Объективные законы общественного развития и сознательная деятельность людей. Развитие: законы развития общества

Термин «социальное познание» интерпретируется как познание общества, социальных явлений и процессов, протекающих в нем. В этом смысле социальное познание отличается от познания других (не социальных) объектов и имеет следующие особенности:

1. общество является самым сложным из объектов познания, поэтому сущность социальных явлений и процессов, закономерные связи между ними обнаруживаются гораздо труднее, чем это происходит при исследовании неорганической и органической природы в рамках естественных наук;

2. социальное познание предполагает исследование не только материальных, но и идеальных, духовных отношений. Эти отношения не только являются неотъемлемой частью материальной жизни общества, но и по своей природе значительно сложнее и противоречивее, чем связи в природе;

3. в социальном познании общество выступает и как объект и как субъект познания, так как люди являются творцами своей истории, но они же и познают ее. Следовательно, субъект и объект познания совпадают. Это тождество не может быть оценено однозначно. С одной стороны, оно имеет положительное значение, поскольку процессы, протекающие в обществе, наиболее близки познающему субъекту и его непосредственному, личному и приобретенному жизненному опыту, что способствует глубокому осмыслению и правильному познанию этих процессов. С другой стороны, в совокупном объекте познания представлены разные, иногда диаметрально противоположные воли,интересы,цели. В результате и в сами исторические процессы и в их познание привносится определенный элемент субъективизма;

4. ограниченные возможности наблюдений и экспериментирования при изучении социальной действительности. В данном случае главным источником знаний становится исторический опыт, общественная практика.

Законы общественного развития - это объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса. Специфика общественных законов в том, что они реализуются только через деятельность людей, представляют собой результат этой деятельности. Законы общественного развития проявляют себя как тенденции.

54. Понятие общества. Общество и его структура.

Общество – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, причём члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности. Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность отдельного человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включённости в общество, чем в зависимости от включённости в общность. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством. Структура общества - это совокупность общественных отношений. Структурой обладают общество в целом и любая конкретная подсистема в его рамках. Причем всякая конкретная система в рамках «глобального» целого - общества - обладает своей специфической структурой, организацией, которая является конкретизацией более общей структуры, структуры, господствующей в обществе. Общество имеет свою структуру, чаще всего, рассматриваемую через его сферы: экономическую, политическую, правовую, институциональную, духовную, эстетическую и пр., в которых закрепляется какая-либо социальная функция деятельности человека. Философское познание системы общества выявляет входящие в него морфологические элементы: социальные отношения, социальные субъекты (классы, страты), социальные процессы, социальная мобильность, социальная динамика и пр. Одной из важнейших проблем современной социальной науки является отделение общества от государства, т.е. понимание их взаимосвязи через отношение подчинения: то ли государство является частью системы общества, то ли они тождественны.

Общественные законы - объективно существующая, повторяющаяся, существенная, связь явлений общественной жизни или этапов истории, процесса, характеризующая поступательное развитие истории. В самого начала развития философии и социологии отдельные мыслители приходили к идее закономерного характера исторического процесса (у Аристотеля - это учение о связи различных форм государства - монархии, демократии, тирании, олигархии, с определенными этапами развития общества, Боден и Монтескье выступали с обоснованием принципа связи между обществом и географической средой (проблема детерминизма в истории), теория исторического круговорота Вико исходила из того, что каждый народ, воспроизводя ступени жизни отдельного человека (детство, юность и зрелость) закономерно проходит 3 стадии развития - божественную, героическую и человеческую, после чего - стадия распада). Монтескье, Кондорсе, Гердер рассматривает развитие общества как закономерный процесс совершенствования разума, культуры.

Французский материализм (Гельвеций, Вольтер, Гольбах), хотя и стоял в целом на идеалистических позициях в объяснении истории, в своеобразной форме также подошел к признанию общественных законов. Огромное значение для развития идеи общественных законов. имели взгляды Гегеля, который, первый пытался показать развитие, внутреннюю связь истории. К пониманию закономерного характера истории подошёл Сен-Симон (индустриализм, социализм); теорию трех стадий (теологической, метафизической и позитивной) исторического развития выдвинул основатель позитивизма Конт.

Научное решение вопроса о законах общества было дано впервые с позиций материалистического понимания истории. Выделение производственных отношений, как первичных и материальных, позволило применить критерий повторяемости к явлениям истории. Это было условием открытия законов общества. Как установил основатели исторического материализма (Маркс, Энгельс), в общественной жизни действие законов проявляется в виде тенденций, т.е. законы определяют основную линию развития общества, не охватывая и не предопределяя множества случайностей и отклонений; именно через эти случайности и отклонения необходимость пробивает себе дорогу как закон. Поэтому в истории имеют место как динамические (причинно-следственные), так и статистические (вероятностные) закономерности. В применении к массовым общественным явлениям уместно говорить о статистической закономерности, допускающей индивидуальные отклонения, через которые прокладывает себе дорогу тенденция. Если же рассмотреть общую линию исторического развития, то выражающая её общесоциологическая закономерность выступает как динамическая (объективная, направленная линия, постепенный причинно обусловленный переход количественных изменений в качественные скачки). Исторический материализм (детерминизм) отвергает неокантианское отрицание повторяемости в общественных явлениях (Виндельбандт полагал, что поступки людей - уникальны, индивидуальны, неповторимы, потому и развитие истории непредсказуемо, стихийно) и вместе с тем не абсолютизируется повторяемость.

Объективный характер общественных законов состоит в том, что законы не создаются и не могут быть отменены людьми. Но люди могут познать их.

С точки зрения степени общности можно выделить три группы общественных законов: общесоциологические (проявляющиеся на всех этапах человеческой истории, напр., закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил); действующие в определенной группе формаций (напр., законы классовой борьбы в условиях антагонистического общества); свойственные отдельным формациям (напр., закон производства прибавочной стоимости при капитализме).

Признание общественных законов означает также и возможность их познания, а познание открывает возможность их использования в практической деятельности людей.

В отличии от природной социальная закономерность имеет ряд специфических черт:

1. Общественные отношения принимают форму общественных интересов, потребностей, целей. А это значит что социальные законы - законы не только материальной, он и духовной деятельноси.2. Поскольку общество одновременно является и объектом и субъектом, социальные законы - это законы челов. деятельности. Без человеческой деятельности, которая генетически первична, нет и не м. б. социальной закономерности. История - это деятельность преследующего свои цели человека.4. Спецификой социальных законов является их историчность. Вследствие того, что социальная эволюция протекает более быстрыми темпами, чем эволюции природы, общественные отношения и формы культуры более подвижны, чем геологические периоды. Социальный организм очень динамичен, и его законы позволяют уловить лишь общую тенденцию развития, а это создает малую вероятность установления строгих сроков наступления событий. Социальными законами в общем можно назвать следующие:

1. закон определяющей роли способа производства по отношению к другим сферам деятельности.

2. закон определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке (политике, науке, искусству, образованию).

3. закон соответствия развития производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил.

4. закон прогрессивной смены общественно-экономических формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая)

5. закон социальной революции

6. закон возрастающей роли народных масс в истории

7. закон относительной самостоятельности общественного сознания.

8. закон развития и роста потребностей в истории.

Проблема, связанная с социальными законами - имеет ли место свобода в обществе? В чем она выражается, если существуют социальные законы, выражающие объективный, необходимый ход истории? В природе необходимости противостоит случайность. В обществе с ней соотносится свобода. Свободе, полагают сторонники объективности социальных законов (исторический материализм), враждебны не законы, а беззаконие, хаос. И необходимость, и свобода в равной степени объективны, хотя их функциональная нагрузка и различна. Необходимость отражает нечто устойчивое, сохраняющееся, что выражается в законах сохранения (преемственности в истории). Свобода же отражает развитие (возможностей), появление нового, новых возможностей, но на базе необходимости. Необходимость выражает наличное, а свобода охватывает будущее, каким мир должен или может быть. Мировая история - это процесс возрастания степени свободы, но в каждый исторический период она имеет свои границы.

В неокантианстве при анализе социальных явлений, в противоположность историческому материализму, утверждается, что история и естествознание пользуются различными типами понятий и что все общие понятия истории - лишь "идеальные типы" (М. Вебер), идеализации (капитализм, феодализм, революция, застой), которые не являются отражением объективно существующего общего. Это и есть своеобразная форма отрицания общественных законов. В неопозитивизме, провозглашая необходимость "позитивной" науки, опирающейся только на эмпирические факты (практический опыт), историческое знание также оказывалось невозможно, так как оно не допускает опытной проверки (воспроизведения открытия). Карл Поппер ссылается на то, что поскольку в истории существуют не законы, а тенденции, постольку мы не можем получить точных выводов, ибо тенденции не дают для них достаточных оснований, и, следовательно, теоретические обобщения невозможны.

Раймон Арон (представитель экзистенциализма) приходит к выводу, что объективное исследование и причинное объяснение истории невозможны на том основании, что "исторической науки, истина которой была бы обязательна для всех, не существует". Понятия необходимости и закономерности он заменяет понятиями возможности и вероятности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Введение

Современные представления о человеческом обществе во многом основаны на системном подходе к его анализу. В философском аспекте системный подход означает формирование системного взгляда на мир, базирующегося на идее целостности, сложной организации и самодвижения исследуемых систем. Под системой обычно понимают совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и отношениях друг с другом.

Система обладает особыми системными качествами: порядок, организация системы как целого выше, чем ее отдельных элементов. Важными системными принципами также являются структурность -- возможность описания системы через установление ее структуры, т. е. сети связей и отношений системы, обусловленность функционирования элементов системы свойствами ее структуры. Всем этим признакам отвечает человеческое общество, представляющее собой сложноорганизованную систему высшего «органического» типа, суперсистему, или социетальную систему, включающую в себя все виды социальных систем и характеризующуюся структурно-функциональной целостностью, устойчивостью, равновесием, открытостью, динамизмом, самоорганизацией, самовоспроизводством, эволюцией.

С системной точки зрения общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей. В процессе совместной деятельности между людьми складываются многообразные иерархически выстроенные отношения, которые и есть структура общества. Общество как система обладает еще одной важной характеристикой - целостностью, то есть ему присущи свойства, которые нельзя вывести из свойств отдельных элементов. Уходят из жизни люди, сменяются поколения, но общество постоянно воспроизводит себя. Механизм воспроизводства предполагает наличие в структуре общества таких особо устойчивых отношений (инвариант системы), которые обладают значительной самостоятельностью по отношению к отдельным элементам и даже структурным звеньям.

Общество, как и любая живая система, представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой, обмена веществом, энергией и информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая его среда. И чтобы сохранить себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности, в первую же очередь потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер.

Самое большое, чего достигла домарксистская социология, было введение в науку понятия «социальный организм» (О. Конт). Ценность такого открытия несомненна. Однако общество не сводится к организму. В более широком плане, т.е. не только социологическом, но и философском, человеческое общество выступает как специфический вид объективной реальности и как особая ступень в космическом процессе.

Общественная жизнь в рамках марксизма была понята как высшая форма движения материи, возникшая на определенной ступени ее развития (саморазвития) и обладающая собственной логикой бытия. Последнее означает, что, хотя человеческое общество и является живой системой, оно качественно отличается от других живых систем, выступает и как объект, и как субъект материальной действительности. При этом объективное не равно материальному, а субъективное -- идеальному.

1. Законы развития общества и их специфика

философский материалистический марксизм общество

1.1 История развития взглядов на развитие общества в философской мысли

В современной социологии существует такое определение общества: «Общество - это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной деятельности» .

Первым и существенным признаком в данном определении являются слова «исторически развивающаяся». Что же представляет собой развитие общества?

В наиболее общем смысле развитие - это процесс движения от низшего (простого) к высшему (сложному), главной характерной чертой которого является исчезновение старого и возникновение нового.

При размышлении над историческим процессом возникают такие вопросы: является развитие общества, то есть история прогрессом и совершенствованием или же регрессом и упадком? Или, быть может, она представляет собой периодический или даже беспорядочно колеблющийся циклический процесс, в котором эпохи расцвета и упадка сменяют друг друга порой почти регулярно, порой же совершенно бессистемно? Или же она -- результат наложения всех этих составных частей, так что на некую однозначную тенденцию накладываются периодические или беспорядочные колебания?

В разные времена существовали различные взгляды на развитие общества. Так, Аврелий Августин считал, что в основе развития общества лежит некая божественная сила.

Гегель утверждал, что изменения социальной действительности детерминируются Абсолютной идеей, ее саморазвитием.

А. Тойнби, П.А. Сорокин, Н.А. Бердяев признавали духовную основу социального развития.

Исторический процесс имеет свою логику и законы -- говорят одни ученые: это объективные исторические закономерности, единство мировой истории, прогресс в развитии общества. Другие считают, что этого нет -- все явления и процессы уникальны и неповторимы. Поэтому нет закономерностей, нет единой мировой истории.

К сторонникам первого подхода можно отнести немецкого философа Г. Гегеля. Опираясь на предшествующие достижения в изучении развития общества и, в частности, на теорию общественного прогресса, идеи о единстве исторического процесса и многообразия его форм, Гегель выдвинул и обосновал, правда, с позиций объективного идеализма, принципиально новую и оригинальную концепцию об истории как закономерном процессе, в котором каждый период и эпоха, какими бы своеобразными и необычными они ни были, тем не менее в совокупности представляют собой определенную закономерную ступень в развитии человеческого общества. Взгляды Гегеля были весьма прогрессивны для своего времени.

1.2 Диалектико-материалистическая концепция развития общества

Несмотря на отдельные верные мысли, высказанные различными философами еще в древности, наука об обществе и законах его развития до марксизма не была создана. В конечном счете, философы во взглядах на общество оставались идеалистами, а их философские учения страдали рядом существенных недостатков.

Авторы различных концепций в лучшем случае рассматривали лишь идейные мотивы исторической деятельности людей, не исследуя того, чем они вызываются, не улавливая объективной закономерности в развитии системы общественных отношений, не усматривая корней этих отношений в уровне развития материального производства. Следовательно, они останавливались на поверхности явлений, в то время как задача науки -- проникнуть за часто обманчивую видимость и поверхность событий в их сущность, открыть их определяющие причины.

Домарксистские социологи между окружающей природой и обществом усматривали пропасть, не видя и не понимая того, что человек и, в известном смысле, человеческое общество, хотя и специфическая, но все же часть единого материального мира, а следовательно, и закономерности развития общества тоже объективны, несмотря на их специфичность.

Только преодолев недостатки во взглядах на развитие общества, можно было обосновать научное, диалектико-материалистическое понимание истории. Это было сделано Марксом и Энгельсом.

Социальная концепция марксизма исходит из основополагающего принципа о том, что в обществе, как и в природе, функционируют законы, в соответствии с которыми происходят социальные изменения. Это, конечно, не означает, что деятельность отдельного человека и общества в целом полностью детерминирована этими законами. Ни человек, ни общество не могут изменить эти законы, но в их силах познать эти законы и использовать полученные знания или на пользу, или во вред человечеству. Основные положения этих законов были сформулированы еще на заре становления исторического материализма. Их суть заключается в том, что «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производственных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления» .

Марксистское учение об обществе -- исторический материализм -- представляет собой результат распространения на общество законов материалистической диалектики. Так, например, диалектический закон единства и борьбы противоположностей, который указывает на внутренний источник всякого развития, применительно к обществу означает, что источником его саморазвития выступают социальные противоречия. Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот указывает на механизм развития. Развитие производительных сил происходит эволюционным образом (количественное изменение), тогда как производственно-экономические отношения сменяются скачком. Скачок происходит именно через революции (качественное изменение). Закон отрицания указывает на общее направление развития - отрицание предыдущей социально-экономической формации.

Кроме этого, классики марксизма открыли ряд социологических законов: определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию; приоритетной роли экономического базиса применительно к надстройке; соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил; прогрессивной смены общественно-экономических формаций; социальных революций; возрастания роли народных масс в истории; возвышения потребностей и др. При этом всюду действуют обратные связи, а поэтому проявляются законы: относительной самостоятельности общественного сознания и его активного воздействия на общественное бытие; активной роли надстройки по отношению к базису; обратного воздействия производственных отношений на производительные силы; наряду с формационными действиями общецивилизационных процессов; функционирования естественно-эволюционных самоналаживающихся процессов в жизни общества; на фоне возрастания роли народа, увеличения значения отдельных его субъектов, вплоть до личностей, как выдающихся, так и рядовых. Акцент на обратные воздействия, цивилизационные и естественно-эволюционные процессы - достижение в основном современной социально-философской мысли.

Ныне широкое признание получило понятие закона общества как философско-социологической категории для обозначения существенных, общих, необходимых, устойчивых, системных отношений социального бытия, формирование, функционирование и воспроизводство которых совершаются в процессе человеческой деятельности.

Законы общества, как и законы природы, объективны по своему характеру; их качественное отличие в том, что они есть законы человеческой деятельности и общественных отношений.

Проблема закономерностей общества и их использования продолжает оставаться в ряду наиболее актуальных. Однако здесь встречаются и противоречивые ситуации. Так, значительная часть политологов, политэкономов, социологов, философов на Западе предпочитает сейчас не пользоваться понятиями «закон общества» или отрицает его научный статус. В то же время многие из них профессионально анализируют существенные, необходимые, повторяющиеся отношения в различных сферах общественной жизни (т.е. фактические законы общества) и завершают исследования рекомендациями не столько апологетического характера, сколько имеющими теоретическую и практическую ценность.

П. Самуэльсон в качестве законов рассматривает повторяющиеся, необходимые связи, отношения в экономическом процессе жизнедеятельности общества, решающего проблемы что, как и для кого производить. Дж. Кейнс, В. Леонтьев, Дж. Гэлбрейт, П. Сорокин, Т. Парсонс, Д. Белл, А. Тоффлер и др. исследуют законы общества, анализируя существенные, необходимые, повторяющиеся отношения не только в экономической, но и иных сферах общественной жизни, при этом зачастую формулируют практические рекомендации. Г.С. Гурвич полагает, что социологические законы - это интегративная характеристика сложившихся комбинаций реальных ансамблей, они не могут претендовать на универсальность и неизменность, поэтому ориентироваться необходимо на микросоциологию, на изучение человека в конкретных ситуациях его деятельности. Социум, считает Гурвич, есть продукт коллективного творчества и волевых усилий людей. Общество должно стремиться к выработке механизмов, блокирующих нарастание в нем негативных тенденций (к этому ведет централизация, бюрократизация, технократизация социальной жизни). Идеал Гурвича - плюралистическая демократия, децентрализованное планирование экономики, «плюралистический коллективизм» на принципах самоуправления .

Диалектико-материалистическая философия различает законы общества по степени охвата сфер общественной жизни (социальное пространство) и степени продолжительности функционирования (социальное время). В связи с этим выделяются три основные группы законов. Это наиболее общие законы, они охватывают все основные сферы жизни общества и функционируют на протяжении всей человеческой истории (например, закон обусловленности способом производства материальной жизни существования и развития общества, закон взаимодействия экономического базиса и надстройки). Далее, это общие законы -- они функционируют в одной или в нескольких сферах и на протяжении ряда исторических этапов (закон стоимости, закон соответствия производственных отношений производительным силам и др.). Наконец, это специфические, или частные, законы, присущие отдельным сферам жизни общества и действующие в рамках исторически определенной ступени развития общества (закон прибавочной стоимости и др.) .

Ошибочно полагать, что все социальные законы открыты. С изменением условий одни законы отмирают, другие возникают. Например, на смену законам натурального обмена пришли законы товарно-денежных отношений.

Обнаружилось сходство законов природы и законов общества. Так, поведение отдельной частицы в физике описывается вероятностным образом, аналогично социолог описывает поведение отдельной личности. Поведение же большого числа частиц и людей подчиняется статистическим закономерностям. Вместе с тем в отличие от природной социальная закономерность обладает специфическими чертами. В развитии общества заключена не одна, а несколько возможностей, поэтому всегда актуальной остается задача определения реальной возможности, выражающей доминирующую тенденцию в развитии.

Общественные отношения и формы культуры более подвижны и преходящи, чем изменения в природе. Естественными являются пики и спады, возвраты, замедления и ускорения исторического движения.

Таким образом, с точки зрения материалистической философии социальные законы обладают рядом специфических черт.

1. Общественные отношения принимают форму общественных интересов, потребностей, целей, чувств и настроений людей, а это значит, что социальные законы -- законы не только материальной, но и духовной деятельности.

2. Поскольку общество одновременно является и объектом и субъектом, социальные законы -- это законы человеческой деятельности. Без человеческой деятельности, которая генетически первична, нет и не может быть социальной закономерности. История не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Г.В. Плеханов писал: «К сожалению, не всем еще ясна нелепость... противопоставления личностей - законам общественной жизни; деятельности людей - внутренней логике форм их общежития» .

3. Социальные законы по характеру своего проявления статистические, т.е. законы-тенденции. Такого типа законы функционируют там, где имеют место массовые случайные действия, явления (стохастические процессы). История «делается» таким образом, что конечный результат всегда получается от столкновения множества отдельных волеизъявлений, которые в конечном счете определяются конкретными жизненными обстоятельствами.

Каким бы ни был ход истории, люди делают ее так: каждый преследует свои собственные, сознательно поставленные цели, а общий итог этого множества действующих по различным направлениям стремлений, их равнодействующая есть исторические события, из которых и складывается ход истории.

4. Спецификой социальных законов является их историчность. Вследствие того, что социальная эволюция протекает более быстрыми темпами, чем эволюция природы, общественные отношения и формы культуры более подвижны, чем геологические периоды. Именно поэтому не должны создаваться утопические проекты, не должна конструироваться на свой лад история и не должны рассматриваться общественные законы раз и навсегда данными. Социальный организм чрезвычайно динамичен, и его законы позволяют уловить лишь общую линию развития, тенденцию, а это создает малую вероятность установления строгих сроков наступления событий .

Социальные законы отражают наличие социальной необходимости и объективного хода общественной жизни.

Действия социальных законов конкретизируются, прежде всего, общефилософскими категориями, которые применительно к обществу приобретают социальную окраску. Они обусловлены социальной формой движения материи. Таковы категории «социальная материя», «социальное время», «социальное пространство», «социальное противоречие», «социальное отрицание», «социальная революция», а также «общественное бытие» и «общественное сознание». В социальной философии возникают новые пары категорий -- «свобода» и «необходимость», «базис» и «надстройка», «объективные условия» и «субъективные факторы», а также «общественная формация», «способ производства» и др.

Объективность исторического процесса ярче всего проявляется в зависимости общества от природы и астрофизических факторов, что всегда подчеркивалось представителями философии космизма.

Критерий объективности социальной жизни, а значит, и социальных законов заключается в наличии социальной преемственности, так как каждое поколение начинает с той реальной основы, которая ему досталась.

Современная философия, используя идеи синергетики, подчеркивает, что действие социологических законов проявляется исподволь, исходя из собственных форм образования, собственных сил, способностей, потенций. Вместе с тем в динамике социума стихийно-спонтанное начало переплетено с целе-волевым началом, объективная заданность процессов и состояний соединена с субъективными устремлениями людей. Человек отдельным обусловленностям придает дополнительную энергию, к другим относится нейтрально, т. е. позволяет течь без его вмешательства, третьи направления потока пытается пресекать. Понимание места и роли человека в механизме социальной закономерности преодолевает упрощенные представления об автоматизме действия законов и их однонаправленности.

2. Природа и функции социальных противоречий и конфликтов

Основным источником развития общества диалектико-материалистическая концепция считает разрешение социальных противоречий и конфликтов. Что же представляет собой понятия «противоречие», «конфликт», каково их содержание и виды?

Под социальным противоречием в современной социальной философии и социологии понимается взаимодействие социальных слоев, групп, связанное с несовпадением их интересов и целей. Природа и суть его в том, что в процессе стремления удовлетворить, реализовать свои потребности, цели и интересы, действия одних социальных субъектов не соответствуют, не согласуются с действиями других. Причинами социальных противоречий и проблем могут быть: отсутствие средств и условий; препятствия на пути к цели; несогласованность целей между субъектами и т.д. Будучи различными, по уровню значимости противоречия на определенном этапе зачастую приводят к социальному конфликту.

Конфликтом (от лат. confliktus - столкновение) принято называть наивысшую стадию противоречия, когда существующие в противоречии противоположности превращаются в крайние противоположности, достигая момента отрицания друг друга. Социальный конфликт всегда связан с осознанием людьми противоречий своих интересов как членов тех или иных социальных групп с интересами других субъектов. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты.

Противоречия пронизывают все сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную, духовную. Обострение тех или иных противоречий создает зоны кризиса. Кризис проявляется в резком усилении социальной напряжённости, которая нередко перерастает в конфликт. Социологи марксистской и немарксистской ориентации отмечают, что конфликт есть временное состояние общества, которое можно преодолеть рациональными средствами.

Конфликт с точки зрения философии - категория, отражающая стадию (фазу и форму) развития категории «противоречие», когда существующие в противоречии противоположности превращаются в крайние противоположности, достигая момента отрицания друг друга и снятия противоречия.

Большинство ученых склонны считать, что существование общества без конфликтов невозможно, ибо конфликт является неотъемлемой частью бытия людей, источником происходящих в обществе изменений. Конфликт делает социальные отношения более мобильными. Под воздействием конфликтов общество может преобразовываться. Чем сильнее социальный конфликт, тем заметнее его влияние на течение социальных процессов темпы их осуществления.

Истоки исследования проблемы конфликта восходят к глубокой древности. Еще китайские философы в VII-VI вв. до н.э. видели источник развития природы и общества в борьбе противоположностей. Мыслители Древней Греции создали учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей.

Большое внимание исследованию конфликтов уделил Н. Макиавелли. В работах, посвященных римской истории, он рассматривает конфликты разного уровня и отмечает их положительную роль в общественном развитии.

Однако более основательно конфликт был рассмотрен А. Смитом. В 1776 г. вышла его работа «Исследования о природе и причинах богатства народов», в которой он писал, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество между ними. Последнее рассматривалось как движущая сила развития общества.

Большой вклад в осмысление социальных конфликтов внес Г. Гегель. Одной из их причин он считал социальную поляризацию между «накоплением богатства» и «привязанным к труду классом».

Уже в прошлом веке многие мыслители исходили из того, что конфликт - это реальность, неизбежное явление в жизни общества и стимул социального развития. Этих взглядов придерживались немецкий социолог М. Вебер, австрийский социолог Л. Гумплович и др.

С позиций исторического материализма рассматривали социальный конфликт К. Маркс и Ф. Энгельс, считавшие, что конфликты порождаются, прежде всего, социальным неравенством и проявляются в классовой борьбе. Именно классовая борьба не только неизбежна, но и необходима для обнаружения и разрешения противоречий капиталистического строя.

Маркс был первым философом, который рассматривал общество как объективную саморазвивающуюся реальность. Источником этого саморазвития являются противоречия и конфликты, прежде всего, в материальной жизни. «На известной ступени своего развития, -- пишет он, -- материальные производительные силы общества приходят в противоречия с существующими производственными отношениями, или -- что является только юридическим выражением последних -- с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции... Сознание надо объяснять из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями».

Следует обратить внимание на три принципиальных. Движущей силой развития общества выступает противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Социальная революция -- есть не политическая случайность, а закономерное проявление исторической необходимости. Сознание людей отражает реальные жизненные противоречия. Иными словами, независимо от субъективных желаний отдельных людей, правящих верхов массы думают и действуют в зависимости от характера противоречий прежде всего в материальной жизни. Изменяются противоречия и конфликты -- соответственно изменяются формы мышления людей, происходит переоценка ценностей. Если постоянно не учитываются материальные интересы масс, если противоречия нарастают и углубляются, то возникает революционное сознание, приводящее массы в движение, и через социальную революцию происходит радикальное изменение, качественное обновление общественных отношений.

Критики марксизма отмечают, что проблема конфликта в марксизме не получила всестороннего обоснования, ибо конфликты рассматривались этим учением только как столкновение между антагонистическими классами. К тому же в марксистской концепции абсолютизировались экономические отношения, считавшиеся главной причиной конфликта между классами и другими социальными группами.

Современное же понятие «социального конфликта» было впервые введено в научный оборот немецким философом Георгом Зиммелем, который так назвал одну из своих работ, изданную в первой четверти XX века.

Свое дальнейшее теоретическое обоснование проблема конфликта получила в XX в. При этом теория конфликта противостоит теории структурно-функционального анализа общества. Представители функционализма придерживаются равновесной, бесконфликтной модели общества. Согласно взглядам сторонников этого направления, общество представляет собой «систему», жизнедеятельность и единство которой обеспечиваются благодаря функциональному взаимодействию ее составных элементов, таких как государство, политические партий, промышленные объединения, профсоюзы, церковь, семьи и т.д.

Ральф Дарендорф создал теорию конфликтной модели общества исходя в того, что любое общество постоянно подвержено социальным изменениям и вследствие этого испытывает социальный конфликт каждый момент. В основе причины формирования и развития социальных конфликтов ученый видел конфликт интересов. Любое общество, по его мнению, опирается на принуждение. Для членов общества изначально характерно неравенство социальных позиций (например, в распределении собственности и власти), а отсюда и различие их интересов и устремлений, что вызывает взаимные трения и антагонизм. Дарендорф приходит к выводу, что социальное неравенство и порожденные им социальные противоречия создают социальную напряженность и конфликтные ситуации. Интересы субъектов непосредственно влияют на формирование конфликта. Поэтому, чтобы понять природу конфликта, необходимо, прежде всего, понять природу интереса и способы его осознания субъектами конфликта.

По мнению Дарендорфа, в основе социальных конфликтов часто лежат политические факторы: борьба за власть, престиж, авторитет. Конфликты могут возникать в любом сообществе, где есть господствующие и подчиненные. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп или сообществ людей. А отсюда и противоречия их интересов. Неравенство социальных позиций отражено в самой власти, которая позволяет одной группе распоряжаться результатами деятельности других групп людей.

Борьба за обладание и распоряжение ресурсами, за лидерство, власть и престиж делают социальные конфликты неизбежными. Конфликт воспринимается не как благо, а как неизбежный способ разрешения противоречий.

Дарендорф утверждает, что конфликты - это всепронизывающие компоненты общественной жизни. Их невозможно устранить только потому, что мы их не желаем, с ними надо считаться как с реальностью. Конфликты - источники инноваций и социальных перемен. Они не позволяют обществу застаиваться, так как постоянно создают напряжение. Согласно Дарендорфу, подавление и «отмена» конфликта ведет к его обострению. Поэтому задача состоит в том, чтобы уметь контролировать конфликт: он должен быть легализирован, институционализирован, развиваться и разрешаться на основе существующих в обществе правил.

Общая теория конфликта разрабатывается также американским социологом Кеннетом Эвартом Боулдингом, который написал работу “Конфликт и защита: общая теория” (1963). Он констатирует, что в современных обществах возможно и необходимо регулирование социальных конфликтов. Боулдинг считает, что конфликт неотделим от общественной жизни. Представление о сущности социальных конфликтов позволяет обществу контролировать их и управлять ими, предвидеть их последствия. По мнению К. Боулдинга, конфликт - это ситуация, в которой стороны понимают несовместимость своих позиций и стремятся опередить противника своими действиями. Конфликт выступает как вид социального взаимодействия, при котором стороны осознают свое противостояние и свое отношение к нему. И тогда они сознательно организуются, вырабатывают стратегию и тактику борьбы. Но все это не исключает, что конфликты можно и нужно преодолевать или ограничивать.

Все конфликты можно классифицировать по разным основаниям.

По своим функциям конфликты обычно делят на разрушающие (дезинтегративные) и созидающие (интегративные).

Разрушительные. Многие социальные конфликты являются высоко дестабилизирующими в социальных системах. Внутренний конфликт разрушает групповое единство. Забастовки могут оставить без работы тысячи людей и нанести серьезный урон промышленности, атомный конфликт грозит уничтожению человечества.

Даже когда конфликты достигают нового равновесия, когда образуются новые структуры, цена за это может быть очень большой. Тридцатилетняя война (1619-1648) установила принцип религиозной терпимости, создала новые социальные структуры, но она уменьшила население Германии по крайней мере на треть, принесла разрушения, оставила массу брошенных земель.

Говоря о интегративных, позитивных сторонах конфликта, следует отметить, что ограниченным, частным последствием конфликта может явиться усиление группового взаимодействия. В результате социального конфликта возможно скорейшее внедрение новой политики и новых норм. Конфликт может оказаться единственным выходом из напряженной ситуации.

Современная диалектико-материалистическая философия также уделяет значительное внимание выяснению роли конфликтов в развитии общества. Законы социального развития неизбежно приводят к возникновению разделенного (структурированного) общества. Социум расслаивается на социальные группы с различающимися, даже трудно совместимыми, доходящими до антагонизма интересами и притязаниями. Накал борьбы между отдельными личностями, группами, классами, государствами и т. п. умеряется их заинтересованностью в сохранении общих ресурсов для сохранения и дальнейшего развития человеческой цивилизации. Разделение (дифференциация) общества становится источником серьезных конфликтов, а необходимость устранения или локализации этих конфликтов превращается в источник новых напряженностей. Чтобы этого избежать, в обществе должны формироваться социальные и духовные механизмы сглаживания, смягчения неизбежных противоречий на основе использования разумных компромиссов.

Заключение

Таким образом, современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система.

Современная социальная философия выделяет четыре основных характеристики общества: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность.

Развитие общества происходит по определенным законам. Социальные законы есть необходимые связи между определенными сторонами и сферами общественной жизни.

С точки зрения материалистической философии общественная жизнь детерминирована, но, в отличие от природной, социальные законы обладают рядом специфических черт.

Применение диалектико-материалистического метода к анализу общественной жизни и ее истории позволил открыть целый ряд общесоциологических законов. Каковы же эти законы?

1. Закон определяющей роли способа производства по отношению к другим сферам деятельности.

2. Закон определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке.

3. Закон соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил.

4. Закон прогрессивной смены общественно-экономических формаций.

5. Закон социальной революции.

6. Закон возрастающей роли народных масс в истории.

7. Закон относительной самостоятельности общественного сознания.

8. Закон возвышения потребностей и др.

Мир социальных законов многолик. С изменением условий одни из них отмирают, другие формируются. (Например, закон смены формы). Поэтому нелепо полагать, что все социальные законы уже открыты, а социальная наука достигла завершенности.

Существует большое количество социальных законов частного порядка, которые действуют в определенных сферах общества и изучаются конкретными социальными науками (политэкономия, демография, политология, правоведение, искусствоведение, языкознание и т.д.). Но в любом случае независимо от масштаба действия социальные законы отражают наличие социальной необходимости и объективного хода общественной жизни.

Источником развития общества выступают социальные противоречия и конфликты. Конфликт с точки зрения философии - категория, отражающая стадию (фазу и форму) развития категории «противоречие», когда существующие в противоречии противоположности превращаются в крайние противоположности, достигая момента отрицания друг друга и снятия противоречия.

Между тенденциями движения социума к стабильности и к конфликтности имеется подвижное соотношение. Эти две линии динамики общества составляют единство пересекающихся и дополняющих друг друга противоположностей.

Список использованных источников

1. Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов. - Мн.: ТетраСистемс, 2002.

2. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. -- Изд. 2-е. -- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

3. Волчек Е.З. Философия: Учеб. пособие с хрестоматийными извлечениями - Мн.: Интерпрессервис, 2003.

4. Калмыков В. Н. Основы философии: Учеб. пособие - Мн.: Высш. шк., 2003.

5. Маркс К. К критике политической экономии /Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. - Т.13.

6. Философия: учеб, для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Ю. А. Харин - Мн. : ТетраСистемс, 2006.

7. Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общей ред. В.Л. Калашникова. - М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общество как философская проблема. Взаимодействие общества и природы. О социальной структуре общества. Специфические законы общества. Философские проблемы экономической жизни общества. Философия политики. Общественное сознание и духовная жизнь общества.

    реферат , добавлен 23.05.2008

    Проблема развития общества в истории философии. Исторический процесс в материалистической концепции Маркса. Вопрос смысла жизни человека. Понятие и виды социальной мобильности. Стратификация современной России. Форма правления, типы политических режимов.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2011

    реферат , добавлен 16.10.2010

    Природа как одна из сфер бытия, естественная часть мира и среда обитания человека. Природа в истории философской мысли. Динамика природы от неживой к живой. Понятие жизни как ценности. Взаимодействие общества и природы и философские проблемы экологии.

    реферат , добавлен 17.02.2011

    Экономическая жизнь общества как неотъемлемая часть общественной жизни и ее основные проявления. Объективные экономические законы. Экономические отношения и интересы. Взаимодействие объективных и субъективных сторон экономической жизни общества.

    реферат , добавлен 16.02.2008

    Предмет философии, ее проблемы, структура, функции и мирвоззренческий потенциал. Специфика философской картины мира. Принципы диалектики, ее законы, категории и смысл. Исторические типы и перспективы философской мысли, особенности ее развития в России.

    учебное пособие , добавлен 14.05.2009

    Развитие научных представлений об обществе, являющемся совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Основные свойства общества: системность, универсальность. Содержание идеалистической и материалистической концепций общества.

    контрольная работа , добавлен 21.06.2012

    Специфика русской философии, её основные формы и общие формальные особенности, выдающиеся представители. История становления философской мысли и этапы ее развития. Законы диалектики - учения о всеобщей связи. Сущность необходимости и случайности.

    контрольная работа , добавлен 12.07.2011

    Краткая история исследований феномена гражданского общества как философской проблемы. Раскрытие содержания всеобщей теории гражданского общества, её значение в социологии и политике. Экономические, политические и духовные элементы современного общества.

    реферат , добавлен 29.04.2013

    Материальная основа функционирования и развития общества, выраженная в трудах Маркса. Характер взаимодействия общественного бытия людей и их общественного сознания. Понятие "истинного" и "ложного" сознания. Принципы и законы материалистической диалектики.

Законы общественного развития и теория .
- 03.01.12 г. -

Законы общественного развития крайне важны для понимания жизни общества и для осмысления и проектирования его будущего, в т.ч. и для модернизационных теоретизаций .
В Новейшей философии законы общественного развития активно исследуются, в основном, в ее двух соответствующих науках: в современной политической экономии и в социальной философии Новейшей философии (экономические законы в общественных науках лишь декларируются и используются, в основном, как учебное пособие, а при анализе экономики и, тем более, планировании социально-экономического развития конкретной страны реально не учитываются, даже странно как-то).
На основе законов общественного развития не только прослеживаются общие тенденции развития общества и делаются прогнозы, но и осуществляется сочетание теоретического и практического; главное, для этого всего создается теоретическое основание, что очень важно для понимания и планирования развития общества, тем более, для осуществления модернизационного проектирования .
Но законы общественного развития имеют и гносеологическое значение: в частности, они являются одними из теоретических положений основания модернизационных теоретизаций .

Законы общественного развития - это достаточно сложное теоретическое положение.
Во-первых, науки не знают, что такое законы , и сводят их и их многообразие к повторяющимся явлениям, при этом попадая в двусмысленную ситуацию: ведь если законы есть, то надо указать, где они есть, и что они из себя представляют, а не редуцировать их только к их проявлению, к явлениям, т.е. необходимо, как минимум, идентифицировать самость законов и указать их «местоположение» - сферу, где они «существуют», из которой они «действуют», - чтобы понять их механизмы, что на основе материалистической парадигмы сделать невозможно. И наукам необходимо, по сути, отрицать законы, что, с другой стороны, невозможно и составляет неразрешимое противоречие.
Во-вторых, особенно трудно наукам с законами общественного развития. Это в СССР было все просто: все законы служили пропаганде движения к коммунизму, но, правда, так как не было известно, что такое закон, и марксизм-ленинизм был искажен, то вместо законов подсовывались лозунги КПСС и выслуживающихся ученых. И простота законов движения к коммунизму для СССР плохо закончилась. А на самом деле при обсуждении законов общественного развития в общественных науках возникли большие трудности: надо знать, что такое закон, как быть с его объективностью, особенно касающейся смены старого новым (в т.ч. капитализма , что совсем уж неугодно буржуазной экономической науке , которая поэтому и свелась к обсуждению трендов и графиков) и т.д. И усугубляющиеся голод, нищету, падение нравственности, кризисы и т.д. на фоне роскоши небольшой группы людей и заявлений чиновников о заботе о населении наукам тоже надо придумать, как объяснить. И др.

[«Модернизации диалектической теории функциональные возможности»].

Некоторые общие законы развития систем можно применять и по отношению к обществу. Когда мы говорим о системах, мы подразумеваем некое целое, которое составлено из частей и является единством. Единство это, что очень важно, не сводится лишь к составляющим его элементам.

Общество также является системой, представляет собой организованную совокупность людей. Все мы являемся его частью, поэтому многие из нас задаются вопросом о том, как происходит его развитие. Законы развития его можно обнаружить, рассмотрев источники прогресса. В обществе взаимодействуют между собой три сферы реальности, "миры", которые не сводимы друг к другу. Это, во-первых, мир вещей и природы, который существует независимо от сознания и воли человека, то есть он является объективным и подчинен различным физическим законам. Во-вторых, это мир, в котором предметы и вещи имеют общественное бытие, поскольку являются продуктами деятельности человека, его труда. Третий мир представляет собой человеческую субъективность, относительно независимые от объективного мира духовные идеи и сущности. Они обладают наибольшей степенью свободы.

Природа как источник общественного развития

В мире природы находится первый источник, обеспечивающий общественное развитие. Законы развития социума в прошлом часто формулировались с опорой на нее. Она является основанием существования общества, которое, взаимодействуя с ней, совершенствуется. Не стоит забывать и о том, что именно законы развития природы привели к появлению человека. Крупнейшие цивилизации, что характерно, зародились в руслах больших рек, а самое успешное в мире развитие капиталистической формации осуществлялось в государствах с умеренным климатом.

Следует отметить, что современный этап взаимодействия общества и природы отмечен понятием Его главной причиной стала установка людей на покорение природы, а также игнорирование границ ее устойчивости к антропогенным воздействиям. Люди закрывают глаза на основные законы развития, забывают обо всем в погоне за сиюминутной выгодой и не учитывают последствия. Следует изменить поведение и сознание миллиардов жителей Земли для того, чтобы и дальше природа могла обеспечивать нас необходимыми ресурсами.

Роль техники в развитии общества

Следующий источник - технологические детерминанты, то есть роль техники, а также процесс разделения труда в социальном устройстве. Они также обеспечивают социальное развитие. Законы сегодня нередко формулируют, беря за основу роль техники. Это и неудивительно - она сейчас активно совершенствуется. Однако, по мнению Т. Адорно, вопрос о приоритете техники и экономики - это вопрос о том, что появилось раньше: яйцо или курица. Это же можно отнести к типу и характеру труда человека, определяющим во многом систему общественных отношений. Особенно очевидно все это стало сегодня, когда наметились контуры Основное противоречие в данном случае возникает между преследуемыми человеком гуманными целями своего существования и несущим потенциальную угрозу миром информационной техники. Многие проблемы вызывает ее активное развитие.

Законы развития социума поэтому начинают пересматриваться, акцент делается на О ней мы сейчас и поговорим.

Духовная сфера как источник общественного прогресса

Маркс полагал, оставив в стороне "первичную" (исходную) ступень, а также "вторичные формы" общины, выросшие на ее форме, что применительно к эпохе классового общества и цивилизации античный, феодальный, азиатский и буржуазный (современный) способы производства можно назвать прогрессивными эпохами общественной экономической формации. В общественной науке СССР применялась упрощенная формула процесса исторического развития, подразумевающая переход первобытного общества сначала к рабовладельческому, затем к феодальному, после чего к капиталистическому и, наконец, к социалистическому.

Концепция "локальных цивилизаций"

Наибольшим признанием в философской мысли 19-20 веков пользуется концепция "локальных цивилизаций", которая была создана усилиями А. Д. Тойнби, О. Шпенглера и Н. А. Данилевского. Согласно ей, все народы делятся на цивилизованные и первобытные, а первые - еще и на культурно-исторические типы. Феномен, сформулированный как "Вызов-и-Ответ" представляет здесь особый интерес. Он состоит в том, что спокойное развитие вдруг сменяется критической ситуацией, которая побуждает, в свою очередь, к росту той или иной культуры. Авторы данной концепции совершили попытку преодоления в понимании цивилизации европоцентризма.

Системный подход

В последней четверти 20 века развит был подход, согласно которому мир представляет собой систему, в которой действуют законы развития человека и общества. Это связано с тем, что в данное время свою силу набирал процесс В мировом конгломерате можно выделить "периферию" и "ядро", образующие в целом "мир-систему", которая существует по законам суперформации. Главным товаром сегодняшнего типа производства стала являться информация и все связанное с ней. А это меняет, в свою очередь, представление о том, что исторический процесс - линейного типа.

Законы экономического развития

Это постоянно повторяющиеся, существенные, устойчивые связи между экономическими явлениями и процессами. Например, в законе спроса выражается обратная зависимость, существующая между изменением цены некоторого товара и спросом, который возникает на него. Как и иные законы жизни общества, экономические действуют вне зависимости от желания и воли людей. Можно выделить среди них универсальные (общие) и специфические.

Общие - те, которые действуют на протяжении истории человечества. Они функционировали еще в первобытной пещере и продолжают быть актуальными в современной фирме, а также будут действовать в будущем. Среди них можно выделить следующие законы экономического развития:

Повышения потребностей;

Прогрессивного развития экономики;

Возрастания альтернативных издержек;

Растущего разделения труда.

К постепенному увеличению потребностей неизбежно ведет развитие общества. Это значит, что со временем у людей растет представление о наборе благ, который они расценивают как "нормальный". С другой стороны, увеличивается стандарт каждого типа благ, которые потребляются. Первобытные люди, например, хотели иметь, прежде всего, много пищи. Сегодня человек, как правило, уже не заботится о том, чтобы не умереть от ее недостатка. Он стремится к тому, чтобы пища его была разнообразной и вкусной.

С другой стороны, по мере того, как удовлетворяются потребности чисто материальные, усиливается роль социальных и духовных. Например, в современных развитых государствах при выборе работы молодежь озабочена все сильнее не столько тем, чтобы зарабатывать больше (что позволяет изысканно одеваться и питаться), сколько тем, чтобы труд имел творческий характер, давал возможность самореализации.

Люди, стремясь удовлетворить новые потребности, совершенствуют производство. Они увеличивают ассортимент, качество и количество благ, производимых в экономике, а также повышают эффективность использования различных природных ресурсов. Данные процессы можно назвать экономическим прогрессом. Если существование прогресса в искусстве или морали оспаривается, то в экономической жизни он бесспорен. Его удается достичь с помощью разделения труда. Если люди будут специализироваться на производстве каких-то конкретных благ, то заметно возрастет общая производительность. Однако для того, чтобы у каждого человека был полный набор благ, необходимых ему, нужно организовать постоянный обмен между членами общества.

Редистрибуция и децентрализованный обмен

К. Поланьи, американский экономист, выделил 2 метода координации действий между участниками производства. Первый - редистрибуция, то есть обмен, централизованное перераспределение. Второй - рынок, то есть децентрализованный обмен. В докапиталистических обществах преобладал редистрибутивный продуктообмен, то есть натуральный, осуществляемый без использования денег.

При этом государство изымало в принудительном порядке часть продуктов, произведенных его подданными, у них для дальнейшего перераспределения. Не только для обществ средневековья и древности был характерен этот метод, но и для экономики стран социализма.

Еще при первобытном строе зародился рыночный товарообмен. В обществах докапиталистических он, однако, являлся в основном второстепенным элементом. Лишь в капиталистическом обществе рынок становится главным методом координации. Государство при этом активно поощряет его развитие, создавая различные законы, например, "Закон о развитии предпринимательства". Активно используются денежные отношения. Товарообмен осуществляется в данном случае по горизонтали, между производителями, которые равноправны. Каждый из них обладает полной свободой выбора в поиске партнеров по сделкам. "Закон о развитии малого предпринимательства" обеспечивает поддержку мелким фирмам, которым сложно функционировать в рамках растущей конкуренции.