Ограничения права на судебное обжалование. Виктор Городовенко: об ограничении права на апелляционное обжалование

Как оспорить постановление о лишении прав? Для современного автомобильного сообщества, на управление транспортным средством за нарушение правил дорожного движения – обычная практика.

Она применяется к тем водителям, поведение которых на дороге, манера управления своим автомобилем и отношение к другим участникам дорожного движения, вызывает резкий общественный резонанс и порицание. Это происходят, тогда когда имело место грубое нарушение правил дорожного движения.

Однако эта процедура имеет и обратную сторону медали. Зачастую итоги разбирательства по конкретному делу инспекторами ГИБДД и судьей, несмотря на кажущуюся беспристрастность и полноту проверки, могут быть не всегда объективными.

В этой статье:

Мировой суд лишил прав, стоит ли обжаловать дальше

Какой суд лишает водительских прав? Мировой. Лицу, в отношении которого вынесено несправедливое, на его взгляд, решение, остается один выход – обжаловать лишение водительских прав в вышестоящий суд.

Прежде всего, необходимо знать основания, по которым водитель может быть лишен права управлять автомобилем.

Ниже представлен список правонарушений, за которые, прав могут лишить на срок от нескольких месяцев до одного года :

  1. Управление автомобилем, не содержащим опознавательных номерных знаков о государственной регистрации.
  2. Превышение максимальной скорости движения позволено знаками и дорожной разметкой на конкретном участке более, чем на 60 км/ч.
  3. Неправомерный переезд через железнодорожные пути.
  4. Нарушение правил транспортировки грузов.
  5. Оборудование своего автомобиля атрибутикой, не производимой заводом-изготовителем.

За более серьезные нарушения, такие как :

  1. Управление ТС в состоянии алкогольного, наркотического опьянения – .
  2. Отказ от освидетельствования.
  3. Повторная попытка скрыться с места дорожно-транспортного происшествия.

Водительских прав можно лишиться уже на несколько лет, максимальный – 3 года.

Водителю, который собирается решать вопрос о возвращении ему права управления ТС в судебном порядке, следует помнить, что решение о запрете в его отношении него вынес именно судья.

Соответственно оспорить решение суда о лишении водительских прав можно только в вышестоящей инстанции.

Излишние претензии к сотрудникам ГИБДД не будут иметь никакого смысла, поскольку они лишь отражали зафиксированный ими факт правонарушения в соответствующих документах.

Впрочем, за ложные сведения, недостоверность которых была известна ему заранее, сотрудник Госавтоинспекции тоже подлежит привлечению к ответственности, установленной для таких случаев законом.

Как можно оспорить постановление о лишении прав

Мировой судья лишил прав, как обжаловать? Процедура отмены решения суда имеет практически обобщенный вид для всех случаев, за исключением некоторых различий, как правило, связанных, со сроками обжалования.

В вышестоящий судебный орган пишется жалоба, по форме установленной действующим процессуальным законодательством. В нашем случае это апелляционная жалоба на постановление суда.

Апелляция должна содержать просьбу пересмотреть решения нижестоящего суда ввиду его безосновательности и соответственно незаконности. Это касается лиц, которые по решению суда были лишены своих водительских прав.

Для этого необходимо написать апелляционную жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, касательно неправомерного решения судьи в вышестоящий суд в течение 10 дней с момента вручения или получения его на руки.

В апелляционной жалобе должны быть указаны следующие данные :

  1. Личные (паспортные) и контактные данные лица, подающего заявление.
  2. Правильное название апелляционного суда, в который подается данное заявление.
  3. Описательную часть, с указанием обстоятельств, при которых заявитель был остановлен сотрудниками ГИБДД. Их пояснения о необходимости применения административных санкций.
  4. Даты и времени судебного процесса, согласно постановлению которого, апелянт был лишен ВУ, с указанием данных судьи.
  5. Мнение заявителя о том, почему принятое в его отношении постановление не соответствует установленному законом порядку и является неправомерным.
  6. Просьба о рассмотрении указанной апелляции и вынесения более справедливого решения, с отменой постановления о лишении права управления ТС.

Обжалование лишения водительских прав происходит в районном суде. Апелляционная жалоба адресуется в городской суд, через мировой суд, который вынес постановление по делу об административном правонарушении. При этом госпошлина не платиться.

Сроки рассмотрения жалобы на постановление суда по административному делу

Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении осуществляется по правилам, изложенным в главе 30 КоАП РФ.

Жалоба рассматривается судом в течение 2-х месяцев. За это время им проводится комплексное разбирательство и дело рассматривается в полном объеме. При этом во внимание берутся доводы, изложенные в жалобе на постановление мирового суда.

На что лучше акцентировать внимание суда и можно ли отменить постановление о лишении водительских прав читайте далее по тексту.

Нарушения при составлении административного материала

При рассмотрении административного дела, проверяются и уточняются обстоятельства, по которым водитель действительно незаконно мог быть лишен права управления автомобилем.

К процессуальным нарушениям относятся :

  1. Сведения, указанные сотрудниками ГИБДД в протоколе о правонарушении, содержат неточную информацию.
  2. Административный материал составлен некорректно, с нарушением установленной законом процедуры и порядка привлечения лица к административной ответственности.
  3. Отсутствовали понятые, либо невозможно установить их личности.
  4. Лицо предоставило в суд, доказательства своей невиновности, но они не были приняты во внимание.

К примеру, когда человек обжалует лишение водительских от освидетельствования на том основании, что он был трезвый. Несмотря на это сотрудники безосновательно предлагали ему пройти освидетельствование на состояние опьянения.

Водитель указывал на то, что признаков опьянения у него нет, а в протоколе этих данных не содержится, хотя и есть отметка, что водитель от подписи отказался. При этом происходящее снималось на видео.

То это уже является недостоверным отражением фактов со стороны сотрудника и, соответственно, причиной, по которой апелляция может быть удовлетворена.

Вдобавок, если в ходе разбирательства будет обнаружено, что инспектором ДПС в протоколе было отражено то, чего на самом деле водитель не совершал, может стоять вопрос о дисциплинарном или уголовном наказании сотрудника, допустившего подобную вольность.

Такие ситуации имеют место, например, если водитель оспаривает лишение ВУ за нахождение в пьяном виде, когда на самом деле он был трезв.

Нарушения при рассмотрении административного дела в суде

Безусловно в рамках одной статьи не расскажешь во всех возможных нарушениях, которые допускают суды при рассмотрении административных дел. Вместе с тем, из сложившейся практики можно сделать вывод, суды работают как под копирку.

Основания, по которым возможно отменить постановление, при рассмотрении дела в мировом суде :

  1. Предвзятое отношение самого суда к водителю.
  2. Игнорирование со стороны судьи достоверных фактов, представляемых лицом во время процесса.
  3. Неверная трактовка позиции водителя в окончательном постановлении о лишении прав.
  4. Нарушение права на защиту, отказ в истребовании доказательств либо в вызове понятых.
  5. Рассмотрение дела в отсутствие лица, без доказательств его надлежащего извещения.

Выше перечисленное при умелом и грамотном подходе, может способствовать и привести к отмене постановления по делу об административном правонарушении. А значит, водитель останется с правами. Для многих это жизненно важно в силу профессиональной деятельности.

Как можно защитить себя

Увеличить свои шансы на успех, когда необходимо отменить постановление суда о лишении водительского удостоверения можно следуя таким рекомендациям.

  1. Нужно досконально знать правила дорожного движения и КоАП РФ в данной области не менее, чем на базовом уровне. Обращение в вышестоящий орган не должно быть основано только на личном убеждении в неправоте ГИБДД и суда.
  2. В апелляционной жалобе на постановление указываются все обстоятельства максимально подробно и в выгодном для себя свете. При составлении следует учитывать, что чем грамотнее изложены события, тем более благоприятное впечатление это произведет на судью.
  3. В ходе судебного процесса проявлять выдержку, оперировать фактами и не поддаваться негативным эмоциям.
  4. Консультативная и практическая помощь автоюриста будет являться гарантом соблюдения ваших прав в суде.

Следуя, нашим советам, есть шанс остаться с водительским удостоверением.

Обновлено: 11.07.2019 11052

Как обжаловать лишение водительских прав: порядок обращения в инстанции и особенности процедуры + возвращает ли верховный суд водительские права

Приветствую вас, друзья! В сегодняшней статье мы поговорим о том, возможно ли обжалование лишения водительских прав. Я думаю, все согласятся с тем, что вопрос изъятия заветной пластиковой карточки является больным для каждого водителя.

Поэтому всем будет интересно и полезно узнать о том, какие есть пути для спасения своего статуса водителя и как правильно их использовать. Начнем!

Начнем с хорошего – почти любой протокол можно оспорить. Как правило, он составляется в условиях, далеких от идеальных: на дороге, в спешке, в присутствии недовольного водителя. А так как инспекторы ДПС тоже люди, то вероятность допущения ошибки в оформлении всегда присутствует. Дело за малым: найти эту ошибку и максимально ее использовать в суде.

Даже если выиграть процесс не получилось, и вас все-таки лишили прав, данное решение всегда можно оспорить, подав жалобу в вышестоящие судебные инстанции.

Как подготовиться к обжалованию

Если вы планируете побороться за свои водительские права, важно еще на этапе составления протокола подготовить почву для будущего спора.

Чтобы повысить шансы на успешное обжалование, на месте составления протокола сделайте следующее:

  • Соберите максимально возможное количество данных с места остановки : запишите разговор с инспектором, сфотографируйте показания приборов, на основании которых вам предъявлено «обвинение».
  • Возьмите и сохраните контакты свидетелей , если это ДТП, а также не забудьте сделать собственные снимки положения авто и следов происшествия (осколков, протекторов и т.п.).
  • Запаситесь видеоматериалами. Если есть видеорегистратор, зафиксируйте информацию с него. Если поблизости расположены камеры видеонаблюдения (в придорожных магазинах, кафе, заправках и т.д.), попросите записи.

Важно! Если речь идет о ДТП, также можно вызвать независимого автоэксперта, который сделает собственное заключение об обстоятельствах происшествия, а также оценит размер полученного ущерба.

Чем больше материалов вы соберете, тем больше шансов на возврат своих водительских прав.

Посмотрите видео, в котором рассказывается о необходимых действиях в случае лишения прав:

Условия для обжалования

В соответствии с п.1. ст. 30.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП), решение, вынесенное судьей, может быть обжаловано. Чтобы данная процедура прошла успешно, и вы смогли вернуть свои документы, нужно соответствовать следующим условиям:

  • Соблюдение сроков – подать на обжалование в установленный законом период.
  • Анализ материалов – то, что вы подадите жалобу, в которой не будет содержаться новых фактов, ничего вам не даст. Поэтому важно перед обжалованием тщательно подготовиться и представить суду реальные основания, по которым нужно пересмотреть дело.
  • Подготовка доказательств , без которых эмоции о несправедливом решении и требования о пересмотре – это также пустая трата времени.

Возможные основания для обжалования судебного решения

Естественно, что нежелание водителя расставаться с правами не может являться причиной для отмены постановления. Чтобы подать на обжалование, нужны весомые основания, например:

  • Смягчающие обстоятельства, которые не были приняты во внимание в ходе судебного процесса.
  • Неверная квалификация правонарушения , по мнению водителя.
  • Ошибки при оформлении материалов по нарушению, если инспектор не заполнил какие-то поля, либо в документе нет всех требуемых подписей.
  • Недостоверность сведений, если протокол составлен на основании записей видеокамеры или показаний прибора (алкотестера или радара), можно сослаться на плохое качество, влияющее на достоверность сведений.
  • Наличие доказательств невиновности водителя , если они были обнаружены после вынесения постановления либо не были учтены судом.
  • Процессуальные ошибки, позволяющие решить, что судебный процесс был проведен с нарушениями законодательных норм. Например, не были заслушаны показания свидетеля, влияющие на исход дела.

Пример обжалования судебного решения на основании неправильного составления протокола

Водитель был остановлен за превышение скорости. Был составлен протокол на лишение, который был удовлетворен мировым судом. Сразу после вынесения постановления водитель подал жалобу в районный суд на основании отсутствия нарушения.

В доказательство он привел требование о назначении дополнительной проверки на основании того факта, что остановка водителя была произведена на промежуточном участке изменения скоростного режима. К моменту встречи с сотрудником ДПС он уже выехал из зоны ограничения скорости, а это значит, что правонарушение отсутствует.

Вышестоящий суд удовлетворил ходатайство о назначении проверки. После ее проведения слова ответчика были подтверждены, на основании чего решение мирового суда о лишении прав было аннулировано.

В каких случаях можно рассчитывать на переквалификацию наказания?

Согласно п.2 ст. 3.8 КоАП, лишение прав возможно на срок от 1 месяца до 3 лет. Но закон предусматривает смягчающие обстоятельства, при наличии которых возможна переквалификация наказания и замена лишения на административный штраф. К таковым относится:

  • Беременность водителя на момент нарушения.
  • Психологическое расстройство, подтвержденное документально.
  • Неисправность автомобиля, послужившая причиной нарушения.
  • Невозможность лишения прав по законодательным нормам, установленным в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Он регламентирует возможность ограничения водительских прав за , в том числе, при наличии задолженности по . Также здесь прописываются условия, при которых данное ограничение не допускается (п.4 ст. 67.1 № 229-ФЗ). Именно их можно использовать при обжаловании.

Куда подавать пакет документов на обжалование?

Порядок подачи жалобы регламентируется ст. 30.2 КоАП. В соответствии с п.1 настоящего закона, апелляция подается в суд, который вынес первоначальное постановление о лишении. Она будет зарегистрирована секретарем, а вам будет возвращена копия жалобы с отметкой о принятии (ФИО и должность лица, принявшего документ, а также дата принятия).

Апелляция будет направлена в вышестоящий суд в течение 3 дней с момента ее регистрации (п.1 ст. 30.2 КоАП). Так как вопрос лишении прав рассматривается в мировом суде, то апелляция, как правило, направляется районный суд того же округа.

Чтобы проконтролировать процедуру обжалования, позвоните в суд, в который должно быть направлено ваше заявление и уточните, получили ли они его. Также вы можете самостоятельно передать материалы для обжалования в вышестоящий судебный орган, минуя суд первой инстанции (п.3 ст. 30.2 КоАП).

Важно! Согласно п. 5 ст. 30.2 КоАП, жалоба на судебное постановление об административном правонарушении не облагается госпошлиной.

Какую жалобу подавать сразу – кассационную или апелляционную? Порядок обжалований судебных решений

Для начала следует определить разницу между этими двумя видами жалоб. Апелляционная подразумевает, что дело будет повторно рассмотрено с учетом вновь открывшихся обстоятельств. Таким образом, проводится проверка обоснованности и законности решения, вынесенного судом первой инстанции.

Что касается кассационной жалобы, она заключается в проверке законности и оспоримости судебного постановления. Получается, что это проверка того, насколько суд первой инстанции соблюдал все процессуальные нормы. Кассацию также можно подавать, если вы считаете лишение слишком суровым наказанием за свое правонарушение, а суд первой инстанции обжалование не удовлетворил.

Таким образом, если вы хотите обжаловать лишение водительских прав, вам нужно сначала написать апелляцию и только потом обращаться в вышестоящие органы.

Пример последовательного обжалования судебного решения

Водитель К. был остановлен сотрудниками ДПС за выезд на встречную полосу. Инспектор выписал протокол о лишении, который был удовлетворен мировым судом. Водитель К. подал апелляцию в районный суд, в которой утверждал, что нарушение ПДД было вынужденным, и предлагал выслушать свидетеля, который мог подтвердить данный факт.

К тому же, он представил доказательство того, что ТС является его единственным источником дохода (справку из службы такси).

Районный суд не принял новые обстоятельства к делу и оставил решение мирового судьи без изменений.

Тогда водитель К. обратился в областной суд с кассацией, в которой указывал обстоятельства, при которых произошло нарушение ПДД, а также нарушение процессуальных норм судом первой инстанции, которые выражались в том, что не были выслушаны свидетельские показания.

Заявитель также приложил справку с места работы, показания пассажира, подтверждавшего, что нарушение правил было связано со спешкой (ехали в аэропорт и опаздывали на самолет) и копию авиабилета. После повторного рассмотрения дела, жалоба была удовлетворена, и лишение было заменено на административный штраф в размере 5 тысяч рублей.

Обжалование в первой инстанции – апелляция

Это первая ступень обжалования, где нужно учитывать, что постановление о лишении начинает действовать после истечения срока, установленного для его обжалования. В данном случае он составляет 10 суток со дня вынесения решения.

Именно в этот период вы можете направить апелляцию и добиться пересмотра в суде первой инстанции своего вопроса о лишении. Инициирование процедуры обжалования останавливает срок вступления решения в силу до принятия постановления по поданному прошению.

Все это время вы можете пользоваться транспортным средством (ТС) без ограничений.

Таким образом, данный вид жалобы подается на судебные решения, которые еще не вступили в законную силу. В результате пересмотра может быть вынесено одно из следующих решений:

  • Первоначальное постановление остается неизменным , это значит, что производится лишение водительского удостоверения.
  • Выносится новое постановление, если оно не устраивает водителя, его также можно впоследствии обжаловать.
  • Дело снова передается в мировой суд после изучения жалобы вышестоящей инстанцией. Там оно еще раз рассматривается с учетом новых обстоятельств. В этом случае возможна переквалификация наказания.

Важно учитывать, что срок лишения прав начинает исчисляться с момента в ГИБДД. А так как на рассмотрение вопроса по обжалованию уйдет не меньше месяца, то в случае принятия отрицательного решения по вашему вопросу, получается, что вы сами растягиваете период, на который будете находиться в статусе пешехода. Именно поэтому так важно подавать апелляцию только в том случае, если вы уверены, что имеете достаточные основания для этого.

Пример отсрочки начала исполнения наказания из-за обжалования

Решением мирового суда от 22.03.2016 г. гражданин Н. был на 14 месяцев лишен права управлять ТС за выезд на встречную полосу. 25.03.2016 г. он подал апелляцию в районный суд и попытался обжаловать данное решение на основании неправильной квалификации правонарушения.

Он утверждал, что выезд на встречку был завершением маневра и требовал пересмотра дел. В результате дополнительного расследования было вынесено решение оставить постановление суда первой инстанции без изменений.

Данное решение вступило в силу сразу после его вынесения 13.05.2016 г. Учитывая срок рассмотрения апелляционной жалобы, а также время, потраченное на дополнительное расследование и повторное судебное заседание, срок исчисления лишения прав был приостановлен почти на 2 месяца.

Обжалование во второй инстанции – кассация

Данный вид жалобы может подаваться в течение полугода с даты последнего рассмотрения вопроса. Кассация направляется в Верховный суд субъекта РФ, например, в Президиум областного суда.

В заявлении также требуется указать, как именно были нарушены законодательные нормы в ходе рассмотрения дела. Необходимо подкрепить указания доводами, подтверждающими их. Кассация подается по количеству участников процесса (делается отдельная копия для каждого из них).

К жалобе необходимо приложить:

На каждом документе должна стоять синяя печать, подтверждающая его действительность и актуальность.

Поступившая жалоба подается на рассмотрение судье вышестоящей инстанции, который единолично выносит решение о приеме заявления либо отказе.

Важно! Процент отказов в приеме кассационных жалоб достаточно велик. Поэтому, если ваше ходатайство принято, шанс решения в вашу пользу существенно возрастает.

Обжалование в третьей инстанции – надзорная жалоба

Надзорным органом выступает Верховный суд РФ, куда жалоба направляется непосредственно самим водителем или его правовым представителем. Основанием для обжалования могут стать нарушения процессуального характера, допущенные в ходе рассмотрения дела судами первой и второй инстанций.

Срок подачи жалобы составляет 1 год с даты принятия решения по повторному рассмотрению дела.

Важно! При обжаловании на данном этапе не имеет значения вопрос вступления в законную силу постановления предыдущей инстанции.

Жалоба составляется в стандартном порядке с подробным указанием оснований для повторного рассмотрения дела и приведением подтверждающих фактов. К документу нужно приложить копии решений, вынесенных по вашему вопросу ранее.

Время рассмотрения жалобы в надзорной инстанции не более 1 месяца. Решение принимается судьей на основании доводов, изложенных вами в заявлении. По закону, допускается проверка дела в полном объеме в надзорном порядке, но на деле такое случается редко.

Зачастую данная инстанция является последней надеждой граждан, уверенных в несправедливости вынесенного постановления. Случаев, когда Верховный суд возвращает права на самом деле много, поэтому если обжаловать лишение иными способами не получилось, обращение в высшую судебную инстанцию является оправданным.

Что делать если обжалования постановлений во всех инстанциях не дало положительного результата

Если обращение в суды всех трех инстанций не дало положительного результата, вы будете признаны лишенным водительских прав на срок, указанный в последнем решении. В данном случае придется сдать пластиковую карточку в отделение ГИБДД и поставить авто в гараж или на стоянку до истечения периода лишения.

Если обжаловать постановление не получилось, можно попробовать подать . Это возможно, если помимо лишения за данное правонарушение предусмотрен еще один вид наказания, (например, штраф). Если применение других мер в данном случае невозможно (например, п.3 ст. 12.10 КоАП), подача ходатайства может способствовать снижению срока лишения до минимума.

Заявление направляется в вышестоящие инстанции. Так, если все три вида жалобы уже поданы, тогда данное прошение о нелишении или смягчении наказания подается в Верховный суд РФ.

Подведем итоги

Итак, варианты обжалования решения о лишении прав и особенности процедуры следующие:

  • Подача апелляционной жалобы в районный суд в течение 10 дней с даты принятия решения мировым судьей.
  • Подача кассационной жалобы в областной суд или Верховный суд субъекта РФ в течение полугода после неудачной попытки обжалования в первой инстанции.
  • Подача надзорной жалобы в Верховный суд РФ в течение 1 года с вынесения последнего постановления, если иные способы оспаривания судебного решения не дали результата.
  • Если вы пропустили срок обжалования , он может быть восстановлен . Решение принимает суд, рассматривающий данное дело.
  • При обжаловании нужно указывать только дополнительные обстоятельства, которые подтверждают возможность переквалификации наказания или его отмены.
  • Подготовка к обжалованию должна начинаться с момента встречи с инспектором , любая мелочь, которую вы зафиксируете, может помочь избежать лишения.

Заключение

Таким образом, обжалование лишения прав доступно каждому провинившемуся водителю. Даже если вы не смогли добиться успеха при первичной подаче жалобы, не стоит отчаиваться, у вас есть еще минимум две попытки.

Главное не забывать о том, что срок лишения начинает исчисляться только с момента сдачи удостоверения. Поэтому, если вы не уверены в своей правоте и возможности возврата прав, может не стоит тратить время, которое пойдет в счет наказания, на пустые споры?

Еще по теме:

Комментариев к статье: 20

    Евгений

    19.09.2018 | 08:40

    Здравствуйте попал в ДТП с пострадавшим лишили прав на срок 1год и 10 месяцев по статье 12.24 ч2 судья не дав слово высказать мне свое мнение удалилась для вынесения приговора были предоставлены справки о болезни матери связанные с передвижением во внимание она их не взяла возможно ли вернуть их при обжалование?

    Бахтиёр

    23.10.2018 | 00:38

    Конечно Евгений. И обжаловатт надо скорей

    Ирина

    04.03.2019 | 18:43

    Мариночка умница, всё грамотно и доходчиво, но ответа на свой вопрос не нашла, или скорее не совсем поняла до каких пор можно не сдавать права пока жалуюсь во все инстанции? До того момента пока не исчерпал все возможности на обжалования решение не вступит в законную силу, или уже после апелляции? Спасибо

    Андрей

    13.05.2019 | 16:45

    Добрый день! подскажите пожалуйста по моему вопросу — две недели назад, ночью я наехал на дорожный знак, был трезвый не справился с управлением автомобиля, так как только его приобрел. С места ДТП уехал, так как реально не знал что нужно вызывать ГИБДД, был не пьян. Утром позвонили с ГИБДД и вызвали в участок, составили протокол по статье 12.27 ч 2. С администрацией города по знаку вопрос решил и даже выдали письмо что претензий не имеют ко мне, подскажите стоит ли бороться за права, есть ли шанс? к мировой судье подходили мои знакомые, но она сказала что может дать только минималку 1 год, стоит ли мне после постановления о лишение на 1 год дальше обжаловать и вообще бороться?

    Алексей

    18.07.2019 | 22:20

    Здравствуйте!

    Подскажите пожалуйста, кассационная жалоба подается после вступления решения суда апелляционной инстанции в законную силу (получается после этого мы обязаны сдать в определенный срок права?!) и дальше продолжать бороться уже будучи пешеходами? Или когда мы подаем кассационную жалобу срок увеличивается до решения кассационной инстанции, а в дальнейшем и надзорной?

В соответствии со ст. 18 Конституции права и свободы чело века и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46 Конституции).

По смыслу ч. 3 ст. 55 и ч. 3 ст. 56 Конституции, право на судебную защиту не подлежит ограничению, поскольку ограничение это го права ни при каких обстоятельствах не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией целей.

Праву гражданина на судебную защиту корреспондирует предусмотренная в ч. 1 ст. 11 УПК обязанность суда, прокурора, следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, дознавателя обеспечить возможность осуществления этих прав, обязанность рассмотреть в разумные сроки жалобу по существу с доведением результатов до заявителя.

Содержание права обжалования, реализуемого в порядке статьи 123 УПК РФ, основано на том, что соответствующие действия и решения органов расследования не только затрагивают собственно уголовно-процессуальные отношения, но и порождают последствия, выходящие за их рамки, существенно ограничивая при этом конституционные права и свободы личности. Отложение проверки законности и обоснованности таких действий до стадии судебного разбирательства может причинить ущерб, восполнение которого в дальнейшем окажется неосуществимым.

Следует учитывать, что к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения относятся: потерпевший (п. 18 ч. 2 ст. 42 УПК); частный обвинитель (ст. 43 УПК); гражданский истец (п. 17 ч. 4 ст. 44 УПК); представители потерпевшего, гражданского истца (ч. 3 ст. 45 УПК).

К участникам уголовного судопроизводства со стороны защиты относятся: подозреваемый (п. 10 ч. 4 ст. 46 УПК); обвиняемый (п. 14 ч. 4 ст. 47 УПК); защитник (п. 10 ч. 1 ст. 53 УПК); гражданский ответчик в части, касающейся гражданского иска (п. 12 ч. 2 ст. 54 УПК); представитель гражданского ответчика (ч. 2 ст. 55 УПК).

К иным участникам уголовного судопроизводства относятся: свидетель (п. 5 ч. 4 ст. 56 УПК); эксперт (п. 5 ч. 3 ст. 57 УПК); специалист (п. 4 ч. 3 ст. 58 УПК); переводчик (п. 3 ч. 3 ст. 59 УПК); понятой (п. 3 ч. 3 ст. 60 УПК).

Исходя из смысла уголовно-процессуального закона, в качестве лиц, обладающих правом на обжалование действия (бездействие) должностных лиц органов уголовного преследования, могут быть признаны: поручитель (ст. 103 УПК); залогодатель, если им выступает не подозреваемый или обвиняемый (ст. 106 УПК); родственники, родственники или иждивенцы умершего реабилитированного (ст. 134 УПК); родственники покойного - при производстве следственных действий, связанных с осмотром трупа, эксгумацией (ст. 178 УПК); свидетели или их близкие родственники, родственники, близкие лица при контроле и записи переговоров (ст. 186 УПК); лица, в отношении которых действуют решения о мерах попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества (ст. 160 УПК) Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков). - 3-е изд., перераб. и доп. - «Издательство Юрайт», 2009. С. 245..

Следует учитывать, что интересы указанных лиц также могут быть существенно ограничены процессуальными решениями или действиями. В связи с этим они, при наличии иных условий, имеют право на обжалование в порядке предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.

При этом положение статьи 123 УПК РФ не препятствует допуску представителя к участию в рассмотрении жалобы потерпевшего на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда независимо от того, принимал ранее представитель участие в деле или нет.

Недопустимы ограничения права на судебное обжалование действий и решений, затрагивающих конституционные права граждан, лишь на том основании, что эти граждане не были признаны в установленном законом порядке участниками производства по уголовному делу, поскольку обеспечение гарантируемых Конституцией прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве должно вытекать из фактического положения этого лица, как нуждающегося в обеспечении конституционных прав и свобод.

Прокурор от имени государства осуществляет уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия). Руководитель следственного органа обладает контрольно-проверочными полномочиями по отношению к соответствующим его статусу органам предварительного следствия.

Прокурор, руководитель следственного органа, рассматривая и разрешая жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения должностных лиц органов предварительного расследования, обязаны тщательно проверять изложенные в обращении заявителей доводы и при необходимости истребовать уголовные дела и материалы доследственных проверок.

При получении заявления о применении незаконных методов расследования в ходе проверки сообщения о преступлении или производства предварительного следствия прокурор, начальник следственного органа обязаны незамедлительно проверять все доводы, приведенные заявителем. Выявив в результате проверки данные, указывающие на признаки преступления в действиях должностных лиц, с мотивированным постановлением направлять материалы в соответствующий следственный орган Следственного комитета при прокуратуре РФ для решения вопроса об уголовном преследовании Бабенко А. Рассмотрение судом жалоб на действия и решения органов расследования // Российская юстиция. - 2001. - № 8. - С. 32..

Прокурор обязан не допускать необоснованного направления адресованных прокурору жалоб на действия (бездействие) и решения следователей и руководителей следственных органов для разрешения в следственные органы.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор или его заместитель выносят постановление о полном либо частичном ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении, о чем уведомляют заявителя. Копия постановления об удовлетворении жалобы направляется руководителю следственного органа с требованием об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.

В том случае, если в жалобе наряду с другими доводами содержатся ходатайства о производстве следственных действий, в постановлении о разрешении жалобы прокурор отражает свое мнение об обоснованности данных ходатайств.

В случае удовлетворения жалобы прокурор, начальник следственного органа должны разъяснить право на реабилитацию или на обращение в суд за восстановлением нарушенных прав.

Положение ч. 3 ст. 124 в ее конституционно-правовом истолковании не допускает отказ дознавателя, следователя, прокурора, а также суда при рассмотрении заявления, ходатайства или жалобы участника уголовного судопроизводства от исследования и оценки всех приводимых в них доводов, а также мотивировки своих решений путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности, основания, по которым эти доводы отвергаются рассматривающим соответствующее обращение органом или должностным лицом.

Судебному обжалованию подлежат не любые действия (бездействие) и решения должностных лиц на досудебных стадиях процесса, а только те, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию (.

Проверка судом законности и обоснованности действий и решений должностных лиц, осуществляющих дознание или предварительное следствие, проводится в связи с жалобами заинтересованных лиц в случае, если обжалуемое действие (бездействие) не находится в прямой связи с содержанием обвинения, включающим выводы о фактических обстоятельствах дела, об оценке доказательств и квалификации деяния.

Закон, гарантируя участникам уголовного судопроизводства на досудебной стадии процесса право на обжалование в суд решений и действий должностных лиц органов дознания и предварительного следствия, определяет круг лиц, действия которых могут быть об жалованы (дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора). Имея в виду, что вопросы возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела может решать начальник подразделения дознания (ч. 2 ст. 40.1 УПК), заявитель вправе обжаловать действия и решения и его.

Вместе с тем не подлежат обжалованию действия и решения иных должностных лиц, полномочия которых не связаны с осуществлением уголовного преследования в досудебном производстве по уголовному делу (прокурора, поддерживающего государственное обвинение в суде, начальника следственного изолятора и т.д.). Действия указанных лиц обжалуются одновременно с решением, постановленным по результатам рассмотрения уголовного дела, или в порядке, установленном гл. 43, 45, 48 УПК и гл. 45 ГПК соответственно.

Обжалуются действия (бездействие) и решения должностных лиц только в связи с их полномочиями по осуществлению уголовного преследования на всех этапах досудебного производства, начиная со стадии возбуждения уголовного дела. Начало этой стадии следует исчислять с момента поступления одного из поводов, указанных в ст. 140 УПК: 1) заявления о преступлении; 2) явки с повинной; 3) сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников Винокуров А.Ю. Требование прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия // Адвокат. - 2008. - №4. - С. 31..

В качестве предмета обжалования указывает на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, постановление о прекращении уголовного дела, а также иные действия должностных лиц, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства и затруднить их доступ к правосудию.

К иным действиям (бездействию) и решениям, способным причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства, следует относить, например, постановление дознавателя и следователя о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, о применении к подозреваемому, обвиняемому мер процессуального принуждения, за исключением процессуальных действий, решения по которым в соответствии с ч. 2 ст. 29 УПК и ч. 3 ст. 35 УПК в досудебном производстве правомочен принимать суд; отказ лица, осуществляющего предварительное расследование, в удовлетворении ходатайства стороны защиты об установлении обстоятельств, имеющих значение для дела (установление очевидцев события преступления, проверка заявленного алиби и т.п.).

К таким действиям, при наличии на то предусмотренных законом оснований, также относятся:

Производство выплат, возврат имущества в порядке института реабилитации (ст. 137 УПК);

Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении (ч. 2 ст. 145 УПК);

Отказ подозреваемому или обвиняемому, его защитнику, а также потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям в допросе свидетелей, производстве судебной экспертизы и других следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для уголовного дела (ч. 3 ст. 159 УПК);

Постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (ч. 2 ст. 214 УПК);

Явное затягивание содержащимся под стражей обвиняемым и (или) его защитником времени ознакомления с материалами уголовного дела (ч. 3 ст. 217 УПК);

Отказ в удовлетворении заявленного ходатайства при ознакомлении с материалами уголовного дела (ч. 3 ст. 219 УПК);

Производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также наложение ареста на имущество, указанное в ч. 1 ст. 104.1 УК, выемки предмета залога в ломбарде, в случаях, не терпящих отлагательства, без получения судебного решения, при условии, что названные действия не были предметом последующей судебной проверки, реализуемой по правилам ч. 5 ст. 165 УПК Уголовный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов/Под общ. ред. В.М. Лебедева. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. С. 427..

К затрудняющим доступ граждан к правосудию следует относить такие действия (бездействие) должностных лиц либо решения, ограничивающие права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, которые создают гражданину препятствие для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права. К ним относятся, например, отказ в приеме сообщения о преступлении, постановление о приостановлении производства по делу, постановление о продлении срока предварительного расследования и др.

Суды должны иметь в виду, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 318 УПК следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа. Приведенное положение во взаимосвязи с положениями ч. 3 ст. 15, ст. 21, 87 и 88 УПК определяет процессуальную самостоятельность дознавателя, следователя на этапе предварительного расследования Анисимов Г. Некоторые вопросы места и роли прокурора в уголовном судопроизводстве на современном этапе совершенствования законодательства // Право и жизнь. - 2009. - № 10. - С. 23..

Принимая решение об отказе в удовлетворении жалобы заявителя на отказ в проведении следственных действий (в том числе приобщение к материалам уголовного дела собранных стороной защиты доказательств), суду следует учитывать, что следователь, дознаватель обязаны своевременно рассмотреть каждое заявленное по уголовному делу ходатайство в порядке, установленном гл. 15 УПК.

Судам следует учитывать, что согласно Конституции каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право на получение квалифицированной юридической помощи. Положениями ч. 2 статьи 125 УПК РФ предусмотрена возможность подачи жалобы в суд, как самим заявителем, так и его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

Жалоба подлежит рассмотрению районным судом по месту производства предварительного расследования. При этом судам следует иметь в виду, что указанное требование должно соблюдаться и в случаях, когда место производства предварительного расследования не совпадает с местом нахождения должностного лица, решение которого обжалуется (к примеру, прокурора или руководителя следственного органа). В случае поступления в суд жалобы с нарушением указанных положений судья направляет жалобу по подсудности, о чем выносит постановление и уведомляет лицо, ее подавшее.

Жалобы на действия должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, подлежат рассмотрению соответствующими судами того района, где дислоцируется оперативно-розыскной орган, принявший решение об их производстве.

Имея в виду, что требования к форме и содержанию жалобы на действие (бездействие) или решение должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, нормами УПК не урегулированы, неясные вопросы в описании и мотивировке требований заявителя должны уточняться судом в ходе рассмотрения жалобы по существу. При этом судам следует исходить из того, что положения статьи 125 УПК РФ не исключают право заявителя изменить и дополнить предмет и пределы обжалования при рассмотрении жалобы по существу в судебном заседании до удаления суда в совещательную комнату.

Если жалоба содержит недостаточно сведений, что препятствует ее рассмотрению (например, отсутствует наименование суда, в который она подается; данные о лице, подавшем жалобу, а также сведения о том, какие действия или решения обжалованы, либо жалоба не подписана заявителем; полномочия защитника или представителя заявителя не подтверждаются соответствующими документами), судья возвращает заявителю жалобу для устранения недостатков с указанием в постановлении мотивов принятого решения и разъяснением права вновь обратиться в суд. При этом нечеткость формулировок в части ее доводов и сути заявленных требований, отсутствие в приложении к жалобе копий процессуальных решений, которые обжалуются, не могут служить основанием для возвращения ее заявителю Анисимов Г. Некоторые вопросы места и роли прокурора в уголовном судопроизводстве на современном этапе совершенствования законодательства // Право и жизнь. - 2009. - № 10. - С. 23..

С учетом того, что заявителем жалоба может быть подана одновременно в суд на основании ст. 125 УПК, а также прокурору и руководителю следственного органа на основании ст. 124 УПК, судам следует выяснять, не обращался ли он с жалобой по тем же основаниям к прокурору или руководителю следственного органа и не имеется ли решения об удовлетворении такой жалобы.

Если при принятии жалобы либо при проведении судьей подготовительных действий к ее рассмотрению будет выявлено, что жалоба с теми же доводами уже удовлетворена прокурором либо руководителем следственного органа, то суд в связи с отсутствием основания для проверки законности и обоснованности действий (бездействия) или решения должностного лица, осуществляющего предварительное расследование, выносит постановление об оставлении жалобы без рассмотрения, поскольку она уже рассмотрена другим правомочным органом.

В тех же случаях, когда заявитель не согласен с решением прокурора или руководителя следственного органа либо его требования удовлетворены частично, суд вправе рассмотреть такую жалобу.

В случаях, если жалоба отозвана заявителем, судья выносит постановление о прекращении производства по жалобе ввиду отсутствия повода для проверки законности и обоснованности действий (бездействия) или решения должностного лица, осуществляющего предварительное расследование.

Судам при принятии жалобы необходимо выяснять, не завершено ли предварительное расследование по уголовному делу и не направлено ли оно в соответствии со ст. 222 УПК или п. 1 ч. 1 ст. 226 УПК прокурором для рассмотрения в суд. Если уголовное дело ко времени подачи жалобы направлено в суд, то проверка законности и обоснованности процессуальных действий должностных лиц, принятых при расследовании дела, осуществляется одновременно с рассмотрением дела судом первой инстанции, а не в порядке ст. 125 УПК Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков). - 3-е изд., перераб. и доп. - «Издательство Юрайт», 2009. С. 245..

Судам также следует учитывать, что из предписаний ст. 45 и 46 (ч. 1 и 2) Конституции не вытекает необходимость обеспечения проверки судом - после вынесения приговора - законности и обоснованности действий (бездействия) и решений органов предварительного расследования в процедуре, предусмотренной ст. 125 УПК, поскольку такая проверка осуществлена судом в ходе рассмотрения дела по существу. При установлении данных обстоятельств суд выносит постановление об оставлении жалобу без рассмотрения, с указанием порядка обжалования приговора или иного судебного акта, постановленного по существу рассмотрения уголовного дела.

Решение прокурора по окончании проверки об отказе в возобновлении производства может быть обжаловано в суд в порядке ст. 125 УПК. Иной вид решений (отказ в возбуждении производства) обжалуется в суд, который в соответствии со ст. 417 УПК правомочен решать вопрос о возобновлении производства по данному уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (ч. 3 ст. 416 УПК).

В случае, если заявитель, содержащийся под стражей, ходатайствует об участии в рассмотрении его жалобы, судам надлежит принимать меры для обеспечения его явки в суд для личного участия в судебном заседании, поскольку он обладает правом обосновывать свою жалобу, а в заключении выступить с репликой.

Если осужденный, отбывающий наказание в виде лишения свободы, настаивает на своем участии в судебном заседании, где рассматривается его жалоба на решения и действия (бездействие) следователя, прокурора, это право может быть обеспечено судом в случаях, когда, по мнению суда, это необходимо для защиты прав личности и достижения целей правосудия. В остальных случаях судам надлежит принимать меры для представления возможности осужденному доведения до суда своей позиции по рассматриваемому судом вопросу путем предоставления письменного объяснения, допуска к участию в деле его адвоката или его назначения, представителей или иным предусмотренным законом способом Уголовный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов/Под общ. ред. В.М. Лебедева. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. С. 427..

Лица, вызванные в судебное заседание, вправе представить в суд необходимые, по их мнению, материалы в обоснование жалобы. При подготовке к рассмотрению жалобы суд вправе истребовать по ходатайству заявителя или по собственной инициативе через дознавателя, следователя или прокурора материалы, послужившие основанием к отказу в возбуждении уголовного дела или прекращению уголовного дела, а также иные материалы, необходимые для проверки доводов жалобы. Результаты исследования представленных материалов должны быть отражены в протоколе судебного заседания.

Исходя из положений ч. 2 ст. 241 УПК, судья как по собственной инициативе, так и по ходатайству участвующих в деле лиц может принять решение о рассмотрении жалобы в закрытом судебном заседании. В постановлении о проведении закрытого разбирательства должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, на основании которых суд принял данное решение.

Суду при разъяснении явившимся в судебное заседание лицам их прав надлежит исходить из принципа состязательности и равенства прав участников уголовного судопроизводства (ст. 15 УПК), согласно которому стороны вправе принимать активное участие в судебном заседании (заявлять отводы, ходатайства, представлять документы, знакомиться с позицией другой стороны, давать по этому поводу объяснения, обжаловать решение суда, а заявитель по мимо того - обосновать свою жалобу и выступить с репликой).

Суду следует исходить из того, что в любом случае заявитель обладает основополагающими правами участника уголовного судопроизводства, такими, как:

Отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК;

Давать показания на родном языке или языке, которым он владеет; пользоваться помощью переводчика бесплатно; иметь представителя; получать копии судебных решений;

Участвовать в судебном разбирательстве по его жалобе в судах всех инстанций; обжаловать постановление, определение суда Уголовный процесс: Учебник для вузов. (под общ. ред. В.И. Радченко) - 2-е изд., перераб. и доп. - «Юридический Дом «Юстицинформ», 2006. С. 372..

Если заявителем обжалуется постановление о прекращении уголовного дела, то при проверке такой жалобы суду следует, не давая оценки имеющимся в деле доказательствам, выяснять, проверены ли и учтены следователем все обстоятельства, на которые указывает в жалобе заявитель, и могли ли эти обстоятельства повлиять на вывод следствия касательно оснований прекращения уголовного дела. По результатам разрешения такой жалобы судья не вправе делать выводы о доказанности или недоказанности вины, о допустимости или недопустимости доказательств и приводить мотивы в обоснование таких выводов, а вправе принимать решения, основываясь лишь на выявленных нарушениях процессуальных норм.

Судам при оценке законности и обоснованности решений, связанных с возобновлением прекращенных уголовных дел, надлежит исходить из необходимости обеспечения и защиты как интересов правосудия, прав и свобод потерпевших от преступлений, так и прав и законных интересов лиц, привлекаемых к уголовной ответственности и считающихся невиновными до тех пор, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда, и недопустимости сохранения для лица, в отношении которого дело было прекращено, постоянной угрозы уголовного преследования, а значит, и ограничения его прав и свобод. Это предполагает и недопустимость многократного возобновления по одному и тому же основанию (в частности, по причине неполноты проведенного расследования) прекращенного уголовного дела.

При рассмотрении жалобы на незаконность постановления о предъявлении обвинения судья не вправе входить в оценку существа предъявленного обвинения, проверять наличие достаточности доказательств для предъявления обвинения. По таким жалобам предметом рассмотрения являются факты нарушения норм УПК, стесняющих право обвиняемого на защиту, а также требований ч. 2 ст. 171 УПК, предъявляемых к составлению этого процессуального документа. Постановление о привлечении в качестве обвиняемого может быть признано незаконным, например, в случае, если предъявленное обвинение не конкретно, содержит лишь формулировки закона, по которому квалифицируются действия обвиняемого, без указания конкретных действий привлеченного к уголовной ответственности лица и наступивших вредных последствий.

§ 4. Правовые последствия принятия решения об удовлетворении ходатайств и жалоб различными субъектами уголовного процесса

Подготовка дела к апелляционному (кассационному) рассмотрению делится на две части. Первая из них производится судом первой инстанции, а вторая - судами апелляционной или кассационной инстанций.

Установленный уголовно-процессуальным законом порядок, при котором кассационные жалоба или представление приносятся через суд, постановивший приговор, вынесший иное судебное решение, призван обеспечить более быструю и оперативную подготовку рассмотрения дела судом кассационной инстанции и более полное обеспечение прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства; он не предполагает лишение кого-либо из заинтересованных лиц возможности обжаловать затрагивающее его права и свободы судебное решение и получить по данной жалобе соответствующее решение вышестоящего суда.

Подача жалобы или представления сама по себе не означает автоматического возбуждения апелляционного или кассационного производства. В их принятии может быть по разным причинам отказано (отсутствие права обжалования, например, родственниками взрослого осужденного, пропуск срока и т.д.). В таких случаях судья выносит постановление об отказе в принятии жалобы и ее возвращении, что означает отказ в возбуждении апелляционного (кассационного) производства, который сам по себе может быть обжалован Червоткин А.С. Апелляция и кассация. Пособие для судей. - Проспект, 2010. С. 41..

Допуск жалобы к рассмотрению не требует вынесения отдельного процессуального решения, обычно он оформляется письменной резолюцией судьи на самой жалобе (представлении). С этого момента начинается та часть подготовки дела к апелляционному (кассационному) рассмотрению, которая производится судом, вынесшим решение.

Принятие судьей жалобы или представления приостанавливает приведение приговора или иного итогового судебного решения в исполнение, за исключением случаев, предусмотренных законом. По уголовному делу, по которому приведение судебного решения в исполнение приостановлено, запрещено направлять для отбывания меры наказания лицо, осужденное к лишению свободы и находящееся до вступления приговора в законную силу под стражей; обращать к исполнению другие основные и дополнительные меры наказания, а также судебные решения в части гражданского иска и взыскания судебных издержек.

Исключения из общего правила о приостановлении исполнения судебного решения предусмотрены прежде всего ст. 311 УПК. В соответствии с содержащимися в ней требованиями подсудимый, находящийся под стражей, подлежит немедленному освобождению в случаях вынесения оправдательного приговора, обвинительного приговора без назначения наказания, либо с назначением наказания и с освобождением от его отбывания, либо с назначением наказания, не связанного с лишением свободы, или наказания в виде лишения свободы условно.

На наш взгляд, суд может также распорядиться о немедленном исполнении приговора в случаях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 313 УПК, - в части передачи на попечение несовершеннолетних детей, других иждивенцев, а также престарелых родителей осужденного к реальному лишению свободы, нуждающихся в постороннем уходе, в части принятия мер по охране его имущества или жилища, остающихся без присмотра Червоткин А.С. Апелляция и кассация. Пособие для судей. - Проспект, 2010. С. 41..

Принесение апелляционных и кассационных жалоб по общему правилу не приостанавливает и исполнение промежуточных судебных решений, вынесенных как в порядке судебного контроля за действиями и решениями, принимаемыми в ходе досудебной подготовки дела, так и в ходе назначения и проведения судебного разбирательства.

Принятие жалобы к рассмотрению означает признание ее допустимой к рассмотрению и является актом возбуждения апелляционного или кассационного производства, влечет за собой целый комплекс действий и решений суда, вынесшего обжалуемое решение, и судьи, председательствовавшего в рассмотрении дела.

ходатайство жалоба судопроизводство

Судебная жалоба также подразделяется на общую и специальную.

Мы рассматриваем общую. Общая судебная жалоба регулируется Законом РФ от 27.04.1993 №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Порядок их рассмотрения регулируется статьей 25 ГПК. Общую судебную жалобу может подать любой гражданин, если считает, что действиями или решениями государственных муниципальных органов или учреждений, предприятий нарушены его права и свободы. В ст. 7 данного закона указано, какие действия, решения могут быть обжалованы в суд.

Во-первых, в результате которых нарушены права и свободы граждан.

Во-вторых, созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод

В-третьих, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, либо он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Специальную жалобу может подать только ограниченный круг субъектоа, с установленной подведомственностью и т.п. Закон РФ «Об обжаловании в суд…» не применяется, если рассматривается жалоба на незаконные действия (решения) государственных муниципальных органов, и в другом нормативном акте установлен иной, специальный порядок судебного обжалования. Так, например, главой 30 КоАП регулируется порядок рассмотрения жалоб в производстве по делам об АП. Или параграф 2 главы 25 АПК: регулирует порядок производства по схожим делам, но в арбитражных судах.

Срок подачи общей судебной жалобы:

    3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.

    1 месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

    10 дней по истечении месячного срока. Указанные сроки можно восстановить, если заявить ходатайство в суд и указать уважительные причины, по которым был пропущен срок подачи жалобы.

Срок рассмотрения общей судебной жалобы (ст. 257 ГПК): в течение 10 дней (с момента подачи или с момента назначения времени и места – не ясно). Обращение гражданина с требованием восстановить права – желоба. А в ГПК этот документ называется заявлением.

В части 4 статьи 4 Закона «Об обжаловании в суд…» установлена территориальная подведомственность подачи жалобы в суд: по усмотрению гражданина жалоба подается в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа должностного лица, действия которого обжалуются. Если в результате незаконных действий, решений государственных муниципальных органов и их должностных лиц гражданину причинены убытки, моральный вред, то они возмещаются по правилам, установленным в статьях 1069-1071 ГК РФ. Это значит, что в таких случаях надо применять ГК, а не КоАП – эти нормы относятся к ГП.

Органы исполнительной власти как субъекты административного права

    Понятие и виды органов ИВ;

    Административный статус ОИВ;

    Полномочия Президента РФ в сфере ИВ;

    Правительство РФ: состав, полномочия, организационно правовые формы деятельности;

    Система и структура федеральных органов ИВ;

    Правовое положение федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства;

    Территориальные органы федеральных ОИВ;

    Органы ИВ субъектов РФ;

    Органы местного самоуправления как субъект АП.

    Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 304 «О системе и структуре федеральных органов ИВ».

    Указ Президента РФ от 24.09.2007 № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов ИВ».

    Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 «регламент Правительства РФ»

    Постановление Правительства РФ от 25.07.2004 № 402 «Типовой регламент внутренней организации Федеральных ОИВ».

    Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 № 30 «Типовой регламент взаимодействия Федеральных ОИВ»

Понятие и виды ОИВ

Орган исполнительной власти осуществляет задачи государства, выступает от его имени и наделён государственно-властными полномочиями. Государственно-властные полномочия состоят в праве органа исполнительной власти издавать юридические акты от имени государства, являющиеся обязательными для тех, кому адресованы. Также органы власти могут применять меры принуждения в случае не исполнения юридического акта.

Органы исполнительной власти специально созданы для осуществления повседневного управления сферами общественной жизни. ОИВ образуются путём избрания или назначения.

ОИВ – это коллективное самостоятельное образование. Каждый орган имеет свою внутреннюю структуру: центральный аппарат и территориальные органы. Территориальные органы делятся на министерства. В федеральных службах создаются отделы, департаменты.

Структура может быть примерной, типовой, индивидуальной. Она отражается в штатном расписании – перечень структурных подразделений и частей.

Орган исполнительной власти – это целостное, структурно-оформленное, самостоятельное социальное образование, осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность для решения задач возложенных на государство.

Все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью. Они наделены правом распорядительства, издавать подзаконные юридические акты. ОИВ также подотчётны и подконтрольны вышестоящим органам ИВ. ОИВ обладают оперативной самостоятельностью в рамках своей компетентности.

Компетенция включает: направление деятельности и властные полномочия.

Виды ОИВ:

    По основаниям образования:

    Предусмотренные конституцией.

    Органы создаваемые на основе текущего законодательства, подзаконных актов.

По порядку образования:

  1. Избираемые

    Назначаемые

    В зависимости от характера компетенции:

    Органы общей компетенции.

    Органы отраслевой компетенции: министерства обороны, иностранных дел и другие.

    Органы межотраслевой компетенции – осуществляют межотраслевое управление в виде надзорно контрольной деятельности.

В зависимости от порядка разрешения подведомственных вопросов:

  1. Коллегиальные.

    Единоначальные органы – разрешаются вопросы в министерствах и федеральных службах.

    По территориальным масштабам деятельности:

    Центральные федеральные ОИВ.

    Территориальные органы ФОИВ.

    Органы исполнительной власти субъектов РФ.

    Территориальные органы органов ИВ субъектов (загсы).

    Органы местного самоуправления.

    1. Органы, осуществляющие выработку государственной политики. Федеральные министерства.

      Органы исполнительной власти, осуществляющие надзорные контрольные функции (федеральные службы).

      Органы, осуществляющие управление государственной собственностью, предоставление федеральных услуг.

    Административно-правовой статус ОИВ.

    Определяет характер, назначение, вид и место данного органа в общей системе.

    Включает:

      официальное название;

      порядок и способы его образования;

      территория деятельности;

      цели, задачи, функции, объём и характер властных полномочий;

      компетенция – основные направления деятельности и властные полномочия;

      формы методы деятельности;

      ответственность;

      порядок разрешения в органе подведомственных споров;

      наличие или отсутствие прав юридического лица – орган исполнительной власти не является юридическими лицами. Статус юридического лица необходим для вступления в гражданско-правовые отношения;

      источник финансирования;

      внутренняя структура;

      право и обязанность пользоваться государственными знаками, можно создавать свои.

    АП статус очень динамичен, подвержен изменениям. Статус органа исполнительной власти регулируется различными актами, основным является положение об органе.

    Полномочия Президента РФ

    Полномочия в сфере ИВ:

    Правительство РФ: состав, полномочия, организационно-правовые формы деятельности.

    ИВ в масштабах всей страны осуществляет правительство РФ. Это орган ИВ общей компетенции.

    Правовое положение Правительства закреплено статьями 110-117 Конституции РФ, ФКЗ «О правительстве РФ» от 17.12.1997 года, регламентом Правительства РФ утверждённым постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 года №260.

    Согласно статье 1 ФКЗ РФ, Правительство – это высший исполнительный орган государственной власти РФ. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть РФ.

    Правительство является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ.

    Состав Правительства РФ:

      Председатель Правительства

      5 заместителей

      Федеральные министры

    Состав правительства регулируется указом Президента «Вопросы структуры ФО ИВ». В пункте 10 установлено, что председатель Правительства имеет 5 заместителей. В том числе двух первых заместителей. Третий является руководителем аппарата правительства, заместителем председателя Правительства. Четвёртым заместителем является министр финансов. Пятый – просто заместитель.

    Председатель правительства назначается Президентом с согласия правительства. Остальные члены правительства назначаются также президентом, но по представительству председателя.

    Полномочия председателя правительства (ст. 24 ФКЗ):

      Возглавляет правительство.

      Определяет основные направления деятельности Правительства.

      Ведёт заседания Правительства.

      Подписывает акты Правительства.

      Предлагает кандидатуры заместителей председателя для назначения или освобождения.

      Распределяет обязанности.

      Информирует Президента о работе Правительства.

    Заместители председателя Правительства (ст. 25 ФКЗ):

      Участвуют в подготовке актов правительства

    Федеральные министры (ст. 26 ФКЗ):

      Участвуют в заседаниях правительства с правом решающего голоса

      Обеспечивают исполнение актов

    Полномочия правительства:

      Разрабатывают проект государственного бюджета, обеспечивает его исполнение и отчитывается об этом перед государственной думой.

      Проведение в стране единой кредитной, денежной политики.

      Обеспечивает проведение единой политики в сфере культуры, науки, образования

      Управляет федеральной, государственной собственностью.

      Осуществляет меры по борьбе с преступностью

      Издаёт постановления и распоряжения. Постановления носят нормативный характер, распоряжения – индивидуальный характер.

    Организационно-правовые формы деятельности правительства – это внешнее выражение деятельности Правительства:

      Заседания Правительства.

      Президиум Правительства.

      Издание актов Правительства.

    Заседание Правительства:

    Проводятся не реже одного раза в месяц. Заседания могут быть очередными и внеочередными; открытыми и закрытыми. Очередные заседания проводятся по в заранее утверждённому плану не реже одного раза в месяц, вне очередные заседания проводятся, а в его отсутствие по мере необходимости.

    Лица заседания регистрируются аппаратом правительства. Заседание считается правомочным, если на нём присутствует не менее половины членов правительства. Председательствует на заседаниях Председатель правительства. Также они могут проводиться под председательством Президента. На заседании с докладами выступают члены правительства. Ведётся протокол заседания правительства аппаратом правительства.

    Президиум Правительства:

    Для решения оперативных вопросов Правительство может организовать президиум. Решения Президиума принимается большинством голосов от большего числа правительства. Президиум правительства может принимать решения только по тем вопросам, которые отнесены к исключительному рассмотрению на заседаниях Правительства (ст. 28 ФКЗ) ст. 23:

    Акты по оперативным и другим вопросам, не имеющих нормативного характера издаются в форме распоряжений.

    Территориальные органы ФОИВ

    Осуществляют руководство на подведомственных территориях, входит в систему ФОИВ, осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих органов ФОИВ.

    В зависимости от территории, на которую распространяется компетенция ФОИВ их можно подразделить:

      Межрегиональные окружные. Они распространяют действие на территорию нескольких субъектов РФ;

      Региональные территориальные органы ФОИВ. Они распространяют свою деятельность на территорию одного субъекта;

    По объёму компетенции:

      Общей компетенции (Правительства РФ могут создавать свои органы);

      Отраслевой компетенции, управляющие отдельной отраслью государственной отрасли на подведомственной территории;

      Межотраслевой компетенции, осуществляющие надведомственные межотраслевые функции.

    Создание, реорганизация, ликвидация территориальных органов производится соответствующим центральным органом самостоятельно или по согласованию с администрацией субъектов РФ. Часть должностей может взять на себя субъект. Назначение на должность и освобождение от должностей руководителей территориальных органов производится соответствующим центральным органом ФОИВ, иногда по согласованию с главами администраций субъектов РФ.

    Численность аппарата, структура, штаты и фонд оплаты территориальных органов определяются с учётом особенностей региона по согласованию с органами ИВ субъектов РФ. Финансирование территориальных органов производится за счёт федерального бюджета. Но определённое количество должностей может финансироваться и из бюджета субъекта. Задачи и функции территориальных органов ФОИВ определяется исходя из задач и функций соответствующих центральных органов исполнительной власти.

    Территориальные органы ФОИВ осуществляют:

      Представляют соответствующие ведомства в отношении с органами ИВ субъекта РФ;

      Участвуют в работе соответствующих органов ИВ, фактически выполняют возложенные на данный орган задачи и функции;

      Вносят предложения в центральные органы ФОИВ и органы ИВ субъектов;

      Информируют соответствующие центральные ведомства о проводимой работе в регионах;

      Территориальные органы могут запрашивать и получать от других органов государства, предприятий, учреждений необходимую информацию, сведения.

    Территориальные органы выполняют те же функции за исключением издания нормативных актов.

    Территориальные органы ФОИВ отличаются от органов ИВ субъектов:

      Территориальные органы утверждаются центральными органами;

      Положение о территориальном органе утверждает руководитель;

      Финансируются за счёт федерального бюджета.

    Органы ИВ субъектов (на примере Свердловской области).

    Указ губернатора Св. обл. от 29.11. №949-УГ «О правительстве Свердловской области и исполнительных органов Св. обл.»; указ Губернатора Св. обл. от 25. .2005. 1054-УГ «О создании территориальных отраслевых исполнительных органов государственной власти Св. обл.».

    Система органов ГИВ:

      Органы ИВ субъекта РФ

    Организация и деятельность государственной власти базируется на принципе разделения предметов ведения и полномочий органов ГВ на сферы федерального ведения ст.71 К РФ,совместного ведения ст. 72 К РФ,исключительного ведения субъекта РФ ст. 73 К РФ.

    Для осуществления государственного ведения и исключительного ведения субъекта в С РФ создаются ОИВ субъектов РФ и представляют собой систему.

    Система ОИВ субъекта РФ – это совокупность органов субъекта РФ, осуществляющих государственную ИВ на территории субъекта РФ. Средством взаимодействия с другими ГО и органами местного самоуправления. Система ОИВ субъекта учреждается главой субъекта. Также глава субъекта учреждает положение.

    Примерная система органов ИВ субъекта:

      Глава ИВ субъекта РФ (Губернатор, Президент, Глава администрации)

      Исполнительный орган государственной власти общей компетенции (Правительство Св. обл., администрация)

      1. Исполнительные органы государственной власти специальной компетенции: отраслевые и межотраслевые. Область: департаменты, управления; Республики: министерства.

      Территориальные органы ИВ общей и специальной компетенции.

    В настоящее время нет единого стандарта органов ИВ субъекта, существует разнообразие органов ИВ субъекта РФ (кабинет министров, правительство, администрация, государственный совет, Президент, премьер министр, губернатор и т.д.).

    Глава администрации (Президент, Председатель правительства, Губернатор).Полномочия:

      Представляет интересы субъекта во взаимоотношениях с другими государственными, муниципальными органами.

      Разрабатывает и представляет проект бюджета, обеспечивает исполнение бюджета.

      Назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов ИВ субъекта.

      Формирует систему органов ИВ субъекта.

      Издаёт распоряжения.

    Администрация субъекта – является коллегиальным исполнительным и распорядительным органом государственной власти, который подотчётен главе субъекта или имеет статус высшего органа ИВ.

    Ораны исполнительной власти Свердловской области:

    Правительство Свердловской области – высший законодательный орган. Состав: председатель, два первых заместителя председателя, три заместителя председателя, десять министров, управляющий делами Губернатора Свердловской области и правительством Свердловской области, пять управляющих управленческими округами Свердловской области.

    Губернатор возглавляет систему. Но глава администрации – это другое лицо.

    Система и структура ИВ Свердловской области:

      14 министерств;

      3 департамента (по делам молодёжи);

      4 управления (управление Загсов);

      2 главных управления (гражданской защиты и пожарной безопасности Свердловской области, лесами Свердловской области);

      Комитет по развитию малого предпринимательства Свердловской области;

      Региональная энергетическая комиссия;

    Центральные органы ИВ субъектов могут учреждать свои территориальные органы.

    Органы местного самоуправления.

    Не входят в систему государственных органов, осуществляют местное самоуправление:

      Принятие и изменение устава;

      Владение, пользование, распоряжение собственностью;

      Контроль за использованием земель;

      Озеленение территории;

      Местные финансы, налоги, сборы;

      Обеспечение населения водо-, газо-, теплоснабжением.

    Система органов местного самоуправления:

    1. Администрация;

      Органы отраслевой и межотраслевой компетенции.

    Система местных органов зависит от территориального устройства.

    6 Полномочия президента (продолжение)

    Президент РФ не входит в какую-либо систему государственной власти, однако обладает большими полномочиями в сфере исполнительной власти – закреплено в статьях 83-90 Конституции РФ.

    Полномочия в сфере ИВ:

      Назначает с согласия ГД РФ председателя правительства;

      Имеет право председательствовать на заседаниях правительства;

      Принимает решение об отставке правительства;

      По предложению председателя правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей и председателей министров;

      Назначает руководителей федеральных органов ИВ подведомственных президенту;

      Принимает положения о федеральных органах ИВ подведомственных президенту;

      Формирует систему и структуру ИВ;

      Представляет ГД кандидатуру председателя центрального банка;

      Формирует и возглавляет совет безопасности;

      Формирует администрацию Президента;

      Назначает на должность и освобождает от должности полномочных представителей Президента;

      Назначает и освобождает от должности руководство вооружённых сил;

      Является верховным главнокомандующим;

      Может вводить на всей территории РФ чрезвычайное и военное положение с незамедлительным сообщением ФС;

      Президент издаёт указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на территории всей РФ. Указы Президента могут носить нормативный характер. Также указами оформляется назначение на должность федерального министра. Указы и распоряжения президента не должны противоречить Конституции ФЗ. В свою очередь Президент может отменять постановления и распоряжения правительства. А также приостанавливать действия актов исполнительных органов субъектов РФ до решения суда.

    Таким образом, президент обладает широкими полномочиями в сфере ИВ. Фактически (но не юридически) Президент является главой ИВ.

  • Первой инстанции по конкретному делу, является одним из основополагающих прав граждан.

    Легальное определение промежуточного судебного решения введено в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ)1 Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 433-ФЗ2. В силу п. 53.3 ст. 5УПК РФ к промежуточным судебным решениям относятся те определения и постановления, которые не являются итоговым судебным решением. В то же время к итоговым судебным решениям законодателем отнесены приговор , иное решение суда, вынесенное в ходе судебного разбирательства, которым уголовное дело разрешается по существу.

    Как видим, законодатель раскрыл данный термин через отрицание, «по остаточному принципу» от понятия «итогового судебного решения». На наш взгляд, и, по мнению В.А. Константиновой, подобное решение законодателя не соответствует логическому правилу, гласящему, что определение положительных понятий не должно быть отрицательным3.

    Целью промежуточных судебных решений является создание необходимых условий для реализации участниками процесса их прав и законных интересов, для правильного разрешения уголовного дела без неоправданной задержки4.

    Классифицировать промежуточные судебные решения можно по различным основаниям. А.С. Червоткин предлагает деление промежуточных судебных решений на выносимые: а) в ходе досудебного производства по уголовному делу, б) при рассмотрении уголовного дела по существу (промежуточные в собственном смысле слова); в) в ходе исполнения приговора или иного итогового судебного решения5.

    Константиновой В.А. предлагаются другие критерии классификации промежуточных решений: по форме (протокольные, выносимые в совещательной комнате и излагаемые в виде отдельного процессуального документа), функциональному назначению (определяющие движение производства по делу; создающие надлежащие условия рассмотрения дела или устраняющие обстоятельства, препятствующие его рассмотрению; устанавливающие процессуальный статус участников процесса; направленные на собирание доказательств ; о применении мер процессуального принуждения; направленные на обеспечение прав лиц, участвующих в процессе), по порядку обжалования (подлежащие обжалованию (самостоятельно или совместно с приговором) и не подлежащие обжалованию)6.

    Полагаем, классификационный критерий «порядок обжалования» определен неверно, более верно использовать такой критерий как «самостоятельность обжалования». Так, А.С. Червоткин указывает, что все без исключения промежуточные решения подлежат обжалованию, указание же в некоторых нормах закона на запрет обжалования отдельных судебных постановлений (например, ч. 1 ст. 236 УПК РФ), означает, что они не подлежат самостоятельному, т. е. отдельному от итогового судебного решения обжалованию7.

    Не вызывает сомнения тот факт, что, именно, от правильного выяснения вида промежуточного судебного решения, по критерию самостоятельности обжалования, зависит то, какой судебный орган будет рассматривать жалобу. На основании пп. 2 и 3 ч. 2 ст. 389.3 УПК РФ апелляционная жалоба подается: на промежуточное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа , окружного (флотского) военного суда – в судебную коллегию по уголовным делам соответствующего суда; на приговор или иное итоговое решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда – соответственно в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

    В судебной практике не являются единичными случаи допущения ошибок при подаче и рассмотрении подобных жалоб. Так, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Республики Дагестан в апелляционном определении от 10. 06. 2013 г указала что: «Возвращая апелляционную жалобу обвиняемой … Ленинский районный суд г.Махачкалы пришел к необоснованному выводу о том, что постановление о назначении стационарной комплексной психолого-психиатрической экспертизы не может быть обжаловано до вынесения итогового судебного решения, поскольку, по смыслу закона и правовой позиции Конституционного суда РФ, сформулированной в постановлении от 2 июля 1998 года за № 20-п и других последующих решениях, судебное решение о назначении стационарной судебно-психиатрической экспертизы может быть обжаловано сторонами в установленном законом апелляционном и кассационном порядке, поскольку такие решения влекут за собой применение мер, связанных с ограничением свободы лиц, в отношении которых назначена экспертиза, и ограничение права на обжалование таких промежуточных решений до вынесения окончательного решения по делу означало бы исключение возможности апелляционной и кассационной проверки законности и обоснованности таких решений, что также привело бы, в конечном итоге, к ограничению права граждан на судебную защиту»8.

    УПК РФ и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 ноября 2012 г. № 26 «О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции» хоть и определено, какие промежуточные решения подлежат обжалованию, но данный перечень не является исчерпывающим9.

    На наш взгляд, закрытый перечень промежуточных решений подлежащих обжалованию, в УПК РФ закрепить невозможно, так как, во-первых, это может привести к злоупотреблению правом обжалования; во-вторых, определяющее значение для решения вопроса и наличии права обжалования имеет не название составленного судьей документа (частное постановление, представление, письмо и т.д.), а то, насколько в нем затрагиваются права заинтересованного лица и какое имеет значение для вынесения итогового решения по уголовному делу.

    Литература:

    1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ // Российская газета. 22.12.2001. № 249.

    2. Федеральный закон от 29.12.2010 № 433-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // Российская газета. 31.12.2010. № 297.

    3. Константинова В.А. Промежуточные решения суда первой инстанции при осуществления правосудия по уголовным делам: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Томск. 2012. С. 16.

    4. Червоткин А.С. Право на апелляционное и кассационное обжалование промежуточных судебных решений по уголовным делам // Российское правосудие. 2008. № 8 (28). С. 66.

    5. Червоткин А.С. Развитие понятия промежуточного судебного решения в современном уголовном процессе // Российская юстиция. 2011. № 11. С. 35.

    6. Константинова В.А. Указ. раб. С. 19.

    7. Червоткин А.С. Право на апелляционное и кассационное обжалование… С.72.

    8. Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Дагестан от 10.06.2013 г. // Сайт Верховного суда Республики Дагестан URL: http://vs.dag.sudrf.ru (дата обращения 13.11.2013)

    9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.11.2012 № 26 «О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. № 1.