«Свет для гаражной экономики»: как вывести бизнес из тени. Кого будут выводить из тени Продажа доли в ООО «специальным» людям

Работа по выявлению случаев неформальной занятости в Коми дает результаты

Работодатели, имеющие неоформленные отношения с работниками, не должны участвовать в госзакупках. Такое предложение озвучил начальник регионального управления занятости министерства труда, занятости и социальной защиты Александр Хохлов на заседании комиссии устойчивого развития экономики и социальной стабильности республики.

Неформальная занятость, которую практикуют некоторые работодатели, наносит заметный удар по экономике республики. Это и недопоступление отчислений в Пенсионный фонд и налоговые органы, и необоснованная нагрузка на бюджет за счет выплаты социальных пособий гражданам, которые получают заработную плату в конвертах и по сути не являются малоимущими, но доказать это бывает сложно. По официальным данным Росстата, численность занятых в неформальном секторе в 2015 году к общей численности работающего населения в Коми составляла 16 процентов. Для сравнения: по Российской Федерации эта цифра составила 20,5 процента, по Северо-Западу – 13,7 процента.

Чтобы вывести бизнес из тени и противодействовать неформальной занятости, в 2016 году в Коми была создана межведомственная рабочая группа. Результаты работы межведомственной группы ежедекадно формируются в виде мониторинга по снижению неформальной занятости в информационной системе Роструда АИС «Легализация». Аналогичные группы по легализации неформальных трудовых отношений созданы во всех 20 муниципалитетах республики. В состав рабочих групп входят представители контрольно-надзорных органов, что позволяет решать вопросы комплексно. В течение минувшего года было проведено 159 заседаний территориальных рабочих групп, на которые приглашались работодатели, практикующие неофициальное трудоустройство. Было заслушано 747 налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума.

Результат от этих встреч не замедлил сказаться как на зарплате работников, так и на поступлениях в бюджет. Из 747 работодателей 571 повысил заработную плату своим работникам до прожиточного минимума и выше. В результате повышения заработной платы дополнительно в бюджет поступило четыре миллиона рублей, в том числе в республиканский бюджет – 2,3 миллиона. Заключением трудового договора не завершается процесс легализации доходов, необходимо, чтобы на тех работников, с которыми в ходе проведенной работы были заключены трудовые договоры, работодатели стали осуществлять перечисления страховых взносов в Пенсионный фонд. Соответственно должны увеличиться суммы поступающих взносов в Пенсионный фонд. За 2015 год сумма страховых взносов, начисленных и поступивших в бюджет Пенсионного фонда по Республике Коми по заключенным договорам с работниками, составила 26,6 млн. рублей. За 2016 год без учета четвертого квартала – 91,3 млн. рублей.

Наибольшая численность занятых в неформальном секторе наблюдается сегодня в таких отраслях, как строительство, торговля, ремонт автотранспортных средств, ЖКХ, оказание услуг, сельское хозяйство. Люди соглашаются на работу без оформления трудовой книжки и тем самым лишают себя всякой защиты от противозаконных действий работодателя. В случае потери работы, утраты трудоспособности или рождения ребенка они не могут претендовать ни на какие социальные гарантии. Не оформляя работника официально, работодатель лишает его пенсионного обеспечения: период работы без оформления не будет включен в трудовой стаж. Кроме того, гражданин, трудоустроенный неофициально, не имеет права получить банковский кредит.

Поскольку без помощи самих граждан сложно бывает выявить работодателей, нарушающих трудовые законы, была организована горячая линия, куда можно позвонить и сообщить о фактах неоформления трудовых отношений или конвертных выплатах зарплаты.

Отдельно Александр Хохлов остановился на категории людей, которые своими действиями тоже наносят урон бюджету. Это так называемые профессиональные безработные, которые знакомы всем специалистам центров занятости. С небольшими перерывами они могут годами состоять на учете по безработице в центрах занятости и получать пособие. Поскольку это специфическая проблема, требующая особого внимания, в состав муниципальных рабочих групп были включены представители центров занятости на местах. Сотрудники ЦЗН проводят работу по выявлению фактов незаконного получения пособия по безработице.

За январь-декабрь 2016 года рассмотрено 4924 дела безработных граждан. В результате выявлено 139 фактов нарушений. В частности, 70 человек из этого числа скрывали факты трудоустройства или назначения им пенсии и продолжали получать пособие, хотя по закону уже не имели на это права. Еще 64 человека скрыли факт своей занятости, то есть на деле они неофициально работали и одновременно имели статус и льготы безработного. Еще пять человек представили в центры занятости справки о средней заработной плате, не соответствующей действительности. Таким образом, общая сумма незаконно полученных средств составила 590,1 тысячи рублей. Возвращено государству более 450 тысяч рублей.

Как рассказал Александр Хохлов, одной из самых обсуждаемых бизнес-тем в последнее время стал патент для самозанятых граждан. Новую льготную систему налогообложения и регистрации бизнеса в стране ввели в 2016 году. Власти планируют, что таким образом выведут из тени несколько миллионов экономически активных людей, которые работали в теневом бизнесе.

Люди в той или иной мере сталкиваются с неформальной занятостью, когда являются получателями различных услуг, например, в жилищно-коммунальном хозяйстве. Еще со времен СССР сохранилась практика неофициального расчета с сантехником или штукатуром. Однако доктор экономических наук, доцент Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук Лариса Попова предостерегает от карательных мер по отношению к гражданам, оказывающим лично такие услуги. Поскольку пока есть спрос, существует и предложение. Зачастую люди, дающие объявления в газетах, обеспечивают большую доступность услуг на рынке, но при этом оформить для них патент на их работу за 7200 рублей в среднем – разумная альтернатива регистрации предпринимательской деятельности и возможность легализации своего положения. Очень важно менять отношение граждан к подобной практике неофициальных расчетов напрямую, «мимо кассы».

21 сентября 2016 года президент России Владимир Путин сделал заявление, что самозанятых граждан на два года надо освободить от уплаты налогов и обязательных взносов, чтобы они могли спокойно войти в нормальный ритм легальной работы, чтобы это не было для них обременительно. Есть классификатор видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом предусмотрено применение патентной системы налогообложения. Также там выложен образец заявления на получение патента.

Подводя итоги сказанному, Александр Хохлов отметил, что для борьбы с неформальной занятостью должны быть приняты определенные меры со стороны государства. Кроме того, что недобросовестные работодатели не должны участвовать в госзакупках, необходимо также воспрепятствовать выплате зарплат в конвертах – ограничить оборот наличных денег и перейти к электронным способам расчета работодателя с работниками. Чтобы вовлечь работника в легализацию занятости, требуется создание института регистрации трудовых отношений. К примеру, ввести обязательную регистрацию трудовых договоров в органах местного самоуправления. Кроме того, Рострудом будет организована работа по ведению электронных трудовых книжек и реестра трудовых договоров.

Тенденция выводить бизнес из «тени» в последнее время становится все более явной и актуальной. Безусловно, минусы «серого» бизнеса известны всем. Это и полная зависимость от конкретного менеджера, его связей и устных договоренностей, и постоянный риск налогового и уголовного преследования. Единственным же плюсом является подчас значительная экономия на налогах. Как же вывести бизнес из «тени» с минимальными потерями, чтобы и сохранить собственность, и не разориться на налогах, и не спровоцировать проблемы с проверяющими органами?

МНЕНИЕ ПРАКТИКА
Роман ОМЕЛЬЯНЧУК,
финансовый менеджер:
- На мой взгляд, легализация бизнеса требуется при необходимости дополнительного финансирования (например, при популярном выходе на IPO), продажи бизнеса или удорожании «серых» схем. Кроме того, «серой» компании невыгодно раскручивать брэнд, поскольку через некоторое время деятельность, возможно, придется свернуть. Часто компании «обеляются» при угрозе возможного давления государственных органов. Как дополнительный положительный фактор «обеления» можно отметить упрощение получения кредита сотрудниками.

«Легализация бизнеса требуется при необходимости дополнительного финансирования, продажи бизнеса или удорожании "серых" схем»

ШАГ ПЕРВЫЙ: РЕВИЗИЯ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ

Изменение уже устоявшейся системы необходимо начать с анализа текущей ситуации. Для этого следует суммировать все текущие налоговые платежи, а также все неофициальные выплаты, которые сопряжены с необходимостью обналичивать деньги. Кроме того, нужно учесть суммы штрафов и пеней (или, возможно, взяток), которые компания периодически вынуждена платить из-за применения «серых» схем. На следующем этапе анализа необходимо рассчитать, сколько налогов следовало бы платить в случае отсутствия незаконной минимизации. Разница между реальной суммой налоговых затрат и вычисленной - налоговая экономия, достигнутая уходом в «тень». Однако эта же сумма является и ценой спокойного сна акционеров и менеджмента компании.

Рассмотрим, как может выглядеть процесс легализации бизнеса для оптово-розничного предприятия торговли, применяющего обычную систему налогообложения. Исходные данные (за месяц): выручка компании 39 млн руб. с НДС, себестоимость товара 30 млн руб. с НДС (по документам - 38,6 млн руб.), прочие затраты (не облагаемые НДС) 3 млн руб., 16 сотрудников, зарплата сотрудников 30 тыс. руб. («белая» - 12 тыс. руб.), 4 руководителя, зарплата 120 тыс. руб. («белая» - 16 тыс. руб.).

Расчет текущих налоговых платежей:

  • фонд оплаты труда - 256 000 руб. (16 чел. x 12 000 руб. + 4 чел. x 16 000 руб.);
  • ЕСН - 66 560 руб. (256 000 руб. x 0,26);
  • НДС - 61 017 руб. ((39 000 000 руб. - 38 600 000 руб.) : 118 x 18);
  • налог на прибыль - 3942 руб. ((39 000 000 руб. - 38 600 000 руб. - 256 000 руб. - 66 560 руб. - 61 017 руб.) x 0,24).

Общая налоговая нагрузка составляет 131 519 руб. (66 560 руб. + 61 017 руб. + + 3942 руб.). Кроме прямой налоговой нагрузки рассчитаем также затраты на поддержание работоспособности схемы.

Поскольку для завышения цены закупаемого товара используется так называемая фирма-«прокладка» (предоставленная банком), надо будет потратиться на транзит товара (по сути, оплата услуг банка). Эти дополнительные расходы составляют 0,3 процента от стоимости приобретаемых товаров. Тогда дополнительная стоимость такой схемы налоговой минимизации составит 99 000 руб. ((30 000 000 руб. + 3 000 000 руб.) x 0,003). Вся оставшаяся после уплаты налогов прибыль компании обналичивается. Средняя стоимость «обналички» - 5 процентов от суммы. Тогда стоимость услуги составит 275 050 руб. ((38 600 000 руб. - 30 000 000 руб. - 3 000 000 руб. - 99 000 руб.) x 0,05). Итого общая налоговая нагрузка компании (официальная и неофициальная) составляет 505 569 руб. (131 519 руб. + + 99 000 руб. + 275 050 руб.).

Если бы компания решила отказаться от незаконной налоговой оптимизации, ситуация с налоговыми платежами была бы следующая:

  • -фонд оплаты труда - 960 000 руб. (16 чел. x 30 000 руб. + 4 чел. x 120 000 руб.);
  • ЕСН - 249 600 руб. (960 000 руб. x 0,26);
  • НДС - 1 372 881 руб. ((39 000 000 руб. - 30 000 000 руб.) : 118 x 18);
  • налог на прибыль - 820 204 руб. ((39 000 000 руб. - 30 000 000 руб. - 3 000 000 руб. - 960 000 руб. - 249 600 руб. - 1 372 881 руб.) x 0,24).

Таким образом, общая налоговая нагрузка составила бы 2 442 685 руб. (249 600 руб. + 1 372 881 руб. + 820 204 руб.), что более чем в четыре раза превышает «теневой» вариант. Понятно, что при такой цене вопроса отказаться от «теневых» способов может быть сложно. Однако Налоговый кодекс предоставляет много возможностей для законного снижения налоговых обязательств. Анализ этих возможностей и должен стать следующим этапом планирования.

Не существует простого и недорогого законного способа, при помощи которого можно разом снизить все без исключения налоговые платежи

ШАГ ВТОРОЙ: РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ЗАКОННОЙ ОПТИМИЗАЦИИ

На втором этапе изучим хозяйственные операции нашей условной оптово-розничной фирмы на предмет возможной легальной оптимизации. Естественно, не существует какого-то одного простого и недорогого способа, при помощи которого можно разом снизить все без исключения налоговые платежи. Кроме того, резкое изменение суммы уплачиваемых налогов (не важно, снижение или увеличение) - это сигнал налоговикам о том, что внутри компании что-то происходит и ее деятельность следует проверить в первую очередь.

Налоговую оптимизацию лучше проводить поэтапно, чтобы суммы налогов изменялись постепенно. Впрочем, если имеется законный способ уменьшения налогообложения по всем налогам (например, применение специального налогового режима или льгот по налогам), разумнее воспользоваться именно им. Кроме того, оптимизацию необходимо изучать комплексно, ведь, уменьшив один налог, можно увеличить другой.

Прежде всего в целях разработки методики оптимизации необходимо выделить налоги, платежи по которым составляют наибольшую долю в общей сумме налоговых обязательств, и оценить, каким образом формируется их налоговая база.

Для оптово-розничной фирмы этими налогами будут НДС и налог на прибыль. Причем чем сложнее формируется налоговая база, тем больше законных способов ее оптимизации.

Самый распространенный способ снижения налоговой нагрузки - полный или частичный перевод налоговой базы в компанию с более низким налогообложением (например, в льготную юрисдикцию, в том числе зарубежную, или на «упрощенца»)*. Например, уменьшить НДС можно, переведя основную часть добавленной стоимости в компанию, чья деятельность не облагается НДС (на фирму, применяющую спецрежим). Кроме того, часть выручки компания может получать в виде доходов, не облагаемых НДС (например, штрафных санкций за неисполнение условий договора). Также торговой компании целесообразно разделить своих покупателей и поставщиков на плательщиков и неплательщиков НДС. С покупателями и поставщиками - неплательщиками НДС выгоднее будет торговать через свою дочернюю организацию, применяющую «упрощенку». Этот способ даст дополнительную налоговую экономию. Налог на прибыль можно уменьшить с помощью перевода прибыли в льготные юрисдикции или в компании на спецрежимах (с помощью аутсорсинга и аутстаффинга), уменьшением доходов (переквалификацией доходов по перечню необлагаемых доходов ст. 251 НК РФ, например заключив договор комиссии или агентский), увеличением расходов (например, добавлением членских взносов в профсоюз с последующим распределением в виде материальной помощи). Кроме того, компании, применяющие спецрежимы, платят налог на свои доходы по ставке ниже, чем ставка налога на прибыль. Возможно, торговой организации имеет смысл пойти на разукрупнение бизнеса и перевод новых, более мелких фирм, которые и будут реализовывать продукцию, на УСН и ЕНВД. Также платежи по указанным налогам можно оптимизировать с помощью применения посреднических договоров, сочетая при этом работу компаний, находящихся на общем режиме налогообложения, с использованием дочерних фирм на УСН.

Что же касается единого социального налога, его можно уменьшить, применяя, например, аутсорсинг или аутстаффинг (заметим, что эти же договоры помогут снизить и налог на прибыль за счет оплат услуг по ним). Либо воспользовавшись регрессивной шкалой ставок налога (ст. 241 НК РФ). Также в отдельных случаях можно заменить часть зарплаты компенсациями (конечно, с соблюдением всех требований действующего законодательства, например, при выплате компенсаций за вредные и опасные условия труда обязательно надо провести аттестацию рабочих мест), которые освобождены от ЕСН статьей 238 НК РФ.

Как уже было сказано, одним из вариантов законного уменьшения указанных налогов является аутсорсинг. Этот способ организации бизнеса удобен тем, что дает возможность сохранить существующие финансовые связи. Так, в нашем случае было бы разумно создать управляющую компанию на упрощенной системе налогообложения, в которую будут переведены почти все сотрудники и руководители. В этом варианте часть выручки (минимально необходимая) будет оставаться на счетах прежней компании, а основная часть дохода перейдет в компанию на «упрощенке». Однако налоговикам известны случаи, когда аутсорсинг и аутстаффинг использовались для незаконного снижения налогообложения*. Поэтому в случае использования данной схемы нужно быть готовым доказать наличие деловой цели передачи функций управления отдельной компании и очень тщательно готовить первичные документы.

Итак, применим наши рассуждения на практике.

Оставим в прежней компании два человека с окладом 30 000 руб., остальных переведем в новую на «упрощенке». Туда же надо перевести основную прибыль и прочие затраты, не облагаемые НДС, оставив прежней компании 100 000 руб. Как это сделать? Надо развести денежные потоки. Клиент должен платить за товар по двум договорам: один договор на собственно товар (с НДС) с компанией на обычной системе налогообложения, другой на услуги (без НДС) с компанией на «упрощенке». Услуги должны быть сопутствующими (например, консультации по применению товара, подбор, загрузка, доставка, выгрузка, монтаж, пуско-наладка, охрана и т. д.). Тогда расчет налоговых платежей будет выглядеть следующим образом.

Компания на обычной системе налогообложения:

  • фонд оплаты труда - 60 000 руб. (2 чел. x 30 000 руб.);
  • ЕСН - 15 600 руб. (60 000 руб. x 0,26);
  • НДС - 15 254 руб. (100 000 руб. : 118 x 18);
  • налог на прибыль - 2195 руб. ((100 000 руб. - 60 000 руб. - 15 600 руб. - 15 254 руб.) x 0,24).

Общая налоговая нагрузка составляет 33 049 руб. (15 600 руб. + 15 254 руб. + 2195 руб.).

Компания на упрощенной системе налогообложения:

  • фонд оплаты труда - 900 000 руб. (14 чел. x 30 000 руб. + 4 чел. x 120 000 руб.);
  • взносы на обязательное пенсионное страхование - 126 000 руб. (900 000 руб. x 0,14).
  • НДС не уплачивается.

Доход составит 8 900 000 руб. (39 000 000 руб. - 30 000 000 руб. - 100 000 руб.).

Единый налог при объекте налогообложения «доходы минус расходы» составляет 1 181 100 руб. ((8 900 000 руб. - 900 000 руб. - 126 000 руб.) x 0,15).

Единый налог при объекте налогообложения «доходы» составляет 534 000 руб. (8 900 000 руб. x 0,06). Кроме того, единый налог можно уменьшить на сумму платежей в Пенсионный фонд, но не более 50 процентов (п. 2 ст. 246.32 НК РФ). Поскольку в нашем случае сумма платежей в Пенсионный фонд менее 50 процентов, общая налоговая нагрузка при объекте налогообложения «доходы» составит 534 000 руб. Это ниже, чем при объекте налогообложения «доходы минус расходы», поэтому выбираем этот режим. Общая налоговая нагрузка составляет 567 049 руб. (33 049 руб. + 534 000 руб.), что вполне сравнимо с платежами по неофициальной схеме (505 569 руб.).

МНЕНИЕ ПРАКТИКА
Роман ОМЕЛЬЯНЧУК,
финансовый менеджер:
- В большинстве случаев «обеление» приводит к росту налоговой нагрузки. Речь может идти лишь о ее величине. Снизить нагрузку возможно путем детального анализа структуры бизнеса, элементов, приводящих к росту налогов, и дальнейшим группированием отдельных бизнес-процессов в различные юридические лица с применением разных налоговых режимов.

Также на практике зачастую значительную долю налоговых платежей составляют имущественные налоги - налог на имущество, земельный и транспортный налоги. В целях налогового планирования в данном случае целесообразно передать имущество «хранителю активов»*, применяющему льготный режим по отношению к этим налогам (например, «упрощенцу»). Передать имущество можно, например, внесением в уставный капитал (подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ). В нашем примере рассматривать подобную оптимизацию нет необходимости, поскольку по условиям примера недвижимости, земли и транспорта в собственности компании нет.

На практике зачастую значительную долю налоговых платежей составляют имущественные налоги

* Подробно об оптимизации налога на имущество с помощью «хранителя активов» вы можете прочитать в статье «Как выгодно использовать офшор для хранения активов» в «ПНП» №3, 2006, стр. 56.

ШАГ ТРЕТИЙ: ВНЕДРЕНИЕ

После расчета и выбора вариантов налоговой оптимизации нужно подготовить бизнес к переходу на новую схему работы. Сначала лучше (для безболезненного изменения уже устоявшейся системы) организовать пилотный проект будущей компании и проработать его в малом масштабе на небольших торговых оборотах. После чего проанализировать результаты работы и оценить отклонения от плана и неожиданно возникшие препятствия и проблемы. И лишь после необходимой корректировки переводить основной бизнес на новые рельсы.

Для корректного перехода следует написать план мероприятий: какие бизнес-процессы будут замещены, какие появятся и когда. Возможно, что потребуется нанять дополнительных сотрудников (бухгалтеров, юристов, финансистов) для отслеживания процедуры перехода.

Так, лучше не переводить напрямую сотрудников в компанию-аутсорсер. Аутсорсер должен сам их вызвать с помощью своей рекрутинговой службы и только после этого предоставить им имеющуюся вакансию в новой фирме (у себя). Тем самым снизится вероятность претензий налоговиков в необоснованности полученной налоговой выгоды. Перевести таким образом руководство компании будет сложнее. Возможно, правильнее будет сначала пригласить управляющую компанию для оказания услуг, а через два-три месяца уволить директора из прежней компании и принять в управляющую. Покупателям, не работающим с НДС, следует направить коммерческое предложение от новой компании с более выгодными условиями, чтобы у них было основание для отказа от услуг предыдущего поставщика и перехода в новую компанию. Поставщикам - неплательщикам НДС также следует направить предложение по работе с новой структурой.

Возможно, что не все покупатели будут готовы часть суммы по договору платить без НДС. Если покупатель перепродавец, тогда проблему можно решить, заключив с покупателем агентский договор или договор комиссии.

Для внедрения официальной работы потребуется не только перестройка бизнес-схем, но и обучение персонала. Ведь ошибка на любом уровне (от склада до топ-менеджмента) может привести к крупным налоговым доначислениям. И не каждый работник как психологически, так и по квалификации готов к подобному повышению ответственности. Кроме того, с официальной зарплаты работник вынужден платить больше НДФЛ. Поэтому возможно, что некоторые сотрудники уволятся.

Кроме того, полностью легальный бизнес подразумевает качественную работу с документацией. А это постоянная кропотливая работа с контрагентами (своевременное получение и представление первичных документов и счетов-фактур, отслеживание дебиторской и кредиторской задолженности, регулярная сверка расчетов, периодическая инвентаризация активов) и с кадрами (приказы, распоряжения, письменные заявления).

Штрафы за предпринимательскую деятельность без образования юрлица или регистрации в качестве индивидуального предпринимателя предлагают ужесточить. Если нелегальный бизнесмен не желает выходить из тени, за это должен полагаться штраф в размере до 30 тыс. рублей. Такую инициативу подготовила группа депутатов-единороссов во главе с Владимиром Афонским (проект есть у «Известий»). Предложение уже поддержали в Минюсте и в думской фракции ЕР, при этом парламентарии рекомендовали коллегам всё же подумать о возможном снижении размера взыскания. Эксперты отмечают, что кнут без пряника работать не будет - необходимо создать условия, стимулирующие добровольный переход предпринимателей «на светлую сторону».

Поправки в Кодекс об административных правонарушениях подготовили единороссы Владимир Афонский, Виктор Дзюба, Николай Петрунин и Наталия Пилюс. Они предлагают повысить существующие штрафы за ведение бизнеса без госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве юрлица - например, в форме ООО. Сейчас за это полагается взыскание от 500 рублей до 2 тыс. рублей (ч. 1 ст. 14.1). Согласно проекту, штраф на первый раз должен составлять от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, а в случае повторного и последующего выявления нарушения - от 20 тыс. до 30 тыс. рублей.

Нововведение призвано поставить барьер для недобросовестных предпринимателей, пояснил «Известиям» глава экспертно-консультативного совета (ЭКС) фракции «Единая Россия» по взаимодействию с бизнес-сообществом Дмитрий Сазонов. ЭКС поддержал инициативу, после чего она получила одобрение координационного совета фракции. Вместе с тем оба совета рекомендовали авторам законопроекта подумать о том, чтобы снизить предлагаемый размер санкций.

Авторы законопроекта полагают, что для пресечения возможных нарушений действующих штрафов уже недостаточно. Размер этих взысканий меньше госпошлины, которая берется за регистрацию ИП и юрлица (800 рублей и 4 тыс. рублей соответственно), и штрафов для легальных бизнесменов - например, за несвоевременное предоставление данных о налогоплательщике (10 тыс. рублей). Кроме того, штрафы не повышались уже более 10 лет и за это время успели «обесцениться», говорится в пояснительной записке к документу. В этих условиях у нелегальных бизнесменов отсутствует стимул для выхода из тени, поскольку заплатить небольшой штраф - более выгодно. А потому число подобных нарушений растет. Например, в Тульской области в 2016 году было выявлено 98 случаев ведения бизнеса без госрегистрации, а за девять месяцев 2017-го - уже 128. По данным судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2015 году суды рассмотрели более 140 тыс. дел по ст. 14.1 КоАП, а в 2017-м их было более 154 тыс. (в статистику входят также случаи предпринимательской деятельности без лицензии либо с грубым нарушением ее условий). По мнению депутатов, новшество будет способствовать росту сбора налогов и поддержит добросовестных бизнесменов, а также защитит граждан от товаров и услуг, предоставляемых «теневыми» предпринимателями.

При действующих сегодня штрафах «теневик» заплатит меньше, чем зарегистрированный предприниматель, даже если его будут привлекать к ответственности каждый месяц, отметила адвокат юргруппы «Яковлев и партнеры» Анна Бойцова. Вместе с тем регистрация ИП или юрлица добавляет обязанностей и ответственности. Однако для легализации бизнеса требуются всё же не репрессивные меры, а создание условий для добровольного перехода предпринимателей «на светлую сторону», считает она. Например, отдельный учет самозанятого населения с упрощенным порядком отчетности и пониженными платежами в бюджет или увеличение размера годового дохода, при котором предприниматель обязан платить дополнительные взносы в обязательные фонды.

Штрафы принесут желаемый результат только в случае разработки механизма идентификации самозанятых граждан, считает и член Ассоциации юристов России, адвокат Екатерина Мельник. Пока же велика вероятность введения необоснованных санкций для тех, кто иногда подрабатывает, но предпринимательской деятельности не ведет. Такое встречается довольно часто, подчеркнула она.

Для борьбы с теневым бизнесом нужно не ужесточать санкции, а создавать стимулы для развития, согласен председатель подкомитета по экономической безопасности ТПП РФ Валентин Игнатьев. По его словам, вести бизнес сегодня непросто, а нововведение лишь даст дополнительный кнут проверяющим.

Низкие штрафы играют на руку теневому бизнесу и приводят к тому, что проблема становится системной, признает сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. Добросовестные предприниматели проигрывают конкуренцию, потому что вынуждены закладывать в стоимость своей продукции и услуг бюрократические и налоговые издержки. Но, с другой стороны, даже при штрафах в размере 30 тыс. рублей всё равно будет прибыльнее вести бизнес подпольно, считает он. Больший эффект, по мнению эксперта, дали бы такие меры, как упрощенная система налогообложения, устранение бюрократических препон и снижение контрольно-надзорного давления.

Современные методы выявления и пресечения незаконной предпринимательской деятельности неэффективны в контексте решения задачи «обеления» хозяйствующих субъектов, поэтому предлагаемое ужесточение значительным образом не повлияет на выход предпринимателей «из тени», считает первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. При этом увеличатся риски окончательно отбить у населения желание пробовать себя в каком-то деле. Единственными инструментами, которые позволят эффективно сократить теневой сектор, являются специальные меры поощрения, считает он. Целесообразно установить специальные меры, которые будут стимулировать предпринимателей к регистрации отношений с государством. Такими мерами, отметил эксперт, могут стать освобождение от налогов на определенный период и в пределах определенного уровня заработка, создание условий для льготного кредитования, а также помощь в маркетинге и поиске клиентов.

Теневая экономика и объем «серых» денег по-прежнему подрывают политическую и экономическую стабильность в России. Минфин оценивает теневой сектор экономики примерно в 15-20% от ВВП. «Большие суммы прячутся у нас в теневой экономике, - заявил министр финансов Антон Силуанов. - Если теневой сектор у нас где-то 15-20%, а ВВП где-то 60 трлн. рублей, то 15% - это 9 трлн.».

По его словам, совокупная налоговая нагрузка на экономику РФ составляет 35% - таким образом, из-за нелегального бизнеса российский бюджет переживает недостачу примерно в 3 трлн. рублей доходов. Министр отметил: «серые» зарплаты лишают региональные бюджеты 2 трлн. рублей, и борьба с ними включена в список задач федеральных и региональных властей, в том числе налоговиков.

При этом ранее глава Минэкономразвития РФ Андрей Белоусов отмечал: если малый бизнес выйдет из тени, его доля в ВВП составит 40-50% против нынешних 19% - бизнес идеи в нашей стране дефицитом не являются. Если же решить вопрос с нелегальным ведением бизнеса (в нем, по оценкам министра, работают 18 млн. человек), по доле малого бизнеса в экономике Россия встанет в один ряд с развитыми странами.

Между тем, эксперты исследовательского института Global Financial Integrity (GFI) считают, что размеры теневого сектора российской экономики значительно выше - он оценивается в 46% от ВВП ежегодно. По их подсчетам, с 1994 по 2011 годы из России были незаконно выведены $211,5 млрд. Это скрытые от налогов доходы, взятки, а также деньги, заработанные на торговле оружием, наркотиками и людьми.

По словам главы GFI Рэймонда Бэйкера, страна потеряла сотни миллиардов долларов, которые можно было бы инвестировать в систему здравоохранения, образования, инфраструктуру и прочие социальные сферы. Всемирный банк также отмечает: российская теневая экономика в 3,5 раза выше в сравнении с другими странами «большой семерки». При этом теневая экономика и потоки «серой» наличности уверенно растут на протяжении двух последних десятилетий из-за неэффективного политического управления и традиционного в России желания бизнесменов уйти от уплаты налогов.

Как заявил «Веку» аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко, вероятно, столь высокие показатели, полученные во время исследования GFI, объясняются несколькими факторами. «Во-первых, мне кажется, что большая часть упомянутого оттока пришлась на вторую половину 90-х - время высокой политической нестабильности, низкой прозрачности экономики и слабого потребительского доверия. Во-вторых, достаточно большим объемом теневой экономики, которая, собственно, и становится катализатором для данных потоков».

При оттоке капитала экономика теряет свободные средства, которые, при прочих равных, могли бы быть направлены на финансирование инфраструктуры государства, социальные проекты, могли стать основой для увеличения темпов роста реального располагаемого дохода населения, отмечает эксперт.

«Одно из основных условий, которое должно быть выполнено для снижения теневого оборота денежных средств, - это оптимизация налоговой системы с целью увеличения доступности для субъектов налогообложения и уменьшения физических затрат для адекватной оплаты отчислений, - говорит Сороко. - Надо продолжать работать над инвестиционным имиджем страны, улучшать микроклимат для компаний малого и среднего бизнеса».

По его словам, оценка министра финансов Силуанова, скорее всего, является слишком оптимистичной. «Думаю, что реальный объем теневого сектора экономики несколько выше - 20-25%, - полагает аналитик. - Но меры по снижению доли «тени» уже проводятся. Например, с 2014 года будут запрещены любые сделки наличными при условии, что объем сделки будет превосходить 600 тыс. рублей. С 2015 года ограничение станет еще жестче - с 300 тыс. рублей. Таким образом, увеличившаяся инвестиционная активность, скорее всего, сильно не повлияет на оборот наличности, так как практически все платежи должны быть проведены через банковские структуры. Думаю, что данные меры позитивно скажутся на наполняемости всех уровней бюджета. Возможностей для махинаций в такой ситуации становится намного меньше».