Егэ по русскому на дальнем востоке. Хождение молодежи за три моря

ПРОГНОЗ НА СОКРАЩЕНИЕ

Несмотря на разнонаправленные миграционные потоки, население Дальнего Востока продолжает сокращаться. Согласно официальному прогнозу Росстата, в 2018 году численность населения ДФО должна уменьшиться на 30 тысяч человек. В 2017 году отрицательное сальдо миграции составило 17 тысяч человек. В ближайшие годы, согласно прогноз, Приморский и Хабаровский края, а также Амурская область войдут в лидеры по оттоку населения среди регионов России. Можно говорить о том, что усилия федеральных властей по перелому демографического тренда и привлечению населения в регион до настоящего времени не приносят ожидаемого эффекта.

Тем не менее, миграционные процессы, как правило, не бывают однородны. Абстрактные единицы, в которых измеряются потоки приезжающих и убывающих из региона, могут обладать разными характеристиками, которые присущи любому человеку с биологической или социальной точки зрения - возрастом, полом, семейным состоянием, уровнем образования и доходов. Оценка миграционных процессов с этой точки зрения позволяет придать конкретное наполнение происходящему - и, в частности, увидеть, что именно происходит в регионе, в какую сторону меняется его население.

Одна из подобных характеристик - образовательный уровень населения. Разница образовательных потенциалов приезжающих и убывающих из региона позволяет многое сказать о том, как развивается Дальний Восток - какие ниши имеются там для качественного развития экономики, требующей квалифицированных образованных кадров. Это же - если посмотреть на отъезд или приезд в регион молодежи с различным уровнем образования - позволяет понять, как видит перспективы региона с точки зрения обустройства жизни и карьеры его молодое поколение.

"ВЫМЫВАНИЕ" МОЛОДЫХ

Эксперты говорят о том, что в целом образованная молодежь, к сожалению, "вымывается" из региона. Но этот процесс нельзя представлять линейно. Некоторые факторы - в частности, изменение процедуры поступления в вузы и развитие Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), способны повлиять на общую неблагоприятную тенденцию.

"Входящие и исходящие миграционные потоки на Дальнем Востоке существенно различаются: значительная часть приезжающих на Дальний Восток не имеет высшего образования (в первую очередь это касается трудовых мигрантов из стран Центральной Азии), тогда как значительная часть населения, покидающего регион, имеет высшее образование", - говорит доцент департамента социальных и психологических наук ДВФУ Кирилл Колесниченко.

На своем опыте об этом говорит заведующий кафедры демографии Высшей школы современных социальных наук МГУ Владимир Ионцев: "Из всех ребят с Дальнего Востока, учившихся и защищавшихся в Москве, которых я знаю, обратно в регион не вернулся ни один. Квалифицированная молодежь продолжает уезжать с Дальнего Востока". Владимир Ионцев высказывает предположение, что некоторое сокращение общего оттока населения с Дальнего Востока, наблюдавшееся в последнее время, может объясняться тем, что на авансцену сейчас выходит "маленькое" поколение - родившиеся во время демографического провала 90-х, а значит, число отъезжающих в абсолютном выражении должно снижаться.

Заместитель заведующего международной лаборатории демографии и человеческого капитала Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Сергей Шульгин отмечает, что на возраст окончания школы и вуза в России приходится один из самых высоких миграционных всплесков. Это же относится и к населению Дальнего Востока. При этом, как правило, поступившие в вузы в другом регионе России уже не возвращаются назад: "Обучение в качественном вузе - это время интенсивной наработки социальных контактов. Студент обрастает связями как со сверстниками, так и с потенциальными работодателями, получает первую работу. Ему слишком расточительно бросать этот новый ресурс". Поэтому, как объясняет Шульгин, переехав на учебу в другой регион, молодой человек с Дальнего Востока скорее всего останется в регионе учебы. Исключение могут составлять те, чей ресурс для успешного трудоустройства составляют родственники, проживающие на Дальнем Востоке.

Кирилл Колесниченко, опираясь на исследования, проведенные ДВФУ указывает также на то, что и в случае учебы на Дальнем Востоке квалифицированные и талантливые студенты предпочитают переезжать в Центральную Россию. "Мы проводили социологические исследования, включая анализ карьерных траекторий выпускников вузов Дальнего Востока. На основании этих исследований можно сделать некоторые выводы. Решение о переезде в другой регион России принимается на основании ряда важнейших факторов, и уровень образования играет в этом далеко не последнюю роль. Получив качественное образование, выпускники дальневосточных вузов могут вполне успешно конкурировать на рынке труда Москвы или Санкт-Петербурга, а поскольку по многим сегментам рынка труда зарплаты в этих городах выше аналогичных показателей по Дальнему Востоку, возможность более высоких заработков и перспективы быстрого карьерного роста служат существенным стимулом для переезда молодежи в эти города".

Таким образом, столичные регионы кажутся, более привлекательной целью для обустройства карьеры, ради которой можно рискнуть наработанными социальными связями. По словам Колесниченко, подобное решение действительно сопряжено с риском. Переезжающие в Москву, как правило, вынуждены менять 5-6 работ в течение полутора-двух лет, причем такие работы редко оказываются связаны со специальностью. В итоге некоторая часть уехавших возвращается в регион.

ОТЪЕЗД ПО СТУПЕНЯМ ИЛИ ФАКТОР ЕГЭ

Тем не менее, едва ли такую траекторию миграции можно считать сознательным и желательным выбором в пользу региона. По словам Колесниченко, некоторые выпускники используют нынешнюю двуступенчатую систему высшего образования как стратегию для безболезненного обустройства на новом месте. Окончив бакалавриат на Дальнем Востоке, они поступают на магистерские программы столичных вузов и используют два года обучения в магистратуре для постепенного вращивания в новую социальную среду.

Впрочем, изменения, принесенные образовательными реформами последних лет, могут сработать и как фактор перенаправления части миграционных потоков в пользу Дальнего Востока. На это обращает внимание Сергей Шульгин. И связано это, прежде всего, с новой мобильностью, предоставляемой возможностью поступления в вуз по результатам ЕГЭ.

"Из-за ЕГЭ меняется социальная норма. Если в предыдущем десятилетия она звучала "надо обязательно поступить", то теперь она принимает вид "можно поступить где угодно". Именно это "открывает" для многих выпускников вузы других регионов. В том числе - и Дальнего Востока. По большому счету, именно ЕГЭ сделал возможным реализацию проекта федерального университета на Дальнем Востоке, в который могут поступать выпускники из других регионов.

Кирилл Колесниченко также отмечает фактор вуза для миграционных траекторий Дальнего Востока: "Создание ДВФУ оказывает определенное влияние на миграционные потоки. В ДВФУ приезжает очень много абитуриентов из регионов Сибири и Дальнего Востока, центральной части страны, на сегодняшний день география поступающих включает более 60 регионов РФ – ребята получают возможность прямого общения друг с другом, устанавливают дружеские и деловые связи, которые в дальнейшем также способствуют успешному карьерному росту". Впрочем, говорить о решающем вкладе не приходится. "Конечно, ДВФУ не может, да и не должен играть системообразующую роль в формировании миграционных потоков. Но положительную динамику в социально-демографические процессы создание ДВФУ однозначно привнесло", - говорит Колесниченко.

Современные экономические и социальные реалии пока работают не в пользу демографии Дальнего Востока. Не становится он и однозначным выбором для образованной молодежи региона. И все же некоторые изменения - как на региональном, так и на федеральном уровне - такие, как система ЕГЭ и развитие ДВФУ, закладывают и некоторый положительный потенциал, слабые эффекты от которого можно наблюдать уже сейчас. Ситуация развивается неинерционно и, возможно, правильно распорядившись новыми тенденциями, можно будет компенсировать по-прежнему сильную среди талантливой дальневосточной молодежи установку на отъезд привлечением новых молодых выпускников, пожелавших попробовать себя на берегах Тихого океана.

Письмо в редакцию DVhab.ru по поводу вбрасывания в интернет прорешенных заданий ЕГЭ по математике.

Обратившийся неистовствует по поводу утечки заданий ЕГЭ по математике для центральных районов России, который проходил 1 июня.

Таким образом, по словам написавшего в редакцию, сейчас происходит масштабный сбор петиций по поводу слива (есть доказательства) и заданий, которые выше по сложности, чем предлагает банк заданий ФИПИ. Дальневосточные школьники, которые писали сами, в отличие от жителей других регионов, прорешавших варианты заранее, требуют пересдачи ЕГЭ по математике в резервный день и понижения баллов для поступления, чтобы хоть немного восстановить справедливость.

— Я готовился с пятого класса к этому экзамену — мама вкладывалась в репетитора, мы скупали все методички и КИМы прошлых лет, чтобы подготовиться тщательно. И я сдавал сам. На самом деле работа была сложной, особенно 17 задача. Обидно, что чужими знаниями и стараниями просто воспользовались ученики школ других городов. Теперь они получат баллы и, соответственно, больший шанс поступить в центральные вузы России. Это нечестно, — сказал Глеб Разувакин, ученик школы № 43.

Учителя математики хабаровских школ задания не видели, потому о сложности судить пока не могут. Но у педагогов есть уверенность: такое масштабное вбрасывание в Сеть могло пойти не от школьников.

— Я думаю, что такое могли сделать только на уровне власти — не школьники. Они пишут под камерами, телефоны забирают, КИМы не выносятся из аудитории. Более того, сейчас же задания печатают с диска прямо в аудитории перед началом экзамена. Никто из детей не стал бы так рисковать, по моему мнению. О сложности заданий в этом году нам, математикам, трудно судить. Работы мы видим только после публикации, ведь на экзамене по математике, по правилам, присутствуют учителя других профилей, — сказала Светлана Муравьёва, учитель математики хабаровской школы № 43.

Краевое минобрнауки располагает информацией о произошедшем на уровне пользователей Сети — прочитали в новостях.

— Этим всем занимается не наше ведомство, — говорит Виктор Москвин, заместитель министра образования и науки Хабаровского края — начальник управления по надзору и контролю. — Мы не знаем КИМы. Не видим их. Они запечатаны и будут храниться в таком виде до марта примерно. Сможем говорить о том, что вброс был или не был, когда будут опубликованы результаты, и мы проследим, будут ли какие-то аномальные результаты. Сейчас Рособрнадзор, который контролирует это, дает информацию о том, что это неправда.

— Публикации материалов, якобы являющихся каким-то образом полученными заданиями реального ЕГЭ, появляются в социальных сетях перед каждым экзаменом. Специальная группа мониторинга Интернета фиксирует такие публикации на тысячах ресурсов и передает их на соответствующую поверку,— сообщили федеральным СМИ в Рособрнадзоре.— В 2018 году не зафиксировано ни одной публикации заданий реальных экзаменационных вариантов ЕГЭ по математике в Сети до начала экзамена. Материалы, опубликованные на данной странице, также не соответствуют ни одному из вариантов, которые были предложены участникам ЕГЭ сегодня. Меры контроля, применяемые при разработке и доставке экзаменационных материалов, позволили полностью исключить их утечки в последние пять лет, — добавили в службе.

Отметим, сами участники экзамена подтвердили факт того, что задания дублировались. Разговоры об этом активно ведутся под ютубовским видео, где идет разбор заданий ЕГЭ по математике от 1 июня.

Напомним, по информации регионального министерства образования и науки, экзаменационная работа по математике базового уровня включает в себя 20 заданий, на выполнение которых отведено ровно 3 часа (180 минут). Базовый уровень сдают те выпускники, кому не понадобится . Минимальный порог составляет 12 баллов. В Хабаровском крае этот экзамен выбрали 5 332 человека.

Вера Чеботарёва, новости Хабаровска на DVhab.ru

Источник - новости Хабаровска на DVhab.ru

Каким образом дальневосточные школы стараются удержать талантливых детей, что для этого делают бизнесмены, учителя, родители и вузы, Indicator.Ru рассказала Елена Харисова , заместитель проректора по учебной и воспитательной работе Дальневосточного федерального университета (ДВФУ).

Елена Владимировна, как в целом на Дальнем Востоке обстоят дела со школьным образованием? Много ли детей уезжает после окончания школы?

На Дальнем Востоке, как в целом и в большинстве субъектов страны, школьное образование переживает не самые простые времена. По данным аналитиков Высшей школы экономики (ВШЭ) в России качество школьного образования в разных регионах сильно различается. В центральной полосе России мы наблюдаем высокие результаты в показателях сдачи ЕГЭ, но уже на Дальнем Востоке результаты ЕГЭ оставляют желать лучшего. Одна из причин такого разброса - неравенство ресурсов: кадровых, инфраструктурных и материально-технических. Но в нашем крае много талантливых школьников, с ними необходимо выстраивать направленную, точечную работу, которая будет раскрывать и в полной мере поддерживать их таланты.

Мы как федеральный университет, обладающий кадровыми, инфраструктурными, научно-методическим ресурсами, ставим своей целью поддержать систему школьного образования на Дальнем Востоке и талантливых детей и учителей Приморья. Начали с азов, с математики, провели первую Тихоокеанскую математическую школу. На нее мы пригласили школьников, которые показали высокие результаты в муниципальном туре всероссийской олимпиады по математике, и учителей, воспитанники которых показывают лучшие результаты ЕГЭ. Мы ничего нового здесь не придумали - взяли хорошо зарекомендовавшие себя методики и технологии, которые известны еще с 60-х годов, предложили школьникам хитрые задачи, одну неделю времени с перерывом на обед и сон и познакомили их с лучшими преподавателями математики на Дальнем Востоке.


На Дальнем Востоке очень остро стоит проблема «вымывания» талантов из региона, дети просто уезжают поступать в центральную часть России и за рубеж. Если выпускник школы показал высокие результаты ЕГЭ, то он, скорее всего, покидает регион. А если ты уехал в школьном возрасте, то вероятность вернуться в родной край сильно снижается.

Поэтому ДВФУ берет на себя задачу сделать так, чтобы дети на Дальнем Востоке и, в частности, в Приморье, оставались. Для того, чтобы предложить конкурентные условия сильным выпускникам школ, мы перестраиваем наши образовательные программы в соответствии с потребностями экономики региона, налаживаем сотрудничество университета с компаниями. Реализация и развитие потенциала талантливых школьников включает в себя и их участие в научной, исследовательской и проектной работе совместно со студентами и преподавателями нашего университета. Видим большой ресурс и необходимость в развитии математического образования в крае. С этой целью мы, например, сейчас подали заявку на конкурс по созданию научно-образовательного математического центра на базе нашего вуза. Мы видим, что рядом с нами Сингапурский университет, Пекинский университет и другие сильные вузы. Если мы сами не создадим аналогичный центр, то сможем проиграть в научно-технологическом развитии страны.

Математическая программа - это первый наш шаг, также мы будем создавать программы по физике, по биологии, по химии, по информатике, по иностранным языкам. Мы считаем, что это может стать устойчивой платформой, на которой можно будет дальше строить систему образования на Дальнем Востоке.


Не боитесь, что вы сейчас одаренных детей подтянете, а они все равно будут поступать на Запад или в тот же Китай, Сингапур?

У нас нет таких опасений потому, что мы хотим построить всю профессиональную траекторию для детей сразу до работодателей. Условно мы начинаем работу со школьниками уже с седьмого класса: они становятся активными участниками наших программ, мы мотивируем их на поступление в университет, где мы можем предложить индивидуальную образовательную программу обучения. Индивидуальные образовательные траектории строятся совместно с работодателями региона. Мы будем детям уже в школе предлагать разные варианты их карьерного развития. Они должны будут видеть весь этот путь и понимать, для чего они здесь, в этом крае.

Но часто бывает так, что ребенок не сам решает, куда он будет поступать. Часто решение остается за родителями.

Да. Мы работаем с детьми и видим, что они не хотят отрываться от дома, они любят свой край и море, рядом с которым они живут. На поступлении в зарубежные вузы, как правило, настаивают родители, так как знают всю экономическую ситуацию в регионе, и в их в памяти остался след о сложных временах в 90-е. Они сами пережили кризис и, желая лучшей жизни своим детям, стараются их отправить в хорошие вузы страны. В этом случае родители должны быть уверены в том, что ребенок получит хорошее образование и найдет свое применение в родном регионе. Поэтому нужно работать с родительской аудиторией: мы должны им показать, что их ребенок, если останется здесь, получит больше бонусов. Сложно сделать так, чтобы школьник, набравший 300 баллов на трех ЕГЭ, поступил в ДВФУ, а не в Московский госуниверситет (МГУ).

Здесь может помочь разговор с родителями. Мы говорим, что будет выстроена индивидуальная траектория развития ребенка, она будет построена с конкретными компаниями, в том числе с компаниями стран АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона, - прим. Indicator.Ru). Мы даем подробную информацию о совместных исследованиях и образовательных программах с Японией, Китаем и другими странами. Известно, что технологические компании развиваются как раз в странах АТР, и ребенок, и его родители могут захотеть закончить бакалавриат в МГУ, получить там основательную теоретическую базу, а в магистратуру он может поступить в ДВФУ и получит отличный практический опыт в совместных исследованиях и наших программах со странами АТР. Но, конечно, это пока очень точечная работа.


- А работодатели вообще готовы на такое сотрудничество, работу со школьниками?

Дальневосточный регион стремительно развивается. Расширяется список крупных компаний и инвесторов, которые заходят в регион. Всем нужны кадры, особенный спрос на таланты. С Центральной полосы России всех не перевезешь, и это неправильно, в регионе нужно выращивать свой кадровый резерв. Поэтому работодатели к нам уже приходят с конкретным запросом: какое нужно количество управляющего персонала, какое - инженеров, рабочих и топ-менеджеров.

- А российский бизнес заинтересован в сотрудничестве?

Да, университет очень плотно общается с крупнейшими российскими компаниями. В следующем году мы запускаем на уровне бакалавриата около 30 модулей совместно с лидерами индустрий: Сибуром, Роснефтью, КНАУФ и т. д. Взаимодействие с бизнесом идет не только в рамках образовательных программ. В этом году мы совместно с Сибуром проработали схему, когда студенты, еще учась на третьем-четвертом курсах, проходят собеседования в компании. Шести выпускникам по итогам собеседований предложили работу. С шестью студентами, которые в следующем году идут на четвертый курс, Сибур заключает договоры целевого обучения. Таким образом, компания целенаправленно участвует в формировании своих кадров. Эти студенты будут обучаться по индивидуальному учебному плану, пройдут преддипломную практику в компании.

- Вы сказали об индивидуальной траектории обучения студента в вузе. Как она будет реализована?

В виде проектной деятельности. Мы даем только направление, а тему проектов, задачу студенты определяют себе сами. В рамках дисциплин проектной деятельности заложены часы под самостоятельное освоение студентами дефицитных знаний для решения проектной задачи за счет консультаций с экспертами, онлайн-курсов и т. д. Также мы в этом году увеличили доли выборных дисциплин и внеучебной деятельности в рамках освоения программ бакалавриата и магистратуры.


Давайте вернемся к школам. У меня два вопроса. Первый - будете ли вы уделять внимание дополнительному образованию учителей? Тем, кто работает сейчас, возможно, будет непросто перейти на новую схему работы. Второй - вы говорите, что хотите брать детей в седьмом классе и вести их вплоть до окончания университета. Может ли ребенок в 13-14 лет определиться, чем он хочет заниматься в жизни? Многие не знают этого, получив высшее образование.

Университет может по-разному взаимодействовать со школой: может, например, просто «потреблять» ребят, которые способны в университет поступить. Школьный учитель - это человек творческого ума, и он заинтересован в том, чтобы общаться с другими творческими содержательными коллегами. Когда университет заходит в школу с активной позицией, он, как правило, получает положительную связь. Мы предлагаем университету играть роль некоего интеллектуального центра, который может учителей «питать» и «содержать». То есть учителя здесь, в университете, будут проходить повышение квалификации, осваивать новые методики.

- Есть уже какой-то опыт работы с педагогами?

Мы уже получали отклики от учителей. Они все говорят: нам нужно что-то новое, что поможет эффективно работать с современными детьми. Они же чувствуют, что те методы и технологии, которые сейчас применяются в школе, уже не действуют на современное поколение. И они, чувствуя некоторую некомпетентность в ряде вопросов, обращаются к инноваторам, к профессионалам, говоря: слушайте, есть ли что-нибудь такое готовое, что можно уже применять?

Мы предлагаем учителям готовые решения и технологии, апробированные и хорошо зарекомендовавшие себя на практике. В сентябре 2018 года планируем открыть при университете Дальневосточный лицей - школу для одаренных детей. Школа станет современным ресурсным центром по работе с талантливыми детьми в рамках основного общего и дополнительного образования. Планируем работать с учителями Приморского края, обучая современным методам и технологиям в преподавании. Образовательная программа школы будет строиться на индивидуальном подходе к каждому ученику, будет носить междисциплинарный характер, включая проектные формы обучения.

С седьмого по девятый класс будет специальная программа, выстроенная иначе, нежели программа десятого и одиннадцатого классов. Она не будет определена жесткой рамкой, но в проектном подходе уже заложены ранние профессиональные пробы, для того чтобы ребенок уже к девятому классу определился со своим профильным предпочтением.