Самовольно установленные дорожные знаки. Самовольная установка дорожных знаков

Корреспондент «КП» выяснял, как можно эти решения оспорить

По чьей воле на улицах Москвы появляются знаки "остановка запрещена"? Разбираются журналисты "КП"

Изменить размер текста: A A

С появлением в Москве платных парковок, эвакуаторов и машин-«парконов» процедура остановки и уж тем более стоянки стала, мягко говоря, нервной. Запрещающие знаки с диагональными полосами и крестами появляются внезапно и не всегда по понятным причинам. Мы попытались выяснить, кто решает, куда и какой знак устанавливать. И как можно это решение оспорить.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Я стараюсь ездить на работу на электричке. Раньше я бросал машину в Трикотажном проезде у платформы «Трикотажная». Он был стихийной перехватывающей парковкой. Пробки в проезде если и были, то из-за круговых перекрестков с обоих концов. Заперт круг - мы стоим. А свободен - едем. Машины у обочины при этом не помеха.

Но вот по всему Трикотажному проезду появились сначала знаки запрета остановки по четным и нечетным дням. А спустя месяц - полновесные косые красные кресты («остановка запрещена»). И зеленые «крокодилы»-эвакуаторы на подхвате. Теперь совсем не плотный поток вольготно движется по четырем пустым полосам, а я все чаще еду на авто до самой работы, потому что встать у платформы негде. И вот тут возникает вопрос: а за что боролись? Вроде бы, за то, чтобы мы, автомобилисты, ездили в центр на работу на общественном транспорте. А выходит все наоборот: машину бросить не дают, приходится пилить на ней до самой работы.

И таких мест, как наш Трикотажный, по всему городу если не сотни, то уж точно десятки. В пределах Третьего кольца косые красные кресты стоят везде, где нет платной парковки. Логика хоть и не вызывает сочувствия, но понятна: нечего на халяву стоять там, где можно помочь бюджету. А вдали от центра на окраинах мотивы расстановки знаков от понимания часто ускользают. Те же четно-нечетные пары ... Нередко они встречаются поодиночке, вот и ломаешь голову, почему с одной стороны можно стоять всегда, а с другой - через день.

Против ограничений парковки я ничего не имею, если это действительно помогает наладить движение. Но к чему пустые запреты?

КОММЕНТАРИЙ ЧИНОВНИКОВ

1. Решает комиссия.

В Центре организации дорожного движения (ЦОДД) правительства Москвы, куда я обратился с запросом, объяснили, что решения об установке того или иного знака (или нанесения разметки) принимаются Межведомственной комиссией при столичном Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

В эту комиссию входят все структуры, задействованные в организации движения, - пояснила пресс-секретарь ЦОДД Анастасия Писарь. - Это и ГИБДД , и «Мосгортранс », Департамент строительства, префектуры, МЧС и другие структуры. По решению комиссии готовится и утверждается проектная документация, после чего устанавливаются знаки. Если речь идет о знаках, ограничивающих остановку и стоянку транспортных средств, они могут устанавливаться по решению комиссии по безопасности дорожного движения при префектуре какого-либо округа.

2. По какому принципу?

Применение этих знаков обусловлено необходимостью обеспечения пропускной способности и безопасности движения с учетом геометрических параметров проезжей части улично-дорожной сети города и конкретных условий движения, - поясняет Анастасия Писарь. - Например, ширина одной полосы должна быть не меньше 3,5 метров. Значит ширина проезжей части при двустороннем движении должна быть 7 метров. И поскольку парковка занимает 2,5 метра, то при ширине переулка меньше 9,5 метров невозможно организовать парковочные места даже по одной стороне дороги.

Кроме того, по словам Анастасии Писарь, знаки запрета остановки и стоянки ставятся для выполнения Правил дорожного движения. Нельзя же останавливаться ближе 5 м перед пешеходным переходом, в 15 метрах от остановки автобусов и так далее - в пунктах 12.4 и 12.5 перечислены 12 случаев, когда останавливаться или парковаться нельзя. С ними и без знаков все ясно.

А вот формулировка про обеспечение безопасности движения и пропускной способности выглядит очень уж расплывчато. И это чревато тем, что несогласные водители завалят ЦОДД жалобами и просьбами пересмотреть установку знаков.

КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ?

Чтобы оспорить установку знаков, необходимо написать электронное обращение на Единый транспортный портал (на сайте слева меню, выбираем «Информационный раздел», далее «Обращения граждан», потребуются фото того места, где установлен знак, ФИО и все контактные данные заявителя). Также теперь на сайте Центра организации дорожного движения () заблаговременно выкладываются все планируемые изменения в организацию движения.

СОВЕТЫ БЫВАЛОГО

Чтобы оспорить необходимость того или иного знака, можно пойти и другим путем. Его нам указал руководитель экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский :

Нужно написать официальный запрос в два места - и в ЦОДД, и в префектуру. И там, и там есть комиссии по безопасности движения. По закону, чиновники обязаны ответить на обращение любого гражданина. Если вы приведете весомые аргументы в пользу своего мнения, возможно, вас даже пригласят на заседание комиссии и выслушают. Может, даже знак уберут. Это нормальная практика общественного диалога. Правда, будьте готовы к тому, что можете получить и формальный ответ: установка знака просто «целесообразна», без указания конкретных мотивов.

Александр Шумский знает, о чем говорит. Год назад его Центр обобщил и направил в ЦОДД предложение об отмене ограничений стоянки на 250 московских улицах.

Мы получили ответы на все запросы, - говорит Шумский. - С нашими доводами согласились и знаки убрали в 11-ти случаях. В остальных отказали - ответы содержали формальные отписки. Любопытно, что через пару месяцев оказалось, что во многих «отказных» местах знаки тоже убрали - «по своей инициативе».

КАК БОРОТЬСЯ С ОТПИСКАМИ?

Как заставить дорожные власти все-таки раскрыть мотивы установки знаков? Юристы говорят, что надо идти в суд.

Там отписка про целесообразность не пройдет, - пояснил «КП » Виктор Запрудский, адвокат Московской коллегии адвокатов «Запрудский и партнеры». - Придется объяснить свое решение - с расчетами, графиками и примерами. Но надо учитывать, что в суд вы обращаетесь не потому, что вам кажется, что без знака будет лучше. Вы должны доказать, что он либо установлен незаконно, либо нарушает ваши права. Например, право на свободу передвижения. Иначе дело никто не будет даже рассматривать. И подготовиться стоит получше. Можно заказать экспертизу, проанализировать данные систем, отслеживающих движение, представить спутниковую съемку, карты, мнения, показания свидетелей - все, что может убедить судью.

Вот такая предстоит борьба - хлопотная и недешевая. Мне трудно представить тот знак, ради которого я бы в нее ввязался. Парковка в Трикотажном проезде - точно не тот случай. Остается надеяться, что здравый смысл победит без судов, и что рано или поздно у всех знаков будет не вызывающая сомнений целесообразность.

КСТАТИ

Знаки «чет» и «нечет» бессмысленны?

Знаки о запрете стоянки по четным и нечетным дням вызывают больше всего вопросов.

Они - наследие прошлого, - убежден Александр Шумский из Центра «Пробок.нет». - Вроде бы, они нужны для уборки улиц. Но никто не убирает улицы по одной стороне через день. Когда я интересовался в ЦОДД, мне говорили, что на их установке настаивают коммунальщики. Последние же говорят, что от них никакого проку, но раз поставили, пусть так и будет. В общем, похоже, что эти знаки стоят просто потому что стоят. И нет больше никакой причины. Но эвакуаторы исправно увозят из-под них машины.

А В ЭТО ВРЕМЯ

В зоне платной парковки обнаружены «грубые нарушения закона»

Несмотря на всю щепетильность, с которой обустраиваются платные парковки в центре Москвы, нарушения встречаются и там. Накануне Лефортовская межрайонная прокуратура провела проверку и выявила «грубые нарушения закона» (заключение прокуроров есть в распоряжении редакции). Например, на выезде с Дербеневской набережной на одноименную улицу парковочные места были размещены там, где от обочины до сплошной линии меньше 3 метров - это нарушало ПДД. А на Летниковской улице платная парковка начиналась еще до окончания сплошной линии, из-за чего припаркованный автомобиль приходится объезжать с нарушением правил. А на Жуковом проезде запрещающий остановку знак закрывал автомобилям светофор. Прокуратура обязала ЦОДД устранить нарушения закона. В ЦОДД заявили, что это было сделано в кратчайшие сроки сразу после обращения прокуроров.

Информация, содержащаяся в данной статье, имеет отношение не только и не столько к водителям, сколько ко всем, кто так или иначе связан с дорожным движением (обычные граждане, юридические лица, ответственные работники). Речь пойдет о правильном использовании дорог, придорожных территорий и дорожного оборудования.
В первую очередь следует сказать о различного рода знаках, табличках и т. п., которые самовольно устанавливаются кем угодно: гражданами, организациями, коллективами. Их можно увидеть, например, перед зданием какого-либо учреждения или организации: самовольная установка табличек может иметь целью, например, «бронирование» стояночных мест для автомобилей сотрудников. На практике это выглядит так: вы находитесь в центре города, ищете место для парковки и находите неподалеку стоянку. Подъехав ближе, вы видите, что на свободных стояночных местах стоят переносные таблички с надписью, например, «Мэрия», или «ИМНС», или «ГИБДД», или что-либо еще — в зависимости от названия организации, которая расположена рядом со стоянкой.
Как в большинстве случаев поступает водитель? Правильно — помянув недобрым словом тех, кто установил подобные «знаки», едет искать другое место для парковки.
В связи с этим новые поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривают строгое наказание для тех, кто самовольно устанавливает дорожные знаки, рекламные плакаты и иные объекты без согласования с соответствующими органами:
«Вываливание мусора, снега либо спуск канализационных, промышленных, мелиоративных или сточных вод в водоотводные сооружения или резервы, прокладка инженерных коммуникаций, установка рекламных конструкций, а равно установка дорожных знаков и указателей либо размещение объектов дорожного сервиса в пределах полосы отвода или придорожной полосы автомобильной дороги без согласования с дорожными органами либо органами, уполномоченными осуществлять контроль и надзор в области безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей» (часть 2 статьи 12.21 КоАП РФ).
По закону вы имеете полное право просто убрать в сторону такой, с позволения сказать, «дорожный знак», и спокойно припарковаться. Если неподалеку находится мусорный ящик, то этот «знак» вполне можно отнести туда — там для него самое подходящее место. Если кто-то (например, находящийся неподалеку инспектор ГИБДД или сотрудник организации, которая таким образом «бронирует» себе стояночные места, и др.) попытается вас в чем-то упрекнуть, вы можете спокойно ответить: «Я убрал мусор со стояночного места, поскольку он мешал мне припарковаться». В такой ситуации никто не вправе применить к вам никаких санкций, а вот вы вполне можете сигнализировать в ГИБДД о нарушении части 2 статьи 12.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Коль уж речь зашла о самовольной установке дорожных знаков, упомянем и о табличках, которыми часто сопровождаются некоторые знаки (например, «Место стоянки» или «Остановка запрещена» и др.). В частности, под знаком «Место стоянки» можно увидеть, например, табличку с текстом «Только для автотранспорта посетителей магазина/кафе/ресторана» или «Только для автотранспорта департамента Х» и т. п. Правилами дорожного движения допускается с разрешения ГИБДД применять технические средства, в том числе таблички, описание которых в нормативных документах отдельно не приводится; при этом надпись на табличке должна иметь однозначное толкование. Но, как показывает практика, это соблюдается не всегда.

Например, кто является посетителем кафе — тот, кто зашел на минуту и ничего не купил, или тот, кто в нем плотно пообедал? Ни в одном законе это не оговаривается. Поэтому даже если перед прилегающей к кафе стоянкой есть знак «Место стоянки», а под ним табличка с текстом «Только для посетителей кафе», вы вправе припарковаться на стоянке, заглянуть для приличия на минуту в кафе и, ничего не купив, оставить машину хоть на целый день.

Если под знаком «Место стоянки» вы видите табличку «Только для автотранспорта департамента Х», возникают аналогичные вопросы. Что считается «автотранспортом департамента Х»? Машины, учтенные на балансе этого департамента? Или машины, принадлежащие его сотрудникам? Или авто, на котором приезжают посетители? В Правилах дорожного движения ответа на эти вопросы нет, поэтому если вы проигнорируете подобную табличку, доказать вашу вину будет очень трудно.

www.avtotut.ru

Сразу оговорюсь, что это не инструкция по применению для всяких там вандалов =)

Лучше разберёмся, как это сделать грамотно и чтобы потом товарищи полицейские не ругались.

Начнём издалека. Я когда с этим вопросом столкнулась, как говорится, лоб в лоб, то только тогда поняла, как это всё непросто. Я раньше как думала: Есть перекрёсток, надо бы знак поставить... Идут такие рабочие, забирают нужный знак из подвала у ГИБДД и ставят, куда надо. Вуаля и он на месте) Ан-нет.

От проекта до нанесения «сплошной» или установки знака - долгий путь. Это целая научная работа!

Сначала эксперты составляют дорожный паспорт, изучают местность, поток движения, инфраструктуру… Потом дают свои рекомендации владельцу дорог (в управление по транспорту и дорожному хозяйству). Окончательный вердикт выносится после согласования проекта с ГИБДД.

Одним из четырех основополагающих факторов является аварийность на дороге. Если на одном участке за короткий промежуток времени произошло несколько ДТП, то это несомненный повод задуматься, а правильно ли организовано движение?

БЫЛ СЛУЧАЙ

23 января в поселке Менделеевский напротив стелы «Тулякам, ушедшим в бессмертие» появился новый светофор.


Он был установлен управлением транспорта, связи и дорожного хозяйства и рекомендациям УГИБДД по Тульской области после того, как за одну неделю января 2014 года на этом пешеходном переходе под колесами автомобилей .

Но зачем ждать, пока случится беда? Нужно быть активнее. К этому, между прочим и гаишники призывают:

Александр Рубан

Граждане могут адресовать свои пожелания владельцу дороги, - комментирует замначальника дорожной инспекции ГИБДД УМВД России по Тульской области Александр Рубан. - Если они обоснуют свои требования, то по согласованию с ГИБДД разметка может быть изменена.

А вот Андрей Нагайцев, глава управления дорожного хозяйства Тулы, всё-таки сделал пометку, что пожелания должны быть адекватны и конструктивны:

Андрей Нагайцев

Просьбы жителей зачастую обоснованы сиюминутной потребностью. Конструктивные предложения мы рассматриваем ежедневно. Когда это действительно влияет на безопасность движения, мы выносим вопрос на комиссию.

Главный дорожник нашего славного города отметил, что предложения поступают ежедневно. Отовсюду. На улице пока не ловили, но твиттер и почту регулярно штурмуют.

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ

В управление по транспорту и дорожному хозяйству к Андрею Владимировичу Нагайцеву.

Информация, содержащаяся в данной статье, имеет отношение не только и не столько к водителям, сколько ко всем, кто так или иначе связан с дорожным движением (обычные граждане, юридические лица, ответственные работники). Речь пойдет о правильном использовании дорог, придорожных территорий и дорожного оборудования.

В первую очередь следует сказать о различного рода знаках, табличках и т. п., которые самовольно устанавливаются кем угодно: гражданами, организациями, коллективами. Их можно увидеть, например, перед зданием какого-либо учреждения или организации: самовольная установка табличек может иметь целью, например, «бронирование» стояночных мест для автомобилей сотрудников. На практике это выглядит так: вы находитесь в центре города, ищете место для парковки и находите неподалеку стоянку. Подъехав ближе, вы видите, что на свободных стояночных местах стоят переносные таблички с надписью, например, «Мэрия», или «ИМНС», или «ГИБДД», или что-либо еще — в зависимости от названия организации, которая расположена рядом со стоянкой.

Как в большинстве случаев поступает водитель? Правильно — помянув недобрым словом тех, кто установил подобные «знаки», едет искать другое место для парковки.

В связи с этим новые поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривают строгое наказание для тех, кто самовольно устанавливает дорожные знаки, рекламные плакаты и иные объекты без согласования с соответствующими органами:

«Вываливание мусора, снега либо спуск канализационных, промышленных, мелиоративных или сточных вод в водоотводные сооружения или резервы, прокладка инженерных коммуникаций, установка рекламных конструкций, а равно установка дорожных знаков и указателей либо размещение объектов дорожного сервиса в пределах полосы отвода или придорожной полосы автомобильной дороги без согласования с дорожными органами либо органами, уполномоченными осуществлять контроль и надзор в области безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей» (часть 2 статьи 12.21 КоАП РФ).

По закону вы имеете полное право просто убрать в сторону такой, с позволения сказать, «дорожный знак», и спокойно припарковаться. Если неподалеку находится мусорный ящик, то этот «знак» вполне можно отнести туда — там для него самое подходящее место. Если кто-то (например, находящийся неподалеку инспектор ГИБДД или сотрудник организации, которая таким образом «бронирует» себе стояночные места, и др.) попытается вас в чем-то упрекнуть, вы можете спокойно ответить: «Я убрал мусор со стояночного места, поскольку он мешал мне припарковаться». В такой ситуации никто не вправе применить к вам никаких санкций, а вот вы вполне можете сигнализировать в ГИБДД о нарушении части 2 статьи 12.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Коль уж речь зашла о самовольной установке дорожных знаков, упомянем и о табличках, которыми часто сопровождаются некоторые знаки (например, «Место стоянки» или «Остановка запрещена» и др.). В частности, под знаком «Место стоянки» можно увидеть, например, табличку с текстом «Только для автотранспорта посетителей магазина/кафе/ресторана» или «Только для автотранспорта департамента Х» и т. п. Правилами дорожного движения допускается с разрешения ГИБДД применять технические средства, в том числе таблички, описание которых в нормативных документах отдельно не приводится; при этом надпись на табличке должна иметь однозначное толкование. Но, как показывает практика, это соблюдается не всегда.

Например, кто является посетителем кафе — тот, кто зашел на минуту и ничего не купил, или тот, кто в нем плотно пообедал? Ни в одном законе это не оговаривается. Поэтому даже если перед прилегающей к кафе стоянкой есть знак «Место стоянки», а под ним табличка с текстом «Только для посетителей кафе», вы вправе припарковаться на стоянке, заглянуть для приличия на минуту в кафе и, ничего не купив, оставить машину хоть на целый день.

Если под знаком «Место стоянки» вы видите табличку «Только для автотранспорта департамента Х», возникают аналогичные вопросы. Что считается «автотранспортом департамента Х»? Машины, учтенные на балансе этого департамента? Или машины, принадлежащие его сотрудникам? Или авто, на котором приезжают посетители? В Правилах дорожного движения ответа на эти вопросы нет, поэтому если вы проигнорируете подобную табличку, доказать вашу вину будет очень трудно.