Ст 283 ч 2 ук рф. Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну

В разные времена конструкция понятия разглашение гостайны была различной. Об этом свидетельствует анализ специализированной литературы.

Одни ученые подразумевают под разглашением государственной тайны противоправные поступки виновного, в результате которых сведения, являющиеся государственной тайной, стали доступны другим людям.

Только появление Уголовного Кодекса внесло ясность в определение понятия «разглашение государственно тайны».

Статья 283 Уголовного Кодекса устанавливает меры ответственности за разглашение информации, являющейся тайной страны.

Согласно данной статье виновным является человек, которому по долгу службу была доверена гостайна, и она стала известна иным людям.

Разглашением государственной тайны не будет являться ситуация, когда сведения могли бы оказаться достоянием других лиц, но не стали.

К сведениям, составляющим гостайну, относятся следующие категории:

  • внешняя политика,
  • экономика,
  • техника,
  • наука,
  • военная,оперативно-розыскная,контрразведывательная и разведывательная деятельность.

Само понятие «государственная тайна» рассматривает статья 275 УК России.

Статья 283. Разглашение государственной тайны

  1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —

    наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

  2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —

    наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Формы разглашения

Формы разглашения такой тайны могут быть абсолютно разными:

  • письменная (письма, печать в СМИ),
  • устная (при частной беседе публичном выступлении),
  • при демонстрации различных предметов, составляющих государственную тайну (различных предметов, схем и чертежей, изделий),
  • нарушение способа распространения таких сведений, утеря документов, содержащих секретную информацию.

Уголовно-правовая характеристика

Разглашение сведений составляющих государственную тайну может повлечь

Важно отличать разглашение от выдачи гостайны, которая производится заведомо, чтобы навредить безопасности государства.

Предметом преступления будут являться сведения, которые составляют тайну государства.

Объективная сторона

Основным объектом разглашения государственной тайны является конституционный строй и его безопасность.

Дополнительным объектом данного деяния являются социальные отношения, которые возникают в результате соотнесения сведений, являющихся государственной тайной и обеспечения их безопасности.

Объективная сторона разглашения государственной тайны является как действие, так и бездействие, в результате чего тайная информация попадает к гражданам, не имеющим право на доступ к ней.

Под бездействие понимается несоблюдение правил доступа в места, где хранятся документы, составляющие гостайну, непринятые меры по прикрытию специальных предметов, нарушение правил засекречивания определенной информации, нарушение присвоения пометки «совершенно секретно».

В форме действия разглашение осуществляется в частных беседах и публичных выступлениях, в виде публикации в СМИ и т,д.

Субъективная сторона

Субъектом состава разглашения государственной тайны может выступать физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста 16 лет.

Лицо имеет право на доступ к информации, являющейся государственной тайной. Это должно быть оформлено в соответствующем порядке.

Субъективную сторону разглашения государственной тайны характеризует вина по прямому умыслу или неосторожности.

Прямой умысел имеет место быть, когда лицо понимает, что коррупция и разглашение государственной тайны недопустимо, что сведения попадут к другим лицам и осознанно желает этого.

Разглашение государственной тайны пример примера можно привести, когда человек рассказывает о новейшей разработке своего предприятия постороннему лицу.

Косвенным будет являться умысел, когда лицо понимает, что произойдет разглашение государственной тайны, осознает, что они попадут к третьим лицам, не делает этого, но осознано допускает это.

Лицо может проявлять безразличие или допустить ознакомление с тайными сведениями третьих лиц.

Преступление будет окоченным, когда сведения попали к третьим лицам, и последние поняли и осознали их смысл.

Мотивацию данного преступления составляет желание придать важность собственной персоне, помощь в создании научной работы и т.д. Цель и мотив не играют никакой роли при квалификации деяния.

Наказание

Сегодня многие работодатели включают в трудовой договор пункты, предусматривающие ответственность за разглашение тайны, охраняемой государством.

Такую возможность предусматривает 57 статья Трудового Кодекса.

Правовым последствием этого пункта в договоре, за разглашение государственной тайны работнику грозит увольнение за разглашение сведений содержащих государственную тайну, которая стала известна работнику при выполнении служебных обязанностей.

В Трудовом Кодексе содержится полный перечь оснований для увольнения сотрудников. Одним из подобных оснований является разглашение гостайны.

Перечень информации, которая считается тайной государства предусмотрен в 5 статье закона «О государственной тайне».

К этим сведениям относится информация из области военной техники, промышленности, экономики, оперативно-розыскной, разведывательной деятельности.

Квалифицирующие признаки

Часть 2 статьи 283 УК РФ предусматривает следующий квалифицирующий признак – умышленное разглашение гостайны, которое повлекло за собой тяжкие последствия.

Они признаются тяжкими исключительно в ходе судебного заседания при учете сопутствующих обстоятельств.

Отличие от государственной измены

Разглашение государственной тайны совершается только умышленно с прямым или косвенным умыслом.

При совершении деяния с прямым умыслом возникает вопрос, в чем же состоит отличие разглашения государственной тайны от которая выражается в форме .

В первую очередь, отличие заключается в содержании умысла и характере деяния.

При измене виновный осознает, что сдает секретную информацию иностранному лицу, представителю иностранного государства, и осознано желает сделать это, чтобы провести враждебную деятельность для причинения вреда Российскому государству.

В случае с разглашением гостайны, виновный осознает, что сдает секретную информацию постороннему лицу (не представителю другой страны).

Наказание и ответственность

В Уголовном кодексе Российской Федерации 283 статья регламентирует различные меры ответственности за разглашение государственной тайны.

В статье 26 закона «О государственной тайне» предусматривается не только уголовная, но и административная и дисциплинарная ответственность за разглашение тайны государства.

При отсутствии признаков государственной измены гражданину, разгласившему государственную тайну, грозит на период от 4 месяцев до полугода, или до четырех лет, на период до трех лет.

Если это же деяние повлекло тяжкие последствия, виновному предусмотрено лишение свободы на срок от трех до семи лет, без возможности занимать определенные должности на срок до трех лет.

Примеры из судебной практики

За разглашение государственной тайны в судебной практике есть много примеров.

Решением Северного флотского военного суда был уволен с военной службы капитан первого ранга Синев Г.В. за деяние, предусмотренное частью 1 ст. 283.

Синев обратился в суд, чтобы признать решение суда недействительным. В апелляционной жалобе значилось, что деяния было совершено по неосторожности. Суд в удовлетворении требований Синева отказал.

Славянский городской суд рассмотрел дело Королёва Д.М. Суд признал гражданина Королева виновным по части 2 статьи 283 и приговорил к четырем годам лишения свободы в колонии-поселении.

Спустя два года, Королев был освобожден досрочно.

Новая редакция Ст. 283 УК РФ

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, -

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, -

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Статье 283 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства выступают общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ (см. Закон РФ "О государственной тайне").

2. Предметом посягательства является государственная тайна (см. коммент. к ст. 275).

3. Объективная сторона выражается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Разглашение - это предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, в результате чего данные сведения становятся известны посторонним. К разглашению приравнивается передача посторонним лицам предметов или материалов, составляющих государственную тайну.

Формы разглашения могут быть различными: устная (частный разговор, публичное выступление), письменная (опубликование в печатных СМИ, указание в письме), путем демонстрирования тех или иных предметов, изделий, материалов, схем и чертежей, нарушение порядка распространения и хранения таких сведений (утеря неучтенных тетрадей, выписок).

4. Под посторонними понимаются лица, не имеющие доступа к указанным сведениям, которым данные сведения не должны быть известны по службе или работе. Факт доступа какого-либо лица к иным сведениям, составляющим государственную тайну, обладания им такими сведениями в силу работы или службы не исключает признания данного лица посторонним.

5. Совершить разглашение возможно путем как активных действий (демонстрация изделия или публичное выступление), так и бездействия в случае, когда лицо не принимает необходимых мер к защите государственной тайны, в результате чего происходит ознакомление с ними посторонних (оставление документов в местах, где с ними могут ознакомиться посторонние).

6. Преступление, предусмотренное ч. 1 коммент. статьи, окончено (составом) в момент, когда разглашаемые сведения стали достоянием посторонних лиц, которые восприняли и осознали их общий смысл. Полного понимания полученной информации не требуется.

Для разглашения государственной тайны возможно разграничение стадий преступной деятельности на приготовление к разглашению (производство неучтенной выписки из секретного документа, несанкционированное снятие ксерокопии) и покушение (в случае если по причинам, не зависящим от воли виновного, разглашенные сведения не восприняты посторонними лицами).

7. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, может быть совершено умышленно.

7.1. При совершении указанного преступления с прямым умыслом виновный осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что в результате сведения, составляющие государственную тайну, станут достоянием посторонних лиц, и желает этого (например, публикация в печати).

7.2. При разглашении государственной тайны с косвенным умыслом виновный осознает общественную опасность своих действий по преданию огласке государственной тайны, предвидит, что в результате его действий указанные сведения могут стать известными посторонним лицам, и сознательно допускает факт ознакомления с государственной тайной посторонних лиц (например, в ходе разговора, происходящего в общественном месте).

8. Мотивацию разглашения государственной тайны составляют стремление придать важность собственной персоне, помощь в написании научной работы и т.п. Мотив, как и цель, на квалификацию не влияет.

9. Преступление, предусмотренное ч. 1 коммент. статьи, относится к категории средней тяжести.

10. Часть 2 коммент. статьи предусматривает повышенную ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, в случае если деяние повлекло тяжкие последствия.

10.1. Тяжкие последствия - категория оценочная. Под ними могут пониматься произошедшие в результате разглашения передислокация объекта, свертывание научно-технических разработок, осведомление о сведениях, составляющих государственную тайну, иностранных государств, организаций или их представителей.

11. Преступление, предусмотренное ч. 2 коммент. статьи, относится к категории тяжких.

12. Разглашение государственной тайны следует отграничивать от совершения государственной измены. При разглашении у виновного лица отсутствует стремление к нанесению ущерба внешней безопасности страны путем передачи сведений иностранному государству, организации или их представителям. Кроме того, понятие адресата выдачи государственной тайны в смысле комментируемой статьи шире, чем в составе государственной измены. Сведения, составляющие государственной тайну, могут быть разглашены любому постороннему лицу.

13. Субъект специальный. Им может быть любое лицо, которому государственная тайна была доверена в силу должностных обязанностей либо стала известна по службе или работе (рабочий, привлеченный к изготовлению специального изделия, сотрудник, отвечающий за размножение документов).

В случае если сведения, составляющие государственную тайну, разглашаются лицом, которому они не были доверены или стали известны не в силу выполнения служебных обязанностей или работ, состав преступления отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 283 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления характеризуется действиями или, в редких случаях, бездействием - разглашением сведений, составляющих государственную тайну, т.е. противоправным преданием их огласке. Разглашение может иметь место в приватной беседе, публичном выступлении, в переписке, оно может быть выражено в демонстрации секретных чертежей и т.п. В таких случаях разглашение неотделимо от общественно опасного последствия этого преступления - восприятия секретных сведений другими лицами ("если они стали достоянием других лиц"). В случае совершения данного преступления посредством бездействия, например бесконтрольного оставления документов на рабочем столе, указанные последствия отделены от деяния во времени.

2. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым или косвенным умыслом, а также обеими разновидностями неосторожности.

3. Субъект специальный - лицо, которому: а) государственная тайна была доверена или б) стала известна по службе или работе. В первом случае речь идет о лицах, получивших в установленном порядке допуск к соответствующим сведениям. Во втором - о лицах, ознакомившихся с ними в силу своей профессиональной деятельности без получения допуска, например в силу третьих лиц (адвокат, допущенный в нарушение установленного порядка к участию в уголовном деле).

4. Комментируемая статья применяется, если содеянное не содержит признаков государственной измены (выдачи государственной тайны). Основное отличие между этими преступлениями в направленности умысла - в рассматриваемом случае умыслом не охватывается направленность собственных действий во вред безопасности государства.

  • Вверх

Сведения, государственного значения, подлежат обязательной охране и недоступны для большинства граждан нашей страны и для иностранных государств и организаций. По вполне понятным причинам разглашение подобной информации может привести к ужасающим последствиям колеблющихся от значительного экономического ущерба до полномасштабной войны. Именно поэтому рассматриваемое в настоящей статье преступление и относится к категории тяжких преступлений, направленных против конституционных основ России, как суверенной страны.

Виды ответственности за разглашение государственной тайны.

Общие понятия

Основным объектом и предметом данной темы, а, следовательно, и самого преступления, является обеспечение защиты и сохранности сведений, составляющих . А это в свою очередь составляет одну из основ обеспечения безопасности любой суверенной страны.

Для того чтобы понимать, о какой именно информации пойдёт речь, следует обратиться к положениям Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» и Указу Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

Положения данных нормативно-правовых актов объёмные и насчитывают не один десяток различных видов, разделённых по сфере использования и степени важности. Основные категории государственной тайны выглядят следующим образом:

  • Сведения в военной области;
  • Сведения в области экономики, науки и техники;
  • Сведения в области внешней политики и экономики;
  • Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, в области противодействия терроризму и обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты.

Как видно из данного списка, все эти категории регулируют важнейшие составляющие обороноспособности страны и её экономической независимости и безопасности.


Уголовный Кодекс

Тяжесть ответственности и наказания за разглашение рассматриваемых сведений устанавливается с учётом положений статьи 283 Уголовного Кодекса РФ. Следует отметить, что данное преступление во многих аспектах схоже со шпионажем и , и при наличии признаков состава этих деяний в разглашение государственной тайны, квалификация будет исходить уже из положений статьи 275 или 276 УК РФ. А для того чтобы определить, в чём заключается принципиальная разница между этими преступлениями, следует обратиться к статье 283 УК РФ:

  1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, -

наказывается арестом на срок от четырёх до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

Итак, в приведённой части первой идёт прямое упоминания о вариантах получения доступа к государственной тайне, это служебная или трудовая деятельность или учёба.

Иные случаи, ссылка на которых прописана здесь же, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», а также другими нормативно-правовыми актами, имеющими более узкий локальной-правой характер.

Стоит отметить, что процедура получения допуска носит невероятно сложную форму, которая требует прохождения множества проверок и предоставления различных разрешающих приказов, постановлений и справок. В том числе, в зависимости от закрытости и важности информации, требуется подпись о неразглашении со стороны самого просителя допуска, а также со стороны его близких родственников.


Принимая во внимание вышеописанное, объект преступления специальный - это лицо, которое в обязательном порядке достигло шестнадцатилетнего возраста и получило оформленный в соответствии с действующим законодательством допуск. Субъектами могут стать и иные лица, которым государственная тайна не была доверена законным допуском, например, охранники или обслуживающий персонал, но в силу своей профессиональной деятельности имеющие возможность услышать или увидеть закрытые для них сведения. Ещё одним важным моментом состава рассматриваемого преступления является фактическое умышленное донесение государственной тайны до других лиц.

Например, предположим две ситуации:

Гражданка «А» по долгу службы получила доступ к особо важным сведениям, для последующей работы с ними. Получение данного доступа создало для «А» множество обязанностей по обращению и хранению информации государственного значения, соблюдение которых было обязательным. Но гражданка «А» пренебрегла своими обязанностями и скопировала часть сведений на свой личный компьютер, допуск к которому имелся ещё у троих людей.

Если рассматривать ситуацию через призму статьи 283 УК РФ, то гражданка «А» разгласила закрытые для других лиц сведения, но в силу того обстоятельства, что они не стали известны третьим лицам, квалификация содеянного как преступление отсутствует. Эта же ситуация, но с небольшими изменениями.

Скопированные гражданкой «А» сведения были умышленно продемонстрированы гражданину «Б», с целью повышения в его глазах своей значимости и демонстрации социального положения. После завершения «самоутверждения» копия была удалена.

Цели разглашения - это личные мотивы, не преследующие корысти. Но факт разглашения был зафиксирован, а также информация стала известна третьим лицам, что и позволяет квалифицировать содеянное гражданкой «А» по статье 283 УК РФ.


  1. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, -

наказывается на срок от трёх до семи лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

Тяжкие последствия, являющиеся главным признаком части второй, могут носить различный характер, но определяются только с учётом всех обстоятельств в каждом конкретном случае. Во внимание берутся все возможные детали: должность виновного лица, важность разглашённых сведений, как и каким образом они были использованы, какой реальный ущерб был причинён, какие могут быть дальнейшие последствия. Если подобные тяжкие последствия были желанными и все предшествующие действия умышленно совершались с целью их достижения, то образуется квалификация по совокупности преступлений с учётом положений Уголовного Кодекса РФ.

Заключение

В заключение стоит ещё раз повторить о важности отграничения рассмотренного преступления со схожими деяниями в виде государственной измены и шпионажа. Главное отличие - это направленность действий. В измене и шпионаже - это понимание того факта, что полученные сведения и организациям, а в разглашении государственной тайны - целью является лишь донесение этой информации до третьих лиц, в том числе совершаемое в неумышленной форме.

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, – наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ч. 2 ст. 283 УК РФ

То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к ст. 283 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Предмет преступления составляют сведения, составляющие государственную тайну. О понятии указанных сведений см. комментарий к ст. 275 УК.

2. Объективная сторона преступления выражается в действиях или бездействии. Действия по разглашению соответствующих сведений состоят в их противоправном сообщении, передаче лицу(ам), которому они не были известны, в любой форме (в разговоре, переписке, при демонстрации документов, содержащих соответствующие сведения и т.п.). Бездействие имеет место при оставлении документов либо предметов, содержащих соответствующие сведения, без присмотра.

3. Преступление признается оконченным с момента восприятия указанных сведений третьими лицами, не имеющими доступа к этим сведениям (ч. 1). Восприятие означает ознакомление и запоминание с указанными сведениями или их фиксацию иным образом. По ч. 2 требуется наступление по неосторожности тяжких последствий (ч. 2). Понятие тяжких последствий оценочное. При этом необходимо установление причинно-следственной связи между фактом разглашения государственной тайны и наступившими последствиями, которое осложняется при совершении преступления в форме бездействия. Важно установить, чтобы указанные действия (бездействия) не содержали признаков государственной измены (ст. 275 УК) или шпионажа (ст. 276 УК).

4. Субъективная сторона (ч. 1) характеризуется как умыслом, так и неосторожностью. Наступление тяжких последствий (по ч. 2) происходит по неосторожности. При совершении преступления с прямым умыслом его необходимо отграничивать от государственной измены (ст. 275) и шпионажа (ст. 276) по направленности умысла (в указанных статьях присутствует цель нанести ущерб безопасности РФ), а также по субъекту.

5. Субъект специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Комментарий к статье 283 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Непосредственный объект данного преступления – общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием, рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ, регламентированные Законом РФ “О государственной тайне”.

2. Предметом преступления выступают сведения, составляющие государственную тайну (см. комментарий к ст. 275 УК).

3. Объективная сторона описана в законе как разглашение сведений, составляющих государственную тайну, если эти сведения стали достоянием других лиц. Разглашение – это предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, независимо от способа (частная беседа, публичное выступление, предоставление посторонним лицам для ознакомления документов, схем, карт, планов, образцов изделий, действующих моделей и т.д.).

4. Преступление признается оконченным с того момента, когда разглашенные сведения стали достоянием лиц, не имеющих к ним доступа.

5. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, квалифицируется по ст. 283 УК при условии, что в деянии отсутствуют признаки государственной измены, описанные в ст. 275 УК, в форме выдачи государственной тайны.

6. По своей субъективной стороне разглашение государственной тайны может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности (например, использование сведений, составляющих государственную тайну, в разговоре, который виновный ведет с сослуживцем в присутствии лиц, не имеющих допуска к подобным сведениям, которые могли слышать разговор).

7. Умышленное совершение преступления может иметь различные мотивы: стремлением показать свою осведомленность, продемонстрировать свою значимость в социальном плане, проявить интеллигентность и т.п., что не влияет на квалификацию деяния.

8. Субъект преступления специальный. Им может быть только лицо, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе.
Лицом, которому государственная тайна доверена, следует считать того, кто в силу занимаемой должности располагает этими сведениями и использует их в интересах государства при осуществлении профессиональных обязанностей. Лицом, которому эти сведения стали известны по службе или работе, может считаться такой работник, которому государственная тайна не предоставлялась для использования, но который ознакомился с ней при выполнении своих трудовых обязанностей (машинистка, копировальщик, шифровальщик, слесарь, собирающий действующую модель секретного прибора, и т.п.).

9. Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 283 УК) предполагает причинение по неосторожности тяжких последствий. К ним относятся, например, поступление сведений, составляющих государственную тайну, к иностранной разведке, срыв важных переговоров и соглашений РФ, ущерб внешнеполитическим или оборонным интересам России и т.д. Субъективное отношение к наступлению тяжких последствий может выражаться только в неосторожной форме вины.

Комментарий к статье 283 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Объектом разглашения государственной тайны выступают общественные отношения, гарантирующие основы информационной безопасности Российского государства. Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом одной из важнейших составляющих национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере является защита информационных ресурсов, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне, от несанкционированного доступа.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну.
С объективной стороны преступление состоит в таком разглашении сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали известны другим лицам. Под разглашением следует понимать предание огласке или распространение данных сведений с нарушением установленного порядка. Само разглашение может иметь форму как активных действий (сообщение в доверительной беседе; демонстрирование документов, схем, устройств и т.п.; открытый доклад или лекция; публикация в средствах массовой информации или печатных изданиях и др.), так и бездействия (непринятие мер для засекречивания перевозки соответствующих материалов; допущение посторонних к ознакомлению с секретными сведениями и т.д.). Способ разглашения может быть любым: устно, письменно, с использованием средств массовой информации и т.д.

Диспозицию анализируемой статьи можно отнести к бланкетно-ссылочной: при квалификации преступления требуется обращение к нормативным актам, регламентирующим порядок оборота сведений, составляющих государственную тайну (для установления факта незаконности ознакомления с соответствующей информацией посторонних лиц), а также к предписаниям ст. ст. 275 и 276 УК РФ (для установления отсутствия признаков государственной измены или шпионажа).

Общее правило обращения с информацией, содержащей государственную тайну, состоит в том, что запрещаются любая форма разглашения и любые действия, способные привести к разглашению сведений, составляющих государственную тайну. Указанные сведения могут стать достоянием третьих лиц только при условии их рассекречивания либо в случаях, специально предусмотренных законодательством (например, при участии адвоката в уголовном или гражданском деле, связанном с государственной тайной, или в ситуации передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам и т.д.). При квалификации разглашения государственной тайны следует установить факт незаконности действий виновного, что не представляет трудностей, ввиду того что у каждого лица, получающего доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, отбирается подписка о неразглашении этих сведений.

При отграничении разглашения сведений, составляющих государственную тайну, от государственной измены в форме выдачи государственной тайны основные отличительные признаки состоят в следующем:

а) адресатом получения сведений при разглашении, в отличие от выдачи, является не только иностранное государство, иностранная или международная организация или их представители, но и иные третьи лица;

б) государственная измена, в отличие от разглашения государственной тайны, преследует наличие строго определенной направленности умысла виновного – причинить ущерб безопасности России.

В отличие от шпионажа в форме передачи сведений, составляющих государственную тайну, разглашение государственной тайны может быть совершено только специальным субъектом – лицом, официально и на законных основаниях допущенным к соответствующим сведениям.

Состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 283 УК РФ, относится к числу материальных. Последствием разглашения выступает факт восприятия сведений, составляющих государственную тайну, посторонним лицом; при этом посторонними следует признавать как лиц, которые вообще не имели доступа к государственной тайне, так и лиц, которые имели такой доступ, но не имели права знакомиться со сведениями, которые им сообщил виновный. Адресат, воспринимающий информацию от виновного, по своим субъективным свойствам должен быть в состоянии сознавать, что эта информация относится к государственной тайне (в силу чего разглашение сведений, составляющих государственную тайну, малолетним, душевнобольным, лицам, не владеющим языком, и т.п. не может составлять оконченного состава преступления и должно квалифицироваться при наличии к тому оснований как покушение на преступление).

Субъективная сторона разглашения государственной тайны характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. При совершении преступления умышленно лицо сознает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную тайну, другим лицам, предвидит, что в результате его деяний сведения станут доступны этим лицам, желает либо сознательно допускает наступление этих последствий (например, виновный похваляется своей осведомленностью перед знакомыми или обсуждает сведения, составляющие государственную тайну, со своим коллегой в общественном месте). При неосторожном разглашении государственной тайны виновный не предвидит, что в результате его деяний государственная тайна может стать достоянием третьих лиц, хотя должен был и мог это предвидеть, либо предвидит наступление последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (например, виновный использует уязвимый шифр при передаче секретных сведений или по невнимательности высылает секретные сведения в адрес посторонних лиц).

Субъект анализируемого преступления специальный – физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Под лицами, которым тайна была доверена, следует понимать субъектов, имеющих специальный допуск к государственной тайне и состоящих на должностях в организациях и учреждениях, функционирование которых связано с созданием или оборотом материалов, содержащих государственную тайну (Перечень должностей, при замещении которых лицо считается допущенным к государственной тайне, утвержден распоряжением Президента РФ от 15 января 2010 г. N 24-рп (в ред. от 14 января 2011 г.)). Под лицами, которым тайна стала известна по службе, учебе или работе, следует понимать субъектов, не состоящих на должностях в указанных учреждениях, но получивших доступ к государственной тайне (адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну; члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий; лица, получившие допуск к государственной тайне в связи с подготовкой диссертаций или выполнением иных научных исследований, и т.д.). Все указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка. Именно наличие специально оформленного допуска (или доступа) и получение подписки о неразглашении государственной тайны являются ключевыми признаками субъекта анализируемого преступления. Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. Гражданство лица не является обязательным признаком субъекта преступления.

Если разглашение сведений, составляющих государственную тайну, совершают иные лица, не отвечающие требованиям специального субъекта, они в зависимости от ситуации могут нести ответственность за соучастие в преступлении, предусмотренном ст. 283 УК РФ

Законом предусмотрен квалифицированный состав разглашения государственной тайны – разглашение, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия (ч. 2 ст. 283 УК РФ).

Указанный признак относится к числу оценочных. Его содержание подлежит установлению в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела: содержание сведений, их значимость, характеристика адресата и т.д. В качестве тяжких последствий можно рассматривать срыв государственных мероприятий, необходимость передислокации режимного объекта, провал агентурной разведывательной сети и т.д.

С субъективной стороны преступление в квалифицированном составе разглашения государственной тайны характеризуется либо в целом как неосторожное, либо как преступление с двумя формами вины. Такой подход обусловлен признанием возможности выполнения основного состава преступления как умышленно, так и по неосторожности. Две формы вины в квалифицированном составе преступления будут иметь место только в том случае, если основной состав выполнен умышленно; если же основной состав преступления выполняется по неосторожности, то и квалифицированный состав требует неосторожной формы вины.

Статья 283 УК РФ не охватывает собой случаев умышленного собирания лицом, не имеющим доступа к государственной тайне, соответствующих сведений и их разглашения. Такие деяния могут содержать признаки составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 275 или 276 УК РФ, если государственная тайна становится достоянием иностранного государства, иностранной организации или их представителей. Если же лицо, не имеющее допуска (доступа) к государственной тайне, собирает соответствующие сведения при отсутствии умысла на их передачу иностранному государству, содеянное может рассматриваться в зависимости от обстоятельств либо как должностное преступление (например, предусмотренное ст. 285 УК РФ злоупотребление должностными полномочиями), либо как информационное преступление (например, предусмотренный ст. 272 УК РФ неправомерный доступ к компьютерной информации), либо как приготовление к какому-либо иному преступлению.

Видео о ст. 283 УК РФ

Полный текст ст. 283 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 283 УК РФ.

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, -
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, -
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к статье 283 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной - основы конституционного строя и безопасности государства, дополнительный - общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне и их защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации;
2) объективная сторона: действие или бездействие, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, попадают в распоряжение лиц, не имеющих на это правовых оснований. Разглашение в форме действия может быть осуществлено в виде устного сообщения лицам, не имеющим доступа к конкретным сведениям, ознакомления с документам или предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, публикации в СМИ и другим не санкционированным полномочным должностным лицом способом ознакомления конкретного лица (лиц) со сведениями, составляющими государственную тайну. Разглашение в форме бездействия может быть выражено в несоблюдении правил доступа в помещения, где ведутся работы со сведениями, составляющими государственную тайну, непринятии мер по сокрытию внешнего вида специальных изделий, перевозимых по территории предприятия или за его пределами, нарушении правил засекречивания сведений и присвоения грифа секретности документам и т.д.;
3) субъект: физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, в отношении которого обеспечены правовые основания доступа к сведениям, составляющим государственную тайну (оформлен установленным порядком допуск к государственной тайне и конкретные сведения доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Ключевыми признаками субъекта анализируемого преступления являются:
- наличие оформленного установленным порядком допуска к особой важности, совершенно секретным или секретным работам, документам и сведениям (1, 2 или 3-я форма допуска);
- наличие приказа о назначении на конкретную должность (зачисление в состав студентов) и иные;
- проведение инструктажа в подразделении по защите государственной тайны, ознакомление с нормами законодательства РФ об ответственности за его нарушение и взятие на себя обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну;
- наличие письменного разрешения руководителя на ознакомление с конкретными материалами или сведениями.

Получение лицом, не имеющим вышеуказанных признаков, сведений, составляющих государственную тайну, может квалифицироваться по ст. 283.1 УК РФ;
4) субъективная сторона: характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Прямой умысел имеет место, если субъект преступления осознает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную тайну, предвидит, что в результате его действий (бездействия) сведения станут доступны третьим лицам, и желает наступления этих последствий (например, субъект преступления рассказывает о секретном изобретении своего предприятия постороннему лицу). Косвенный умысел имеет место, если субъект преступления осознает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную тайну, предвидит, что произойдет разглашение сведений в отношении третьих лиц, не желает, но сознательно допускает их ознакомление или относится к ним безразлично (например, субъект преступления поручает отнести секретный документ на подпись руководителю сотруднику, не имеющему санкционированного доступа к этому документу).

При неосторожном разглашении государственной тайны виновный не предвидит, что в результате его деяний государственная тайна может стать достоянием третьих лиц, хотя должен был и мог это предвидеть, либо предвидит наступление разглашения, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (например, субъект преступления использует прозрачный конверт для пересылки секретной корреспонденции).

Преступление считается оконченным с момента ознакомления со сведениями, составляющими государственно тайну, хотя бы одного лица, в отношении которого не санкционирован доступ к этим сведениям. Причем, оконченный состав преступления имеет место в случае. когда указанное лицо находится в состоянии сознавать, что эта информация относится к государственной тайне.

К квалифицирующим признакам настоящего преступления относится то же деяние, но повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Тяжесть как признак отнесена специалистами в области уголовного права к числу оценочных. Организация разработки и представления в установленном порядке в Правительство РФ предложения о порядке определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, отнесена к полномочиям Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Тяжесть последствий совершенного преступления в каждом конкретном случае должна определяться с учетом всех обстоятельств дела: характера сведений, степени их секретности и значимости, круга лиц, которому сведения стали известны в результате разглашения и т.д. Экспертное заключение составляется органами государственной власти и организациями, наделенными полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, чьи сведения подверглись разглашению. Если речь идет о сведениях, касающихся деятельности нескольких органов государственной власти и засекреченных ими в соответствии с ведомственными Перечнями сведений, подлежащих засекречиванию, то заключения будут представляться ими на рассмотрение в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны.

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ "О федеральной службе безопасности";
2) Закон РФ "О государственной тайне";
3) Указ Президента РФ от 30.11.95 N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне";
4) Указ Президента РФ от 06.10.2004 N 1286 "Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны";
5) распоряжение Президента РФ от 16.04.2005 N 151-рп "О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне";
6) постановление Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне".

7) постановление Правительства РФ от 22.08.98 N 1003 "Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне";
8) постановление Правительства РФ от 02.08.97 N 973 "Об утверждении Положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям";
9) постановление Правительства РФ от 04.09.95 N 870 "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности".

3. Судебная практика:
1) обзор судебной практики ВС РФ от 15.07.98 "Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам";
2) определение СК по гражданским делам ВС РФ от 15.01.2001 N 77-Г00-9;
3) определение СК по гражданским делам ВС РФ от 29.10.2002 N 51-Г02-47;
4) кассационное определение ВК ВС РФ от 06.04.2004 N 3-011/04;
5) определение СК по гражданским делам ВС РФ от 13.04.2007 N 78-Г07-21.

Следует отметить, что судебная практика, в основном, связана с требованиями о восстановлении на работе и выплате компенсаций за время вынужденного прогула лиц, уволенных с работы (службы) связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, лиц, оспаривающих правомерность своего увольнения по причине однократного грубого нарушения взятых на себя трудовым договором обязательств по защите государственной тайны - разглашения сведений, составляющих государственную тайну. В указанных судебных решениях объективную сторону состава преступления составляют выдача носителей сведений, составляющих государственную тайну, лицам, не имеющим права доступа к конкретным носителям, или ознакомление с секретными сведениями лиц, не имеющих правовых оснований доступа к ним. Квалификация состава преступления по настоящей статье в судебных решениях основывается на подтверждении степени секретности конкретных сведений, определении размера нанесенного ущерба и указании ссылки на статьи нормативных документов, которые нарушены при разглашении сведений, составляющих государственную тайну.

Консультации и комментарии юристов по ст 283 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 283 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.