Понятие и правовой режим налоговой тайны. Правовой режим налоговой тайны Сведения об ИНН

Кирилина Вероника Евгеньевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Российской академии правосудия.

В российских нормативных правовых актах можно встретить упоминания различных видов тайн: государственной, служебной, адвокатской, врачебной, военной, профессиональной, коммерческой, нотариальной, личной или семейной, аудиторской, банковской; страхования, завещания, следствия, усыновления, связи, исповеди; конфиденциальности третейского разбирательства, конфиденциальности персональных данных <1> и др. В большинстве случаев законодатель приводит в соответствующем нормативном акте и определение данного вида тайны. Однако при этом отсутствует общее легитимное понятие "тайна", а в юридической науке по этому поводу единого мнения не сформировалось.

Все названные виды тайн объединяет то, что они являются разновидностями информации, доступ к которой ограничен. К данной категории информации надлежит отнести и налоговую тайну. Правовой режим ограничения доступа к информации установлен ст. 9 ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <2> (далее - Закон N 149-ФЗ). Следовательно, правовое регулирование налоговой тайны осуществляется не только Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ), где дано ее определение, но и названным Законом. Пунктом 4 ст. 9 Закона N 149-ФЗ налоговая тайна включена в понятие "иная тайна", в отношении которой применяется режим конфиденциальности информации. Названная статья также содержит бланкетную норму права, согласно которой условия отнесения информации к сведениям, составляющим такую тайну, обязательность соблюдения в отношении ее конфиденциальности, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами.

<2> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

До вступления в силу части первой НК РФ понятие "налоговая тайна" в российском законодательстве отсутствовало, а в ст. 16 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" <3> было сказано, что налоговые органы и их сотрудники обязаны сохранять коммерческую тайну.

В настоящее время налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, закрытый перечень которых приведен в п. 1 ст. 102 НК РФ. Таким образом, не являются налоговой тайной сведения: разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика (далее - ИНН); о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам); предоставляемые избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

Перечни должностных лиц, которые имеют доступ к сведениям, отнесенным к налоговой тайне, устанавливают соответственно Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная таможенная служба (ФТС) и МВД России (п. 3 ст. 102 НК РФ) <4>.

<4> См., например: Приказ МВД РФ от 26 декабря 2003 г. N 1033 "Об утверждении Перечня должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну" // Российская газета. 2004. 27 янв.

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ соблюдение налоговой тайны и обеспечение ее сохранности являются обязанностью налоговых органов, а налогоплательщики и плательщики сборов соответственно имеют право на соблюдение и сохранение налоговой тайны (пп. 13 п. 1 ст. 21 НК РФ). Пунктом 9 ст. 84 НК РФ установлено, что сведения о налогоплательщике с момента его постановки на учет являются налоговой тайной. Поэтому требования о соблюдении налоговой тайны могут быть заявлены налогоплательщиком в любой момент, а не только по окончании налоговой проверки, в устной или письменной форме.

В соответствии со ст. 102 НК РФ понятие налоговой тайны является более широким по отношению к коммерческой тайне <5>. Как следует из легитимного определения налоговой тайны, к ее разглашению относятся использование или передача другому лицу не только производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей <6>, но и иных сведений, например данных регистров налогового учета (ст. 313 НК РФ).

<5> Понятие коммерческой тайны дано в ст. 3 ФЗ от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.
<6> Для свидетелей, понятых и переводчиков - участников налоговых правоотношений обязанность соблюдать налоговую тайну НК РФ прямо не установлена.

В то же время данные, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), т.е. адрес, сведения о размере уставного капитала, о полученных лицензиях и т.п., не относятся к сведениям, составляющим налоговую тайну, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абз. 2 ст. 6 ФЗ N 129-ФЗ <7> (сведения о документе, удостоверяющем личность, банковских счетах).

<7> ФЗ от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.

Также объектом, на который распространяется режим налоговой тайны, будет являться информация о наличии либо отсутствии денежных средств на банковском счете налогоплательщика <8>.

<8> См.: письмо Управления ФНС России по г. Москве от 31 декабря 2008 г. N 09-17/122410 "О предоставлении налоговыми органами сведений о денежных средствах на счетах, по которым приостановлены операции" // Московский бухгалтер. 2009. N 4.

За нарушение правового режима налоговой тайны установлена административная и уголовная ответственность: ст. 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях "Разглашение информации с ограниченным доступом" - наложение штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб., на должностных лиц - от 4000 до 5000 руб.; ст. 183 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) "Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну" - лишение свободы на срок до 10 лет; ст. 137 УК РФ "Нарушение неприкосновенности частной жизни" - лишение свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.

Кроме того, налоговые и иные вышеназванные органы, обязанные соблюдать налоговую тайну, несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса РФ. Должностные лица названных органов могут быть привлечены к материальной и дисциплинарной ответственности (ст. ст. 192 - 195 и 238 Трудового кодекса РФ соответственно).

Исключения из режима налоговой тайны должны быть в обязательном порядке предусмотрены федеральным законом. Например , представление источниками формирования кредитной истории информации, определенной ст. 4 ФЗ N 218-ФЗ <9>, в бюро кредитных историй не является нарушением служебной, банковской, налоговой или коммерческой тайны.

<9> Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях" (в ред. от 24 июля 2007 г.) // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 44; 2007. N 31. Ст. 4011.

Согласно п. 2 ст. 64.1 НК РФ организация, претендующая на получение отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов по решению министра финансов РФ, должна приложить к заявлению письменное согласие на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, связанных с рассмотрением этого заявления.

Несмотря на то, что правовой режим налоговой тайны в настоящее время довольно подробно урегулирован НК РФ и другими нормативными правовыми актами, некоторые нормы права все же вызывают вопросы у правоприменителей или требуют дополнительных разъяснений.

В 2004 г. режим налоговой тайны стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ (далее - КС РФ) <10>. Суд отметил, что специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен ст. 102 НК РФ, исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций, установленных НК РФ и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральное законодательство предусматривает ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.

<10> См.: Определение КС РФ от 30 сентября 2004 г. N 317-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ламбина Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации". Документ опубликован не был // СПС "КонсультантПлюс".

Кроме того, КС РФ указал, что в п. 3 ст. 6 ФЗ от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <11> закреплены права адвоката, среди которых - возможность собирать необходимые для оказания юридической помощи сведения, в том числе запрашивать документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также иных организаций, которые обязаны выдавать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии в порядке, установленном законодательством. Однако адвокат не включен законодателем в число лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

<11> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

Порядок доступа государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей к конфиденциальной информации налоговых органов, составляющей налоговую тайну, установлен Приказом Министерства по налогам и сборам РФ (далее - МНС России) <12>. Названная информация предоставляется только на основании запроса, оформленного в письменном виде на бланках установленной формы, и направляется фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган. Подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью канцелярии пользователя.

<12> Приказ МНС России от 3 марта 2003 г. N БГ-3-28/96 "Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов" // Российская газета. 2003. 3 апр.

В случае отсутствия в запросе ссылки на положение федерального закона, устанавливающего право пользователя на получение конфиденциальной информации, печати или неуказания в нем цели, связанной с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию, такой запрос по форме и содержанию не отвечает требованиям упомянутого Порядка и исполнению не подлежит <13>. Интересно, что, по мнению налоговых органов, подтверждение гербовой печатью подписи должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы от имени правоохранительного органа, не требуется <14>.

<13> См.: Постановление ФАС Центрального округа от 29 августа 2007 г. N А14-15673-2006/614/34 // СПС "КонсультантПлюс".
<14> См.: письмо Управления ФНС по г. Москве от 10 ноября 2008 г. N 09-12/104605 // Московский налоговый курьер. 2008. N 23 - 24.

Следует заметить, что к обоснованию, которое следует в обязательном порядке привести в запросе о предоставлении конфиденциальной информации, утвержденный МНС России Порядок относит, в частности: находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводятся оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации.

При этом законодательством Российской Федерации не предусмотрено возможности предоставления налоговым органом сторонней организации информации, содержащей отнесенные НК РФ к налоговой тайне сведения, с целью доказать в суде тяжелое имущественное положение ответчика.

Налоговый орган также не имеет права выдать исполнительному органу муниципального образования по его запросу информацию о суммах начисленных и уплаченных налогов конкретными налогоплательщиками, зарегистрированными на территории данного муниципального образования, необходимую ему для разработки доходной части бюджета, так как этот орган не указан в ст. 102 НК РФ в числе органов, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну <15>.

<15> Практический комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Просто о сложном (постатейный) / Сост. и авт. комментариев Ю.М. Лермонтов. Подготовлен для СПС "КонсультантПлюс". 2009.

В то же время субъектами отношений, возникающих в рамках правового режима налоговой тайны, могут быть служба судебных приставов и взыскатель, которые вправе запросить конфиденциальную информацию. Согласно ч. 9 ст. 69 ФЗ от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" <16> судебный пристав, исходя из размера задолженности, запрашивает сведения о наличии имущества должника у налоговых органов в случае их отсутствия. Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению также вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении подобных сведений.

<16> СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.

Судебный пристав-исполнитель в случае отсутствия необходимой для принудительного исполнения информации о должнике направляет мотивированный письменный запрос в налоговый орган об ИНН, о номерах расчетных, текущих и иных счетов, о наименовании и месте нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета, о финансово-хозяйственной деятельности по установленным формам отчетности. Если же должник отсутствует по указанному в исполнительном документе адресу, у налогового органа запрашивается информация о его новом местонахождении. При этом письменный запрос должен быть заверен печатью соответствующего подразделения судебных приставов с указанием в нем даты вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, номера исполнительного производства, наименования должника - юридического лица и его юридического адреса (фамилии, имени, отчества должника - физического лица и его места проживания) <17>.

<17> См.: Приказ МНС России N ВГ-3-10/265, Минюста России N 215 от 25 июля 2000 г. "Об утверждении Порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов" // Российская газета. 2000. 30 авг.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" <18> для выполнения возложенных обязанностей милиции также предоставляется право в соответствии с законодательством Российской Федерации получать сведения, составляющие налоговую тайну. Конфиденциальная информация, в том числе копии актов и решений по результатам мероприятий налогового контроля либо выписки из них, сведения о выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах и вынесенных санкциях, может быть предоставлена налоговым органом по запросу правоохранительного органа, если в его мотивировочной части даны ссылки на зарегистрированные и рассматриваемые в порядке ст. ст. 144 и 145 УПК РФ материалы <19>.

<18> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.
<19> См.: письмо Управления ФНС по г. Москве от 29 сентября 2008 г. N 09-10/091384 // Московский налоговый курьер. 2009. N 1 - 2.

Кроме того, согласно Инструкции о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления <20>, акты и копии решений по выездным налоговым проверкам могут направляться в органы внутренних дел налоговыми органами в случае выявления ими признаков преступления, т.е. по инициативе самого налогового органа.

<20> См.: Приказ МВД России N 495, Приказ ФНС России N ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 г. "Об утверждении Порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений" // Российская газета. 2009. 16 сент.

Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов предусматривает возможность выемки предметов и документов, содержащих охраняемую федеральным законом тайну. Такие процессуальные действия должны производиться в порядке, установленном УПК РФ.

Правоприменительная практика выявила проблему отнесения к объекту налоговой тайны информации о неуплате налогоплательщиком налога, на которой стоит остановиться подробнее. Как уже было сказано, не являются налоговой тайной сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения (пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ). Но являются ли эти два понятия идентичными?

По мнению ФАС Центрального округа, законодатель имел в виду только налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена в гл. 16 НК РФ, так как за их совершение установлена налоговая ответственность, а неисполнение налогоплательщиком обязанности уплаты налога в бюджет при отсутствии признаков налогового правонарушения не влечет применения к налогоплательщику мер налоговой ответственности и не рассматривается как нарушение законодательства о налогах и сборах. Следовательно, информация о неисполнении обязанности по уплате налога имеет статус налоговой тайны, и ее разглашение налоговым органам прямо запрещено законом <21>.

<21> См.: Постановление ФАС Центрального округа от 29 августа 2007 г. N А14-15673-2006/614/34.

Однако в решениях ВАС РФ были признаны правильными выводы судов первой, апелляционной и кассационной инстанций о том, что сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной, в связи с чем у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении информации о выполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств <22>. Таким образом, в арбитражной практике нет единого мнения по данному вопросу.

<22> См.: Определения ВАС РФ от 31 марта 2008 г. N 4302/08 по делу N А67-1687/07 и N 4251/08 по делу N А67-1463/07. Документы опубликованы не были // СПС "КонсультантПлюс".

Позиция Минфина России и ФНС России заключается в том, что сведения о задолженности налогоплательщиков перед бюджетами различных уровней не составляют налоговую тайну, поскольку являются отражением налогового правонарушения, связанного с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов <23>. Неисполнение обязанности по уплате налога в установленный срок при отсутствии признаков налогового правонарушения - это нарушение порядка уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, следовательно, сведения об указанном нарушении также не могут составлять налоговую тайну <24>.

<23> См., например: письмо Управления ФНС России по г. Москве от 3 октября 2008 г. N 09-10/093263 // СПС "КонсультантПлюс".
<24> См.: письмо МНС России от 5 марта 2002 г. N ШС-6-14/252 // Экономика и жизнь. 2002. N 12.

При анализе рассмотренных позиций следует обратить внимание на следующие моменты. Прежде всего необходимо различать информацию о неисполнении обязанности по уплате налога и сведения об исполнении налогоплательщиком своих обязанностей, поскольку первое понятие уже предполагает нарушение законодательства о налогах и сборах, а второе - нет. Кроме того, информация о суммах уплачиваемых налогов и сборов, которая может быть составной частью сведений об исполнении налогоплательщиком своих обязанностей, относится к налоговой тайне, что было подтверждено судебной практикой <25>.

<25> См., например: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2009 г. N 09АП-14702/2009-АК по делу N А40-4098/09-76-12; Постановление ФАС Поволжского округа от 3 апреля 2009 г. по делу N А65-8173/2008 // СПС "КонсультантПлюс".

Важно также обратить внимание на то, что неисполнение обязанности по уплате налога является налоговым правонарушением, предусмотренным ст. 122 НК РФ, хотя совершившее его лицо не всегда может быть привлечено к ответственности. Статья 109 НК РФ содержит перечень обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (отсутствие события налогового правонарушения; отсутствие вины лица в его совершении; совершение правонарушения лицом, не достигшим 16-летнего возраста; истечение сроков давности привлечения к ответственности), а ст. 111 НК РФ - перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения. При наличии вышеназванных обстоятельств (п. п. 1 - 3 ст. 109, ст. 111 НК РФ) согласно общей теории права будет отсутствовать состав правонарушения, следовательно, данное деяние нельзя будет квалифицировать в качестве правонарушения <26>.

<26> См.: Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2002. С. 517.

И последний аргумент: при буквальном толковании пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ не составляют налоговой тайны только те сведения, которые содержат информацию исключительно о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за них. Поэтому сведения о неисполнении обязанности по уплате налогов и сборов перестанут составлять налоговую тайну только с момента вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, или решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение в соответствии со ст. 101.4 НК РФ. При вынесении решения об отказе в привлечении к ответственности факт совершения налогового правонарушения будет считаться неустановленным, кроме случаев, когда лицо не подлежит привлечению к ответственности по истечении срока давности на основании п. 4 ст. 109 НК РФ.

На основании сказанного можно прийти к выводу, что сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов или информация о неисполнении обязанности по уплате налога (до вынесения вышеназванного решения) являются налоговой тайной и не могут быть предоставлены третьим лицам по их запросу.

Таким образом, в настоящее время режим налоговой тайны, его субъекты и объекты детально урегулированы законодательством Российской Федерации, однако процесс правоприменения все же выявил отдельные пробелы, которые на практике устраняются официальным и неофициальным толкованием и с помощью судебной практики. Также очевидно, что данный режим разработан, прежде всего, для налоговых и иных вышеназванных органов, обязанных соблюдать налоговую тайну, но доскональное его знание просто необходимо налогоплательщику для эффективной защиты конфиденциальной информации и своих прав, связанных с такой защитой.

Библиографический список

  1. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2002.
  2. Практический комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Просто о сложном (постатейный) / Сост. и авт. комментариев Ю.М. Лермонтов. Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2009.

Налоговая тайна

Понятие налоговой тайны

Легальное определение понятие «налоговая тайна» дано в п.1 ст.102 НК РФ, согласно которому: «Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам); 5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности».

По поводу информации, составляющей налоговую тайну, могут складываться различные правоотношения, связанные со сбором, получением, хранением, распространением, защитой такой информации, а также ответственностью за неправомерное ее разглашение и использование. Институт налоговой тайны является комплексным, включающим в себя нормы не только налогового, но и информационного, административного, уголовного и других отраслей права.

Согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике. Из установленного ст.102 НК РФ положения, следует, что сведения могут быть, прежде всего, любыми по форме - это может быть любая письменная (электронная) информация о налогоплательщике, ставшая известной должностному лицу налогового органа при исполнении им законных полномочий: документ, магнитный диск, видеозапись, фото-кино съемка (ст. 92 НК РФ). По своему содержанию сведения так же могут быть любыми, то есть включать в себя не только сведения, непосредственно связанные с вопросами налогообложения, но и иную информацию, правовая охрана которой предусмотрена различными нормативно-правовыми актами (например, личная, семейная, коммерческая тайны).

Одним из важнейших признаков объекта налоговой тайны является то, что сведения, ее составляющие, являются только сведения о лице (налогоплательщике), т.е. это может быть любая информация, относящаяся к конкретному лицу. В литературе приводится классификация конфиденциальных сведений по субъекту ими обладающему на «свои» тайны и «чужие» тайны. «Свои» тайны представляют собой сведения, относящиеся к конкретному лицу, под «чужими» же тайнами понимают сведения, доверенные лицам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности (такими лицами могут быть, например, врачи, адвокаты, аудиторы). Налоговую тайну по смыслу ст. 102 НК РФ составляют лишь сведения, относящиеся к конкретному налогоплательщику, которому и предоставляется право требовать соблюдения тайны в отношении этих сведений (ст.21 НК РФ). Другим лицам такое право не предоставляется. Следовательно, «чужие» тайны объектом налоговой тайной быть не могут, сохранность такой информации обеспечивается в режиме иных тайн, предусмотренных законодательством, в частности в режиме профессиональной тайны. Гарантией сохранности такой информации в налоговом законодательстве выступает норма, предусмотренная ст. 82 НК РФ, в соответствии с которой при осуществлении налогового контроля сбор, хранение, использование и распространение налоговыми органами информации о налогоплательщике составляющей профессиональную тайну, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну, признается недопустимым.

Основным признаком сведений, составляющих налоговую тайну, отличающим ее от других видов тайн, является то, что сведения о налогоплательщике должны быть получены налоговым органом при исполнении своих полномочий. Сведения о налогоплательщике, полученные должностным лицом не в связи с осуществлением им своих полномочий, налоговой тайной не являются. В этом случае отсутствует само основание отнесения сведений к налоговой тайне, так как любое третье лицо тем же способом может получить такую информацию о налогоплательщике без каких-либо препятствий.

Получение налоговым органом информации о налогоплательщике осуществляется в рамках правоотношений, возникающих в силу НК РФ, имеющих публично-правовой характер и основанных на властном подчинении одной стороны другой. В этих правоотношениях налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие истребовать необходимую информацию (ст.31 НК), а налогоплательщику – обязанность ее предоставить (ст.23 НК РФ). Несоблюдение налогоплательщиком такой обязанности влечет применение к нему мер ответственности, установленных ст.129 НК РФ.

В соответствии со ст.82 НК РФ налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своих полномочий посредством налоговых проверок, получения объяснений от налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а так же в других формах, предусмотренных НК РФ. Любая из перечисленных форм налогового контроля предполагает получение налоговыми органами различной информации о налогоплательщике, источником которой не обязательно будет сам налогоплательщик. Любые сведения, полученные должностными лицами налоговых органов в рамках реализации полномочий по налоговому контролю, являются объектом налоговой тайны.

Ст. 24, 85, 86, 90, 93 НК РФ устанавливает обязанность определенных физических лиц и организаций предоставлять сведения о налогоплательщике, известные им. Такая обязанность устанавливается, к примеру, за налоговыми агентами, банковскими организациями, свидетелями. Непредставление налоговым органам информации влечет ответственность в соответствии со ст.129 НК РФ. Информация, полученная от данных лиц, охраняется в режиме налоговой тайны, но только в той части, в которой она касается непосредственно налогоплательщика.

Ст. 102 НК РФ предусмотрен перечень сведений, которые не являются налоговой тайной (см. выше). В связи с этим перечнем интересно постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.12.2007 по делу, в котором ИФНС отказала налогоплательщику в сообщении информации о добросовестности его контрагентов, решив, что такой отказ является правомерным, т.к. данные сведения составляют налоговую тайну и имеют специальный режим доступа.

Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, ст. 102 НК РФ содержит исчерпывающий перечень сведений, не относящихся к налоговой тайне, согласно которому сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не относятся к налоговой тайне. Запрошенные сведения к налоговой тайне не относятся.

Таким образом, из данного решения можно сделать практический вывод – для любого налогоплательщика существует возможность затребовать информацию о добросовестности контрагента у ИФНС.

Кроме того, отказ ИФНС влияет на права организации как налогоплательщика на получение налоговой выгоды, в том числе при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента – согласно сложившейся практике, налоговые органы весьма неохотно возмещают НДС налогоплательщикам, чьи контрагенты, оказавшись недобросовестными, данный налог не уплатили. Как правило, даже в свете Постановления Палаты Европейского Суда по правам человека от 22 января 2009 года, где Суд указал, что: «Национальный законодатель вправе предусматривать определённые ограничения во избежание налоговых мошенничеств, но такие меры должны касаться должной осмотрительности налогоплательщиков-покупателей в определённых обстоятельствах (special diligence) и не могут сводиться к отказу в вычете при любой налоговой неисполнительности поставщика», российские налоговые органы относятся к возмещению при указанных обстоятельствах весьма скептически.

Исходя из сказанного в данном разделе, можно сделать следующие выводы:

  1. В ст.102 НК РФ предусмотрен закрытый перечень сведений, исключаемых из объекта налоговой тайны. Вместе с тем, единого критерия разграничения сведений, составляющих налоговую тайну, и сведений, таковой не являющихся, законодателем не предусмотрено;
  2. Налогоплательщик имеет возможность затребовать информацию о добросовестности контрагента у налоговых органов.

Соотношение банковской и налоговой тайны

Соотношение банковской и налоговой тайны также имеет свои особенности. В соответствии со ст.26 ФЗ от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» банки обязуются хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. Вместе с тем п. 11 ст. 31 НК РФ предоставляет налоговым органам право требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени.

В ст. 86 НК РФ предусмотрены обязанности банков в связи с учетом налогоплательщиков. К их числу помимо прочего относится обязанность сообщать об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Кроме того, банки обязываются выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа (ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности»). Вся эта информация будет охраняться в режиме налоговой тайны.

УДК 342(470+571):343.45

Е. В. Шеховцева

Налоговая тайна: правовой режим охраны

В статье анализируется содержание информации, составляющей налоговую тайну, определяется содержание правоотношений, связанных со сбором, получением, хранением, распространением, защитой такой информации, в том числе рассматривается ответственность за неправомерное разглашение информации, составляющей налоговую тайну.

The article analyses the content of information constituting tax secret is determined by the content of legal relationships concerned with the collection, receipt, storage, distribution, and protection of such information, including those considered responsible for the improper disclosure of information constituting tax secret.

Ключевые слова: тайна, налоговая тайна, налогозначимая информация, защита информации, налоговые органы, налогоплательщик.

Key words: secret, tax secret, tax significant, information security, tax authorities, taxpayer.

Действующее российское законодательство не содержит общего понятия тайны, а экономическая информация в России охраняется в режиме нескольких видов и разновидностей тайны, включая государственную, служебную, коммерческую, банковскую, нотариальную, аудиторскую, адвокатскую, налоговую и тайну страхования, что само по себе ведет, в ряде случаев, к игнорированию отдельных критериев отнесения информации (объект, субъекты, источники) к тому или иному виду тайны.

Институт налоговой тайны достаточно слабо разработан в теории публичных правоотношений. Из всего массива современной литературы по вопросам защиты конфиденциальной экономической информации можно выделить исследования, проведенные М.Ю. Костенко и А.В. Торшиным, чья диссертационная работа была выполнена на тему: «Правовой режим информации, составляющей налоговую тайну».

Законодательное закрепление понятия «тайна» представляется крайне важным, в том числе на конституционном уровне, поскольку «тай-

© Шеховцева Е.В., 2013

на» с правовой точки зрения это - специальный правовой режим как доступа и хранения, так и использования определенной совокупности конфиденциальной информации, за нарушение которого должна быть предусмотрена юридическая ответственность.

Налоговозначимая информация - это особый тип информации, предназначенный непосредственно для целей налогообложения, поэтому информация, которой располагают налоговые органы, является не только экономической информацией, но и содержит персональные данные налогоплательщиков, налоговых агентов и лиц, сопутствующих уплате налогов, которые подпадают под режим защиты Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

В этой связи вывод о том, что при определенных обстоятельствах одна и та же экономическая информация может одновременно подпадать под юрисдикцию несколько правовых режимов защиты, представляется наиболее соответствующим положениям российского законодательства. Так, в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» информационные ресурсы разделены по категориям доступа на общедоступные и ресурсы с ограниченным доступом, а по условиям ее правового режима - на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Легальное определение понятие «налоговая тайна» дано в п. 1 ст. 102 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), согласно которому: «Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, исчерпывающий перечень которых законодатель закрепил в этой же статье».

В научной литературе часто подчеркивается, что относительно информации, составляющей налоговую тайну, могут складываться различные правоотношения, связанные со сбором, получением, хранением, распространением, защитой такой информации, а также ответственностью за неправомерное ее разглашение и использование1. Что касается института налоговой тайны, то его определяют как комплексный, включающий в себя нормы не только налогового, но и информационного, административного, уголовного и других отраслей права2.

1 См., например: Костенко М.Ю. Налоговая тайна: науч.-практ. пособие. М., 2001; Кучеров И.И., Трошин В.А. Налоговая тайна: правовой режим защиты информации. М., 2003.

2 См., в частности: Мясников А.О. Как защитить налоговую тайну // Налоговые споры. 2006. № 9.

Правовой режим охраны налоговой тайны можно охарактеризовать прежде всего ограниченным и четко регламентированным порядком доступа к ней. Таким образом, под налоговой тайной понимается информация, признаваемая федеральным кодифицированным законом необщедоступной в целях защиты прав и интересов лица, общества и государства, соответствующая установленным законом условиям охраноспособности.

Проведенный А.В. Торшиным анализ существующих режимов защиты конфиденциальной экономической информации позволил автору выявить три основных подхода, которые использовались в российском законодательстве при определении состава сведений, защищаемых в режиме той или иной тайны. Один из подходов вообще не предусматривает установление какого-либо перечня охраняемой информации, определяются лишь ее конфиденты, т. е. физические лица и организации, которым в силу профессиональной деятельности, по договору или на ином законном основании становятся известны сведения, которые они обязаны сохранять. Подобным образом сконструированы нотариальная, адвокатская, аудиторская тайна.

Следует согласиться с автором, что при установлении режима налоговой тайны законодателем использован именно такой подход с тем лишь исключением, что ее конфидентами в законодательстве обозначены не частные практики и коммерческие организации, а соответствующие государственные органы и их должностные лица, а также привлекаемые ими специалисты и эксперты.

Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов был утвержден еще Приказом МНС в 2003 г., тем не менее и сегодня вопрос о доступе к налоговой тайне неоднозначен и вызывает массу противоречивых толкований в судебной арбитражной практике.

Законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к налоговой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом мотивированного обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях. Специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен в ст. 102 НК РФ. Например, доступ к налоговой тайне имеют суды общей юрисдикции РФ и арбитражные суды РФ. При производстве по делам, возникающим в связи с оспариванием ненормативных актов, решений и действий (бездействий) налоговых органов и должностных лиц налоговых органов, при производстве по делам об административных правонарушениях, отнесенных к подведом-

ственности соответствующих судов, может возникать потребность привлечения сведений о налогоплательщике в качестве доказательств. Именно в суде, публичность и открытость заседания которого является краеугольным камнем современного правосудия, может иметь место разглашение сведений, составляющих налоговую тайну.

Однако понятие «разглашение налоговой тайны» дано в ст. 102 НК РФ не совсем четко. Так, разглашение определяется как использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда, органа внутренних дел или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Большинство авторов отмечают ущербность такого определения3. Дело в том, что круг сведений составляющих налоговую тайну, гораздо шире и включает помимо сведений, составляющих коммерческую и производственную тайну, также и другие сведения о налогоплательщике, в том числе его персональные данные.

Представляется необходимым определить разглашение налоговой тайны как виновное, противоправное, в нарушение режима защиты соответствующей конфиденциальной информации действие (бездействие) должностного лица налогового (таможенного) органа или органа налоговой полиции, в результате которого она стала доступна третьим лицам.

В этой связи одной из важнейших составляющих режима правовой защиты информации является ответственность за нарушение налоговой тайны. Однако привлечение к такой ответственности возможно только в случае, когда лицо, допустившее нарушение режима налоговой тайны, было обязано в соответствии с российским законодательством его соблюдать.

В п. 3 ст. 102 НК РФ установлено, что сведения о налогоплательщике имеют специальный режим хранения и доступа. Из этого положения следует обязанность налоговых органов принимать меры по сохранности таких сведений, поэтому их утрата неизбежно влечет наступление ответственности.

Необходимо заметить, что действующим законодательством за разглашение и незаконное использование сведений, составляющих налоговую тайну, предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная ответственность.

3 См. например: Торшин А.В. Соотношение налоговой тайны с другими режимами защиты конфиденциальной экономической информации // Финанс. право. 2002. № 1.

Подводя итог вышесказанному, можно акцентировать внимание на следующих выводах.

Правовое значение налоговой тайны состоит в том, что она обеспечивает защиту прав и законных интересов налогоплательщиков в отношении информации, отнесенной законодательством к налоговой тайне, в этой связи законодательное закрепление самого понятия «тайна» позволит не только распространить свою защиту на информацию, независимо от того, на каком материальном носителе она задокументирована и на счет какой информационной системы (ресурса) относится, но также подчеркнет публичный характер тайны и особый статус ее конфидентов.

Соотношение налоговой тайны с другими режимами защиты конфиденциальной экономической информации различно. Так, виды и подвиды конфиденциальной экономической информации, составляющие коммерческую, служебную, банковскую и другие виды тайны, могут оказаться под защитой налоговой тайны.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

5. Положения настоящей статьи в части определения состава сведений о налогоплательщиках (плательщиках страховых взносов), составляющих налоговую тайну, запрета на разглашение указанных сведений, требований к специальному режиму хранения и доступа к указанным сведениям, а также ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, либо разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках (плательщиках страховых взносов), полученные организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляющими ввод и обработку данных о налогоплательщиках (плательщиках страховых взносов), а также на работников указанных организаций.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках (плательщиках страховых взносов), поступившие в государственные органы, органы местного самоуправления или организации в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

(см. текст в предыдущей редакции)

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, органах местного самоуправления или организациях, в которые такие сведения поступили в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов, органов местного самоуправления или организаций.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о размере и об источниках доходов работников (их супругов и несовершеннолетних детей) организаций с государственным участием, поступившие в государственные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, в которые такие сведения поступили в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов.

8. Сведения, содержащиеся в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и (или) прилагаемых к ней документах и (или) сведениях, признаются налоговой тайной с учетом следующих особенностей: абзаце первом настоящего пункта Федеральным законом;

5) в случае необходимости подтверждения факта представления в налоговый орган специальной декларации и документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, и достоверности содержащихся в них сведений должностное лицо органа государственной власти или банка, которому в качестве основания для предоставления гарантий, предусмотренных указанным в абзаце первом настоящего пункта Федеральным законом, была представлена копия специальной декларации с отметкой налогового органа о ее принятии, вправе направить ее в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для сверки с оригиналом специальной декларации, находящейся на централизованном хранении. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в пятидневный срок после получения такой копии специальной декларации направляет ответное уведомление о том, соответствует либо не соответствует полученная копия специальной декларации оригиналу.

9. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение указанных сведений распространяются на сведения, поступившие в финансовые органы субъектов Российской Федерации, на территориях которых осуществляют деятельность участники консолидированной группы налогоплательщиков, в составе информации о прогнозируемых поступлениях налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации от участников консолидированной группы налогоплательщиков в текущем финансовом году, на очередной финансовый год и плановый период и о факторах, оказывающих влияние на планируемые поступления налога на прибыль организаций.

Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, в финансовых органах субъектов Российской Федерации имеют должностные лица, определяемые руководителями этих финансовых органов.