Будет ли повышение осаго в году. Страховщики опять готовятся к повышению цен на осаго

Приветствую Вас, уважаемый читатель. Вы уже слышали новость о том, что ОСАГО дорожает с апреля 2015 года? Скорее всего да. Разумеется, если у Вас есть автомобиль. В противном случае данная новость для Вас вряд ли бы имела хоть какое-то значение.

Подобные известия очень быстро разлетаются в среде автомобилистов. За последние несколько лет тарифы менялись неоднократно, чаще всего в сторону удорожания. А так как ОСАГО вид страхования обязательный, слухи об очередных повышениях тарифов появляются и разрастаются очень быстро. На этот раз все не ограничится только слухами. В апреле грядет подорожание полисов обязательного страхования гражданской ответственности.

Подорожание ОСАГО 2015

Невероятно, но факт. На практике, первыми о любых изменениях в ОСАГО узнают именно клиенты. За 9 лет работы в сфере страхования в качестве брокеров мы обычно первые весточки получали именно от своих клиентов, а не от страховых компаний-партнеров.

Возможно, страховщики слишком поздно сообщают подобную информацию брокерам, стараясь не вспугнуть раньше времени «жирных клиентов», которых брокеры могут предупредить и застраховать раньше времени (ну обычно мы так делали, помогая своим клиентам сэкономить деньги). В таких ситуациях страховые теряют часть прибыли, т.к. застраховавшись чуть раньше положенного срока, даже всего на несколько дней, клиент заплатит на сто- тысячу рублей меньше. А когда таких везунчиков тысячи, компании теряют миллионы рублей. В подтверждение подобной версии приводим информационное письмо инструкцию от компании Ресо-Гарантия.

В конце письма четко прослеживается нежелание страховой компании терять деньги на людях, которые захотят пролонгировать свой полис заранее, а так же шантаж брокеров — будете страховать в конце марта, ничего не заработаете. Поэтому придумывайте, изобретайте что хотите, но никого до изменения тарифов не страхуйте. Ни один брокер не станет работать себе в убыток. Ведь каждый полис без комиссии — это убытки брокера в связи с имеющимися накладными расходами. Так что делайте выводы сами…

Почему растут тарифы на ОСАГО

Страховщики убедили Центробанк увеличить стоимость полисов ОСАГО на 30% минимум. На данный момент окончательные цифры ещё неизвестны, однако регулятор опубликует их в ближайшее время. Необходимо заметить, что страховщики требуют увеличить стоимость услуги на 50% минимум.

Более сдержанные эксперты отмечают необходимость увеличения стоимости, однако в более скромных рамках – до 20%. Ведь резкий рост цен неизбежно приведёт к росту спроса и предложения в сфере поддельных полисов. Окончательное решение будет принято до 1 апреля. Пока, по инсайдерской информации известно, что эта цифра будет находится в районе 30%.

Страховщики аргументируют необходимость роста цен, указывая на то, что разницу между суммой, вырученной за проданные полисы (собранные страховые премии) и суммой расходуемой на выплаты нельзя считать прибылью. В результате изменений тарифной сетки полисы становятся недоступными для населения во многих регионах. При этом автокомпании сознательно навязывают страховку исключительно в комплексе с другими услугами.

Естественно, что окончательным аргументом «за» повышение стала девальвация рубля. Натиск страховщиков увеличился и у регулятора не осталось иного выхода, кроме как признать необходимость увеличения, а также – необходимость пересмотра суммы увеличения стоимости.

Тарифы ОСАГО не менялись до этого более десяти лет – сейчас происходит их актуальная корректировка. Именно так заявляют страховщики, напирая на сложность экономической ситуации. В свою очередь представители правозащитников автолюбителей указывают, что разница выплат и сумм, полученных за реализацию полисов несопоставима.

При 150 миллиардах рублей сборов за 2014 год, выплаты составили всего лишь 90 миллиардов. Разница между этими суммами остаётся «в кармане» у страховых компаний. А, согласно закону, на выплаты клиентам должно уходить не менее 77% собранных средств. Простая арифметика показывает, что в 2014 году этот уровень составил всего лишь 57%. Правозащитники уверены, что в текущей экономической ситуации тарифы нужно не повышать, а напротив – снижать.

С 12 апреля на 40% повышен базовый тариф по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО). Коридор, в рамках которого страховые компании теперь могут устанавливать свои тарифы, расширен с 5 до 20 п.п. — то есть в ряде мест полис официально может подорожать до 60%.

При этом ни в одном случае и ни в одном регионе даже с учетом территориальных коэффициентов, которые также изменились, стоимость ОСАГО не повысилась на 100%.

Напомним, что изначально предполагалось, что тариф, последний раз повышенный в октябре, вырастет всего на 30%. Но из-за обвала рубля, инфляции и резкого увеличения размеров страховых выплат страховщики, сетуя на убыточность бизнеса, настояли на более серьезном росте.

В итоге действовавший до 12 апреля базовый тариф по ОСАГО на легковые автомобили для физических лиц, который составлял 2440-2574 руб., повышен до 3432-4118 руб. При этом снижена нижняя граница на легковые автомобили юридических лиц (на 22%), тракторы (25%), мотоциклы и мопеды (42%).

Теперь для автомобиля мощностью 101-120 л.с. (Ford Focus, Hyundai Solaris, Lada Priora/Granta), если в полис вписаны водители старше 22 лет со стажем более трех лет, примерная стоимость полиса для москвичей составит 8237-9883 руб.

Стоимость аналогичного полиса в Санкт-Петербурге составит 7413-8895 руб., в Волгограде — 5354-6424 руб., Челябинске — 8649-10 377 руб., Хабаровске — 7001-8401 руб.

В Центробанке связали с резким увеличением размеров страховой выплаты. Так, с 1 апреля за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших в ДТП, должны платить не до 160 тыс. руб., а вплоть до 500 тыс. руб. Одновременно изменится и система расчета, которая позволит получить компенсацию не после окончания лечения, а частично уже за сам факт повреждений. Важно, что разовые выплаты теперь будут производиться не только иждивенцам пострадавшего, но и всем ближайшим родственникам.

Внести изменения в стоимость полисов ОСАГО ЦБ также заставили несбалансированные территориальные коэффициенты. По информации регулятора, в ряде регионов это привело к критическому снижению уровня финансовой доступности ОСАГО, в том числе отказам в заключении договора под предлогом отсутствия бланков, сокращению числа точек продаж полисов ОСАГО, навязыванию дополнительных услуг. При этом существовали регионы со стабильно низким уровнем убыточности, где есть «запас» для снижения коэффициента.

В итоге к новому базовому тарифу в 21 регионе были применены понижающие и повышающие коэффициенты: в одиннадцати из них коэффициенты с 1 апреля повысились, а в десяти регионах и на Байконуре — снизились.

При этом территориальный коэффициент Москвы — 2,0, остающийся одним из самых высоким в стране, изменяться не будет.

«Максимальное увеличение региональных коэффициентов в ОСАГО не превысит 25%, — заявлял журналистам зампред Центробанка Владимир Чистюхин. — Будут повышены коэффициенты, в частности, для Воронежской, Курганской областей, Чувашии. Увеличение коэффициентов также будет актуально для Камчатского края и Мордовии».

«Максимальное снижение значения регионального коэффициента в ОСАГО произойдет в Магаданской области — до 41%. Также будет снижено значение региональных коэффициентов для Ленинградской области, Дагестана, Тувы, Ингушетии, Чечни, Еврейской автономной области, Республики Саха (Якутии), Чукотского автономного округа, Забайкальского края и для Байконура», — рассказывал Чистюхин.

Кроме того, на рост тарифов по оценке ЦБ повлияло удорожание ремонта, запчастей и комплектующих.

В страховых компаниях уверены, что повышение размера тарифного коридора и возможность использовать весь его диапазон на каждой территории в отдельности создадут реальную конкуренцию между страховщиками, что положительно отразится на качестве услуг.

«Совокупность планируемых изменений обеспечит рывок сегмента ОСАГО вперед с точки зрения качества, — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе компании «АльфаСтрахование».

— Страховщики будут устанавливать базовую ставку в зависимости от показателей вида для каждого конкретного региона, ценовая конкуренция всегда влечет за собой качество предоставления услуги.

В совокупности с изменением территориальных коэффициентов, которое основано на статистике текущей убыточности ОСАГО, это позволит установить для автомобилистов каждого региона свой справедливый тариф, что сделает ОСАГО практически рыночным видом страхования».

Между тем в компании признались, что последние две недели, предшествующие повышению тарифов, наблюдали как минимум двукратный рост количества автовладельцев, желающих приобрести полисы ОСАГО по текущему тарифу.

«Мы не вводили ограничений по продажам полисов ОСАГО и не прекращали их продажу ни в одном из регионов, поэтому к нам помимо собственных клиентов шли клиенты других страховщиков, — пояснили «Газете.Ru» в компании «АльфаСтрахование».

— Более всего поток клиентов других компаний был заметен в регионах, где процветает деятельность автоюристов: Южный Урал, Поволжье, ряд городов на юге России, в Черноземье и Сибири - здесь рост очередей был трехкратный и более.

Еще одним фактором стал увеличившийся поток собственных клиентов, которые пролонгировали договор по текущему тарифу. У нас есть техническая возможность делать это за 60 дней до окончания срока действия договора, и мы предоставляем возможность воспользоваться ей. Также автомобилисты использовали возможности расторжения текущего договора и приобретения нового полиса по действовавшим тарифам».

В компании Intouch, в свою очередь, уверены, что два последовательных изменения - октябрьское с увеличением лимитов по «железу» до 400 тыс. руб. и апрельское с увеличением лимитов по жизни и здоровью до 500 тыс. руб. - делают продукт ОСАГО куда более адекватным инструментом защиты автовладельцев при возникновении страховых случаев на дороге.

«С точки зрения страховщиков, ожидается стабилизация рынка ОСАГО в плане прибыльности, что приведет к большей доступности продукта на всей территории России, — сказала «Газете.Ru» директор департамента юридической поддержки и урегулирования Intouch Мария Размустова.

— Услуга станет более прозрачной для клиента. В частности, благодаря утвержденной Единой методике определения расчета по страховой выплате, которая служит единым стандартом для обоснования возмещения при повреждении ТС и препятствует злоупотреблениям по расчету в ту или иную сторону».

Размустова обратила внимание на ряд нововведений, направленных на удовлетворение интересов потребителей, включая автоматизацию системы расчета премии исходя из страховой истории клиента, возможность подтверждения, проверки полиса ОСАГО через онлайн-решение, возможность оформить электронный полис ОСАГО онлайн с июля 2015 года, а также возможность выбора способа возмещения при повреждении транспортного средства.

Отметим, что не все автомобилисты и правозащитники согласны с аргументами страховщиков. Так, в Федерации автовладельцев заявили, что за четыре дня против повышения тарифов ОСАГО на 40% собрано уже 90 тыс. подписей. «За четыре дня собрано 90 тыс. подписей против повышения тарифов ОСАГО, — сообщил глава организации Сергей Канаев. — Даже с учетом повышения курса доллара, удорожания запчастей мы рассчитали, что на конец 2015 года у страховщиков останется порядка 25 млрд руб. в запасе. Поэтому сегодняшнее повышение тарифов ОСАГО нам кажется не совсем корректным. Кроме того, повышение тарифов может привести к тому, что очень большое количество людей будут покупать «левые» полисы ОСАГО».

Апрель 2015 года станет месяцем рекордного подорожания ОСАГО: еще никогда тарифы не поднимали столь массово и резко. Сколько будет стоить полис и можно ли сэкономит на ОСАГО — читайте в нашем материале.

Насколько дорожает ОСАГО?

Основная волна подорожаний начнется 12 апреля, когда вступит в силу новый базовый тариф ОСАГО: удорожание составит 40−60%. Так, если сейчас «вилка» базового тарифа составляет 2440 — 2574 рубля, то после корректировки достигнет 3432 — 4118 рублей.

До октября 2014 года базовый тариф ОСАГО не менялся более 10 лет и составлял 1980 рублей. Таким образом, с сентября 2014 года стоимость полиса уже выросла более чем в два раза.

Напомним, что стоимость полиса ОСАГО вычисляется путем умножения базового тарифа на ряд коэффициентов, которые учитывают возраст и стаж водителя, мощность автомобиля, регион использования, аварийность и еще ряд параметров.

Предельная стоимость ОСАГО не может превышать трехкратной величины базового тарифа, умноженной на территориальный коэффициент, например, для Москвы эта величина составляет 24 708 рубля. Однако если водитель допускал грубые нарушения, стоимость полиса может возрасти до 41 тысячи рублей.

В среднем житель Москвы со стажем более 3 лет и в возрасте старше 22 лет, владеющий автомобилем средней мощности (100−120 л.с.) будет платить за ОСАГО порядка 10 тысяч рублей в год.

Изменятся ли региональные тарифы?

С 1 апреля территориальный коэффициент вырастет в 11 регионах России: в Адыгее, Мурманской, Амурской, Воронежской, Ульяновской, Курганской, Челябинской областях, Чувашии и Республике Марий Эл, Камчатском крае и Мордовии.

Страховщики мотивируют такой шаг убыточностью данных регионов, в частности, по данным Центробанка, комбинированный коэффициент убыточности в Камчатском крае составил 243%. В результате, в этом регионе и Мордовии повышение территориального коэффициента составит 25%, а, например, в Челябинской области, где он и так был одним из самых высоких (2,0) — 5%.

Несколько регионов «сыграют на понижение», в частности, Ленинградская область, Дагестан, Забайкальский край, Тыва, Ингушетия, Чеченская республика, Еврейская автономная область, Магаданская область, Якутия, Чукотский автономный округ.

С чем связано подорожание?

Причин несколько, и одна из них — общий уровень инфляции. Методика расчета ущерба, утвержденная осенью прошлого года, включала в себя базу данных о стоимости запасных частей и работ для популярных моделей. Однако уже к новому году база, фактически, устарела: рублевые цены на запчасти существенно возросли. Поэтому с апреля стоимость запчастей в базе проиндексируют в среднем на четверть, что обещает примерно такой же рост страховых выплат.

Кроме того, повышается лимит выплат за ущерб здоровью и жизни со 160 до 500 тысяч рублей. При этом начинает действовать новая, более «прозрачная» методика расчета компенсаций.

Осенью прошлого года аналогичным образом увеличились максимальные выплаты за ущерб «железу»: со 120 до 400 тысяч рублей.

Наконец, третьим фактором подорожания стали постоянные жалобы страховщиков на убыточность ОСАГО и необходимость радикального пересмотра тарифов. Соответствующую кампанию страховщики вели несколько лет, а летом прошлого года противостояние перешло в острую фазу: многие страховые компании попросту отказывались продавать полис по старым ценам, ссылаясь на нехватку бланков или навязывая дополнительные услуги. Центробанк надеется, что новые тарифы сделают ОСАГО привлекательным для страховщиков и, как следствие, исключат саботаж.

Какая ответственность предусмотрена за езду без полиса?

Часть 2 статьи 12.3 КоАП предусматривает штраф в 500 рублей для тех водителей, кто имеет полис, но не смог предъявить его инспектору (например, забыл дома). Штраф возрастает до 800 рублей, если полис не оформлен совсем (ч.2, ст. 12.37 КоАП).

Снятие номеров по ст. 12.37 КоАП за езду без страховки отменили в конце 2014 года. Поэтому не исключено, что новые тарифы ОСАГО вызовут шквальный отказ автомобилистов страховать гражданскую ответственность: они посчитают более выгодным оплачивать несколько штрафов в год. Особенно сильной будет мотивация у молодых, «аварийных» водителей, а также владельцев мощных подержанных машин. Не исключено, что увеличится и количество поддельных полисов.

С другой стороны, главным «штрафом» за отсутствие полиса ОСАГО может стать необходимость, в случае ДТП, оплачивать ремонт автомобиля или другого имущества невиновной стороны, а также счета за лечение и другие подобные расходы. При отсутствии полиса пострадавший может взыскать с вас ущерб и утерю товарной стоимости автомобиля через суд.

Как сэкономить?

Основной способ — безаварийная езда. За каждый год без обращения в страховую стоимость ОСАГО снижается на 5%, а предельная скидка за 10 лет может достигнуть 50%. Регулярное участие в авариях, напротив, поднимает стоимость полиса, причем в предельных случаях — в 2,45 раза. Таким образом, разница в цене страховки между аварийным и безаварийным водителем может достигнуть почти пятикратной величины.

Поскольку территориальный коэффициент ОСАГО выбирается исходя из прописки владельца, можно воспользоваться этим обстоятельством. Так, если для Москвы коэффициент составляет 2,0, то для многих подмосковных городов (Наро-Фоминск, Яхрома, Павловский Посад) — 1,7. В российских регионах, особенно в небольших городах, коэффициент заметно ниже: в Калуге и Пскове — 1,2, в Пензе — 1,4, в Арзамасе — 1,1. Конечно, менять московскую прописку на пензенскую только ради ОСАГО желающих не найдется. Однако если человек родом из небольшого города, но живет и ездит в мегаполисе, спешить со сменой прописки, возможно, не стоит.

С апреля увеличивается «вилка», в пределах которой страховые компании могут играть ценой. Так, если до октября прошлого года тарифы ОСАГО были вообще фиксированными, то теперь страховщики могут давать дисконт в размере 5%, а с апреля — до 17%. Поэтому имеет смысл выбрать «дешевую» страховую. Надежность компании в данном случае волнует клиента меньше, чем при страховке КАСКО или недвижимости.

Фото: Алексей Мальгавко/ РИА Новости

В апреле 2015 года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, регламентирующие тарифные коридоры для страховых компаний. Повышение минимального порога базовой ставки отразилось на цене полиса обязательного автогражданского страхования и стало поводом для недовольства у многих владельцев автомобилей. Но сохраниться ли стоимость ОСАГО на текущем уровне или владельцам автомобилей стоит ждать нового роста цен?

Как заявил Игорь Жук, директор департамента страхового рынка Банка России, представителям АСН: мегарегулятор внимательно наблюдает за факторами, влияющими на убыточность для страховой компании полисов ОСАГО, и может экстренно повысить цену на автогражданку, если убыточность может повлечь за собой новый кризис страхования.

Что влияет на стоимость ОСАГО?

Так как ОСАГО - обязательная страховка, её стоимость устанавливается на законодательном уровне и формируется следующим образом: существует базовая ставка - она определяется Банком России и зависит от множества факторов, в том числе и стоимости ремонта автомобиля, попавшего в ДТП. Базовая ставка с апреля 2015 года находится в диапазоне от 3432 рублях до 4118 рублей. Какая базовая ставка будет в конечном итоге, определяет каждая страховая компания самостоятельно, самое главное, она должна находиться в тарифном коридоре.

Изменения базовой ставки в апреле были обусловлены не только ростом выплат по ущербу здоровью, но и ростом убыточности ОСАГО для страховых компаний. Убыточность была обусловлена высокой стоимостью ремонта автомобилей после их попадания в ДТП. Если сказать простым языком, страховым компаниям было не выгодно продавать полисы ОСАГО. Это приводило к тому, что полисы автогражданской ответственности не продавали без дополнительного страхования здоровья, также страховые компании старались свести к минимуму выплаты при страховых случаях. Безусловно, такие меры вызывали негативные эмоции у страхователей, что привело к росту жалоб в Российский союз страховщиков и Банк России на страховые компании.

Рост стоимости ОСАГО позволил сократить убытки страховых компаний. Они в свою очередь перестали навязывать дополнительные услуги и поток жалоб в Центробанк сократился.

Но новая базовая ставка рассчитывалась с учетом апрельского курса доллара. Скачок доллара в августе 2015 года сказался на стоимости ремонта автомобилей, на цене запчастей, на стоимости лакокрасочных материалов. Рост курса доллара может сделать ОСАГО убыточным для страховщиков опять, а методы борьбы с убыточностью у страховых компаний уже известны.

В данный момент Центробанк, по заявлениям Игоря Жука, производит мониторинг текущей стоимости запчастей, цены ремонта автомобиля, чтобы определить, может ли ОСАГО продолжать продаваться по действующим ценам. Если мониторинг покажет, что стоимость необходимо менять, Центробанк это сделает.

Что может помешать росту цен на ОСАГО?

Следует отметить, что 11 сентября 2015 Правительство России обсуждало возможность установления минимального срока, на протяжении которого Центробанк не может менять тарифы на ОСАГО.

Законопроект, внесенный на обсуждение в Госдуму в марте 2015 года, предполагает установку минимального срока в размере 1 года, когда Центробанк может менять базовую ставку. Вторым важным пунктом закона предлагается заморозить возможность корректировать цену ОСАГО до 2017 года.

Если первые поправки были поддержаны законодателями, то вопрос заморозки тарифов не рассматривался. Точных сроков принятия законопроекта никто не знает.

На данный момент открытыми вопросами остаются: будет ли корректировать Центробанк стоимость ОСАГО в 2015 году или у него не будет такой возможности, в связи с вступлением в силу законопроекта о минимальных сроках? Могут ли минимальные сроки отразиться негативно на стоимости ОСАГО, ведь мегарегулятор при повышении тарифов будет закладывать в них дополнительные риски связанные с возможностью менять цену на автогражданку только 1 раз в год?

В среднем полис ОСАГО на легковой автомобиль, принадлежащий физическому лицу, с 12 апреля 2015 года — подорожал на 41 – 60%. Ни в одном случае и ни в одном регионе даже с учетом территориального коэффициента стоимость ОСАГО не повысится более, чем на 100% — говорится в сообщении Центробанка России.

Кроме повышения базовых ставок ОСАГО минимум на 40%, Центробанк РФ повысил тарифный коридор для страховщиков с 5 до 20%. Тарифный коридор — это ценовой диапазон в пределах которого страховая компания может устанавливать свою стоимость полиса ОСАГО.

Повышение тарифов ОСАГО

Повышение тарифов ОСАГО коснулось практически всех типов транспортных средств. Снижение базового тарифа произошло только для двух типов транспортных средств — мотоциклы, мопеды и легковые квадроциклы, а также тракторов, самоходных-строительных и иных машин

Изменение территориальных коэффициентов по регионам

Кроме того, изменения коснулись и территориальных коэффициентов. Изменения произошли и в сторону снижения и в сторону повышения.

Коэффициенты повысились

Максимальное – на 25% – повышение территориальных коэффициентов произойдет в Камчатском крае и Мордовии.

Коэффициенты понизились

Самое значительное понижение – на 41% – в Магаданской области.

Таблица изменений территориальных тарифов по регионам

В таблице приведены тарифы только для регионов которых коснулись изменения. Полную таблицу территориальных коэффициентов вы можете посмотреть здесь.

Как изменится стоимость полиса ОСАГО

Например, для автомобиля мощностью 101-120 л.с. (Ford Focus, Hyundai Solaris, Lada Priora/Granta), если в полис вписаны водители старше 22 лет со стажем более 3 лет, примерная стоимость полиса составит:

Что получат автовладельцы взамен

(по мнению Центробанка)

Физическая доступность полисов ОСАГО.

Увеличение страховых выплат за вред жизни и здоровью с 160 000 до 500 000 рублей.

Новый порядок возмещения расходов на восстановление здоровья потерпевшего – с прозрачной методикой, установившей четкие суммы в зависимости от вида травмы.

Прекращение «увиливания» страховщиков от приема заявлений о страховых случаях.