Раздел iii. судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Четкое определение круга органов (должностных лиц), правомоч­ных вести производство по делам об административных правонару­шениях, имеет важное значение для обеспечения его эффективности. При этом ведущая роль отводится вполне закономерно судьям; их дея­тельность по рассмотрению и разрешению административных дел ха­рактеризуется в качестве существенной гарантии прав привлекаемых к административной ответственности лиц.

а) Судьи (в перспективе мировой судья) районных (городских) су­дов рассматривают значительное число административных дел по пра­вонарушениям, посягающим на права граждан (например, наруше­ние избирательных прав, законодательства о труде и его охране, о соб­раниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, при­нуждение к участию или отказу от участия в забастовках и т.п.); на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (например, незаконное врачевание занятие проституцией и т.п.); собственность (например, уничтоже­ние или повреждение чужого имущества, мелкое хищение и т.п.); ос­новы коммерческой деятельности например, занятие запрещенными видами такой деятельности и т.п.); финансы и систему налогообло­жения (например, воспрепятствование обследованию органом налого­вой службы или налоговой полиции производственных, складских и иных помещений и т.п.; порядок управления (например, неповинове­ние законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего, представителя органа государственного надзора и т.п.); общественный порядок и общественную безопасность (напри­мер, мелкое хулиганство и т.п.).

Установлено, что дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается административное взы­скание в виде административного выдворения из пределов Россий­ской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, административного ареста либо конфискации или возмездного изъятия предметов, являющихся орудием совершения или непосред­ственным объектом правонарушения, лишения специального права, предоставляемого лицу, рассматриваются судьей.

б) Комиссии по защите прав несовершеннолетних, образуемые главами районной, городской, районной в городе администрацией сов­местно с соответствующими органами местного самоуправления, расс­матривают дела об административных правонарушениях, совершен­ных несовершеннолетними, а также о неисполнении родителями или лицами, их заменяющими, обязательств по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, о вовлечении несовершеннолетних в употребле­ние спиртных напитков или одурманивающих веществ. Дела иного рода, например, о правонарушениях в области дорожного движения, рассматриваются комиссиями в тех случаях, когда орган (должност­ное лицо), к которому поступило дело, передает его на рассмотрение комиссии.



в) Органы Федеральной инспекции труда при Министерстве тру­да и социального развития Российской Федерации (Рострудинспекции) рассматривают дела о нарушениях законодательства о труде и охране труда, а также о непредоставлении информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения. От имени Феде­ральной инспекции дела рассматривают Главный государственный инспектор труда, руководители государственных инспекций труда, го­сударственные правовые инспекторы труда, государственные инспек­торы по охране труда.

г) Органы внутренних дел (полиции) рассматривают значитель­ное количество дел об административных правонарушениях. Напри­мер, это дела о незаконном приобретении или хранении наркоти­ческих средств в небольших размерах, о потреблении наркотических средств без назначения врача, о мелком хищении, о незаконном посе­ве и выращивании наркотикосодержащих растений, о действиях, уг­рожающих безопасности движения на железнодорожном транспорте и полетов, а также на водном транспорте, о нарушении правил государственной регистрации и прохождения государственного техни­ческого осмотра транспортных средств, о превышении установленной скорости движения, о незаконной торговле товарами (иными предме­тами), свободная реализация которых запрещена или ограничена, о незаконных операциях с иностранной валютой, о нарушении иммиг­рационных правил, о применении насилия в отношении должностных лиц органа, уполномоченного осуществлять административно-процес­суальные действия, о проживании граждан Российской Федерации без удостоверения гражданина (паспорта) или без регистрации, о мелком хулиганстве, о нарушении требований режима чрезвычайного поло­жения, о производстве, продаже, передаче, приобретении, хранении или ношении оружия, запрещенного в Российской Федерации и т.п.



Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов внутренних дел вправе: начальники и заместители начальников территориальных управлений (отделов) внутренних дел, начальники территориальных отделов отделений полиции и их заместители, на­чальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции, должностные лица Государственной автомобильной инспекции, а также другие сот­рудники полиции, на которых возложен надзор за соблюдением соот­ветствующих правил.

д) Государственные органы, на которых возложено осуществ­ление контрольно-надзорных функций и полномочий. Их система крайне разнообразна, часто изменяема, что, естественно, уменьшает возможности реального и строгого контроля за законностью их дейст­вий. В настоящее время к числу таких органов отнесено 51 подразде­ление государственного аппарата. Все они осуществляют надзор за соблюдением физическими, а нередко и юридическими лицами специальных общеобязательных правил, нарушение которых влечет за собой административную ответственность. Это, например, органы санитарно-эпидемиологического надзора, государственного ветерина­рного Надзора, государственного экологического контроля, государст­венного контроля в сфере охраны и использования недр. Федерально­го горного и промышленного надзора Российской Федерации, государ­ственной противопожарной службы, государственной налоговой служ­бы, государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, государственного пробирного надзора, Федеральной пограничной службы, миграционной службы, государственной жилищной инспек­ции и т.д.

49.Доказательства по делу об административных правонарушениях: понятия и виды.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Виды доказательств:

· протоколы;

· объяснения лиц, в отношении которых ведется производство по делу;

· показания потерпевшего, свидетелей;

· заключение эксперта;

· иные документы;

· показания специальных технических средств;

· вещественные доказательства.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы.

Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.

Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

  • 7. Механизм административно-правового регулирования
  • 8. Административно-правовые нормы: понятие, основные черты и виды
  • 9. Административно-правовые отношения: понятие, структура и виды. Юридические факты
  • 10. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации
  • 11. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  • 12. Понятие и административно-правовой статус органа исполнительной власти
  • 13. Виды органов исполнительной власти
  • 14. Единая система органов исполнительной власти и принципы ее построения
  • 15. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
  • 16. Правовой статус Правительства Российской Федерации
  • 17. Система федеральных органов исполнительной власти
  • 18. Административно-правовой статус предприятий и учреждений
  • 19. Административно-правовой статус общественных объединений
  • 20. Понятие, виды и принципы государственной службы
  • 21. Административно-правовой статус государственных служащих
  • 22. Прохождение государственной службы
  • 23. Понятие и виды форм государственного управления
  • 24. Административно-правовые акты управления, их основные черты и виды
  • 25. Требования, предъявляемые к административно-правовым актам управления, последствия их несоблюдения
  • 26. Понятие административного процесса, его основные черты и принципы
  • 27. Административные производства и их виды
  • 28. Производство по жалобам и заявлениям граждан
  • 29. Понятие и виды методов государственного управления
  • 30. Убеждение как метод государственного управления
  • 31. Поощрение как метод государственного управления
  • 32. Административный договор и договорная деятельность публичной администрации
  • 33. Административно-правовой режим: понятие и виды
  • 34. Законность и дисциплина в государственном управлении, способы их обеспечения
  • 35. Государственный контроль в сфере управления и его виды
  • 36. Надзор органов прокуратуры, формы реагирования на нарушения законности
  • 37. Понятие административного принуждения, его особенности и виды
  • 38. Меры административного предупреждения
  • 39. Меры административного пресечения
  • 40. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  • 41. Понятие административной ответственности и её отличие от других видов юридической ответственности
  • 42. Административное правонарушение: понятие и юридический состав
  • 43. Виды составов административных правонарушений
  • 44. Административные правонарушения в сфере общественного порядка и безопасности: виды и правовая характеристика
  • Глава 20 КоАп рф содержит виды составов правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
  • 45. Обстоятельства, служащие основанием освобождения от административной ответственности
  • 46. Административные наказания: понятия и виды
  • 47. Правила назначения административных наказаний
  • 48. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения
  • 49. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, задачи и структура
  • 50. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
  • 51. Рассмотрение дела об административном правонарушении
  • 52. Процессуальные сроки
  • 53. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
  • 54. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
  • 55. Дисциплинарная ответственность по административному праву
  • 56. Материальная ответственность по административному праву
  • 57. Основы организации государственного управления в различных сферах жизнедеятельности общества
  • 58. Государственное управление в социально-политической сфере
  • 59. Государственное управление в социально-экономической сфере
  • 60. Государственное управление в социально-культурной сфере
  • 50. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

    Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пределах компетенции:

    1) судьями (мировыми судьями);

    3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными исходя из задач и функций.

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

    1) мировыми судьями;

    2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

    Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:

    1) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;

    2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

    3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

    К учреждениям, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 23.4), учреждения, осуществляющие государственный пробирный надзор (ст. 23.54).

    К иным государственным органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, следует отнести, в частности, пограничные органы (ст. 23.10), а также военных комиссаров (ст. 23.11).

    Наряду с определением компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ и учреждений этих органов субъекты РФ могут создавать для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, также административные комиссии и иные коллегиальные органы.

    Налоговые органы, Государственные семенные инспекции, Органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, Таможенные органы и т.д. также рассматривают дела об административных правонарушениях.

    51. Рассмотрение дела об административном правонарушении

    Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

    1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

    2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

    3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

    4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

    5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

    6) имеются ли ходатайства и отводы.

    Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо:

    1) является родственником лица, участвующего в деле;

    2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

    При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

    1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

    2) о вызове необходимых лиц, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

    3) об отложении рассмотрения дела;

    4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол;

    5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности.

    Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

    Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола.

    При рассмотрении дела об административном правонарушении:

    1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

    2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица или юридического лица;

    3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

    4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

    5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

    6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

    7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

    а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

    б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

    в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

    8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;

    9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

    Оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

    В КоАП устанавливается система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных действующим законодательством.

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматриваются в пределах установленных полномочий:

    Судьями (мировыми судьями);

    Федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами, либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

    Мировыми судьями;

    Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    Уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    Административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

    Анализируя указанную систему, следует отметить, что основным субъектом применения мер административной ответственности являются не суды как коллегиальные органы, а судьи (мировые судьи), реализующие свою компетенцию единолично. Компетенция судей определяется Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации", а мировых судей - также Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации". При этом районный суд выступает в роли второй инстанции (рассмотрение жалоб на постановления о назначении административного наказания мировыми судьями).

    Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав установлены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Указанные комиссии образуются органами местного самоуправления

    В субъектах Российской Федерации полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях устанавливаются законами этих субъектов. В соответствии с законами субъектов Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях отнесено также к компетенции административных комиссий и иных коллегиальных органов. Административные комиссии образуются районными и городскими органами местного самоуправления, и к числу государственных органов не относятся. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" их статус определяется уставами муниципальных образований.

    КоАП определены должностные лица, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:

    Руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

    Руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, заместители;

    Иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные, инспекционные или контрольные функции.

    Конкретный перечень должностных лиц, наделенных юрисдикционными полномочиями, устанавливается приказами руководителей федеральных органов исполнительной власти.

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматривают уполномоченные должностные лица данных органов.

    Таким образом, к числу должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов, относятся руководители федеральных органов исполнительной власти, их заместители; руководители структурных подразделений и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители; иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции. В субъектах Российской Федерации от имени органов исполнительной власти дела об административных правонарушениях рассматривают уполномоченные ими должностные лица.

    Административные правонарушения являются самыми распространенными на текущий момент времени. Вполне очевидно, что такие дела возникают весьма часто, и они должны рассматриваться компетентными инстанциями, на основании четко проработанной структуры ведения дела. Возникает вполне логический вопрос, кто рассматривает дела, об административных правонарушениях ? Ситуация такова, что данные дела, изначально, входят в юрисдикцию судов общего значения. Другими словами, при возникновении административных споров, придется обращаться в мировой или же районный (вышестоящий) суд.

    Кто именно рассматривает дела административных правонарушений?

    Обеспечение эффективности судебной системы, формируется на четком определении круга должностных лиц, вернее, органов, которые имеют полномочия, вести производство об административных правонарушениях. Таким образом, суды общей юрисдикции, хоть и наделяются такими полномочиями, но все равно, формируется специализированная коллегия, которая изначально посвящает свою деятельность именно административным делам.

    Ведущая роль в рассмотрении различных дел, касающихся именно административных правонарушений, отводится именно судьям. В качестве гарантий сохранности прав и ответственности лиц, выступают именно суды, деятельность которых, позволяет рассматривать все дела на основании имеющегося законодательства.

    Кто именно ведет административные дела?

    1. Судьи районных судов и мировые судьи. Сразу же нужно сказать о том, что основное количество административных правонарушений, возникающих на территории нашей страны, рассматриваются именно мировым судьей. Если же после вынесения решения, граждане не согласны с принятым решением, они просто обращаются в вышестоящую инстанцию, то есть, в районный суд, куда подается апелляция;
    2. Комиссия по защите прав несовершеннолетних. В нашем создании рассмотрение административных правонарушений связывается исключительно с судебным разбирательством. Тем не менее, на территории нашей страны работают еще и специализированные комиссии, которые рассматривают дела несовершеннолетних, прямо или же косвенно связанные с административными правонарушениями;
    3. Органы федеральной инспекции труда. Наверное, практически каждый человек знает о том, что нарушение трудового кодекса, чаще всего приводит к формированию административной ответственности. Так, все юристы изначально рекомендуют гражданам обращаться не в суд, а в инспекцию суда. Данный орган, имеет возможность воздействовать в виде административных штрафов на тех людей, которые систематически нарушают трудовое законодательство, тем самым, ухудшая условия работы специалистов;
    4. Органы внутренних дел. В данном случае, речь идет о полиции. Сразу же нужно сказать о том, что данные органы рассматривают весьма существенное количество дел, которые касаются всевозможных административных правонарушений. Это могут быть дела, которые предполагают незаконное приобретение наркотических средств в весьма незначительных размерах. В данном случае, рассматривать дела о таких правонарушениях, а соответственно, налагать административные взыскания, исключительно от имени органов внутренних дел, могут заместители начальников отделов и начальники и пр.
    Таким образом, становится понятно, что на текущий момент времени, существует масса инстанций, которые занимаются вопросами изучения и рассмотрения административных дел. Именно такая структура строения системы наказания, позволяет максимально исключать всевозможные, негативные проявления, в виде активизации распространения таких дел по территории нашей страны.


    Судебные приставы относятся к органам исполнительной власти. Именно они занимаются всеми вопросами исполнения ранее принятых судебных решений. Действовать судебные приставы могут...

    Общение с правоохранительными органами Кучерена Анатолий Григорьевич

    4.6.3. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

    В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях определяются три основных вида органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях:

    1) судьи (мировые судьи);

    2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    3) федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы в соответствии с их полномочиями, задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента или Правительства РФ.

    Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся к субъектам административной юрисдикции; согласно КоАП РФ последние вправе определять противоправность деяния, квалифицировать признаки проступка и применять к нарушителю административные санкции.

    К органам государственной власти, наделенным административно-юрисдикционными полномочиями, относятся федеральные органы исполнительной власти – министерства и ведомства РФ, их учреждения, структурные подразделения, территориальные органы, иные государственные органы, а также органы судебной власти, представленные судьями районных судов, судьями гарнизонных военных судов, судьями арбитражных судов, мировыми судьями.

    Мировые судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ и законами субъектов Федерации.

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Федерации, от имени органов, указанных в ст. 22.1 КоАП РФ, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Федерации.

    Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если КоАП РФ или законом субъекта РФ не установлено иное.

    Объем (содержание) полномочий должностных лиц характеризуется видами и размером административных наказаний, которые они могут применять к правонарушителям. Так, административный арест и конфискацию могут применять только судьи, а начальник органа внутренних дел, например, за мелкое хулиганство вправе лишь наложить административный штраф; размер штрафных санкций, налагаемых на правонарушителей, зависит от должностного положения лица, рассматривающего дела об административном правонарушении.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

    Раздел III. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях Глава 22. Общие положения Статья 22. 1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях 1. Дела об административных

    Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

    Статья 22. 1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях 1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:1)

    Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

    Статья 22. 3. Подведомственность дел об административных правонарушениях в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях 1. В случае упразднения

    Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

    Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях Статья 23. 1. Судьи 1. Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 – 5.26, частью 2 статьи 5.27, статьями 5.37 – 5.43, 5.45 –

    Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

    Раздел III. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных

    Из книги КоАП для автомобилистов с комментариями. С изменениями на 2015 год автора Федорова Екатерина Николаевна

    Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях 1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:1)

    Из книги автора

    Статья 22.3. Подведомственность дел об административных правонарушениях в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях 1. В случае упразднения указанных

    Из книги автора

    Раздел III. СУДЬИ, ОРГАНЫ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Глава 22. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях 1. Дела об административных

    Из книги автора

    Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях 1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего

    Из книги автора

    Статья 22.3. Подведомственность дел об административных правонарушениях в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях 1. В случае упразднения

    Из книги автора

    Глава 23. СУДЬИ, ОРГАНЫ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Статья 23.1. Судьи 1. Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 – 5.26, частью 2 статьи 5.27, статьями 5.37 – 5.43, 5.45 –

    Из книги автора

    Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях 1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела

    Из книги автора

    Глава III ОРГАНЫ, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА О ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Статья 393. Органы, уполномоченные рассматривать дела о правонарушениях Дела о правонарушениях рассматриваются: a) судебными инстанциями; b) прокурорами; c) административными комиссиями; d)

    Из книги автора

    Статья 393. Органы, уполномоченные рассматривать дела о правонарушениях Дела о правонарушениях рассматриваются: a) судебными инстанциями; b) прокурорами; c) административными комиссиями; d) констатирующими субъектами (специализированными органами, указанными в статьях

    Из книги автора

    Субъекты, правомочные рассматривать дела об административных правонарушениях Центральное звено рассмотрения дела об административном правонарушении – госорган, разрешающий административное дело по существу, то есть орган, уполномоченный рассматривать и разрешать

    Из книги автора

    Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях 1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об