Разъяснения к пдд. Комментарии к правилам дорожного движения российской федерации и к основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатции. С.Н. Антонов, М. Б. Афанасьев, Д. Кондратьев, В.В. Кузин, Д.В. Митрошин, Б.М. Савин, В.Г. Шиханов, А.

4.1 Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части) 1 . При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств 2 . При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств 3 .

Больше контроля над злоупотреблением алкоголем, но больше свободы для велосипедистов. Более конкретно в правилах движения в перекрестках с круговым движением, но менее ограничительных в перевозке детей. Новый Дорожный кодекс, который вступает в силу 1 января, наказывает тех, кто злоупотребляет алкоголем, особенно тех, кто был заключен под стражу менее трех лет и профессиональных водителей, и дает пользователям велосипедов новый статус, который уже не на том же уровне, что и транспортных средств для перевозки животных и животных по вопросу о приоритете автотранспортных средств и должны рассматриваться как транспортные средства.

Комментарий ГИБДД:

1. Основными путями пешеходного движения вдоль проезжей части, как это следует из данного пункта Правил, являются тротуары и пешеходные дорожки, и только при их отсутствии допускается использовать обочины. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, а также перевозящие или переносящие громоздкие предметы, могут отступить от этих требований и даже при наличии тротуара и обочины двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам и обочинам создает помехи пешеходам. Поскольку появление людей на проезжей части всегда опасно, то указанная категория участников движения должна воспользоваться таким правом лишь в крайнем случае. Использование пешеходами велосипедной дорожки допустимо, когда нет возможности двигаться по тротуару, пешеходной дорожке или обочине (из-за их отсутствия либо по иным причинам – ремонт, неудовлетворительное состояние и т. п.). Правила разрешают в этих случаях передвигаться и по проезжей части - в один ряд по краю. В связи с тем, что дорога может иметь две проезжие части с противоположными направлениями движения транспортных средств, отделенные друг от друга разделительной полосой, Правила уточняют, что движение пешеходов может осуществляться только по внешнему, т.е. примыкающему к тротуару или обочине (а не к разделительной полосе) краю проезжей части.

С.Н. Антонов, М. Б. Афанасьев, В. Д. Кондратьев, В.В. Кузин, Д.В. Митрошин, Б.М. Савин, В.Г. Шиханов, А.Ю. ЯкимовКомментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации и к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения

Самое дорогое изменение для драйверов будет связано с использованием мобильного телефона. Штраф для тех, кто пользуется так называемыми телефонами, колеблется от 120 до 600 евро. Циркуляция на перекрестках с круговым движением теперь подлежит подробному описанию. Те, кто хочет покинуть кольцевую развязку на первом выезде, должны пройти по самому лучшему маршруту, но тот, кто хочет выйти на следующих перекрестках с круговым движением, должен повернуть налево и пройти по правой полосе после прохождения выхода непосредственно перед тем, что вы намереваетесь использовать.

2. Для уменьшения вероятности наезда транспортных средств на пешеходов, движущихся по краю проезжей части, Правила требуют от пешеходов двигаться навстречу транспортному потоку. При таком порядке движения пешеходы видят приближающиеся транспортные средства и могут при необходимости своевременно принять меры предосторожности. В отличие от пешеходов, лицам, передвигающимся в инвалидных колясках без двигателя, ведущим в руках велосипед, мопед, мотоцикл, предписано двигаться по ходу движения

Штраф для тех, кто неуважительно относится к этому правилу, колеблется от 60 до 300 евро. Исключением из этого правила являются водители вагонов или животных, велосипеды и тяжелые транспортные средства, которые всегда могут работать на правой полосе, но уступают дорогу тем, кто хочет покинуть круговую развязку.



Для велосипедистов существует практически революция. Они отдают предпочтение велосипедам на всех автомашинах, они могут перемещаться параллельно до максимум двух, за исключением низкой видимости или маршрутов движения, при условии, что они не вызывают затруднения в трафике - до сих пор они были ограничены велосипедными дорожками, где они были. И теперь они могут распространяться на плечах, пока они не угрожают или не мешают пешеходам в них.

транспортных средств. Вызвано это тем, что коляска, велосипед, мопед, мотоцикл имеют сзади световозвращатели красного цвета, а спереди – белого. Нарушение установленного Правилами порядка движения может повлечь неправильную ориентировку водителей транспортных средств в темное время суток.

3. В целях обеспечения безопасности движения и с учетом опыта ряда стран, в частности, Финляндии, Швеции, Норвегии, Эстонии и других в текст пункта включена рекомендация пешеходам иметь прикрепленные на одежде или нести в руках световозвращающие элементы, существенно улучшающие для водителей видимость пешеходов в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.

Любой, кто хочет догнать всадника, должен замедляться и держать минимальное расстояние в 1, 5 метра. Велосипеды могут быть разрешены местными властями на полосах автобусов. Также дети до 10 лет могут кататься на велосипедах на аттракционах. В случае детей есть еще одна новинка: те, кому меньше 12 лет, но более 135 см в высоту, могут перестать пользоваться подъемным сиденьем и путешествовать только с ремнем безопасности.

Водители обязаны всегда носить карточку налогоплательщика, если они не используют карточку гражданина. Если они этого не делают, они рискуют штрафом в размере 60 евро или 30 евро, если они подадут его в течение восьми дней в орган, указанный должностным лицом этого органа. Это изменение связано с другим: уведомление о неправильном управлении делается по адресу, указанному в базе данных налогового органа, а не водительским удостоверением или документами транспортного средства.

4.2 Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди – белого цвета, сзади – красного 1 .
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых 2 .

Инновационными являются также две концепции, которые в настоящее время внедряются «уязвимыми пользователями», которые включают в себя пешеходов и пешеходов с акцентом на детей, пожилых людей, беременных женщин и людей с ограниченной подвижностью или с ограниченными возможностями; и «зона сосуществования», которые в пределах населенных пунктов разрешены в тех районах, где разрешен общий трафик между пешеходами и моторизованными и немоторизованными транспортными средствами, и которые имеют специальные правила движения и сигнализации.

Комментарий ГИБДД:

1. Движение организованных пеших колонн по проезжей части создает серьезные помехи для движения транспортных средств, приводит к значительному сужению проезжей части, усложняет маневрирование, резко снижает пропускную способность дороги. Поэтому в рассматриваемом пункте Правил четко регламентируется порядок их движения. В понятие «пешая колонна» не случайно добавлено слово «организованная». Пешая колонна приобретает черты организованной при наличии спереди и сзади колонны сопровождающих с сигнальными устройствами: днем – с флажками красного цвета, ночью – с фонарями соответствующего цвета. Правила ограничивают движение организованных пеших колонн следующими условиями:

Этот последний случай - это импорт концепции более моде в странах Центральной и Северной Европы, как это происходит в Германии, Швейцарии, Дании и Голландии.

Уязвимым пользователям разрешается использовать всю общественную дорогу, в том числе играть в игры, не препятствуя и не препятствуя транзиту транспортных средств.

Существуют также хирургические изменения в управлении административным процессом, а именно в вопросах оплаты, сроках, судебных процедурах и предписаниях. Некоторые из них даже предназначены для разъяснения норм, объявленных неконституционными. Хотя муниципалитеты уже делают это через парковочные компании, эти штрафы не учитывались для регистрации.

а) двигаться только по направлению движения транспортных средств (это условие по существу запрещает пропуск пеших колонн по улицам с односторонним движением в случаях, если их движение должно быть направлено навстречу транспортному потоку);

б) колонна по ширине должна быть организована не более чем по четыре человека в ряд. Сопровождающие колонну лица должны двигаться спереди и сзади колонны по линии ее левого края. Практика показывает, что расстояние, на котором следует располагаться сопровождающим относительно колонны, должно быть около 10 м спереди и сзади нее. Свет фонарей должен быть ориентирован определенным образом: переднего сопровождающего (фонарь белого цвета) – вперед, заднего сопровождающего (фонарь красного цвета) – назад относительно направления движения. В любом случае движение организованных пеших колонн по проезжей части допускается как исключение из общего правила. Иными словами, если есть возможность провести группу людей по тротуару или обочине, то проводить ее надо именно там. В соответствии со СНиП 2.07.01-89 ширина пешеходной части тротуаров в городах колеблется в широких пределах (до 4,5 м), а на автомобильных дорогах ширина обочины может быть от 1,75 до 3,75 м (СНиП 2.05.02-85).

2. Правила запрещают водить группы детей по проезжей части. Для организованных групп детей могут использоваться только тротуары и пешеходные дорожки, а при их отсутствии возможно использование в этих целях и обочин. В последнем случае введены дополнительные ограничения на движение (лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых). Порядок сопровождения взрослыми групп детей при следовании их по обочине Правилами не регламентируется.

4.3 Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным 1 , а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин 2 . При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны 3 .

Комментарий ГИБДД:

1. По определению пешеходный переход - это участок проезжей части, обозначенный соответствующими дорожными знаками и (или) разметкой, и выделенный для движения пешеходов через дорогу (см. комментарии к термину «пешеходный переход» в пункте 1.2 Правил). Таким образом, Правила допускают пересечение пешеходами проезжей части в основном в местах, обозначенных специальными техническими средствами организации движения. Выполнение этого правила - залог обеспечения безопасности пешеходов. Порядок движения зависит от выбранного в каждом конкретном случае способа организации движения. Наземные пешеходные переходы могут быть регулируемыми (с ручным регулированием или с помощью светофора) и нерегулируемыми. Независимо от типа перехода они должны быть обозначены соответствующими знаками и (или) разметкой.

Для обозначения пешеходного перехода применяются знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», которые согласно ГОСТ Р 52289 -2004 размещаются у границ перехода с каждой его стороны. При этом знак 5.19.1 устанавливается справа от дороги, а знак 5.19.2 – слева. При наличии разметки ширина пешеходного перехода определяется границами размеченного участка проезжей части. В свою очередь, ширина размечаемого участка зависит от интенсивности пешеходного движения (п. 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004). При ширине пешеходного перехода от 4 до 6 м применяется разметка 1.14.1, при большей ширине – разметка 1.14.2. В последнем случае при переходе проезжей части пешеходам следует ориентироваться на направление нанесенных стрел. ГОСТ Р 51256-99 не предусматривает применение какой-либо иной разметки для

пешеходных переходов, кроме 1.14.1 и 1.14.2. При пересечении проезжей части пешеходы должны идти в пределах ширины перехода. Помимо наземных сооружают подземные и надземные пешеходные переходы,

являющиеся по существу развязками транспортных и пешеходных потоков в разных уровнях. Эти переходы гарантированно обеспечивают безопасность движения и являются более предпочтительными, чем наземные в одном уровне. Такие переходы обозначают соответствующим знаком 6.6 «Подземный пешеходный переход» и знаком 6.7 «Надземный пешеходный переход».

2. Правила разрешают при отсутствии обозначенных пешеходных переходов переходить дорогу на перекрестках по линии тротуаров или обочин, если, конечно, в этих местах не установлены ограждения, препятствующие переходу. Ширина полосы проезжей части, которую можно использовать пешеходам для перехода дороги на перекрестке при отсутствии пешеходных переходов, определяется шириной соответствующих тротуаров или обочин. Таким образом, запрещается двигаться по диагонали перекрестка или по другой траектории, выходящей за пределы названной полосы.

3. Критерием для устройства пешеходного перехода является в большинстве случаев достаточно высокая и устойчивая интенсивность пешеходных потоков, то есть массовая потребность в пересечении дороги в конкретном месте. Но даже если эта потребность явно выражена, нормативные документы предписывают создавать пешеходные переходы на значительных расстояниях, например, согласно СНиП 2.07.01-89 на магистральных улицах регулируемого движения не ближе чем через 200-300 м. Сложнее ситуация, когда интенсивность пешеходного потока не достигает величины, необходимой для организации пешеходного перехода. Правилами в этом случае разрешено неорганизованное движение пешеходов через проезжую часть, но при определенных условиях, указанных в данном пункте Правил. Главным условием является хорошая видимость для пешеходов: дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны. Правила требуют от пешехода «экспертной» оценки этих условий при принятии решения о переходе дороги в конкретном месте. Дорога должна просматриваться на таком расстоянии, чтобы появление автомобиля не создавало опасности для пешехода. Безопасным можно считать расстояние 200-300 м (см. в пункте 1.2 Правил термин «недостаточная видимость»). Это ориентировочное значение, а на практике пешеходу рекомендуется, кроме указанного, учитывать скорость движения автомобиля и возможную скорость собственного движения (1,5-2,0 м/с).

При наличии на дороге разделительных полос, пешеходных или дорожных барьерных ограждений пересечение пешеходами проезжей части не допускается.

4.4 В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

Комментарий ГИБДД:

Регулируемые пешеходные переходы оборудуются пешеходными двухсекционными светофорами, на светофильтрах которых нанесены символы пешеходов. Пешеходные светофоры работают в координации с транспортными и обеспечивают регулирование очередности пропуска транспортных средств и пешеходов. На регулируемых пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые, в дополнение к светофорной сигнализации допускается применение звуковой сигнализации, работающей в согласованном режиме с фазой разрешающего сигнала пешеходного светофора. Применение согласно ГОСТ Р 52289-2004 (п. 7.4.3) мигания зеленого сигнала светофора в течение трех секунд непосредственно перед его выключением дает возможность пешеходу оценить безопасность перехода.

Для обеспечения безопасности пешеходов на пешеходных переходах иногда применяют вызывное пешеходное устройство, с помощью которого пешеходы могут «вызвать» по запросу разрешающий для них зеленый сигнал. После нажатия соответствующей кнопки на табло появляется надпись «Ждите», а через определенное время включается зеленый сигнал для пешеходов и, соответственно, красный для транспортных средств. Регулируемыми считаются также пешеходный переход, на котором пешеходный светофор отсутствует, а пешеходы при пересечении проезжей части руководствуются сигналами транспортных светофоров, и переход, где порядок движения определяется сигналами регулировщика. Значения сигналов регулирования рассмотрены в разделе 6 Правил (см. соответствующие комментарии).

4.5 На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен 1 . При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств 2 .

Комментарий ГИБДД:

1. Согласно пункту 14.1 Правил на нерегулируемом пешеходном переходе водитель транспортного средства, приближающегося к такому переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступающих на нее для осуществления перехода. Однако и пешеходы обязаны принимать все возможные меры предосторожности и не создавать для водителей критических ситуаций, выходя на проезжую часть перед находящимся близко транспортным средством.

Считается, что ситуация становится критической, если водитель во избежание наезда на неожиданно вышедшего на проезжую часть пешехода прибегает к экстренному торможению. Перед выходом на проезжую часть пешеход должен убедиться в отсутствии приближающегося транспортного средства. В противном случае пешеход вправе выходить на проезжую часть только после того, как убедится, что водитель его видит и снижает скорость или что расстояние до транспортного средства и скорость последнего позволяют совершить переход не переходя на бег, равно как и не заставляют водителя экстренно тормозить во избежание наезда.

2. Пересечение проезжей части вне пешеходного перехода рассматривается как более опасная ситуация по сравнению с нерегулируемым пешеходным переходом. В местах, не оборудованных соответствующими знаками и (или) разметкой, пешеход не должен при выходе на проезжую часть создавать помех для движения транспортных средств. Это означает, что пешеход не должен при пересечении проезжей части заставлять водителей прибегать к торможению или маневрированию для предотвращения наезда. Таким образом, при пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеход не пользуется приоритетом перед транспортными средствами. Это общее положение. Из него есть одно исключение, оговоренное в пункте 13.1 Правил: пешеход, переходящий проезжую часть на перекрестке по линии тротуаров или обочин, имеет преимущество перед выезжающими с перекрестка транспортными средствами, завершающими правый

или левый поворот. Неосмотрительное появление пешехода на проезжей части чаще всего происходит в условиях ограниченной обзорности. Поэтому данный пункт Правил еще раз подчеркивает необходимость убедиться в отсутствии приближающихся транспортных средств, прежде чем выйти на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия (например, ограждения места производства работ на дороге).

4.6 Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

Текущая страница: 1 (всего у книги 29 страниц)

С.Н. Антонов, М. Б. Афанасьев, В. Д. Кондратьев, В.В. Кузин, Д.В. Митрошин, Б.М. Савин, В.Г. Шиханов, А.Ю. Якимов
Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации и к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения

Введение

Безопасность дорожного движения обеспечивается, когда все составляющие комплекса «человек-автомобиль-дорога-окружающая среда» действуют согласованно. Неоптимальное функционирование этого комплекса (низкая дисциплина и ошибки участников дорожного движения, неудовлетворительное техническое состояние автомобилей, состояние дорожного покрытия и др.) способствует появлению причин дорожно-транспортным происшествиям (ДТП). В 2010 г. общее количество ДТП в Российской Федерации составило 199431, в которых погибло 26567 человек и ранено 250635 человек. Среди пострадавших в результате ДТП более 70 % составляют водители и пассажиры транспортных средств. В 2010 г. в результате последовательной реализации комплекса мероприятий Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» отмечается снижение количества ДТП, числа погибших и раненых по отношению к аналогичному периоду предыдущего года на 2,1 %, 3,9 % и 1,9 % соответственно.

Основные причины и условия возникновения ДТП: нарушение установленных правил дорожного движения водителями – 85,0 %, нарушения соответствующих правил пешеходами – 16 %, неудовлетворительное состояние улиц и дорог – 21 %, технические неисправности транспортных средств – 0,6 %.

Таким образом, от дисциплинированности участников дорожного движения, качественной подготовки водителей и состояния дорожной инфраструктуры решающим образом зависит уровень безопасности дорожного движения.

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим поведение участников дорожного движения, являются Правила дорожного движения. Они определяют действия его участников в типичных ситуациях, устанавливают значение дорожных знаков, разметки, сигналов светофоров и регулировщиков.

Первые попытки регламентировать взаимоотношения между участниками дорожного движения зафиксированы историками в I веке до н. э. Так, Гай Юлий Цезарь своим указом вводил для колесниц одностороннее движение на улицах Древнего Рима, запрещал в рабочее время перемещаться по городу на колесницах, принадлежащих частным владельцам, а также обязывал приезжих оставлять «транспорт» за городской чертой, а дальше идти пешком. Эти меры были направлены как на поддержание порядка в густонаселенном городе, так и на обеспечение нормального функционирования городских служб.

Первые свидетельства нормативного регулирования дорожного движения на Руси относятся к XV веку. Во времена правления Ивана III были изданы правила пользования почтовыми трактами. Их задачей было не столько обеспечение безопасности передвижения по дорогам, сколько, как бы сказали сейчас, повышение пропускной способности дорог.

В 1683 году Петр Первый издал указ, которым, в частности, запрещалось «в санях на вожжах ездить». Императрица Анна Иоановна указом от 9 января 1730 года предписывала ездить только на взнузданных лошадях «со всяким опасением и осторожностью, смирно». Одновременно была введена и ответственность для нарушителей, которых следовало «бить кнутом и ссылать на каторгу».

Дальнейшее развитие экономики страны и, следовательно, повышение мобильности населения потребовали совершенствования правового регулирования в области дорожного движения. Данный факт подтверждается имеющимися в архивах нормативными предписаниями органов власти крупных российских городов, датированными XVIII и XIX веками. В инструкции 1883 года, адресованной московским городовым, из 144-х параграфов 30 были посвящены безопасности передвижения на проезжей части и тротуарах.

К концу XIX века на дорогах стали все чаще появляться транспортные средства не только на конной тяге: паровые и бензиновые автомобили, трамваи. Этот период стал переломным моментом в истории развития правил дорожного движения.

Участившиеся дорожные аварии потребовали в большей степени заботиться о безопасности передвижения по улицам и дорогам. Стали более актуальными и вопросы обеспечения бесперебойного движения. При этом одной из главных опасностей для всех участников движения стало увеличение скоростей движения. В этой связи решениями местных градоначальников вводились ограничения максимальной скорости движения (как правило, от 12 до 20 верст в час).

Первым единым нормативным актом, регламентирующим правила движения по дорогам России, стало постановление Министра путей сообщения № 7453 «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах», изданное в 1896 году.

В Санкт-Петербурге в 1900 году Городская дума утвердила «Обязательное постановление о порядке пассажирского и грузового движения по городу С.-Петербургу на автомобилях», в котором излагались требования к автомобилям (наличие регистрации, номерных знаков, прохождение ежегодного техосмотра), водителям (возраст не менее 21 года, получение водительского удостоверения после сдачи экзаменов, умение объясняться по-русски), а также к порядку стоянки и движения. Примерно в то же время на городских улицах появились регулировщики, сигналы которых, подаваемые с помощью белой трости (позднее для лучшей видимости на ней нанесли черные полосы), доводились до всех участников движения и были обязательны для исполнения.

Аналогичный документ появился и в Москве в 1912 году. Среди прочих требований им ограничивалась скорость движения автомобилей на уровне 20 верст в час, а для транспортных средств общим весом более 350 пудов -12 верст в час.

Отличительной чертой правил дорожного движения тех лет можно считать приоритет конного движения перед автомобилями, которые по-прежнему оставались в меньшинстве. В частности, водителям автомобилей предписывалось уступать дорогу конным экипажам, не обгонять их, не пугать лошадей сигналами и звуком двигателя.

Следует отметить, что аналогичные процессы шли и в других государствах. От попыток организовать конное движение к концу XIX века перешли к правовому регулированию эксплуатации «самоходных экипажей». Как следствие, правила дорожного движения появились во многих европейских странах. Первые «автомобильные» правила были введены 14 августа 1893 года во Франции.

Несмотря на очевидный прогресс в автомобилестроении и нередко вводились достаточно бессмысленные ограничения, касавшиеся водителей. Они становились следствием лоббистской политики конкурентов – владельцев крупных контор, осуществлявших конные перевозки. Например, в Англии впереди парового дилижанса должен был идти человек с красным фонарем, в Риме нельзя было ездить на автомобилях после 21 часа, в Швеции автомобилистам следовало уступать дорогу конным экипажам. В США в Техасе закон обязывал водителей автомобиля при встрече с табунами лошадей останавливаться и накрывать транспортное средство брезентом под цвет местности.

Тем не менее, развитие научно-технического прогресса, в том числе автомобилизация общества потребовали не просто регламентации правил движения по дорогам разных государств, но еще и унификации их между собой, что позволило бы облегчить международные перевозки грузов и пассажиров.

В этой связи важнейшей вехой в процессе правового регулирования в области дорожного движения стало подписание в 1909 году в Париже «Международной конвенции относительно передвижения автомобилей». Эта Конвенция наряду с некоторыми предписаниями по правилам движения предусматривала использование четырех предупреждающих дорожных знаков круглой формы, указывающих на наличие перекрестка, железнодорожного переезда, извилистой дороги, неровностей на проезжей части. В Конвенции 1926 г. число дорожных знаков возросло до шести. Была установлена треугольная (вместо круглой) форма предупреждающих знаков.

Дальнейшим шагом в международной регламентации дорожного движения явилась Конвенция 1931 г., принятая в Женеве на очередной конференции по дорожному движению. В соответствии с этой Конвенцией число дорожных знаков увеличилось до 26, причем они уже были классифицированы по 3 группам: предупреждающие, предписывающие, указательные.

До второй мировой войны в различных странах мира действовали две основные системы дорожных знаков: европейская и американская. Европейская система в основном соответствовала Конвенции 1931 г. и основывалась на применении преимущественно символов. В американской системе в большинстве случаев вместо символов использовались надписи. После окончания второй мировой войны была предпринята попытка создать единую для всех стран мира систему дорожной сигнализации.

В 1949 г. в Женеве на международной конференции по дорожному движению были приняты Конвенция о дорожном движении и Протокол о дорожных знаках и сигналах. Советский Союз присоединился к ним в 1959 г.

К Конвенции 1949 г. и к Протоколу присоединились многие страны, что способствовало унификации национальных правил движения. Однако европейскую систему знаков не приняли США и ряд других стран, где продолжала действовать отличавшаяся от Протокола 1949 г. система дорожных знаков.

Следующим важным этапом в развитии международной регламентации дорожного движения стало принятие на конференции ООН в Вене в 1968 г.

Конвенции о дорожном движении и Конвенции о дорожных знаках и сигналах1
Конвенция о дорожном движении, Конвенция о дорожных знаках и сигналах, – М., Транспорт, 1970,– 120 с.

Эти Конвенции впоследствии были дополнены Европейскими соглашениями 1971 г., развивающими положения Конвенций применительно к условиям европейских государств. Советский Союз ратифицировал эти документы, поэтому их требования в обязательном порядке учитываются в нормативных документах, касающихся дорожного движения, которые действуют на территории Российской Федерации и в настоящее время.

За последние 15–20 лет в рамках Комитета по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии Организации Объединенных Наций (КВТ ЕЭК ООН) была проведена большая работа по обновлению упомянутых международных Конвенций и Соглашений с учетом опыта стран Европы и США.

В результате были разработаны и в 1993, 1995, 2001 и 2006 гг. вступили в силу поправки к этим документам, которые являются обязательными для применения на территории государств, ратифицировавших указанные Конвенции и Соглашения (или присоединившихся к ним)2
Конвенции о дорожном движении, дорожных знаках и сигналах, – М.: Издательство «За рулем», 1999,– 176 с.

Основные положения международных Конвенций и Соглашений по дорожному движению реализованы в Правилах дорожного движения Российской Федерации и Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, введенных в действие с 1 июля 1994 г., а также в следующих действующих в настоящее время национальных стандартах: ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Основные технические требования», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний» и в ряде других.

В СССР вплоть до 1940 г. не было единых Правил дорожного движения, они разрабатывались и утверждались местными органами власти и имели существенные различия. Некоторый прогресс был достигнут после утверждения в 1940 г. типовых Правил движения, на базе которых стали создаваться более единообразные Правила на местах.

Существенным шагом в совершенствовании организации дорожного движения явилось создание в 1957 г. новых типовых Правил дорожного движения, в которых были устранены многие неоправданные ограничения. На основе этих типовых документов во всех республиках Советского Союза в 1957–1959 гг. были приняты республиканские Правила дорожного движения. Первые в СССР единые Правила дорожного движения были введены в действие с 1 января 1961 г. Эти Правила базировались на упомянутых Женевской Конвенции о дорожном движении и Протоколе о дорожных знаках и сигналах 1949 г.

С учетом опыта применения первых единых Правил дорожного движения возникла необходимость их корректировки, что и было сделано в переработанной редакции, введенной в действие с 1 января 1965 г. (этот документ назывался «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР» и был утвержден приказом Министерства охраны общественного порядка РСФСР от 3 июня 1964 г. № 380).

После принятия в 1968 г. Конвенций о дорожном движении и о дорожных знаках и сигналах, а в 1971 г. – дополняющих их Европейских соглашений Правила движения вновь подверглись существенной переработке. Их новая редакция по поручению Правительства СССР была введена в действие с 1 января 1973 г. приказом МВД СССР от 25 августа 1972 г. № 240.

До 1993 г. все последующие изменения и дополнения в Правила дорожного движения, а также их новые редакции тоже утверждались приказами МВД СССР по согласованию с Советами Министров союзных республик. Такие изменения и дополнения вносились в 1975, 1976, 1979, 1980, 1984 и 1987 гг. В 1980 и 1987 гг. фактически вводились новые редакции Правил, что было обусловлено большим объемом нововведений, касавшихся дорожных знаков и технических требований к транспортным средствам.

Напомним коротко о том, что нового вносилось в Правила дорожного движения за эти годы.

В 1975 г. появилось предписание об обязательном применении ремней безопасности, комплектации автомобилей медицинскими аптечками и огнетушителями. С 1976 г. введено ограничение скорости вне населенных пунктов до 90 км/ч для всех легковых автомобилей и междугородных автобусов и до 70 км/ч – для грузовых автомобилей и мотоциклов. Были установлены и некоторые другие ограничения скоростного режима.

В 1979 г. в Правила внесены уточнения, касающиеся применения ремней безопасности, более детально регламентирован порядок движения транспортных средств, оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами.

Редакция Правил дорожного движения 1980 г. отличалась от предшествующих полностью переработанным разделом по дорожным знакам, что было связано с введением новых ГОСТ 10807-78 «Знаки дорожные. Общие технические условия» и ГОСТ 23457-79 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения».

В 1984 г. изменения и дополнения касались регламентации требований безопасности к техническому состоянию транспортных средств. Это было обусловлено введением нового ГОСТ 25478-82 «Автомобили грузовые и легковые, автобусы, автопоезда. Требования безопасности к техническому состоянию. Методы проверки».

Редакция Правил, введенная в действие с 1 января 1987 г. (утверждена приказом МВД СССР от 16 июля 1986 г. № 139), отличалась от предшествующей включением нескольких новых дорожных знаков и принципиальным изменением понятия «обгон» (под обгоном в этой редакции понималось опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное только с выездом на полосу или сторону проезжей части встречного движения), а также включением ряда новых положений.

После распада СССР начался активный процесс формирования российского законодательства и соответствующей подзаконной нормативной базы в сфере дорожного движения. Как уже отмечалось, к этому времени в рамках КВТ ЕЭК ООН завершался важный этап обновления Конвенций 1968 г. и дополняющих их Европейских соглашений 1971 г. Эти обстоятельства и послужили основанием для подготовки российских Правил дорожного движения. Совет Министров – Правительство Российской Федерации своим постановлением от 24 июля 1992 г. № 520 поручили разработать Правила Министерству внутренних дел Российской Федерации с участием других заинтересованных министерств и ведомств.

В процессе подготовки обновленных Правил дорожного движения было признано целесообразным исключить из этого документа все положения, не имеющие непосредственного отношения к порядку дорожного движения (требования к техническому состоянию и оборудованию транспортных средств; положения, касающиеся обязанностей должностных лиц предприятий, организаций и учреждений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения). Соответствующие нормы объединены в самостоятельный документ: «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»3
Далее – Основные положения.

Который, как и «Правила дорожного движения Российской Федерации»4
Далее – Правила.

Утвержден постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090. Эти нормативные правовые акты вступили в силу с 1 июля 1994 г. (в дальнейшем изменения и дополнения в указанные правовые акты утверждались постановлениями Правительства Российской Федерации).

В обновленные Правила 1994 г. был включен ряд положений, вытекающих из нового российского законодательства, поправок к международным Конвенциям и Соглашениям. Существо этих нововведений сводилось к следующему.

В раздел 1 добавлено 6 новых терминов: «автомагистраль», «дорожно-транспортное происшествие», «организованная транспортная колонна», «организованная пешая колонна», «регулировщик», «прилегающая территория». Внесены изменения и дополнения в термины «дорога», «мотоцикл», «обгон», «перекресток» и др.

В разделе 2 были уточнены обязанности водителя. В частности, внесены изменения в перечень документов, которые обязан иметь при себе водитель механического транспортного средства; включены требования о предоставлении для проверки работникам Российской транспортной инспекции лицензионной карточки, путевого листа и товарно-транспортных документов на перевозимый груз5
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 398 утверждено «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта», в соответствии с которым функции Российской транспортной инспекции возложены на эту службу.

В разделе 3 упрощен порядок движения транспортных средств, оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами.

Раздел 6 дополнен новыми положениями о применении в реверсивных светофорах промежуточного сигнала в виде желтой наклонной стрелы, а на железнодорожных переездах – мигающего бело-лунного сигнала, разрешающего движение.

В раздел 8 введены ограничения на движение задним ходом, чего не было в предыдущих Правилах.

В разделе 9 более четко сформулированы требования по расположению транспортных средств на проезжей части.

Раздел 11 в связи с изменением понятия «обгон» во многом по-новому регламентировал действия водителей при совершении этого маневра.

Появился новый раздел 17, устанавливающий порядок движения в так называемых жилых зонах и на дворовых территориях (абсолютный приоритет пешеходов в любых местах при движении по проезжей части, для водителей предел скорости – 20 км/ч, введен ряд других ограничений).

Раздел 19 запрещает в темное время суток движение без включенных фар. Независимо от наличия наружного освещения на всех транспортных средствах должны быть включены фары ближнего или дальнего света.

В Правилах (Приложение 1) появилось 7 новых дорожных знаков и 2 дополнительные таблички.

Во второй документ – «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» – вошли все положения, не относящиеся непосредственно к регламентации порядка движения, а также новые нормативы, закрепленные в ГОСТ 25478-91 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки», ГОСТ Р 50574-93 «Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования»6
В настоящее время действуют соответственно ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» и ГОСТ Р 50574-2002 «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования».

И в ряде других стандартов. В последующие годы в российские Правила дорожного движения неоднократно вносились изменения и поправки.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 г. № 3 и от 4 февраля 1997 г. № 138 в Правила дорожного движения были внесены изменения и дополнения, касающиеся применения специальных световых сигналов (проблесковых маячков) оранжевого или желтого цвета и установки любых маячков на транспортных средствах, а постановлением Правительства от 31 октября 1998 г. № 1272 внесены дополнения в пункты 2.2 и 2.4 Правил в связи с вступлением в силу с 4 ноября 1998 г. Федерального закона «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 370 в Правила и Основные положения были внесены существенные поправки, касающиеся установки и применения проблесковых маячков и специальных звуковых сигналов, введенные в действие с 1 июля 2000 г. В частности, в Основных положениях приводится исчерпывающий перечень транспортных средств, которые должны быть оборудованы проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета. Определено, что новый тип проблескового маячка бело-лунного цвета может устанавливаться только на транспортных средствах организаций федеральной почтовой связи и на транспортных средствах, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы.

Проблесковые маячки синего цвета могут устанавливаться только на транспортных средствах оперативных служб, а также на некоторых других транспортных средствах (без специальных цветографических схем на наружных поверхностях), перечень которых определяет Правительство Российской Федерации.

Проблесковые маячки красного цвета могут устанавливаться в дополнение к маячку синего цвета на транспортных средствах Государственной инспекции безопасности дорожного движения, Военной автомобильной инспекции и Федеральной службы охраны Российской Федерации для их отличия от транспортных средств других оперативных служб.

Существенные изменения и дополнения в Правила и Основные положения были внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2001 г. № 67, которые введены в действие с 1 апреля 2001 г. Эти изменения затрагивали в том или ином виде 17 разделов Правил и оба Приложения к ним, а также многие пункты Основных положений. Необходимость внесения этих поправок была связана с происходящими изменениями нормативной правовой базы в сфере дорожного движения, в частности, с появлением ряда новых национальных стандартов.

Так, в раздел 1 дополнительно введены 4 новых термина: «дорожное движение», «опасный груз», «организованная перевозка группы детей», «пассажир», уточнено значение следующих терминов: «дорожно-транспортное происшествие», «обгон», «пешеходный переход», «регулировщик».

В раздел 2 введен запрет на употребление водителями алкогольных напитков, наркотических и психотропных или иных одурманивающих веществ после дорожно-транспортных происшествий, к которым они причастны, до проведения освидетельствования на состояние опьянения или до принятия решения об освобождении от такого освидетельствования. Установлен запрет на пользование телефоном во время движения (исключение сделано для водителей, пользующихся для разговора специальным устройством, позволяющим не держать телефонную трубку в руке).

В целях облегчения подъезда маршрутных автобусов и троллейбусов к обозначенным местам остановки, водителям других транспортных средств запрещено останавливаться ближе 15 м от них, за исключением случаев посадки и высадки пассажира и только при условии, что этим не будет создано помех движению маршрутных транспортных средств (раздел 12).

В целях снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма в разделе 22 Правил запрещено осуществлять организованную перевозку групп детей на грузовом автомобиле с бортовой платформой (такие перевозки допускаются только в специально оборудованном кузове-фургоне грузового автомобиля, если нет возможности организовать перевозку в автобусе).

Раздел 23 Правил разрешает без каких-либо специальных согласований движение транспортных средств и перевозку грузов при их общей ширине не более 2,55 м (ранее было ограничение до 2,5 м) или 2,6 м – для рефрижераторов и изотермических кузовов.

В Приложение 1 включены два новых дорожных знака по ГОСТ Р 51582-2000: 6.13 «Пункт контроля международных автомобильных перевозок» и 6.14 «Пост дорожно-патрульной службы».

В Приложении 2 согласно ГОСТ Р 51256-99 появилась новая разметка оранжевого цвета, которая применяется в качестве временной для организации движения в местах проведения дорожных работ на проезжей части, при проведении каких-либо массовых мероприятий и т. п.

Для обозначения любых пешеходных переходов (регулируемых или нерегулируемых) установлен только один вид разметки – «зебра» (ранее для разметки регулируемых переходов применялась разметка в виде широких прерывистых линий).

Искусственные неровности, предназначенные для принудительного снижения скорости (так называемые «лежачие полицейские») в местах повышенной опасности, например, возле школ, медицинских учреждений, должны обозначаться разметкой в виде расположенных в шахматном порядке квадратов белого цвета.

На некоторых двухполосных дорогах с низкой интенсивностью движения в качестве краевой разметки может использоваться прерывистая линия белого цвета, у которой длина штрихов в 2 раза короче промежутков между ними. Для дублирования некоторых дорожных знаков на проезжей части может наноситься разметка с изображением этого знака (например, знака ограничения скорости).

В Основных положениях установлен предельный срок 30 суток, в течение которого после регистрации транспортного средства в ГИБДД или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, допускается его эксплуатация без прохождения государственного технического осмотра.

Этот срок реально необходим для того, чтобы водитель мог при необходимости укомплектовать транспортное средство знаком аварийной остановки, медицинской аптечкой, огнетушителем и осуществить иные необходимые действия.

В качестве знака аварийной остановки должен использоваться только треугольный знак, отвечающий требованиям ГОСТ Р 41.27-2001. Применение других приспособлений, в частности, красного мигающего фонаря, как это было ранее, не предусмотрено.

Введен новый опознавательный знак «Тихоходное транспортное средство». Им должны быть обозначены все допускаемые к движению на дорогах механические транспортные средства, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч. С 1 марта 2002 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2002 г. № 127 в Основные положения внесены изменения и дополнения в связи с введением с 1 января 2002 г. нового ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» (взамен действовавшего ранее ГОСТ 25478-91). Эти изменения сводятся к уточнению содержания Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к Основным положениям). В том числе изменены нормы эффективности торможения; стали более жесткими требования по использованию шин различных размеров, конструкций, моделей и типов; введены повышенные требования по герметичности соединений и узлов двигателя, коробки передач, сцепления, заднего моста, системы охлаждения и др.

В связи с введением с 1 июля 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями)7
Далее – КоАП.

В пункты 2.1, 2.2 и 2.7 Правил постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. № 472 внесены соответствующие изменения и дополнения, касающиеся наличия у водителя временного разрешения на управление транспортным средством и доверенности на прицеп.

В 2003 г. в Правила и Основные положения изменения и дополнения вносились дважды. В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. № 265 в Правила и Основные положения с 1 июля 2003 г. были внесены некоторые изменения и дополнения, касающиеся наличия у водителя страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, а на транспортном средстве – специального знака государственного образца обязательного страхования (пункт 2.1.1 Правил и пункт 2 Основных положений). Кроме того, пунктом 12 Основных положений на должностных лиц возложена обязанность контроля за допуском к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих страхового полиса.

25 сентября 2003 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 595 был утвержден пакет поправок к Правилам и Основным положениям, которые вступили в силу с 1 января 2004 г.

Поправки касались 13 пунктов Правил и 5 пунктов Основных положений. Суть этих поправок сводилась к следующему.

В пункт 1.2 для облегчения понимания отдельных положений Правил включено три новых термина («автопоезд», «опасность для движения» и «перестроение»). В частности, термин «перестроение» введен в связи с тем, что этот маневр неоднозначно понимается многими водителями, которые не считают нужным подавать соответствующие сигналы поворота при перестроении в пределах одной полосы движения (например, при взаимном перестроении или объезде какого-либо препятствия). Введение этого термина позволяет избежать конфликтных ситуаций при разборе ДТП и способствует повышению дисциплины на дорогах. Кроме того, была уточнена формулировка термина «прилегающая территория». Без внесенного уточнения из определения термина можно было сделать ошибочный вывод, что прилегающая территория не является дорогой и на нее не распространяются требования Правил со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.

Используемые в Правилах термины «остановочный пункт», «остановка», «остановочная площадка» заменены единым общим термином «место остановки».

Редакция подпункта 2.3.3 Правил была приведена в соответствие с Законом Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1, Федеральным законом «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ, Федеральным законом «О государственной охране» от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ и «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1 с учетом всех последующих изменений и дополнений, внесенных в эти законодательные акты.