Существуют следующие классификации налогов. Виды налогов по объекту

Тема: Классификация налогов

Следует заметить, что классификация налогов имеет не только су­губо теоретическое, но и важное практическое значение. В приклад­ном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, клас­сификация крайне необходима для различных международных сопос­тавлений, ведь налоговые системы разных стран различаются доста­точно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретиче­ским выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям.

Классификация налогов - это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами система­тизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определен­ный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, на­значение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Рассмотрим классифицирующие признаки и соответствующие им классификации налогов

1. Классификация по способу взимания , разделяющая налоги на прямые и косвенные, - это наиболее известная и исторически традиционная классификация налогов.

Прямые налоги - это налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. К группе прямых налогов в российской налоговой системе следует отнести такие налоги, как НДФЛ, ЕСН, на прибыль организаций, на имущество организаций, на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги.

Косвенные налоги - это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем. Про­изводитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов зачастую характеризуют как налоги на потребление.

Косвенные налоги наиболее желанны для фискальных целей го­сударства, так как они наиболее просты в аспекте их взимания, достаточно сложны для налогоплательщиков в плане уклонения от их уплаты. Кроме того, эти налоги обеспечивают определенную ус­тойчивость налоговых поступлений даже в условиях экономическо­го спада, тогда как поступления от прямых налогов на доходы более существенно коррелируют с уровнем экономической активности. Также фискальная роль косвенных налогов более значимо реализу­ется и в переходный период от командной к рыночной экономике. В то время как поступления от прямых налогов напрямую завязаны с эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов, доста­точно невысокой в условиях отсутствия рыночного опыта и соот­ветствующих норм рыночного поведения, поступления от косвен­ных налогов завязаны прежде всего на потребление, объем которого существен в силу доминирования потребления над сбережением.

Косвенное налогообложение менее заметно и более завуалиро­вано для конечного потребителя, так как номинальные и реальные налогоплательщики здесь различны. Номинальным налогоплатель­щиком, у которого с государством возникают налоговые правоот­ношения, являются производители и продавцы товаров (работ, ус­луг). Реальный налогоплательщик - покупатель, не вступая в эти отношения, соответственно и не замечает тяжести косвенных нало­гов. Характерным примером косвенного налогообложения служат такие признанные общемировой практикой налоги, как НДС, ак­цизы, таможенные пошлины.

Вместе с тем при всех очевидных преимуществах косвенные на­логи имеют значимые недостатки. В первую очередь они не учиты­вают материального состояния реального налогоплательщика. Пря­мые налоги определяются уровнем дохода и стоимостью имущества налогоплательщика, косвенные же завязаны на уровень потребле­ния. Естественно, потребление обеспеченных людей в абсолютном исчислении больше объема потребления бедных, но в долевом со­отношении к доходам этих групп населения картина совершенно иная. Удельный вес потребления богатых в их доходах мал (у них превалируют сбережение и инвестиции, рекреация за рубежом, об­разование и т.д., не облагаемые косвенными налогами), в то время как все низкие доходы бедных «съедает» потребление. Поэтому кос­венное налогообложение для малообеспеченных слоев населения является более тяжелым, чем прямое, по которому им, как правило, предоставляются значительные преференции. А сами косвенные налоги зачастую характеризуют как «налоги на бедных». Кроме то­го, данные налоги, приводя к повышению цен товаров, ограничивают в определенной степени объем потребления, т.е. спроса, дестимулируя тем самым и предложение, а значит, и производство этих товаров.

Косвенное налогообложение активно применяется практически всеми странами. Достаточно сказать, что к моменту введения в Рос­сии самого признанного косвенного налога - НДС - в 1991 г. он успешно применялся уже в 21 из 24 стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), убедительно продемонстрировав свои преимущества по сравнению со столь же ранее распространенным в мировой практике косвенным налогом - с оборота розничной торговли. Однако гармонизация налогообло­жения достигается за счет разумного сочетания прямых и косвен­ных налогов, соотношение которых объективно определяется уров­нем социально-экономического развития страны и потребностями обеспечения доходной части бюджета. В экономически развитых странах с высокими доходами населения и предприятий, значимым имущественным комплексом превалируют прямые налоги, в то время как в развивающихся странах наблюдается доминирование косвенных налогов, обусловленное низкими доходами значительной части населения, неустойчивым финансовым положением предпри­ятий, малой имущественной обеспеченностью.

2. Классификация налогов по объекту обложения - классификация (во многом сопряженная с предыдущей), согласно которой можно разграничить налоги: с имущества (имущественные), с доходов (фак­тические и вмененные), с потребления (индивидуальные, универ­сальные и монопольные), с использования ресурсов (рентные).

Налоги с имущества (имущественные) - это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц по факту владения ими опреде­ленным имуществом или с операций по его продаже (покупке). Следует отметить характерную черту - их взимание и размер не зависят от индивидуальной платежеспособности налогоплательщи­ка, а определяются характеристиками имущества: в транспортном налоге - мощностью двигателя, налоге на имущество - стоимо­стью, в земельном налоге - несколькими характеристиками, на­пример назначением земель, кадастровой оценкой.

Налоги с дохода - это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц при получении ими дохода. Эти налоги в полной мере определяются платежеспособностью налогоплательщика. Раз­личают налоги с дохода фактические, т.е. взимаемые по фактически полученному доходу, и вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается заранее государством, исходя из того, какой доход условно должен получить налогоплательщик, занимаясь данным видом предпринимательской деятельности. К фактическим налогам с доходов можно отнести налог на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСН, а также налоги в специальных режимах: единый сельскохо­зяйственный налог и налог в упрощенной системе налогообложе­ния. К вмененным налогам с доходов можно отнести систему нало­гообложения в виде единого налога на вмененный доход для от­дельных видов деятельности, а также применение упрощенной сис­темы налогообложения на основе патента. Встречается также выделение в данной группе в отдельную категорию налогов, взимаемых с фонда оплаты труда (ЕСН). Думается, что данный налог более логично вписывается в категорию фактических налогов, а разница в налогоплательщиках {в НДФЛ - налогоплательщик тот, кто полу­чает доход, а в ЕСН - тот, кто его выплачивает) в данном случае не является классифицирующим признаком.

Налоги с потребления (аналог группы косвенных налогов в пре­дыдущей классификации) - это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые в свою очередь на индивидуальные, универсальные и монопольные. Индивидуальными налогами облагается потребление строго определенных групп това­ра, например акцизы на отдельные виды товара, универсальными - облагаются все товары (работы, услуги) за отдельным исключением, например НДС, а монопольными - облагается производство и (или) реализация отдельных видов товаров, являющиеся исключительной прерогативой государства. К таким товарам ранее традиционно от­носилась соль, два последних века основу их составляли алкоголь­ные напитки и табачные изделия. В настоящее время большинство стран отходит от практики монопольного производства, отсутствуют такие налоги и в российской налоговой системе.

Налоги с использования ресурсов {рентные) - это налоги, взимае­мые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды, а рентными их называют также потому, что их установление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и полу­чением ренты. К данной группе налогов следует отнести НДГТИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, земельный налог.

3. Классификация налогов по субъекту обложения , где различают налоги, взимаемые с юридических лиц, физических и смешанные, яв­ляется также достаточно распространенной.

Следует отметить, что теоретическая значимость этой класси­фикации в последнее время существенно снизилась. Ранее доста­точно точная классифицирующая основа теперь размывается в свя­зи с бурным развитием малого бизнеса не столько в форме юриди­ческих лиц, сколько в форме физических лиц - индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Поэтому практически все налоги сейчас следует относить к смешанной группе, за исключением НДФЛ и на имущество физических лиц, составляющих группу налогов с физических лиц, и на прибыль ор­ганизаций и на имущество организаций, соответственно состав­ляющих группу налогов с юридических лиц.

4. Классификация налогов по способу обложения востребована практикой администрирования. Здесь разграничивают налоги в за­висимости от способа определения налогового оклада: «по деклара­ции», «у источника» и «по кадастру». Наиболее распространенный способ определения налогового оклада, заложенный в подавляю­щем большинстве налогов, «по декларации», т.е. сумме налога, объ­являемого (декларируемого) самим налогоплательщиком.

Способ «у источника» закладывается в налогах, предусматривающих институт налоговых агентов, на которых возлагается обязанность при выпла­те дохода в пользу налогоплательщика произвести удержание и пе­речисление налога в бюджет до момента его фактической выплаты, дабы исключить возможность уклонения от его уплаты. В чистом виде данный способ реализуется только в НДФЛ, но встречается также ограниченное использование налоговых агентов в НДС и на­логе на прибыль организаций.

Способ «по кадастру» закладывается чаще в налогах с немобильными объектами обложения, когда госу­дарственными органами составляется полный реестр (кадастр) этих объектов, а налоговым органом производится исчисление и уведом­ление налогоплательщика. Исчисление налога производится исходя из сопоставлений внешних признаков, например предполагаемой средней доходности, объектов налогообложения. Данный способ реализуется в налогах: земельном, на имущество физических лиц, транспортном (для физических лиц).

5. Классификация по применяемой ставке , подразделяет налоги на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и твердые.

Налоги с твердыми (специфическими) ставками - это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы. Данные налоги не зависят от размера дохода или прибыли налогоплательщиков. К ним относятся значительная часть акцизов, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, большая часть государственной пошлины, транспортный налог, на­лог на игорный бизнес.

Налоги с процентными (адвалорными) ставками - это налоги, величина ставки которых устанавливается в процентном исчисле­нии от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы). Эти налоги напрямую зависят от размера дохода, прибыли или имущества налогоплательщиков. В данную группу входят на­логи с пропорциональными, прогрессивными и регрессивными ставками.

В налогах с пропорциональными ставками размер налоговых пла­тежей прямо пропорционален размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в неизменном проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налого­вой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты остается неизменным вне зависимости от величины этих доходов (прибыли). Таким образом, превалирование этих налогов в налого­вой системы формирует ее нейтральность, не увеличивающую и не уменьшающую, а воспроизводящую неравенство граждан после уп­латы налогов. К таким налогам относятся, в частно­сти, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДС, налог на имуще­ство организаций и физических лиц.

В налогах с прогрессивными ставками размер налоговых пла­тежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в увеличивающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги по­строены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты уменьшается при уве­личении этих доходов (прибыли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее прогрессив­ность, уменьшающую неравенство граждан после уплаты налогов. В настоящее время в российской налоговой систе­ме нет ни одного налога, использующего прогрессивную ставку, а до 2001 г. прогрессивным был подоходный налог (в подавляю­щем большинстве развитых стран подоходный налог является прогрессивным).

В налогах с регрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной регрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в уменьшающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогооб­ложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что от­ношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (при­были) до их уплаты увеличивается при росте этих доходов (прибы­ли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее регрессивность, увеличивающую неравенство граждан после уплаты налогов (см. рис. 3.5). Характерным приме­ром регрессивного налога является ЕСН.

6. Классификация налогов по назначению разграничивает их на абстрактные и целевые. Абстрактные {общие) налоги, поступая в бюджет любого уровня, обезличиваются и расходуются на цели, определенные приоритетами соответствующего бюджета, т.е. поступления от общих налогов являются основным доходным ис­точников разноуровневых бюджетов. В любой налоговой системе к таким налогам относится подавляющее их большинство. В от­личие от общих целевые (специальные) налоги имеют заранее оп­ределенное целевое назначение и строго закреплены за опреде­ленными видами расходов. Как правило, за счет специальных налогов формируются бюджеты соответствующих государствен­ных внебюджетных фондов. Характерным примером специально­го налога служит ЕСН, поступления от которого формируют бюджеты трех государственных внебюджетных фондов РФ: пен­сионного, обязательного медицинского страхования и социаль­ного страхования.

7. Классификация налогов по срокам уплаты : различают налогисрочные и периодические. Срочные (их еще называют разовые) - это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного
события или совершения определенного действия. Характерным примером срочного налога до начала 2006 г. служил налог на на­следование или дарение, ныне отмененный. Из оставшихся налогов и сборов срочный характер имеет госпошлина. Периодические (их еще называют регулярные или текущие) - это налоги, уплата кото­рых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки. Таким периодом, например, может быть месяц,
квартал или год.

8. Классификация по источнику уплаты имеет значимый практи­ческий интерес в первую очередь со стороны налогоплательщиков ипроверяющих их налоговых органов. В соответствии с ней различа­ют налоги, уплачиваемые из прибыли (за счет налогооблагаемой
прибыли), из выручки (включаемые в себестоимость или цену продукции), из доходов граждан (удерживаемые из доходов работника, налоги с физических лиц).

9. Классификация налогов по принадлежности к уровню правления

подразделяющая все налоги на федеральные, региональные и мест­ ные. Данная классификация единственная из всех представленных выше имеет законодательный статус - на ней построена вся после­довательность изложения НК.

Заметим, что представленные классификации ни в коей мере не претендуют на исчерпывающую полноту. В научной литературе можно встретить немало других классифицирующих признаков, не имеющих в целом сколько-нибудь значимых практи­ческих перспектив использования.

Наибольшее теоретико-методологическое значение имеет разделение налогов на прямые и косвенные, а с практической точки зрения для федеративного го­сударства, каким и является Россия, принципиальное значение имеет разграничение налогов по уровню правления. Для целей ведения системы национальных счетов (СНС) в России использу­ют в совокупности два классифицирующих признака: по объекту обложения и по источнику уплаты.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО "ТВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКДЕМИЯ"

Экономический факультет

Кафедра бухгалтерского учета, финансов, АЭД и аудита


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По налогам и налогообложениям


Руководитель

Колосова Ольга Евгеньевна


Классификация налогов


Множественность налогов, их различное назначение и построение делают необходимой классификацию налогов.

НК РФ предусмотрено деление налогов и сборов по видамна три группы:

федеральные;

региональные;

Федеральные налоги установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны. К федеральным налогам относятся, например, НДС, налог на доходы физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, акцизы. Перечень федеральных налогов и сборов приведен в статье 13 НК РФ.

Региональными являются налоги и сборы, установленные НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и вводимые в действие законами субъектов федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. В эту группу налогов входят: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес и другие.

К местным относятся налоги, установленные НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Они вводятся в действие нормативными правовыми актами представительских органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Земельный налог, налог на рекламу, налог на имущество физических лиц - это местные налоги.

Деление налогов на федеральные, региональные и местные не зависит от бюджета или внебюджетного фонда, в который они направляются. Например, налог на доходы физических лиц, платится в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и относится к группе федеральных налогов (Приложение 1).

До вступления в силу второй части НК РФ состав федеральных, региональных и местных налогов, взимаемых на территории страны, установлен статьями 19,20 и 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 21181 Об основах налоговой системы в Российской Федерации

По форме взимания различают налоги:

косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как земельный налог, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество физических лиц. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Косвенными налогами облагается оборот или операции по реализации, в результате чего фактическим плательщиком налога, как правило, является потребитель. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем.

Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя не только стоимость товара, работы, услуги, но и налоговые суммы, которые затем нужно перечислить государству. Косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Эти налоги переносят реальное налоговое бремя на конечного потребителя. При косвенном налогообложении налогоплательщиком является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим носителем налога - потребителем этого товара (работы или услуги). Примером косвенного налогообложения могут служить налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, и др. Поступления косвенных налогов в казну прямо не привязано к результатам финансово-озяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже в случае убыточной работы организации.

В основу классификации можно положить и такой признак, как плательщик налога . В этом случае следует выделить три группы:

налоги, плательщиками которых являются физические лица (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, переходящее в порядке наследования или дарения и др.);

налоги, плательщиками которых являются организации (налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций);

налоги, плательщиками которых являются организации и физические лица (земельный налог, транспортный налог, государственная пошлина).

По источнику , за счет которого организации уплачивают налоги, различают следующие налоги:

налоги, включаемые в стоимость продукции и оплачиваемые ее потребителями (НДС, акцизы);

налоги, относимые на затраты (таможенная пошлина, налог на имущество организаций, налог на рекламу, земельный налог и др.);

налоги, уплачиваемые из прибыли - налог на прибыль и организаций;

налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающийся в распоряжении организаций после уплаты налога на прибыль.

По степени обложения выделяют три группы налогов:

прогрессивные, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или иного объекта обложения. К этой группе налогов относятся, например, транспортный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения;

пропорциональные, когда тяжесть обложения не изменяется при изменении величины объекта (налог на добавленную стоимость, налог на рекламу, налог на имущество организаций, налог на прибыль ор ганизаций и др.);

регрессивные, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения (государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах, единый социальный налог, налог на игорный бизнес).

В зависимости от направления использования собранных платежей налоги делятся на:

специальные.

Первые могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, не могут быть использованы на какиелибо иные нужды, кроме указанных в законе. Налог на прибыль, НДС - это общие налоги, а единый социальный налог - специальный.

В основу классификации налогов может быть положен и принцип распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней. Например: в Федеральный бюджет платятся такие налоги, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др., в бюджеты субъектов Российской Федерации - налог на прибыль, налог на имущест во организаций, налог на доходы физических лиц; в местный бюджет - налог на рекламу, земельный налог и др. Распределение налоговых платежей между бюджетами определяется ежегодно в Федеральном законе Российской Федерации О Федеральном бюджете.

По времени уплаты налоги бывают:

единовременные;

чрезвычайные.

Текущие налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом, получения дохода в результате осуществления какой-ибо деятельности. Например, НДС платится ежемесячно или ежеквартально, а транспортный налог - ежегодно.

Уплата единовременных налогов связана с совершением каких-либо нерегулярных событий. Это относится, например, к налогу на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, обязанность уплаты которого возникает у физического лица при наследовании или получении в дар жилого дома, дачи, садового домика, автомобиля, ценных бумаг и другого имущества.

Чрезвычайные налоги могут вводиться государством в особых случаях, например, начало военных действий.

Вопрос: Налогообложение имущества, плательщики налога, ставки и роки уплаты


НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

С 01 января 2004 г. вступила в действие глава 30 Налогового кодекса РФ "Налог на имущество организаций".

Налог на имущество организаций относится к числу региональных налогов, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации. На территории г. Москвы налог на имущество организаций устанавливает Закон г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (с изменениями от 31 марта 2004 г.)

Налогоплательщики налога на имущество организаций:

российские организации;

иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Объект налогообложения.

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Не признаются объектами налогообложения:

земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

классификация налог федеральный региональный

имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Плательщики налога

Налог на доходы физических лиц уплачивают физические лица - налоговые резиденты РФ, а также граждане, получающие доходы от источников в России, не являющиеся налоговыми резидентами.

По определению ст.11 НК РФ налоговые резиденты Российской Федерации - это граждане, фактически находящиеся на территории нашей страны не менее 183 дней в календарном году, то есть в течение налогового периода.

Отметим, что Налоговый кодекс РФ не содержит указаний относительно гражданства налогоплательщика - он может быть как гражданином Российской Федерации, так и иностранным гражданином, иметь двойное гражданство или являться лицом без гражданства.

Определять период, в течение которого человек находится на территории России, нужно с учетом положений ст.6.1 Налогового кодекса РФ. Согласно этой статье течение срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которое определяет его начало.

Таким образом, первым днем фактического нахождения человека на территории России считается день, следующий за днем прибытия гражданина в нашу страну. Соответственно день отъезда человека за пределы России включается в количество дней его фактического нахождения в России. При этом даты отъезда и прибытия устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность. Как правило, таким документом является загранпаспорт.

Пример 1. Иностранный гражданин пробыл в России с 1 сентября 2004 г. по 20 мая 2005 г. Таким образом, период его пребывания в России приходится на два налоговых периода: со 2 сентября по 31 декабря 2004 г. и с 1 января по 20 мая 2005 г. Всего 261 день.

Однако, несмотря на то, что общее время пребывания иностранца в России составило более 183 дней, его налоговый статус следует определять за каждый налоговый период отдельно. Поэтому в данном случае иностранный гражданин будет являться нерезидентом и в 2004 г. (121 день пребывания), и в 2005 г. (140 дней).

Итак, специфика налога на доходы физических лиц состоит в том, что его исчисление, удержание и уплата производятся большинством налогоплательщиков (кроме индивидуальных предпринимателей и прочих лиц, занимающихся частной практикой) не напрямую, а через налоговых агентов.

В качестве налоговых агентов, как правило, выступают работодатели - российские организации, а также индивидуальные предприниматели, от которых налогоплательщик получил доходы.


Сроки уплаты налогов

Наименование налогаСроки уплаты Нормативное обоснование Общая система налогообложения Налог на прибыль Ежемесячные авансовые платежи - не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода. Квартальные авансовые платежи - не позднее 28-го числа со дня окончания истекшего отчетного периода. Если 28-е число падает на выходной или праздничный день, то в соответствии со ст.6.1 НК РФ этот срок (уплаты) переносится на ближайший следующий за ним рабочий день. Уплата налога по итогам отчетного периода - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. п.1 ст.287 п.2 ст.285 НК п.4 ст.289 НК РФНалог на добавленную стоимость (НДС) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодомп.1 ст.174 НК РФЕСНФСС РФ Ежемесячные авансовые платежи - не позднее 15-го числа следующего месяца Если последний день уплаты выпадет на нерабочий день, крайним сроком платежа будет ближайший рабочий день Платеж по итогам года - не позднее 15 апреля года, следующего за отчетнымп.3 ст.243 НК РФТФОМСФФОМСОПС РФ Акцизыравными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцемп.3 ст. 204 НК РФНДФЛУдержание: сумма налога непосредственно удерживается из доходов налогоплательщика при их фактической выплате Уплата: не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банкахст.226 НК РФИндивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и другие лица, занимающиеся частной практикой - сумма налога перечисляется в бюджет не позднее 15 июля года, следующего за годом, в отношении которого эта декларация составленап.6 ст.227 НК РФобщая сумма налога перечисляется в бюджет не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. п.4 ст.228 НК РФНалогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый - не позднее 30 календарных дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй - не позднее 30 календарных дней после первого срока уплаты. п.5 ст.228 НК РФНДПИСумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодомст.344 НК РФ Водный налог Не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодомст.333.14 НК РФ Упрощенная система налогообложения Единый налог Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Уплата налога - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. п.7 ст.346.21Единый сельскохозяйственный налог Единый налогАвансовые платежи по единому сельскохозяйственному налогу уплачиваются не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода. Уплата налога по итогам года - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодомст.346.9 НК РФ Единый налог на вмененный доход Единый налог Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периодаст.346.32 НК РФ Региональные налоги Транспортный налог не ранее 1 февраля года, следующего за отчетнымсрок, установлен законами субъектов РФст.363 НК РФНалог на имущество организацийне позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периодап.1 ст.383 НКНалог на игорный бизнес не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодомст.371 НК РФ Местные налоги Земельный налог для налогоплательщиков - организаций, индивидуальных предпринимателей - не ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодомсрок уплаты, определяют представительные органы муниципальных образований ст.397 НК РФ

Порядок и сроки уплаты налога


1. Суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате:

·в первом квартале текущего налогового периода принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в последнем квартале предыдущего налогового периода;

·во втором квартале - равной 1/3 суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года;

·в третьем квартале - равной 1/3 разницы между суммой авансового платежа по итогам полугодия и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала;

·в четвертом квартале текущего налогового периода - равной 1/3 разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам 9 месяцев, и суммой авансового платежа по итогам полугодия.

Если рассчитанная сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.

Сумма авансового платежа исчисляется исходя из ставки и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом по итогам каждого отчетного (налогового) периода. В срок не позднее 28 числа каждого месяца уплачиваются ежемесячные авансовые платежи.

Налогоплательщик может перейти на исчисление ежемесячных авансов исходя из фактической прибыли (необходимо уведомить налоговые органы не позднее 31 декабря предшествующего года). Уплачиваются такие платежи не позднее 28 числа следующего месяца.

Уплачивают только квартальные авансовые платежи (уплата не позднее 28 числа следующего месяца соответствующего отчетного периода):

) бюджетные учреждения;

) иностранные организации (через постоянные представительства);

) некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации;

) участники простых товариществ;

) инвесторы соглашений о разделе продукции;

) выгодоприобретатели по договорам доверительного управления;

) организации, выручка которых за предыдущие 4 квартала не превышала в среднем 3 млн рублей за каждый квартал (письмо Минфина РФ от 16.11.2005 N 03-03-04/1/368).

Налоговые агенты определяют сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода и перечисляют сумму налога в течение трех дней после выплаты. Декларацию представляют не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода, а по окончании налогового периода не позднее 28 марта следующего года.

По доходам в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам налог перечисляется налоговым агентом в течение 10 дней после выплаты дохода. Налог, подлежащий обложению у получателя доходов, уплачивается самим получателем дохода в течение 10 дней по окончании соответствующего месяца отчетного (налогового) периода, в котором получен доход.

Российские организации, имеющие обособленные подразделения, производят уплаты налога: - в федеральный бюджет централизовано - по месту государственной регистрации без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям; - в бюджет Санкт-Петербурга при наличии нескольких обособленных подразделений на территории Санкт-Петербурга распределение прибыли может не производиться. Сумма налога определяется исходя из доли прибыли подразделений, находящихся на территории Санкт-Петербурга. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то подразделение, через которое уплачивается налог и уведомляет о принятом решении налоговые органы, где стоит на учете. Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших. Сумма налога исчисляется по ставкам, действующим в Санкт-Петербурге, где расположена сама организация и ее обособленные подразделения (письмо ФНС РФ от 21.12.2005 N ММ-6-02/1075@). Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина РФ от 07.02.2006 N 24н. Форма налоговой декларации организаций при выполнении соглашений о разделе продукции и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина РФ от 07.04.2006 N 55н.


Заказ работы

Наши специалисты помогут написать работу с обязательной проверкой на уникальность в системе «Антиплагиат»
Отправь заявку с требованиями прямо сейчас, чтобы узнать стоимость и возможность написания.

По способу обложения налоги российской налоговой системы классифицируются по трем группам в зависимости от способов взимания налогового оклада. Способы взимания налогового оклада схематично приведены на рис. 3.2.

«По кадастру» или «по уведомлению»


Взимание налога «у источника» осуществляется в тех случаях, когда обязанность по удержанию и перечислению налога в бюджет возложена на налогового агента, т.е. на орган, который выплачивает доход. В данном случае налог удерживается фактически одновременно с выплатой дохода, что исключает возможность уклонения от его уплаты. Взимание налога «у источника» является, по сути, изъятием налога до получения владельцем дохода. Говоря иначе, налогоплательщик в этом случае получает часть дохода за „учетом налога, рассчитанного и удержанного налоговым агентом. Данный способ применяется в основном при обложении налогом доходов лиц наемного труда, а также других в достаточной степени фиксированных доходов. В частности, в российской налоговой системе он характерен для НДФЛ, когда бухгалтерия предприятия исчисляет и удерживает данный налог с доходов как работающих на данном предприятии работников, так и лиц, получающих эти доходы по договорам и другим актам правового и гражданского законодательства. Этот способ применяется также при налогообложении доходов, полученных иностранными организациями от источников в Российской Федерации. В таком же порядке удерживаются в ряде стран налоги по доходам, полученным юридическими лицами от совместной деятельности. Сумма изъятого налога переводится сборщиком - налоговым агентом сразу в бюджет. Этот способ нередко сопровождается подачей декларации в налоговые органы.

В отличие от данного порядка взимание налога «по декларации» представляет собой изъятие части дохода налогоплательщика после его получения. Как очевидно из названия, указанный порядок предусматривает подачу налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы декларации - официального заявления налогоплательщика о своих налоговых обязательствах за определенный период времени.

На основе декларации налоговый орган проверяет правильность расчета налога налогоплательщиком. Подача декларации практически представляет собой отчетное действие налогоплательщика, смысл которого состоит в том, чтобы зафиксировать исчисленную им самостоятельно сумму налога. При подаче декларации налогоплательщик не должен ждать получения от налогового органа извещения об уплате налога, а обязан уплатить налог самостоятельно в установленный законом срок. Применение этого способа взимания налогового оклада практикуется, как правило, при налогообложении нефиксированных доходов, а также в тех случаях, когда доходы налогоплательщика формируются из множества источников. Взимание налога «по декларации» является наиболее распространенным способом определения налогового оклада, так как он заложен в подавляющем большинстве налогов.

Российское налоговое законодательство предусматривает подачу деклараций, в частности, при уплате налогов физическими лицами, занимающимися предпринимательской

деятельностью без образования юридического лица, а также по большинству налогов, уплачиваемых юридическими лицами: НДС, налог на прибыль и др. В данном случае имеют место нефиксированные доходы. При получении налогоплательщиком доходов из множества источников исчисление налога «по декларации» производится в случае установления по данному налогу прогрессивной шкалы налогообложения. Подобный способ применялся в российской налоговой системе в отношении НДФЛ до отмены прогрессивной шкалы ставок налогообложения.

Способ «по кадастру» применяется в отношении налогов, имеющих немобильный объект обложения и, соответственно, неменяющуюся налоговую базу.

В основе его применения лежит составленный соответствующими государственными органами кадастр подобных объектов. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество), классифицируемых по внешним признакам, к которым относятся, например, размер участка, объем двигателя и т.д. Этот метод применяется, как правило, при обложении земельным и транспортным налогами, уплачиваемыми физическими лицами, а также налогом на имущество физических лиц. На основе кадастра и установленной налоговой ставки налоговым органом исчисляется сумма налога и выписывается уведомление налогоплательщику. Поэтому данный метод еще называют «по уведомлению». В этом случае налогоплательщик уплачивает налог по уведомлению налогового органа, в котором указываются вид налога, размер платежа и срок уплаты налога.

    центральные;

В России существует трехуровневая система:

    федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

    региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

    местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Виды налогов по принципу целевого использования:

    маркированные;

    немаркированные.

Виды налогов по характеру налогообложения:

    пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);

    прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);

    регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Элементы налога:

Объект налогообложения;

Налоговая база;

Налоговый период;

Налоговая ставка;

Порядок исчисления налога;

Порядок и сроки уплаты налога;

Льготы по налогу (если они установлены).

Объектами налогообложения могут являться реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ.

Налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Состоять налоговый период может из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

В налоговой практике существуют три способа взимания налогов:

    кадастровый;

    изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника);

    изъятие налога после получения дохода владельцем (по декларации).

Первый способ предполагает использование кадастра.

Кадастр - это реестр, содержащий перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам. Он устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся, например, при земельном налоге размер участка, количество скота и др.

Изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника) исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, который выплачивает доход субъекту налога. Таким образом взимается подоходный налог с заработной платы.

    Упрощенная система налогообложения: экономическая сущность и содержание.

Упрошенная система налогообложения широко применяется в сфере малого предпринимательства. Ее применение организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль, налога на имущество организаций уплатой единого налога. Для индивидуальных предпринимателей предусмотрена замена уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество уплатой единого налога.

Также организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, уплачиваемого на таможне.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, НДС (за исключением уплаты НДС при ввозе товаров на территорию РФ), налога на имущество организаций уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности. Они не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

В соответствии со ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН.

Объектом налогообложения признаются:

  • доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно, с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря текущего года.

Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают:

    доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;

    внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Для перехода на упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели подают с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.

Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения.

Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

В настоящее время «упрощенцы» не могут списать в расходы суммы страховок по различным видам страхования ответственности. Исключение сделано только для ОСАГО.

Налоговый период: календарный год. Отчетные периоды: 1 квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

По итогам каждого отчетного периода налогоплательщиками исчисляется сумма авансового платежа по налогу. Ранее исчисленные суммы авансовых платежей засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.

По итогам налогового периода осуществляется уплата налога и представление налоговой декларации:

Для организаций Сумма налога (авансовых платежей по налогу) к уплате может быть уменьшена не более чем на 50% на суммы:

Страховых взносов уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде.

Расходов по выплате работникам пособия по временной нетрудоспособности.

Платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности.

Для индивидуальных предприниамтелей Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1% от доходов.

Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. Иначе, уплачивается налог, исчисленный в общем порядке. В случае прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСНО, налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган, прекращена предпринимательская деятельность. (п.2. ст.346.23 НК РФ) Декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

(англ. tax classification) – группировка налогов по видам. Обусловлена разл. основами классификации: способом взимания налогов, субъектом-налогоплательщиком; характером применяемых ставок, налоговых льгот; источником и объектом налогообложения; органом, устанавливающим налоги; порядком введения налога; уровнем бюджета, в к-рый зачисляется налог; целевой направленностью введения налога и пр.

1. Налоги по методу установления или способу взимания подразделяют на прямые и косвенные. Налоги прямые взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Среди прямых налогов выделяют: реальные прямые налоги, к-рыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налог с владельцев трансп. средств, земельный налог и др.); личные прямые налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактич. платежеспособность (подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, подвергаемое налогообложению). Налоги косвенные (адвалорные налоги) взимаются через цену товара и вытекают из фактов хоз. жизни и оборотов, финанс. операций (акцизы, НДС, таможенная пошлина, налог с продаж, налог с оборота и др.). Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на косвенные индивидуальные, к-рыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы) и косвенные универсальные, к-рыми облагаются все товары, работы и услуги за некоторыми исключениями (НДС), фискальные монополии, нек-рыми облагаются товары и услуги гос. сектора (налог с оборота в СССР), а также таможенные пошлины. Др. критерием деления налогов на прямые и косвенные часто называют возможность переложения налогов на потребителей: окончательным плательщиком прямых налогов становится получатель дохода, тогда как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает конечный потребитель товара, на к-рого налог перекладывается путем надбавки к цене.
ПРЯМЫЕ КОСВЕННЫЕ (АДВАЛОРНЫЕ)
РЕАЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ НАЛОГИ
ЛИЧНЫЕ ПРЯМЫЕ НАЛОГИ КОСВЕННЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
КОСВЕННЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

2. По субъекту-налогоплательщику выделяют налоги: с физических лиц (налог на доходы, налог на имущество физических лиц и др.); с предприятий и организаций – юридических лиц (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество предприятий и организаций и др.); смешанные налоги, уплачиваемые как фи-зич. лицами, так и пр-тиями и орг-циями (госпошлина, нек-рые таможенные пошлины, налог с владельцев трансп. средств).

3. По органу, устанавливающему и конкретизирующему налоги, выделяют: федеральные (общегос.) налоги (размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики, методы исчисления налогов, порядок зачисления сумм налогов в бюджеты разл. уровней определяются законодательством РФ и являются едиными на всей ее тер.); региональные налоги (налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов г. Москва и Санкт-Петербург) -конкретные размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики, методы исчисления налогов устанавливаются в соответствии с законодательством РФ законодат. органами субъектов Федерации); местные налоги (механизм их исчисления и взимания вводятся муниципальными образованиями в соответствии с законодательством РФ и субъектов Федерации).

4. По порядку введения налога различают: общеобязательные налоги – устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее тер. независимо от бюджета, в к-рый они поступают, по нек-рым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательством нижестоящих органов управления (все федеральные налоги, предусмотренные ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации», а также налог на имущество пр-тий, лесной доход, плата за воду, налог на имущество физич. лиц и др.); факультативные налоги, предусмотренные основами налоговой системы, но непосредственно вводящиеся законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов гос. власти краев, областей и др. (сбор на нужды образовательных учр-ний, взимаемый с юридич. лиц, все местные налоги за исключением общеобязательных).

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоги делят на: закрепленные (непосредственно и целиком поступающие в конкретный бюджет или внебюджетный фонд) и регулирующие или разноуровневые (поступают одновременно в бюджеты разл. уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству).

6. По характеру использования налогового платежа выделяют: общие налоги (покрывают разл. расходы бюджета) и целевые (платеж идет по строго определенному назначению, напр., отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы).

7. По периодичности уплаты налога выделяют: регулярные (систематич., текущие) налоги – взимаются с определенной законодательством периодичностью в течение всего периода существования объекта налога; и разовые – связанные с каким-либо событием, не образующим системы (напр., таможенная пошлина, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения).

8. Налоги дифференцируются по источнику налогообложения: издержки произ-ва (себестоимость), прибыль (доход). Правильность расчета налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка).

9. При классификации налогов по объектам налогообложения образуется пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хоз. операции, финанс. операции, обороты по реализации) и пр., охватывающие нек-рые налоги и разовые сборы.