Как участвовать в государственных закупках. Как организовать процесс участия в госзакупках Как участвовать в аукционе госзакупок

Участие в госзакупках приобретает всё большую популярность. Крупные компании, малый и средний бизнес, индивидуальные предприниматели, физические лица становятся поставщиками госзакупок. В госзакупках участвуют заказчик и поставщики. Заказчиком является федеральное и муниципальное учреждение, которое приобретает для своих нужд товары, работы или услуги на средства, выделяемые из госбюджета. Поставщиком можно стать, выиграв тендер. Тендер - это электронная процедура выбора поставщика товара (услуги) либо исполнителя работы. Из допущенных к процедуре выбора поставщиков побеждает тот, кто предложит наименьшую цену.

Тендеры пришли в российскую практику госзакупок и муниципальных закупок из мировой торговли, где были разработаны чёткие правила и процедуры. Как конкурсные процедуры, тендеры удобны государству для контроля бюджетных средств. Они позволяют чиновникам отчитаться перед государством, почему был выбран тот или иной поставщик товаров или услуг. Система тендеров была задумана для того, чтобы исключить сговор заказчика и поставщика и обеспечить конкурентную среду - основу рыночных отношений.

Какие выгоды получает поставщик? Победитель тендера приобретает заказ с гарантированным размером оплаты. Победить в тендере - значит стать лидером в своём сегменте рынка, обеспечить устойчивый рост компании. Участие и победа в тендере для производителей и поставщиков - это импульс к дальнейшему развитию бизнеса, ведь компания получает внушительный заказ на свою продукцию, который может исчисляться несколькими миллионами рублей.

Государственные закупки проводятся в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Государственные корпорации, субъекты естественных монополий, хозяйственные общества, с государственным участием в размере более 50%, а также некоторые другие организации, обязаны производить закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ. Эти закупки тоже причисляют к разряду государственных, иногда их называют корпоративными закупками.

Все закупки в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ публикуются в открытой Единой информационной системе (ЕИС).

Инструкция для поставщика

Как подготовиться

Пакет документов на участие в госзакупках формируется приблизительно в течение 20 дней. Срок, отведенный для подачи участниками заявок бывает и того меньше. Для подготовки лучше заранее разработать план мероприятий для участия компании в закупках, установить сроки их проведения и круг ответственных лиц. Разобраться в вопросе поможет изучение документации нескольких интересующих закупок, публикуемых в открытой Единой информационной системе (ЕИС).

ШАГ 1. Изучение 44-ФЗ

Скажем сразу - 44-ФЗ легким для изучения законом не назовешь, и все же необходимо приложить усилия и внимательно изучить прописанную 44-ФЗ процедуру выбора поставщика - это своеобразный алгоритм того, что, в какие сроки и каким образом необходимо делать участнику госзакупок.

ШАГ 2. Выбор электронной площадки

Необходимо выбрать электронную площадку для участия в электронном аукционе из 8 электронных торговых площадок, отобранных правительством РФ для проведения электронных аукционов. К шести работающим на сегодняшний день операторов электронных площадок добавятся с 1 октября 2018 г. электронные площадки «ТЭК - Торг» и «Электронная торговая площадка ГПБ». В перечень электронных площадок входят следующие:

1.АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
2.АО «Единая электронная торговая площадка»;
3.АО «Российский аукционный дом»;
4.АО «ТЭК — Торг»;
5.АО «Электронные торговые системы»;
6.ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
7.ООО «РТС — тендер»; ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»;
8.ЗАО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» — специальная площадка для госзаказа.

ШАГ 3. Получение электронно-цифровой подписи

Электронная цифровая подпись позволяет присвоить электронному документу юридический статус, равноценный юридическому статусу обычного документа, на котором стоит подпись уполномоченного лица и печать организации.

Процедура получения электронно-цифровой подписи (ЭЦП) осуществляется в одном из Авторизованных удостоверяющих центров, входящих в пространство доверия выбранной площадки. Она занимает от 2 до 5 рабочих дней. Список удостоверяющих центров можно узнать на сайте выбранной электронной площадки. В офисе удостоверяющего центра необходимо будет получать сертификат, поэтому выбор должен быть сделан в пользу близлежащего удостоверяющего центра.

Сертификаты ЭП, полученные в Авторизованных удостоверяющих центрах, подходят для использования на всех Электронных торговых площадках, отобранных в целях проведения электронных аукционов для государственных и муниципальных нужд, а также на площадках, работающих в рамках закона № 223 ФЗ о закупках государственных корпораций и естественных монополий.

Вы можете связаться с call-центом Ассоциации электронных торговых площадок для поиска ближайшей точки выдачи ЭЦП.

Для этого Вам необходимо заполнить регистрационную карту или позвонить по федеральному многоканальному телефону 8-800-2000-100.

ШАГ 4. Подготовка документов

Участник направляет оператору ЭТП информацию, указанную в ч. 2 ст. 61 44-ФЗ, а именно:

Для физических лиц: заявление, которое формируется в электронном виде; 1-20 страницы паспорта (только для физлиц); адрес электронной почты.

Индивидуальные предприниматели дополнительно к этому предоставляют: копию выписки из Единого государственного реестра (она должна быть получена не ранее чем за 6 месяцев до момента подачи запроса); ИНН; доверенность на получение регистрации и осуществление действий, если от имени участника закупки действует иное лицо.

Для юридического лица дополнительно ко всем предыдущим пунктам: копии учредительных документов (устав или договор, в зависимости от организационно-правовой формы); копии документов, подтверждающих полномочия лица (решение о назначении руководителя на должность); решение об одобрении и совершении сделок с указанием ее максимальной суммы.

Необходимые документы должны быть переведены в электронный формат (отсканированы). К ним площадки устанавливают определенные требования: объем до 12 мегабайт; допустимые форматы —.doc,.docx,.pdf,.txt,.rtf,.zip,.rar, xls, xlsx, xps, jpeg,.jpg,.gif,.png.

ШАГ 5. Установка необходимого программного обеспечения

Установка может быть выполнена как своими силами, так и силами специалистов удостоверяющего центра.

Для успешного прохождения процедуры регистрации необходимо настроить персональный компьютер. Алгоритм настройки прост:
1.Установить браузер Internet Explorer 11 или выше.
2.Скачать и запустить Программу для настройки корректной работы на ЭТП.
3. Установить любой из криптопровайдеров: Крипто-Про 3.6 или выше, LISSI 1.3.6, Сигнал-КОМ.
4.Установить сертификат электронной подписи, который вам выдал удостоверяющий центр при получении ЭЦП.
5. Настроить ЭЦП.

ШАГ 6. Аккредитация на ЭТП

Процесс аккредитации на ЭТП бесплатный при наличии сертификата ЭЦП, полученного в аккредитованном удостоверяющем центре. Если поставщик серьезно намерен зарабатывать на госконтрактах, то целесообразно аккредитоваться на всех ЭТП. Это связано с тем, что закупки не дублируются. Аукцион может быть проведен только на какой-то одной площадке. Чтобы подавать заявки на участие в закупке, нужно получить допуск именно к той ЭТП, на которой она проводится.

Срок рассмотрения заявления на аккредитацию составляет не более чем пять рабочих дней. При принятии оператором электронной площадки решения об отказе в аккредитации - участник размещения заказа, после устранения указанных замечаний, вправе вновь направить заявление на аккредитацию. Аккредитация предоставляется на три года.

ШАГ 7. Поиск торгов и подача заявки

Закупки по № 44-ФЗ размещены на нашем сайте. При помощи сервиса «Расширенный поиск» можно найти интересующие тендеры по таким критериям, как регион поставки, диапазон начальной цены заявки, наименование заказчика. Важно внимательно изучить требования закупочной документации и корректно подать заявку.

ШАГ 8. Внесение обеспечения

Внесение обеспечения Закон о контрактной системе (ст.44 № 44-ФЗ) обязывает заказчика устанавливать размер обеспечения заявок при проведении аукционов. Эти средства подтверждают серьезность намерения участвовать в процедуре и заключить контракт. Участник перечисляет их на свой лицевой счёт, который открывает одновременно с аккредитацией на электронной торговой площадке (ЭТП).

Обеспечение заявок стало меньше. А в закупке до 1 млн руб. его может совсем не быть. В закупках дороже обеспечение заявки будет таким:

От 0,5 до 1 %, если НМЦ от 1 млн до 20 млн руб.,
. от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
. 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.

Таким образом, для участия в торгах необходимо иметь нужную сумму на площадке. В момент отправки предложения сумма обеспечения блокируется. Однако это не означает, что вы можете участвовать только в одной процедуре. Участник сам решает, сколько средств находится у него на счету. И только их общий объем ограничивает число аукционов, на которые можно подать предложения. Главное, чтобы денег хватило на обеспечение по каждому. Обращаем внимание, что сумма блокируется, но не тратится. Возможность пользоваться заблокированными деньгами возобновляется при отзыве предложения, отказе в допуске к участию в закупке, после подведения итогов.

Выдавать гарантии для госзакупок могут только 173 банка. На сайте Минфина опубликован обновленный перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов по 44-ФЗ.

ШАГ 9. Процедура электронных торгов

Длительность этого этапа может продолжаться от нескольких минут до 48 часов. Каждый участник должен заранее предусмотреть примерную стоимость своих услуг или товаров, до которой он готов торговаться.

ШАГ 10. Подписание контракта

Победителем торгов становится участник, подавший предложение, соответствующее требованиям конкурсной документации и предложивший лучшие условия.

ШАГ 11. Приёмка исполнения контракта

Приемка исполнения контракта по 44-ФЗ осуществляется согласно правилам и срокам, указанным в контракте (п. 13 ст. 34 44-ФЗ). Теперь заказчики обязаны привлекать внешних экспертов к приемке товаров или работ по контракту, заключенному в соответствии с п. 25.1-25.3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Если вы стали победителем такой закупки, будьте внимательны и соблюдайте все условия контракта. К мелочам, на которые заказчик может не обратить внимание, чтобы быстрее принять нужный товар, внешняя комиссия может выразить свой отказ. По результатам подписывается акт приемки либо составляется мотивированный отказ.

Какие советы пригодятся новичку, желающему участвовать в тендерах?

1. осваивайте производство востребованных, социально значимых товаров;
2. начинайте подготовку к участию в тендерах через изучение законодательства по госзакупкам;
3. совершенствуйте свою техническую подготовку к работе на электронных торгах;
4. подготовьте финансовое обеспечение для участия в госзакупках;
5. внимательно изучайте конкурсную документацию компаний-заказчиков;
6. правильно оформляйте необходимые документы.

Не секрет, что госзаказы – дело весьма прибыльное. Однако отношение к ним у российских поставщиков неоднозначное.

Кто-то считает их серьезным и весьма действенным инструментом для расширения рынка сбыта, а кто-то из-за обилия подводных камней в законодательстве избегает любого взаимодействия с бюджетом.

Государственные закупки – предложения заказов государственными или муниципальными предприятиями на промышленные или продовольственные товары, технику или вооружение, а также работы или услуги.

В мировой практике любая конкурсная форма проведения торгов называется . В российском же законодательстве подобный термин не используется, вместо него используется понятие «размещение заказа».

Согласно Федеральному закону от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ, используется пять видов госзакупок:

  • электронные аукционы – проводятся дистанционно в режиме онлайн на или сайтах-аукционах с помощью лотов, причем все необходимые документы готовятся в ;
  • открытые конкурсы – если в аукционе критерием победы является только цена, то в этом случае победителем становится организация, предложившая как оптимальную стоимость, так и более выгодные сроки выполнения, лучшее качество предлагаемых товаров или услуг и пр. Чаще всего проводятся в случаях, когда сумма контрактов превышает 500 тыс. руб.;
  • запросы котировок – проводятся аналогично конкурсам, но сумма контрактов значительно меньше;
  • закупки у единственного поставщика – по сути, это не торги, а прямые контракты, заключаемые между поставщиком и госзаказчиком;
  • открытые аукционы – в отличие от электронных, публикация заказов производится в средствах массовой информации, последние годы встречаются значительно реже.

Подобные закупки ведутся государством как собственных нужд (при закупках вооружения, медикаментов, оборудования, средств оргтехники и др.), так и в целях бесперебойного обеспечения населения самыми значимыми продуктами питания и резервирования стратегических запасов продовольствия.

В большинстве конкурсов и аукционов имеют права участвовать любые государственные и частные предприятия или . Контракт заключается с предприятием-победителем, выигравшим торги.

Все процедуры по их проведению, а также процесс подписания договоров и контроль за их соблюдением регламентируются законодательно. Контроль их за выполнением возложен на Казначейство и Счетную палату РФ. Закупки для вооружения, а также особо значимые договора контролирует ФСБ.

Поставщики (подрядчики) должны отправить заказчику официальную заявку на участие с указанием приемлемой для них цены заказа. После проведения торгов комиссия рассматривает все поданные заявки и выбирает оптимальный для них вариант.

Проведение государственных закупок может быть:

  • открытым;
  • селективным (заявки имеют права подавать любые кандидаты, но в дальнейших состязаниях участвуют только компании, отобранные заказчиком);
  • закрытым (участники торгов приглашаются только организаторами).

Закупки могут проходить в один или два этапа. При одноэтапных конкурсах или аукционах требования к заказу в течение всего периода торгов не могут изменяться. В ходе двухэтапных продаж условия могут претерпевать некоторые изменения.

Так, после переговоров с возможными поставщиками заявитель имеет право переформулировать некоторые требования к товарам, работам или требуемым услугам.

Существует заблуждение, что госзаказы могут передаваться только крупным компаниям. Однако государственные и муниципальные организации обязаны предоставлять не менее 20% от общего числа заявок субъектам .

Исключение составляют лишь поставки для оборонных нужд.

Материальные затраты при участии в госзакупках

Несмотря на то, что участие в конкурсах чаще всего бесплатное, для качественного проведения торгов иногда стоит разработать собственное предложение. При этом возможны достаточно значительные материальные и временные издержки. Причем при проигрыше подобные затраты не компенсируются.

Участие в электронных и открытых аукционах проще и требует минимального количества затрат. В некоторых случаях взимается небольшой невозвратный взнос, который является подтверждением серьезности намерений.

Однако следует учесть, что при проведении любых видов торгов почти всегда присутствует предложение материально обеспечить свою заявку и заблаговременно оплатить около 5% от начальной цены договора. Для субъектов малого предпринимательства эта сумма не может превышать 2%.

Естественно, указанная сумма после проведения аукциона возвращается. Участник, выигравший конкурс, с помощью договора страхования или перечисления денежных средств на определенный денежный счет обязан обеспечить контракт суммой не менее 30% заявленной стоимости.

Ответственность при госзакупках

Государством определена целая система штрафов за невыполнение условий торгов как для поставщика товаров или услуг, так и для государственного заказчика.

Организация государственных закупок должна проводиться только на принципах равноправия и открытости.

Заказчик не имеет права нарушать установленные законодательно порядок и формы проведения аукционов, изменять сроки опубликования заявок, для открытых торгов скрывать информацию об их условиях и порядке их предоставления, предоставлять полный доступ каждого из участников ко всем данным, вносить неверные сведения об участниках торгов и пр.

Не секрет, что получение выгодных государственных заказов порождает целые коррупционные схемы для обеспечения выигрыша только определенного претендента.

Наиболее распространенными видами махинаций являются:

  • указание завышенных и нереальных объемов работ в заведомо невыполнимые сроки для остальных участников торгов;
  • неверное заявление невыгодных для поставщика сроков оплаты;
  • блокировка участия в тендорах сильных исполнителей;
  • заведомое занижение цены заказа – победитель конкурса в итоге получает компенсацию за счет дальнейшего изменения условий контракта;
  • участие подставных клиентов, имитирующих формальные предложения, невыгодные для заказчика.

Такие системы разрабатываются зачастую при выставлении особо крупных и наиболее выгодных заказов. Обычные же тендеры выиграть более реально.

Законодательные акты 2013 г. и вступающий в силу с января 2015 г. новый закон о госзакупках значительно ужесточили требования к проведению госзакупок.

Мировая практика показывает, что даже в высокоразвитых странах, в таких, к примеру, как Япония или США, пресса регулярно освещает серьезные нарушения, касающихся утверждения госзаказов.

Спрятать же неправомерные действия госчиновников на небольших аукционах, к сожалению, значительно легче.

В России последние годы доступ для малых предприятий к государственным заказам значительно облегчен. Однако по-прежнему эффективность привлечения их к госторгам недостаточна. К большому сожалению, не существует и единой четко отрегулированной системы размещения госзаказов, предназначенных для предприятий малого и среднего бизнеса.

По сегодняшний день законодательно не определены конкретные документы, дающие право называть себя малым предприятием. Таким образом, при подаче заявки следует больше надеяться на удачу, чем на какие-то государственные инструменты регулирования.

В 2014 году, начиная с 1-го отчетного периода, пенсионный фонд осуществил переход на единую форму отчетной документации. О том, как подготовить и сдать отчетность в ПФР без проблем читайте .

Определенную сложность представляет и работа с сайтами-аукционами – не каждая поисковая система может показать заказы, выделенные для малых предприятий, поэтому найти нужный в общем массиве информации порой достаточно проблематично.

Таким образом, несмотря на многочисленные пробелы в законодательстве и недостатке контроля за порядком заключения и проведения торгов при госзакупках, в России вполне реально получить заказ на определенные группы товаров или услуг любому предприятию, в том числе и предпринимателю, владеющему небольшим бизнесом.

Может ли ИП участвовать в тендерах – это один из вопросов, который интересует бизнесменов после открытия. На деле в аукционах участвуют крупные компании, но для каждой, даже маленькой, это возможность получить дополнительный доход и заслужить репутацию.

Перед тем как приступить к подготовке документации для общего аукциона, бизнесмену нужно понять, как участвовать в тендерах и какие перспективы благодаря этому получаются.

Только закон определяет возможно ли предпринимателю принимать участие в такой деятельности, как госзакупка, проходящая на специально созданных торговых площадках. При этом в заключаемом контракте оговариваются условия, сроки и качество выполнения государственного заказа. Здесь в основе лежит продуктивность, справедливость и состязательность. Закупочная сфера постепенно становится для большого количества наблюдателей открытой.

По результатам проведённых торгов определяется победитель, подавший лучшее предложение для выполнения заказа и который отвечает потребностям заказчика. Средства для оплаты результатов взимаются из бюджета.

Естественно, занятое первое место даёт возможность ИП выйти на профессиональный рынок, что предоставляет перспективы.

Успех достигается только при наличии следующих факторов, которые необходимы для участия:

  • изучение алгоритма;
  • объективная оценка потенциала;
  • изучение рисков;
  • освоение принципов работы.

Нужды заказчика могут удовлетворяться за счёт, того, что размещены специальные предложения, но только на конкурентной основе, что даст возможность получить должный результат.

Участвуя в торгах, предприниматели имеют приоритеты, но и риски здесь велики, поэтому важно быть уверенным в решении участия в аукционах.

Распределение заказов происходит исходя из нескольких типов торгов:


Госзакупки проводятся на специализированных сайтах, представляющих собой электронные площадки для торгов.

К числу наиболее распространённых сегодня относятся следующие:

Здесь имеются все актуальные закупки и предложения для них.

Что касается информации о торгах, то её можно обнаружить на официальном сайте www.zakupki.gov.ru . В рамках контракта заказчиком может стать государственный, муниципальный орган или бюджетные организации.

Как правило, такие заказы находятся в доступе для любых предпринимателей.

Участник должен предоставить следующие бумаги:


В соответствии с законом, каждый ИП вправе участвовать в торгах, но только при условии, что все документы соответствуют. Здесь очень важно подтвердить финансовую состоятельность ИП, так как ему предстоит обеспечить гарантию. Как правило, сумма обеспечения колеблется от 0,5 до 5 процентов.

В качестве гаранта может выступать банк, с которым потребуется заранее заключить соглашение о тендерном кредитовании. Бизнесмен вправе подать несколько заявок для участия в торгах, что повысит шансы ИП. Можно воспользоваться для этого специальными компаниями, которые оказывают услуги по тендерному кредитованию.

Предпринимателю необходимо знать, что организатор может скорректировать требования процесса и правила участия.

Бизнесмену потребуется следовать следующим рекомендациям, чтобы участвовать в госзакупках:

  1. Создать электронную подпись, которая в дальнейшем потребуется для документооборота.
  2. Пройти на торговой площадке процедуру аккредитации. Это необходимо для того, чтобы увидеть наиболее актуальные предложения. Для осуществления последнего лучше обратиться за помощью к специалистам, которые установят программы на компьютер и поддержат предпринимателя. Если же делать это самостоятельно, то к заявлению для аккредитации следует прикрепить копии официальных документов.
  3. Обеспечить заявку для участия, что представляет собой залог, который варьируется от 0.5 до 5 % исходя из всей суммы заключённого контракта, блокируемый на лицевом счёте.

Естественно, блокировка будет снята и залог возвращён при следующих ситуациях:


Но залог не будет возвращён в случае, когда предприниматель одержал победу, но уклонился от дальнейшего контракта, или, когда вторая часть заявки не соответствует три раза в одном квартале.

Подать заявку, что можно осуществить при помощи интерфейса на площадке. Составление заявки происходит исходя из принципа того, что она делится на две части.

Первая содержит в себе информацию об услугах, товарах или работах, а вторая:

  • личная информация;
  • бумаги, которые подтверждают, что участник соответствует требованиям 31 статьи закупки по 44-ФЗ;
  • копия бумаг, подтверждающих законодательное соответствие услуг и товаров;
  • решение крупной сделке или о её одобрении;
  • документ о принадлежности ИП к субъектам хозяйствования, которые подают документы.

Участие в электронных аукционах, которые идут в 2 этапа:


Подписание контракта с победившим, что происходит в течениё времени, составляющего не больше тринадцати дней. В противном случае направляется уведомление об уклонении и сумма обеспечительной заявки на участие в торгах не возвращается.

Здесь важно учитывать, что список необходимых для аукциона бумаг периодически меняется, так как переменчивы и требования заказчика. Его с лёгкостью можно найти в тендерной документации.

Чтобы исполнить условия договора, заключённого между заказчиком и потребителем, предпринимателю необходимо иметь тендерные гарантии. Как правило, оно составляет около тридцати процентов от полной цены заказа. Указанная сумма зачисляется на счёт в банке, принадлежащий заказчику. Она обязательна для всех ИП, которые одержали победу в тендере.

В противном случае, решение отменяется и бизнесмену не удастся заключить выгодный контракт и поднять свою репутацию.

Как только бизнесмен выберет аукцион, ему следует приступить к изучению документов.

ИП потребуется подготовить бумаги и заполнить заявку, в которой имеется:

  • правовая и организационная формы;
  • личная информация;
  • бумаги, подтверждающие качество предоставляемых услуг;
  • документальное доказательство законности деятельности;
  • реквизиты и наименование ИП.

После того как необходимый формуляр будет правильно заполнен, нужно поставить электронную подпись.

Труднее всего участвовать в тендере предпринимателям, которые являются новичками, здесь критерии оценки несколько отличаются, но при помощи специалистов, разобраться с этим будет несложно.

Воспользовавшись помощью банка в качестве кредитора для участия в торгах, бизнесмен приобретает неоспоримые преимущества, например:

  • отсутствует ограничение в плане финансов для аукциона с крупными суммами контрактов;
  • оперативность оформления бумаг;
  • не нужно взимать финансы из бюджета ИП;
  • минимальная ставка на пользование кредитными деньгами;
  • возможность подать несколько заявок в разные торги в одно и то же время.

Существуют ситуации, когда ИП не может принимать участие в тендерах. Статья 3 ФЗ под номером 275-ФЗ от 29.12.12 года гласит, что бизнесмен не может участвовать в закупках, но это касается именно оборонного заказа. Причём это правило действует для всех случаев без исключения.

Этот факт обусловлен тем, что исполнитель обязан обладать мощным производственным техническим оборудованием, финансовыми и трудовыми ресурсами, которые обеспечили бы поручение.

Но, если ИП всё же принимает участи в торгах, то бизнесмена начинает одолевать вопрос – а что будет, когда он выиграет тендер? На самом деле после победы предпринимателю стоит обратиться к специалисту, который поможет проконтролировать оформление договора правильно, чтобы он полностью соответствовал требованиям закона. Также специалисты предоставляют услуги по сопровождению участия в тендере бизнесменов.

Если компания планирует участвовать в госзакупках, то она должна подготовиться к ним заранее. Разберем форму подачи заявки на участие, обязательные сведения участника, сроки.

Закон запрещает заказчику устанавливать в документации обязательные требования к оформлению и форме заявки (ч. 2 ст. 64 № 44-ФЗ). Означает ли это, что каждый поставщик может придумать свою форму заявки?

Заказчик может включать в состав документации примерную форму заявки на участие или рекомендации по ее оформлению. Совет: придерживайтесь таких рекомендаций, и не изобретайте особых способов оформления. Это упростит и вашу работу, и работу комиссии заказчика по рассмотрению поданных заявок, и позволит избежать досадных недоразумений.

Вебинар в Школе электронных торгов

Форма подачи заявки может быть произвольной

Для участия в закупочных процедурах в электронной форме участник должен подавать заявку только в виде электронного документа. А к заявке на электронный аукцион предъявляются свои, особые требования (ст. 66 № 44-ФЗ).

Заказчик указывает формулировку согласия участника на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) и способ оформления информации о конкретных характеристиках товара и товарном знаке. Также заказчик может рекомендовать способ оформления информации об участнике закупки (наименование, место нахождения, ИНН и др.).

В состав документации заказчика должна быть включена инструкция по заполнению заявки на участие в закупочной процедуре. Эта инструкция, конечно, не имеет силы закона, но на практике ее лучше придерживаться, чем игнорировать.

Чтобы снизить вероятность необоснованного отклонения заявки, при ее заполнении следует:

  • использовать общепринятые обозначения и наименования;
  • избегать формулировок, допускающих неоднозначное толкование;
  • уделить особое внимание заполнению всех документов, которые представляются в составе заявки.

Шесть обязательных сведений в заявке участника

При составлении заявки участник должен обязательно указать следующие сведения:

  1. согласие поставить товары, выполнить работы, оказать услуги на условиях, предусмотренных документацией о закупке;
  2. наименование поставляемого товара (в случае, если поставляется товар или выполняются работы, оказываются услуги, для выполнения, оказания которых используется товар);
  3. товарный знак (при наличии);
  4. количество;
  5. конкретные показатели поставляемого товара, которые соответствуют значениям, установленным в документации заказчика (при этом участник размещения заказа может предложить товар с улучшенными характеристиками);
  6. документы, подтверждающие соответствие дополнительно установленным требованиям заказчика (например, к гарантии, условиям поставки, новизне товара, году выпуска, описанию выполняемых работ, оказываемых услуг и др.).

Особое внимание обратите на описание характеристик товара, если вы предлагаете эквивалент. Вы должны учесть все параметры эквивалентности, которые указал заказчик. И ваш товар должен полностью им соответствовать. Варианты «но ведь отличается совсем чуть-чуть» в госзакупках не проходят.

Также нужно указывать и другие характеристики товаров, если заказчик их устанавливает в документации, ведь по ним он будет определять соответствие заявки участника требованиям.

Необходимые документы участника

В заявке на участие в закупочной процедуре участник обязательно указывает информацию о себе:

  • наименование, фирменное наименование (при наличии);
  • место нахождения, почтовый адрес;
  • номер контактного телефона;

ИНН участника, учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Проследите, чтобы данные в заявке строго соответствовали вашим учредительным и регистрационным документам.

К заявке нужно обязательно прикрепить документы, подтверждающие соответствие требованиям законодательства, например, правомочность участника закупки заключить контракт. А вот соответствие следующим требованиям подтверждаем лишь декларацией, составленной в свободной форме:

  • непроведение ликвидации;
  • неприостановление деятельности;
  • отсутствие недоимки по налогам, сборам;
  • отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков;
  • отсутствие судимости у руководителя, главного бухгалтера, членов исполнительного органа.

Только не надо думать, что декларация — это ваше сочинение на свободную тему. Все, что вы там напишете, должно соответствовать действительности. Плата за фантазии — упущенный контракт, а в худшем случае — РНП и финансовые потери.

Заявка на участие: уложиться в срок!

При подаче заявки на участие в выбранной закупочной процедуре важно соблюдать установленные сроки. Для разных способов закупки сроки подачи заявок могут отличаться. А кроме того, сроки могут быть изменены в отдельных случаях, регламентированных законодательством.

Если заказчик внес изменения в документацию, нужно успеть проверить соответствие своей заявки новым требованиям. А при необходимости — отозвать заявку и подать новую. На все эти действия участнику отводится совсем немного времени, даже с учетом измененного срока подачи заявок.
Помимо непосредственного срока, отведенного для подачи заявки, участник должен учитывать и фактические затраты времени на подготовку документов для участия в выбранной закупочной процедуре.

А если закупка предполагает внесение обеспечения заявки — нужно заранее позаботиться о том, чтобы необходимая сумма вовремя была переведена заказчику или на электронную площадку.

Обеспечение заявки на участие в конкурсе теперь может быть представлено и в виде банковской гарантии.

Планирование участия в госзакупках должно начинаться задолго до того, как состоится сама закупочная процедура. Именно грамотное планирование и ответственный подход к заполнению документов позволят вам получать выгодные государственные и муниципальные контракты.

Повышайте квалификацию на курсе « » для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий и получите 1 год профессиональной поддержки на вебинарах. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере.

Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу.

На сегодняшний день с такими понятиями, как «госзакупки» и «тендеры» сталкивается практически каждая компания, осуществляющая активную деятельность. Как правило, термин госзакупок у многих ассоциируется с отличной возможностью выйти из кризисной ситуации и повысить свою репутацию. Однако, для остальных это понятие из-за недосконального изучения остается отдаленным. Чтобы прояснить подобную ситуацию, в данной статье мы расскажем о том, что такое госзакупка и о том, как участвовать в подобных мероприятиях.

Для компаний, которые приняли решение участвовать в госзакупке, важно понимать не только сам алгоритм действий, чтобы использовать предоставленную возможность с максимальной выгодой, но и отслеживать их эффективность, чтобы иметь больше шансов выиграть в конкурсе. Чтобы понимать цель участия в конкурсах, торгах, тендерах, следует ознакомиться с основными понятиями, о которых мы и расскажем.

Госзакупками называют форму размещения заказов на конкурентной основе для удовлетворения нужд государственных органов или органов муниципальной структуры (поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ) по предварительно оговоренным и указанным в контракте условиям, а также в надлежащем качестве и в строго отведенный для этого срок. Такие взаимоотношения выстраиваются между участником (будущим поставщиком), ставшим победителем на торгах, и заказчиком, которым является государственный или муниципальный орган.

Данная форма размещения госзаказов предусматривает определение поставщика на принципах состязательности и справедливости, что позволяет сделать более прозрачной сферу госзакупок.

В результате участия в тендерах индивидуальный предприниматель (ИП), который соответствует всем требованиям госзакупки и сможет удовлетворить все условия госзаказчика, а также выдвигает самое выгодное предложение на исполнение условий контракта, становится победителем на торгах.

Победа в подобных тендерах на размещение госзаказа – это замечательный шанс, которым могут воспользоваться желающие выйти на профессиональный рынок с массой возможностей, а также шанс принести колоссальную пользу своему предприятию. И чтобы стать более успешным, планирующий участвовать в конкурсе на размещение госзаказа, должен сначала правильно оценить свои возможности и сопоставить к ним все возможные предпринимательские риски.

В дальнейшем нужно изучать алгоритм действий для участия в тендерах на госзаказ . Для этого каждое заинтересованное физическое лицо (ИП) или юридическое лицо должен освоить базовую схему и принцип работы контрактной системы в целом, о чем мы и расскажем в этой статье.

С чего начинать?

Если говорить о том, с чего начать, стоит отметить самые первые шаги. Оценив свои возможности, ИП или другое заинтересованное в участи в конкурсе лицо может предпринять первые шаги в отношении госзакупки. Для этого стоит узнать, как можно «выйти» на размещенные заказы и, соответственно, стать одним из претендентов на участие.

Госзаказчик может размещать заказ на удовлетворение собственных нужд следующим путем:

  1. Проведением торгов (в виде аукционов, в т.ч. электронных, конкурсов);
  2. Без организации торгов (закупка у единого поставщика, запрос котировок, на товарной бирже).

Теперь мы расскажем подробнее о каждом из них:

  • На конкурсной основе

Конкурсом называется форма определения поставщика на торгах, по результатам которых победителем станет участник (ИП), который предложит самые лучшие условие по выполнению условий контракта. В зависимости от того, что является предметом госзакупки, конкурс может быть как открытым, так и закрытым (если речь идет о сведениях, имеющих отношение к государственной тайне). Узнать конкурсе, как о форме размещения госзаказа, можно из публикаций в печатных изданиях либо на официальном портале госзакупок. Претендующим на участие в тендерах компаниям, чтобы стать одним и участников на торгах, нужно подать заявку соответствующей условиям конкурсной документации формы и в указанный срок, о чем извещает заказчик при размещении заказа. Что касается конвертов с заявкой на участие (в т. ч. электронных), компании стоит помечать их соответственно наименованию конкурса, но свои данные при этом оставлять можно в самой заявке.

Условиями проведения конкурса предусмотрено определение поставщика по следующим критериям:

  1. Предложение о стоимости контракта;
  2. Соответствие требованиям заказчика;
  3. Расходы относительно обслуживания полученного товара;
  4. Сроки, предложенные для выполнения условий контракта;
  5. Гарантийный период.
  • В виде аукциона

Аукцион – еще один способ проведения торгов, предоставляющих возможность заключения госконтракта заказчиком с лицом – компанией, предложившей самую низкую цену на выполнение госзаказа. Как и в случае с участием на торгах, аукцион может быть открытым либо закрытым. Про проведение аукциона претендент на участие может узнать через размещение уведомлений о начале аукциона в печатных изданиях. Принцип аукциона заключается в том, что участник должен предложить цену, ниже заявленной заказчиком. Снижение цены осуществляется с шагом в 5% и победителем на аукционе станет та компания, которая предложит самую низкую. Что касается процедуры подачи заявки на участие, их рассмотрения комиссией заказчика и отбора участников, все эти процедуры схожи со схемой участия на торгах в виде конкурса.

  • В виде электронного аукциона

Проведение торгов в качестве электронных аукционов является более современной формой определения поставщика для осуществления госзакупки, так как связь между сторонами (госзаказчики и претендующие на участие в электронных аукционах компании) осуществляется посредством сети Интернет. Такой вид торгов проводится на специальных торговых площадках, где взаимоотношения и соответствие требованиям регулируется администратором сайта. Чтобы участвовать в электронных аукционах, компания должна пройти аккредитацию на сайте госзаказчика в установленные ним сроки. Заявки в таком случае подаются в качестве электронных писем и состоят их двух частей: первая рассматривается комиссией на предмет соответствия поставщика; вторая обеспечивает непосредственное участие, так как в ней указывается ценовое предложение. При проведении электронных аукционов, компании делают ставки с шагом в 0,5-1%. Дважды одну и ту же цену ИП или другой участник предлагать не может. Однако, если предложение с одинаковой стоимостью контракта поступило от двух разных участников, это не значит, что они обе выиграли. В подобных ситуациях выбирается физическое (ИП) или юридическое, выдвинувшее предложение первым.

Что касается других способов размещения госзаказа, о которых мы упоминали выше (запрос котировок, закупка у единственного поставщика), то относительно них соответствующим нормативно-правовым актом предусмотрены особые условия:

  • Запрос котировок проводится в ситуациях, когда стоимость контракта не более 500 000 руб.;
  • Заказ у единого поставщика, как способ проведения госзакупок размещается в ситуациях, предусмотренных законодательными нормами.

Требования для участия в определении поставщиков на конкурсной основе

Чтобы участвовать в торгах, электронных аукционах тендерах на госконтракт и прочих мероприятиях, о которых мы рассказали ранее, компания-претендент на участие должна ознакомиться с требованиями, которые являются необходимым условием для госзакупки. В современных условиях такие условия следующие:

  • Осуществление закупки, поиск заказов, регистрация данных и результатов производится через официальный портал;
  • Заказчики вносят свой заказ в систему согласно требованиям и условиям, которые содержит соответствующий закон;
  • С юридическими лицами или ИП, которые выиграли на торгах, заключается контракт.

Участником торгов по выполнению госзаказа при условии соответствия требованиям нормативно-правовых актов может стать лицо:

  • субъект хозяйствования, которому присвоен статус «юридическое лицо»;
  • ИП – физическое лицо, которое по статусу рассматривается, как и юридическое лицо.

Для всех претендующих на участие в тендерах компаний, о которых мы рассказали выше, алгоритм действий выглядит так:

  1. Ознакомление с Федеральным Законом о госзакупках ;
  2. Приобретение электронной подписи для аккредитации;
  3. Воспользоваться услугами официального сайта и найти там интересующую информацию;
  4. Ознакомиться с госзаказом и его требованиями, прежде чем начать активные действия;
  5. Приняв решение и оценив риск (внести обеспечение заявки);
  6. Подготовить и подать заявку;
  7. Отследить результаты участия в тендерах;
  8. Подписать с заказчиком контракт и выполнить взятые на себя по госконтракту обязательства.
  9. Надеемся, что информация, которую мы предлагаем в этой статье, будет полезной.

Ниже приведено интересное видео