Документы приема на утилизацию списанного имущества. Утилизация основных средств. Учет драгоценных металлов. Налог на прибыль

П. 3.12
Отходами потребления — остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.

Учетные данные по корректировке стоимости инфляции определяются компанией. Информация вводится на учетную запись компании и стоимости и определяет соответствующие кредитные и дебетовые счета, которые система использует для создания записи журнала корректировки для инфляции. Если используется только бухгалтерская книга, дебетовой учетной записью будет счет корректировки затрат для инфляции. Если используются два регистратора, дебетовая учетная запись будет такой же, как и учетная запись затрат. В любом случае кредитный счет является счетом денежной коррекции.

1.1. Списанное имущество по факту выбывает из обращения. Его дальнейшее использование невозможно по причине частичной или полной утраты потребительских свойств, либо морального устаревания. Именно это и стало причиной списания. А предметы и изделия, которые утратили свои потребительские свойства, являются отходами (ГОСТ 30772-2001). Соответственно, организация, у которой вследствие списания имущества образовались отходы является образователем отходов.

В отчете представлена ​​подробная и обобщенная информация для каждого актива, включая следующие данные. Корректировка процентов для пострадавшего года Расчет месячной корректировки инфляции. Сначала вы должны запустить отчет в тестовом режиме. Перед запуском отчета в конечном режиме внимательно просмотрите подробную и обобщенную информацию, чтобы проверить наличие ошибок, и исправьте их, если таковые имеются. После запуска отчета в конечном режиме, разместите запись журнала, сгенерированную системой.

При запуске этого отчета в тестовом режиме система выполняет следующие действия. Распечатывает отчет, в котором отображается сумма, которая будет размещена в каждой учетной записи корректировки затрат для инфляции при запуске программы в конечном режиме. В этом отчете также показаны расчетные результаты. . При запуске этой программы в конечном режиме система выполняет следующие действия.

1.2. Любые действия, производимые с отходами регулируются Обращение с отходами определяется 89-ФЗ как деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. , и такая деятельность подлежит лицензированию .

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Проверяет учетные записи, в которых система подсчитывает записи журнала для корректировки затрат для инфляции. Распечатывает отчет, который показывает сумму, которая была отправлена ​​на счет корректировки инфляции, например сумму денежной коррекции. Если произошли ошибки, процесс корректировки стоимости инфляции не будет генерировать записи в журнале. Создает запись журнала для корректировки стоимости инфляции и счетов денежной коррекции, которые применяются в этом расчете. После публикации записи журнала система отображает значение корректировки инфляции месяца на экране «Работа с ценой». Опция обработки указывает тип документа для этих записей журнала. . В выборе данных введите рабочую книгу (книги), над которой вы работаете, и введите тип учетной записи.

1.3. Юридические лица (а также ИП), в процессе деятельности которых образуются отходы I — V классов опасности, обязаны составить и утвердить соответствующие паспорта отходов, а при отсутствии вида отхода в Федеральном классификационном каталоге отходов (далее ФККО), обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности.

Определите параметры обработки, чтобы указать, как должен выполняться отчет, значения по умолчанию и вспомогательные регистры, а также номер партии транзакции. Введите 1 для запуска отчета в конечном режиме. Оставьте этот параметр обработки пустым, чтобы запустить его в тестовом режиме.

Система использует этот период для определения сообщений о предупреждениях до и после закрытия. Укажите четырехзначный год, за который обрабатывается отчет. Укажите скорость или процент, которые система применяет к корректировке инфляции за месяц. Укажите регистрационную дату для записей журнала.

(ст.14 89-ФЗ и пункты 7 и 10 Правил проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 г. № 712)

1.4. Временное складирование отходов до момента передачи их организации, осуществляющей деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению называется «накоплением отходов» и также регламентируется 89-ФЗ и называется Накоплением отходов. Максимальный срок накопления отходов 11 месяцев.

2. Порядок действий при списании имущества.

2.1. После формирования списка имущества, подлежащего списанию, его следует изучить штатному экологу, лицу исполняющему обязанности эколога или экологу организации, оказывающей услуги по экологическому сопровождению. Эколог должен:

2.2. Следующим шагом целесообразно определиться с тем, какая организация будет привлечена к дальнейшему обращению с отходами. При этом стоит убедиться, что:

  • — привлекаемая организация имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности
  • — в приложении к такой лицензии указаны коды ФККО, соответствующие видам отходов, которые будут образованы после списания
  • — по интересующим Вас кодам ФККО разрешена деятельность, которую эколог определил для дальнейшего обращения с отходами

Пример

Организация списывает имущество:

  • столы
  • кресла
  • компьютеры в сборе
  • телефоны

Эколог определяет, что после списания будут образованы следующие виды отходов:

Имущество Наименование отхода по ФККО Код ФККО
столы 49211181524
кресла
компьютеры в сборе 48120101524
48120502524
48120401524
телефоны 48132101524

Так же экологом было определено следующее:

Наименование отхода по ФККО Код ФККО Наличие паспорта отхода Предполагаемый вид обращения
отходы мебели из разнородных материалов 49211181524 Да Сбор, транспортирование, размещение
системный блок компьютера, утративший потребительские свойства 48120101524 Да
мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства, в сборе 48120502524 Да Сбор, транспортирование, обработка, утилизация
клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства 48120401524 Да Сбор, транспортирование, обработка, утилизация
телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства 48132101524 Нет Сбор, транспортирование, обработка, утилизация

Исходя из полученной информации понятно, что необходимо разработать 1 паспорт отхода и найти организацию, у которой в приложении есть указанный в таблице коды отходов и виды деятельности.
Важно понимать, что организации, которые занимаются размещением (полигоны), как правило, не ведут другой деятельности, и обработкой и утилизацией (разборкой техники и переработкой её частей во вторичные ресурсы) не занимаются. По этому, необходимо будет найти 2 организации с лицензией и заключать два договора. Это чаще всего неудобно.

Более рациональным в таком случае будет обратиться в компанию, которая, например, имеет лицензию на сбор и транспортирование всего перечня отходов, на обработку и утилизацию всего, что должно быть утилизировано, а также имеет возможность привлечь подрядчика с лицензией на размещение.

Стоит отметить, что всё перечисленное во втором пункте целесообразно сделать до момента списания имущества. Процесс разработки паспортов, поиска соответствующего подрядчика и заключения договоров может занять длительное время. В том числе и более 11 месяцев, а значит есть риск нарушить требования законодательства. Чем раньше будет начат этот процесс, тем меньше списанное имущество будет «захламлять» помещения вашей организации, и тем меньше риск нарушения законов.

2.3. Следующий шаг — списание. Проведение этой процедуры в коммерческих организациях регламентируется внутренними распоряжениями и инструкциями, и может сильно отличаться в разных компаниях. По-этому мы будем говорить исключительно о списании имущества, находящегося на балансе государственных и муниципальных учреждений и предприятий.

Главное отличие таких предприятий и учреждений от коммерческих в том, что они не являются собственноками имущества, но лишь распоряжаются им. Соответственно процесс списания связан с согласованием его с контролирующими органами и вышестоящими структурами. В частности, списание имущества Санкт-Петербурга регламентируется постановлением правительства Санкт-Петербурга от 19 сентября 2014 года № 877 «О порядке принятия решений об уничтожении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга» (с изменениями на 31 января 2017 года).

Согласно п. 2.1 статьи 2 Порядка принятия решений об уничтожении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга (далее Порядка): «Решение о признании движимого имущества пришедшим в негодность принимается КИО.» Для чего в КИО направляется «Представление о признании движимого имущества пришедшим в негодность» (далее — Представление), которое должно содержать:

  • — Сведения, позволяющие индивидуализировать движимое имущество, в том числе наименование, индивидуальный номер (заводской, регистрационный, инвентарный и другие), а также его характеристики, в том числе технические, и место нахождения.
  • — Копии правоустанавливающих документов на движимое имущество.
  • — Сведения о техническом состоянии движимого имущества, позволяющие сделать вывод о невозможности и экономической нецелесообразности его восстановления и (или) иного использования, включая сведения о непосредственном осмотре движимого имущества и причинах прихода движимого имущества в непригодное состояние (акты, фото-, кино-, видеоматериалы и тому подобное).
  • — Сведения о наличии в движимом имуществе или его составных частях веществ, свойств, частей, потенциально опасных для человека и (или) окружающей среды, а также цветных, драгоценных или редкоземельных металлов.
  • — Копии документов, содержащих сведения о применении мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в приведении движимого имущества в негодность, а также иных мер защиты имущественных интересов Санкт-Петербурга (при наличии).
  • — Предложение о наиболее целесообразном способе исполнения решения об уничтожении движимого имущества, пришедшего в негодность.
  • — Предложения о дальнейшем использовании составных частей и материалов движимого имущества, пришедшего в негодность.

При этом, В случае рассмотрения вопроса о признании движимого имущества, являющегося имуществом казны Санкт-Петербурга, первоначальная (восстановительная) стоимость которого превышает сумму начисленной амортизации, пришедшим в негодность КИО обеспечивает проведение обследования движимого имущества на предмет его технического состояния, которое осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, не заинтересованным в принятии решений, указанных в пункте 2.8 настоящего Положения (прим. ГК Утилизация — имеется ввиду признание имущества пришедшим в негодность или отказ в нём), имеющим в соответствии с действующим законодательством право заниматься деятельностью по проведению .

Стоит отметить, что, несмотря на то, что обеспецение обследования имущества третьими лицами наложено распоряжением на КИО, в реальной жизни учреждения сами обращаются к компаниям, которые имеют право определять техническое состояние имущества и выдавать акты дефектации, которые потом включают в состав Представления. В настоящий момент такая деятельность не регламентируется законодательством РФ, и не подлежит обязательному лицензированию или сертификации. По-этому, КИО удовлетворяют добровольно полученные .

После признания КИО имущества пришедшим в негодность, оно подлежит списанию. Однако окончательное выбытие имущества с баланса учреждения происходит только после предоставления в КИО документов, подтверждающих такого имущества. На проведение утилизации, как правило, отводится до двух месяцев.

3. Что делать, если в ФККО отсутствует нужный вам вид отхода:

В таком случае на образователя отхода ложится обязанность подтвердить класс опасности отхода. Для этого вам нужно обратиться в аккредитованную лабораторию, для получения анализа компонентного состава отхода. На основании заключения о компонентном составе производится расчёт класса опасности.

Когда класс опасности отхода получен, на отход оформляется паспорт опасного отхода, в котором в качества кода отхода указывается код группы отходов. Оформленный паспорт, заверяется руководителем учреждения (предприятия) и вместе с пакетом документов передаётся в Росприроднадзор.

Пакет документов регламентирован Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 декабря 2014 г. № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности» .

Росприроднадзор направляет предложение о внесении нового кода ФККО в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» (ФГБУ «ФЦАО»). ФГБУ «ФЦАО» совместно с ФГБУ УралНИИ «Экология» производит анализ полученных материалов (документов) и принимает решение о внесении нового кода в ФККО и уведомляет об этом Росприроднадзор. А Росприроднадзор уведомляет о присвоении отходу кода ФККО заявителя.

После внесения кода в ФККО Вам нужно исправить разработанный ранее паспорт отхода, в соответствии с информацией полученной от Росприроднадзора, и снова уведомить о разработке нового паспорта Росприроднадзор.

4. Какие ошибки допускают образователи отхода сегодня и как их избежать:

С 2013 года по 1 июля 2016 года деятельность по сбору, транспортированию, обработке и утилизации не подлежала лицензированию. В этот период сложилась практика, когда за работу по утилизации брались сервисные и ремонтные компании, предприятия, занимающиеся заготовкой лома металлов. Однако на данный момент привлечение таких организаций влечет нарушение законодательства. Как уже говорилось выше, списанное имущество это отходы, а с отходами любые действия могут совершить только лицензиаты.

Изъятие плат, содержащих драгметаллы из списанной компьютерной и оргтехники, является деятельностью по обработке отходов и не может осуществляться предприятиями не имеющими лицензии на обращение с отходами. Свидетельства Пробирной палаты на данный момент не достаточно, чтобы производить данные работы. После изъятия платы, содержащие драгоценные металлы, подлежат передаче только на аффинажные заводы, официальный перечень которых установлен законодательством РФ.

Оборудование, имеющее в своем составе черный или цветной металл, после списания становится отходом и не может собираться и транспортироваться предприятиями, имеющими лицензию на переработку (заготовку) металла, а должно передаваться как отход в установленном законом порядке на обработку и утилизацию. И только после утилизации вторичные ресурсы, в том числе и лом металлов, передаются предприятиям, имеющим лицензию на заготовку лома металлов.

Для организаций, осуществляющих деятельность по размещению отходов предусмотрены особые условия обновления лицензий. Переоформить их такие предприятия должны до 1 января 2019 года. В некоторых из этих лицензий указаны коды групп отходов, в которые включены отходы образованные при списании имущества. В связи с этим, может возникнуть ложное понимание, что списанную, например, технику можно разместить на полигоне. Однако это не так. Размещение отходов на полигоне возможно только если эти отходы не могут быть утилизированы. А отходы подлежащие обработке и утилизации только в той части, которая после обработки не подлежит утилизации.

5. Какие документы необходимы для отчетности:

1. Акт приёмо-передачи отходов.
Содержит информацию о том, кому переданы отходы, в каком количестве, и какие дальнейшие действия с ними совершены. Необходим для отчета перед Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу.

2. Справка о наличии/отсутствии лома драгоценных металлов.
Оформляется на основании Свидетельства о постановке на специальный учет в Пробирной палате РФ. Необходима для исполнения Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина РФ от 29 августа 2001 г. № 68н.

3. Справка об извлечённом из отходов ломе черных и цветных металлов
с указанием количества, и стоимости, с учётом затрат на извлечение, а также с указанием предприятия имеющего лицензию на заготовку лома металлов, которому извлеченный лом был передан.

4. Документы об оплате.
В случае если из переданных отходов были извлечены указанные выше вторичные ресурсы, организация, которая произвела утилизацию отходов, должна перевести денежные средства, полученные от реализации такого лома на счет образователя отхода, если иное не предусмотрено договором на утилизацию.

Читатели нередко задают вопрос, как вести учет драгоценных металлов, содержащихся в оборудовании. Как узнать, есть ли драгметаллы в определенном оборудовании и в каком количестве. Зачастую информация о наличии драгметаллов в оборудовании не указывается ни в паспортах, ни в иных документах на оборудование. Ситуация осложняется тем, что в основном в настоящее время закупается оборудование импортного производства. В таком случае получить достоверную информацию очень трудно. Конкретное количество содержащихся в оборудовании драгметаллов определяется лишь после его утилизации и передаче перерабатывающей или аффинажной организации. В данной статье рассмотрен порядок учета драгоценных металлов при утилизации оборудования.

Общие положения по учету драгоценных металлов

В соответствии с п. 6.3 Инструкции № 68н организации обязаны вести учет драгоценных металлов во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы, входящие в состав основных и оборотных средств, покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей), в том числе используемые в научной, производственной и других видах деятельности, а также содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов.

Драгоценные металлы, входящие в состав приборов, инструментов, оборудования, учитываются по массе (п. 6.6 Инструкции № 68н )

Данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов, содержащихся в соответствующих объектах учета, отражаются в первичной учетной документации на основании сведений о содержании драгоценных металлов, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках).

К примеру, данные о содержании драгоценных металлов в различных узлах и деталях электронно-вычислительной техники приводятся в Методике проведения работ по комплексной утилизации вторичных драгоценных металлов из отработанных средств вычислительной техники , утвержденной Гостелекомом РФ 19.10.1999(далее - Методика проведения работ по комплексной утилизации).

Кроме того, получить сведения о содержании драгоценных металлов в различных приборах можно из следующих справочников:

  • Комплектующие изделия, содержащие драгоценные металлы, 1994, 1997;
  • Контрольно-измерительные приборы, кабельные изделия, низковольтная аппаратура, содержащие драгоценные металлы, 1996;
  • Вычислительная техника, устройства связи и комплектующие изделия к ним, содержащие драгоценные металлы. Нормативы возврата, 1993.
Также для оказания учреждениям практической помощи в работе с драгоценными металлами в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства ЗАО «МК и ИМЦ» и ФГУП «КБОР» при консультационной помощи Пробирной палаты России подготовили Сборник нормативно-методических рекомендаций и комментариев к разделам Инструкции № 68н .

Стоит отметить, что к названным изданиям нет свободного доступа в Интернете, также их нельзя найти в информационно-правовых базах. Указанные издания являются платными.

При отсутствии таких сведений (например, если оборудование импортное либо устаревшее отечественное и т. п.) данные о наличии драгоценных металлов отражаются по информации организаций, разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов.

Напомним, что первичными учетными документами в отношении объектов основных средств, к которым в том числе относится оборудование, являются:

  • Акт приема-передачи объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001);
  • Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031).
Формы указанных документов утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» . Данные о предполагаемом содержании драгоценных металлов в соответствующем оборудовании указываются в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» этих форм.

Например, предполагается, что в узлах и деталях системного блока, приобретенного автономным учреждением, содержится 0,73 г золота (цифры условные). При оформлении на данный объект акта по форме 0306001 в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» указывается следующее:

Объект основных средств, приспособления, принадлежности Содержание драгоценных материалов (металлов, камней и т. д.)
Наименование Количество Наиме-нование драго-ценных матери-алов Номен-клатур-ный номер Еди-ница изме-рения Коли-чество Масса
1 2 3 4 5 6 7
Системный блок 1 Золото Грамм 1 0,73
Кроме того, данные о наличии драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, заносятся также в Инвентарную карточку учета основных средств (ф. 0504031). Так, согласно Указаниям по заполнению этой формы, если в составе оборудования, приборов, вычислительной техники, музейных ценностей и т. д. имеются драгоценные металлы, приводится перечень деталей, в составе которых содержится драгоценный металл, наименование детали и масса металла, указанные в паспорте.

Обратите внимание .

Если же комиссионно определить содержание драгоценных металлов в оборудовании невозможно в связи с отсутствием сведений о наличии драгоценных металлов или аналогов, в учетных документах указывается, что в данном оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после его списания и утилизации (п. 6.3 Инструкции № 68н ).

Только после списания и утилизации оборудования можно узнать достоверную информацию о фактическом содержании в нем драгоценных металлов. Даже в том случае, когда такая информация изначально указывается в учетных документах и регистрах, как правило, она подлежит исправлению после получения результатов о наличии драгметаллов от аффинажных или перерабатывающих организаций.

Списание и утилизация оборудования, в составе которого содержатся драгметаллы

В соответствии с Положением о списании федерального имущества , утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее - Положение № 834), решение о списании федерального движимого имущества учреждение принимает самостоятельно, если речь не идет о списании особо ценного движимого имущества. Если имущество отнесено к особо ценному движимому имуществу, то решение о его списании, принятое учреждением, в обязательном порядке должно быть согласовано с учредителем. Данное правило в полной мере распространяется и на списываемое оборудование.

В целях подготовки и принятия решения о списании оборудования в учреждении создается комиссия, которая впоследствии оформляет Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003). Акт руководитель учреждения утверждает самостоятельно, а в отношении особо ценного движимого имущества - только после согласования с учредителем.

К сведению .

В разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» акта на списание также приводится информация о предполагаемом содержании в оборудовании драгоценных металлов.

Стоит отметить, что до утверждения акта о списании проведение работ по демонтажу и разборке оборудования не допускается.

Учреждение может самостоятельно проводить разборку оборудования, а выявленные в ходе демонтажа узлы и детали, содержащие драгоценные металлы, впоследствии сдавать в аффинажные организации для извлечения из них драгоценных материалов в чистой массе.

К сведению .

При демонтаже компьютеров собственными силами учреждение может руководствоваться Методикой проведения работ по комплексной утилизации. В ней приведена подробная технология разборки отработанных электронно-вычислительных машин.

Также учреждение может сдавать на утилизацию оборудование целиком, не осуществляя его демонтаж собственными силами. В этом случае работы по его разборке производят сторонние организации. Они же, как правило, производят реализацию изъятых из оборудования деталей, содержащих драгоценные металлы.

По завершении мероприятий по разборке (демонтажу, утилизации) оборудования учреждение отражает в бухгалтерском учете выбытие оборудования (п. 51 Инструкции № 157н ).

Одновременно с этим акт о списании оборудования, утвержденный руководителем учреждения, в месячный срок направляется организацией в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), если иное не установлено актами Правительства РФ, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества (п. 13 Положения № 834 ).

Если учреждение самостоятельно осуществляет разборку оборудования . При разборке оборудования собственными силами в разд. 3 Акта о списании объекта основных средств указываются сведения о материальных ценностях (узлах, содержащих драгоценные металлы), полученных от списания оборудования. Указанные материальные ценности передаются на склад на основании оформленных требований-накладных (ф. 0315006) либо актов о передаче на склад изъятых из оборудования узлов и деталей, содержащих драгоценные металлы, в которых указываются наименование и количество изъятых деталей, вес деталей (нетто) и чистый вес содержащихся в них драгоценных металлов (по паспорту оборудования).

Контроль над изъятием из списываемого оборудования узлов, деталей, конструкций и материалов, содержащих драгоценные металлы, а также передачей таких объектов на склад осуществляет комиссия по списанию оборудования (Письмо Роспотребнадзора от 13.10.2005 № 0100/8489-05-32 ).

Изъятые при разборке детали подлежат постановке на учет. Их аналитический учет, учет в местах хранения может осуществляться в Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041), Книге (Карточке) учета материальных ценностей (ф. 0504042 (ф. 0504043)).

В бухгалтерском учете такие объекты отражается на счете 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения» (п. 31 Инструкция № 183н ).

При накоплении на складе узлы и детали, содержащие драгоценные металлы, в количестве, достаточном для отправки в аффинажную организацию, направляются по ее адресу. Аффинажная организация, в свою очередь, выдает учреждению-сдатчику акт приемки на принятое количество объектов, подлежащих переработке, в котором указывает чистый вес драгоценного металла, извлеченного из этих объектов, и его стоимость.

Обратите внимание .

Аффинаж - это процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории РФ, или международным стандартам на аффинированные драгоценные металлы (п. 1.2 Инструкции № 68н ).

Бухгалтерия учреждения - сдатчика объектов, содержащих драгметалл, сопоставляет количество учитываемых у него драгоценных металлов с данными аффинажных организаций, приведенными в акте приемки, и при наличии расхождений выясняет их причины. По результатам сопоставления в учетные и отчетные документы вносятся необходимые коррективы. При этом первоначальные сведения о количестве драгоценных металлов, содержащихся в узлах и деталях, исправляются. Исправления производятся путем зачеркивания первоначальных записей и проставлений над зачеркнутыми новых записей. Новые записи о поставленных на учет и отправленных драгоценных металлах производятся в соответствии с данными аффинажной организации (п. 6.20 Инструкции № 86н ).

Кроме того, на основании акта, предоставленного аффинажной организацией, учреждение отражает выручку от реализации драгоценного металла и списывает его с учета.

Пример 1

После разборки компьютера, приобретенного за счет приносящей доход деятельности, автономное учреждение оприходовало следующие узлы и детали, содержащие золото (общая масса - 5,3 г):

- плата (0,5 г)

- накопитель (4,5 г);

- разъемы (0,3 г).

Согласно данным пробирной палаты на момент постановки на учет объектов, содержащих драгметалл, рыночная стоимость 1 г золота составила 800 руб. По акту, переданному аффинажной организацией, из направленных для очистки объектов было извлечено 4 г золота стоимостью 3 200 руб. Все цифры приведены условные.

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Оприходованы после разборки компьютера узлы и детали, содержащие драгметалл

(5,3 г x 800 руб.)

2 105 36 000 2 401 10 172 4 240
Переданы узлы и детали аффинажной организации 2 105 36 000

(аффинажная организация)

2 105 36 000 4 240
Начислены доходы от реализации драгметалла на основании акта о фактическом его наличии в сданных объектах 2 205 74 000 2 401 10 172 3 200
Произведена корректировка принятых ранее на учет драгметаллов (красное сторно)

(4 240 - 3 200) руб.

2 105 36 000 2 401 10 172 (1 040)
Списан реализованный драгметалл 2 401 10 172 2 105 36 000 3 200
Поступили на лицевой счет учреждения доходы от реализации драгметалла 2 201 11 000 2 205 74 000 3 200
Если разборку оборудования и реализацию оставшихся после нее деталей, содержащих драгметаллы, производит перерабатывающая организация . В данном случае учреждение заключает договор с перерабатывающей организацией, в котором прописываются условия разборки оборудования исполнителями, дальнейшей утилизации оставшихся от разборки деталей, в том числе реализации узлов, содержащих драгоценные металлы. Кроме того, в договоре оговаривается плата за оказанные услуги по разборке оборудования.

Пример 2

Согласно договору с перерабатывающей организацией (исполнитель) автономное учреждение передало для разборки и утилизации системный блок стоимостью 10 000 руб., узлы и детали которого содержат 3 г золота. Стоимость услуг исполнителя составила 3 000 руб. По условиям договора исполнитель по завершении работ обязан предоставить акт с указанием количества узлов и деталей, содержащих драгоценные металлы, а также перечислить на лицевой счет учреждения средства, полученные от их реализации. Выручка от реализации драгоценных металлов составила 2 250 руб. Операции осуществляются в рамках деятельности, приносящей доход. Все цифры приведены условные.

В соответствии с Инструкцией № 183н данные операции будут отражены в бухгалтерском учете следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражена стоимость услуг исполнителя 2 109 60 226 2 302 26 000 3 000
Списан системный блок на основании акта о выполненных работах, предоставленного исполнителем 2 104 34 000 2 101 34 000 10 000
Оплачены услуги исполнителя 2 302 26 000 2 201 11 000 3 000
Начислены доходы от реализации драгметалла, содержащегося в деталях системного блока, переданного на утилизацию 2 205 71 000 2 401 10 172 2 250
Поступили на лицевой счет средства от реализации драгметалла 2 201 11 000 2 205 71 000 2 250