Правоохранительные органы рф кратко. Правоохранительные органы рф

© П. Ю. Петров, составление, 2011

© ООО «Издательство “Сова”», 2011

Система правоохранительных органов РФ

Признаки и понятие правоохранительных органов

Полномочия по охране прав и свобод граждан возложены на специальные созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами.

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Назовем ряд признаков правоохранительных органов, которые выделяют их из общей массы социальных образований.

Признаки первой очереди

1. Первый признак. Цель деятельности – охрана права.

Охрана права подразумевает:

а) восстановление нарушенного права;

б) наказание правонарушителя;

в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя.

Охрана права осуществляется вслед за нарушением права, однако одной из основных задач также является создание условий, препятствующих нарушению права.

Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства.

Право государства на санкции возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения, чем и занимаются правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

2. Второй признак. Правоохранительные органы – это государственные органы. Они создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование. Требования к ним, как и пределы их полномочий, закреплены в законе.

3. Третий признак. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами, например ФЗ «О полиции», «О прокуратуре Российской Федерации», «О Федеральной службе безопасности» и др.

4. Четвертый признак. Правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. Дело в том, что для нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

Признаки второй очереди

1. Право применения норм уголовного закона.

2. Осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган.


Квазиправоохранительные органы – это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительным органам можно отнести адвокатуру, нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.

Состав системы правоохранительных органов

Система правоохранительных органов состоит из судебных органов (судов) и иных правоохранительных органов.

Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные/уставные суды) субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, призванный самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ.

Система федеральных судов общей юрисдикции состоит из системы общих судов и системы военных судов.

Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган – Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.


Основная задача мировых судей – рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.

Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции РФ или уставу субъекта.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, в которую входят:

– органы прокуратуры;

– органы внутренних дел;

– федеральная служба безопасности;

– органы государственной охраны;

– органы государственной налоговой службы;

– таможенные органы;

– органы борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

– органы предварительного расследования;

– органы юстиции.


Функции системы правоохранительных органов:

– конституционный контроль;

– отправление правосудия;

– прокурорский надзор;

– расследование преступлений;

– оперативно-розыскная функция;

– исполнение судебных решений;

– оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

– предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами

Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство.

Правоохранительные органы обязаны исполнять законы. Они не вправе критиковать их, давать им политическую оценку. Правом законодательной инициативы наделены высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. Они осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Независимо от них не может существовать ни одна общественная и государственная структура. Силы правоохранительных органов привлекаются ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями.

Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств (УПК РФ, ч. 5: «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»). Для упорядочения этой деятельности разрабатываются также соответствующие договоры.

Нормативная база деятельности правоохранительных органов

Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством законодательных и иных нормативных правовых актов.

Нормативным правовым актом высшей юридической силы является Конституция РФ – основной закон нашей страны. Она служит фундаментом, юридической базой для любой отрасли права и законодательства. Конституция РФ обладает прямым действием и применяется на всей территории РФ.

Федеральные конституционные законы регламентируют наиболее важные направления деятельности правоохранительных органов, закрепляют правовые основы деятельности крупнейших блоков правоохранительной системы.

Современная судебная система опирается на такие федеральные конституционные законы, как ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О судебной системе РФ».

Федеральные законы играют основную роль в регламентации деятельности правоохранительных органов. Почти каждому органу соответствует определенный закон, например: «О прокуратуре РФ», «О полиции», «О службе в таможенных органах РФ» и ряд других. Кроме того, указанные органы в своей деятельности опираются на ряд «универсальных» законов. Они организуют свою деятельность в соответствии с процессуальным законодательством (УПК, ГК, АПК) и другими законами, касающимися их деятельности, в частности, Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Подзаконные нормативные акты: постановления органов законодательной власти, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.

Постановления органов законодательной власти: постановления Государственной Думы и органов законодательной власти субъектов РФ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ может регламентировать отдельные вопросы деятельности правоохранительных органов, в частности, порядок прохождения службы, аттестации сотрудников и т. п.

Указы Президента РФ устанавливают структуру отдельных правоохранительных органов, например, органов федеральной службы безопасности, а также регламентируют вопросы функционирования отдельных подразделений.

Постановления Правительства РФ регламентируют работу правоохранительных органов, подпадающих под его подчинение, в частности, органов внутренних дел, таможенных органов, органов Минюста России и т. д. Так, Правительством РФ установлена структура криминальной полиции и полиции общественной безопасности.

Ведомственные нормативные акты занимают существенное место в детальной регламентации деятельности правоохранительных органов. Это различные приказы, инструкции, правила и положения соответствующих министерств и ведомств. Данные акты тщательно расписывают порядок функционирования правоохранительных органов в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Межведомственные приказы и инструкции: Инструкция о порядке обращения с вещественными доказательствами подписана руководителями МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Минюста России.

Международные правовые акты: различные международные договоры, например, о выдаче террористов и прочих преступников и т. д.

Судебная власть в Российской Федерации

Понятие и признаки судебной власти

Судебная власть – это исключительные полномочия, предоставленные независимым и обособленным государственным органам – судам – для самостоятельного разрешения правовых вопросов, отнесенных к их компетенции, а также основанная на законе реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Определение судебной власти как суда или системы судов также не является ошибкой. Его надо рассматривать как дополнительную структурную характеристику понятия «судебная власть».

Ст. 10 Конституции РФ закрепляет положение, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Признаки судебной власти

Первый признак. По Конституции РФ, судебная власть – это вид государственной власти. Термин «власть» обозначает наличие полномочий и возможностей их реализации. Слово «судебная» конкретизирует, кому принадлежат полномочия.

Второй признак: судебная власть принадлежит только судам.

Третий признак: исключительность судебной власти. Полномочия, предоставленные судебной власти, не могут дублироваться никакими другими органами ни при каких обстоятельствах.

К исключительным полномочиям судебной власти относятся: осуществление правосудия; конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке; санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования; разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.

Четвертый признак: судебная власть обладает такими свойствами, как независимость, самостоятельность, обособленность.

– Независимость означает, что суд принимает решения самостоятельно, вне зависимости от чьей-либо воли. Судья подчиняется только закону, правосознанию и совести. Независимость – это не только право суда, но и его обязанность. Закон предусматривает целый набор гарантий независимости судей – материальных, социальных, гарантий безопасности и т. д.

– Самостоятельность судебной власти подразумевает самостоятельное принятие решений судом без чьего бы то ни было санкционирования и утверждения.

– Обособленность судебной власти означает, что суды образуют автономную систему, включающую не только суды (в узком смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность. Однако обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Судебная власть напрямую связана с властью законодательной, поскольку может осуществляться и совершенствоваться только в рамках закона. Законодательная власть в свою очередь определяет судебные процедуры, судейский статус и т. п. Исполнение решений невозможно без тесного сотрудничества судебной власти с властью исполнительной.

Пятый признак: особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП).

Судопроизводство – специфическая деятельность органов судебной власти, которая начинается в предусмотренных законом случаях и протекает в установленной процессуальной форме. Существует несколько видов судопроизводства – конституционное, административное, гражданское, уголовное, арбитражное.

Шестой признак: подзаконность судебной власти. Несмотря на высокий статус, судебная власть не может действовать по собственным правилам.

Суд как орган судебной власти
Признаки суда как органа судебной власти

Первый признак. Суд – это государственный орган. По Конституции РФ, судебная власть принадлежит следующим органам: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Перечисленные суды называются федеральными. ФКЗ «О судебной системе РФ» говорит также о судах субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

Второй признак. Особый порядок формирования судов. Комплектование судов кадрами осуществляется путем строгого отбора. Требования, предъявляемые к кандидату, должны соответствовать как объективным характеристикам (возраст, гражданство), так и субъективным (образование, морально-деловые качества, отсутствие судимости). Для того чтобы стать судьей, недостаточно получить высшее юридическое образование. Необходимо сдать квалификационный экзамен и получить согласие на занятие судейской должности от квалификационной коллегии судей.

Третий признак. Особый порядок обеспечения независимости суда, который предусматривает установление ответственности за давление на суд вплоть до уголовной; создание специализированных органов для обеспечения нормальной работы суда; защита жизни, здоровья и имущества; высокое материальное и социальное обеспечение.

Четвертый признак. Особая процедура реализации своих полномочий с целью обеспечить законное и обоснованное решение правовых вопросов, входящих в компетенцию суда. Процедура реализации судом своих полномочий облекается в конкретную процессуальную форму, называемую судопроизводством. Существует конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное, административное судопроизводство. Каждое судопроизводство регламентируется своим процессуальным кодексом: УПК, ГКП, КоАП, АПК. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с требованиями ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Пятый признак. Осуществление полномочий в пределах компетенции, определенной законом, т. е. юрисдикцией. Юрисдикция суда может распространяться на: а) административно-территориальные образования (район, город, область); б) структурные образования ВС РФ (военный округ, флот, гарнизон); в) судебный округ. Этот округ может совпадать, а может и не совпадать с территориальными образованиями. Он может объединять несколько административно-территориальных единиц. Юрисдикция по судебным округам присуща арбитражным судам. Есть десять арбитражных округов, объединяющих несколько субъектов; г) судебный участок. На территории судебного участка осуществляют свою деятельность мировые судьи. Один судебный участок создается на 15–30 тыс. жителей.

Шестой признак. Осуществление судебной власти в определенном судебном составе. Закон устанавливает, в каком составе должно быть рассмотрено то или иное дело – единолично либо коллегиально. Отступление от требований закона – серьезное процессуальное нарушение, влекущее за собой ничтожность всех принятых судом решений.

Судебная система

Судебная система устанавливается Конституцией РФ (гл. 7) и ФКЗ «О судебной системе РФ». Она включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции РФ решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции РФ, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции РФ.

Суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ; верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; городские суды Москвы и Санкт-Петербурга; суды автономной области и автономных округов; районные суды. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела как по существу, так и по кассационной и надзорной инстанции.

Военные суды также относятся к судам общей юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. К ним относятся военные суды округов (флотов) и военные суды гарнизонов. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды арбитражных округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров.

Все суды принято группировать по звеньям и инстанциям.

Звенья судебной системы – суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру.

Суды общей юрисдикции состоят из четырех звеньев:

1) мировые судьи;

2) районные суды (основное звено);

3) краевые (областные) и приравненные к ним суды (среднее звено);

4) Верховный Суд РФ (высшее звено).

Суды второго звена (районные), несмотря на введение института мировых судей, по-прежнему рассматривают большинство дел. Поэтому это звено и именуется основным.

Суды второго, третьего и четвертого звеньев полномочны проверять решения нижестоящих судов. Поэтому их именуют вышестоящими. Суд первого звена не может быть вышестоящим.

Военные суды имеют трехзвенную систему:

1) военные суды гарнизонов;

2) военные суды округов (флотов);

3) Верховный Суд РФ (в его составе действует Военная коллегия).

Система арбитражных судов тоже состоит из четырех звеньев:

1) арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов РФ;

2) арбитражные апелляционные суды;

3) федеральные арбитражные окружные суды;

4) Высший Арбитражный Суд РФ.


Суд первой инстанции – это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов дела, например, для уголовного дела – вопросы о виновности или невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания; для гражданского – о доказанности или недоказанности иска и правовых последствиях иска.

В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд, но суды первого звена могут быть судами только первой инстанции.

Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Это может быть любой из судов второго, третьего, четвертого звена.

Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу.

В книге изложены ответы на основные вопросы темы «Правоохранительные органы». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Из серии: Конспект лекций

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правоохранительные органы (П. Ю. Петров, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

© П. Ю. Петров, составление, 2011

© ООО «Издательство “Сова”», 2011

Система правоохранительных органов РФ

Признаки и понятие правоохранительных органов

Полномочия по охране прав и свобод граждан возложены на специальные созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами.

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Назовем ряд признаков правоохранительных органов, которые выделяют их из общей массы социальных образований.

Признаки первой очереди

1. Первый признак. Цель деятельности – охрана права.

Охрана права подразумевает:

а) восстановление нарушенного права;

б) наказание правонарушителя;

в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя.

Охрана права осуществляется вслед за нарушением права, однако одной из основных задач также является создание условий, препятствующих нарушению права.

Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства.

Право государства на санкции возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения, чем и занимаются правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

2. Второй признак. Правоохранительные органы – это государственные органы. Они создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование. Требования к ним, как и пределы их полномочий, закреплены в законе.

3. Третий признак. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами, например ФЗ «О полиции», «О прокуратуре Российской Федерации», «О Федеральной службе безопасности» и др.

4. Четвертый признак. Правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. Дело в том, что для нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

Признаки второй очереди

1. Право применения норм уголовного закона.

2. Осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган.


Квазиправоохранительные органы – это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительным органам можно отнести адвокатуру, нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.

Состав системы правоохранительных органов

Система правоохранительных органов состоит из судебных органов (судов) и иных правоохранительных органов.

Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные/уставные суды) субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, призванный самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ.

Система федеральных судов общей юрисдикции состоит из системы общих судов и системы военных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган – Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.


Основная задача мировых судей – рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.

Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции РФ или уставу субъекта.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, в которую входят:

– органы прокуратуры;

– органы внутренних дел;

– федеральная служба безопасности;

– органы государственной охраны;

– органы государственной налоговой службы;

– таможенные органы;

– органы борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

– органы предварительного расследования;

– органы юстиции.


Функции системы правоохранительных органов:

– конституционный контроль;

– отправление правосудия;

– прокурорский надзор;

– расследование преступлений;

– оперативно-розыскная функция;

– исполнение судебных решений;

– оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

– предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами

Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство.

Правоохранительные органы обязаны исполнять законы. Они не вправе критиковать их, давать им политическую оценку. Правом законодательной инициативы наделены высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. Они осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Независимо от них не может существовать ни одна общественная и государственная структура. Силы правоохранительных органов привлекаются ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями.

Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств (УПК РФ, ч. 5: «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»). Для упорядочения этой деятельности разрабатываются также соответствующие договоры.

Нормативная база деятельности правоохранительных органов

Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством законодательных и иных нормативных правовых актов.

Нормативным правовым актом высшей юридической силы является Конституция РФ – основной закон нашей страны. Она служит фундаментом, юридической базой для любой отрасли права и законодательства. Конституция РФ обладает прямым действием и применяется на всей территории РФ.

Федеральные конституционные законы регламентируют наиболее важные направления деятельности правоохранительных органов, закрепляют правовые основы деятельности крупнейших блоков правоохранительной системы.

Современная судебная система опирается на такие федеральные конституционные законы, как ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О судебной системе РФ».

Федеральные законы играют основную роль в регламентации деятельности правоохранительных органов. Почти каждому органу соответствует определенный закон, например: «О прокуратуре РФ», «О полиции», «О службе в таможенных органах РФ» и ряд других. Кроме того, указанные органы в своей деятельности опираются на ряд «универсальных» законов. Они организуют свою деятельность в соответствии с процессуальным законодательством (УПК, ГК, АПК) и другими законами, касающимися их деятельности, в частности, Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Подзаконные нормативные акты: постановления органов законодательной власти, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.

Постановления органов законодательной власти: постановления Государственной Думы и органов законодательной власти субъектов РФ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ может регламентировать отдельные вопросы деятельности правоохранительных органов, в частности, порядок прохождения службы, аттестации сотрудников и т. п.

Указы Президента РФ устанавливают структуру отдельных правоохранительных органов, например, органов федеральной службы безопасности, а также регламентируют вопросы функционирования отдельных подразделений.

Постановления Правительства РФ регламентируют работу правоохранительных органов, подпадающих под его подчинение, в частности, органов внутренних дел, таможенных органов, органов Минюста России и т. д. Так, Правительством РФ установлена структура криминальной полиции и полиции общественной безопасности.

Ведомственные нормативные акты занимают существенное место в детальной регламентации деятельности правоохранительных органов. Это различные приказы, инструкции, правила и положения соответствующих министерств и ведомств. Данные акты тщательно расписывают порядок функционирования правоохранительных органов в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Межведомственные приказы и инструкции: Инструкция о порядке обращения с вещественными доказательствами подписана руководителями МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Минюста России.

Международные правовые акты: различные международные договоры, например, о выдаче террористов и прочих преступников и т. д.

В целях реализации правоохранительных функций государство создает специальные органы, которые именуются правоохранительными.

В законодательстве Российской Федерации нет понятия «правоохранительные органы». Однако это словосочетание в последнее время широко используется законодателем, юридической наукой и практикой. Так в Конституции РФ зафиксировано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат (п. «л» ч. 1 ст.72). В федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов (ст. 8).

Формулировка «правоохранительные органы» используется и в ряде других нормативных правовых актах и официальных документах ненормативного характера, как обобщающее понятие, относящееся к государственным органам, призванным обеспечить защиту прав и свобод гражданина, общественных и государственных институтов.

Юридической наукой и практикой выработаны признаки, на основе которых можно отнести тот или иной орган к правоохранительным :

1. Правоохранительные органы – это государственные органы, специально созданные законом. В законе определяются цели, задачи, структура и компетенция этих органов. Например, Федеральная служба безопасности создана на основании Федерального закона от 3 апреля 1995 г № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»;

2. Правоохранительные органы создаются для выполнения конкретной правоохранительной функции. Например, суды создаются для отправления правосудия, прокуратура для осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, органы внутренних дел для защиты прав и свобод человека, охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности;

3. Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним, с соблюдением определенных в законе процедур.

4.Правоохранительные органы при осуществлении своей деятельности вправе применять к лицам меры юридического воздействия в целях восстановления и укрепления законности и правопорядка.

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны прав и свобод личности, охраны общества, его материальных и духовных ценностей, охраны государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применять к лицам меры юридического воздействия.


Правоохранительную функцию по оказанию юридической помощи физическим и юридическим лицам в Российской Федерации осуществляют и некоторые негосударственные организации – адвокатура, нотариат (частный) и частные детективные и охранные службы. Однако эти органы не подпадают под приведенное определение, так как не обладают властными полномочиями по применению государственного принуждения.

Отсутствие официального, закрепленного в законодательстве понятия «правоохранительные органы» объясняет различные подходы в построении их системы. Одни авторы относят к правоохранительным органам все государственные органы, которые осуществляют ту или иную правоохранительную функцию. Другие полагают, что к числу правоохранительных органов относятся только «собственно» правоохранительные органы, которые непосредственно осуществляют борьбу с преступностью и охрану правопорядка (полиция и органы предварительного следствия).

Представляется логичным выстраивать систему правоохранительных органов исходя из основных направлений правоохранительной деятельности, тех специфических функций, которые призваны осуществлять эти органы. При таком подходе к числу правоохранительных органов можно отнести :

· судебные органы → Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды и мировые судьи;

· органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов→ Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы (в пределах своей компетенции);

· органы прокуратуры;

· органы предварительного расследования (органы дознания и предварительного следствия);

· органы внутренних дел;

· органы исполнительной власти в сфере юстиции (федеральная служба судебных приставов и федеральная служба исполнения наказаний);

· органы обеспечения безопасности (Совет безопасности РФ, органы ФСБ, органы СВР, органы ФСО, органы федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, органы таможенной и налоговой служб);

· Уполномоченный по правам человека в РФ;

· органы, оказывающие юридическую помощь (нотариат, адвокатура, частные детективные и охранные службы).

Вопрос № 2. Понятие, система и общая характеристика правоохранительных и судебных органов Российской федерации.

Правоохранительные органы - специально созданные государством структуры, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение.

4. Вправе применять от имени государства меры принуждения.

Правоохранительные органы:

1. Судебные органы (Конституционный суд РФ, Конституционные и Уставные суды субъектов, Федеральные суды общей юрисдикции, Федеральные Арбитражные суды, Мировые судьи) ;

2. Органы, осуществляющие организацию, материальное и финансовое обеспечение судов (Верховный суд, Суд. Департамент при Верховном суде);

3.Органы прокуратуры;

4.Органы предварительного расследования (Органы Дознания и Предварительного Следствия);

5.Органы внутренних дел (полиция);

6.Органы исполнительной власти в сфере юстиций (Фед. служба судеб. приставов, Фед. служба исполн. наказаний, Фед. регистрационная служба);

7.Органы обеспечения безопасности страны (Совет безопасности РФ, ФСБ, Органы службы внеш. разведки, Органы федерал. службы охраны, Таможня, Налоговая служба);

8.Уполномоченный по правам человека;

9.Органы, оказывающие юридическую помощь (адвокатура, нотариат, частные детективные и охранные службы).

Вопрос № 3. Общая характеристика и классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах и их деятельности. СТР 18

Правовой акт – один из основных источников права, представляет властное предписание органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, которое устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы (правила поведения)

Деятельность ПО основывается на НПА, которые регламентируют структуру ПО, их полномочия, принципы и порядок деятельности.

Классификация по юридической силе

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ

5. Указы Презид

6. НПА субъектов РФ

7. Подзаконные нормативные акты

8. Официальные акты высших судебных органов

Вопрос № 4. Понятие и признаки судебной власти

Судебная власть – это предоставленная судам, как специальным органа государства полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализации этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.



Признаки судебной власти:

1. Судебная власть – вид государственной власти. Она – одна из трех.

2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами – судами.

3. Исключительность судебной власти. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

4. Единство судебной власти . Исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией РФ и Законом о судебной системе. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов.

5. Независимость, самостоятельность и обособленность судной власти. При выполнении своих функций суды подчиняются только Конституции РФ и закону. Вмешательство влечет за собой уголовную ответственность.

6. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства (форма реализации судебной власти),

7. Процессуальный порядок деятельности . регулирующий правила судебной процедуры, является важной гарантией законности деятельности судебной власти, обоснованности и справедливости судебных решений.

8. Подзаконность судебной власти

9. Обязательность постановлений судебной власти .

10. Народное представительство в осуществлении судебной власти.

Вопрос № 5. Суд как орган судебной власти: понятие, виды, порядок создания и упразднения

СТР 39

Суд – специально созданный орган государственной власти, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских, уголовных и иных дел в процесс.порядке

Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.



1. Федеральные суды :КС, ВС ,.

Суды общей юрисд.: кассационные, апелляц, верх суды республик краев и тд, районные.

Специализ(пока нет)

Военные(президиум окружного(флотского)в.с., коллегии в.с. , гарнизонные в.с.

Арбитражные: округов, апелляционные, субьектов+ специализированный: по интеллектуальным парва

2. Суды субъектов Российской Федерации : конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся к судам общей юрисдикции.

Конституционные (уставные) суды субъектов рФ могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления конституциями (уставами) субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм.

Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». В компетенцию дел мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.

Порядок создания и упразднения судов (ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации")

1. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.

2. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Надзорная инстанция - суд, наделенный полномочиями по пересмотру судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Вопрос № 10. Состав…76 и компетенция Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1 ФКЗ о Конституционном Суде РФ).

Конституционный Суд РФ - призван защитить Конституцию РФ, обеспечить ее верховенство и прямое действие на всей территории государства, защиту основных прав и свобод человека и гражданина, человеческого достоинства, иных конституционных ценностей, основ конституционного строя.

Формирование КС РФ:

Состав – 19 судей

Представлением Президента РФ в Совет Федерации

Назначение на должность конституционного судьи осуществляется (простым большинством голосов при тайном голосовании)

СОСТАВ КС РФ:

· КС РФ возглавляет Председатель КС РФ, который имеет двух заместителей

которые назначаются на должность СФ по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей КС РФ

· Председатель и заместители Председателя КС РФ по истечению срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок (ст. 23 ФКЗ «О КС РФ»)

· Судьи КС РФ назначаются на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием.

· Полномочия судьи КС РФ не ограничены определенным сроком

· Предельный возраст пребывания в должности судьи КС РФ – 70 лет (не распространяется на Председателя КС РФ

НА СУДЬЮ КС РФ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НАЛОЖЕНО ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗЫСКАНИЕ

КОМПЕТЕНЦИЯ КС РФ:

1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

· ФЗ, НА Президента РФ, СФ, ГД, Правительства РФ

· Конституций республик, уставов, а также законов и иных НА субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению Федерации и субъектов РФ

· Договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ

· Не вступивших в силу международных договоров

2. Разрешает споры о компетенции:

· Между федеральными органами государственной власти

· Между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

· Между высшими государственными органами субъектов РФ

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле

Дает толкование КРФ

5. По запросу СФ дает заключение о соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или иного тяжкого преступления.

Верховный Суд РФ (ВС РФ) – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, осуществляет в предусмотренных федеральными законами процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Принципиальное значение конституционной нормы заключается в том, что ВС РФ как высшее звено системы судов общей юрисдикции осуществляет судебную власть на всей территории страны, вправе осуществлять правосудие и судебный надзор по всем делам, подсудным районным судам, судам областного звена, военным судам и мировым судьям. Решения, принимаемые ВС РФ по делам его компетенции, являются окончательными.

Функции Верховного Суда РФ

Рассматривает по первой инстанции наиболее сложные и важные уголовные и гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции;

Проверяет законность и обоснованность приговоров, определений, решений и постановлений судов общей юрисдикции в порядке кассации и надзора;

Дает разъяснения по вопросам судебной практики в форме постановлений Пленума Верховного Суда РФ. Указанные постановления не имеют статуса нормативно-правовых актов, однако обязательны для исполнения всеми судами общей юрисдикции;

Обладает правом законодательной инициативы, а также вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.

Вопрос № 14. Состав и организация деятельности Верховного Суда Российской Федерации…90

Верховный суд Российской Федерации - высший судебный орган Российской Федерации.

Определяется главой 2 ФКЗ «О Верховном Суде РФ

Судебный Департамент

· На Судебный департамент возложено организационное обеспечение деятельности большинства судов общей юрисдикции и соответствующих органов судейского сообщества.

· Из сферы его деятельности полностью исключен Верховный Суд РФ, который в соответствии с Закона о судебной системе сам обеспечивает свои организационные потребности.

· Из сферы его деятельности почти полностью выведены и создаваемые мировые суды, хотя они отнесены к судам общей.

· Местные органы Судебного департамента должны лишь обеспечивать покрытие расходов на заработную плату и социальные выплаты мировым судьям (Закона о мировых судьях).

· Остальное же материально-техническое обеспечение этих судов – дело местных органов юстиции или органов исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации (Закона о мировых судах).

· Судебный департамент возглавляет органы и учреждения, входящие в его систему.

· Основными органами, на которые он должен опираться в обеспечении выполнения функции по организационному обеспечению деятельности судов, являются управления (отделы) Судебного департамента, создаваемые во всех субъектах Федерации.

Вопрос № 19. Верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые и областные суды, суды округов и автономной области, городов федерального значения: состав и полномочия.

Компетенция

1. рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам

2. обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле (ч. 4 ст. 125 КРФ)

В случае приостановления или прекращения полномочий председателя суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей этого суда.

Вопрос № 20.Районный (городской) суд: порядок формирования, состав и полномочия…103, фкз о судах общей юрисдикции

Районный суд является основным звеном системы федеральных судов общей компетенции (юрисдикции). Он действует на территории судебного района, которая обычно совпадает с территорией административно-территориальной единицы.

В их ведении решения по многим вопросам как досудебного производства, так и послесудебного разбирательства дел.

Должность Уполномоченного учреждается в соответствии с Конституцией в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государству и органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Требования:

ü лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет,

ü имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Назначается на должность и освобождается от должности ГД по представлению Президента РФ большинством голосов тайным голосованием. Не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Фз "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации приказом Генерального прокурора Российской Федерации созданы следующие структурные подразделения:

Секретариат Генерального прокурора Российской Федерации (на правах управления);

Организационно - контрольное управление;

Управление кадров;

Управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов;

Главное следственное управление:

Статья 40 УПК РФ.

К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Функции органов дознания:

дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;

производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым произвосдство предварительного следствия обязательно (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

Задачи органов дознания:

· – быстрое и полное раскрытие преступлений;

· чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию

Вопрос № 44. Понятие и виды органов предварительного следствия. Система органов Следственного комитета Российской Федерации и их полномочия…244

Орган предварительного следствия – это должностное лицо, уполномоченное на осуществление деятельности, направленной на досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу

Уголовно-процессуальный кодекс относит к органам предварительного следствия следователей:

следственного комитета РФ,

Следственнеы органы ФСБ и МВД

В систему Следственного комитета входят:

1) центральный аппарат Следственного комитета;(Общее руководство деятельностью нижестоящих органов и учреждений, расследование более важных уголовных дел)

2) главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;

3) межрайонные следственные отделы, следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета.

10. В центральном аппарате Следственного комитета создаются подразделения:

1) главные управления и управления (в том числе управления в составе главных управлений);

2) отделы (в том числе в составе главных управлений и управлений);

3) отделения (в том числе в составе главных управлений, управлений и отделов).

12. В систему Следственного комитета также входят: научные, образовательные, санаторно-курортные, итд

7. Следственный комитет осуществляет следующие полномочия:

1) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку содержащихся в заявлениях и иных обращениях сообщений о преступлениях, производство предварительного расследования по уголовным делам, процессуальный контроль, криминалистическую, судебно-экспертную и ревизионную деятельность, а также проверку деятельности следственных органов и организаций Следственного комитета;

2) обобщает практику применения законодательства

5) принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности

9) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

14) осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата, следственных органов и организаций Следственного комитета, организует дополнительное профессиональное образование кадров;

19) осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности

Вопрос № 45. Министерство юстиции Российской Федерации и его органы: основные функции и организация…377

Статус Министерства и соответствующих органов в настоящее время определяется главным образом Положением о Министерстве юстиции РФ (утв. Указом Президента РФ).

Министерство юстиции РФ (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности

Состав органов Министерства юстиции

В соответствии положением гл. 3 Положения о Министерстве юстиции РФ Минюст России возглавляет Министр юстиции РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Организационная структур

Руководство Министр Заместители Министра Коллегия

Структурные подразделения (отвечающие за деятельность судебных приставов, регистрацию нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, иные участки работы Минюста России, в т. ч. и за вопросы организации работы в самом аппарате Минюста России, его материально-техническое и финансовое обеспечение и др.)

· Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов(вСЕГО 12 ДЕПАРТАМЕНТОВ)

· Департамент организации и контроля

· Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов

· Федеральные службы (фссп, фсин)

· Территориальные органы (главные управления, управления или отделы в субъектах Р)

· Учреждения

· Научный центр правовой информации

· Российский федеральный центр судебной экспертизы

· Судебно-экспертные учреждения

· Экспертные и консультативные органы при Министерстве юстиции Российской Федерации

Вопрос № 46. Федеральная служба судебных приставов, система ее органов…

Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) - является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

ФССП России создана на основании: Указа Президента Российской Федерации

Служба судебных приставов организуется и действует в соответствии с федеральными законами “О судебных приставах” и “Об исполнительном производстве”.

В состав этой службы входят:

· - департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ;

· - служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ;

· - службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ;

· - районные, межрайонные подразделения судебных приставов.

Возглавляет службу судебных приставов Главный судебный пристав РФ, являющийся по должности заместителем министра юстиции РФ. Он координирует и контролирует подразделения судебных приставов, назначает и освобождает от должности судебных приставов, проводит их аттестацию.

Структура службы судебных приставов:

Главный судебный пристав РФ (директор)

4 заместителя

Управление организации исполнительного производства

Управление государственной службы и кадров и тд

Территориальные органы: районные отделы, межрайонные, специализированные

Центральный аппарат

Центральный аппарат ФСИН России имеет 18 управлений, которые исполняют свои полномочия по основным направлениям службы: Главное оперативное управление

Управление собственной безопасности

Управление планирования и организационно-аналитического обеспечения

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ОВД) – государственные органы исполнительной власти, составная часть правоохранительной системы, главной задачей которой является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьба с преступностью,защита парв и свобод человека и, пресечение и предупреждение преступлений и правонарушений.

Система: Центральный аппарат(департаменты, главные управления. Национальное центральное бюро интерпола, управления)

Руководство(министр, замы,Коллегия МВД)

Образовательные, научно – исследовательские и социально-культурные учреждения: Академия управления

Всероссийский научно-исследовательский институт

Всероссийский институт повышения квалификации работников МВД Росси

Образовательные учреждения профессионального образования системы МВД

Органы внутренних дел непосредственного подчинения МВД России: Линейные управления (отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте

Управления (отделы) на особо важных и режимных объекта

Управление по борьбе с организованной преступностью

Территориальные органы внутренних дел На окружном уровне

На межрегиональном

Региональном

Районном

Полиция

Задачи и функции ОВД:

· Оперативно-розыскная деятельность

· Раскрытие и расследование преступлений

· Экспертно - криминалистическая деятельность

· Розыск лиц и похищенного имущества

· Поддержание правопорядка

· Контроль и надзор в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

· Контроль и надзор в сфере оборота гражданского и служебного оружия

· Контроль за частной детективной и охранной деятельностью

· Возбуждение дел и производство по делам

· Функции органов внутренних дел разнообразны и их можно разбить на несколько видов:

· 1. Административная функция заключается в исполнительно-распорядительной деятельности аппарата, служб и подразделений органов внутренних дел по орга­низации и осуществлению охраны общественного по­рядка и общественной безопасности в границах полномочий, определенных законами.

· 2. Профилактическая функция

· 3. Оперативно-розыскная функция заключается в вы­явлении соответствующими органами внутренних дел информации о готовящихся или совершенных право­нарушениях (преступлениях) или о лицах, уклоняющих­ся от органов расследования либо отбывания уголовно­го наказания.

· 4. Уголовно-процессуальная функция заключается в рассмотрении заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, производстве дознания и досудебного следствия по уголовным делам

· 5. Исполнительная функция органов внутренних дел заключается в исполнении в рамках своей компетенции административных взысканий и уголовных наказаний.

· 6. Охранительная функция органов внутренних дел заключается в охране на договорных началах имущества всех видов собственности юридических и физических лиц.

Вопрос № 49 Министерство внутренних дел Российской Федерации: структура и полномочия.

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) - федеральное министерство, осуществляющее в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Организация полиции (ст. 4)

Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее - подразделения полиции).

Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.

В состав полиции могут входить подразделения:

· уголовного розыска

· кинологической службы

· организация дознания

· организация охраны общественного порядка

· дежурная часть

· оперативное подразделение

· ДПС ГИБДД

Полномочия полиции (ст. 2 ФЗ «О полиции»):

· Пресечение готовящихся и совершенных преступлений, а также других правонарушений

· Раскрытие Розыск,

· Реализация в необходимых случаях оперативно-розыскных мероприятий для пресечения готовящихся и совершенных преступлений и их раскрытия

· 1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов,

· 2) проверять документы,

· 3) вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях,

· 6) патрулировать населенные пункты и общественные мест

· 7) требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий,

· 8) составлять протоколы об административных правонарушениях,

Основные задачи

· обеспечение безопасности объектов государственной охраны

· прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны

· предупреждение, выявление и пресечение противоправных посяга­тельств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;

· защита охраняемых объектов;

· участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;;

· информационно-технологическое и информационно-аналитическое обеспечение государственных органов

· обеспечение собственной безопасности.

СОСТАВ ФСО:

ФСО России, имеющая в своем составе службы, управления и другие подразделения, в том числе дислоцированные в субъектах Российской Федерации, которые непосредственно реализуют деятельность федеральных органов государственной охраны, а также подразделения, исполняющие управленческие функции;

Управления специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах, центры специальной связи и информации ФСО России;

Подразделения связи специального назначения ФСО России;

Образовательные, научно-исследовательские и иные организации, подведомственные ФСО России, которые обеспечивают деятельность федеральных органов государственной охраны.

Службы, входящие в состав ФСО России.

· Служба безопасности Президента России;· Служба специальной связи и информации.· Служба коменданта Московского Кремля.Президентский полк Президентский оркестр.

Направления:

Основным видом деятельности ФСО России является предоставление государственной охраны Президенту

Еще одним видом деятельности ФСО России является Предоставление государственной охраны лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации. Государственная охрана предоставляется следующим лицам, замещающим государственные должности в РФ: Председателю Правительства РФ, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Председателю Конституционного Суда РФ, Председателю Верховного Суда РФ, Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральному прокурору РФ.

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федера

В механизме каждого государства есть система органов, осу­ществляющих правоохранительную деятельность. Суд как орган государственной власти занимает особое положение в правоохра­нительной системе.

Суд - это орган государства, который в процессуальном по­рядке осуществляет правосудие по гражданским, административ­ным и уголовным делам.

Суд как независимый орган власти опи­рается на закон и подчиняется только закону. Вступившие в законную силу решения суда обязательны для всех субъектов пра­ва и подлежат безусловному исполнению.

Судебная система возглавляется верховными судебными орга­нами, которые во многих государствах выполняют функции Кон­ституционного суда.

В соответствии с правовой сферой, на которую распространя­ются полномочия, различают суды общей, специальной и адми­нистративной юрисдикции.

Суды общей юрисдикции (общегражданские суды) рассматри­вают гражданские, трудовые, имущественные споры, дела об ад­министративных правонарушениях и уголовные дела.

Суды специальной юрисдикции (специализированные суды) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет свою специфику, например, арбитражный суд.

Административные суды в основном рассматривают жалобы гра­ждан на превышение государственными служащими своих полно­мочий, а также споры служащих с администрацией (в России таких судов нет). Их главная задача - обеспечить законность в государ­ственном управлении.

Две разновидности судебных органов сложились в странах, где действуют принципы англосаксонского права (Великобритания, США, Индия), а также в Японии, где функционируют суды по се­мейным делам. Три разновидности судов имеют место в государствах континентальной Европы, в странах Азии, Африки и Латинской Аме­рики. В Российской Федерации действуют суды общей юрисдикции, вместе с тем предполагается образование различных специализиро­ванных судов. Наряду с общими судами в России действует система арбитражных судов, которые рассматривают две категории споров: экономические (имущественные) споры с участием организаций и предпринимателей, а также споры в сфере управления, связанные с неправомерными действиями органов исполнительной власти.

Вместе с тем в систему специализированных правоохранитель­ных органов принято включать органы правосудия, юстиции, но­тариата, ЗАГСа, внутренних дел, прокуратуры, госбезопасности, внешней разведки и адвокатуры.

Правоохранительные органы имеют общие функции: охрана правопорядка, обеспечение законности, защита прав и законных интересов, а также отличительные особенности в сфере компетен­ции и содержания деятельности. Деятельность правоохранительных органов должна строиться в точном соответствии с законом. Во всех без исключения государствах деятельность суда, адвокатуры, прокуратуры с учетом их значимости для охраны прав и законных интересов граждан регламентируется на высшем законодательном уровне, то есть Конституцией.

Литература:

1. Барнашов А. М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. - Томск, 1988.

2. Бельский К. С. О функциях исполнительной власти // Госу­дарство и право. 1997. № 3.

3. Братко А. Г. Правоохранительная система. Вопросы теории. - М., 1991.

4. Дыльнов Г. В. Законодательная власть в правовом государст­ве. -М., 1995.

5. Лазарев Б. М. Компетенция органов управления. - М.,1972.

6. Осавелюк А. М. Современный механизм сдержек и противо­весов в зарубежных государствах // Государство и право. 1993. № 12.

7. Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. - М., 1994.

8. Парламенты мира. - М., 1991.

9. Чиркин В. Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5.

10. Энтин Л. М. Разделение властей: опыт современных госу­дарств. - М., 1995.

Еще по теме § 5.Судебные и правоохранительные органы государственной власти:

  1. Глава 8 Вопросы уголовной ответственности за нарушения законодательства о выборах в судебной практике
  2. Взаимодействие избирательных комиссий с органами государственной власти и местного самоуправления при подготовке и проведению выборов
  3. § 5. Государственная власть как особая разновидность социальной власти
  4. § 5.Судебные и правоохранительные органы государственной власти
  5. § 3.Сравнительно-правовой анализборьбы с коррупционнымипроявлениямив правоохранительных органах и специальных службахведущихгосударств мира
  6. 2.2. Федеральные органы государственной власти в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  7. 1.2. ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И МЕСТО ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ
  8. 1.1. Правоохранительная служба в системе государственной службы Российской Федерации
  9. § 4Л. Общие положения о реализации допустимости доказательств в ходе правоохранительной деятельности
  10. § 2.2. Юридические гарантии права граждан на равный доступ к государственной службе в органах внутренних дел
  11. Полномочия федеральных органов государственной власти по обеспечению законности в деятельности муниципальных органов
  12. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология -