Анализ финансового состояния предприятия. Разработка проекта направления совершенствования организационного поведения сотрудников ООО «Элит-С На основе полученных данных можно

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что преобладающим первичным стилем взаимодействия опрашиваемых является авторитарно - бюрократический, который характеризуется стремлением жить по правилам, соблюдать должностные инструкцию и «держать дистанцию» при контактах с клиентами при видимом внешнем радушии.

С одной стороны, такие отношения между сотрудниками способствуют высокой мотивации работников, проявлению инициативы, вырабатыванию группового мышления.

С другой стороны, и об этом также свидетельствуют результаты исследования, существует опасность возникновения такой ситуации, когда некоторые сотрудники будут работать «спустя рукава», то есть избегать инициативы при реализации стиля взаимодействия.

Анализ существующего стиля взаимодействия сотрудников ООО «Элит-С» позволяет определить основную проблему отношений внутри трудового коллектива. Она кроется в отсутствии в организации эффективной системы поощрений и наказаний работников по результатам их деятельности.

Основной вывод, который можно сделать, резюмируя исследовательскую часть работы - это необходимость разработки и внедрения управленческих мероприятий, которые помогут устранить основные недостатки стиля взаимодействия членов трудового коллектива организации.

Поэтому во второй, практической части были исследованы предпочитаемые стили взаимодействия работников фирмы, сделана попытка оценить особенности поведения менеджеров, в зависимости от их стиля взаимодействия.

В третьей части работы были определены основные направления совершенствования стиля взаимодействия персонала организации, даны рекомендации по выработке поведенческих норм сотрудников в зависимости от целей организации и от этапа жизненного цикла фирмы.

Как одна из мер может быть была предложена системы санкций и поощрений, направленная на повышение эффективности деятельности и на поддержание дисциплины в коллективе.

Может вызвать удивление выбор системы санкций как метод совершенствования отношений в коллективе, однако, при выявленном стиле взаимодействия – административно-бюрократическом указанная мера может быть эффективной, так как для менеджеров этой фирмы важным является знание и соблюдение правил поведения.

Привлечение внимания обслуживающего персонала к организации рабочего места, безусловно, так же является важной мерой совершенствования способа взаимодействия сотрудников.

В целом же исследование показало, что для достижения максимально эффективного стиля взаимодействия сотрудников руководитель организации должен уделять большое внимание своим подчиненным, их поведению в различных ситуациях, поощрять одних за достижения в профессиональной деятельности, к другим применять санкции за нарушения трудовой и исполнительской дисциплины.

В любом случае, стиль поведения работников организации со временем меняется под воздействием внешних и внутренних факторов, поэтому анализ деятельности персонала нужно систематически анализировать и корректировать. Следует также проводить тренинги взаимодействия для отработки наиболее эффективного способа деятельности. Особую важность это имеет для организаций сферы обслуживания, так как для работников этой отрасли информационный контакт с клиентом является его профессиональным инструментом деятельности.

К внешним факторам влияния на систему взаимоотношений относятся факторы характерные для многих фирм: это офис, удобство посещений, получение необходимой информации по телефону, полнота информации, внешний вид сотрудников, диапазон услуг, скорость обслуживания, гарантированное качество продукции, выполнение обязательств, высококвалифицированные специалисты, отзывы бывших клиентов, привлекательность цены, вежливость персонала, фирменный знак, фирменная одежда, финансовая надежность, мнения клиентов, опыт работы на рынке.

В практике взаимодействия организации сферы обслуживания с клиентами существует четыре типа поведения: клиентурное, антиклиентурное, псевдоклиентурное и избирательно-клиентурное. Это свидетельствует о том, что процесс общения с покупателями и потребителями товаров и услуг оказывается неоднозначным.

В бизнес - организации постепенно происходит маркетинговый «сдвиг» управленческого сознания. Создается ситуация, когда поведение персонала оказывается значимым в процессе имиджевого нормообразования, другими словами, организационное поведение работника реально становится фактором, повышающим привлекательность для клиента. При этом усиливается целенаправленное управление поведением персонала со стороны руководства.

1.Большинство учеников относятся к самостоятельной работе негативно или безразлично.

2.В качестве мотива выполнения самостоятельной работы в основном выступает возможность проверить свои знания, а не возможность их пополнить и углубить, проявить самостоятельность.

3.При выполнении самостоятельной работы учащимся требуется более подробный инструктаж.

4.Наиболее действенными стимулами самостоятельной учебной деятельности являются интересное задание, посильное задание, требовательность преподавателя.

В целях выявления уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся - решения второй из поставленных нами задач, проводилось тестирование по основным вопросам географии и беседа с преподавателем. Были получены следующие результаты: приблизительно 35% (7 человек) имеют высокий уровень знаний, умений, навыков, 35% (7 человек) – средний и 29% (5 человек) – низкий. Для старшеклассников второй группы результаты распределились следующим образом: 41% (8 человек) – высокий уровень, 35% (7 человек) – средний, 24% (4 человека) – низкий.

Характерные черты и особенности учебной деятельности старшеклассников, возникающие затруднения при выполнении самостоятельной работы мы выявляли, используя такие методы, как тестирование, наблюдение.

Так, результаты теста показали, что 29% (5 учеников) действуют импульсивно, торопятся, не всегда замечают ошибки, следовательно, требуют внимания преподавателя на начальном этапе работы, 29% (5 учеников) - действуют спокойно и уверенно, 42% (9 учеников) - учащиеся, у которых затягивается ориентировочный этап, заметны нерешительность и робость. Что касается эмоционального состояния, то 53% (10 человек) чувствуют себя спокойно и 47% (9 человек) - тревожно. Среди трудностей, которые чаще всего возникают у учащихся, особенное значение приобретают следующие: «Чаще всего я не знаю, как надо выполнять работу» и «Не умею контролировать ход своей работы». Ученики второй группы испытывают аналогичные трудности при выполнении заданий, что и в первой.

В ходе наблюдения было установлено, что многие школьники испытывают затруднения при работе с картой, при сравнении имеющихся данных, при анализе результатов. На наш взгляд, это связано с недостаточной подготовкой школьников к работе, с непониманием цели работы.

Четвертая задача решалась нами при помощи использования методики «Диагностика параметров самостоятельной деятельности школьников». Выяснялись и оценивались такие качества личности: успеваемость, мотивация, активность, организованность, ответственность, самостоятельность. Была проведена оценка преподавателем параметров самостоятельной деятельности учащихся и самооценка учениками параметров своей деятельности. Сравнивая полученные результаты, мы пришли к следующим выводам: наибольшую выраженность получили такие качества самостоятельной деятельности, как ответственность, организованность, наименьшую выраженность – активность, мотивация.

Результаты диагностики были соотнесены нами с выделенными критериями и уровнями развития самостоятельности. В итоге мы выявили, что 20% (4 человека) первой группы имеют высокий уровень развития самостоятельности (интенсивно-творческий), 33% (7 человек) - средний уровень (активно-поисковый) и 47% (8 человек) - низкий (подражательно-пассивный). Что касается второй группы, то здесь 22% (5 человек) имеют высокий уровень развития самостоятельности, 33% (6 человек) – средний и 45% (8 человек) - низкий.

Первая группа Вторая группа

Таким образом, было выявлено, что у большинства школьников самостоятельность как качество личности развита недостаточно, что связано с отсутствием положительной мотивации к выполнению самостоятельной работы, со слабой реализацией подхода, согласно которому самостоятельность может эффективно развиваться на практических занятиях. Установлено, что проблеме развития самостоятельности учащихся на практических занятиях по географии уделяется недостаточное внимание, отсутствует учет организационных и содержательных аспектов развития самостоятельности. Согласно структуре самостоятельности (мотив – умения – воля), можно отметить недостаточное развитие у учащихся одного или нескольких ее компонентов.

На основе полученных данных первую группу мы назвали экспериментальной, а вторую – контрольной.

3.2. Апробирование методики проведения практических работ на уроке географии с целью развития самостоятельности учащихся

На данном этапе опытно-экспериментальной работы в качестве цели выступало развитие самостоятельности школьников в процессе проведения практических занятий по географии на основе реализации предложенной нами модели развития самостоятельности. В связи с этим задачи формирующего этапа мы определили следующим образом:

1.Сформировать положительную мотивацию учащихся к самостоятельной работе.

2.Совершенствовать знания, умения и навыки учащихся в процессе проведения практических занятий по географии.

3.Стимулировать самостоятельную деятельность учащихся, направленную на преодоление возникающих затруднений.

4.Совершенствовать качества самостоятельной деятельности на практических занятиях по географии.

В рамках этого этапа работы проводились практические занятия по географии в экспериментальной группе, организованные согласно разработанной модели.

1)осуществляется предварительная подготовка учащихся к практическим занятиям, способствующая формированию необходимых знаний, умений, навыков для выполнения данной работы;

3)в процессе подготовки к практическим занятиям и непосредственно на них учащиеся преодолевают некоторые затруднения в плане выполнения посильных заданий как самостоятельно, так и при дозированной помощи преподавателя.

В контрольной группе занятия проводились обычным образом. Кроме того, занятие, полностью разработанное нами, в ней вообще не проводилось, практически отсутствовал этап предварительной подготовки к занятиям.

Опишем методику одного из проведенных в экспериментальной группе занятий на примере работы «Плотность населения, расселение и урбанизация».

Как правило, выполняя практическую работу, учащиеся действуют в парах постоянного состава. На организованных нами занятиях некоторые учащиеся работали в парах, а некоторые выполняли работу индивидуально. Это было связано с тем, что учащиеся имеют различный уровень подготовки, различный уровень сформированности познавательных умений и навыков, различный темп работы, психологические особенности. То есть, мы осуществляли в некоторой степени индивидуализацию и дифференциацию обучения. Цель подобной дифференциации – обеспечить наиболее благоприятные условия для развития у учащихся такого качества личности, как самостоятельность.

Рассмотрим пример того, как можно на основе полученных эмпирических данных оценить параметры распределения случайной величины. Пусть у нас есть результаты оценки 20 мужчин и 20 женщин по шкале феминность – маскулинность опросника ММРI (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Результаты оценки феминности – маскулинности (в порядке возрастания)

Оценка математического ожидания но данным эксперимента

Выполним оценку математического ожидания по данным эксперимента. Для начала посмотрим, как можно "вручную" оценить величины математического ожидания для выборки мужчин и женщин. Вспомним, что в этом случае у нас есть три варианта действий.

  • 1. Оценка среднего арифметического . Для того чтобы использовать эту возможность оценки математического ожидания, необходимо прежде всего подсчитать суммы всех тестовых баллов отдельно для выборки мужчин и женщин. Результат оказывается следующим: общая сумма баллов для мужчин составила 724, для женщин – 586. Теперь полученные суммы необходимо разделить на объем выборки. В нашем случае и мужская, и женская выборки содержат по 20 человек. Таким образом, воспользовавшись формулой (1.2), получаем, что оценка математического ожидания для выборки мужчин составляет 36,2 балла, для выборки женщин – 29,3 балла.
  • 2. Оценка моды распределения . Вспомним, что модой называют наиболее часто встречающееся значение. Для того чтобы оценить ее, построим для начала частотное распределение тестовых баллов для двух выборок. Результаты таких подсчетов представлены в табл. 1.2, где указаны все набранные испытуемыми баллы, а также число испытуемых – мужчин и женщин – набравших соответствующее число баллов. Те же данные можно представить более наглядно в виде гистограммы (рис. 1.3). Гистограмма отражает связь между наблюдаемыми значениями случайной величины и частотой их проявления. Непосредственно наблюдаемые значения, как правило, откладывают по горизонтальной оси (оси абсцисс), частоты их проявления – по вертикальной (оси ординат).

Таблица 1.2

Распределение набранных баллов феминности – маскулинности в группах мужчин и женщин

Набранный балл

Число испытуемых

Таким образом, представленные данные свидетельствуют о том, что в группе мужчин три значения встречаются наиболее часто, по три раза: 30, 31 и 41 балл. Таким образом, в этой группе мы не обнаруживаем моды распределения. В группе женщин одно значение встречается чаще других – 33 балла. Это и есть мода распределения. Как видим, это значение несколько отличается от того, что было получено при расчете среднего арифметического, которое оказалось 29,3.

Рис. 13.

3. Оценка медианы . Для того чтобы оценить медиану распределения в двух выборках, необходимо прежде всего упорядочить полученные нами данные по возрастанию. В табл. 1.1 данные представлены именно таким образом. Поскольку у нас по 20 испытуемых в каждой группе, то середина вариационного ряда, упорядоченного по возрастанию или убыванию, придется на 10–11 испытуемых: ведь до 10-го испытуемого оказывается ровно 9 испытуемых с меньшими или равными баллами и после 11-го испытуемого остается ровно 9 испытуемых с большими или равными баллами. Отсчитаем девять строк снизу и девять строк сверху, обнаружим, что и в мужской, и в женской выборках испытуемые, оказавшиеся на 10–11-м местах, показывают одинаковые результаты: у мужчин это 36 баллов, у женщин – 31 балл.

Таким образом, медианное значение феминности – маскулинности в мужской выборке практически соответствует значению среднего арифметического, тогда как для женской выборки мы обнаруживаем значение, которое оказывается чуть больше найденного ранее среднего арифметического, но чуть меньше найденной ранее моды распределения, фактически располагаясь между этими значениями.

Те же действия можно осуществить и с помощью компьютера. В простейшем случае для расчетов может быть использована любая программа электронных таблиц, как, например, MS Excel из офисного пакета корпорации Microsoft или ее аналоги в других офисных пакетах. Для оценки среднего арифметического необходимо будет воспользоваться функцией СРЗНАЧ . Она возвращает среднее значение (среднее арифметическое) аргументов. Например, если диапазон А1:А20 содержит числа, формула = СРЗНАЧ(А1:А20) возвращает среднее значение этих чисел . Для расчета моды и медианы необходимо соответственно воспользоваться функциями МОДА и МЕДИАНА. Электронные таблицы также, как правило, предоставляют довольно развитые возможности для построения сводных таблиц и гистограмм.

Более эффективно позволяют провести необходимые вычисления специальные статистические программы. Так, известная программа статистического анализа SPSS Statistics, в последнее время разрабатываемая и поддерживаемая компанией IBM для ОС Windows, MacOS и Linux, содержит модуль описательной статистики. Его можно найти в разделе меню "Анализ". Аналогичные возможности представляют и другие статистические пакеты, наиболее мощным из которых представляется пакет статистического анализа STATISTIC А компании StatSoft Inc.

Рассмотрим, как можно оценить математическое ожидание полученных данных и построить их частотное распределение с помощью статистического пакета IBM SPSS Statistics (предполагается, что в нашем распоряжении имеется русская редакция этой программы для среды Windows ).

Сначала необходимо правильно подготовить файл данных. Для этого запускаем программу, переходим на вкладку "Переменные" и вводим в первом столбце имена всех исследуемых переменных. В нашем случае это могут быть переменные "мужчины" и "женщины" (рис. 1.4), хотя в общем случае лучше создать две переменные: "пол" и "феминность" и далее использовать фильтры для отбора подходящих для анализа данных.

Рис. 1.4. Создание переменных для анализа данных по феминности – маскулинности в IBM SPSS Statistics

Затем переходим на вкладку "Данные" и вводим имеющиеся у нас результаты измерения (рис. 1.5).

Для расчета среднего арифметического, моды и медианы необходимо выбрать в модуле описательной статистики пункт меню "Частоты", в появившемся окне – переменные для анализа, затем нажать кнопку "Статистики". Во вновь появившемся окне выбираем "Среднее", "Медиана" и "Мода" (рис. 1.6).

Для построения гистограмм в окне "Частоты" выбираем пункт "Диаграммы" (рис. 1.7), в появившимся окне выбираем пункт "Гистограммы". Также при необходимости можно отметить чекбокс "Показать на гистограмме нормальную кривую". В этом случае можно будет сравнить имеющееся частотное распределение с теоретически возможным нормальным распределением.

Предполагается, что используется русская версия MS Office 2013.

  • Диапазоном называют две или более ячеек листа. Ячейки диапазона могут быть как смежными, так и несмежными.
  • В MS Excel, начиная с версии 2010, для вычисления моды рекомендуется использовать функции МОДА.ОДН и МОДА.НСК соответственно для вычисления одной и нескольких мод распределения.
  • На основе полученных данных можно сделать вывод, что баланс предприятия не является ликвидным. В 2010 и 2009 годах выполняется лишь третье неравенство, тогда как в 2008 году первое и третье. Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Фактически предприятие неплатёжеспособно в ближайшей перспективе.

    Краткосрочные обязательства не могут быть погашены. Как видим, организация не в состоянии будет рассчитываться по своим наиболее срочным обязательствам с помощью наиболее ликвидных активов и в случае такой необходимости придется задействовать другие виды активов или заемные средства. Недостаток средств по первой и второй группам активов компенсируется избытком их по третьей и четвертой категориям. Но в фактической платёжной ситуации менее ликвидные активы не могут заменять более ликвидные.

    В отчётном году баланс предприятия также неликвиден. Необходимо принимать ряд мер по укреплению финансового состояния предприятия и улучшения его платёжеспособности.

    Но такая ситуация характерна для большинства предприятий и еще фактически ничего не значит. Для уточнения ситуации с платежеспособностью рассчитываются специальные коэффициенты, которые затем сопоставляются с установленными нормативными значениями и рассматриваются в динамике для установления закономерности развития. Расчет и анализ указанных показателей представлен в таблице 11.

    Таблица 11 - Относительные показатели платежеспособности МУ БГПАТП за 2008-2010 гг.

    Показатели

    отклонение 2010 к 2008гг

    Коэффициент абсолютной ликвидности

    Коэффициент срочной ликвидности

    Коэффициент текущей ликвидности

    Динамика коэффициентов платежеспособности предприятия выявляет тенденцию по снижению ликвидности в течение всего периода исследования.

    Нормативному значению соответствует лишь величина коэффициента абсолютной ликвидности в 2008 году - 0,56. Коэффициент абсолютной ликвидности является наиболее строгим показателем платежеспособности. Его значение в отчетном году крайне мало - 0,01, что на 0,55 меньше чем в 2008 году.

    Коэффициент срочной или быстрой ликвидности не соответствует рекомендуемому значению на протяжении всего периода исследования, при этом постоянно снижается. Значение этого показателя в 2010 году - 0,04, что на 0,54 меньше аналогичного значения 2008 года.

    Коэффициент текущей ликвидности представляет собой обобщающий показатель платежеспособности компании, он наиболее интересен потенциальным инвесторам и кредиторам. Значение коэффициента текущей ликвидности не соответствует рекомендуемому и демонстрирует тенденцию к снижению в сравнении с 2008 годом, однако, в 2010 значение показателя чуть больше чем в 2008 году - на 0,02.

    Оценим финансовую устойчивость компании, рассчитав достаточность оборотного капитала для финансирования запасов и затрат компании.

    На основании данных таблицы 12 видно, что предприятие МУ БГПАТП находится в тяжёлом финансовом положении. На протяжении всего периода исследования, на предприятии прослеживается нехватка Собственных оборотных средств (СОС). Предприятие практически не использует долгосрочное кредитование для формирования оборотного капитала. Как видно из таблицы для привлечения средств в больших объёмах используются краткосрочные кредиты и займы.

    20 июня 2018, 12:41

    Археолог, историк и реставратор Татьяна Николаевна Крупа специально приехала по приглашению казахстанской стороны из Украины, чтобы исследовать фрагменты тканей, найденных на археологических раскопках на территории Павлодарской области, которые датируются кимако-кипчакским и золотоордынским временем. Изучив почти весь предоставленный ей материал (более 100 образцов), она полагает, что можно говорить о своеобразном научном открытии. Ей удалось проанализировать элементы шелка, пролежавшего в земле несколько веков, и полученные результаты ее и порадовали, и поразили. Женщины, проживавшие на территории современной Павлодарщины в те далекие времена, обладали уточненным вкусом и носили одежду из шелковых и золотых тканей, созданных по уникальной технологии. Подробнее об этом Татьяна Николаевна рассказала корреспонденту Ренату Ташкинбаеву.

    В эти дни Татьяна Николаевна приходит на работу в Маргулан-центр Павлодарского государственного педагогического университета ранним утром и сразу же погружается в изучение фрагментов тканей, найденных в ходе раскопок. На мониторе ее компьютера можно заметить фото бесценных находок. Она демонстрирует нам через специальную программу в реальном времени то, что показывает ее микроскоп, сравнивает с уже изученными ею образцами в Украине.

    "Это кимако-кыпчакское и золотоординское время. Когда я этот фрагмент смотрела при увеличении в семь раз, то эта была обычная ткань красного цвета. Решила посмотреть, что на ней желтеется, дала увеличение в 30 раз, оказалось, что это остатки золотных ниток. Вот тут-то я и обомлела", - рассказывает она.


    Золотая шелковая парча эпохи Золотой Орды из раскопок павлодарских археологов. Увеличение в семь раз.



    Золотая шелковая парча эпохи Золотой Орды из раскопок павлодарских археологов. Увеличение в 30 раз.

    "Работая с аналогичным материалом из археологических памятников Украины, я с помощью растрового электронного микроскопа сделала увеличение в 4 000 раз и увидела однородность металла, что касается его толщины, то это и фольгой-то сложно назвать, настолько маленькие величины, это золото даже рентген не видит. Найденная павлодарскими археологами ткань была затертая, судя по всему, ее носили до последнего, потому что это было чересчур дорогое удовольствие. Толщина металла, нитей, раскатанных на органической основе, аналогичных найденным в Украине, - полмикрона (микрон - одна тысячная миллиметра). И это ХIII век, представляете! Когда я все это увидела, у меня душа запела, потому что это редчайшие вещи, очень дорогие вещи! К сожалению, сохранность этой ткани и этих высокотехнологичных нитей такова, что мы не можем сделать их растровую электронную микроскопию. Но они известны на территории Евразии", - говорит историк.


    Растровая электронная микроскопия аналогичных золотных нитей из раскопок украинских золотоордынских памятников. Увеличение в 400 раз.

    "Эта технология была утрачена. Похожая, но из серебра, была использована в старом погребальном покрове из мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи в Туркестане. Я их исследовала ранее", - рассказывает Татьяна Крупа.

    Реставратор признается, что, погружаясь в изучение тканей, забывает о времени - настолько эти находки ее занимают. "Я буквально сутками здесь нахожусь. Вот шелк под 20-кратным увеличением, посмотрите, какая это колоссальная работа! Это все люди делали ручками, вот какие были нанотехнологии в XI-XIII веках!" - говорит она.

    "И это все делалось, чтобы носившие одежды из таких тканей выглядели красиво. Я могу сказать, что это было далеко не рядовое погребение, а очень богатое", - заметила историк.

    Она полагает, что на основе полученных данных можно говорить о научном открытии.

    "Мои выводы и выводы моих коллег говорят об уникальных открытиях. Материал здесь богатый, на тканях присутствует набойка, есть ткань как сеточка. Это значит, что людям того времени хотелось выглядеть модно. Как правило, за политикой, за экономикой теряется жизнь обычного человека, а ведь это самое интересное - что он ел, во что одевался, как выглядел человек того времени? Если не брать и не изучать вот этот весь богатейший материал, то окажется, что археологи будут находить в погребениях только ржавые стремена, ржавые ножи или что-то подобное. И в итоге получается, как говорят у нас на Украине, жили бедно и тяжело. А на самом деле, оказывается, если поменять методику археологических раскопок (как сделали это мои коллеги-археологи из Павлодара), такие или похожие фрагменты тканей мы будем находить в почти каждом погребении. И уже по-другому заиграет жизнь древнего человека. Здесь, в Степном Прииртышье, в XI-XIII веках обитали кочевники. И судя по находкам, эти люди не были лишены эстетики", - рассуждает ученый.

    После изучения всего материала она собирается написать с коллегами книгу и, возможно, даже попытается по найденным экспонатам воссоздать женский наряд той эпохи.

    Но чтобы найденные фрагменты ткани начали, так сказать, рассказывать ученым свою историю, их необходимо "оживить". Сначала кусочки вымачивают в специальном растворе.

    Очищают от грязи, а после выравнивают.

    "На самом деле над этими фрагментами должен сидеть не один человек, а много народу, это должна быть школа, такие вещи требуют специфического подхода, а самое главное - финансовой помощи. В Казахстане не так много таких специалистов, есть Крым Алтынбеков (реставратор), который и так разрывается. Вскоре он должен также приехать сюда. Но его одного на такое обилие археологического материала в вашей стране мало. Я, как специалист, связана с изучением древностей Казахстана с 2009 года. Сотрудничаю с Туркестанской археологической экспедицией. С харьковскими единомышленниками изучаем военную тематику. Именно за эту работу по решению Президента РК Нурсултана Абишевича Назарбаева в 2013 году я, Макка Каражанова и Леонид Карцев были награждены Золотой медалью "Бирлик". Поэтому для меня очень важно помочь и павлодарским коллегам", - отмечает наша собеседница.

    В перерывах между исследованием археологических образцов она изучает экспонаты Павлодарского областного историко-краеведческого музея имени Потанина.

    И здесь она для себя сделала много находок. "Вы сейчас смотрите на редкую достаточно вещь для этих широт по сохранности, потому что для ее изготовления использовались разновременные ткани. Вот смотрите, это вышито вручную тамбурным швом, присмотритесь, какая здесь тонкая работа. Ребята, это колоссальная работа по качеству, поверьте, сделать это крайне сложно, и сохранность таких вещей должна быть в приоритете", - говорит реставратор, демонстрируя нам женский чапан и другие экспонаты.

    "Понимаете, на повседневный текстиль (даже дорогой) всегда мало обращают внимание: сносилась и ее выкинули. Таких вещей крайне мало остается. А вот это - фабричный китайский шелк", - говорит она.

    "Это женский чапан. Представьте, насколько он был для кого-то ценен, что его передавали из поколения в поколение. Красный богатый шелк - это всегда было дорого. Может быть, он выглядит сейчас не так презентабельно, но надо учитывать, сколько прошло лет. Это очень ценная для любого музея вещь", - отметила ученый.

    Этот женский чапан был сшит во второй половине - конце XIX века.

    "Посмотрите, какая прелесть, кимешек, XIX век. Здесь золотая вышивка (такая же, как на найденных фрагментах ткани, которые Татьяна Крупа изучает в Маргулан-центре - прим. автора), ее мода уходит в те далекие времена. А это - фабричное полотно, но работа очень тонкая", - комментирует историк, обращая внимание на декор юрты, расшитый мельчайшим тамбурным швом сложными узорами.

    "Это наш регион, северный - Баянаул", - пояснили музейные работники. "Это редчайшая по такой технике исполнения вещь", - дополняет Татьяна Крупа.

    Когда слушаешь Татьяну Николаевну, создается впечатление, что она уроженка Казахстана. С таким интересом рассказывает о казахской древности. Но оказалось, что она родилась и живет в Харькове. И все же кое-какое отношение к истории Казахстана и вообще к тюркам она имеет. Во-первых, она - заместитель главы Харьковского городского национального общественного объединения казахстанцев "Бирлик". А во-вторых, считает, что ее предки были кочевниками. "Дед рассказывал, что у нас сары-кыпчакские корни, и я в это охотно верю. На Слобожанщине (область на северо-востоке Украины) очень часто встречаются фамилии тюркского происхождения. Например, у меня были ученики по фамилии Керемет. И это вполне логично. Ведь сегодняшний Казахстан был северо-восточной границей Дешт-и-Кипчак, а мы (как Слобожанщина, так и вся Украина) были северо-западной границей Дешт-и-Кипчак", - заключает наша собеседница.

    Тем временем, помимо Татьяны Николаевны Крупы, в Маргулан-центре работают и другие зарубежные ученые. Среди них - антрополог из Новосибирска Дмитрий Владимирович Позняков, который изучает останки людей, найденных в древних погребениях в Павлодарской области. Не исключено, что по результатам и этих исследований в будущем будут сделаны свои открытия. А пока, судя по погребениям, ученый склоняется к тому, что эти люди, возможно, принадлежали к элите.

    Текст: Ренат Ташкинбаев, фото: Турар Казангапов