Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев Гражданско-правовое положение иностранцев в России

Понятие иностранного гражданина и лица без гражданства. Режимы пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации ? Конституционные права, свободы и обязанности иностранных граждан, законно находящихся на территории Российской Федерации ? Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации ? Соотечественники за рубежом ? Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации. Предоставление политического убежища

Перечень компетенций

ПОНЯТИЕ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА И ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА. РЕЖИМЫ ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется в первую очередь Конституцией РФ. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Статус иностранных граждан в Российской Федерации регулируется специальным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Указанный закон также распространяется на лиц без гражданства (апатридов), под которыми понимаются физические лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Главное отличие лица без гражданства от иностранного гражданина, находящегося на территории Российской Федерации, заключается в том, что у иностранного гражданина существует правовая связь и с государством его гражданской принадлежности, и с государством пребывания. В то время как апатрид состоит в правовой связи только с государством пребывания.

Правовой статус иностранных граждан, законно находящихся на территории Российской Федерации, основан на ряде принципов. К таким принципам относятся:

  • национальный режим - заключается в том, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
  • взаимность - означает, что в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод отечественных граждан, могут быть установлены ответные ограничения.

Кроме того, в основе прав и свобод иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, лежат такие общие конституционные принципы, как признание прав и свобод человека высшей ценностью, принцип равноправия и неотчуждаемости основных прав и свобод, принцип гарантированности прав и свобод, принцип их непосредственного действия.

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» закрепляет три правовых режима законного нахождения иностранцев на территории Российской Федерации.

1. Режим временного пребывания. Под временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. По истечении данного срока иностранец обязан покинуть территорию РФ. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток. Безвизовое пребывание иностранного гражданина возможно только в том случае, если есть соответствующее международное соглашение.

[ЛГЦ Для справки

В настоящее время такие безвизовые соглашения Российской Федерацией заключены с Казахстаном, Республикой Беларусь, Республикой Таджикистан и др. Если иностранец прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, то срок его временного пребывания не может превышать 90 суток.

Следует отметить, что срок временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации может быть продлен или сокращен в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Так, например, срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу.

2. Режим временного проживания. Временно проживающим считается лицо, получившее разрешение на временное проживание. Разрешение на временное проживание выдается территориальными органами Федеральной миграционной службы сроком на 3 года. Такое разрешение может быть выдано только в пределах квот, которые ежегодно утверждаются Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. При утверждении квот учитываются демографическая ситуация в субъекте Федерации, возможности субъекта Федерации по трудоустройству иностранных граждан, криминогенная обстановка, экономическая ситуация.

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» закрепляет перечень лиц, которым разрешение на временное проживание может быть выдано без учета утвержденной Правительством РФ квоты. К таким лицам относятся:

  • 1) родившиеся на территории РСФСР и состоявшие в прошлом в гражданстве СССР или родившиеся на территории Российской Федерации;
  • 2) признанные нетрудоспособными и имеющие дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;
  • 3) имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ;
  • 4) состоящие в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в Российской Федерации;
  • 5) осуществившие инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством РФ;
  • 6) поступившие на военную службу, на срок его военной службы;
  • 7) являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселяющимся совместно с ним в Российскую Федерацию;
  • 8) имеющие ребенка, состоящего в гражданстве РФ, и иные лица.

Из приведенного перечня видно, что в его основе лежит родственная

  • («принцип крови») или территориальная («принцип почвы») связь лица с Российской Федерацией.
  • 3. Режим постоянного проживания. Под постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, получившее вид на жительство. Вид на жительство представляет собой документ, который, во-первых, подтверждает право иностранного гражданина на постоянное проживание в России и, во-вторых, право на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Для лица без гражданства вид на жительство является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, не позднее, чем за 6 месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. При этом до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на 5 лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на 5 лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять территориальный орган федераль-

ного органа исполнительном власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о подтверждении своего проживания в Российской Федерации. Такое уведомление осуществляется иностранным гражданином лично или почтовым отправлением.

Закон устанавливает основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство. Вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:

  • 1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан РФ;
  • 2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
  • 3) подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировался либо передавался Россией иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии;

Для справки

Под договорами о реадмиссии (реадмиссия от англ, to readmit - принимать назад) понимаются взаимные обязательства государств принять обратно своих граждан, граждан третьих стран или лиц без гражданства, незаконно прибывших на территорию одной договаривающейся стороны или остающихся там без законных оснований, если данные лица прибыли с территории другой договаривающейся стороны. Например, такие межправительственные соглашения у России в настоящее время заключены с Республикой Узбекистан, Украиной, Литовской Республикой .

  • 4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
  • 5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
  • 6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
  • 7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;
  • 8) не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;
  • 9) по истечении 3 лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством
  • 10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;
  • 11) находится за пределами Российской Федерации более 6 месяцев;
  • 12) заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения вида на жительство, и этот брак признан судом недействительным;
  • 13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
  • 14) если в отношении лица было принято решение о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации;
  • 15) если иностранный гражданин передавался иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии.
  • См.: Андриченко Л.В. Проблемы правового регулирования реадмиссии // Журнал российского права. 2010. № 3. С. 18-30.

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»

иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.

Законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ основывается на Конституции РФ и состоит из ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и иных ФЗ. Также правовое положение иностранных граждан в РФ определяется международными договорами РФ.

Ограничения в правах иностранцев : иностранцы не могут поступить на гос. службу (в т.ч. в органы внутренних дел, гос. безопасности), не могут быть судьями, прокурорами, следователями, государственными нотариусами, частными нотариусами, адвокатами, командирами воздушных и морских судов (независимо от того, частное это судно или нет), иностранец не может владеть на праве собственности приграничными участками, землями с/х назначения (могут арендовать с/х участки).

Отдельные права предоставляются на началах взаимности с другими гос-ми. Отдельные права предоставляются иностранцам при соблюдении определенных условий, которых нет для российских граждан.

Основы правового положения иностранцев в РФ: иностранцы пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ (исключение - случаи, предусмотренные ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»).

Иностранцы могут заниматься трудовой деятельностью только в разрешенном порядке. Решение двойное – его получает иностранец и организация, которая берет его на работу. Разрешение платное, выдается всем иностранцам (исключение – временно находящиеся или постоянно проживающие на территории РФ).

Иностранцы пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях, наравне с гражданами РФ (применяется принцип национального режима). В РФ не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны-иностранца. Иностранцы, постоянно проживающие в РФ, могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан РФ (искл - определенными профессиями могут заниматься только граждане РФ).

Временно-пребывающих в РФ иностранцы - могут заниматься трудовой деятельностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания (работодатель обязан получить разрешение федеральной миграционной службы, а иностранец - подтверждение на право работы в РФ).

Характерной чертой трудовых договоров с любыми временно пребывающими в РФ иностранцами является их срочный характер. В этих случаях обычно применяется трудовое законодательство РФ в сочетании с законодательством страны иностранца.

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Российского закона, конкретизирующего правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, пока нет. В бывшем Союзе ССР 24 июня 1981 г. был принят Закон «О правовом положении иностранных граждан в СССР» . В нем закреплены общие принципы их правового положения, их основные права, свободы, обязанности и ответственность. До принятия соответствующего закона в Российской Федерации он действует на ее территории в части, не противоречащей Конституции РФ.

———————————
Ведомости Верховного Совета СССР. 1981. N 26. Ст. 836.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.
Выделяются две категории иностранных граждан: постоянно проживающие и временно пребывающие в Российской Федерации. В их статусе есть определенные различия.
Основные принципы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации характеризуются демократическими, интернационалистскими началами.
Использование иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Российской Федерации, законным интересам ее граждан и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законодательство.
Постоянно проживающие в России иностранные граждане могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой деятельностью на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не вытекает из законодательства. В федеральных законах назначение на определенные должности или занятие отдельными видами трудовой деятельности увязывается с принадлежностью к российскому гражданству.
Иностранные граждане имеют право на отдых, на охрану здоровья, на пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения, на пользование жилым помещением, право собственности на жилой дом и иное имущество, право на образование, на пользование достижениями культуры. Они могут вступать в профсоюзы, кооперативные, акционерные, научные, культурные, спортивные и другие общественные объединения (кроме политических партий), если это не противоречит их уставам.
Наравне с гражданами РФ им гарантируются свобода совести, неприкосновенность личности и жилища.
Иностранные граждане могут заключать и расторгать браки с гражданами Российской Федерации и другими лицами.
К числу особенностей статуса иностранных граждан в Российской Федерации относится отсутствие у них права избирать и быть избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности, а также участвовать во всенародных голосованиях (референдумах). При определенных условиях они могут участвовать в выборах органов местного самоуправления и местном референдуме.
Иностранные граждане не несут обязанности военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Допускаются передвижение иностранных граждан по территории Российской Федерации и выбор места жительства в порядке, установленном законодательством, а также соответствующими международными договорами Российской Федерации. Однако в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка могут устанавливаться ограничения в передвижении и выборе ими места жительства.

Постановлением Правительства РФ утверждается Перечень территорий с регламентированным посещением для иностранных граждан, о чем МИД Российской Федерации информирует дипломатические и консульские представительства, аккредитованные в России.
При соблюдении установленных Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» правил иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее. Статьи 26 — 28 определяют основания, по которым въезд и выезд могут быть не разрешены.
Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории Российской Федерации, подлежат ответственности на общих основаниях с ее гражданами. Тем из них, которые нарушают законодательство о правовом положении иностранных граждан, может быть сокращен срок пребывания в Российской Федерации.
Изложенные выше положения распространяются и на лиц без гражданства в Российской Федерации, если иное не вытекает из законодательства. Однако они не затрагивают установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами привилегий и иммунитетов глав и сотрудников иностранных дипломатических и консульских представительств, а также других лиц.
Принятие федерального закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации является актуальной задачей в связи со все возрастающим притоком в страну иностранных граждан как легальным, так и нелегальным путем.
В ст. 63 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В данном случае Конституция исходит из норм международного права о том, что каждое государство использует право предоставления политического убежища, и никто не может рассматривать это как недружественный акт. Указом Президента от 21 июля 1997 г. утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3601.

Основанием предоставления политического убежища является преследование (или его реальная угроза) лица, ищущего убежища и защиты, в стране его гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.
При наличии ряда оснований политическое убежище не предоставляется: если действия, явившиеся поводом для преследования, признаются в России преступлением, или лицо виновно в совершении действий, которые признаются в России преступлением, или противоречат целям и принципам ООН; если лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование; если лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; если лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ (без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Федеральным законом «О беженцах»); если лицо представило заведомо ложные сведения; если лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.
Ходатайство на имя Президента о предоставлении политического убежища направляется в территориальный орган миграционной службы. Этот орган рассматривает вопрос, запрашивает заключение Министерства внутренних дел, Министерства иностранных дел, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ со своим заключением. Комиссия вносит свои предложения Президенту для принятия им решения. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента РФ.
Лицу, которому предоставлено политическое убежище, выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством и оформляется вид на жительство.
Получившее политическое убежище лицо пользуется на территории России правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Право на политическое убежище утрачивается в случаях возврата лица в страну, которую оно покинуло; выезда на жительство в третью страну; добровольного отказа от политического убежища на территории России; приобретения российского гражданства или гражданства другой страны.
В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлениями.
Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации (ст. 63 Конституции).

Лица, находящиеся на территории того или иного государства, в зависимости от наличия или отсутствия гражданства государства пребывания, могут относиться к одной из следующих категорий: гражданин данного государства, иностранный гражданин или лицо без гражданства (апатрид). Гражданами называются физические лица, имеющие устойчивую правовую связь с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. См: Герасименко Ю.В, Лица не являющиеся гражданами России, как субъект конституционно-правовых отношений // Государство и право. 2002. № 6. С. 22.

Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" дает следующие определения понятиям "иностранный гражданин" и "лицо без гражданства". Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. См: ч. 1, 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2002 года № 140

Данные определения не являются единственными и в ряде других нормативно-правовых документов содержаться иные определения, отражающие характер правоотношений и специфику той сферы деятельности, в которой участвуют иностранные граждане.

По смыслу п.2 ст.2 Федерального закона Российской Федерации «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Правовое положение См: Маковский А.Л. «О понятиях «правовое положение», «правовой статус» иностранцев». Вступительная статья // Правовое положение иностранных граждан в России. Сборник нормативных актов. М.: 1996. иностранных граждан и лиц без гражданства формируется в целом на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, права страны гражданства (страны места жительства) лица и права страны его пребывания.

Законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации основывается на нормах Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», и иных законодательных актов. Наряду с этими нормами правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

Базисным законодательным актом является Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Как закреплено в ст.1 Закона, он определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Наряду с вышеуказанным Законом существуют также нормы, направленные на регулирование особенностей правового статуса иностранных граждан. Такие нормы можно встретить в: Налоговом кодексе Российской Федерации, Жилищном кодексе, Таможенном кодексе, Трудовом кодексе, Земельном кодексе, кодексе внутреннего водного транспорта, Кодексе торгового мореплавания, Воздушном кодексе, Уголовно-процессуальном и Уголовно-исполнительном кодексе, Уголовном кодексе, Семейном кодексе, Гражданском кодексе, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья и иных законодательных актах.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется также международными договорами Российской Федерации. Ратифицированные международные акты являются базисом национального законодательства Российской Федерации.

Среди международных договоров необходимо выделить Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Женевская Конвенция о статусе беженцев См: сборник Действующее международное право т. 1, 2 и ряд других международных договоров.

Отдельно необходимо выделить двухсторонние международные соглашения Российской Федерации с иностранными государствами, и, прежде всего, в рамках СНГ. Это, например: О правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства, См: Договор о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства // Ведомственное приложение к «Российской газете» от 12 мая 1998 года Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, См: Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 февраля 2002 года № 8, ст. 747 Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, См: Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 августа 1997 года № 32, ст. 3748 Договор между Российской Федерации и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. См: Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 августа 1997 года № 34, ст. 3950

Данные двухсторонние соглашения вводят такую дополнительную дефиницию как «постоянный житель», означающую гражданина одной стороны, постоянно проживающие на территории другой стороны на основании разрешения, выданного этой другой стороной.

Здесь «иностранные граждане, образно говоря, находятся как бы в двойном подчинении - под действием законов страны пребывания и законов страны своего гражданства». См: Герасименко Ю.В., Залевский Л.А. Конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами России: проблемы теории и практики. Омск. 2003. С. 12 Это естественно никак не может относиться к лицам без гражданства, так как они имеют правовую связь лишь с тем государством, на территории которого в данный момент находятся (проживают).

Говоря о правовом положении и правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства, не следует забывать и о правовом режиме иностранцев. Правовой режим иностранцев - это правовой статус, определяющий объем их прав и обязанностей на территории государства пребывания. См: Лазарев Л.В., Марышева Н.И., Пантелеева И.В. Иностранные граждане (Правовое положение). М.: 1992. С. 13. В российской правовой науке выделяют следующие виды режима иностранцев:

Национальный режим;

Специальный режим;

Режим оккупации;

Режим наибольшего благоприятствования;

Преференциальный режим.

Национальный режим означает уравнивание иностранцев в той или иной области с собственными гражданами государства пребывания. Это наиболее распространенный в правовых системах режим иностранцев. Так, например, п.3 ст.62 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

В российском законодательстве имеются примеры включения специальных норм о национальном режиме в законы, регулирующие определенную сферу правоотношений. Так, в соответствии с положением Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» право на получение адвокатского статуса не зависит от принадлежности к гражданству, причем особо оговорено, что иностранные граждане и лица без гражданства, получившие в установленном порядке статус адвоката, допускаются к осуществлению адвокатской деятельности на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом. См: п. 6 ст. 9 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Российская газета от 5 июня 2002 года № 100

Специальный режим предусмотрен в некоторых случаях, связанных с привлечением иностранцев к юридической ответственности. Так, если граждане России не могут быть выданы иностранным государствам, то экстрадиция иностранных граждан и лиц без гражданства вполне допустима. А Кодекс об административных правонарушениях, называя среди возможных видов наказания выдворение за пределы Российской Федерации, устанавливает, что оно может быть применено только к иностранным гражданам или лицам без гражданства. См: пп. 7 п. 1 ст. 3.2, ст. 3.10 Кодекса об административных правонарушений от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // Российская газета от 31 декабря 2001 года № 256

Если национальный и специальный режимы являются по своей сути производными от правоспособности граждан государства пребывания, то режимы наибольшего благоприятствования и преференциальный режим существуют в отношении прав и обязанностей граждан третьих государств предоставляемых на территории данного государства.

Режим наибольшего благоприятствования предусматривается межгосударственными договорами и соглашениями путем оговорки, содержание которой сводится к положению об обязательстве одного государства предоставить другому государству режим наиболее благоприятствующего государства.

Фактически режим наибольшего благоприятствования носит отсылочный характер, и выражается в установлении либо специального, либо национального режима в зависимости от того, какой из них более выгоден с точки зрения прав иностранцев. См: Международное право. Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М., 1998. С. 124

В российской Федерации режим наибольшего благоприятствования, предоставляется в сфере международной торговли, транспорта, правосудия и выполнения соответствующих иностранных судебных решений.

Преференции сводятся обычно к предоставлению национального режима там, где для всех иностранцев предусмотрен специальный режим в его ограниченной форме. Так, если по общему правилу иностранные граждане в Российской Федерации не могут находиться на государственной или муниципальной службе, См: ст. 14 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2002 года № 140 то в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, могут занимать должности руководителей и заместителей руководителей структурных подразделений областных, районных, городских, сельских, поселковых администраций. См: п. 3 ст. 4 Договора между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Бишкек, 13 октября 1995 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 февраля 2001 года № 9. ст.786

Кроме того, преференциальный режим может сводиться к предоставлению в той или иной сфере льготного специального режима, распространяемого только на граждан тех государств, для которых эта преференция предусмотрена.

Следует упомянуть еще об одном принципе правового положения иностранных граждан - принцип не дискриминации.

Принцип не дискриминации по критериям социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности зафиксирован в международных договорах. В частности, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, См: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года) // сборник Действующее международное право т. 2 закрепляя обязательства участвующих государств принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры для обеспечения полного осуществления экономических, социальных и культурных прав, устанавливает, что участвующие в Пакте государства обязуются гарантировать, что права, провозглашенные в Пакте, будут осуществляться без какой-либо дискриминации и, в частности по языковому признаку. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года См: Международный пакт гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года) // сборник Действующее международное право т. 2 также закрепляет принцип не дискриминации по языковому признаку. Принцип языковой не дискриминации закрепляется, как отмечает Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года, Декларацией о праве на развитие 1986 года и рядом других актов". См: Васильева Л.Н. Международное право и законодательство Российской Федерации о праве граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения // Журнал российского права. 2001. № 3. С. 154-157

Российское государство гарантирует распространение на иностранных граждан также общеправовых принципов, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, в том числе, равноправия человека с человеком, равноправие женщины и мужчины, равноправие независимо от национальной принадлежности.

Характеризуя положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, следует подчеркнуть, что сами понятия «правовое положение», «конституционно-правовой статус» в полном объеме подходят для тех иностранных граждан и лиц без гражданства, которые на законных основаниях находятся на территории Российской Федерации, то есть имеют действительные вид на жительство либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в России. См: ч. 7 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2002 года № 140

Таким образом, из всего приведенного выше видно, что в законодательство Российской Федерации имеет место ограничение прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства. Но, вместе с тем, права т обязанности иностранных граждан могут быть уравнены с правами и обязанностями граждан РФ, в случае наличия соответствующего двухстороннего соглашения со страной к гражданам которой применяется уравнивание.

  • 13. Понятие, состав и правовая природа коллизионных норм. Виды коллизионных норм.
  • 14. Основные типы коллизионных привязок.
  • Глава 5. Коллизионные нормы 135
  • 9. Установления содержания иностранного права
  • 10. Обратная отсылка.
  • 15. Гибкие коллизионные привязки и автономия воли сторон в мчп.
  • 16. Квалификация юридических понятий коллизионной нормы. Установление норм иностранного права.
  • Установление содержания иностранного права
  • 17. Проблема обратной отсылки и её преодоление.
  • 18. Взаимность. Реторсии.
  • 19. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования: понятие, сфера применения.
  • 20. Оговорка о публичном порядке.
  • 21. Императивные (сверхимперативные) нормы в мчп
  • 22. Личный закон физического лица: понятие, критерии его определения, сфера применения.
  • Личный закон физического лица
  • Личный закон юридического лица
  • 23. Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в рф.
  • 3 Основных режима пребывания иностранных граждан
  • 24. Коллизионное регулирование трудовых отношений в мчп.
  • 25. Порядок осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности в рф.
  • 26. Личный закон юридического лица: понятие, критерии определения, сфера применения. Национальность юридических лиц в мчп. Личный закон юридического лица
  • Личный Закон и Национальность Юридических Лиц
  • 27. Правовое положение иностранных юридических лиц в рф.
  • Классификация юридических лиц с точки зрения международного частного права
  • 28. Филиалы и представительства иностранных юридических лиц на территории Российской федерации: правовое положение и порядок аккредитации.
  • 29. Особенности правового положения государства как субъекта мчп. Виды иммунитета.
  • Государства и международные межправительственные организации
  • Концепции абсолютного и ограниченного иммунитета государства
  • 30. Концепции абсолютного и функционального иммунитета государств в мчп.
  • Иммунитет государства и гражданско-правовые отношения
  • Теория абсолютного иммунитета
  • Теория функционального (ограниченного) иммунитета
  • 1. Национальное законодательство.
  • 2. Международные договоры.
  • Особенности правового регулирования иностранных инвестиции. Инвестиционный режим
  • Понятие и классификация иностранных инвестиции
  • Правовое регулирование инвестиции в снг. Бишкекское и ашгабатское соглашения
  • 33. Понятие иностранного инвестора. Предприятия с иностранными инвестициями.
  • Понятие и классификация иностранных инвесторов
  • Правовое регулирование инвестиции в снг. Бишкекское и ашгабатское соглашения
  • Конвенция снг о защите прав инвестора 1997 г
  • Многосторонние договоры по вопросам инвестиций
  • Порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями
  • 34. Основные гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам в рф.
  • 35. Международный механизм гарантирования иностранных инвестиций.
  • 36. Порядок разрешения инвестиционных споров.
  • 37. Национализация: понятие, правовое регулирование, принципы проведения; экстерриториальное действие актов о национализации.
  • Применение законов о национализации
  • 38. Коллизионное регулирование сделок в мчп. Роль принципа автономии воли сторон и принципа наиболее тесной связи.
  • Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок
  • Тема 1. Федеральный закон «Об экспортном контроле» как базовый документ государственного регулирования внешнеторговой деятельности товарами и технологиями двойного примененения.
  • Форма внешнеэкономической сделки
  • 41. Правила оформления внешнеэкономических сделок.
  • Внешнеэкономическая сделка – этапы и способы ее оформления
  • Порядок оформления
  • Способы совершения сделки
  • Соблюдение валютного законодательства
  • Способы обеспечения обязательств
  • 42. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.
  • История
  • Страны-участницы Конвенции оон о договорах международной купли-продажи товаров
  • Часть II регламентирует вопросы заключения договора, определяет понятия оферты и акцепта.
  • Часть III разделена на следующие главы:
  • 43. Договоры с участием потребителей в международном частном праве.
  • 44. Представительство и доверенность в международном частном праве.
  • Представительство и доверенность
  • 45. Принципы международных коммерческих договоров унидруа.
  • 46. Инкотермс 2010 г. Безисы поставки exw, cif, fob.
  • 47. Теория lex mercatoria.
  • 48. Международные автомобильные перевозки.
  • Международные автомобильные перевозки
  • 49. Международные железнодорожные перевозки.
  • Международные железнодорожные перевозки
  • 50. Международные воздушные перевозки.
  • Международные воздушные перевозки
  • 51. Международные морские перевозки.
  • Международные морские перевозки
  • 52. Расчёты в международном торговом обороте. Аккредитивная форма платежа.
  • Международные расчеты, валютные и кредитные отношения
  • Формы международных расчетов
  • Международные расчеты с использованием векселя
  • Международные расчеты с использованием чека
  • 54. Коллизионное регулирование обязательств из неосновательного обогащения и обязательства вследствие недобросовестной конкуренции.
  • Национально-правовое регулирование обязательств из причинения вреда
  • 55. Коллизионное регулирование наследственных отношений в мчп.
  • Проблемы наследования в международном частном праве
  • 56. Коллизионное регулирование брачно-семейных отношений: личные неимущественные и имущественные отношения супругов; права и обязанности родителей и детей и других членов семьи.
  • Коллизионное регулирование брачно-семейных отношений по российскому праву
  • Основные проблемы брачносемейных отношений с иностранным элементом
  • Заключение браков
  • Расторжение браков
  • Правоотношения между супругами
  • Правоотношения между родителями и детьми
  • Усыновление (удочерение) в международном частном праве
  • Международный гражданский процесс
  • 14.3. Общие начала процессуального положения иностранных лиц в гражданском судопроизводстве
  • 59. Определение международной подсудности. Конфликт юрисдикций.
  • 60. Процессуальный статус иностранных лиц в рф.
  • 61. Порядок исполнения иностранных судебных поручений и оказание правовой помощи в Российской федерации.
  • Судебные поручения
  • 62. Порядок признания и исполнения решений иностранных судов в Российской Федерации.
  • Признание, приведение в исполнение иностранных судебных решений
  • Легализация документа
  • Легализация иностранных документов
  • Форма апостиля
  • Проставление апостилей в России Органы, проставляющие апостиль
  • Госпошлина
  • Взаимное признание документов
  • Этапы легализации
  • Случаи, когда не требуется легализация документа
  • Международный коммерческий арбитраж: понятие, виды
  • Правовая природа международного коммерческого арбитража
  • Виды международного коммерческого арбитража
  • 66. Компетенция международного коммерческого арбитража. Арбитражное соглашение. Процедура арбитражного разбирательства
  • Арбитражное соглашение
  • Форма и содержание арбитражного соглашения
  • 67. Порядок признания и приведения в исполнение решений международных коммерческих арбитражей на территории рф.
  • Признание и исполнение иностранных арбитражных решений
  • 15.7. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации
  • 68. Порядок рассмотрения споров в мкас при тпп рф.
  • 23. Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в рф.

    В МЧП определены следующие категории физических лиц:

      иностранные граждане - это лица, имеющие юридическую связь с каким-либо государством;

      бипатриды - лица, имеющие правовую связь с двумя или несколькими государствами;

      апатриды - лица, не имеющие юридической связи ни с каким государством;

      беженцы - лица, вынужденные по определенным причинам (указанным в законе) покинуть территорию своего государства, и получившие убежище на территории другого.

    Основная особенность гражданско-правового положения иностранных граждан заключается в том, что они подчиняются двум правопорядкам: государства места пребывания и государства своего гражданства. Общепризнанные императивные принципы и нормы международного публичного права являются основой правового статуса иностранных граждан.

    Существует минимальный стандарт обращения с иностранцами, основанный на Международных пактах о политических, экономических и социальных правах. Этот стандарт включает пять составляющих:

    1) ограничения политических прав (иностранцы, как правило, в государстве пребывания не пользуются политическими правами, не избирают и не могут быть избранными);

    2) ограничения, связанные с выполнением воинской обязанности (как правило, иностранцы в государстве пребывания не несут воинской обязанности);

    3) различен порядок выезда и въезда иностранцев и отечественных граждан: если иностранцу можно запретить въезд на территорию иностранного государства, то, например, гражданину России въезд в Российскую Федерацию не может быть ограничен;

    4) уголовная ответственность иностранных граждан: иностранцы несут ту же уголовную ответственность, что и российские граждане;

    5) дипломатическая и консульская защита иностранцев осуществляется на территории государства пребывания по законам этого государства.

    Правовое положение физических лиц определяется как в национальном законодательстве, так и в международных договорах. С позиций регулирования общеправового статуса иностранного гражданина определяющим являются три федеральных закона: «О гражданстве РФ», «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

    Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 г. устанавливает, что основой правового положения иностранных граждан в России выступает национальный режим с изъятиями, предусмотренными специальным режимом, когда иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

    3 Основных режима пребывания иностранных граждан

    1 временно проживающие - срок пребыв определяется визой, если без визы то 90 дней.

    2 времен проживание - разрешение выдается в пределах квоты. вне квоты получают разрешение лица имеющие связь с РФ - в браке с иностранным гражданином и гр рф, дети - иностран граждане. выдает разрешение мвд. Должен подавать отчеты о своем пребывании.

    3 постоянно проживающие - на основании вида на жительство на 5 лет, обходимо прожить на территории РФ не менее года.

    Гражданско-правовое положение иностранцев в России

    Личный закон определяет право, подлежащее применению при решении вопросов гражданской правоспособности физического лица (ст. 1196 ГК РФ), его гражданской дееспособности (ст. 1197 ГК РФ), при определении прав физического лица на имя (ст. 1198 ГК РФ), вопросов опеки и попечительства (ст. 1199 ГК РФ), признания лица безвестно отсутствующим или объявления его умершим (ст. 1200 ГК РФ).

    для третьей части ГК РФ характерно сочетание двух коллизионных привязок: привязки к закону гражданства лица и привязки к закону места жительства лица. Новым для российского законодательства является введение правила о личном законе иностранных граждан, имеющих место жительства в России (п. 3 ст. 1195). Таким образом, в отношении иностранного гражданина, проживающего в России, вместо права страны его гражданства должно применяться право страны места его жительства, а в отношении российских граждан, проживающих за границей, таких изъятий из общего правила и применения права страны гражданства не предусмотрено. Принцип места жительства применяется согласно п. 4 ст. 1195 и в отношении лиц, являющихся гражданами нескольких иностранных государств. Поскольку к лицам без гражданства применение общего принципа невозможно в силу отсутствия у них гражданства, п. 5 ст. 1195 предусматривает применение права страны, в которой такое лицо имеет место жительства.

    "Гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом".

    Поскольку иностранный гражданин обладает в России такой же гражданской правоспособностью, как российский гражданин, иностранец в Российской Федерации не может претендовать на какие-либо иные гражданские права, нежели те, которые предоставлены по нашему закону гражданам РФ. Иностранные граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и иной деятельностью, если занятие такой деятельностью не исключается законом; создавать в установленном порядке юридические лица самостоятельно или совместно с физическими, а также юридическими лицами РФ. Иностранные граждане, как и российские, вправе заниматься в России предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

    Иностранные граждане могут обучаться, а также повышать свою квалификацию в образовательных учреждениях РФ. Такое обучение осуществляется на основе прямых договоров с этими учреждениями, а также межправительственных и иных соглашений, заключаемых с государственными органами зарубежных стран.

    Законодательство содержит также специальные правила, касающиеся дееспособности физических лиц, под которой понимается способность совершать определенные действия, принимать на себя определенные обязательства. Коллизионные вопросы дееспособности физического лица возникают вследствие того, что законы разных стран не всегда одинаково определяют возраст, с наступлением которого человек достигает совершеннолетия и тем самым становится полностью дееспособным. Дееспособность определяется законом гражданства лица:

      ограничение действия закона гражданства установлено в интересах торгового оборота для тех случаев, когда сделка совершается лицом не в стране его гражданства, а в другой стране

      установление общего правила о применении права страны гражданства не исключает применения для определенных видов отношений специальных коллизионных норм о дееспособности.

    В договорах о правовой помощи, заключенных с другими странами, дееспособность физического лица обычно определяется по закону его гражданства.

    Новым для российского законодательства является введение коллизионной нормы, касающейся права на имя. Согласно ст. 1198 ГК РФ "права физического лица на имя, его использование и защиту определяются его личным законом, если иное не предусмотрено этим Кодексом или другими законами".

    Поскольку в отличие от предшествующего российского гражданского законодательства новый ГК РФ рассматривает в качестве институтов гражданского права опеку и попечительство, коллизионные правила опеки и попечительства включены в часть третью ГК РФ (ст. 1199). Цель опеки и попечительства состоит в том, чтобы обеспечить защиту прав и интересов лиц, которые в силу отсутствия у них дееспособности не в состоянии сами обеспечить защиту своих прав. Опека устанавливается над полностью недееспособными лицами, в то время как попечительство - над ограниченно или частично дееспособными.

    Основной коллизионной привязкой является личный закон лица, в отношении которого устанавливается опека или попечительство, иными словами, закон гражданства (п. 1 ст. 1199), а в отношении обязанностей опекуна (попечителя) - закон гражданства лица, назначаемого опекуном или попечителем (п. 2 ст. 1999).

    К личному закону, как общее правило, отсылают нормы законодательства ряда государств (Австрии, ФРГ, Венгрии, Италии, канадской провинции Квебек, Турции, Чехии и др.). Однако во внутреннем законодательстве могут применяться и другие принципы.

    Новым для российского законодательства является введение специальной коллизионной нормы в отношении предпринимательской деятельности физических лиц.

    Статья 1201 ГК РФ гласит: "Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности".

    Российское законодательство исходит из того, что иностранный гражданин может быть индивидуальным предпринимателем, если он будет соответствующим образом зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 1 ст. 23 ГК РФ, п. 2 ст. 2, ст. 13 Закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Именно поэтому ст. 1201 предусматривает отсылку к праву страны, где физическое лицо также зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя.

    Правовое положение беженцев и переселенцев

    Правовое положение беженцев в России определяется Конвенцией о статусе беженцев 1951 г. и Протоколом, касающимся статуса беженцев, 1967 г., а также Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. "О беженцах" (в ред. от 7 ноября 2000 г.). Под беженцем в Законе "О беженцах" понимается лицо, которое не является российским гражданином и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений либо, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

    правило п. 6 ст. 1195 ГК РФ, согласно которому личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище. Гражданско-правовые споры в отношении имущества, находящегося на территории государства выезда, между переселенцами и членами их семей, с одной стороны, и заинтересованными лицами - с другой, решаются в судебном порядке на территории государства выезда и в соответствии с его законодательством и упомянутыми соглашениями.