Законодательные акты регламентирующие деятельность предприятия. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность предприятия

Устав – локальный нормативный правовой акт, в котором зафиксирован свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, предприятий (государственных и негосударственных), обществ и граждан, их взаимоотношения с другими юридическими и физическими лицами, права и обязанности в определенной сфере управления, а также хозяйственной или иной деятельности, например: Устав МГУПС (МИИТ), Устав Государственного архива Российской Федерации и др.

Уставы государственных учреждений (органов власти и управления) утверждаются высшими органами государственной власти и управления. Уставы предприятий, учреждений и организаций утверждаются вышестоящими органами (министерствами, администрацией субъектов федерации и др.) Устав негосударственной коммерческой организации (предприятия) утверждается его учредителями (участниками) и подлежит государственной регистрации в установленном порядке; это обязательный учредительный документ. Устав негосударственной некоммерческой (общественной) организации (партии, ассоциации и др.) принимается и утверждается ее съездом (собранием, заседанием и др.).

Общие требования к порядку разработки и содержанию устава юридического лица зафиксированы в ч. 1 ГК РФ. К обязательным реквизитам в соответствии с ГОСТ Р 6.30–2003 относятся:

  • – наименование организации;
  • – наименование документа;
  • – дата документа;
  • регистрационный номер;
  • – гриф согласования и/или виза согласования;
  • – оттиск печати;
  • – текст.

Текст устава подразделяется на разделы и подразделы с применением цифровой и буквенно-цифровой рубрикации.

Структура текста устава зависит от его разновидности.

Устав государственного учреждения, как правило, включает разделы:

  • – общие положения;
  • – цели и задачи;
  • – права;
  • – имущество;
  • – управление;
  • – реорганизация и ликвидация.

Структура устава негосударственной организации (например, акционерного общества) будет совершенно другой:

  • – общие положения;
  • – акционерный капитал;
  • – порядок деятельности;
  • – права;
  • – управление;
  • – учет и отчетность;
  • – распределение прибыли и прочие накопления;
  • – прекращение деятельности.

Информация, которая должна быть отражена в уставе негосударственной коммерческой организации, определена соответствующими федеральными законами: ФЗ "Об акционерных обществах", ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и др. нормативными правовыми актами .

Образец устава организации представлен в приложении 1.

Положение нормативный акт, имеющий сводный кодификационный характер. Данный документ определяет порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы органов государства, одного учреждения или структурного подразделения (комиссии, группы). Можно также выделить положения, регулирующие совокупность организационных, трудовых и других отношений по конкретному вопросу. Пример: "Положение о постоянно действующей экспертной комиссии". Некоторые разновидности положений разрабатываются при создании новых предприятий (организаций), структурных подразделений, проведении различных конкурсов, смотров и других мероприятий. Пример: "Положение о кафедре".

Таким образом, можно выделить три основных вида организационноправового документа "Положение":

  • – положение об учреждении;
  • – положение о структурном подразделении;
  • – положение, регламентирующее определенное направление деятельности.

В государственных учреждениях конкретные положения, как правило, разрабатываются на основе типовых, составляются и утверждаются вышестоящими органами управления или должностными лицами. В негосударственных организациях при разработке положения нередко используют типовое положение по данному направлению деятельности с целью адаптации его к специфике и особенностям конкретной негосударственной коммерческой или некоммерческой организации.

Положение относится к организационно-распорядительной документации и имеет типовую структуру текста, представленную в УСОРД. Положение оформляют на общем бланке учреждения. Формуляр положения в зависимости от статуса и ранга юридического лица, его компетенции, целей создания документа должен иметь следующий состав необходимых реквизитов:

  • Государственный герб РФ;
  • – герб субъекта РФ;
  • – наименование организации;
  • – гриф утверждения документа;
  • – место составления или издания документа;
  • – текст документа;
  • – подпись;
  • – оттиск печати;

Кроме того, Положение об учреждении имеет еще один реквизит – отметку о регистрации документа налоговым органом (или территориальным подразделением Министерства юстиции РФ).

Текст положения включает следующие разделы:

  • – общие положения;
  • – цели и задачи;
  • – функции;
  • – права и ответственность;
  • – руководство;
  • – взаимоотношения с другими структурными подразделениями (для положения о структурном подразделении) и др.

В разделе "Общие положения" формулируется точное название учреждения, структурного подразделения или коллегиального органа; определяется его ранг и статус; приводится перечень законодательных и нормативных актов, методических материалов, на основе которых осуществляется их деятельность.

В разделе "Цели и задачи" в обобщенном виде формулируются основные цели деятельности и основные его задачи.

"Функции" является основным разделом положения и включает всестороннюю характеристику деятельности учреждения (структурного подразделения или коллегиального органа) и подробный перечень всех функций, посредством выполнения которых реализуется решение задач для достижения основной цели.

В разделе "Права и ответственность" указываются права, которыми учреждение (структурное подразделение или коллегиальный орган) наделяются для реализации поставленных задач. При этом права должны соответствовать действующим законодательным и нормативным правовым актам, регламентирующим их деятельность. Прописывается также ответственность, которую они несут в случае невыполнения своих функций.

Раздел "Руководство" включает наименование должности руководителя, требования к уровню образования, стажу практической работы, его компетенцию и обязанности.

С целью дифференциации компетенции руководителя и компетенций сотрудников, устанавливаются персональные нрава и ответственность руководства. В их числе: право устанавливать круг ответственности своих заместителей, утверждать определенные виды документов, издавать распорядительные документы но определенному кругу вопросов, осуществлять руководство кадровой политикой учреждения (структурного подразделения), применять меры поощрения или взыскания и т.д. В данном разделе также должно содержаться указание основных направлений деятельности, по которым руководитель несет персональную ответственность, например: за выполнение задач учреждения (структурного подразделения или коллегиального органа); за состояние документации, ее соответствие требованиям законодательных актов и нормативно-правовых документов, достоверность информации, зафиксированной в ней, и се утечку; за организацию работы учреждения (структурного подразделения, коллегиального органа); за работу с кадрами.

В разделе "Взаимосвязи с другими структурными подразделениями" регламентируются взаимосвязи, возникающие, например, в результате осуществления производственной, хозяйственной, управленческой деятельности. Здесь же фиксируются документные связи – наименования документов, периодичность их издания, сроки, устанавливаются взаимные обязательства, определяется состав документов, разрабатываемых структурным подразделением совместно с другими структурными подразделениями, сроки их представления, периодичность обмена информацией.

Помимо основных разделов, рекомендованных УСОРД, в структуру текста положений при необходимости допускается включение дополнительных разделов, например, "Порядок пересмотра положения". В этом разделе может быть установлена периодичность пересмотра положения (ежегодно или по мере необходимости), и/или в нем перечисляются условия, при которых пересмотр необходим (так, положение о службе ДОУ пересматривается при изменении структуры подразделения, изменении его задач и функций).

Рассмотрим подробнее правила создания трех вышеназванных видов положений:

Положение об учреждении это локальный нормативный акт, на основании которого действует учреждение (организация, предприятие). Он определяет организационно-правовую форму, ранг (федеральный, центральный и др.), наименование, цели создания, задачи, функции, права и обязанности юридического лица, организационную структуру и порядок его функционирования.

Обратите внимание!

В настоящий период нормативного правового акта, регламентирующего порядок разработки данного документа, не существует. Поэтому мы можем основываться только на предыдущем опыте учреждений и рекомендаций ВНИИДАД.

В текст положения об учреждении могут быть включены следующие разделы:

  • – общие положения (организационно-правовой статус, название учреждения, его месторасположение);
  • – цели создании юридического лица и виды деятельности;
  • – права и обязанности создателей организации;
  • – порядок образования имущества учреждения;
  • – порядок ответственности создателей по обязательствам учреждения;
  • – принципы и способы организации управления;
  • – порядок использования активов и средств организации;
  • – порядок создания, реорганизации и ликвидации филиалов и представительств учреждения;
  • – порядок реорганизации и прекращения деятельности юридического лица. Положения об учреждении оформляются на стандартном листе формата А4.

Положение о структурном подразделении – это локальный нормативный правовой акт, на основании которого функционирует структурное подразделение учреждения (предприятия, организации). Данный организационно-правовой документ устанавливает место структурного подразделения в иерархии учреждения и его компетенцию.

Положение о структурном подразделении условно можно подразделить на следующие группы:

  • – положения о коллегиальных и совещательных органах аппарата управления организации (совет директоров, правление и т.п.);
  • – положения о постоянно действующих структурных подразделениях;
  • – положения о специализированных подразделениях (ученый совет, научно-технический совет и т.п.);
  • – положения о временных структурных подразделениях (комиссиях, советах и т.п.).

По своему характеру и назначению положения о структурных подразделениях могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые положения о структурных подразделениях разрабатываются руководством учреждений для подведомственных структур или группы однотипных структурных подразделений одной организации (например, цеха промышленного предприятия).

Структура текста может быть представлена типовым набором разделов: общие положения, цели и задачи, функции, права и обязанности, руководство, служебные связи, организация работы. При необходимости можно добавить раздел (как правило, заключительный) "Порядок пересмотра положения". Данный раздел может установить периодичность пересмотра данного нормативного документа (например, раз в 3–5 лет) либо называет условия, при наступлении которых корректировка текста положения необходима (например, положение о службе ДОУ, как правило, пересматривается при изменении структуры подразделения или учреждения (предприятия) в целом.

Положение о структурном подразделении оформляется на общем бланке организации, подписывается руководителем структурного подразделения и утверждается руководителем организации или органом управления (например, советом директоров или общим собранием акционеров).

Положение, регламентирующее определенное направление деятельности локальный нормативный акт, обязательный для исполнения всеми сотрудниками, подпадающими под его действие. Пример: "Положение о начислении заработной платы профессорско-преподавательскому составу университета", "Положение о дистанционном обучении" и т.п.

Данный нормативный документ, как правило, содержит нормы, регулирующие организационные, финансовые, социальные, технологические и иные специфические направления деятельности учреждения, его структурных подразделений и лиц.

В зависимости от назначения положения этого типа можно разделить на следующие группы:

  • нормативные акты, регламентирующие условия труда и правила их соблюдения;
  • – документы, регулирующие порядок организации и проведения определенных мероприятий (конкурсов, олимпиад, конференций, семинаров и т.п.);
  • – положения, регулирующие специфические направления деятельности отраслевых учреждений. Пример: "Положение о порядке присвоения ученых званий".

Из опыта

Сотрудников, подпадающих под действие конкретного положения в обязательном порядке руководство учреждения должно с ним ознакомить и документально зафиксировать этот факт. Чаще всего с этой целью в соответственном структурном подразделении ведется журнал ознакомления, в котором оформляются ознакомительные визы сотрудников.

Положение оформляется на общем бланке учреждения, подписывается должностным лицом, его разработавшим, утверждается и вводится в действие порядком, предусмотренным в данном учреждении.

Образец положения представлен в приложении 3.

Учредительный договор документ, посредством которого граждане, создающие определенное юридическое лицо, принимают на себя обязательства по определению порядка функционирования и направления деятельности этого юридического лица, а так же порядок его реорганизации и ликвидации.

Исторический экскурс

В Европе понятие учредительного договора возникло в XIII–XIV вв. с возникновением предпринимательских объединений банкиров. В 1673 г. во Франции был принят торговый регламент, который предусматривал создание юридического лица на договорной основе. В России лишь в 1807 г. императором Александром I был подписан манифест, в котором регламентировалось создание купеческих товариществ на основе договора.

В гражданском кодексе РСФСР 1922 г. термин "учредительный договор" отсутствовал, хотя определял порядок заключения, исполнения и расторжения договоров о создании товариществ.

В новой редакции ГК РСФСР, вступившим в силу в 1964 г., термин "учредительный договор" так же отсутствовал, однако в начале 80-х гг. XX в. учредительный договор стали применять в качестве правовой основы при создании и регистрации предприятий с иностранным участием.

В современном российском законодательстве термин "учредительный договор" впервые появился в п. 2 ст. 13 "Основ Гражданского Законодательства Союза ССР" от 31 мая 1991 г.

В настоящее время определение понятия "учредительный договор" и его правовой статус содержится в п. 2 ст. 52 ГК РФ, в которой регламентируется, что с вступлением учредительного договора в законную силу его участники обязуются создать юридическое лицо, определить порядок совместных действий по его созданию, определить условия, на которых будет передано личное имущество, отрегулировать распределение прибыли между учредителями юридического лица, определить порядок выхода из состава юридического лица, ликвидации компании.

Данный документ должен иметь следующий состав обязательных реквизитов:

  • – Государственный герб РФ;
  • – герб субъекта РФ;
  • – эмблема организации или товарный знак;
  • – наименование организации;
  • – гриф утверждения документа;
  • – наименование вида документа;
  • – место составления или издания документа;
  • – текст документа;
  • – подписи;
  • – визы согласования документа;
  • – грифы согласования документа;
  • – отметку об исполнении документа и направлении его в дело;
  • – отметку о регистрации документа налоговым органом (или соответствующим подразделением Министерства юстиции РФ);
  • – идентификатор электронной копии документа.

Типовой текст учредительного договора организации, как правило, содержит следующие рекомендованные разделы:

  • – вводную часть;
  • – цель заключения договора;
  • – общие положения;
  • – цели создания юридического лица;
  • – права и обязанности владельцев;
  • – порядок образования активов и капитала юридического лица;
  • – порядок управления доходами организации;
  • – порядок ответственности владельцев по обязательствам юридического лица;
  • – порядок ведения учета и отчетности;
  • – порядок изменения состава владельцев;
  • – порядок рассмотрения споров;
  • – порядок изменения и расторжения учредительного договора;
  • – порядок реорганизации и прекращения деятельности юридического лица.

Учредительный договор подписывается всеми участниками – будущими владельцами юридического лица.

В настоящее время в делопроизводстве учреждений (предприятий и организаций) применяется такой документ как договор, который можно отнести к организационным документам.

Образец учредительного договора представлен в приложении 2.

Договор – нормативный правовой акт, регулирующий и регламентирующий хозяйственные или иные гражданско-правовые отношения между субъектами (юридическими или физическими лицами). Посредством договора устанавливаются различные экономические, хозяйственные и другие правоотношения между физическими лицами, физическими и юридическими лицами и между юридическими лицами. Законом установлено, что договоры создаются при документировании, например, сделок купли-продажи, оформлении отношений аренды, поставки товаров или оборудования и др. Отношения работника и работодателя согласно Трудовому кодексу РФ также оформляются договором (трудовой договор).

Договор заключается в письменной форме; составляется один документ в необходимом количестве экземпляров (по числу юридических или физических лиц, участвующих в сделке), который подписывается всеми лицами (или их представителями по доверенности).

В договор включается информация о договаривающихся сторонах: их наименования (или сведения о физических лицах), данные об их учредительных документах, о представителях договаривающихся сторон (фамилии, имена, отчества), сведения об обязательствах сторон, условия и формы расчета, санкции при нарушении или невыполнении в срок взятых на себя обязательств, срок действия договора.

Основной раздел договоре – "Обязательства сторон", где прописываются основные условия и конкретные действия, которые должны выполнить участники договора.

В тексте договора должны быть указаны юридические адреса сторон, их банковские реквизиты, указания на количество экземпляров данного документа. В случае, когда участник сделки является физическим лицом, должны быть указаны его фамилия, имя, отчество, данные паспорта, место регистрации и фактического проживания (если оно не совпадает с местом постоянной регистрации), номера телефонов.

Договор составляется на стандартном листе бумаги формата А4. К обязательным реквизитам договора следует отнести следующие:

  • – Государственный герб РФ;
  • – герб субъекта РФ;
  • – эмблему организации или товарный знак;
  • – наименование организации;
  • – название вида документа;
  • – дату документа;
  • – регистрационный номер документа;
  • – текст документа;
  • – место составления документа;
  • – подпись;
  • – оттиск печати.

Два последних реквизита оформляются специфично именно при составлении данного документа, так как число подписей будет соответствовать количеству физических лиц и представителей юридических лиц. А число печатей будет соответствовать количеству юридических лиц – участников договора.

Порядок – нормативный правовой акт, регламентирующий определенное направление деятельности отрасли или учреждения. Он издается с целью регулирования правоотношений между гражданами и учреждениями ("Порядок приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования"), между юридическими лицами ("Порядок передачи управления многоквартирным домом при смене организаций, управляющих многоквартирным домом, независимо от их организационноправовых форм").

Порядок, как организационно-правовой документ, по назначению принципиально отличается от, например, Положения, тем, что не устанавливает ранг и статус учреждения (или структурного подразделения), издающего данный документ, а только определяет алгоритм действий в определенной сфере и закрепляет его юридически . Однако формуляр порядка схож с аналогичными документами, например, с Положением или Регламентом (см. ниже).

Порядок имеет типовой набор разделов. Например, наименования разделов документа "Порядок приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования" содержит следующие разделы:

  • – общие положения;
  • – организация приема граждан в вуз;
  • – организация информирования абитуриентов;
  • – прием документов от поступающих;
  • – вступительные испытания;
  • – особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья и др.

При необходимости в формуляр порядка могут быть добавлены специфические разделы, которые, как правило, не встречаются в текстах регламента или положения, дающие дополнительные разъяснения по объекту и предмету организационно-правового документа, например, "Термины и определения".

Порядок, как правило, утверждается распорядительным документом, учреждения – автора. Пример: Распоряжение Департамента жилищно- коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы от 29 сентября 2006 г. № 0514–316/6 "Об утверждении порядка передачи управления многоквартирным домом при смене организаций, управляющих многоквартирным домом, независимо от их организационно-правовых форм".

Порядок, издаваемый федеральным органом исполнительной власти после издания приказа об утверждении, должен обязательно пройти процедуру регистрации в Министерстве юстиции РФ. Пример: Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2011 г. № 2895 "Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования", зарегистрирован в Минюсте РФ 24 января 2012 г., регистрационный № 23011. Только после этого Порядок вводится в действие, т.е. начинает реализовываться.

Структура и штатная численность – документ, устанавливающий количественный и качественный состав структурных подразделений учреждения (предприятия, организации) и штатную численность персонала в каждом из них.

Состав реквизитов будет зависеть от вида юридического лица, создающего данный документ – государственная, негосударственная (коммерческая, некоммерческая) структура, и может включать:

  • – Государственный герб РФ;
  • – герб субъекта РФ;
  • – эмблему организации или товарный знак;
  • – наименование организации;
  • – гриф утверждения документа;
  • – оттиск печати;
  • – наименование вида документа;
  • – дату создания документа;
  • – номер документа;
  • – место составления или издания документа;
  • – заголовок к тексту;
  • – текст документа;
  • – подпись;
  • – визы согласования документа.

Текст данного документа оформляется в виде таблицы, состоящей из трех граф: номер по порядку, наименование структурных подразделений и должностей, количество штатных единиц.

Документ этого вида оформляется, как правило, на общем бланке организации (учреждения, предприятия). Допускается также оформление структуры и штатной численности на простом листе формата А4, но с непременным нанесением всех юридически значимых реквизитов.

Структура и штатная численность составляется и подписывается руководителем кадровой службы учреждения и главным бухгалтером, утверждается руководителем. Вводится в действие приказом по организации, также подписанным руководителем.

Штатное расписание документ, который разрабатывается в соответствии со структурой и штатной численностью с целью установления должностных окладов и размеров надбавок к ним по каждой должности в зависимости от квалификационных характеристик работника (образование, стаж работы и т.п.). В случае отсутствия такого документа как "Структура и штатная численность", данный документ устанавливает и структуру организации.

История вопроса

Впервые унифицированная форма штатного расписания была утверждена Постановлением Госкомстата России от 6 апреля 2001 г. № 26 (в составе унифицированных форм первичной учетной документации). В 2004 г. данная форма претерпела некоторые изменения.

Штатное расписание составляется и оформляется по форме № Т–3, утвержденной Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 5 января 2004 г. № 1 "Об утверждении форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".

Состав реквизитов зависит от вида юридического лица, создающего данный документ – государственная, негосударственная (коммерческая, некоммерческая) структура:

  • – наименование организации;
  • – код организации по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (ОКТМО);
  • – код формы документа;
  • – гриф утверждения документа;
  • – оттиск печати;
  • – наименование вида документа;
  • – дат}" создания документа;
  • – номер документа;
  • – текст документа;
  • – подпись;
  • – идентификатор электронной копии документа;
  • – визы согласования;
  • – грифы согласования.

Штатное расписание составляется и подписывается руководителем кадровой службы учреждения и главным бухгалтером, утверждается руководителем. Вводится в действие приказом по организации, также подписанным руководителем.

дипломная работа

1.3 Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность открытого акционерного общества

Формирование финансов предприятий в Российской Федерации регулируется органами государственной власти путем издания законов, положений, постановлений и других законодательных актов.

Нормативно-правовые основы финансово-хозяйственной деятельности предприятия и управления его финансов включают в себя Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Федеральный закон "Об открытых акционерных обществах", законодательство о лицензировании отдельных видов деятельности, антимонопольное законодательство.

Нормативно-правовые акты, регулирующая деятельность ОАО "Электроприбор"

Таблица 1.1. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность ОАО "Электроприбор"

Название нормативно-правового акта

В Конституции определены права и свободы человека и гражданина, компетенция Президента РФ, Правительства РФ, судебной власти

2. Гражданский кодекс РФ с изменениями от 07.04.2011 г.

Часть первая /Глава 4 Юридические лица п.6 "Акционерные общества" ст.96-104.Регулируется деятельность открытого акционерного общества от 08 июля 1999 г. № 51 -ФЗ

В ст. 99 предусмотрено юридическое значение "чистых активов" общества, связанных с регулированием, направленным на поддержание гарантийной функции уставного капитала.

3. НК РФ (ч. I от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ и ч. II от 5 августа 2000г. № 117-ФЗ) (от 07.03.2011 г. С изменениями и дополнениями, вступает в силу 01.04.2011 г.)

Глава 8. Ст. 44-50

Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов.

Глава 10. Ст. 69-71

Требования об уплате налогов и сборов.

4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 07.02.2011 № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями, вступает в силу с 28.03.2011 г.)

Глава 2. Ст. 2.10

Административная ответственность юридических лиц.

Нарушение правил приобретения более 30 процентов акций открытых акционерных обществ.

Глава 1. Ст. 2-7 Основные положения об АО. Закон определяет создание, реорганизацию, ликвидацию общества, правовое положение АО.

Глава 7. Ст. 47-63

Общее собрание акционеров. Права и обязанности акционеров, защиту прав и интересов акционеров.

Глава 8. Ст. 88-93

Бухгалтерский учет и финансовая отчетность общества.

6. ФЗ "О рынке ценных бумаг" № 39-ФЗ от 22 апреля 1996г (с изменениями и дополнениями от 07.04.2011 г.)

Ст. 11-15 Фондовая биржа.

Ст. 19-27 Закон регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами.

7.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 Г.№63-Ф3 (с изменениями и дополнениями от 04.05.2011 г.)

Глава 9. Ст. 43-45 Понятие и цели наказания. Виды наказаний.

Глава 22 Ст. 169-186

Дает определения преступлениям в сфере экономики, таким как кража, незаконные сделки, незаконное получение кредита и т.д.

8. ФЗ "О финансово-промышленных группах" № 190-ФЗ от 30 ноября 1995г (с изменениями и дополнениями, от 06.06.2007 г.)

Ст. 1-22 Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп в Российской Федерации

9. ФЗ "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений" № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г.

(с изменениями от 07.07.2010 г.)

Глава 2. Ст. 6-10

Определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории РФ, а т.ж. устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности.

(с изменениями от 17.02.2011 г.)

Глава 2. Ст. 30-31

Предупреждение банкротства.

Глава 5. Ст.79-92

Устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности, порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения.

(с изменениями и дополнениями, вступает в силу с 01.01.2011 г.)

Глава 2. Ст. 8-12, Ст. 13-17

Устанавливает правовые основы организации и ведение бухгалтерского учета в РФ.

Таким образом, управление регулирующие формирование механизма управления финансами предприятия регулируется основными законами РФ. Нормативно-правовая база постоянно изменяется и совершенствуется, в нормативно-правовые акты вносятся коррективы в соответствии с изменяющейся политической и экономической ситуацией, новыми условиями жизни общества.

Анализ финансовой деятельности предприятия ЧТУП "Эксперт-спорт"

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность предприятия, являются: 1.Трудовым кодексом Республики от 27.07.1999 г. № 2/70 с изменениями от 31.12.2009 г. № 114-З; Трудовой кодекс применяется в отношении всех работников и нанимателей...

Издержки коммерческого предприятия

Маркетинговая группа "Реакция"

Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность МГ "Реакция" можно разделить на: 1. нормативные правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность; 2. нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере рекламы. Так...

Налог на прибыль ОАО "Астраханьоблгаз"

В РФ функционируют сотни тысяч предприятий различных форм собственности, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим в стране законодательством. Они работают на принципах самостоятельности...

Оценка финансового состояния предприятия ОАО "Хлеб" г. Чебоксары

№ п/п Нормативные акты Дата принятия Достоинства и недостатки 1 2 3 4 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 2004 г...

Разработка мероприятий по повышению финансовой устойчивости предприятия

Рассмотрев сущность и значение финансовой устойчивости в деятельности предприятия, рассмотрим основные нормативно-правовые документы, регулирующие анализ финансовой устойчивости предприятия. Они приведены в (табл.1.4). Таблица 1...

Совершенствование механизма управления оборотными средствами предприятия

В Республике Беларусь регулирование оборотных средств закреплено в следующих нормативно-правовых актах: 1. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 23 марта 2004г...

Теоретические аспекты налогообложения. Налоги и их сущность

Система налогового законодательства - это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы. Самые общие подходы закреплены в Конституции РФ. Так, например, в ней сказано...

Управление запасами предприятия

В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.2001г. №44-н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов » с изменениями и дополнениями: от 27.11...

Управление финансовой устойчивостью и ликвидностью предприятия

Управление финансовым состоянием строительно-монтажного предприятия (на примере ООО "КАМО")

Законодательство в строительной сфере подвергается множественным изменениям и дополнениям, что требует юридической грамотности даже у опытных строителей. Строительство, а тем более проектирование объектов - относятся к деятельности...

Учет и финансовая работа на предприятии на примере ОАО "Рикор Электрониикс"

Органами управления общества являются: · общее собрание акционеров; · совет директоров; · единоличный исполнительный орган - генеральный директор...

Финансово-хозяйственная деятельность ЗАО "ЧЭАЗ"

Все хозяйствующие субъекты, зарегистрированные на территории Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, которые в свою очередь постоянно обновляются...

Чистые активы как индикатор финансовой устойчивости акционерного общества (на материалах ОАО "РусГидро")

Внутренние документы организации включают в себя следующие типы: организационные, служебные и распорядительные.

Организационные документы предприятия

Абсолютно вся деятельность фирм и предприятий должна быть зафиксирована. Для этого предусмотрены различные типы документов.

На основании действующего законодательства все учреждения, фирмы и частные предприятия действуют на основании издаваемых уставов, положений, штатных расписаний и инструкций. Все перечисленные документы и составляют подгруппу документов, именуемых организационными. Все они являются необходимыми элементами любого предприятия.

Таким образом, организационными документами предприятия можно назвать группу бумаг, которые регламентируют функции, задачи и общую структуру предприятия или фирмы. Они регулируют организацию его работы, обязанности и права, а также ответственность его специалистов и руководящего персонала. Это внутренние нормативные документы организации.

Устав

Устав - правовой акт, который регламентирует порядок образования организации, ее компетенцию, основные функции, условия работы и задачи. По сути, это свод правил, который регулирует деятельность любой организации, общества или граждан.

При образовании юридического лица устав должен быть утвержден группой его учредителей и в обязательном порядке зарегистрирован согласно законодательству. Является основным документом в деятельности организаций абсолютно любых правовых форм собственности и регулирует их взаимоотношения с иными организациями или физическими лицами, также устанавливает их обязанности и права в рамках направления деятельности. Устав относится к обязательным внутренним документам организации.

  • наименование и вид предприятия;
  • его почтовый адрес;
  • цель и направление деятельности;
  • порядок образования уставного капитала и распределения прибыли;
  • прочие аспекты деятельности.

Положения

К положениям относят нормативные акты, которые определяют порядок образования и организацию работы предприятия. Они могут регулировать рамки деятельности различных должностных лиц. Но на практике, как правило, создаются положения, которые регулируют общую совокупность трудовых отношений.


Наиболее распространенным видом положения является документ, который регламентирует общую деятельность организации или деятельность ее структурного подразделения в частности. Если положение касается организации в целом, то оно определяет статус предприятия, его компетенцию, а также порядки ликвидации и реорганизации. Положения, касающиеся структурных подразделений, фиксируют порядок разграничения их функций. Какие нюансы имеют эти внутренние документы организации?

Все положения имеют унифицированный формуляр и оформляются на общем бланке предприятия. В обязательном порядке они должны содержать информацию о наименовании предприятия или подразделения, дату и гриф утверждения. Сам текст положения включает в себя цели, задачи, функции, права и обязанности, общие положения, руководство.

Положения должны быть утверждены директором, завизированы юристом и подписаны непосредственно теми, кто их разрабатывал. Это могут быть заместители руководителя или руководители структурных подразделений.

Штатное расписание и штатная численность

Документ, закрепляющий наименование подразделений, имеющихся должностей и количество единиц в штате, именуется штатной численностью. Как и положения, штатная численность унифицирована в системе организационно-распорядительной документации. Также она должна быть оформлена на общем бланке. Штатная численность имеет визу главного бухгалтера предприятия, инспектора отдела кадров, непосредственно руководителя и должна быть заверена печатью.

Ниже будут рассмотрены и другие внутренние и внешние документы организации.

Документ, закрепляющий на предприятии должности и численность сотрудников, а также фонд заработной платы, именуется штатным расписанием. Форма документа имеет унифицированное название Т-3 и представляет собой таблицу, в которой содержатся наименования должностей, тарифные ставки, размеры окладов, надбавки и прочая информация. Составление и утверждение штатного расписания находится в компетенции главного бухгалтера предприятия.

Какие еще внутренние документы организации существуют?

Должностные инструкции

Это нормативные акты, определяющие права и обязанности сотрудников организации, сферу их деятельности, рамки ответственности. Занимают особенное место в структуре внутренних документов предприятия. Именно на основании должностных инструкций разрабатывается и заключается договор с работником. Таким образом, именно трудовой договор и штатное расписание используются для разрешения конфликтной ситуации между работником и работодателем в случае ее возникновения.

Разработка должностной инструкции входит в компетенцию инспектора отдела кадров, затем она согласуется с юридическим отделом и заверяется руководителем. Любое изменение, имеющее существенное значение, должно вноситься на основании приказа директора. Этого требуют внутренние нормативные документы организации.

Договоры

Договор - многофункциональный документ. Он регулирует любые взаимоотношения между субъектами экономической деятельности. Договор может оформляться при покупке или аренде помещений, поручительстве или ценообразовании, продаже товаров или услуг, найме сотрудников или подрядчиков, привлечении сторонних организаций. Он является, как правило, основным документом, который регулирует различные связи экономического характера между категориями граждан, юридическими лицами.


Основной частью договора являются положения о взаимных правах и обязательствах сторон, порядок и сроки расчета, полные реквизиты. Организация работы с внутренними документами лежит на руководителе предприятия.

Служебные документы

Служебные документы - официальные документы, используемые в текущей организационной деятельности предприятия. Основными видами служебной документации являются акты, протоколы, служебные записки и справки.

Акты

Это внутренние документы, отражающие те или иные события или факты и составленные несколькими лицами.

Составляются данные документы в различных ситуациях, поэтому имеют огромное количество разновидностей: это акты приема-передачи, акты списания, коммерческие акты. Должны быть составлены постоянно действующей или назначенной руководителем комиссией. Оформляются на общем бланке предприятия (если являются внутренними), должны иметь информацию об организации (если являются внешними).

Состоят акты из двух частей. В первой они несут информацию о предмете и основании составления, членах комиссии. Во второй содержится непосредственно информация о проведенной комиссией работе, ее результатах.

Подписывается всеми членами комиссии. Если акт несет какую-либо материальную или финансовую нагрузку, он должен утверждаться руководителем и заверяться печатью.

Если акт затрагивает деятельность других структурных подразделений или должностных лиц, то последние должны быть с ним ознакомлены. Внутренние регламентирующие документы организации часто запрашиваются проверяющими органами.

Акты, касающиеся важных вопросов в деятельности организации (реорганизация, проверка, ревизия), должны храниться на постоянной основе. Менее важные подлежат хранению в течение пяти лет.

Протоколы

Фиксируют ход собраний и совещаний, обсуждаемые на них вопросы и принятые решения. Порядок организации внутренних документов должен соблюдаться.

Как правило, протокол собрания и заседания ведется секретарем путем конспектирования или стенографирования. Включает в себя основные тезисы выступающих с докладами, проекты решений по поднятым вопросам. Составляется на общем бланке предприятия с указанием наименования протоколируемого события, даты его проведения, списком участников и порядковым номером.

Протокол состоит из вводной части (указываются председатель, секретарь и присутствующие должностные лица, а также повестка дня) и основной (включает в себя разделы, соответствующие повестке дня, описания выступлений и постановление - решение).

В перечень внутренних документов организации также входят акты о порче имущества, недостачах, повреждениях или нарушениях при транспортировке. Таковые должны составляться на фирменном бланке без каких-либо исправлений или помарок.

Докладные, служебные, объяснительные записки

Служебные и докладные записки представляют собой документы, которые адресуются руководителю предприятия или любого подразделения (в редких случаях - вышестоящему органу). Содержат информацию по какому-либо вопросу, касающемуся деятельности предприятия или должностных лиц, предложения или выводы.

Служебная записка - это элемент внутренней переписки. Составляется в том случае, если вопрос между подразделениями не может быть решен устно. При необходимости визируется у руководителя. Может быть составлена как в рукописном, так и в печатном виде.

Служебная записка должна иметь заголовок и основной текст, раскрывающий суть события, которое послужило поводом к ее составлению, а также выводы и предложения. Датой является дата составления. Должна быть подписана составителем, а в случае направления в вышестоящие органы - еще и руководителем организации.

Служебные записки, касающиеся деятельности предприятия и направляемые в вышестоящие органы, хранятся постоянно, а документы внутреннего контроля организации - пять лет.

Объяснительные записки составляются в произвольной форме и несут информацию по трудовым отношениям. Как правило, содержат информацию о причинах, которые привели к каким-либо нарушениям. В зависимости от важности хранятся от одного года до пяти лет.

Справки

Это внутренние документы, которые описывают и подтверждают факты и события. Наиболее часто используемыми справками на предприятии являются справки о заработной плате и подтверждающие факт работы сотрудника на данном предприятии. По его требованию организация обязана выдать ему подобную справку.

Зачастую на предприятии используются формализованные бланки справок для ускорения процесса их подготовки и последующей выдачи.

Справка должна содержать данные о сотруднике, которому она предоставляется, его должности и окладе. В обязательном порядке должна иметь дату составления, подписи руководителей, печати предприятия.

Отдельным видом справок являются справки по производственной тематике, которые могут быть предоставлены по запросу руководства. Таковые составляются в двух экземплярах: один предоставляется адресату, второй прикладывается к делу.

Учет внутренних документов организации должен быть строгим.

Распорядительные документы организации

Различают следующие виды распорядительных документов:

  • Приказ. Издается руководством организации с целью решения производственных задач. Различают приказы по производственным вопросам и приказы по личному составу. К первым относятся приказы в отношении финансирования, снабжения, реализации товаров или услуг, распределения ресурсов. Ко вторым - о приеме на работу или увольнении, об отпуске или командировании сотрудника. Должен быть подписан руководителем и доведен до сведения тех лиц, деятельность которых он затрагивает.
  • Решения и распоряжения. Акты, издаваемы с целью оперативного решения возникших на производстве вопросов. Преимущественно носят методический и информационный характер. Решения и распоряжения оформляются идентично приказам и издаются в одном из следующих случаев: при необходимости распределения обязанностей или определении сроков выполнения той или иной задачи; при определении порядка использования автотранспорта и так далее. Распоряжения, как правило, состоят из распорядительной части и констатирующей, имеют отдельным пунктом назначение контролирующего органа в виде подразделения или должностного лица. Подписываются директором, нумеруются в границах календарного года. Если касаются основной деятельности предприятия, то хранятся постоянно, по хозяйственно-административным вопросам - пять лет.

Внутренние документы кредитной организации

Обычно кредитные организации разрабатывают и утверждают различные документы, которые регулируют деятельность их подразделений и должностных лиц. Это документы о совершении банковских операций и других сделок (некоторые виды правил, процедур, положений, распоряжений, решений, приказов, методик, должностных инструкций и иных документов в формах, принятых международной банковской практикой).

Положение о персонале организации;

Положение о системе премирования (поощрении) работников организации;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Штатное расписание;

Иные локальные нормативные акты, касающиеся взаимоотношений работодателя и работников.

Вышеназванные документы могут иметь иное название. Этот вопрос законодатель не регулирует, но при их разработке следует учитывать, что в конечном итоге они должны представлять собой единую систему локальных нормативных актов организации.

К таким локальным актам относятся:

Контракт с руководителем;

Контракт с главным бухгалтером;

Должностные инструкции;

Положение об охране труда;

Приказ о поощрении;

Приказ о наложении взыскания;

Приказ о материально ответственном лице;

Приказ об увольнении;

Инструкция по противопожарной безопасности;

Приказ о командировке;

Рассмотрим некоторые виды локальных нормативных актов, принимаемых в организациях.

Положение о персонале является локальным трудовым актом организации.

Положение о персонале призвано регулировать взаимоотношения работодателя (администрации организации) и работников по ряду вопросов, аналогичных нормам коллективного договора.

Кроме того, Положение о персонале может регламентировать порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, повышение квалификации и гарантии занятости, формирование социального партнерства работников и работодателя, а также иные вопросы трудовых отношений в организации.

Если в организации существует коллективный договор, то при разработке Положения о персонале следует учитывать содержащиеся в нем нормы. В этом случае, Положение о персонале может регулировать отношения между работником и работодателем, определенные коллективным договором.

При наличии в организации коллективного договора Положение о персонале регулирует более узкий круг вопросов. Часто на практике оно именуется Правилами внутреннего трудового распорядка и является приложением к коллективному договору.

В соответствии со статьей 190 ТК РФ Правила внутреннего трудового распорядка организации утверждает работодатель, при этом учитывается мнение представительного органа работников организации. Если этот порядок нарушен, то данный документ является недействительным и не подлежит применению.

Представлять интересы работников в коллективных переговорах и в иных случаях могут профессиональные союзы, действующие в организации, а при их отсутствии – представители работников, избираемые на конференции (собрании) трудового коллектива.

К разработке локальных нормативных актов следует привлекать сотрудников кадрового, юридического и иных отделов. Действующие в организации локальные нормы существенным образом влияют на налогообложение организации, поэтому в разработке локальных нормативных актов должны также участвовать финансовые службы организации.

Часто в организациях порядок разработки, утверждения и вступления в силу локальных нормативных актов регулируется отдельным документом, утверждаемым высшим органом управления организации.

Государственная инспекция труда РФ при проверке организации проверяет наличие и порядок ведения кадровой документации. За нарушение трудового законодательства на руководителя организации могут быть наложены штрафные санкции.

Некоторые отношения между работодателем и работником могут оказаться неурегулированными. Это, в свою очередь, может привести к конфликтным ситуациям между работниками организации и работодателем.

Коллективный договор позволяет с учетом специфики организации урегулировать особенности имеющихся социально-трудовых отношений персонала. В любом случае в каждой организации имеются такие особенности, но они разрознены и содержатся в различных приказах, распоряжениях и других актах, принимаемых работодателем или руководящими работниками организации. Содержание их в коллективном договоре уменьшит документооборот и объем организационно-распорядительной документации в организации, а также приведет к их упорядочению и исключению возможных ошибок при применении правовых норм.

Организует трудовые отношения;

Обеспечивает стабильность трудовых отношений;

Обеспечивает и защищает интересы работодателя и работника;

Приспосабливает трудовые отношения в организации к реальным экономическим условиям.

Интересы работодателя защищаются так: коллективный договор определяет организацию трудовых отношений, уровень притязаний работников, обоснованность их требований.

Интересы работника благодаря договору приобретают правовую форму и их можно защитить с помощью государственного регулирования.

Действующее трудовое законодательство способствует и предполагает локальное (местное) нормотворчество в организации. Так, согласно статье 41 ТК РФ, в коллективном договоре могут быть установлены (за счет собственных средств организации) дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы и преимущества, условия труда для сотрудников.

Законодатель, устанавливая минимальные гарантии и компенсации работникам, предусматривает те или иные их принципиальные положения, например касающиеся рабочего времени и времени отдыха, и одновременно прямо указывает на возможность дополнительной регламентации этих трудовых отношений в коллективном договоре.

Пример 1.

Статья 116 ТК РФ позволяет в коллективном договоре определить иные случаи, помимо перечисленных в трудовом законодательстве, предоставления работникам дополнительных отпусков.

Положения статей 101 и 119 ТК РФ допускают в коллективном договоре устанавливать перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем и в качестве компенсации для них - продолжительность ежегодного дополнительного отпуска.

Положения статей 178 и 179 ТК РФ допускают возможность в коллективном договоре предусмотреть выплату выходных пособий при увольнении в повышенных размерах, в том числе и в иных, по сравнению с законодательством, случаях, а также обстоятельства, дающие преимущественное право высвобождаемым работникам для продолжения работы в организации.

ТК РФ содержит и другие отсылки к коллективно-договорному регулированию трудовых отношений.

Окончание примера.

В коллективный договор могут быть включены положения, определяющие деятельность на предприятии общественных организаций - профсоюзных организаций, коллектива работников и его органов, иных органов общественной самодеятельности, создаваемых по месту работы (например, рабочих комитетов, забастовочных комитетов и тому подобных).

Примечание.

Отдельные положения Федеральных законов от 12 января 1996 года №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», и от 23 ноября 1995 года №175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» прямо адресуют к коллективным договорам.

В целях предупреждения трудовых конфликтов (как индивидуальных, так и коллективных) локальный уровень правового регулирования необходим отдельным положениям законодательства о трудовых спорах.

Многогранность проявления складывающихся в организациях трудовых отношений, иных непосредственно связанных с ними отношений и нередко обнаруживающееся несовершенство действующего законодательства о труде позволяет утверждать о наличии других, помимо названных, причин необходимости заключения в организациях коллективных договоров и о недопустимости недооценки их значения.

В соответствии со статьей 42 ТК РФ заключению коллективного договора в организации предшествуют коллективные переговоры сторон по разработке проекта коллективного договора и условий его заключения.

Порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения определяется сторонами. Представляется возможным и обоснованным придерживаться следующей процедуры (как одного из вариантов) ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора, которую можно разделить на несколько этапов:

1) принятие решения о необходимости заключения коллективного договора и направление письменного уведомления другой стороне о начале коллективных переговоров (статьи 36, 37 ТК РФ);

2) издание согласованного с соответствующим представителем работников приказа по организации о формировании комиссии для ведения коллективных переговоров и подготовка проекта коллективного договора;

3) обсуждение подготовленного комиссией проекта коллективного договора в подразделениях организации, филиала, представительства либо работниками других обособленных подразделений и последующая его доработка с учетом поступивших замечаний и предложений;

Обсуждение проекта договора осуществляется в сроки, определенные его сторонами. При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров, стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. При этом, неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК РФ и Федеральным законом от 23 ноября 1995 года №175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

4) утверждение разработанного единого проекта коллективного договора на общем собрании (конференции) работников организации и подписание его сторонами;

Утверждение проекта производится в сроки, утвержденные сторонами, в пределах 3 месяцев с момента начала коллективных переговоров. Со стороны работников договор подписывают все участники единого представительного органа. Со дня подписания его сторонами или со дня, непосредственно указанного в нем, коллективный договор вступает в силу и действует не более 3 лет (статья 43 ТК РФ).

5) направление представителем работодателя подписанного коллективного договора вместе с приложениями в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации.

Отметим, что стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации.

Примечание.

Вступление коллективного договора в силу не зависит от факта его уведомительной регистрации.

В соответствии со статьей 50,51 ТК РФ контроль за выполнением обязательств по коллективному договору осуществляется не только сторонами, подписавшими его, но и органами по труду. В ходе контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию. Кроме того, стороны договора в определенные сроки отчитываются о выполнении обязательств по договору на общем собрании (конференции) трудового коллектива.

1. Общие положения: стороны договора, предмет договора, сфера действия договора, соответствие договора законодательству, основные принципы заключения договора.

2. Трудовой договор (контракт), обеспечение занятости.

3. Рабочее время (продолжительность рабочего времени, режим рабочего времени, неполное рабочее время, разделение рабочего дня на части и тому подобное).

4. Время отдыха (перерывы в работе, работа в дни отдыха, ежегодный отпуск, дополнительные отпуска, отпуска без сохранения заработной платы и тому подобное).

5. Условия работы и охрана труда (перечисляются все условия и обязанности сторон в этих отношениях).

6. Компенсация вреда, причиненного здоровью работника.

7. Оплата труда, гарантированные и компенсационные выплаты.

8. Социальное и медицинское обслуживание работников.

9. Жилищно-бытовое обслуживание.

10. Защита интересов трудового коллектива при приватизации организации.

11. Заключительные положения: срок действия договора, порядок изменения и дополнения договора, урегулирование разногласий, контроль выполнения договора, ответственность за нарушение и невыполнение договора.

Обратите внимание!

Законодательством Российской Федерации, а именно Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) предусмотрена ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства, применяемого в отношении коллективных договоров (соглашений).

1. Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно не обеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки - влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 МРОТ (статья 5.28 КоАП РФ).

2. Непредставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения - влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 МРОТ (статья 5.29 КоАП РФ).

3. Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения - влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 МРОТ (статья 5.30 КоАП РФ).

4. Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению - влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 МРОТ (статья 5.31 КоАП РФ).

5. Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе не предоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции) - влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 МРОТ (статья 5.32 КоАП РФ).

6. Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, - влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 40 МРОТ (статья 5.33 КоАП РФ).

7. Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки - влечет наложение административного штрафа в размере от 40 до 50 МРОТ (статья 5.34 КоАП РФ).

Порядок заключения, содержание, участники соглашений предусмотрены в статье 45 ТК РФ, Федеральном законе от 23 ноября 1995 года №175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и Федеральном законе от 1 мая 1999 года №92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», определяющим правовую основу формирования и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Согласно статье 47 ТК РФ порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссией по ведению коллективных переговоров в соответствии со статьями 36 и 37 ТК РФ.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

Оплата труда;

Условия и охрана труда;

Режимы труда и отдыха;

Развитие социального партнерства;

Иные вопросы, определенные сторонами.

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного в нем. Срок действия соглашения определяется сторонами, но в любом случае не может превышать 3 лет (статья 48 ТК РФ).

Соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение.

Условия соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами социального партнерства и их представителями, а также соответствующими органами по труду.

Более подробно с вопросами, касающимися организации и документального оформления трудовой деятельности работников (персонала), ответственности за нарушение законодательства о труде , Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Персонал».

Предпринимательство как важнейшая сфера экономической деятельности создаёт специфические взаимоотношения между её участниками, которые нуждаются в обязательном правовом регулировании. Предпринимательская деятельность регулируется как законодательством публичного права, обеспечивающим интересы государства и общества в целом, так и частным правом, регулирующим и охраняющим интересы частных лиц.

Всеобъемлющий характер правового регулирования предпринимательства обусловил выделение предпринимательского права, как комплексную интегрированную правовую отрасль, регулирующую частные и публичные отношения, возникающие при организации и осуществлении предпринимательской деятельности. Выделение предпринимательского права в отдельную отрасль определяется тем, что предпринимательская деятельность является особой формой экономической деятельности, обладающей специфическими, отличающимися от других форм человеческой деятельности взаимоотношениями, которые требуют соответственного правового обеспечения. Правовое регулирование предпринимательской деятельности требует сочетания частно-правовых и публично-правовых норм, которые обеспечивают как частные, так и публичные интересы.

Таким образом, предпринимательское право является комплексной отраслью права, объектом регулирования которой является предпринимательская деятельность. Более узкий предметный характер предпринимательского права позволяет точнее установить права и обязанности участников предпринимательской деятельности, а так же определить правовые основы их организационной деятельности.

Внешней формой предпринимательского права являются источники предпринимательского права, которые представляют собой нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, возникающие при организации и ведении предпринимательской деятельности.

К нормативно-правовым актам, регулирующим предпринимательскую деятельность, относятся:

1. Конституция РФ;

2. Федеральные кодексы РФ (Гражданский, Уголовный и т.д.);

3. Федеральные законы;

4. Подзаконные акты;

5. Нормативно-правовые акты субъектов РФ;

6. Муниципальные правовые акты;

Конституция как главный закон РФ имеет высшую юридическую силу и закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности. Так статья 8 Конституции РФ провозглашает основные условия существования рыночной экономики, без которых невозможно развитие предпринимательской деятельности:



· гарантия единства экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

· признание и защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Конституция провозглашает важнейшее право граждан на осуществление предпринимательской деятельности, которое закреплено в п.1. ст.34 Конституции РФ. Ею устанавливаются основы существования конкурентного рынка, развитие которого невозможно в условиях монополизации, п.2 ст.34 Конституции РФ гласит: «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».

Конституцией РФ гарантируется защита основных прав и интересов участников предпринимательской деятельности, которые закреплены в статьях 34-37: права граждан на свободный труд, частную собственность, возможность ведения предпринимательской деятельности. Ограничение данных прав гражданина может осуществляться только федеральными законами для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55). В любом ином случае права и свободы гражданина, в том числе и предпринимателя, могут быть защищены в судебном порядке, что гарантируется 46 статьё Конституции РФ. Так же Конституцией РФ не допускает введение ограничений перемещения товаров и услуг на территории Российской Федерации, если данные ограничения не установлены федеральным законом (п.1-2 ст 74).



Таким образом, Конституция РФ устанавливает основные принципы и условия существования предпринимательской деятельности, а так же гарантирует основные права и свободы её участников.

Ещё одним основополагающим законодательным актом, регулирующим предпринимательские отношения и дающим законодательное определение предпринимательской деятельности, является Гражданский кодекс РФ.

Гражданский кодекс содержит множество норм, регулирующих как частно-правовые отношения публичного характера, так и внутрихозяйственные и внутрифирменные отношения. В Гражданском кодексе дано основное законодательное определение предпринимательской деятельности, прописаны основные организационно-правовые формы предпринимательства, провозглашены основные права его участников.

Так статья 2 Гражданского кодекса определяет предпринимательскую деятельность как «самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». В соответствие с данным определением Гражданский кодекс определяет основные признаки предпринимательской деятельности, к которым относятся:

· направленность деятельности на получение прибыли;

· инициативность и самостоятельность в принятии решений и организации деятельности;

· осуществление деятельности на свой риск;

· видовое разделение предпринимательской деятельности;

· законный характер деятельности.

Гражданским кодексом, так же как Конституцией РФ, определяются права и свободы участников предпринимательства, а так же необходимые условия для осуществления экономической хозяйственной деятельности. Статья 1 провозглашает одно из самых важных условий функционирования рыночной экономики - признание равенства участников экономической деятельности и неприкосновенность собственности. Принцип неприкосновенности собственности обеспечивает стабильность рыночного механизма как основы предпринимательской деятельности. Так же Гражданский кодекс указывает, что гражданским законодательством РФ регулируются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие при предпринимательской деятельности.

Гражданским кодексом устанавливаются предпосылки для осуществления предпринимательской деятельности гражданами. Статья 18 ГК устанавливает право граждан на имущество, наследование, возможность заниматься предпринимательской деятельностью, создание юридических лиц, совершение любых законных сделок и приобретение имущественных и личных неимущественных прав. Законодательный акт провозглашает тот факт, что предпринимательской деятельностью могут заниматься как физические, так и юридические лица. Статья 23 ГК, относящаяся к главе «Физические лица» гласит: «Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.».

Так же настоящим кодексом устанавливается, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются те же правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, которые прописаны в 4 главе ГК «Юридические лица».

В 4 главе ГК наиболее полно расписаны понятие, признаки, права и обязанности юридических лиц. Прописан порядок организации, вопросы, касающиеся создания и ликвидации юридических лиц, регистрации и организации деятельности, а так же возможные организационно-правовые формы, которые могут быть организованы юридическими лицами.

Стоит отметить, что с 1 сентября 2014 года в Гражданский кодекс были внесены некоторые изменения, которые коснулись организационно-правовых форм юридических лиц. Так была отменена закрытая форма акционерного общества, в связи с чем, все общества стали подразделяться на общества публичного и непубличного характера.

Многие статьи Гражданского кодекса, относящиеся, например, к главе 9 «Сделки», к разделу II. «Право собственности и другие вещные права», к разделу III «Общая часть обязательственного права» и т.д., напрямую не относясь к организации предпринимательской деятельности, регулируют отношения, возникающие в её процессе.

Также стоит указать, что в некоторых статьях ГК можно заметить существенные различия в применении норм для предпринимателей и граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью. Так, например, в п3. ст. 401 отмечается, что «если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств». Таким образом, индивидуальные предприниматели и коммерческие организации несут гражданско-правовую ответственность перед контрагентом не только из-за возникновения собственной вины невыполнения обязательств, но и из-за случайных обстоятельств, которые привели к неисполнению обязательств, прописанных в договоре. Такими случайными обстоятельствами могут являться отсутствие необходимых средств (товаров, сырья, денежных средств) для осуществления своих обязательств.

Деятельность коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей как основных хозяйствующих субъектов рыночной экономики так же регулируется Налоговым кодексом РФ и Кодексом РФ об административных нарушениях.

Так как субъекты предпринимательской деятельности являются основными налогоплательщиками на территории РФ, Налоговый кодекс включает ряд статей, регулирующих их налогообложение. Статья 19 Налогового кодекса устанавливает, что «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы».

Налоговым кодексом устанавливаются:

· общие принципы налогообложения;

· система налогов и сборов;

· общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов;

· общие правила и принципы налогового контроля;

· ответственность за совершение налоговых правонарушений;

· порядок обжалования актов налоговых органов и др.

Предпринимательская деятельность создаёт несколько источников налоговых поступлений в бюджеты разных уровней. С одной стороны все предприятия платят налоговые отчисления в бюджет из доходов своих организаций, а с другой стороны - предоставляют рабочие места для граждан, тем самым являясь источником доходов с физических лиц.

Налоговый кодекс состоит из двух частей, которые включают:

1. Общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации;

2. Нормы и порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов).

К перовой части Налогового кодекса РФ относятся вопросы, касающиеся видов налогов и сборов, оснований возникновения и порядка исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, принципов установления введённых налогов, прав и обязанностей субъектов налогообложения, форм и методов налогового контроля, ответственности за совершение налоговых правонарушений и т.д.

Вторая часть Налогового кодекса регулирует вопросы, касающиеся исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом. Каждому налогу и сбору, либо специальному налоговому режиму, посвящается глава во второй части Налогового кодекса, которая определяет налогоплательщиков данного налога, объект налогообложения, особенности данного вида налогообложения, порядок и сроки уплаты, налоговую базу и т.д.

Конечно, предпринимательская деятельность, как и любая другая деятельность, создаёт особую систему отношений, которые должны не только регулироваться, но и контролироваться законом. Исходя из определения, данного в 1 статье Гражданского кодекса РФ предпринимательская деятельность должна быть зарегистрированной в установленном законом порядке, то есть должна носить законный характер. Таким образом, необходимы законодательные акты, контролирующие законность предпринимательской деятельности и дающие понятие незаконной деятельности. В данных целях в Уголовном кодексе РФ и в Кодексе РФ об административных нарушениях даются понятия нарушений и противозаконных действий в области предпринимательской деятельности, а так же определяется ответственность, которую несут правонарушители за данные незаконные действия.

Так в Кодексе РФ об административных правонарушениях административным нарушениям в области предпринимательской деятельности посвящена 14 глава. К административным правонарушениям в области предпринимательской деятельности относятся такие правонарушения, как, например, «осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица» (ст 14.1.) . Данный вид правонарушений в области предпринимательской деятельности влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Похожая статья существует и в Уголовном кодексе (ст. 171 «Незаконное предпринимательство»). Однако, в Уголовном Кодексе существует уточнение на «представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере». В данном случае такая деятельность наказывается более серьёзным «штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до шести месяцев».

Соответственно ведение незаконной предпринимательской деятельности, в данном случае без государственной регистрации, может привести одновременно к административной и уголовной ответственности, по каждой статье которого прописана своя форма наказания в зависимости от масштабов незаконности действия. Данный пример является ярким свидетельством межотраслевого характера правового регулирования предпринимательской деятельности.

Наряду с федеральными кодексами, имеющими высшую юридическую силу после Конституции РФ, предпринимательская деятельность регулируется Федеральными законами, которые можно классифицировать следующим образом:

1. Федеральные законы, которые устанавливают государственные требования к субъектам предпринимательства в осуществлении предпринимательской деятельности. К данному виду федеральных законов относятся:

· Федеральный закон от 8.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

· Федеральный закон от 8.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

· Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

· Федеральный закон от 26.12. 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2. Федеральные законы, которые устанавливают основные принципы и условия функционирования рыночного механизма, а соответственно, и предпринимательской деятельности. К ним относятся:

· Закон РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

· Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

· Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

· Закон РФ от 20.02.1992 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле».

3. Федеральные законы, которые касаются правового положения организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. К ним относятся такие законы, как:

· Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

· Федеральный закон от 8.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»;

· Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

4. Федеральные законы, которые регулируют отдельные виды предпринимательской деятельности. Например:

· Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;

· Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

· Федеральный закон от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;

5. Федеральный закон, описывающий направления и формы поддержки государством предпринимательской деятельности

· Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Именно на данном федеральном законе хотелось бы остановиться более подробно, так как он наиболее полно описывает государственные меры, которые предпринимаются для развития предпринимательской деятельности. Закон призван регулировать отношения, которые возникают между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Данным законом разграничиваются понятия малых и средних субъектов предпринимательской деятельности, раскрываются основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ, описываются полномочия органов государственной власти в этой области, а так же механизм взаимодействия органов государственной власти и субъектов малого и среднего предпринимательства. Так же, что очень важно, данным законом даётся характеристика мер по поддержке государством малого и среднего предпринимательства.

Законом устанавливаются критерии деления предпринимательства на малое и среднее, к которым относятся численность работающих и выручка от реализации товаров (работ, услуг) или балансовая стоимость активов за предшествующий год. В соответствие со статьёй 4 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», для отнесения предприятия к категории средних средняя численность работников за предшествующий календарный год должна составлять от 101 до 250 человек. В малых предприятиях средняя численность работников не должна превышать 100 человек. Предприятия, численность работников которых не превышает 15 человек, в соответствие с законом, относятся к микропредприятиям.

В данном законе раскрывается понятие государственной поддержки субъектов малого и среднего предприятия. Согласно статье 3 настоящего федерального закона «поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства является деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства». Мерами по поддержке государством субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствие со статьями 7 и 14 ФЗ являются:

· специальные налоговые режимы;

· упрощенные правила ведения налогового учета и налоговых деклараций;

· упрощенная система составления бухгалтерской и статистической отчетности;

· льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

· меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и другие направления;

· равный доступ к участию в программах развития;

· доступность инфраструктуры.

Особое значение в данном законе уделяется таким сферам деятельности, как инновационное и промышленное производство, ремесленничество, а так же внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности.

Кроме федеральных законов предпринимательская деятельность так же регулируется подзаконными актами, которые направлены на исполнение и регулирование отдельных аспектов законодательных положений.

Среди видов подзаконных актов важное место занимают Указы Президента РФ. Так, например, Указ Президента РФ от 28.02.1995 № 221 (в ред. Указа Президента РФ от 08.07.95 N 685) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» направлен на либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных закупок и на ряд социально значимых товаров и услуг. Данный указ распространяется на ценообразование всех организаций.

Так же к подзаконным актам относятся постановления Правительства РФ и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, которые действуют в экономической сфере с целью исполнения и развития законов. К такому виду подзаконных актов относится, например, Постановление Правительства РФ от 5.08.1992 «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли». Большое количество нормативных актов так же издаётся федеральными органами исполнительной власти, к которым относятся Министерство финансов РФ, Министерство экономическою развития и торговли РФ, Министерство имущественных отношений РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и т.д. Целью подзаконных актов является обеспечение наиболее детального регулирования отношений, возникающих при ведении предпринимательской деятельности.

Помимо подзаконных актов федеральных органов власти на хозяйственную жизнь общества так же действуют акты субъектов РФ и органов местного самоуправления, которые носят территориальный характер и не должны противоречить законам, имеющим высшую юридическую силу.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что законодательно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, носят комплексный характер, который объясняется сочетанием публичных и частных интересов, затрагивающих предпринимательскую деятельность. Предпринимательская деятельность является объектом регулирования как законодательно-правовых актов, имеющих высшую юридическую силу, так и подзаконных актов.

Так же стоит отметить, что несмотря на то, что предпринимательское право выделено в отдельную отрасль, оно носит межотраслевой характер, соединяющий в себе правовые нормы гражданского и торгового права, а так же ряда правовых норм разных отраслей, косвенно относящихся к отдельным аспектам предпринимательской деятельности.