Теоретические основы финансов фонда социального страхования. Понятие и основы обязательного социального страхования Финансовой основой системы обязательного социального страхования

Страхование вкладов - вид имущественного страхова­ния, по которому вкладчикам гарантируется возврат их вкладов в случае банкротства коммерческого банка.

Система страхования вкладов призвана выполнять следующие две функции:

1) финансовую поддержку банков (кредитных учреждений), ока­завшихся на грани неплатежеспособности;

2) защиту вкладчиков от полной потери их вкладов (депозитов) в случае финансовых затруднений у банковских учреждений.

Фонд обязательного страховании вкладов - это совокупность денежных средств и иного имущества, которые формируются и используются в соответствии с ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ».

Фонд обязательного страхования вкладов формируется за сет:

1) страховых взносов;

2) пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов;

3) денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам;

4) средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных ФЗ;

5) доходов от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;

6) первоначального имущественного взноса в соответствии с ФЗ;

7) других доходов, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Допускается размещение и (или) инвестирование временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов.

42. Прекращение договора страхования, причины признания его недействительным.

Договор страхования прекращается в случаях:

1) истечение срока действия;

2) исполнения страховщиком обязательств перед страхователем по договору в полном объеме;

3) неуплата страхователем взносов в установленные сроки;

4) ликвидация страхователя, являющегося юридическим лицом, или смерть страхователя, являющегося физическим лицом;

5) ликвидация страховщика;

6) принятия судом решения о признании договора недействительным.

Прекращается досрочно по требованию страхователя или страховщика (не обходимо уведомить сторону не менее чем за 30 дней), если это предусмотрено условиями договора, а также по соглашению сторон.

Если договор прекращается по требованию страхователя:

Страховщик возмещает ему сумму выплаченных страховых взносов за истекший период за вычетом понесенных расходов;

При нарушении правил страховщиком, он должен вернуть страхователю выплаченные страховые взносы без всяких вычетов.

Если договор прекращается по инициативе страховщика:

Внесенные страховые взносы должны быть выплачены страхователю полностью;

При нарушении правил страхователем, страховая компания возмещает ему выплаченные страховые взносы за вычетом понесенных расходов.

Договор страхования считается недействительным:

1) договор страхования имущества заключен при отсутствии у стра­хователя или выгодоприобретателя интереса в сохранении застра­хованного имущества;

2) отсутствие письменного согласия застрахованного лица на заключение договора личного страхования в пользу другого лица;

3) сообщение страхователем страховщику заведомо ложных све­дений, имеющих значение для определения вероятности страхо­вого случая и размера возможных убытков;

4) завышение страховой суммы, явившееся следствием обмана со стороны страхователя;

5) если он заключен после страхового случая;

6) если объектом страхования является имущество, под­лежащее конфискации на основании вступившего в закон­ную силу соответствующего решения суда. Договор страхования признается недействительным судом, арбитражным или третейским судами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

финансовый казначейство бюджет социальный страхование

Элементы финансовой системы РФ

Контрольные функции Федерального казначейства

Процедуры составления проекта федерального бюджета

Фонд соц. страхования: назначение и формирование

Обязательное страхование

Оборотные средства предприятия

Литература

Элементы и звенья финансовой системы РФ

Финансовая система представляет собой структуру взаимосвязанных подсистем, которая включает в себя государственные и муниципальные финансы и финансы хозяйствующих субъектов. Которые делятся следующим образом на звенья:

Государственные и муниципальные финансы:

а) бюджетная система;

б) государственный кредит

Финансы хозяйствующих субъектов:

а) коммерческие организации;

б) некоммерческие организации;

в) финансовые посредники.

"Финансовая деятельность государства и муниципальных образований представляет собой процесс планомерного образования, распределения и использования государством и муниципальными образованиями финансовых ресурсов через свои денежные фонды для выполнения поставленных задач" - пишет М.В. Карасёва.

Государственная бюджетная система Российской Федерации - основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных, в первую очередь, через систему налогообложения. В настоящее время бюджетная система России представлена следующими составляющими:

федеральный бюджет - это республиканский бюджет РФ;

территориальные бюджеты субъектов РФ (бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные автономных областей, автономных округов и городские Москвы и Санкт-Петербурга);

бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) - это

окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских

населенных пунктов; районные бюджеты в городах.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны);

регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);

стимулирующую (бюджетные, отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств);

контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).

Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонда государства. Государственный кредит - особая форма денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, а также зарубежными государствами и международными организациями по поводу финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства.

Необходимость государственного кредита обусловлена темпами роста государственных расходов, опережающими возможности расширения собственной доходной базы. Кредит позволяет обеспечить финансирование запланированных расходов бюджета при его дефиците. Очевидно, что в условиях тесной взаимосвязи денежно-кредитной и финансовой политики традиционное представление о системе звеньев государственных финансов должно быть расширено. В широком, современном понимании она должна включать в систему Центрального Банка РФ.

Внебюджетные фонды - это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Данные фонды создаются в различных государствах на определённый срок или действуют постоянно. Государственные внебюджетные фонды предназначены для финансирования различных социально-экономических услуг населения, для стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуру, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных сфер экономики. Поэтому правомерно выделение внебюджетных фондов в самостоятельное звено государственных финансов.

По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно объединить в две группы: социального назначения; межотраслевого и отраслевого характера. Кроме того, образуются внебюджетные фонда территориального назначения. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов, имеют определённую самостоятельность.

В России концентрация огромных средств (почти равных федеральному бюджету) в многочисленных внебюджетных фондах при ослаблении государственного финансового контроля привела к малоэффективному использованию этих средств, злоупотреблениям. В целях усиления контроля над использованием государственными финансовыми ресурсами была произведена консолидация государственных внебюджетных фондов в федеральном бюджете Российской Федерации. Это касалось тех фондов, доходы которых формировались за счёт обязательных платежей предприятий и организаций. Целевая направленность консолидированных фондов сохранилась. Консолидация не распространяется на государственные целевые внебюджетные фонды социального назначения: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования.

ПФ Российской Федерации создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.

ФСС Российской Федерации создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования.

ФОМС предназначен для аккумулирования денежных ресурсов на обязательное медицинское страхование граждан, обеспечение стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивание финансовых ресурсов его проведения.

Следующей сферой финансовой системы являются финансы хозяйствующих субъектов - предприятий и организаций различных форм собственности, созданными в порядке, установленным законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей. Именно в этом звене создаётся основная часть доходов, которая в последующем в результате перераспределения по установленным государством правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время определённая часть бюджетных (финансовых) средств государства в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий направляется на финансирование деятельности предприятий, как текущей, так и инвестиционной.

В сфере хозяйствующих субъектов, несмотря на различия и особенности предприятий и организаций в этой сфере финансовой системы, финансовые отношения имеют общую структуру, где следует выделить:

отношения, связанные с формированием первичных доходов и целевых фондов внутрихозяйственного назначения (уставный фонд, фонды развития производства, поощрительные и др.);

отношения, возникающие между предприятиями, если эти отношения носят распределительный характер, а не обслуживают обмен (инвестирование средств в ценные бумаги, получение дивидендов, штрафы при нарушении договорных обязательств);

отношения, возникающие со страховыми организациями в связи с формированием и использованием страховых фондов;

отношения, возникающие с банками в связи с получением ссуд и другим обслуживанием;

отношения, возникающие с бюджетной системой;

отношения, возникающие с вышестоящими управленческими структурами в связи с перераспределением финансовых ресурсов.

Особенности этих отношений зависят от следующих факторов: формы собственности, характера деятельности (коммерческие или некоммерческие), отраслевой принадлежности. Эти особенности находят своё отражение в источниках финансирования, порядке образования и использование целевых денежных фондов, в характере взаимоотношений с бюджетом.

В сфере финансов домохозяйств выделяют три группы отношений:

между домохозяйствами и бюджетной системой (бюджет и внебюджетные фонды) по поводу уплаты налогов и финансирования доходной части бюджетов домохозяйств (социальные трансферты и заработная плата работников бюджетной сферы);

между домохозяйствами и различными участниками финансового рынка в связи с осуществлением инвестиций в различные виды доходных финансовых инструментов;

между домохозяйствами и хозяйствующими субъектами по поводу формирования доходов домохозяйств (оплата по труду и другие выплаты, приравненные к ним)

Коммерческие организации - юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Некоммерческие организации - организации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют коммерческую прибыль между участниками. Такие предприятия могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Звенья первой сферы - государственных и муниципальных финансов - относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне. Звенья второй подсистемы включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Контрольные функции Федерального казначейства

Начиная с 1992 г. задачи исполнения федерального 6юджета, обеспечения предварительного и текущего его контроля, подготовке отчета об исполнении федерального бюджета были возложены на вновь созданные органы федерального казначейства.

Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 "О федеральном казначействе" в целях проведении государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств в Российской Федерации была образована единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая ГУФК Минфина России и территориальные органы по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам, районам и районам в городах. Этим Указом органам федерального казначейства были предоставлены значительные права по контролю за движением и использованием средств федерального бюджета. Данный контроль позволяет гарантировать эффективное управление государственными федеральными финансами.

Дальнейшие изменения в работе органов федерального казначейства в области контроля за исполнением федерального бюджета нашли отражение в нормативных документах, постановлениях Правительства РФ. В соответствии с п. 13 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "0 системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" федеральное казначейство получило статус федеральной службы с правоприменительными функциями Министерства финансов Российской Федерации по обеспечению исполнения федерального бюджета. При этом иерархия органов федерального казначейства представлена следующим образом: федеральное казначейство (казначейство России) в Москве, управление федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, отделения Управления федерального казначейства по субъекту Российской Федерации.

Подготовка к переходу на новую систему исполнения федерального бюджета включала кроме создания центрального органа - Главного управления казначейства (ГУФК) в составе Министерства РФ - формирование соответствующих территориальных органов - управлений федерального казначейства по субъектам РФ (УФК). В городах (за исключением городов районного подчинения), районах, районах в городах сформированы отделения федерального казначейства (ОФК).

Полномочия, организация деятельности федерального казначейства (казначейства России) закреплены в Положении о федеральном казначействе, утвержденном постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004г. № 703 "О федеральном казначействе". В соответствии с этим Положением федеральное казначейство (казначейство России) находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Анализ нормативных документов, изменений в Бюджетном кодексе Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в работе органов федерального казначейства произошел определенный сдвиг с последующего контроля в сторону предварительного и текущего. Это обусловлено прежде всего изменением концепции государственного финансового контроля и переходом от фискального подхода к процессу управления финансовыми потоками. В связи с этим значительно смягчились санкции за нарушения бюджетного законодательства и сделан упор на предупредительные (профилактические) меры.

Система реализации контрольных функций основывается на линейно-функциональной структуре организации органов федерального казначейства.

Горизонтальная структура управления базируется на функциональном разделении осуществляемой деятельности. В состав Управления федерального казначейства по субъектам Российской Федерации включены следующие структурные подразделения, осуществляющие контрольные функции: отдел анализа доходов, отдел операций по доходам на едином казначейском счете, отдел платежей из федерального бюджета, отдел кассового исполнения бюджета, отдел учета внутреннего долга и бюджетных кредитов, главная бухгалтерия по операциям со средствами федерального бюджета, контрольно-инспекторский отдел.

Каждое подразделение проводит контрольную работу по своему направлению специализации. Например, контрольные функции отдела анализа доходов и отдела операций по доходам на едином казначейском счете заключаются в следующем:

· контроль за поступлением налоговых и неналоговых доходов на едином казначейском счете в соответствии с Бюджетной классификацией доходов;

· выяснение неклассифицированных поступлений;

· контроль за распределением доходов между уровнями бюджетов в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством по нормативам отчислений;

· контроль за возвратом доходов на счета плательщиков в соответствии с бюджетным законодательством по представлениям администраторов доходов.

Для обеспечения контроля за поступлением доходов в Управлении федерального казначейства по субъектам Российской Федерации ведется большая работа по внесению в базу данных изменений по классификации доходов бюджетов Российской Федёрации в соответствии с изменениями в бюджетном законодательстве. Например, в 2004 г, (согласно со ст. 7 Закона о федеральном бюджете на 2004 год) появились новые источники формирования доходов федерального бюджета:

· доходы от сдачи в аренду иностранным государствам вооружения и военной техники, находящихся в федеральной собственности;

· плата за услуги (работы), оказываемые государственными учреждениями по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Минфине России (Гохран России) при осуществлении операций с ценностями из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;

· средства, которые юридические лица и индивидуальные предприниматели, реализующие и производящие товары или услуги, возмещают Государственной инспекции по торговле, качеству товара и защите прав потребителей Минэкономразвития России за проведение экспертиз, испытаний (исследований) образцов (продукции);

· плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;

· средства, полученные за выдачу лицензий, разрешений и сертификатов, предусмотренных Федеральным законом от 13 декабря l996г. № 150-ФЗ "Об оружии", а также за продление срока их действия;

· прибыль Банка России.

С 1 января 2005 г. в соответствии с этими дополнениями были внесены изменения в Бюджетную классификацию доходов.

Отдел платежей, главная бухгалтерия по операциям со средствами федерального бюджета организуют контрольно-экономическую работу по вопросам, входящим в компетенцию отделов:

· предварительный контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, в том числе сбор и учет лимитов бюджетных обязательств распорядителей и бюджетополучателей;

· текущий контроль и учет принятых распорядителями и бюджетополучателями денежных обязательств.

Контрольные функции контрольно-инспекторского отдела:

· координация работы отделов управления и отделений по районам

· проверка финансово-хозяйственной деятельности отделений (целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на содержание отделения; постановка бухгалтерского учета; анализ контрольной работы, выполняемой отделением, эффективности работы отделов);

· проверка осуществления отделениями предварительного контроля при финансировании организаций через лицевые счета казначейства с целью определить правильность и своевременность работы соответствующих отделов отделений со средствами федерального бюджета, выделенными бюджетополучателям.

В начале года территориальные органы федерального казначейства разрабатывают план основных вопросов экономической и контрольной работы, в котором предусмотрены следующие основные направления:

· исполнение доходной части бюджетов;

· исполнение расходной части федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, а также работа по обслуживанию лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; учет и отчетность;

· контроль за использованием средств федерального бюджета, выделенных на возвратной и безвозвратной основе;

· контрольно-инспекторская работа;

· правовое обеспечение органов федерального казначейства;

· повышение квалификации, совершенствование кадровой работы;

· развитие и защита информационного обеспечения.

На базе годового плана, в котором отражены основные вопросы экономической и контрольной работы, каждый отдел Управления федерального казначейства по субъектам Российской федерации (УФК) формирует индивидуальный план работы отдела по вопросам, входящим в его компетенцию. Каждым отделом УФК составляется отчет о выполнении плана экономической и контрольной работы за I квартал, полугодие, девять месяцев и год. Работа отделов строится на взаимодействии с другими подразделениями (проведение совместных контрольных мероприятий, анализ проводимой работы, составление отчетов). В целом контрольная деятельность отделов УФК составляет единую систему, направленную на реализацию стоящих перед органами казначейства задач по выполнению контрольных функций.

Вертикальная или линейная структура органов казначейства предполагает несколько уровней руководства и представляет собой систему "федеральное казначейство - управление - отделение", где каждый элемент выполняет свои контрольные функции.

Основные контрольные функции управления - организационно-методическая работа, проведение комплексных контрольных мероприятий, анализ результатов проводимой контрольной работы, а также подготовка отчетов, информации, предложений для передачи в федеральное казначейство.

Отделения федерального казначейства участвуют непосредственно в контрольных мероприятиях, подготавливают отчеты о своей работе. В условиях перевода средств на лицевые счета бюджетополучателей перед отделениями встает задача предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств федерального бюджета.

Связь в системе двусторонняя. При прямой связи "управление - отделение" направляются задания на проведение контрольных мероприятий, методические рекомендации по проведению проверок и оформлению их результатов, различные запросы. При обратной связи "отделение - управление" направляются материалы контрольных мероприятий, ежемесячные отчеты по их итогам, сведения о приостановлении операций по лицевым счетам распорядителей и получателей средств федерального бюджета в случаях нарушений законодательства Российской Фёдерации.

Процедуры составления проекта федерального бюджета

1. Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год осуществляется в соответствии с бюджетной политикой Российской Федерации, определенной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяются Правительством Российской Федерации.

2. Уполномоченный орган исполнительной власти организует разработку прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенного в основу перспективного финансового плана.

3. Министерство финансов Российской Федерации организует разработку:

проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу;

проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

4. Проектировки основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу разрабатываются одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочной программы Правительства Российской Федерации, среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогноза Сводного финансового баланса по территории Российской Федерации.

5. Первый этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством Российской Федерации плана - прогноза функционирования экономики Российской Федерации на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.

На основании выбранного Правительством Российской Федерации плана - прогноза функционирования экономики Российской Федерации на очередной финансовый год Министерство финансов Российской Федерации осуществляет разработку основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и распределение расходов федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации и проектировок основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.

Одновременно Правительством Российской Федерации рассматриваются предложения о соотношениях между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также предложения о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу.

Принятые Правительством Российской Федерации основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год и распределение расходов федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации могут быть представлены в виде информации палатам Федерального Собрания по их запросам.

6. Министерство финансов Российской Федерации в двухнедельный срок со дня принятия Правительством Российской Федерации основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и распределения расходов федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации:

направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;

уведомляет органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации о методике формирования межбюджетных отношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу, определенной законодательством Российской Федерации.

7. Второй этап формирования федерального бюджета - распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации и по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия указанных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении.

Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу.

8. Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов.

Разработка и согласование федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, представляемых одновременно с ним документов и материалов, законопроектов о минимальном размере оплаты труда, о минимальном размере государственных пенсий, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий в очередном финансовом году, а также составляемого в виде приложения к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год перечня законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию, завершаются не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году.

9. С 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство Российской Федерации рассматривает прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу, представленные Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.

Фонд социального страхования: его значение и формирование

Фонд социального страхования Российской Федерации -- фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализации прав граждан на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей (ст. 143 БК РФ). Следует подчеркнуть, что за счет средств данного фонда финансируется только часть рисков государственного социального страхования. Пенсионное и медицинское страхование, являющиеся частью социального страхования, осуществляются за счет средств других социальных внебюджетных фондов.

История создания Фонда социального страхования Российской Федерации, как и история Пенсионного фонда Российской Федерации, берет свое начало в 1991 г., когда из состава Бюджета социального страхования СССР, являвшегося составной частью Государственного бюджета СССР, были выделены Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

В настоящее время через Фонд социального страхования Российской Федерации проводится два вида социального страхования: социальное страхование на случай нетрудоспособности в результате общего заболевания, материнства и смерти, а также социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Первый из названных видов социального страхования на данный момент законодательно полностью не оформлен, выплаты по нему регламентируется разрозненными правовыми актами, включая Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 № 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию". Страховое обеспечение в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определено Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Основными правовыми актами, регулирующими формирование доходной части Фонда социального страхования Российской Федерации являются Налоговый кодекс Российской Федерации, а также ежегодно принимаемый федеральный закон о тарифах страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Бюджет Фонда социального страхования РФ и отчет о его исполнении утверждаются в форме федерального закона. С 2003 г показатели бюджета этого Фонда, как и других внебюджетных фондов, разрабатываются в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Доходы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Оборотные средства предприятия

Оборотные средства -- это совокупность оборотных производственных фондов и фондов обращения в денежном выражении. Эти составные части оборотных средств по-разному обслуживают процесс воспроизводства: первые -- в сфере производства, а вторые -- в сфере обращения.

Условия производства и реализации продукции требуют, чтобы на складах производственного предприятия постоянно находились запасы материальных ценностей, потребляемых в процессе производства, а также готовой продукции. Кроме того, для обеспечения бесперебойной работы необходимо, чтобы в цехах находились определенные заделы незаконченной продукции. И наконец, предприятие должно располагать определенными денежными средствами в кассе, на счетах в банке, в расчетах.

Активы предприятия, которые в результате его хозяйственной деятельности полностью переносят свою стоимость на готовый продукт, принимают однократное участие в процессе производства, изменяя или теряя при этом натурально-вещественную форму, называются оборотными средствами.

Оборотные средства представляют собой наиболее подвижную часть активов. В каждом кругообороте оборотные средства проходят три стадии: денежную, производственную и товарную.

На первой стадии денежные средства предприятий используются для приобретения сырья, материалов, топлива, тары, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий и т.п., необходимых для осуществления производственной деятельности. На второй стадии производственные запасы превращаются в незавершенное производство и готовую продукцию. На третьей стадии происходит процесс реализации продукции и получения денежных средств. Оборотные средства по составу и характеру участка в производственном процессе подразделяются на две составляющие: оборотные производственные фонды и фонды обращения.

Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства. Они составляют материальную основу производства и необходимы для обеспечения процесса производства продукции, образования стоимости. Во вторую часть оборотных средств входят фонды обращения, состоящие из готовой продукции и денежных средств предприятия. Фонды обращения не участвуют в образовании стоимости, но являются носителями уже созданной стоимости. Основное их назначение -- обеспечить денежными средствами ритмичность процесса обращения.

Объединение оборотных фондов и фондов обращения в единую систему оборотных средств вытекает из непрерывности авансированной стоимости по трем названным стадиям их кругооборота.

Рассмотрим отдельные элементы оборотных производственных фондов. Подавляющую часть оборотных производственных фондов составляют производственные запасы. Производственные запасы -- это запасы сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива, тары, хозяйственного инвентаря, запчастей для ремонта, инструментов.

Сырье и основные материалы -- это предметы труда, составляющие материальную (вещественную) основу изготовляемого продукта. Сырьем называют продукцию сельского хозяйства (зерно, шерсть, хлопок, плоды, овощи) и добывающей промышленности (нефть, руда, газ и др.). Основными материалами считают продукцию обрабатывающей промышленности (мука, сахар, ткань, металл, кожа и др.).

Полуфабрикаты -- это предметы труда, изготовление которых полностью закончено в одном цехе, но которые подлежат дальнейшей обработке в других цехах того же предприятия или могут быть реализованы.

Вспомогательные материалы, в отличие от сырья и покупных полуфабрикатов, не образуют основного содержания изготовленного продукта, а лишь содействуют выполнению технологического процесса и образованию продукта.

Наряду с производственными запасами в оборотные производственные фонды входят средства в производстве, включающие незаконченную продукцию и расходы будущих периодов. Незавершенное производство (НЗП) -- это предметы труда, вступившие в производственный процесс, но не прошедшие всех операций обработки, предусмотренных технологическим процессом.

Единственный невещественный элемент оборотных производственных фондов -- расходы будущих периодов, необходимые для создания заделов, установки нового оборудования и т.п. Расходы будущих периодов включают затраты на подготовку и освоение новых видов продукции, новой технологии, производимые в данный период, но подлежащие погашению в будущем.

Соотношение отдельных составляющих оборотных средств в общей их стоимости характеризует структуру оборотных средств. Это соотношение между отдельными элементами оборотных средств (сырье, основные материалы, топливо, тара, запасные части, готовая продукция и т.д.), выраженное в процентах к итогу.

По источникам формирования и пополнения оборотные средства подразделяются на собственные и приравненные к ним средства и заемные.

Собственными называются оборотные средства, которые выделены участниками (учредителями) для бесперебойного функционирования их предприятия. Основными источниками образования собственных оборотных средств являются прибыль, внутрихозяйственные финансовые ресурсы и их перераспределение.

Приравненными к собственным оборотным средствам считаются средства, не принадлежащие предприятию, но по условиям расчетов постоянно находящиеся в его обороте. Это так называемые устойчивые пассивы. К ним относятся минимальная задолженность по заработной плате, начисления на заработную плату, резерв на покрытие предстоящих платежей, кредиторская задолженность и прочие устойчивые пассивы.

Устойчивые пассивы по заработной плате УПзп рассчитывают по формуле:

УПзп = ЗПкв? Пд / 90,

где ЗПкв -- фонд заработной платы IV квартала планируемого года, принимаемый за основу при расчете норматива собственных оборотных средств, руб.;

Пд -- разрыв между начислением и выплатой заработной платы, дни.

Сумма минимальной задолженности по заработной плате Ззп определяется по следующей формуле:

Ззп = Зпл? Пд / 90,

где ЗПпл -- плановый фонд заработной платы за соответствующий квартал, руб.;

Пд -- количество дней с начала месяца до дня выдачи заработной платы.

Заемными называются оборотные средства, полученные из финансовых организаций в установленном порядке в виде займов и кредитов.

Обязательное страхование

Обязательное страхование для любой страны служит толчком для развития всего страхового дела. Выписывая полис обязательного страхования, есть возможность предложить страхователю другие, уже добровольные виды. Классический пример обязательного страхования в современной России - это продажи полисов добровольной гражданской ответственности (ДАГО), расширяющие лимит ответственности страховщика, предусмотренный законом обязательного страхования ОСАГО.

Обязательное страхование возникает при наличии одного из следующих условий:

Добровольное страхование подобных рисков коммерчески невыгодно страховщикам;

Добровольное страхование слишком дорого для страхователя;

Сам страхователь недооценивает серьезность таких рисков.

Но в то же самое время должна существовать объективная общественная потребность в защите от подобных рисков. В этом случае государство и принимает закон об обязательном страховании.

Несмотря на уже почти 18 лет свободного рынка, следует констатировать, что в России обязательное страхование развивается не слишком быстро. Перечислим "работающие" виды:

1. ОСАГО. Принятие в 2003 году Закона об "Обязательном страховании автогражданской ответственности", несомненно, оказало положительное влияние как на ситуацию на дорогах, так и на развитие всего российского страхования. Несмотря на многочисленные недочеты, страхование ОСАГО продолжает развиваться.

2. Обязательное медицинское страхование. В соответствии с Законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" по ОМС застрахован любой гражданин РФ. При нынешнем уровне здравоохранения подобную защиту можно рассматривать лишь как минимально возможную.

3. Обязательное страхование пассажиров на транспорте (в соответствии с Указом Президента РФ № 750 от 07.07.1992). Является чистой формальностью. Наиболее известная ее часть - пресловутые 2,3 руб. страховки в стоимости железнодорожного билета. Конечно же, денег, полученных по такой страховке, не хватит даже на первоначальное лечение. Минтранс с 2006 года разрабатывает полноценный вариант закона обязательного страхования об ответственности всех видов перевозчиков перед пассажирами. Однако если первоначальные варианты не получили поддержки заинтересованных министерств, то редакцией образца 2008 года недовольны уже страховщики - в частности, слишком широким набором санкций по отношению к ним.

4. Обязательное страхование ответственности при эксплуатации опасных производственных объектов. Также является легко исполняемой обязанностью, далекой от истинного смысла и задач подобного вида страхования. (Закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"). Хотя прямой обязанности страховаться для компаний не предусмотрено, получить одобрение (т.е. лицензию) Ростехнадзора по определенным видам деятельности возможно только при наличии полиса. Обычно на это хватает страховой суммы 100 000 руб. Серьезной такой защиту назвать никак нельзя. Соответствующий Закон также в настоящий момент застрял в Госдуме.

5. Обязательное страхование военнослужащих - Федеральный Закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ.

Остальные виды обязательного страхования находятся только на стадии обсуждения:

обязательное страхование жилья - продвигает подобный законопроект Госстрой;

Обязательное страхование всех физических и юридических лиц, оказывающих медицинские услуги на территории Российской Федерации;

Обязательное страхование ответственности производителей товаров, работ, услуг. Несмотря на ужесточение требований "Закона о потребителях" в 2007 году, страхуют свою ответственность лишь самые "послушные" фирмы. Как правило, это филиалы западных компаний, нуждающиеся в отчетах перед Советом акционеров.

Литература

1. Понятие и принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований / Э.Д. Соколова // Государство и право. - М.: "Наука". - 2007. - №5. - с.95-100;

2. Государственные финансы в финансовой системе России / Е.А. Ермакова // Финансы и кредит. - М.: Финансы и Кредит. - 2007. - №3. - с.35-36; определение Финансовой системы http://essencefinance.ru/index. htm ;

3. Финансы и кредит: учебник / М.Л. Дьяконова, Т.М. Ковалева, Т.Н. Кузьменко [и др.]; под ред. проф. Т.М. Ковалевой. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2006.

4. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ О.В. Врублевская и др.; Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. - 3-е изд., испр. И перераб. -М.: Юрайт-Издат, 2004.

5. http://3ontik.ru/obyaz_strax.html

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Структура Федерального казначейства в Российской Федерации. Анализ действующего механизма казначейской системы исполнения доходов федерального бюджета. Проблемы исполнения доходной части бюджета и поиск путей совершенствования по ее формированию.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2012

    Влияние функций федеральной казначейской системы на бюджетный процесс. Взаимодействие Федерального казначейства с участниками бюджетного процесса. Финансирование расходов федерального бюджета органами Федерального казначейства. Правила учета обязательств.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2013

    Формирование и функционирование Федерального казначейства Российской Федерации. Роль казначейства в исполнении бюджета. Структура, основные полномочия и функции органов Федерального казначейства РФ. Основное отличие казначейской системы от банковской.

    контрольная работа , добавлен 18.09.2014

    Этапы становления деятельности, основные функции и полномочия Федерального казначейства. Перспективы, проблемы и пути совершенствования казначейской системы Российской Федерации. Роль и значение Федерального казначейства в процессе исполнения бюджета.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2011

    Порядок подачи на рассмотрение и утверждения федерального бюджета Российской Федерации. Составление проекта бюджета района и принятие законопроектов на федеральном уровне. Подача на рассмотрение Государственной Думы, внесение поправок в чтениях.

    контрольная работа , добавлен 08.11.2011

    Виды контроля и их классификация. Главное управление Федерального Казначейства Российской Федерации. Роль Казначейства в области прогнозирования исполнения и исполнения федерального бюджета. Бухгалтерский учет операций органов государственного управления.

    реферат , добавлен 17.10.2010

    Понятие, состав и структура национальной финансовой системы. Характеристика основных звеньев финансовой системы: федерального бюджета, внебюджетных фондов, государственного кредита, финансового рынка. Перспективы развития российской финансовой системы.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2015

    Исполнение федерального бюджета и необходимость организации Федерального казначейства, задачи и функции соответствующих государственных органов, сфера их полномочий, организационная структура. Принципы управления исполнением Федерального бюджета.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2015

    Рассмотрение теоретических основ финансирования бюджетных расходов. Анализ сущности и принципов бюджетных расходов. Ознакомление с результатами организационно-экономической характеристики управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю.

    дипломная работа , добавлен 10.02.2018

    Структура бюджетной системы России и роль федерального бюджета в ее составе. Основные виды налоговых доходов и расходов бюджета. Условия предоставления бюджетных дотаций, субсидий и ссуд. Анализ динамики оказания финансовой помощи из федерального бюджета.

Страховые принципы, с учетом которых функционирует и отечественная система соцстрахования, основаны на аккумулировании финансов в специально созданных организациях. Особенность финансовой системы соцстрахования заключается в том, что полученные средства могут быть потрачены только с определенной целью - возмещение дохода трудоустроенным гражданам и их семьям. Право на возмещение возникает при наступлении одного из страховых событий: временной потери трудоспособности, инвалидности, безработице и так далее.

Основы финансирования

Страховщиком, осуществляющим непосредственное руководство финансовыми потоками соцстрахования, является организация, правовой статус которой регламентирован профильными законами федерального уровня по каждому виду страхования (пенсионному, медицинскому, социальному). В соцстраховании такие организации обязаны предоставлять места в управленческом секторе всем участникам системы: выступающим в роли страхователей работодателям, застрахованным сотрудникам. При этом страховщики подотчетны государственным органам, что выражается в утверждении бюджетов (реализованных и планируемых) на уровне Правительства в виде федеральных законов. Главные особенности финансов соцстрахования:

  • Хранение на счетах Центробанка и (или) в уполномоченных государством иных банковских учреждениях;
  • Обособленность от госбюджета;
  • Запрет на изъятие любыми исполнительными органами;
  • Размещение средств, которые временно не используются для выплаты компенсаций, только под правительственные гарантии;
  • Доход от инвестирования освобождается от налогообложения;
  • Отсутствие платы за услуги банков;
  • Контроль использования средств осуществляется госнадзором, Счетной палатой.

Все доходы страховщиков, независимо от источников, могут использоваться только для социальных нужд. Работа организаций носит некоммерческий характер, поэтому получение прибыли не является главной целью, в отличие от добровольного, личного, иных видов страхования. К базовым функциям финансовой системы соцстрахования относятся формирование страховых организаций (фондов-страховщиков), начисление и выплата пенсий, пособий, прием взносов.

Принципы формирования ресурсов соцстрахования

Существует 6 принципов, на которых основано формирование финансов соцстрахования. Первый - экономико-финансовая приемлемость, обуславливающая посильность взносов для работодателей. Принцип тесно связан с налогообложением, поскольку налоговая нагрузка на зарплатные фонды может быть уменьшена при повышении страховых тарифов. Второй принцип подразумевает социальную справедливость, согласно которой величина пенсий и компенсаций напрямую связана с длительностью перечисления взносов и их размером. Социальная эффективность, как третий принцип, демонстрирует успешную компенсацию страховыми выплатами утраченного дохода. При небольшом страховом стаже страховка должна защитить застрахованное лицо от бедности. Четвертым принципом является эквивалентность доходной и расходной части системы соцстрахования. В любой период стоимость расходов должна равняться стоимости будущих доходов, учитывая резерв. В рамках данного принципа солидарность застрахованных приближает соцстрахование к соцобеспечению, уравнивая всех участников.

Пятый принцип заключается в солидарном перераспределении ресурсов. Это значит, что размер взносов устанавливается вне зависимости от индивидуального уровня социальных рисков и других особенностей жизнедеятельности застрахованного лица. Например, взносы обязательного медстрахования не зависят от состояния здоровья плательщика, наличия хронических заболеваний, возраста и др. Солидарность в системе соцстрахования должна ограничиваться установленными рамками, иначе страхование будет приближено к соцобеспечению. Последний принцип базируется на эквивалентности участия поколений в финансировании соцстрахования. Практически это проявляется в рамках «социального контракта» поколений, когда трудоспособное население обеспечивает своими взносами выплаты пенсионерам. Дополнительные принципы: субсидиарность, когда государство покрывает дефицит средств соцстрахования; государственная ответственность, предусматривающая создание законодательной базы, контроль работы фондов.

Источники получения денежных средств

Механизм финансирования сферы обязательного соцстрахования - это совокупность финансовых и страховых отношений, система сбора и размещения средств, методы и модели управления финансами, а также законодательная база, с учетом которой работает система. Эффективность работы Фонда соцстрахования зависит от предусмотренных законом уровней компенсации социальных рисков, величины взносов, нагрузки на фонды и форм контроля, обеспечивающих регулярность перечисления взносов на соцстрахование. Источники финансирования Фонда:

  • Взносы страхователей (работодателей, ИП). Это процент от оплаты труда, который предназначен для защиты от социальных рисков;
  • Взносы сотрудников госпредприятий и самозанятых лиц. Средства удерживаются из зарплаты;
  • Штрафы за нарушение законов соцстрахования;
  • Пени за просрочку взносов;
  • Взносы, выплачиваемые государством за неработающих граждан;
  • Средства, изъятые по решению суда. Эти платежи - результат регрессных исков, когда страховщик требует возврата средств от лиц, которые несут ответственность за причиненный застрахованному лицу вред;
  • Деньги из регионального либо федерального бюджета. Такие перечисления обусловлены дефицитом средств в ФСС или необходимостью покрытия страховщиком нестраховых выплат (по решению госорганов).

Бюджет соцстрахования может быть также дополнен добровольными перечислениями, если они не противоречат действующим нормам. Взносы соцстрахования перечисляются каждый месяц на счета профильных фондов (пенсионного, медицинского, социального). Важнейшим признаком страховых взносов является их целевое предназначение: компенсация заработка при наступлении официально подтвержденного страхового события.

Виды расходов

В современной системе отечественного соцстрахования существует три вида расходов: на пенсии и пособия, на административные расходы, на оплату издержек, связанных с инвестиционной деятельностью фондов. Грамотная классификация рисков способствует оптимизации расходов и удобству при получении страхового покрытия. Пенсионное соцстрахование включает риск смерти кормильца, наступления старости и долговременной утраты трудоспособности, инвалидизации. Краткосрочные пособия (оплата больничных листов, выплаты роженицам) базируются на минимальном страховом стаже. Ограниченность выплат по времени позволяет за короткий срок стабилизировать финансовую систему. Для этого ресурсы распределяются ежемесячно, а для резерва формируется небольшой фонд.

Долгосрочные выплаты (пенсии по возрасту, инвалидности) требуют стабильных тарифов, действующих длительный период. Также важен размер взносов, не превышающий возможностей страхователей. На административные издержки средства идут из дохода соцстрахования, а не из госдотаций. Данным видом расходов можно эффективно управлять, оценивая его уровень и качество предоставляемых услуг. Инвестиционные расходы обусловлены необходимостью создания резервного фонда. Средства для инвестиций - это излишек, который образуется при долгосрочном страховании (взносы некоторое время превышают выплаты).

Анализ доходов и расходов бюджета ФСС за 2014-2017 года

2014 год был последним, когда доходная часть бюджета Фонда соцстрахования превышала расходную. Уже в 2015 г. дефицит составил 55,42 млрд. рублей. Подобная тенденция сохранялась в 2016 г. (дефицит - 37,37 млрд.) и в 2017 г. (дефицит - 41,21 млрд.). Наличие постоянного дефицита бюджета оказывает отрицательное влияние на эффективное функционирование системы соцстрахования, что обуславливает снижение уровня соцзащиты россиян. Причиной уменьшения доходной части бюджета являются кризисные явления этого периода, негативно воздействующие на фонд оплаты труда, из которого платятся страховые взносы.

Увеличение выплат, связанных с материнством, демонстрирует положительные тенденции в демографической сфере: в 2017 г. объем выплат увеличился на 24% по сравнению с 2013 г. Размер бюджета на 2018 г. утвержден законом «О бюджете Фонда соцстрахования РФ на 2018 год…». Доходная часть составляет 708 905 255,7 тыс. рублей, расходная - 736 603 500,1 тыс. рублей. Предусмотрен дефицит в размере 27 698 244,4 тыс. рублей.

Заключение

Финансирование системы соцстрахования основано на страховых взносах, субсидиях государства, штрафных выплатах, взысканиях по решению суда. С 2014 г. бюджет Фонда соцстрахования утверждается с учетом дефицита.

В нашей стране осуществляется обязательное социальное страхование, которое соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих и неработающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Регулирует отношения в системе обязательного социального страхования Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», но действие данного Закона не распространяется на обязательное государственное страхование, которое регулируется специальным законодательством РФ. Закон определяет:

  1. правовое положение субъектов обязательного социального страхования;
  2. основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей;
  3. ответственность субъектов обязательного социального страхования;
  4. устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Закон «Об основах обязательного социального страхования» устанавливает основные принципы осуществления обязательного социального страхования.

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

  1. устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
  2. всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
  3. государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  4. государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  5. паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  6. обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
  7. ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  8. обеспечение надзора и общественного контроля;
  9. автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Статья 3. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе



Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия и термины:

страховой взнос - обязательный платеж на обязательное социальное страхование;

тариф страхового взноса - ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленной оплаты труда по всем основаниям (доходам) застрахованных лиц;

социальный страховой риск - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование;

страховой случай - событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию;

обеспечение по обязательному социальному страхованию (далее - страховое обеспечение) - исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;



страховой стаж - суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов;

средства обязательного социального страхования - денежные средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования.

3. Правовые основы обязательного социального страхования.

Одна из форм обязательного страхования, при котором страхо­вые отношения возникают в силу закона, - обязательное социальное страхование.

Общей правовой основой осуществления обязательно­го социального страхования является Закон Российской Федерации от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социаль­ного страхования»1, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Россий­ской Федерации»2, Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Россий­ской Федерации»3, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчаст­ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»4.

Обязательное социальное страхование представляет собой сие- тему создаваемых государством правовых, экономических и органи­зационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодатель­ством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессиональ­ного заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необхо­димости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Обязательное социальное страхование представляет собой неотъемлемую часть государственной политики по защите населения. Его правовую базу составляют нормы финансового, трудового, гражданского права, права социального обеспечения. Основополагающим законом является Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. , а также иные федеральные законы и подзаконные акты, законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации о конкретных видах обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование в Российской Федерации должно осуществляться на основании следующих принципов:

Устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования, достигаемой эквивалентностью страхового обеспечения и страховых взносов;

Всеобщего обязательного характера социального страхования, доступности для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

Государственной гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

Государственного регулирования системы обязательного социального страхования;

Паритетности участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

Обязательности уплаты страхователями страховых взносов в бюджета фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

Ответственности за целевое использование средств обязательного социального страхования;

Обеспечения надзора и общественного контроля;

Автономности финансовой системы обязательного социального страхования.

В зависимости от характера события (страховой риск), влекущего изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан и в случае наступления которого осуществляется социальное страхование, они делятся на следующие виды:

Необходимость получения медицинской помощи;

Временная нетрудоспособность;

Трудовое увечье и профессиональное заболевание;

Материнство;

Инвалидность;

Наступление старости;

Потеря кормильца;

Признание безработным;

Смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социального страхового риска соответствует и определенный вид страхового обеспечения, т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования. К видам страхового обеспечения законодатель относит:

1) оплату медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсию по старости;

3) пенсию по инвалидности;

4) пенсию по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Субъектами обязательного социального страхования являются:

страхователи - организации, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи). К страхователям относятся и органы исполнительной власти, и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами уплачивать страховые взносы;

страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев;

застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Между названными субъектами и складываются отношения по обязательному социальному страхованию. Законодатель особо говорит о моменте возникновения данных отношений. Так, у страхователя (работодателя) данные отношения возникают с момента заключения с работником трудового договора; у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком, а у страховщика - с момента регистрации страхователя. В свою очередь, у застрахованных лиц моментом возникновения данных отношений является заключение трудового договора с работодателем; у лиц же, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - уплата ими или за них страховых взносов.

Застрахованные лица наделены соответственно правами и обязанностями. В частности, они имеют право на своевременное получение страхового обеспечения, на участие в управлении обязательным социальным страхованием, на защиту своих прав. Застрахованные лица обязаны вносить страховые взносы, если это предусмотрено законом, а также своевременно предъявлять страховщику документы, служащие основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения.

Страховщики имеют право проверять представленные документы, назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая, взыскивать со страхователей недоимки по страховым взносам, представлять им отсрочку уплаты страховых взносов и другие права. К обязанностям, возлагаемым на страховщиков, относятся обеспечение сбора страховых взносов, своевременная выплата страхового обеспечения, подготовка обоснования тарифов, осуществление регистрации страхователей, бесплатное консультирование по вопросам обязательного социального страхования, а также иные обязанности.

Страхователи как самостоятельные субъекты данных отношений также наделены правом участвовать через своих представителей в управлении обязательным социальным страхованием, бесплатно получать информацию и консультации по вопросам страхования, пользоваться льготами и отсрочкой уплаты страховых взносов, защищать свои права. Обязанности страхователей включают в себя постановку на учет и снятие с учета у страховщика в определенные законодательством сроки, уплату страховых взносов, предъявление необходимых страховщику документов и сведений, выплаты определенных видов страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев.

Возникающие по вопросам обязательного социального страхования споры разрешаются в следующем порядке. Страхователь или застрахованное лицо могут направить письменное заявление по спорным вопросам страховщику, который должен в течение десяти рабочих дней со дня его получения рассмотреть данное заявление и о принятом решении письменно сообщить заявителю в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления. В случае несогласия с принятым решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях либо в судебном порядке.

В Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования» законодатель не только определяет данный вид страхования как систему мер, осуществляемых государством в целях компенсации гражданам различного рода социальных последствий, связанных с наступившими социальными страховыми рисками, но и отмечает необходимость государственного управления системой обязательного социального страхования. Государственное управление возлагается на Правительство Российской Федерации, которое создает страховщиков, осуществляющих обязательное социальное страхование.

Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования наочередной финансовый год утверждаются федеральными законами.
Проекты федеральных законов о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год вносятся в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке.
Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.
Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются:
· страховые взносы и (или) налоги;
· дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
· штрафные санкции и пеня;
· денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
· доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
· иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование устанавливаются федеральным законом.
Дифференциация тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

Особенности установления тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование, порядок их разработки и рассмотрения определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год.
Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчеты об исполнении бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации и утверждаются федеральными законами.
Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации.
Условия, порядок и сроки уплаты страховых взносов устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Суммы страховых взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются страхователями-работодателями при выплате заработной платы и перечисляются страховщику одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.
В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.
Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства Российской Федерации, обеспечивающие их доходность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.



Виды социальных рисков

Особую группу рисков составляют социальные риски. Социальные риски - риски, связанные с утратой дохода из-за потери трудоспособности (в связи с болезнью, старостью, несчастным случаем); с отсутствием работы, источника дохода. Данные риски являются чистыми (возможен отрицательный или нулевой результат), их специфика заключается в том, что возникают они у экономического субъекта - физического лица.

Виды социальных рисков

Перечень социальных рисков обширен и включает практически все стороны жизнедеятельности человека: утрату дохода в связи с наступлением преклонного возраста, связанную с заболеванием необходимость получения медицинской помощи, потерю трудоспособности, кормильца или работы, ухудшение здоровья вследствие воздействия вредных факторов, как связанных, так и не связанных с профессиональной деятельностью, риски производственного и бытового травматизма, ухудшения демографической ситуации, потребности в посторонней помощи в старости. К социальным рискам относятся риски алкоголизма, наркомании, самоубийств, отравлений,

разводов в семьях, риски родителей в отношении ответственности за действия несовершеннолетних детей и другие.

Во всех случаях реализация социальных рисков ведет к ухудшению благосостояния граждан, невозможности или ограничению удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей, к снижению качественных характеристик личности в обществе.Статья 39 Конституции РФ, базовая при рассмотрении вопросов социальной защиты населения, определяет основные виды социальных рисков: возраст, болезнь, инвалидность, потеря кормильца, воспитание детей. В международном праве, в частности, в Руководящих принципах Международной организации труда (МОТ), перечень социальных рисков, защиту от которых необходимо осуществлять на государственном уровне, выглядит следующим образом:

 болезнь;

 материнство;

 инвалидность;

 старость;

 смерть кормильца;

 безработица;

 расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами;

 производственная травма.

Эволюция общественного сознания играет определяющую роль в расширении представлений о риске. Несколько веков назад в основе концепции управления рисками находились только природные риски, затем взоры 11устремились в промышленность и торговлю, а еще позже – к сохранению целостности человека как биологической единицы. В современном обществе наука об управлении рисками уделяет все больше внимания социальным рискам - рискам, негативно влияющим на материальное, социальное и духовное положение человека как члена общества.