Нетрадиционные формы работы с детьми и родителями. «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ.» консультация (группа) на тему

Наталья Фомичева
Нетрадиционные формы и методы работы с родителями

«Только вместе с родителями , общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье». В. А. Сухомлинского

Метод - (от греческого methodos - путь исследования или познания) - совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Форма – способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей , на укрепление взаимодействия учебного заведения и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала и развитие личностного потенциала каждого ребенка.

Методы работы : наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы делятся на активные и пассивные, на групповые и индивидуальные, а также на традиционные и нетрадиционные .

Нетрадиционные формы работы с родителями можно разделить на познавательные, информационно – аналитические , досуговые, наглядно – информационные .

К познавательным формам работы можно отнести :

«Семинар – практикум» не только знакомит родителей с какими – то понятием, но и в ходе собрания обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике . На семинарах-практикумах могут выступать не только воспитатель, но и родители , логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

«Родительский клуб » – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников. Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников.

Родительский клуб , как объединение родителей , воспитывающих ребенка, может поставить перед собой, например, следующие задачи :

Способствовать гармонизации детско-родительских отношений .

Содействие формированию благоприятного микроклимата в семье, способствующего максимальному раскрытию имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов.

Формирование партнерских взаимоотношений родителей с детским садом .

Содействие личностному и социальному развитию родителей , формирование навыков социальной активности и конструктивности.

Тщательная подготовка к каждому заседанию, четкий отбор материала, нетрадиционность форм , практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это может способствовать заинтересованности родителей к посещению клубных заседаний.

«Родительские собрания » . Обычно родительские собрания проходят традиционно – доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность – это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей . Это говорит о том, что необходимо пересматривать формы проведения родительских собраний . Для совершенствования проведения мероприятия можно использовать следующие новаторские формы :

«Педагогическая лаборатория» . Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель – ребенок – детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги.

«Читательская конференция» . Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций.

«Аукцион» . Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме .

«Душевный разговор» . Собрание рассчитано не на всех родителей , а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.) . Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят.

«Мастер – класс» . Собрание, на котором родители родителям родителям

«Ток – шоу» . Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения.

«Мастер – класс» . Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям , как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрание подводиться итог.

Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования, а также относится «Почта доверия» . «Почта доверия» - это почтовый ящик, куда родители могут положить записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы можно обсудить на родительских собраниях или заседаниях родительского клуба , либо в виде консультаций как в письменной, так и в устной индивидуальной формах . Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает встретиться с родителями лично .

Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Наиболее действенная форма для этого является посещение семей. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше , его пристрастиях и интересах и т. д. посещение приносит пользу родителям : они получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком и позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.

Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада , особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками . Можно постоянно оформлять групповые стенды типа «Для вас, родители » , содержащие информацию по двум разделам : повседневная жизнь группы – различного рода объявления, режим, меню и т. п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье.

С большим интересом родители рассматривают работы детей , выставленные на специальном стенде : рисунки, лепка, аппликации.

В разделе «Советы и рекомендации» под руководством психолога и социального педагога могут помещаться рекомендации по различным вопросам. Тематика материалов стенда должна зависеть как от возрастных особенностей, так и от особенностей семей.

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим можно путем проведения дней открытых дверей (к их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов , и социальных педагогов, и психологов, либо показ презентаций «Из жизни группы» , «Наша дружная семейка» , «В кругу семьи»

В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей . Темы папок могут быть разнообразными : от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.

Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей , побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями , а также более доверительные отношения между родителями и детьми . К данной группе форм можно отнести проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года» , «Лучший папа» , «Папа, мама, я - дружная семья» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому , что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию .

Также одной из результативных форм являются выставки совместного творчества, посещение театра, музеев.

Вопрос о сотрудничестве семьи и детского сада сейчас особенно актуален, т.к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи усугубляет проблемы семейного воспитания.

Задача, стоящая перед педагогом – всеми доступными ему средствами достичь взаимодействия и согласия с родителями в воспитании ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 44»

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

(ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ)

Подготовила: воспитатель

Капралова О.Н.

г.о. Саранск

Вопрос о сотрудничестве семьи и детского сада сейчас особенно актуален, т.к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи усугубляет проблемы семейного воспитания.

Задача, стоящая перед педагогом – всеми доступными ему средствами достичь взаимодействия и согласия с родителями в воспитании ребенка.

Исследования показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.

Изучение опыта работы дошкольных учреждений показывает, что работу с семьей педагоги считают необходимой и трудной, в то же время не все к ней готовы. Чаще общение педагогов строится «на уровне взаимных претензий», на формальном общении с родителями.

Если в ДОУ и семье к ребенку не предъявляются единые требования, даётся разная оценка его поведения, используются разные подходы к воспитанию, то у ребенка затрудняется формирование навыков поведения, привычек, представлений.

Самыми распространенными формами работы с родителями являются родительские собрания, родительские комитеты, индивидуальные беседы, консультации. Эти формы работы с родителями воспитанников всем уже знакомы. В своем выступлении я хочу остановиться на нетрадиционных формах сотрудничества с родителями воспитанников.

В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи.

Основными направлениями взаимодействия с семьей являются:

  • Изучение потребности родителей в образовательных услугах (для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации. С этой целью проводится анкетирование, социологические исследования, опросы, просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.)
  • Значимую роль во взаимодействии с семьей играет повышение правовой культуры родителей для усиления их ответственности и формирования сознательного отношения к воспитанию детей.

Повышение педагогической культуры родителей осуществляется по следующим направлениям:

  • изучение закономерностей развития ребёнка (особенностей физического и психического развития на разных возрастных группах);
  • знакомство с современными системами семейного воспитания;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям.

В работе с семьей воспитатели используют различные формы. Самым трудным моментом для всех является проведение родительских собраний. Но именно они помогают объединить родителей, нацелить их на эффективную помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Родительским собраниям нужно уделять особое внимание, тщательно готовиться к их проведению, анализировать каждое собрание.

Как правило, родительское собрание состоит из двух частей:

Общей (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссия и т.д.).

Проводится в режиме монолога организатора собрания.

Индивидуальной (по запросам родителей). Обычно это консультация с участием нескольких родителей по интересующим их вопросам.

Для проведения родительского собрания могут быть использованы нетрадиционные формы и методы в работе с родителями:

  • Лекция
  • Дискуссия
  • Исследование
  • Социально – педагогический тренинг
  • Психологический тренинг (игра)
  • Диагностика
  • Конференция
  • Практикум
  • Консультативный пункт
  • День открытых дверей

Лекция – изложение какой-то темы. Лекции могут быть организованы на самые различные темы по воспитанию детей.

Лекционная форма родителями не воспринимается.

Дискуссия – спор, обсуждение какого-то вопроса на собрании. Темы для обсуждения могут быть разными

Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было.

Важно иметь в виду форму дискуссии:

  • круглый стол – самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;
  • симпозиум – обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;
  • дебаты – обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды;

Организуя дискуссию, ведущий ориентирует участников на внимательное, непредвзятое отношение к различным мнениям, фактам и тем самым формирует у них опыт конструктивного участия в обмене мнениями, суждениями.

Практикум – практическое занятие по какому-то вопросу.

Остановимся на конспекте практикума «Возможности семьи в речевом развитии ребенка».

Цель: познакомить родителей с содержанием работы воспитателя по развитию речи детей дошкольного возраста. Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

Проведение практикума.

Предложить родителям обсудить факторы успешного речевого развития ребенка. С этой целью дать выбрать из предложенного перечня наиболее значимые, прокомментировать свой выбор.

  1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.
  2. Общение ребёнка со сверстниками.
  3. Строение артикуляционного аппарата.
  4. Речь взрослых – образец.
  5. Развитие мелкой моторики рук.
  6. Чтение детям художественной литературы.
  7. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Задание родителям.

Ознакомьтесь с проблемной ситуацией и предложите свой комментарий или ответ.

Предложить родителям познакомиться с содержанием раздела «Речь и речевое общение» в базисной программе развития «Детство». Дать прослушать аудиозапись с высказываниями детей, сделанную в начале учебного года до занятий. Спросить, какие ощущения возникали у родителей, когда они узнавали голос своего ребенка, слышали его речь?

На вторую часть встречи приглашаются дети. Они участвуют вместе с родителями в различных игровых упражнениях и заданиях.

Одной из форм работы с родителями являются конференции.

Конференция – итоговая форма работы с родителями. Она проводится, как правило, один раз в год. Её цель – обобщение и систематизация знаний, полученных родителями и другими членами семьи в результате работы детского сада по педагогическому просвещению.

Проведению конференций предшествует разносторонняя подготовительная работа.

  1. Обсудить с заведующей детского сада и представителями родительского комитета целесообразность предложенной темы. Наметить оргкомитет по подготовке к конференции.
  2. Выделить ответственных за подготовку выступлений педагогов и родителей, ответственных за подготовку выставки, организацию консультаций, оформлении помещения, культурную программу (выступление детей, персонала детского сада, родителей).
  3. Разработать обращение к родителям.

Психологический тренинг.

В начале встречи попросить родителей заполнить анкету, сделать короткое выступление, обосновывающее актуальность темы тренинга.

Родителям даётся задание, высказывания записываются на доске, в завершение делается резюме.

Дни открытых дверей. Организуется 2 раза в год. В эти дни родители могут посетить режимные моменты, занятия.

К нетрадиционным формам работы с родителями относятся: устные журналы, родительские гостиные, клубы по интересам, библиотека компьютерных игр, совместное творчество родителей, детей и педагогов.

Нельзя забывать о роли наглядной пропаганды в повышении педагогической культуры родителей.

Эффективной формой работы с родителями являются тематические выставки. На выставке используются разные материалы: книги, детские рисунки, самодельные игрушки, высказывания детей, фотографии и т.д.

Правильное сочетание всех форм работы с родителями (традиционные,нетрадиционные), наглядная пропаганда способствуют повышению теоретических знаний родителей, побуждают их пересматривать методы и приемы домашнего воспитания, правильнее оценивать разностороннюю деятельность детского сада.

Литература

  1. «Дошкольное воспитание», №2 – 2008.
  2. Т.А. Маркова, Детский сад и семья. М.: Просвещение, 1981.
  3. Е.П.Арнаутова, Педагог и семья. М.: Карапуз, 2002.

ВОПРОС № 1

Выберите наиболее верный ответ . Семейное воспитание – это…

  • воспитание детей в условиях семьи;
  • более или менее осознанные усилия по взращиванию ребенка;
  • управляемая система взаимоотношений и взаимодействий родителей с детьми, направленная на достижение желаемых результатов;
  • средство семейного образования;
  • форма общеобразовательной подготовки родителей.

ВОПРОС № 2

К методам активизации родителей относится?

  • доклад педагога;
  • вопросы и приведение примеров;
  • игнорирование ребенка;
  • диагностика;
  • контроль;
  • игра.

ВОПРОС № 3

Что относится к нетрадиционным формам общения педагога с родителями?

  • собрания;
  • конференции;
  • конкурсы;
  • информационные стенды;
  • беседы.

ВОПРОС № 4

Что относится к традиционным формам общения педагога с родителями?

  • телефон доверия;
  • конкурсы;
  • ток-шоу;
  • викторины;
  • консультации.

ВОПРОС № 5

Какие формы работы выделяются во взаимодействии педагогов с семьей?

  • индивидуальные;
  • подгрупповые;
  • коллективные;
  • традиционные/ нетрадиционные.

ВОПРОС № 6

К познавательным формам общения не относится…

  • собрания;
  • консультации;
  • устные журналы;
  • фольклорные праздники;
  • брейн-ринг.

АНКЕТА

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями»

Отвечать нужно быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

  1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
  3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
  4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
  5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
  6. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
  7. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
  8. Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?
  9. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
  10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
  11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
  12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
  13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
  14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
  15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
  16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

МБУ «Школа № 86» структурное подразделение

Детский сад «Веста»

От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

/Василий Александрович Сухомлинский/

ПАМЯТКА

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями

Подготовила:

Николаева Н.А.

педагог-психолог

Тольятти

Актуальность проблемы

Принципы работы с взрослыми

Основные функции ведущего

Главные элементы подготовительного этапа

Организация пространства

Виды и формы проведения

Методы активизации родителей

Методы активизации родителей

Приложение

1. Актуальность проблемы

Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов, как справиться с проблемой. Ощущение несостоятельности болезненно для большинства людей. В этом случае образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Деятельность педагогического коллектива не может остаться в стороне от меняющейся ситуации в социуме.

Взаимодействуя с семьей необходимо учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция - обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач.

2. Принципы работы с взрослыми

И воспитатель, и родитель - взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы. Воздействие нового знания на личность взрослого идет не просто, требует от него критической переоценки собственного опыта.

Мотивы и потребности в обучении родителей и воспитателей разные. И каждая группа требует подхода, понимания и владения принципами работы с взрослыми .

Отказ от критики участников

Обеспечение свободы мнения

Уважение плюрализма жизненных позиций

Удовлетворение познавательного интереса

Андрогогика - наука об образовании взрослых.

3. Функции ведущего

Руководящая функция. Ведущий осуществляет методическое обеспечение, предлагает программу встречи.

Экспертная функция. Ведущий помогает участникам провести анализ работы.

Аналитическая функция. Ведущий обобщает и комментирует происходящее.

Посредническая функция заключается в организации общения друг с другом.

Мобилизурующая функция. Ведущий мобилизирует усилия родителей на решение проблем. Создает условия для эффективного взаимодействия.

Консультирующая функция. Обеспечение родителей информацией .

4. Главные элементы подготовительного этапа

Выбор темы

Избираемая тема должна соответствовать потребностям и интересам большинства родителей. Тема должна быть достаточно серьезной, чтобы гарантировать заинтересованность.

Определение целей

В качестве целевых ориентиров могут быть избраны следующие:

Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала знаний по конкретному вопросу;

Содействие сплочению род. коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность д.с.

Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;

Пропаганда опыта успешного семейного воспитания. И т.п.

Изучение литературы по теме

Рассмотрение вопросов, невозможно без опоры на теоретические источники и накопленный опыт.

Проведение микроисследований (по желанию)

Удобнее всего использовать экспресс - методики. Каждый родитель обрабатывает тест самостоятельно по инструкции. Можно использовать шкалы (активность, актуальность, настроение). Простейшие анкеты, устные опросы.

Определение вида, формы, этапов встречи, способов и приемов совместной работы участников (см.далее)

Приглашение родителей и других участников (по желанию)

Приглашать родителей целесообразно заранее. Приглашение может быть устным и письменным.

Оборудование и оформление места встречи

5. Организация пространства

Организация пространства, имеет немаловажную роль, в процессе общения с родителями. Необходимо продумать расположение участников, расстояние между ними. По желанию можно использовать проектор (слайды, презентации, притчи). Стенды, доску, мольберт - разместив на них эпиграф, правила, таблицы и т.п.

Расположение участников друг против друга

Если мотивом общения выступает соперничество, то люди располагаются напротив друг друга. Такое расположение эффективно тогда, когда предстоит обсуждение, дискуссия, участники которой придерживаются противоположных точек зрения.

Треугольник

Такое расположение эффективно при обсуждении вопросов требующих равного вклада, когда необходимо прийти к общему мнению, организовать диалог. Ведущий выполняет функцию посредника.

Круглый стол

Используется для обсуждения проблем, требующих выражения мнения, организации дискуссии. Наиболее гармоничное расположение участников.

Полукруг или полуоборот

Эффективно когда основной мотив - сотрудничество .

6. Виды и формы проведения

Форма (лат. - forma) - устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.

Все формы с родителями подразделяются на

коллективные (массовые), индивидуальные;

традиционные и нетрадиционные.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наименование

Цель использования

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, анкетирования

«Почтовый ящик», «Ларец пожеланий», «Волшебный сундучок»

Индивидуальные блокноты

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы

Тренинги

Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме

Мини-собрания

Педагогический брифинг

Педагогическая гостиная

Читательская конференция

Устные педагогические журналы

Игры с педагогическим содержанием

Педагогическая библиотека для родителей

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники (КВН, ток шоу и т.д.)

Прогулки, экскурсии

Акции

Семейная мастерская

Выставки работ родителей и детей

Кружки и секции

Клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы

Наглядно

информационные

Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей

Альманахи

Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей

Дни (недели) открытых дверей

Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей

Выпуск стенгазет

Паспорт здоровья

Организация мини-библиотек

Общее родительское собрание ДОУ. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников . На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей .

Педагогический совет с участием родителей . Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.

Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей . Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.

Педагогический консилиум. Данная форм а помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации).

Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).

«Круглый стол» . Данная форма наиболее гармонична. Предполагает беседу, группы родителей, во время которой происходит обмен мнениями , обсуждаются актуальные проблемы воспитания можно приглашать специалистов.

Дискуссия - это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины, что позволяет прояснить мнение, позиции, установки и ценности участников.

Симпозиум. Данная форма подразумевает более формализованное обсуждение, в ходе которого родители и ведущий выступают с сообщениями, представляющими свою точку зрения, свое видение проблемы.

Родител ьская педагогическая лаборатория. Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель - ребенок - детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

Читательская конференция. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое - либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, собрание во 2 младшей группе кризис 3-х лет. Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют, как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка семейных советов»

Семинар - практикум. На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

Душевный разговор. Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок - левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка (нестандартного). Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

Мастер - класс. Собрание, на котором педагог и/ или родители демонстрируют достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце подводится итог.

Ток - шоу. Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения.

Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет - это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий.

Открытые занятия с детьми для родителей . Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

К таким «старым формам на новый лад» можно отнести:

«Дни открытых дверей». Дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него.

Презентация дошкольного учреждения . Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.

Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей.

Устный педагогический журнал . Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут. Достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, представлял значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, вы ставками рисунков, поделок, книг.

Вечера вопросов и ответов . Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

«Родительский университет». Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном.

Мини-собрания . Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.

Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»

Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.

Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно - развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д. Подобные формы : Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т.д.)

Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких традиционных совместных праздников и досугов. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).

Совместные походы и экскурсии . Основная цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

Благотворительные акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя, как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по - новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.

Уголок для родителей . Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей.

Выставки, вернисажи детских работ. Их цель - демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).

Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:

информацию о дополнительных занятиях с детьми

объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

просьбы о помощи;

благодарность добровольным помощникам и т.д.

Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий

Папки-передвижки. Формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т.д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.

Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.

Видеофильмы . Презентации. Фотовыставки. Семейные и групповые альбомы. Создаются по определенной тематике

Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

Доска объявлений. Доска объявлений - это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.

Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка - это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Индивидуальные формы взаимодействия с родителями

Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.

Педагогические беседы с родителями . Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Кроме того, беседы должны отвечать определенным требованиям:

быть конкретными и содержательными;

давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;

пробуждать интерес к педагогическим проблемам;

повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Как правило, беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ребенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать конкретные советы.

Посещение семьи. Основная цель визита - познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке.

Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа - это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

Индивидуальные блокноты , куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

Роль для родителей .

Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.

Методы активизации родителей

« Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

« Реверсионная мозговая атака, или Разнос» этот метод отличается от « мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

« Список прилагательных и определений» Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.

« Ассоциации» на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы) Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему « Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

« Коллективная запись» Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важные моменты по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.

« Запись на листах» При обсуждение проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

« Эвристические вопросы» К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения .

« Мини- эксперимент» Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого .

Приложение.

Примерное мероприятие.

Название: «Что наша жизнь?.. - Игра! Или «Полезные и бесполезные игрушки»

Форма: Дискуссия

Цель: Изучить влияние совместных игр в семье на развитие личности ребенка.

Показать родителям значимость игр и игрушек для полноценного развития ребенка.

Познакомить родителей с играми и игрушками, необходимыми ребенку дошкольного возраста.

Адресат: родители

Предварительная работа - Анкетирование родителей. Обработка результатов.

Оборудование - Лист регистрации. Листы А4. Ручки. Анкеты. Анкеты обратной связи. Бейджи. Наборы игрушек. По желанию мольберт, доска.

1.Приветствие

Игра Имена . Участники по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени. (Ольга - ослепительная)

Игра Цепочка имен. Участники называют свое имя и имена сидящих до него, каждый раз на одно имя больше. (Ольга, Борис, Нина. Ольга, Борис, Нина, Николай)

2. Дискуссия.

Примерные вопросы - игрушка… что она значит в нашей жизни? Зачем нужна игра?

Ведущий по завершению обобщает информацию (теория)

3. Анализ анкет. (По результатам предварительного анкетирования участников или родителей своей группы). Информация в целом в любом виде - сообщение, гистограмма, слайды.

4.Дискуссия о пользе и вреде старых и современных игрушек.

Родителям предлагают различные игрушки (матрешка, Барби, набор животных, человек Паук и т.д.) нужно разделить лист бумаги пополам и рассмотреть плюсы и минусы любой игрушки на выбор. Затем коллегиально выяснить полезность и бесполезность данной игрушки.

5. «Как оценить качество игрушки». Выступление ведущего.

6. Игровое упражнение «Выбери игрушку». Родители делятся на 3 команды и выбирают на выставке игрушек те, что способствуют:

Социально-эмоциональному развитию (животные, куклы, посуда, доктор, парикмахерская и др.)

Интеллектуальному развитию (кубики, конструктор, лото, домино и др.)

Физическому развитию (мячи, обручи, кегли и др.)

7. Рефлексия «Синтез информации». Участники называют все происходящее одним словом по кругу.

Анкета обратной связи.

Анкета для родителей (примерная)

любит ли Ваш ребенок играть?

В какие игры Вы играете дома с детьми?

Любимая игра ребенка - это…

Любимая игрушка - это…..

Какие игрушки Вы покупаете ребенку?

Чем Вы руководствуетесь при выборе игрушек?

Какие герои мультфильмов являются любимыми игровыми персонажами Вашего ребенка?

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 104 общеразвивающего вида» города Сыктывкара

Консультация на тему

«Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ.»

Подготовил: Воспитатель

Кидышина М. И.

«От того, как прошло детство, кто

Вёл ребёнка за руку в детские годы, что

Вошло в его разум и сердце из окружающего

мира – от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

/В.А. Сухомлинский/

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но как писал А.С. Макаренко: «Семьи бывают хороши и семьи бывают плохи. Поручится за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и в ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Для этого необходимо в своей работе использовать нетрадиционные формы общения с родителями.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов.

К формам общения педагога с родителями относятся:

  • информационно-аналитические
  • досуговые,
  • познавательные,
  • наглядно- информационные формы.

Информационно-аналитические формы (вопрос к воспитателям: «Как вы считаете, какие формы работы можно отнести к этой группе?») направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос; тесты; анкетирование; социальный паспорт; «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и сотрудникам д/с. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.

Досуговые формы («Что относится сюда?») – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. Эта форма может стать в детском саду культурным центром, сплачивающим родителей - единомышленников.

Семейные театры, концерты, игры - конкурсы с участием членов семьи, где дети смотрят на родителей и болеют за них. Игры: «Ярмарка», «Поле чудес», «Угадай мелодию», «Что, где, когда?», конкурс кулинаров «Сладкий час». Можно организовать интересные конкурсы «Успешный родитель», «Семья года». Как известно, единая цель и общие переживания сближают взрослых и детей.

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей. Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Нетрадиционные - это значит, на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших после работы родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный откровенный и деловой разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания.

Можно проводить собрания в различных формах.

«Читательская (педагогическая) конференция» Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания предлагается несколько высказываний классиков, и родители комментируют, как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд «Копилка семейных советов».

«Семинар – практикум» На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть, как воспитатель, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини- тренинги по само регуляции, игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, чтобы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.

«Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

На родительских собраниях нетрадиционной формы нужно использовать различные методы активизации родителей.

  1. «Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы. Принимаются все абсолютно варианты решения проблемы, даже нереальные.
  2. «Список прилагательных и определений» Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.
  3. «Коллективная запись» Каждый из участников получает лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в лист. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важных моментов, по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.
  4. «Хорошо-плохо»: предлагается высказать полярные мнения по одному вопросу, проблеме, например, что хорошего в наказании, и что в нем плохого.
  5. «Слово-эстафета»: родителям предлагается высказать самое главное о воспитании детей. Родитель, взяв предмет (мяч), должен продолжить предложения: «Чтобы у меня вырос(ла) хороший сын (дочь), я должен …….» и передает предмет по кругу. В результате высказываются все родители.
  6. «Шапка вопросов»: родители пишут друг другу вопросы-записки, которые кладут в шапку. Потом по очереди достают их оттуда и отвечают.

Наглядно – информационные формы необходимы, чтобы правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ.

Открытые занятия. Проведение открытых занятий в ДОУ может быть организовано по-разному. Например, в одном случае родители в качестве гостей посещают занятия, где преодолевается их поверхностное суждение об образовательном процессе в д/с, профессии воспитателя. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об образовании детей в семье. В другом случае родители могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т.д. Здесь папы и мамы выступают в качестве партнёров воспитателя. Также можно подключать их к участию в игровой, досуговой и трудовой деятельности детей.

Встречи с интересными людьми – это встречи с родителями разных профессий. Также родители могут познакомить детей с культурой своего народа через быт, традиции, фольклор, угощения.

Привлечение пап и мам к участию в субботников, озеленению, и постройки снежных городков на территории детского сада, так же принимать участие в смотрах – конкурсах.

Родительские уголки. Эта форма работы является традиционной. Для того, чтобы она была действительной, помогала активизировать родителей, можно и нужно ее разнообразить:

Создание газеты для родителей по каждой группе или по детскому саду с разными рубриками

Создание библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Игротеки: «Игры на кухне», «Игры нашего детства» и д.р.

Листы активности: они содержат материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Мероприятия по обмену опытом среди родителей «Копилка родительских советов»

Фотомонтажи

Информационные листы с развёрнутой информацией о каждом ребёнке, оформленные родителями совместно с детьми.

Выставки, оформленные с родителями: «Наши любимцы» - фото любимых животных, «Мая малая Родина» - конкурс фотографий родного края, «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» - фото детей на свежем воздухе в разное время года

Стенды, оформленные совместно с родителями: «Когда мы были маленькие…» - рассказы мам и пап, «Я умею, я могу, я люблю» - информация об умениях, достижениях, интересах ребёнка, «Устами младенца» - юмористические высказывания детей

Создание родителями альбомов после праздников

Семейные газеты: «Под крышей дома моего», «А это моё солнышко», «А это мы все на автомобиле едим в отпуск!», «Зимняя мозаика», «С Новым годом!»

Создание семейных книжек – малышек

- «Экран добрых дел»: хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное - не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Родительское собрание начинается, прежде всего, с подготовки:

1) выбор темы;

2) определение его целей и задач;

3) изучение научно-методической литературы;

4) проведения диагностического микроисследования;

5) определения вида, формы и этапов родительского собрания;

6) приглашения родителей и других его участников;

8) оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Формы проведения родительских собраний:

  • Круглый стол Проведение собрания в такой форме предполагает наличие стола, не обязательно круглого. Важно, чтобы он был, и за ним сидели и педагоги, и родители, и гости собрания.
  • Родительские конференции. Основная цель – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления.
  • Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Могут заканчиваться чаепитием и включают досуговые моменты.
  • Презентация. Такая форма предполагает знакомство с чем-либо или кем-либо. Презентация готовится заранее. Она может сопровождаться показом иллюстраций, фото-, видеоматериалами. Презентацию могут подготовить как родители, так и педагоги.
  • Видеозаписи, слайд-шоу. Просмотр видеофильмов, слайдов обычно очень нравится участникам собрания. Родители эмоционально реагируют на увиденное, появляется много вопросов, реплик, суждений, высказываний.
  • Аукцион. Родительское собрание проходит в форме предложения полезных советов по выбранной теме.
  • Лекция – семинар. Для проведения собрания необходимо определить его тему и ведущего. Ведущими собрания могут быть воспитатель, родители, приглашенные специалисты.
  • Душевный разговор. Это собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы: агрессивность, проблемы в общении со сверстниками, если он плохо справляется с развивающими заданиями и т.п.
  • Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.
  • Мастер – класс. Это собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мастер – класс может быть, как теоретическим, так и практическим.
  • Ток – шоу «Есть мнение». Собрание в форме ток – шоу подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения.
  • Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение.
  • Педагогический консилиум. Это собрание, на котором обсуждаются проблемы воспитания и образования, чтобы выбрать наиболее подходящие методики, игры, занятия, соответствующие разному возрасту детей.
  • Педагогический капустник. Это не собрание как таковое, а мероприятие, объединяющее воспитателей, детей, родителей. Может проходить как веселый концерт.
  • Дискуссии, КВН.

Памятка «Поведение педагога ДОУ на родительском собрании».

1. Снимите собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2. Дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Убедите родителей в том, что у детского сада и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Постарайтесь понять родителей, правильно определите наиболее волнующие их проблемы.

5. Словом и делом помогите родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формируйте у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других педагогов детского сада.

6. Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно.

7. Важно, чтобы родители всех воспитанников: и благополучных, и трудновоспитуемых, ушли с собрания с верой в своего ребенка.

Памятка

Десять секретов успешного проведения родительского собрания:

1. Выберите самый благоприятный день и час для проведения родительского собрания, постарайтесь, чтобы на это время не было запланировано никаких других важных дел, интересных телепередач и т.п.

2. Определите одну наиболее важную проблему и на основе ее обсуждения постройте разговор с родителями.

3. Расставьте столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Берегите время родителей. С этой целью установите регламент собрания и строго следите за его соблюдением.

6. Используйте игровые элементы, групповые формы и способы организации взаимодействия и общения.

7. Организуйте разговор за чашкой чая, что помогает сделать общение более непринужденным и откровенным.

8. Опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитарных родителей, на мнение членов родительского комитета.

9. Стремитесь к тому, чтобы на собрании было принято конкретное решение.

10. Придумайте вместе с родителями свои правила для участников собрания (например, снимать верхнюю одежду обязательно; не молчать; отвергая предложение (мнение), вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству).


классный родители воспитательный педагогический

Нетрадиционные формы работы с родителями.

И хорошее, и плохое человек получает в семье. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации.

Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенке нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Школа может сыграть существенную роль в воспитании подрастающего поколения, организовать творческий союз детей и взрослых:

ПЕДАГОГ - РЕБЕНОК - ВЗРОСЛЫЙ

Школа была, есть и останется организацией обеспечивающей обучающий и воспитательный процесс, реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Родители иногда не знают, как найти «общий язык» с ребенком, так как не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ работы педагогического коллектива по организации работы с родителями:

Перед школой стоят следующие цели:

ШКОЛА - Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми

Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков

Коммуникативная -обогащение опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей. В задачу этих же лиц входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и школы в целях воспитания учащихся, а так же:

  • 1. Составление характеристик семей обучающихся (социальный паспорт).
  • 2. Организация диагностической работы по изучению семей (использование разных форм и методов в изучении семьи).
  • 3. Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
  • 4. Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
  • 5. Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей.
  • 6. Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами. Вовлечение их в совместную с детьми социально-значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
  • 7. Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса (попечительский совет, родительский комитет и т.д.).
  • 8. Активное включение с семьей в работу с семьей педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей и т.д.
  • 9. Осуществление взаимодействия педагогов и родителей через информационно-педагогические материалы, выставки детских работ.

К традиционным формам работы с родителями относятся:

  • 1. Психолого-педагогические лектории
  • 2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (творческие дела, родительские собрания, индивидуальные тематические консультации, социологические опросы).
  • 3. Участие родителей в управлении школой (родительские комитеты, попечительский совет).
  • 4. Проведение брифингов (вопрос-ответ), круглых столов (обсуждение темы, обмен мнениями и опытом своей работы).
  • 5. Привлечение родителей к трудовым делам (субботники, участие в ремонте).

Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить родительские чтения, родительские вечера, тренинги, круглый стол. электронный журнал, Интернет-консультации, информационный лист ученика, портфолио учащегося.

Родительские чтения -- очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждения. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера -- форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2--3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер -- это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

  • · Первые книжки ребенка.
  • · Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
  • · Друзья моего ребенка.
  • · Традиции нашей семьи.
  • · «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное. Очень увлекательно проходят мероприятия под названием «Кладовая мастер -классов ». Вкусная и полезная еда для ребенка, идеи для дома, медицинская первая помощь, отдых с семьей,и многие другие темы мастер -классов дают возможность заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми.

Родительские тренинги. Родительские тренинги -- это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12--15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Родительский тренинг проводится психологом школы. Родительские тренинги -- одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной трактовке ответа на вопрос.

В практике педагогов нашей школы используются нетрадиционные формы проведения собраний.

Среди них:

Собрание - деловая игра имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и педагогами.

Работа родителей на собрании проходит по группам, которые могут быть такими: «дети», «администрация школы», «воспитатели», «родители», и в соответствии с полученным названием участники будут выполнять определенную роль в игре. Группу экспертов может возглавить школьный психолог. Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ ее решения. В конце игры проходит самооценка участников, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: работая с группой, я понял(а),что… Собрание - конкурсы могут быть проведены под такими названиями: «Папа, мама, я - читающая семья» или «Папа, мама, я - спортивная семья», на которых, получив информацию к размышлению о значении родителей в воспитании у детей любви к книге и спорту, участники могут тут же продемонстрировать свои успехи в данных областях.

Собрание - практикум не только знакомит родителей с какими - то понятием, но и в ходе собрания обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Например, одна из тем такого собрания может звучать так: «Как помочь ребенку стать внимательным», где участники знакомятся с понятием внимания и его основными свойствами, изучают и демонстрируют игры и упражнения по развитию внимания.