Как организовать закупки ниокр: пошаговая инструкция. Что мешает закупкам нир и ниокр? Могут ли закупаться нир и кор одновременно

Контрактная система комплексно регулирует закупку товаров, работ, услуг независимо от их видов. Тем не менее в отношении отдельных видов закупок контрактная система предусматривает особенности их осуществления.

Закупка НИР (НИОКР).

В отношении закупки НИР (НИОКР) нормативное правовое регулирование контрактной системы устанавливает следующие особенности.

Обычно такие работы закупаются посредством проведения конкурсов. Правила оценки заявок позволяют устанавливать в этом случае следующие предельные величины значимости критериев оценки заявок:

  • 20% от суммарной значимости всех критериев минимально должно отводиться значимости стоимостных критериев оценки;
  • 80% - максимальная значимость нестоимостных критериев оценки.

Таким образом, при проведении конкурсов на выполнение НИОКР

качественные и квалификационные характеристики участника закупки имеют определяющее значение. Выиграть за счет снижения цены контракта при таких величинах значимости практически невозможно.

Кроме того, при проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение НИОКР заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки с предложением демпинговой цены контракта (снижение от НМ ЦК более 25%). Подробнее об этом говорится в параграфе 3.6.

Также при закупке работ по проведению научных исследований Закон о закупках дает право заказчику провести двухэтапный конкурс, если для уточнения характеристик объекта закупки (содержания и требуемых результатов научных исследований) необходимо провести обсуждения с участниками закупки.

Закон о закупках разрешает проводить закупки на так называемые поисковые научно-исследовательские работы. В этом случае допускается заключение нескольких контрактов на выполнение одной и той же научно- исследовательской работы с несколькими участниками закупки одновременно. Для проведения такой закупке в конкурсной документации необходимо указать следующие дополнительные сведения:

  • информация о возможности заказчика заключить контракты с несколькими участниками открытого конкурса на выполнение составляющих один лот двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации;
  • указание количества контрактов, которые заказчик планирует заключить на выполнение поисковой научно-исследовательской работы;
  • в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно- исследовательских работ является одинаковой. Начальная (максимальная) цена лота равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов в отношении данного лота.

В случае если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракты на выполнение двух и более поисковых научно- исследовательских работ с несколькими участниками открытого конкурса, участник открытого конкурса вправе подать заявку на участие в открытом конкурсе (лоте) только в отношении одной поисковой научно-исследовательской работы.

При проведении открытого конкурса в целях заключения контракта на выполнение поисковой научно-исследовательской работы протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в такой закупке допускается размещать в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты подписания такого протокола.

При оценке заявок на участие в такой закупке конкурсная комиссия присваивает первый номер нескольким заявкам на участие в конкурсе, содержащим лучшие условия исполнения контракта. При этом число заявок на участие в конкурсе, которым присвоен первый номер, не должно превышать количество контрактов, которое планируется заключить по результатам закупки, указанное в конкурсной документации.

На практике нам очень часто приходится обращаться к Федеральному закону № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон), в соответствии с которым заказчики размещают заказы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг путем проведения запроса котировок, конкурса, аукциона или согласно ст. 55 Закона . Но помимо «повседневных» простых закупок с традиционными предметами контракта (продукты питания, канцелярские товары, текущий ремонт, страхование автогражданской ответственности) существуют и такие специфичные виды закупок, которым Закон уделил недостаточное внимание, поэтому они, как правило, вызывают большое количество вопросов. К таким закупкам относятся открытые конкурсы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее по тексту - НИОКР ). Это связано с тем, что заказы на НИОКР размещаются довольно малой аудиторией заказчиков, которые по специфике своей деятельности заинтересованы в научных исследованиях и в создании новой интеллектуальной продукции . Заказчик сталкивается со сложностями уже на этапе формирования конкурсной документации, поскольку здесь он должен составить техническое задание исходя из своих целей и индивидуальных потребностей, а это не всегда просто при отсутствии возможности просмотреть аналогичные закупки по заданной тематике.

Трудности при размещении заказов на НИОКР связаны еще и с тем, что заранее заказчику описать результаты выполненных работ достаточно сложно, и поэтому при размещении заказа заказчик фактически оплачивает время, затрачиваемое научным коллективом специалистов определенной квалификации на решение поставленной задачи. При этом качество выполненных работ тоже не всегда прямо зависит от суммы размещаемого заказа, т. е. иногда контракты с низкими начальными (максисмальными) ценами могут привести к более качественному выполнению работ, нежели те работы, которые потребовали от заказчика больших финансовых затрат.

Итак, под научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами понимается комплекс мероприятий, предшествующий запуску нового продукта или системы в промышленное производство и включающий в себя как научные исследования, так и производство опытных и мелкосерийных образцов продукции.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы могут выполняться по специальному заказу заказчика. В большей степени отношения по поводу выполнения данного вида работ регулируются договором, заключенным на основании положений ст. 769 Главы 38 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ). Согласно нормативному определению: «По договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее».

При этом ст. 769-774 ГК РФ четко разграничивают договоры на выполнение НИОКР и выделяют два вида таких договоров:

  • договор на выполнение научно-исследовательских работ , по которому исполнитель должен провести научные исследования, обусловленные техническим заданием;
  • договор на выполнение опытно-конструкторских (или технологических) работ , по которому исполнителю надо разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию.

Договор на выполнение НИОКР может включать как выполнение одновременно научно-исследовательских (далее по тексту - НИР) и опытно-конструкторских работ (далее по тексту - ОКР), так и только одного вида работ.

В соответствии с действующим законодательством к договорам на выполнение НИОКР применяются некоторые нормы, установленные для договоров подряда, но у договора на НИОКР есть и свои особенности. Рассмотрим отдельные из них.

При выполнении НИОКР исполнитель обязуется провести научные исследования лично либо, если иное не предусмотрено договором, например с согласия заказчика, он вправе привлекать к его исполнению третьих лиц. К отношениям исполнителя с третьими лицами применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике, предусмотренные ст. 706 ГК РФ.

У заказчика согласно п. 8.3 ч. 4 ст. 22 Закона есть возможность заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа (далее - УРЗ) при размещении заказа на выполнение двух и более НИОКР в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации. В данном случае НИОКР составляют один лот. И заказчик указывает количество таких контрактов.

При этом все стороны договора на выполнение НИОКР обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов, при условии, что иное не предусмотрено договорами на выполнение данных видов работ.

УРЗ в таких договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ обязан:

  • выполнить работы в соответствии с согласованным с заказчиком техническим заданием и передать заказчику их результаты в предусмотренный договором срок;
  • согласовать с заказчиком необходимость использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам, и приобретение прав на их использование;
  • своими силами и за свой счет устранять допущенные по его вине в выполненных работах недостатки, которые могут повлечь отступления от технико-экономических параметров, предусмотренных в техническом задании или в договоре.

В свою очередь, заказчик в договорах на выполнение НИОКР обязан:

  • передавать исполнителю по контракту необходимую для выполнения работы информацию;
  • принять результаты выполненных работ и оплатить их.

Как правило, в договор на выполнение НИОКР включаются условия об интеллектуальной собственности , регулирующие следующие вопросы:

  • разграничение прав на предшествующую интеллектуальную собственность и интеллектуальную собственность, созданную при выполнении НИОКР;
  • распределение прав на созданную интеллектуальную собственность;
  • права работодателя на созданную интеллектуальную собственность;
  • права авторов на получение вознаграждения;
  • сторону, ответственную за обеспечение технического уровня и патентной чистоты результатов работ по договору на выполнение НИОКР;
  • сторону, ответственную за выявление охраноспособных результатов НИОКР и за обеспечение их правовой охраны;
  • и иные.

Таким образом, после того как заказчик становится полноценным владельцем прав на объекты интеллектуальной собственности, входящие в результаты НИОКР , исполнитель, в свою очередь, получает право использовать для собственных нужд эти объекты, причем с соблюдением норм, содержащихся в законодательстве об интеллектуальной собственности в ГК РФ, ФЗ № 316 от 30 декабря 2008 г. «О патентных поверенных».

При формировании начальной (максимальной) цены контракта стоимость выполняемых НИОКР обычно определяется исходя из расчета утверждаемых заказчиком затрат на оборудование, материалы и т. п. и повременной оплаты труда научных сотрудников.

В качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение НИОКР является одинаковой , и начальная (максимальная) цена лота равняется сумме начальных (максимальных) цен всех контрактов в отношении данного лота.

Заказчик, уполномоченный орган вправе определить обязательства по государственному или муниципальному контракту, которые должны быть обеспечены. В случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта при размещении заказа на две и более поисковые научно-исследовательские работы указанное требование устанавливается в отношении каждого контракта на выполнение таких работ, и размер обеспечения исполнения контракта устанавливается исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству этих контрактов с учетом требований настоящего пункта.

Если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить государственные или муниципальные контракты на выполнение двух и более НИОКР с несколькими УРЗ, то УРЗ вправе подать заявку на участие в конкурсе (лоте) только в отношении одной такой работы. Заявка, поданная одновременно в отношении двух или более работ, не рассматривается и возвращается подавшему ее участнику.

Если по результатам подачи заявок число поданных заявок не превышает указанного в конкурсной документации количества НИОКР , конкурс признается несостоявшимся и контракты на выполнение указанных работ заключаются со всеми УРЗ, подавшими заявки на участие в конкурсе, в порядке, установленном ч. 12 ст. 25 Закона, при условии, что такие заявки соответствуют требованиям и условиям, предусмотренным документацией.

По условиям государственных контрактов на НИОКР права на коммерческое использование результатов НИОКР (при безусловном соблюдении авторских прав разработчиков), как правило, принадлежат заказчику.

Особенности участия в торгах на право выполнения НИОКР

№ п/п Особенность Конкурс на выполнение НИОКР Конкурс на любые другие виды работ
1. Подача заявок Если договором предусмотрено выполнение двух и более НИОКР с несколькими УРЗ, то УРЗ вправе подать только одну заявку в отношении одной такой работы . Заявка, поданная одновременно в отношении 2-х или более работ, не будет рассматриваться. Одна в отношении каждого лота.
2. Случаи признания конкурса несостоявшимся Если по окончанию срока подачи заявок число поданных заявок не превышает указанного в документации количества НИОКР, конкурс признается несостоявшимся , и контракты на выполнение указанных работ заключаются со всеми УРЗ, подавшими заявки. Не было подано ни одной заявки; подана одна заявка; только одна заявка признана соответствующей требованиям документации; только один УРЗ допущен к участию в конкурсе.
3. Вскрытие конвертов с заявками Протокол размещается в течение 3-х рабочих дней со дня подписания такого протокола. Протокол размещается в течение дня, следующего за днем подписания такого протокола.
4. Рассмотрение заявок Не предусмотрено. Не более 20 дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
5. Срок оценки и сопоставления заявок Срок оценки и сопоставления заявок не может превышать 30 дней со дня подписания протокола вскрытия конвертов. Срок оценки и сопоставления заявок не может превышать 10 дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок.
6. Победитель Если документацией предусмотрено право заказчика заключить контракты на выполнение НИОКР с несколькими УРЗ, то комиссия присваивает первый номер нескольким заявкам , содержащим лучшие условия исполнения контракта. При этом число заявок на участие в конкурсе, которым присвоен первый номер, должно равняться указанному в конкурсной документации количеству контрактов на выполнение НИОКР. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил наилучшие условия исполнения контракта и заявке которого присвоен первый номер.
7. Обеспечение конфиденциаль?ности договора Все стороны договора обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов, при условии, что иное не предусмотрено договорами на выполнение данных видов работ. Не регламентировано.
8. Результат
  • разработка опытных образцов новой техники и технологической документации на внедрение новой техники;
  • новая технология;
  • документально оформленная и экспериментально подтвержденная расчетами научно-техническая информация.
  • поставка товаров;
  • выполнение работ;
  • оказание услуг.

Светличная Лилия Алексеевна
специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,
менеджер по обучению ЮТЦ «Ориентир»

О готовящихся изменениях в 94-ФЗ корреспонденту STRF.ru рассказал проректор Государственного университета - Высшей школы экономики, директор Института анализа предприятий и рынков, кандидат экономических наук Андрей Яковлев

Президент поручил правительству подготовить новую редакцию федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (94-ФЗ). Министерство экономического развития РФ, в свою очередь, готовит в действующий закон поправки, касающиеся закупок НИР и НИОКР. Они, в частности, предусматривают, по словам министра Эльвиры Набиуллиной, "возможность заказчику устанавливать дополнительные требования, повысить его гибкость, но одновременно повысить независимость отбора этих победителей и независимость приемки результатов научно-исследовательских разработок". О готовящихся изменениях в 94-ФЗ корреспонденту STRF.ru рассказал проректор Государственного университета - Высшей школы экономики, директор И , кандидат экономических наук Андрей Яковлев .

Андрей Александрович, что необходимо учесть в концепции новой редакции 94-ФЗ, разработать которую поручил правительству Дмитрий Медведев?

Нужно извлечь уроки из опыта применения 94-го федерального закона в течение последних пяти лет. Опыт, на мой взгляд, свидетельствует о том, что необходимо найти механизмы, позволяющие при осуществлении закупок учитывать не только цену, но и качество поставляемых товаров, работ и услуг. Это, прежде всего, важно для новой, инновационной продукции и исследовательских разработок, по которым цена отнюдь не всегда является главным показателем. Критерии, характеризующие качество самих товаров, работ и услуг, тоже недостаточны, поскольку их не всегда возможно оценить априори. Соответственно, здесь нужны дополнительные критерии, гарантирующие качество поставок, такие как деловая репутация потенциального поставщика, опыт выполнения подобных работ. Эти критерии очень важны в сфере НИР и НИОКР.

- В этой сфере, как известно, 94-ФЗ практически не работает. Как, на Ваш взгляд, оптимизировать условия проведения конкурсов на выполнение работ и оказание услуг организациями науки и высшего образования?

Уже почти год довольно активно обсуждаются поправки в 94-ФЗ в части закупок НИР и НИОКР, инициированные Министерством экономического развития и Федеральной антимонопольной службой. В ходе дискуссии, проходившей на заседаниях рабочей группы, в которую также входят представители Минобрнауки, Федеральной службы по тарифам, ГУ-ВШЭ и других организаций, высказывался ряд ключевых идей - довольно разумных. Один из дискуссионных вопросов связан с оценкой качества заявок и квалификации поставщиков. Международный и российский опыт показывают, что нет конечного набора объективных показателей, которые можно было бы использовать априори; такая оценка реально может проводиться только экспертами. Поэтому в законопроекте прописана идея создания экспертных советов, которые будут оценивать качество заявок и квалификацию исполнителей. Сейчас обсуждается принцип формирования подобных советов. Будут ли они создаваться централизованно, то есть по единой схеме, которая станет общей для всех ведомств и госзаказчиков, или же это будет децентрализованная система, когда советы создаются при крупных госзаказчиках и ведомствах - главных распорядителях бюджетных средств - при последующем согласовании с регуляторами в лице Министерства экономического развития, ФАС и Минобрнауки. Это первая существенная новация и первая развилка.

Идея с экспертными советами опирается на то, что в науке всегда очень важной была (и остается) личная репутация исследователя. Эта идея, которая изначально была предложена специалистами ВШЭ, учитывает успешный опыт функционирования подобной схемы в рамках научных фондов - РФФИ, РГНФ. Существующая там система экспертизы позволяет отбирать нормальные заявки и одновременно не порождает обвинений в коррупции и "откатах", которые часто звучат в связи с госзакупками, особенно в случае с НИР и НИОКР.

Дело в том, что при закупке товара надо показать сам товар, количество и качество которого, как правило, можно проверить. Поэтому масштабы "откатов" здесь физически ограничены. А при закупке НИР надо написать отчет, стоимость и качество которого оценить довольно сложно. И что в этом отчете нового, определяет заказчик. Допустим, при закупке товаров или услуг "откаты" примерно в 15-20 процентов технически возможны, но они уже создают проблемы. А при закупке НИР "откаты" могут составлять 50 процентов и даже более - в случаях, когда заказчик сознательно идет на завышение цены либо соглашается принять липовый отчет, представляющий собой нарезку чужих текстов.

Тут мы выходим на вторую, очень актуальную и требующую решения проблему - плагиат. В законопроекте записано, что будет вводиться система централизованного сбора всех отчетов (в том числе в виде файлов) в единое хранилище и будет проводиться их проверка на наличие плагиата. Это придется делать и самим госзаказчикам, поскольку теперь они будут отвечать за приемку отчетов, содержащих плагиат. Для этого Минобрнауки и госзаказчикам нужно будет решить технологические вопросы - как организовать такие проверки и как определять факт плагиата. И здесь потребуются определенные методики. Но в любом случае важно, что эта проблема поставлена. По моему мнению, контроль наличия плагиата может быть весьма эффективным способом ограничения коррупции в сфере госзакупок НИР и НИОКР.

В целом этот законопроект - существенное продвижение в концептуальном плане в сравнении с действующей редакцией 94-ФЗ. Правда, пока у меня есть большие сомнения относительно того, насколько операциональны прописанные в нем механизмы, в частности по формированию экспертных советов.

Описанные Вами поправки предполагается вносить в действующий 94-ФЗ или они войдут в новую редакцию закона?

Скорее всего, это произойдет в рамках существующего 94-ФЗ, поскольку для подготовки новой редакции закона потребуется больше времени. Предлагается ввести в 94-ФЗ новую главу, которая будет регулировать закупки НИР и НИОКР.

Отмечу еще один важный момент - введение двух параллельных режимов закупок, которые описываются в начале этой главы. Госзаказчики получат возможность выбора: либо они действуют в рамках уже существующих процедур, либо идут на новые решения, которые дают большую свободу с точки зрения возможности выбора поставщиков. Во втором случае предлагается иная схема весовых критериев: на цену придется всего 35 процентов из них, а 65 процентов будут определяться за счет квалификации поставщика и качества заявки. Но такая схема одновременно предъявляет более жесткие требования к самим госзаказчикам: они должны будут в обязательном порядке проводить оценку заявок и отчетов через создаваемые экспертные советы, а также контролировать все отчеты на наличие плагиата.

Многие заказчики, желая получить льготы при проведении закупок, квалифицируют разные предметы своих закупок в качестве НИОКР. Однако не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Поможем разобраться в особенностях закупок НИОКР в статье.

Однако ФАС России установила, что предмет контракта и способ определения поставщика определены верно. В качестве мотивировки, указав на ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». В ней определено, что научно-техническая деятельность направлена на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы .

Согласно ст. 769 ГК РФ по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию.

Полагаем, что в спорных ситуациях квалифицировать работы как НИОКР целесообразно только если в них, исходя из технического задания, присутствует элемент научной новизны. А сами работы при этом направлены на получение и применение новых знаний. Следствием такого подхода может являться принципиальная возможность регистрации права на результаты работ в Роспатенте. При наличии такой возможности предполагается создание новой технологии, а не копирование уже имеющегося технического решения.

В случае же, когда предметом договора было копирование уже имеющейся технологии, договор не может быть признан договором на выполнение НИОКР.

Время или результат?

Особенности закупок НИОКР в том, что заказчик фактически оплачивает не столько конечный результат, сколько затраченное научным коллективом время на решение поставленных задач. Поскольку предметом заключаемого контракта выступают работы, в результате которых должен быть создан уникальный продукт. А именно новые знания или их материальное выражение в форме отчетов, технической и конструкторско-технологической документации, опытных образцов новой техники.

При этом заявленные в техническом задании результаты работ могут либо существенно отличаться от полученных результатов, либо попросту отсутствовать, что повлечет за собой значительные убытки от возможного неисполнения или ненадлежащего исполнения заключаемого контракта. Причиной этого является неоспоримый факт того, что научно-исследовательская среда имеет ряд важных особенностей, затрудняющих традиционное планирование. Среди таких особенностей можно выделить:

  • детерменированность событий;
  • вероятностность событий;
  • возможность отклонений приводящих к ненужным результатам;
  • нечеткий характер результатов;
  • слабая прогнозируемость будущих событий.

Как следствие, НИОКР всегда сопряжены с принятием решений в нестабильных, постоянно меняющихся условиях, где в любой момент может возникнуть непредвиденная техническая проблема.

Описание объекта закупки

В отличие от закупок существующей на рынке продукции, где Закон о контрактной системе вменяет заказчику необходимость объективного описания объекта закупки путем указания функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки, закупка НИОКР не должна в своих технических характеристиках содержать отпечаток конкретных технических решений, которые ограничивали бы возможности участников конкурса предлагать новые (и зачастую более инновационные!) научно-технические предложения . Логика же Закона о контрактной системе диктует, что конкурсные предложения с безусловно полезными, но ранее неизвестными потребительскими свойствами должны быть отклонены как не соответствующие формальным техническим требованиям конкурсной документации. Что, разумеется, недопустимо.

Заказчики, зачастую не обладающие штатом высококвалифицированных научных специалистов, могут столкнуться с ситуацией, когда никто из сотрудников не может точно и формально описать в конкурсной документации требования к закупаемой НИОКР. Прежде всего из-за многовариантности достижения поставленной цели этой работы. Более того, при закупках НИОКР самой целью конкурса является именно поиск инновационных подходов к решению поставленных задач, находящихся на передовой современной научно-технической мысли.

Поэтому при формулировании требований к результатам НИОКР заказчики должны использовать наиболее обобщенные требования к закупаемой продукции, отражающие необходимые или желательные потребительские свойства, но никак не технические параметры каких-либо конкретных решений. То есть решений, уже известных заказчику .

Пример

Вариант формулировки КД: «в результате выполнения НИОКР должна быть разработана интеллектуальная информационная система, интегрированная в единый интерфейс базы данных заказчика, позволяющая автоматизировать процесс контроля повторяющихся номеров при осуществлении исполнителями полномерного учета пассажирского подвижного состава».

Критерии оценки при определении победителя НИОКР

«Субъективный» критерий

При определении победителя должна оцениваться, с одной стороны, формальная степень соответствия конкурсной заявки требованиям конкурсной документации, а с другой - соответствие предложений участников требованиям к результатам НИОКР. И если в первом случае закупочная комиссия зачастую обладает достаточной квалификацией для оценки поданных заявок, то во втором варианте, где описание осуществляется в наиболее общих терминах, оценка носит неконкретный и трудно формализуемый характер.

Оценка конкурсных предложений по «субъективным» критериям такого типа возможна, на наш взгляд, только экспертными методами. Что в совокупности с широким спектром тематики закупаемых НИОКР, а также в связи с необходимостью владения специальными знаниями и экспертными технологиями вынуждает заказчика проводить экспертизу внешними организациями. А именно многокритериальную оценку предпочтительности конкурсных заявок специалистами соответствующих предметных областей.

До недавнего времени считалось, что при оценке «субъективных» показателей установка шкалы оценки была не обязательна, однако теперь же «официальный» подход к порядку оценки по таким критериям принципиально изменился. Так, решением от 24.04.2015 по делу № Е306/15 ФАС России посчитала недостаточным указание заказчиком в конкурсной документации в качестве предмета оценки формулировки «степень детализации и содержательной проработанности предложения участника закупки». Комиссия ФАС пришла к выводу, что установленный заказчиком порядок оценки заявок по указанному показателю не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта: в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному показателю, а также в связи с отсутствием характеристик, определяющих степень детализации и содержательной проработанности предложения, подлежащих оценке в рамках данного критерия.

Представляется, что для соблюдения принципа прозрачности закупки необходимо раскрыть содержание всех «субъективных» показателей оценки, введя формальную шкалу (см. пример). Делегировать же оценку этих показателей следует временному внешнему экспертному совету, созданному на базе ведущего по тематике исследования вуза или НИИ , поскольку не существует конечного набора объективных параметров используемых для оценки «субъективных» показателей.

Пример

Количество баллов, присуждаемых по критерию «качество работ» (КР), определяется по формуле:

КР = (К1 + К2 + … + Кi) / n,

n - количество членов комиссии;

Ki - значение в баллах, присуждаемое каждым членом комиссии заявке (предложению) участника закупки по показателю.

При этом количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному показателю, определяется установлением диапазона значений:

Ki = 0 - сведения, представленные в заявке для оценки по показателю, полностью не соответствуют поставленной цели работы либо отсутствуют;

0 < Ki ≤ 50 - сведения, представленные в заявке для оценки по показателю, не в полной мере отражают возможность достижения цели работы, получения заданных результатов и выполнения установленных, в т. ч. технических и других требований к работам;

50 < Ki ≤ 70 - сведения, представленные в заявке для оценки по показателю, в значительной мере отражают возможность достижения цели работы, получения заданных результатов и выполнения установленных требований, в т. ч. технических и других требований к работам;

70 < Ki ≤ 100 - сведения, представленные в заявке для оценки по показателю, практически в полной мере отражают возможность достижения цели работы, получения заданных результатов и выполнения установленных, в т. ч. технических и других требований к работам.

Критерий «опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема»

При оценке конкурсных заявок на НИОКР заказчик сталкивается с предложениями, которые из-за специфики НИОКР зачастую ничем не могут быть подтверждены. А это, в свою очередь, может стать одной из причин ненадлежащего исполнения контракта по НИОКР. Именно поэтому в процессе закупки участники в большинстве случаев могут представить в качестве доказательства своей способности надлежащим образом выполнить контракт только свою деловую репутацию и опыт проведения аналогичных работ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» одним из проблемных критериев применительно к закупкам НИОКР является «опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема», используемый в целях определения победителя конкурса в необязательном порядке.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» производители документов в 30-дневный срок доставляют в орган научно-технической информации обязательный экземпляр отчетов о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах. Которые, в свою очередь, регистрируются с обязательной передачей на руки исполнителю зарегистрированной НИОКР. Исполнителю передается один экземпляр информационной карты (ИК) установленного образца, оформленной в соответствии с требованиями положения о государственной регистрации и учете открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (утв. приказом Миннауки России от 17.11.1997 № 125). Неотъемлемой частью ИК являются индексы УДК - система классификации информации, широко используемая для систематизации произведений науки, литературы и искусства, периодической печати, различных видов документов и организации картотек и охватывающая всю совокупность знаний по иерархическому принципу деления от общего к частному с использованием цифрового десятичного кода.

Устанавливая этот критерий, заказчик должен не только раскрыть в документации его содержание, чтобы было возможно определить, насколько имеющийся у участника опыт отвечает потребностям заказчика. Заказчик также должен однозначно указать в документации, по какому значению будет оцениваться такой опыт: по сумме выполненных работ , по количеству актов приемки или по количеству лет, в течение которых выполнялись работы.

При оценке конкурсных заявок по критерию «опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» зачастую возникает вопрос определения сопоставимости предложенных участником конкурса работ объекту НИОКР. Оценку аналогичности опыта выполнения НИОКР целесообразно проводить с учетом присвоенных органом научно-технической информации федерального органа исполнительной власти в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности индексов УДК с детализацией не менее чем до шестого знака.

В подтверждение «опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» целесообразно запрашивать у участника не только копии государственных контрактов и актов сдачи-приемки выполненных работ, но и регистрационные карты (РК) и ИК.

Критерий «деловая репутация»

Критерий «деловая репутация участника закупки» может быть использован в целях определения победителя конкурса в необязательном порядке.

Деловая репутация является одним из самых спорных на данный момент критериев оценки и зачастую, ассоциируясь с гудвиллом, включает такие нематериальные составляющие, как эффективные взаимоотношения с потребителями и поставщиками, партнерские отношения с государством, квалификацию и накопленный опыт сотрудников, наличие клиентской базы, положительную историю развития, удачное местоположение. А также другие факторы, которые в рамках контрактной системы либо полностью неприменимы, либо не подлежат формальной оценке.

При всем этом положительная деловая репутация, не обладающая материально-вещественной формой, применительно к предмету закупки, а именно НИОКР, свидетельствует о способности к производству высококачественной и конкурентоспособной разработки.

Формализовать подход к оценке деловой репутации в рамках контрактной системы целесообразно на базе ГОСТ Р 66.0.01–2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности». В п. 5.8 данного документа отмечено, что при определении поставщика с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд необходимо использовать экспертный метод, базирующийся на факторной модели.

Факторная модель, в свою очередь, предполагает использование 4 основных факторов:

  • «История» - продолжительность присутствия субъекта предпринимательской деятельности на рынке по профилю экономической деятельности плюс объем выполненных работ, оказанных услуг, количество произведенной продукции (товаров). Под рынком подразумевается система общественных отношений, основанных на соблюдении правовых норм, возникающих между государством, изготовителем и продавцом, исполнителем и потребителем в процессе выполнения работ, оцениваемая по количеству лет работы субъекта предпринимательской деятельности на рынке с учетом объемов выполнения работ за все годы такой деятельности;
  • «Средства» - обеспеченность субъекта предпринимательской деятельности материальными ресурсами, необходимыми для выполнения работ. Оценивается по наличию основных средств организации, находящихся на балансе на момент подачи конкурсной заявки, и ее финансовой автономии, определяемой отношением суммарного собственного капитала к заемным средствам;
  • «Кадры» - наличие у субъекта предпринимательской деятельности квалифицированных специалистов и руководителей, характеризующихся определенным уровнем образования, стажа работы в организации и практического опыта по заявленным при сертификации видам деятельности, а также наличие у сотрудников ученых степеней и (или) почетных званий;
  • «Имидж» - восприятие субъекта предпринимательской деятельности клиентами и обществом в целом, определяемый на базе индекса цитируемости организации в научных изданиях, наличия сертифицированной системы менеджмента качества, а также благоприятных отзывов клиентов.

Постановление Президиума РАН № 201 от 12.10.2010 регламентирует, среди прочего, использование следующих показателей для оценки результативности научных организаций РАН:

  • Научный потенциал и эффективность научных исследований.
  • Число публикаций работников научной организации, отнесенное к численности исследователей, в т. ч. в зарубежных научно-технических изданиях; в отечественных изданиях, включенных в перечень ВАК Минобрнауки России.
  • Число публикаций работников научной организации в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ), отнесенное к численности исследователей.
  • Цитируемость работников научной организации в РИНЦ по соотношению к численности исследователей.

Предложенный подход позволит исключить фактор субъективности при оценке критерия «деловая репутация», поскольку для каждого из представленных показателей возможно использование в целях оценки заявок (предложений) шкалы.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что в условиях отсутствия четких и отлаженных механизмов оценки заявок на участие в конкурсах на выполнение НИОКР заказчикам следует с большой осторожностью относиться и к формулировке предмета контракта и к использованию «субъективных» факторов при оценке конкурсных заявок .

Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Отношения, связанные с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, регулируются ГК РФ (гл. 38). Конкурсы на заключение таких договоров имеют свои особенности.

Предмет договоров на выполнение НИОКР определяется в статье 769 ГК, в которой говорится, что по договору на выполнение НИР исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ (ОКР) - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее. При этом договор с исполнителем может охватывать как весь цикл проведения исследования, разработки и изготовления образцов, так и отдельные его этапы.

Специфика договоров на выполнение НИОКР обусловлена, во- первых, творческим характером работ, составляющих предмет договора, и, во-вторых, тем, что предмет договора составляет не сам результат работ, а работы как таковые. Отсюда вытекают два основных элемента правового режима подобных контрактов:

Условия договора должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности);

Если не предусмотрено законом или договором, риск случайной невозможности исполнения договоров на выполнение НИР и ОКР несет заказчик.

Различие между договорами НИР и ОКР, относящимися к единому договорному типу, состоит в характере работ и определяется неодинаковой степенью творчества, присущей этим работам. Именно более высокой степенью творческого характера НИР объясняется то, что, как правило, исполнитель должен выполнить их лично, а для привлечения к исполнению третьих лиц ему необходимо получить согласие заказчика. Для договоров на выполнение ОКР такого согласия не нужно, и исполнитель на правах генподрядчика вправе привлекать третьих лиц, если иное не предусмотрено договором.

С этим же связано различие двух видов договоров в определении последствий невозможности достигнуть результатов. В случае невозможности достигнуть результатов по обстоятельствам, не зависящим от исполнителя, заказчик обязан оплатить стоимость выполненных работ по договору на НИР, а для ОКР - понесенные исполнителем затраты.

На практике заказчик нередко не желает нести эту ответственность, и по условиям договоров на выполнение НИОКР риски несет исполнитель. В таком случае заказчик рискует творческим характером выполнения работ. Исполнители, чтобы не рисковать, не берутся за непосредственное выполнение работ, а предлагают заказчику более-менее готовые, когда-то ранее полученные результаты.

Обычно результатами выполнения НИОКР являются объекты исключительных прав (интеллектуальной собственности - ОИС), которые могут самостоятельно участвовать в хозяйственном обороте.

Исключительная особенность таких объектов состоит в том, что созданная один раз интеллектуальная собственность способна без дальнейших затрат многократно окупать себя (путем продажи лицензионных соглашений).

Существенным условием для договоров на выполнение НИОКР является обеспечение конфиденциальности. Ведь, с одной стороны, в результате работы исполнителя может появиться информация, имеющая ценность для заказчика и исполнителя лишь при условии ее конфиденциальности в течение определенного срока, а с другой стороны - исполнитель в процессе выполнения работы заинтересован в публикации своих результатов. Это повышает его рейтинг, в том числе и как участника будущих конкурсов.

Существенным условием договора является его цена. Отметим два важных момента. Во-первых, поскольку предметом договоров на выполнение НИОКР являются работы как таковые, а не результат, то цена формируется из описания программы выполнения работ. Главной задачей заказчика является обеспечение минимального риска случайной невозможности достижения результата работ. Значит, при выборе победителя цена уже не является главным критерием - на первое место выходят квалификация претендента, предложенная им программа выполнения работ. Во-вторых, рынок НИОКР может считаться в основном монополизированным вследствие ограниченности круга заказчиков и потенциальных исполнителей, и в первую очередь собственников охранноспособных решений, имеющих необходимые и желательные для выполнения договора наработки. Поэтому на механизм рыночного регулирования цены в отличие от конкурса с простыми предметами закупки больших надежд возлагать не следует.

Минимизация риска случайной невозможности достижения результата обеспечивается определением наиболее квалифицированного исполнителя, разработкой и согласованием сторонами детальной программы исполнения работ, которая отражается в техническом задании заказчика. Поскольку заказчик обязан принять результаты выполненных работ, целесообразно в техническом задании описать программу приемки осуществляемых работ и критерии ее выполнения.

Закон 44-ФЗ дополнительно предусматривает следующие особенности закупки НИОКР:

1) закупка НИОКР осуществляется путем двухэтапного конкурса;

2) возможность заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа при размещении заказа на выполнение двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта;

3) при оценке конкурсных заявок сумма величин значимости критериев «цена контракта» «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ» должна составлять не менее чем 20 % суммы величин значимости всех критериев.

7.3. Особенности закупок услуг (зарубежный опыт и отечественная практика)

Под услугами понимается деятельность, которая непосредственно не завершается какои-либо вещественной формой. Это услуги транспорта, связи, консалтинг, банковские услуги, услуги по научноисследовательской деятельности. С точки зрения особенностей проведения закупок их можно разделить на два класса: технические и творческие (интеллектуальные).

Технические услуги - это, как правило, стандартизованные услуги с заведомо известными главными параметрами. То есть можно заранее предположить результат и затраты, необходимые для его получения (транспорт, связь). Для интеллектуальных услуг (консалтинг, научно-исследовательская или другая творческая деятельность) точно не ясно ни то ни другое. Здесь нередко по объективным причинам нельзя с достаточной четкостью сформулировать результат, описать его (иногда даже по завершении договора, не говоря уже о стадии его заключения), а раз неясен результат, вряд ли заранее можно определить и цену его достижения. Какое-нибудь великолепное изобретение может быть создано как путем колоссального напряжения сил и средств, так и путем достаточно скромных издержек.

В части технических услуг нет никаких особых способов закупок. Их можно закупать на общих основаниях как товары и работы. Ко второму виду услуг должны применяться особые процедуры. Разница возникает именно вследствие того, что цена результата может быть абсолютна несопоставима, во-первых, с затратами, во- вторых, с эффектом, который предполагается получить при дальнейшем использовании результатов закупки, в-третьих, в уникальности этих результатов.

Процесс закупки услуг состоит из следующих этапов:

■ определяется предмет необходимых услуг;

■ устанавливается перечень возможных квалифицированных участников закупки;

■ дается приглашение на участие в торгах на закупку услуг;

■ осуществляется разработка дополнительной информации для консультантов;

■ осуществляется принятие и оценка предложений.

Особенности закупок услуг проявляются уже на стадии приглашения к участию в торгах. Ряд международных организаций не предусматривает обязательного опубликования в средствах массовой информации приглашения к участию в закупках услуг. Всемирный банк рекомендует проводить ограниченные торги, при которых состав предполагаемых участников формируется по рекомендациям, в том числе заграничных представительств и посольств. По правилам привлекается от 3 до 6 участников. В типовом законе Комиссии по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) рекомендуется привлекать участников посредством опубликования приглашения, но при этом предусматривается множество исключений:

Когда закупаемые услуги имеются в наличии только у ограниченного количества поставщиков при условии привлечения предложений от всех этих поставщиков;

Время и расходы, требующиеся для рассмотрения и оценки большего числа предложений, будут несоизмеримы со стоимостью закупаемых услуг, при условии, что привлекается достаточное количество поставщиков для обеспечения эффективной конкуренции;

Прямое привлечение является единственным путем обеспечения конфиденциальности или необходимости в национальных интересах при условии, что привлекается достаточное количество поставщиков в целях эффективной конкуренции.

Приглашение содержит информацию о том, что хочет получить заказчик, какую квалификационную информацию должен представить участник, как будет определяться победитель, какую информацию и услуги может представить заказчик консультанту, как будет оцениваться работа.

В тех случаях, когда приглашение к участию осуществляется путем прямого привлечения без его публикации в печати (размещения на сайте), не предусматривается публичное вскрытие конвертов с предложениями и нет жесткости в соблюдении сроков подачи предложений.

Заказчик может предусмотреть предварительный квалификационный отбор. В силу указанной специфики услуг в процессе торгов участники в большинстве случаев могут представить в качестве доказательства своей способности надлежащим образом выполнить контракт только свою деловую репутацию и опыт проведения аналогичных работ.

Важно, что при закупке услуг от претендента на контракт не требуется предоставления обеспечения конкурсного предложения.

Главное отступление от обычных основополагающих процедур состоит в том, что при закупках услуг допускаются прямые переговоры, вплоть до переговоров по цене. Отсюда два метода закупок: с проведением и без проведения переговоров. Выбор того или иного способа зависит от предмета закупок. Дело в том, что интеллектуальные услуги также можно разделить на две подгруппы: услуги более или менее стандартные и совершенно выдающиеся. В первом случае важны как квалификация, так и цена, во втором - квалификационные требования выдвигаются на первый план.

Если переговоров нет, заказчик устанавливает минимальный уровень квалификационных требований в отношении качественных и технических аспектов предложений, и все претенденты, соответствующие этому уровню допускаются к этапу оценки и затем ранжируются по цене. Тот, у кого меньшая цена объявляется победителем.

При проведении конкурса с переговорами также устанавливается пороговый уровень квалификационных требований. Затем все, кто ему соответствует, ранжируются по квалификационным критериям. Расчет строится на том, что при победе поставщика с наиболее высоким уровнем квалификации больше вероятность получения нужного результата. И с участником конкурса, имеющим максимальный ранг, проводятся переговоры, т. е. далее с ним начинается прямой торг по цене, причем заранее ясно, что это будет, скорее всего, наивысшая цена по сравнению с остальными. Так же оговаривается все, что касается общего объема услуг, времени и рабочего плана, уточняются и конкретизируются обязанности сторон, возможности замены отдельных консультантов, смета затрат и вся система расчетов.

Если к устраивающему обе стороны соглашению прийти не удалось, переговоры начинаются со вторым по квалификации и т. д.

Схема (по ценовому результату) в данном случае получается как бы противоположная первому варианту, потому что, кто имеет низшую квалификационную составляющую, скорее всего, и запросит наименьшую цену, но будет последним в очереди на победу.

Оценка предложений при закупке услуг осуществляется по нескольким критериям:

Квалификация, опыт, репутация, надежность, профессиональная компетентность фирмы и персонала, который будет задействован в выполнении контракта;

Эффективность представленных участником решений с точки зрения удовлетворения потребностей заказчика;

Цена предложения услуг, включая дополнительные или сопутствующие расходы.

Созданная заказчиком конкурсная комиссия из этих показателей выводит интегральный показатель, в котором цена в большинстве случаев не играет решающей роли. По рекомендациям мирового банка удельный вес цены в интегральном оценочном показателе должен составлять порядка 20-25 %.

Контракт должен содержать:

Перечень предоставляемых услуг;

Специфические условия контракта;

График работ и предоставления их результатов;

Требования к отчетности.

В отличие от контракта на закупку товаров или работ в контрактах на закупку услуг обычно нет гарантии обеспечения, но в западной практике часто предусматривается страхование консультативной фирмой заказчика от некачественного выполнения ею своей работы. Объем страхования является предметом переговоров, но максимальная его величина не может превышать цену контракта на оказываемые услуги. В то же время консультант обычно не несет ответственности за последующий ущерб.

Цена контракта на выполнение услуг, как правило, определяется по смете затрат:

Зарплата (количество людей, расценка на единицу времени, количество затраченного времени);

Начисления на зарплату;

Материальные затраты;

Командировки и т. д.

Федеральный закон 44-ФЗ предусматривает следующие особенности закупки услуг:

1) в извещении о проведении закупок может быть не указано количество закупаемых услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки;

2) заказчик в конкурсной документации может предусмотреть возможность заключить контракт на оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок с несколькими участниками размещения заказа;

3) многие услуги закупаются у единственного поставщика:

Услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;

Оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;

Услуги по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок - бланков строгой отчетности;

Оказание услуг, связанных с обеспечением визитов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций, правительственных делегаций, делегаций иностранных государств (гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания);

Оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику;

Оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий. При этом к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания;

Оказание услуг адвоката в связи с назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве

Посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки, спортивного мероприятия и др.