписывает следующие положения:

  • общие вопросы, связанные с ответственностью за нарушения;
  • возмещение нанесенного вреда, причиненного вследствие градостроительства или несоблюдения нормативов при постройке;
  • порядок расследования нарушений.

Законодательство Российской Федерации

Сборник основных федеральных законов РФ

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 27.12.2019)

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 22 декабря 2004 года
Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности

Глава 2.1. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности, федеральный реестр сметных нормативов

Глава 3. Территориальное планирование

Глава 3.1. Нормативы градостроительного проектирования

Глава 4. Градостроительное зонирование

Глава 5. Планировка территории

Глава 5.1. Виды деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории и порядок их осуществления

Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства

Глава 6.1. Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства

Глава 6.2. Эксплуатация зданий, сооружений

Глава 6.3. Освоение территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов

Глава 6.4. Снос объектов капитального строительства

Глава 7. Информационное обеспечение градостроительной деятельности

Глава 9. Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе

Градостроительный кодекс Российской Федерации N 190-ФЗ (действующая редакция 2020)

Российское законодательство 2020
Сборник федеральных законов РФ (ФЗ РФ)
Последнее обновление: 20.03.2020


1 июля 2017 года вступила в силу новая редакция Градостроительного кодекса РФ. Поправки связаны с функциями застройщиков и СРО, осуществляющих инженерные изыскания и подготовку проектной документации в капитальном строительстве.

Поправки в Градостроительный кодекс РФ, которые вступили в силу 1 июля 2017 года, внесли сразу два новых закона:

Федеральный закон от 03.07.2016 N 372-ФЗ ,

Федеральный закон от 03.07.2016 N 373-ФЗ .

Оба документа касаются подготовки документации по планировке территории и проведению инженерных изысканий. Они изменили целый ряд статей Кодекса.

Технические заказчики

В частности, в соответствии с новой редакцией статьи 1 ГрК РФ застройщики теперь вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику. При этом в соответствии с текстом данной статьи, технический заказчик - это юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от его имени заключает договоры о:

  • выполнении инженерных изысканий;
  • подготовке проектной документации;
  • строительстве, реконструкции;
  • капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Также технический заказчик подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ. Функции технического заказчика может выполнять только член СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Планировка территории

Членство в СРО в области инженерных изысканий

Новая редакция статьи 46.8 ГрК РФ предусматривает в качестве одного из обязательных условий для участия в аукционе на право заключения договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, членство в СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства и т.д.

По нормам статьи 47 ГрК РФ все работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРОй в области инженерных изысканий. При этом выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивают исключительно специалисты организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких СРО. В статье также приведен перечень случаев, когда не требуется членство в СРО. Статьей 48 ГрК РФ определены аналогичные требования к архитектурно-строительным работам. А статьей 52 ГрК РФ - к осуществлению строительства, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.

В соответствии с новыми требованиями статьи 53 ГрК РФ строительный контроль могут также осуществлять застройщики, технические заказчики, лица, ответственные за эксплуатацию здания, сооружения, или региональные операторы, которые могут привлекать на основании договора индивидуальных предпринимателей или юридических лиц. По нормам статьи 55 ГрК РФ для выдачи разрешения на ввод объкта в эксплуатацию нужен, в том числе, акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда).

Новая редакция статьи 55.1 ГрК РФ предусматривает в числе основных целей саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства обеспечение исполнения членами СРО обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Новая редакция статьи 55.2 ГрК РФ разрешает приобретать статус саморегулируемой организации некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциации (союза). Пункты 1.1, 4 и 5 данной статьи утратили силу. В статью добавлен новый пунк 7 следующего содержания:

Ликвидация некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, осуществляется только после исключения сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций и зачисления в порядке и в срок, которые установлены частью 14 статьи 55.16 ГрК РФ , средств ее компенсационного фонда (компенсационных фондов) на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация.

Теперь называется "Стандарты и внутренние документы саморегулируемой организации" и регулирует все внутренние документы НКО, которые она должна разработать и утвердить до получения статуса СРО. Нормы статьи 55.5-1 ГрК РФ опредеяют требования к специалистам таких организаций. А нормамы статьи 55.6 ГрК РФ регламентируют требования и порядок приема в члены таких СРО. Новая редакция статьи 55.7 ГрК РФ регламентирует изменения в прекращении членства в СРО.

Также в Кодекс добавлена новая , которая определяет порядок возмещения ущерба, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договора.