Порядок перемещения товара через таможенную границу. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможеннго союза

Как россияне, так и граждане других стран обязательно должны придерживаться определенных правил при пересечении государственной границы Российской Федерации. Их содержание направлено на регулирование не только порядка перемещения физических лиц через линию разграничения, но также и товаров, которые они провозят. Рассмотрим далее основные требования, которые выдвигаются к такому типу перемещения.

Законодательное регулирование

Все процессы, связанные с перемещением через таможенную границу как людей, так и товаров, регулируются некоторыми внутригосударственными нормативными актами, которые действуют на территории РФ, а также международными документами, подписанными с граничащими по соседству странами.

В настоящее время внутригосударственное регулирование перемещения через российскую границу происходит на основании положений, представленных Таможенным кодексом РФ. В тексте данного документа указан не только порядок перемещения, но еще и особенности осуществления таковых действий. Более того, данный нормативный документ предписывает полный перечень товаров, которые категорически запрещено провозить через линию разграничения. Также данный акт в полной мере регулирует определенные меры ответственности за совершенные нарушения в сфере пересечения таможенной границы, а также порядок привлечения к ней.

Что касается международных актов, имеющих такой характер, то среди них наиболее обширным по своему содержанию является Таможенный кодекс, заключенный между странами-членами Евразийского экономического союза, в состав которого входит и Российская Федерация. Также таможенные отношения между странами, входящими в рассматриваемое объединение, в определенных моментах регулируются нормами договора "О порядке перемещения через границу наличных средств".

Понятие перемещения товаров

Законодатель дает четкое определение понятия "перемещение товаров". В одном из положений Таможенного кодекса говорится, что данное действие подразумевает под собой совершение некоторых деяний по ввозу или вывозу через границу РФ определенных продуктов. Следует отметить, что указанные действия могут быть осуществлены не только с использованием путей транспортного сообщения - законодатель включает в данное понятие товары и объекты, перемещенные путем почтовых пересылок или с использованием трубопроводного транспорта, линий электропередач и т. п.

Что касается перемещения через границу физических лиц, то данное понятие представляет собой совершение действий, представленных в виде фактического пересечения лицом границы государства. Как отмечено в законодательстве, сделать это можно как пешим путем, так и в рамках использования разных видов транспорта, в том числе наземного, воздушного и водного.

Любое перемещение товаров и отдельных физических лиц должно совершаться исключительно в рамках правил пересечения таможенной границы Таможенного Союза и РФ.

Кто такой декларант

Рассматривая особенности порядка перемещения через таможенную границу, следует обратить свое внимание на понятие "декларант", которое то и дело встречается в содержании Таможенного кодекса. Под ним подразумевается лицо, которое занимается непосредственным процессом декларирования тех товаров, что ввозятся на территорию РФ, а также то, от имени которого оно производится, если его совершение производит назначенный в законном порядке представитель.

В том случае, если товар перевозится в сопровождающем багаже, в качестве декларанта может выступать не только россиянин, но и иностранец. Даже если это лицо еще не достигло 16-летнего возраста, то в документации в качестве декларанта будет выступать любой из сопровождающих его родителей. В том случае, если сопровождающих лиц нет, то несовершеннолетнему разрешается перевоз только тех товаров и сумм, которые не подлежат обязательному декларированию.

Обязанности декларанта

В процессе перемещения через таможенную границу товаров, денег, транспортных средств, а также прочих ценностей, лицо, выступающее в качестве декларанта, обязано совершить ряд действий, предписанных нормативными актами, регулирующими вопросы в данной сфере.

Следует отметить, что основная его обязанность заключается в непосредственном декларировании товаров, которые, по первому требованию сотрудника таможенной службы, должны быть предъявлены ему в полном перевозимом объеме. Также в число основных обязанностей входит уплата пошлин и сборов, которые предусматриваются законодательством по каждой группе товаров. В результате данного действия сотрудник пограничной службы обязан предоставить документы, подтверждающие факт его совершения. В некоторых случаях лицо имеет право на определенные льготы при уплате налогов и сборов, взимаемых при оформлении товаров, перевозимых через таможенную границу РФ. В данной ситуации им следует предоставить документы, подтверждающие данную возможность.

Декларант обязан предоставлять исключительно правдивые данные относительно перевозимой продукции. Более того, лицо должно следить за достоверностью данных, указанных в содержании декларации и полностью отвечать за их правдивость. В том случае, если процедура декларирования производится в устной форме, то документальное подтверждение указанных сведений может быть предоставлено по требованию уполномоченного лица.

В любых ситуациях декларанты обязаны оказывать максимальное содействие работе представителей таможенных органов, связанной с оформлением товаров.

О декларировании

Декларированием именуется определенный процесс, выраженный предоставлением сотруднику таможенной службы определенных сведений относительно провозимых объектов, об их режиме, которые нужны для проведения таможенных операций. Данные сведения могут быть предоставлены как в письменной, так и в устной или в электронной форме.

Декларирование товаров в устной форме допускается исключительно в отношении объектов, не относящихся к числу тех, которые на основании законодательства должны быть упомянуты исключительно в письменном виде. Устное декларирование предусматривает словесное сообщение сотруднику таможенных органов информации относительно отсутствия в багаже запрещенных предметов, а также тех объектов, которые подлежат обязательному декларированию в письменной форме.

Декларирование в конклюдентной форме подразумевает совершение определенных действий, которые подтверждают отсутствие в багаже декларанта таких товаров и объектов, которые подлежат обязательному письменному упоминанию. Для такого типа сообщения на пунктах пропуска РФ сооружены два специальных коридора - "красный" и "зеленый". Первый из них предназначен для перемещения товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, а второй - устному. Так, перемещение лица через "зеленый" коридор означает то, что у него нет объектов, подлежащих письменному декларированию.

Что касается письменного оформления перемещения товаров, то оно осуществляется путем составления декларации, подаваемой сотрудникам таможенных органов в двух экземплярах. Все записи в бланках должны осуществляться исключительно декларантом или его представителем, осуществляющим непосредственное перемещение товаров, четким и разборчивым почерком. Таможенная декларация может быть заполнена как на русском, так и на английском языке.

Перечень товаров, в отношении которых обязательно составление письменной декларации

Законодателем установлен определенный перечень товаров, перемещение которых через таможенную границу ЕАЭС обязательно должно сопровождаться предъявлением декларации в письменном виде. К числу таковых относятся личные вещи, общая стоимость которых превышает 65000 рублей, а также весом более 35 кг. Данное действие также является обязательным в том случае, если производится вывоз суммы более 10000 долларов (в любой валюте, эквивалентной указанной) за пределы РФ. Что касается средств, перевозимых на пластиковых картах, то вне зависимости от суммы на счете они не включаются в декларацию.

Декларированию также подлежат внутренние ценные бумаги, в том числе и те, которые ранее были ввезены на территорию государства в законном порядке. То же самое касается и разных видов драгоценных металлов, причем независимо от того, ввозятся они или вывозятся. К числу драгоценных металлов законодатель относит золото, платину, серебро, палладий, а также осмий, рутений и иридий. То же самое касается и драгоценных камней, причем данные требования распространяются даже в том случае, если объекты ввозятся временно.

Обязательному декларированию в письменной форме подлежат культурные, исторические и художественные ценности, которые связаны с определенными событиями народов, техникой, а также наукой. Сюда же законодатель относит предметы декоративно-прикладного искусства, а также старинные ордена, монеты и редкие коллекции фауны и флоры.

Без письменного декларирования запрещается провоз алкогольных напитков, объем которых составляет более 2 литров, табачных изделий, в которых содержится более 250 г табака. То же самое касается ядовитых и сильнодействующих веществ, а также наркотических средств, прекурсоров и психотропных веществ.

Рассматриваемое требование также касается транспортных средств, объектов, которые могут содержать в себе сведения, составляющие государственную тайну, и продукции военного назначения.

Таможенное оформление товаров

Следует отметить, что перемещение товаров через таможенную границу Таможенного Союза должно быть произведено исключительно в рамках порядка, установленного законодательством. Так, в случае следования ей, любое лицо, которое имеет намерение, представленное в виде провоза товаров через российскую границу, непременно должно зарегистрировать его в установленном порядке.

Оформление товара должно быть произведено в строгом соответствии с Таможенным кодексом. Все требования, которые предъявляются сотрудниками пограничной службы, должны быть строго обоснованными и ограниченными только теми предписаниями, которые предусматриваются законодательством, действующим в стране в настоящее время.

Рассматриваемые операции применяются в отношении всех перемещаемых через таможенную границу товаров, независимо от того, какая страна является их отправителем, какое они имеют происхождение, а также назначение.

Процедура оформления начинается в момент совершения ввоза продукции, с предоставления соответствующей декларации, заполненной в установленном порядке. Намерение произвести оформление лицо может выразить как письменно, так и устно.

Для совершения некоторых операций по ввозу товаров необходимо наличие соответствующего разрешения, выданного таможенным органом. В том случае, если предоставление такового необходимо, оно должно быть выдано в момент предоставления декларации, заполненной в соответствии с установленными требованиями и после того, как должностное лицо убедится в том, что в отношении ввозимого товара выполнены все установленные требования.

Процедура оформления товаров должна производиться только в местах расположения таможенных органов и лишь по мотивированному запросу декларанта.

Документы, необходимые для перемещения товаров через границу

Полный перечень тех документов, которые потребуют сотрудники пограничной службы для совершения таможенного оформления, является публичным. С ним может ознакомиться любой желающий, посетив официальный портал таможенной службы РФ, а также изучив положения, представленные в содержании рассматриваемого кодекса.

К числу необходимых документов, в первую очередь, относятся те, которые удостоверяют личность лица, ввозящего продукцию. Также с ними надо предоставить паспорт сделки, спецификацию, переведенную на русский язык, проформу, инвойс, упаковочный лист, а также прайс-лист производителя. Кроме всего этого, сотрудники таможенной службы непременно заинтересуются сертификатами, подтверждающими законность происхождения товаров, а также письменное подтверждение факта оплаты данного товара покупателем. В число обязательных документов также входят платежные поручения, подробное описание ввозимого товара, экспортная декларация и сертификаты страхования, в которых прописывается не только страховая сумма товаров, но еще и дополнительно 10 % от нее.

Следует отметить, что все документы, оригиналы которых представлены на иностранном языке, обязательно должны быть переведены на русский. Они могут быть представлены как в оригинале, так и в виде копий, заверенных нотариусом. Более того, законодатель допускает их предоставление в электронном виде.

Перемещение валюты и ценных бумаг

Рассматривая особенности перемещения товаров через таможенную границу Таможенного Союза, непременно следует обратить внимание на особенности перевозки ценных бумаг и валюты.

Законодатель допускает как ввоз, так и вывоз рассматриваемых объектов через границу РФ, однако в отношении данного вида перемещаемых объектов действует правило обязательного декларирования средств, превышающих сумму, эквивалентную 10000 долларам США. При перемещении материальных средств через таможенную границу Таможенного Союза обязательно проводится перерасчет общей суммы денег по отношению к доллару. Что касается перерасчета иностранной валюты, то этот процесс осуществляется в соответствии с курсом, установленным Центральным банком на момент перевоза ценностей.

Ввоз легковых автомобилей

В настоящее время многих лиц интересуют особенности перемещения через таможенную границу транспортных средств. Следует отметить, что законодатель допускает осуществление такого действия на временной основе, при условии, что автомобиль будет находиться на территории РФ на правах временной регистрации в течение периода, не превышающего 6 месяцев.

В соответствии с принятыми правилами перемещения транспортных средств через таможенную границу, ввоз легкового автомобиля возможен только в том случае, если лицо уплатило все пошлины и взносы, полагающиеся за это. От уплаты дополнительных сумм могут быть освобождены граждане иностранных государств, которые провозят собственное транспортное средство на период, не превышающий тот, в течение которого запланировано его пребывание на территории России. В том случае, если обратное перемещение транспортного средства через таможенную границу было произведено позднее заявленного периода, то в этом случае иностранцу придется уплатить все ранее отмененные сборы в установленных размерах.

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, основываясь на положениях ТК ТС, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, 18 июня 2010 г. подписали Соглашение (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском"), которое определило порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу ТС товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (далее в настоящем комментарии - Соглашение от 18.06.2010).

В соответствии с подп. 36 п. 1 ст. 4 ТК ТС товары для личного пользования - товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, МПО либо иным способом. На основании п. 1 ст. 150 ТК ТС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу ТС (ввоз и вывоз) с соблюдением положений, установленных законодательством ТС и государств - членов ТС. Таким образом, комментируемый Кодекс не запрещает физическим лицам ввозить товары не для личного пользования, но только на общих основаниях, установленных иными главами ТК ТС. Станкевич А.В. Споры о взыскании таможенных платежей: проблемы правоприменения - 129с.

Основные принципы организации совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами, заложенные в комментируемом Кодексе, практически не отличаются от принципов, применяемых в российском таможенном законодательстве. Так, например, комментируемая глава (ст. 357) допускает применение в местах прибытия на территорию ТС и убытия с нее технологической системы "красного" и "зеленого" коридоров. При этом надо отметить, что нормы комментируемой главы позволяют организовать "зеленые" коридоры не только в аэропортах, но и в автомобильных пунктах пропуска для лиц, которые будут следовать на транспортных средствах, зарегистрированных в компетентных органах государств - членов ТС. С момента вступления в силу ТК ТС такие транспортные средства не надо декларировать. Это позволяет в значительной степени сократить время их нахождения в автомобильных пунктах пропуска через таможенную границу ТС. Комментируемой главой регламентирован порядок перемещения товаров физическими лицами для личного пользования, а в части, ею не урегулированной, - в соответствии с законодательством ТС (Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском"; решение МежгоссоветаЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 5 июля 2010 г. N 51 "О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза". Решение КТС от 18 июня 2010 г. N 311 "Об Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем").

Статья 351 комментируемой главы содержит термины, которые устанавливают способы перемещения товаров для личного пользования: сопровождаемый багаж, несопровождаемый багаж, товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком и МПО. Порядок, установленный комментируемой главой, соответствует российскому таможенному законодательству, действовавшему до вступления в действие ТК ТС.

Порядок подтверждений предназначения ввозимых физическими лицами товаров таможенным законодательством пока не определен. При несогласии лица с решением должностного лица таможенного органа об определении им предназначения товаров -- это решение может быть обжаловано в установленном порядке. Свинухов В.Г. Таможенно- тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие. - М.: Экономисть, 2009. -82 С.

Товары, ограниченные к ввозу, могут быть ввезены на таможенную территорию при наличии соответствующих разрешительных документов. Например, временный ввоз оружия для охоты допускается на основании разрешения МВД России.Товары, запрещенные к ввозу, не могут быть ввезены физическими лицами для личного пользования на таможенную территорию РФ ни при каких условиях.

Обратите внимание! За ввоз физическим лицом товаров, запрещенных к ввозу на территорию Таможенного союза, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 1500 до 2500 руб. либо уголовная ответственность в виде штрафа и/или лишения свободы до семи лет (ст. 16.3 КоАП РФ; ст. 226.1 УК РФ). В этом случае товары подлежат изъятию и немедленному вывозу.

Перечень товаров, запрещенных к перемещению через таможенную границу физическими лицами:

Перемещать через таможенную границу физическими лицами любым способом запрещено (п. 1 Приложения 2, утв. Соглашением от 18.06.2010):

a) информацию на печатных, аудиовизуальных и иных носителях информации, запрещенную для ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с той территории (экстремистские материалы);

b) служебное и гражданское оружие, его основные части и патроны к нему, запрещенные для ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с той территории;

c) ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, ограниченные к перемещению через таможенную границу физическими лицами Таможенного союза;

d) наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, за исключением ограниченных количеств наркотических средств и психотропных веществ в виде лекарственных средств для личного применения по медицинским показаниям при наличии соответствующих документов, а также прекурсоров в объемах, определенных законодательством РФ.

Вывозить с таможенной территории Таможенного союза любым способом запрещено (п. 2 Приложения 2, утв. Соглашением от 18.06.2010):

a) отходы и лом черных и цветных металлов, включенных в перечень товаров, при экспорте и (или) импорте которых установлены количественные ограничения;

b) необработанные драгоценные металлы, лом и отходы драгоценных металлов, руды и концентраты драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, экспорт которых с таможенной территории Таможенного союза ограничен;

c) дикорастущее лекарственное сырье (растения, части растений, семена, плоды), ограниченное к перемещению через таможенную границу физическими лицами при экспорте, в количестве, превышающем три экземпляра одного вида этих товаров;

d) диких живых животных и отдельные дикорастущие растения, ограниченные к перемещению через таможенную границу физическими лицами при экспорте (за исключением охотничьих и рыболовных трофеев), в количестве, превышающем три экземпляра одного вида этих товаров.

Кроме того, вывозить любым способом с территории Таможенного союза запрещено товары, указанные в п. 1.

Ввозить на таможенную территорию Таможенного союза любым способом запрещено (п. 3 Приложения 2, утв. Соглашением от 18.06.2010):

a) озоноразрушающие вещества, запрещенные к ввозу на таможенную территорию;

b) средства защиты растений, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, подпадающие под действие Приложений A и B Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях от 22.05.2001;

c) орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза;

d) этиловый спирт и алкогольную продукцию общим объемом более пяти литров на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста;

e) более 200 сигарет, или 50 сигар, или 250 граммов табака либо указанные изделия в наборе общим весом более 250 граммов на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста.

Кроме того, ввозить любым способом на территорию Таможенного союза запрещено товары, указанные в п. 1.

a) К перемещению в международных почтовых отправлениях запрещены алкогольная продукция, этиловый спирт, пиво; Ст. 313 ТК ТС; п. 4 Приложения 2, утв. Соглашением от 18.06.2010

b) любые виды табачных изделий и курительных смесей;

c) любые виды оружия (их части), патроны к ним (их части), конструктивно сходные с гражданским и служебным оружием изделия;

d) культурные ценности;

e) товары, подвергающиеся быстрой порче;

f) живые животные, за исключением пчел, пиявок, шелковичных червей;

g) растения в любом виде и состоянии, семена растений;

h) наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, в том числе в виде лекарственных средств;

i) озоноразрушающие вещества;

j) иные товары, запрещенные к пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза и таможенным законодательством Таможенного союза.

Кроме того, запрещено перемещать в международных почтовых отправлениях товары, указанные в п. п. 1 - 3.

Он включает главным образом вопросы прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза и убытия их с этой территории.

Прибытие товаров на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу и во время работы таможенных органов в этих местах. Установлено, что отдельные категории товаров могут прибывать на таможенную территорию Таможенного союза только в местах прибытия, определенных законодательством государств – членов Таможенного союза. Вместе с тем товары могут прибывать и в иные места, не являющиеся местами прибытия, в случаях и порядке, которые определены законодательством государств – членов Таможенного союза.

После пересечения таможенной границы ввезенные товары должны быть доставлены перевозчиком в место прибытия и предъявлены таможенному органу. Не допускается изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации. Таможенный орган обязан представить информацию о местах прибытия товаров, об установленных ограничениях и о времени своей работы.

Со своей стороны, перевозчик, доставивший товары, обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных законом. Информация о товарах может быть представлена таможенному органу предварительно до их фактического прибытия на таможенную территорию Таможенного союза. Перечень документов и сведений, представляемых в таможенный орган, зависит от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров. При международной перевозке автомобильным транспортом представляются: документы на транспортное средство международной перевозки, транспортные (перевозочные) документы, имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары, а также сведения:

  • – о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки;
  • – наименование и адрес перевозчика товаров;
  • – наименование страны отправления и страны назначения товаров;
  • – наименование и адрес отправителя и получателя товаров;
  • – о продавце и покупателе товаров в соответствии с коммерческими документами;
  • – о товарах (наименовании, количестве, весе, маркировке, наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен и др.);
  • – о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной.

При международной перевозке водными судами представляются следующие документы:

  • общая декларация;
  • – декларация о грузе;
  • – декларация о судовых припасах;
  • – декларация о личных вещах экипажа судна;
  • – судовая роль;
  • – список пассажиров;
  • – транспортные (перевозочные) документы;
  • – о регистрации судна и его национальной принадлежности;
  • – наименование и описание судна;
  • – фамилия капитана;
  • – о количестве и составе членов экипажа;
  • – фамилия и адрес судового агента;
  • – о количестве пассажиров на судне (с данными на каждого);
  • – наименование порта отправления и порта захода;
  • – наименование, общее количество и описание товаров, иные данные о них;
  • – наименование порта погрузки и порта выгрузки товаров;
  • – номера коносаментов или иных документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки, на товары, подлежащие выгрузке в данном порту;
  • – наименование портов выгрузки остающихся на борту товаров;
  • – наименование первоначальных портов отправления товаров;
  • – наименование судовых припасов, имеющихся на судне, и указание их количества;
  • – описание размещения товаров на судне;
  • – о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен, лекарственных средств, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества;
  • – о наличии (об отсутствии) на борту опасных товаров, включая оружие, боеприпасы.

При международной перевозке воздушным транспортом представляются:

  • – стандартный документ перевозчика, предусмотренный международными договорами в области гражданской авиации (генеральная декларация);
  • – документ, содержащий сведения о перевозимых на борту воздушного судна товарах (грузовая ведомость);
  • – документ, содержащий сведения о бортовых припасах; транспортные (перевозочные) документы;
  • – имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;
  • – документ, содержащий сведения о перевозимых на борту пассажирах и их багаже (пассажирская ведомость).

Представляются также следующие сведения:

  • – о количестве членов экипажа;
  • – о количестве пассажиров на судне, их фамилии и инициалы, наименование пунктов посадки и высадки;
  • – о количестве бортовых припасов, погружаемых на судно или выгружаемых с него;
  • – о наличии (об отсутствии) на борту товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен, лекарственных средств, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, оружие, боеприпасы;
  • – указание знаков национальной принадлежности и регистрационных знаков судна;
  • – номер рейса, указание маршрута полета, пункта вылета, пункта прибытия судна;
  • – наименование эксплуатанта судна;
  • – наименование товаров, номер грузовой накладной, количество мест по каждой грузовой накладной;
  • – наименование пунктов погрузки и выгрузки товаров.

При международной перевозке железнодорожным транспортом представляются:

  • – транспортные перевозочные документы;
  • – передаточная ведомость на железнодорожный подвижной состав;
  • – документ, содержащий сведения о припасах;
  • – имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары.

Кроме того, представляются сведения:

  • – о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;
  • – наименование и адрес отправителя товаров;
  • – наименование и адрес получателя товаров;
  • – наименование станции отправления и станции назначения товаров;
  • – наименование, а также коды товаров, их вес брутто (в килограммах);
  • идентификационные номера контейнеров.

В местах прибытия товаров могут осуществляться разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров, а также замена транспортного средства, доставившего товары на таможенную территорию Таможенного союза, на другое транспортное средство. В указанных местах допускается совершение таможенных операций, связанных с временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Доставка товаров из места прибытия в определенное таможенным органом место осуществляется в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, если такие товары в месте прибытия не помещены под иную таможенную процедуру или в отношении их не совершены иные таможенные операции.

Кодекс устанавливает, что по прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов возникает у перевозчика в момент пересечения товарами таможенной границы. Они подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин, налогов, таможенной стоимости, их физической характеристики в натуральном выражении (количество, масса, объем или иная характеристика) и курса валюты, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, в которое подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, и действующих на день пересечения товарами таможенной границы (п. 4 ст. 161).

В соответствии с п. 4 ст. 156 ТК ТС закрепленные в Кодексе положения относительно прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза не распространяются на товары, перевозимые водными и воздушными судами, пересекающими таможенную территорию Таможенного союза без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на таможенной территории Таможенного союза.

Убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу и во время работы таможенных органов в этих местах. Отдельные категории товаров могут убывать с таможенной территории Таможенного союза только в местах убытия, определенных законодательством государств – членов Таможенного союза.

Таможенные органы обязаны представлять информацию о местах убытия, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов. Что касается перевозчика, то для убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза он обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории Таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные Кодексом в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров. Их перечень аналогичен приведенному перечню документов и сведений, представляемых перевозчиком при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров (ст. 159 ТК ТС). Кроме того, перевозчиком представляются документы, подтверждающие соблюдение установленных запретов и ограничений.

Убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза допускается с разрешения таможенного органа. Оно оформляется путем проставления на таможенной декларации либо на документе, допускающем их вывоз с таможенной территории таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа.

При вывозе товаров обязательно соблюдение требования ст. 164 ТК ТС, согласно которой они должны быть фактически вывезены с таможенной территории Таможенного союза в том же количестве и состоянии, в котором находились в момент помещения под определенную таможенную процедуру либо на момент прибытия на таможенную территорию Таможенного союза, если эти товары не покидали места перемещения товаров через таможенную границу. Изменения количества и (или) состояния товаров допускаются вследствие естественного износа или убыли либо изменения естественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения, а также изменения количества товаров вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве.

Что касается товаров Таможенного союза, то они могут быть вывезены с таможенной территории Таможенного союза в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенную таможенную процедуру, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров.

В случае убытия иностранных товаров с таможенной территории Таможенного союза у перевозчика возникает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов с момента выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза. Прекращается эта обязанность при фактическом пересечении товарами таможенной границы. Кроме того она прекращается в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 80 ТК ТС. В нем закреплены десять таких случаев, начиная от уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в установленных размерах и заканчивая возникновением обстоятельств, с которыми Кодекс связывает прекращение обязанности по их уплате.

Размеры уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при убытии иностранных товаров установлены п. 4 ст. 166 ТК ТС, в котором практически полностью воспроизводятся приведенные в п. 4 ст. 161 ТК ТС размеры уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза, рассмотренные при характеристике прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимые с этой территории, т.е. перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру. Кодекс содержит перечень таможенных процедур, содержание каждой из них и порядок применения.

22) перемещение товаров через таможенную границу - ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза;

3) ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами;

4) вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы;

5) выпуск товаров - действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры;

31. Основные положения о перемещении товаров через таможенную границу.

Закрепляются в гл. 22 ТКТС

1. Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.

2. Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

При проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

4. При ввозе на таможенную территорию таможенного союза и вывозе с этой территории товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, взрывчатых веществ, международных почтовых отправлений, экспресс-грузов, гуманитарной и технической помощи, сообщений и материалов для средств массовой информации и других подобных товаров таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, совершаются в первоочередном порядке.

Местами перемещения товаров через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств-членов таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств-членов таможенного союза.

Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

Пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза.

Товары, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие аварии или действия непреодолимой силы до совершения таможенных операций, связанных с их помещением под таможенную процедуру, в том числе в период их временного хранения, а также при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, в дальнейшем при совершении в отношении них таможенных операций рассматриваются также, как если бы они были ввезены на таможенную территорию таможенного союза в негодном, испорченном или поврежденном состоянии.

Заинтересованные лица и контролирующие государственные органы, с разрешения таможенного органа вправе отбирать пробы и образцы товаров в случаях, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.

Разрешение на взятие проб и образцов товаров выдается таможенным органом, если такое взятие:

1) не затрудняет проведение таможенного контроля;

2) не изменяет характеристик товаров;

3) не влечет за собой уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений.

3. Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что они будут указаны в декларации на товары.

1) Критерии отнесения товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу ТС

Отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через тамо­женную границу Таможенного союза, к товарам для личного пользова­ния осуществляется таможенным органом Таможенного союза с приме­нением системы управления рисками исходя из следующих критериев:

1) заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной де­кларации) в случаях, установленных Соглашением от 18.06.2010 г.;

2) характера товаров. Учитываются потребительские свойства то­варов, традиционная практика их применения и использования. Ввоз или вывоз товаров, обычно не используемых в быту, дает основание полагать, что такие товары ввозятся (вывозятся) для коммерческих целей, если лицо, перемещающее товары, не докажет обратное;

3) количества товаров. Однородные товары (одного наименования, размера, фасона, цвета и т. п.) в количестве, превышающем потреб­ность лица, перемещающего товары, и членов его семьи, как правило, ввозятся (вывозятся) с коммерческими целями;

4) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы;

5) частоты перемещения физическим лицом товаров через таможенную границу. Периодический ввоз или вывоз однородных товаров одним и тем же лицом, хотя бы и в небольших количествах, может рассматри­ваться как то, что товары ввозятся/вывозятся для использования в ком­мерческих целях, если лицо не докажет обратное.

Независимо от вышеперечисленных критериев не будут относиться к товарам для личного пользования товары, перечисленные в прило­жении 1 к Соглашению от 18.06.2010 г. (табл. 1).

Физические лица, согласно ст. 353 ТК ТС, могут перемещать товары для личного пользования через таможенную границу в сопровождаемом (в том числе в ручной клади, т. е. при себе) или несопровождаемом багаже, в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, а также в международ­ных почтовых отправлениях).

2) Таможенные операции, совершаемые в отношении товаров для личного пользования

Таможенные операции в отношении товаров для личного пользова­ния, перемещаемых через таможенную границу, совершаются:

В порядке, определяемом ТК ТС и (или) международным дого­вором государств - членов Таможенного союза (п. 1 ст. 354 ТК ТС);

В зависимости от способов перемещения в местах прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории либо в таможенном органе государства - члена Та­моженного союза, на территории которого постоянно (или вре­менно) проживает физическое лицо, имеющее право выступать в качестве декларанта таких товаров (п. 2 ст. 354 ТК ТС).

При перемещении товаров для личного пользования физически­ми лицами на автомобильных транспортных средствах для личного пользования или в поезде таможенные органы предоставляют этим лицам возможность совершать таможенные операции, не покидая та­кие транспортные средства, за исключением случаев, когда это необ­ходимо для соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза (п. 3 ст. 354 ТК ТС).

Товары для личного пользования при перемещении через таможен­ную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со ст. 355 ТК ТС и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ТС. Порядок со­вершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, определяется таможенным законодательством Таможенного союза (п. 4 ст. 354 ТК ТС).

По желанию лица, перемещающего товары для личного пользова­ния, в отношении таких товаров могут быть совершены таможенные операции, связанные с их размещением на временное хранение, поме­щением под таможенные процедуры в соответствии с ТК ТС, а также вывозом с таможенной территории Таможенного союза, если они не покидали место прибытия (п. 4 ст. 354 ТК ТС).

3) Таможенное декларирование и таможенный контроль в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу ТС

Таможенное декларирование товаров для личного пользования про­изводится в письменной форме с применением пассажирской тамо­женной декларации. Форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются решени­ем Комиссии Таможенного союза (п. 3 ст. 355 ТК ТС). С 01.01.2011 г. используется пассажирская таможенная декларация (ПТД ТС) в соот­ветствии со ст. 180, 355 ТК ТС и Решением Комиссии Таможенного союз от 18.06.2010 г. № 287 «Об утверждении формы пассажирской та­моженной декларации и порядка заполнения пассажирской таможен­ной декларации».

Согласно п. 2 ст. 355 ТК ТС, таможенному декларированию в пись­менной форме подлежат:

Товары для личного пользования, перемещаемые в несопрово­ждаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физи­ческого лица;

Товары для личного пользования, перемещаемые любым спосо­бом, в отношении которых применяются запреты и ограниче­ния, кроме мер нетарифного и технического регулирования;

Товары для личного пользования, перемещаемые любым спосо­бом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) коли­чество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установлен­ные международным договором государств - членов Таможен­ного союза;

транспортные средства для личного пользования, перемещае­мые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввози­мых на такую территорию;

валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установ­ленных законодательством и (или) международным договором государств - членов Таможенного союза;

Культурные ценности;

Товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несо­провождаемый багаж;

Иные товары, определенные таможенным законодательством Та­моженного союза.

В соответствии со ст. 356 ТК ТС, подача пассажирской таможен­ной декларации должна сопровождаться представлением таможенно­му органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения. К таким документам относятся:

1) документы, удостоверяющие личность (в том числе несовершен­нолетнего лица);

2) документы, подтверждающие усыновление, опекунство или по­печительство несовершеннолетнего лица;

3) документы, подтверждающие стоимость декларируемых товаров для личного пользования;

4) транспортные (перевозочные) документы;

5) документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможен­ных платежей, в том числе подтверждающие временный ввоз (вывоз) физическим лицом товаров для личного пользования, а также под­тверждающие признание физического лица беженцем, вынужденным переселенцем либо переселяющимся на постоянное место жительства в порядке, определенном законодательством государств - членов ТС;

6) документы, подтверждающие соблюдение ограничений, кроме мер нетарифного и технического регулирования;

7) документы, содержащие сведения, позволяющие идентифициро­вать транспортное средство для личного пользования;

8) документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством личного пользования;

9) другие документы и сведения, представление которых предусмо­трено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;

10) экземпляр оформленной таможенным органом пассажирской таможенной декларации, выданной физическому лицу при его следо­вании через таможенную границу (представляется при таможенном де­кларировании товаров для личного пользования, перемещаемых в не­сопровождаемом багаже).

В местах прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории для целей таможенного декларирования товаров для личного пользования может применяться система двойно­го коридора (п. 1 ст. 357 ТК ТС).

Применение системы двойного коридора предусматривает самостоя­тельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную гра­ницу, таможенного декларирования в письменной форме товаров для личного пользования и соответствующего коридора («зеленого» или «красного») для совершения таможенных операций (п. 2 ст. 357 ТК ТС).

В местах совершения таможенных операций таможенным органом государства - члена Таможенного союза должна быть обеспечена воз­можность ознакомления физических лиц с информацией, необходи­мой для таможенного декларирования товаров для личного пользо­вания и их представления таможенному органу для выпуска. Такая информация должна содержать основные положения таможенного законодательства, определяющие порядок и условия перемещения фи­зическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза, включая таможенное декларирование то­варов, а также предупреждение об ответственности за нарушение тамо­женного законодательства.

По желанию лица, перемещающего товары для личного пользова­ния, в отношении таких товаров могут быть совершены таможенные операции, связанные с их:

1) размещением на временное хранение;

2) помещением под таможенные процедуры в соответствии с ТК ТС;

3) вывозом с таможенной территории Таможенного союза, если они не покидали места прибытия.

Таможенные льготы - это установленные нормативно-правовыми ак­тами преимущества, связанные с исчислением таможенных платежей, таможенным контролем, посредством которых происходит упрощение процесса перемещения товаров через таможенную границу в целях реа­лизации отдельных направлений таможенной политики государства.

В процессе перемещения товаров через таможенную границу участ­ники таможенно-правовых отношений имеют возможность сократить свои финансовые, временные издержки посредством использования та­моженных льгот. В отношении физических лиц, перемещающих товары для личного пользования в пределах установленных количественных и стоимостных ограничений, льготы применяются на постоянной основе.

Таможенное законодательство Таможенного союза и законодатель­ство Российской Федерации о таможенном деле содержат ряд поло­жений о предоставлении таможенных льгот следующим категориям физических лиц:

1) дипломатическим работникам и работникам административ­но-технического персонала, направленным на работу в дип­ломатические представительства или консульские учреждения государства - члена Таможенного союза, а также совместно проживающим с ними членам семей;

2) физическим лицам, направленным на работу в иностранное го­сударство государственными органами (федеральными органа­ми государственной власти);

3) физическим лицам государства - члена Таможенного союза, временно проживавшим за границей;

4) физическим лицам государств - членов Таможенного союза при получении наследства за пределами таможенной террито­рии Таможенного союза;

5) беженцам;

6) вынужденным переселенцам;

7) физическим лицам, прибывающим (переселяющимся) в госу­дарства - члены Таможенного союза на постоянное место жи­тельства (далее - ПМЖ).

Соответствующий статус физического лица должен быть докумен­тально подтвержден на день принятия таможенной декларации тамо­женным органом. При отсутствии таких документов соответствующие льготы по уплате таможенных пошлин, налогов не предоставляются, так как, согласно п. 1 ст. 77 ТК ТС, для целей исчисления таможенных по­шлин, налогов в отношении товаров, ввозимых физическими лицами, применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом. Представление в последующем до­кументов, подтверждающих статус физического лица, не является осно­ванием для возврата ранее уплаченных таможенных пошлин, налогов.