Образец аудиторского заключения. Примеры аудиторских заключений Аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности

Приказом Минфина России от 20.05.2010 N 46н утверждены новые федеральные стандарты аудиторской деятельности (далее - ФСАД), определяющие требования к аудиторскому заключению . Речь идет о ФСАД N 1/2010 "Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности", ФСАД N 2/2010 "Модифицированное мнение в аудиторском заключении" и ФСАД N 3/2010 "Дополнительная информация в аудиторском заключении". Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 N 586 отменен Стандарт N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности".

ФСАД N 1/2010

Если назначение Стандарта N 6 ограничивалось установлением единых требований к форме и содержанию , то ФСАД N 1/2010 определяет также требования к порядку подписания и представления аудиторского заключения, а также к формированию мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. В п. 9 этого Стандарта указано, что в аудиторском заключении приводится мнение аудитора по поводу того, отражает ли бухгалтерская отчетность достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение аудируемого лица по состоянию на отчетную дату, результаты его финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств за отчетный период в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности.
Для сравнения заметим, что согласно п. 6 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. В соответствии с п. 3 отмененного Стандарта N 6 под достоверностью во всех существенных отношениях понималась степень точности данных , которая позволяет пользователям этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Отметим также, что в ПБУ 4/99 и других нормативных документах по учету используются словосочетания "финансовая (бухгалтерская) отчетность", "бухгалтерская отчетность"; в документах нормативного регулирования аудиторской деятельности преобладает понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности; в ФСАД N 1/2010 последняя именуется бухгалтерской отчетностью.
Аудиторское заключение содержит :
- наименование документа;
- сведения об аудируемом лице;
- перечень аудируемой бухгалтерской отчетности;
- распределение ответственности в отношении бухгалтерской отчетности между аудируемым лицом и аудитором;
- сведения о выполненной аудитором работе;
- специальную часть (при модификации аудиторского заключения);
- мнение аудитора;
- заключение о результатах выполняемой в ходе аудита предусмотренной нормативными правовыми актами дополнительной по отношению к установленной федеральными стандартами работы;
- подпись аудитора;
- дату аудиторского заключения;
- приложение к аудиторскому заключению.
Согласно Стандарту N 6 аудиторское заключение имело наименование "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" для того, чтобы отличить последнее от заключений, составленных другими лицами. В ФСАД N 1/2010 снята рекомендация использовать требования этого стандарта для подготовки аудиторских заключений по бухгалтерской информации, которая не является финансовой (бухгалтерской) отчетностью.
Требования к таким частям аудиторского заключения, как сведения об аудируемом лице и аудиторе, состав аудируемой отчетности, в стандартах 2010 г. практически не изменены в сравнении с предшествующими правилами.
В п. 7 Стандарта рассматривается ситуация, когда договором с аудируемым лицом предусмотрено проведение аудита в соответствии как с федеральными, так и международными стандартами аудита (далее - МСА). При этом аудиторское заключение может содержать ссылку не только на ФСАД, но и на МСА, если не существует различий между требованиями федеральных и международных стандартов, которые могли бы привести аудитора к необходимости выражения разных мнений, в том числе невключения в аудиторское заключение в требуемых МСА случаях привлекающей внимание части.
Сравнивая содержание Стандартов N 6 и N 1/2010, касающееся объема аудита, следует отметить ряд различий. В настоящее время описание объема аудита включается в часть аудиторского заключения "Ответственность аудитора". В прежнем Стандарте в часть, характеризующую объем аудита, входили и другие пункты, описывающие ответственность аудитора. В новом Стандарте объем аудита представляется в качестве сведений о работе, выполненной аудитором для выражения мнения. В Стандарте N 6 под объемом аудита понималась способность аудитора выполнить процедуры аудита, которые считаются необходимыми в данных обстоятельствах, исходя из приемлемого уровня существенности. При этом указание на подлежащие выполнению аудиторские процедуры содержательно не изменилось, хотя в Стандарте N 6 оценка надлежащего характера применяемой аудируемым лицом учетной политики трактовалась как оценка формы соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности.
В ФСАД N 1/2010 при описании объема аудита отмечается, что выбор аудиторских процедур является предметом суждения аудитора, которое основывается на оценке риска существенных искажений, допущенных вследствие недобросовестных действий или ошибок. При оценке этого риска предписывается необходимость тестирования системы внутреннего контроля аудируемого лица с целью выбора соответствующих аудиторских процедур, но не для выражения мнения об эффективности системы внутреннего контроля.
Вместо ранее употребляемого термина "разумная уверенность" в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений, в ФСАД N 1/2010 используется понятие "достаточная уверенность" в том, что бухгалтерская отчетность достоверна во всех существенных отношениях. Отметим, что в ФСАД N 1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности" понятие разумной уверенности представляется в качестве общего подхода, относящегося к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое.
В п. п. 19 - 21 ФСАД N 1/2010 раскрываются положения о порядке представления в аудиторском заключении сведений о дополнительной работе, предусмотренной не аудиторскими стандартами, а нормативными правовыми актами Российской Федерации. В качестве дополнительной работы на аудитора может возлагаться:
- ответственность за сообщение информации по определенным вопросам, если они привлекли внимание аудитора в ходе аудита;
- проведение определенных дополнительных процедур и составление отчета по их результатам;
- выражение мнения в отношении определенных обстоятельств (правильности и полноты ведения регистров бухгалтерского учета, правильности корреспонденции счетов бухгалтерского учета и др.).
Содержание и порядок представления в аудиторском заключении такой информации, как подпись аудитора, дата аудиторского заключения, приложение к нему, очевидны и в пояснениях не нуждаются.
В п. п. 26 - 29 ФСАД N 1/2010 изложен порядок действий аудитора в отношении представленной в составе бухгалтерской отчетности дополнительной информации, наличие которой не требуется правилами отчетности. Если, по мнению аудитора, отсутствует четкое понимание того, что дополнительная информация не относится к проаудированной бухгалтерской отчетности, то аудитор должен обратиться к руководству аудируемого лица с просьбой изменить характер отражения дополнительной информации. Если руководство аудируемого лица отказывается это сделать, то аудитор должен указать в аудиторском заключении, что такая дополнительная информация не была им проаудирована.
Характер представления дополнительной информации может быть изменен, к примеру, посредством:
- исключения любых ссылок в бухгалтерской отчетности на непроаудированные дополнительные данные или пояснения, чтобы проаудированная и непроаудированная информация была бы четко разграничена;
- размещения непроаудированной дополнительной информации отдельно от отчетности или после информации, подлежащей раскрытию, с пометкой "без проведения аудита"; тот факт, что дополнительная информация не была проаудирована, не освобождает аудитора от обязанности рассмотреть эту информацию на предмет выявления существенных несоответствий с проаудированной бухгалтерской отчетностью.
На рисунке представлены формы мнения аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с ФСАД 2010 г.

Формы мнения аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности

Аудитор должен выразить немодифицированное мнение в случае, когда он приходит к выводу, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение аудируемого лица и результаты его финансовой деятельности в соответствии с правилами отчетности. Ранее использовалось словосочетание "безоговорочно положительное мнение", уместность выражения которого аналогична представленному выше относительно немодифицированного мнения.

ФСАД N 2/2010

Стандарт устанавливает требования к форме и содержанию аудиторского заключения, отражающего модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица, а также к порядку формирования модифицированного мнения.
Напомним, что согласно п. 34 Стандарта N 6 к обстоятельствам, которые по мнению аудитора оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности, относилось наличие ограничений объема работы аудитора либо разногласий с руководством относительно допустимости выбранной учетной политики, метода ее применения, адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
В соответствии с п. 17 ФСАД N 1/2010 и п. 3 ФСАД N 2/2010 аудитор должен выразить модифицированное мнение в аудиторском заключении, если:
- на основании полученных аудиторских доказательств установлено, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, содержит существенные искажения;
- аудитор не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, чтобы установить, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенных искажений.
Ниже представлены критерии анализа отчетности и факторы, определяющие существенное искажение отчетности.

Факторы, определяющие существенное искажение бухгалтерской отчетности

Критерии

Учетная политика не соответствует требованиям
установленных правил составления бухгалтерской
отчетности (далее - правила отчетности)
Аудируемое лицо внесло изменения в учетную политику,
но при этом не выполнило установленный порядок
отражения и раскрытия их в бухгалтерском учете

Бухгалтерская отчетность, включающая соответствующие
пояснения, достоверно не отражает сути реально
имевших место хозяйственных операций и событий

Способ реализации
принятой аудируемым
лицом учетной
политики

Учетная политика не применяется руководством
аудируемого лица последовательно и в соответствии с
правилами отчетности, в том числе последовательно от
одного периода к другому или в отношении однотипных
хозяйственных операций или событий

Учетная политика применяется неправильно
(непреднамеренная ошибка)

Уместность,
правильность и
полнота раскрытия
информации в
бухгалтерской
отчетности

Бухгалтерская отчетность не раскрывает всей
информации, предусмотренной правилами отчетности

Бухгалтерская отчетность раскрывает информацию не в
соответствии с правилами отчетности

Бухгалтерская отчетность не раскрывает информацию,
необходимую для обеспечения достоверности этой
отчетности

Ниже представлены факторы, определяющие невозможность получения требуемых аудиторских доказательств.

Ситуация

Возникновение
неконтролируемых
аудируемым лицом
обстоятельств

Аудируемым лицом утеряны учетные записи

Изъяты контролирующими органами на неопределенный
срок учетные записи существенного компонента

Обстоятельства,
связанные с
характером или
сроком проведения
аудита

Время назначения аудитора не позволяет ему
наблюдать за проведением инвентаризации товарно-
материальных запасов

Аудитор приходит к выводу, что проведение только
процедур проверки по существу не достаточно, а
средства контроля аудируемого лица неэффективны

Препятствия,
установленные
руководством
аудируемого лица


в присутствии при инвентаризации товарно-
материальных запасов

Руководство аудируемого лица препятствует аудитору
в получении внешних подтверждений относительно
остатков по соответствующим счетам бухгалтерского
учета

В п. 8 ФСАД N 2/2010 дано определение ограничения объема аудита как отсутствие возможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства. При этом невозможность выполнить аудиторские процедуры не относится к ограничению объема аудита, если аудитор может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства с использованием альтернативных аудиторских процедур.
Таким образом, несмотря на некоторые различия в формулировках, обстоятельства, обусловливающие выражение модифицированного мнения о достоверности отчетности, в Стандартах 2010 г. и N 6 идентичны. Однако условия выбора формы модифицированного мнения различны. Как известно, в Стандарте N 6 следствием ограничения объема работы аудитора могло быть выражение мнения с оговоркой или отказ от выражения мнения. Разногласия аудитора с руководством аудируемого лица могли привести к выражению мнения с оговоркой или к отрицательному мнению.
Выбор аудитором формы модифицированного мнения согласно п. п. 12 - 14 ФСАД N 2/2010 зависит от:
- характера обстоятельств, явившихся причиной выражения модифицированного мнения;
- суждения аудитора о степени распространения имевшего место или возможного влияния искажающих факторов на бухгалтерскую отчетность.
В ФСАД N 2/2010 введены понятия не всеобъемлющего и всеобъемлющего влияния искажающих факторов на бухгалтерскую отчетность. Влияние искажения признается всеобъемлющим с точки зрения степени фактического или возможного распространения его на бухгалтерскую отчетность для тех случаев, когда аудитор не имеет возможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства (см. таблицу).

Зависимость варианта модифицированного мнения от суждения аудитора

Характер обстоятельств,
ставших причиной выражения
модифицированного мнения

Суждение аудитора о степени распространения
влияния (возможного влияния) на бухгалтерскую
(финансовую) отчетность

существенное влияние,
но не всеобъемлющее

существенное и
всеобъемлющее влияние

Бухгалтерская (финансовая)
отчетность существенно
искажена

Мнение с оговоркой

Отрицательное мнение

Отсутствие возможности
получения достаточных
надлежащих аудиторских
доказательств

Мнение с оговоркой

Отказ от выражения
мнения

Всеобъемлющее влияние искажения бухгалтерской отчетности имеет место в случаях, когда в соответствии с суждением аудитора это искажение:
- не ограничено конкретными элементами (счетами бухгалтерского учета или бухгалтерской отчетности);
- ограничено конкретными элементами, но его влияние распространяется или могло бы распространяться на большую часть бухгалтерской отчетности;
- связано с раскрытием информации, являющейся основополагающей для понимания пользователями бухгалтерской отчетности в целом.
В ФСАД N 2/2010 представлены содержание и порядок изложения в аудиторском заключении специальной части для описания обстоятельств, явившихся основанием для выражения модифицированного мнения. Специальная часть размещается непосредственно перед частью, содержащей мнение аудитора. В зависимости от формы модифицированного мнения специальная часть именуется "Основание для выражения мнения с оговоркой", "Основание для выражения отрицательного мнения", "Основание для отказа от выражения мнения".
Если в бухгалтерской отчетности существенно искажены какие-либо показатели (включая раскрытые количественные показатели), то аудитор должен привести в специальной части описание и количественную оценку влияния этого искажения на соответствующие показатели, за исключением случая, когда такая оценка не представляется возможной. Если количественная оценка такого влияния не может быть произведена с достаточной надежностью, то аудитор должен указать это в специальной части. Например, в случае завышения величины показателя материально-производственных запасов аудитор может включить в специальную часть описание искажений показателей налога на прибыль, прибыли до налогообложения, чистой и нераспределенной.
Если существенное искажение отчетности связано с нераскрытием подлежащей раскрытию информации, то аудитор должен обсудить этот факт с представителями собственника аудируемого лица, описать в специальной части характер нераскрытой информации, включить нераскрытую информацию в специальную часть, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и формирование специальной части практически осуществимо на основе полученных достаточных надлежащих аудиторских доказательств.
Согласно п. п. 36 и 37 ФСАД N 2/2010 в случае выражения аудитором мнения с оговоркой или отрицательного, описание ответственности аудитора в аудиторском заключении должно содержать заявление аудитора о том, что полученные в ходе аудита доказательства представляют достаточные и надлежащие основания для выражения модифицированного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности. Если аудитор отказывается от выражения мнения из-за отсутствия возможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, то описание ответственности аудитора и объема аудита в аудиторском заключении должно быть изменено следующим образом: "Наша ответственность заключается в выражении мнения о достоверности бухгалтерской отчетности на основе проведения аудита в соответствии с Федеральными стандартами аудиторской деятельности. Вследствие обстоятельств, указанных в части, содержащей основание для отказа от выражения мнения, у нас отсутствовала возможность получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, обеспечивающие основание для выражения мнения аудитора".
Если аудитор приходит к выводу о необходимости выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в целом, то в это же аудиторское заключение не может быть одновременно включено немодифицированное мнение о достоверности отдельных составляющих элементах бухгалтерской отчетности (п. 25 ФСАД N 2/2010).

ФСАД N 3/2010

Назначение дополнительной информации - привлечь внимание пользователей бухгалтерской отчетности к обстоятельству:
- отраженному в бухгалтерской отчетности, которое, по мнению аудитора, настолько важно, что является основополагающим для понимания отчетности ее пользователями;
- не отраженному в бухгалтерской отчетности, которое может способствовать пониманию пользователями этой отчетности ответственности аудитора или содержания аудиторского заключения.
Дополнительная информация по отраженным в бухгалтерской отчетности обстоятельствам выделяется в аудиторском заключении в привлекающую внимание часть, называемую "Важные обстоятельства", если аудитор получил достаточные надлежащие аудиторские доказательства того, что указанные обстоятельства существенно не искажены.
Согласно п. 7 рассматриваемого Стандарта, если аудитор считает необходимым привлечь внимание пользователей бухгалтерской отчетности к неотраженному в этой отчетности обстоятельству, которое может способствовать пониманию пользователями процесса и результатов аудита, ответственности аудитора или содержания аудиторского заключения, он включает в аудиторское заключение часть, именуемую "Содержащая прочие факты часть". Например, такая часть может быть включена в аудиторское заключение, если оно предназначено для ограниченного круга адресатов или если аудитор не имеет возможности отказаться от проведения аудита по причине отсутствия возможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства из-за ограничения руководством аудируемого лица объема аудита.
Если аудитор полагает, что в аудиторское заключение будет включена часть, содержащая важные обстоятельства или прочие факты, то он должен сообщить представителям собственника аудируемого лица об этом, а также о предполагаемом содержании этих частей. Информирование представителей собственника аудируемого лица позволяет им получить представление об отдельных обстоятельствах, на которые аудитор намеревается указать в аудиторском заключении, и при необходимости - разъяснения аудитора.

В ст.7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 119 ФЗ «Об аудиторской деятельности» сформулированы определение и критерии обязательного аудита. Обязательным аудитом является ежегодная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Пример аудиторского заключения по бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Север»

Аудитор: Общество с ограниченной ответственностью "Коллегия Налоговых Консультантов";

место нахождения: 143965, Россия, Московская область, г. Реутов, ул. Южная, влад.3-В;

Почтовый адрес: 107031, г. Москва, ул. Петровка, д. 19, стр.6;

Государственная регистрация: Свидетельство о государственной регистрации № 50: 48: 01060, выдано 5 марта 2002 г. ОГРН 1025005242140

Лицензия на осуществление аудиторской деятельности: Лицензия № Е 001120 выдана решением Министерства финансов Российской Федерации сроком на пять лет (Приказ Минфина России от 24 июля 2005 г. № 150)

Аудируемое лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Север»

Место нахождение: 109559, г. Москва, ул. Ставропольская, стр.10

Государственная регистрация: январь 2006г. В соответствии с Федеральным законом РФ «Об Обществах с ограниченной ответственностью» частью первой Гражданского кодекса РФ.

Вводная часть

Мы провели аудит прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчётности Общества с ограниченной ответственностью ООО «Север», за период с 01.01. 2006г. по 31.12. 2006г. включительно.

Финансовая (бухгалтерская) отчётность организации состоит из:

Отчета о прибылях и убытках за 2006 год с учетом событий после отчетной даты.

Сводной ведомости оборотов по отражению событий после отчетной даты.

Пояснительной записки.

Публикуемых форм отчетности, в том числе бухгалтерского баланса на 1 января 2007 г., отчета о прибылях и убытках за 2006 г., отчета об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов на 1 января 2007 г.

Ответственность за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчётности несёт Общество с ограниченной ответственностью «Север». Обязательство аудиторской компании заключается в том, чтобы выразить мнение о достоверности во всех существенных отношениях данной отчётности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта законодательству Российской Федерации на основе проведённого аудита.

Вывод

Мы провели аудит в соответствии с:

Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 07.08. 2001г. № 119-ФЗ;

Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09. 2002г. № 696;

Стандартами аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации;

Нормативными актами;

Внутрифирменными стандартами аудита.

Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчётность не содержит существенных искажений.

Аудит проводился на выборочной основе и включал в себя:

Изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчётности информации о финансово-хозяйственной деятельности;

Оценку принципов и методов бухгалтерского учёта, правил подготовки финансовой (бухгалтерской) отчётности;

Определение главных оценочных значений, полученных руководством ООО »Север»;

Оценку общего представления о финансовой (бухгалтерской) отчётности.

Мы полагаем, что проведённый аудит предоставляет достаточные основания для выражения нашего мнения о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчётности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта законодательству Российской Федерации.

Состояние бухгалтерского учета в организации во всех существенных аспектах соответствует требованиям Федерального Закона от 21.11.96г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Применяемые методы ведения учета, в пределах произведенной выборки, соответствуют законодательству Российской Федерации, нормативным актам России. Принципы и методы ведения бухгалтерского учета закреплены в Учетной политике.

Бухгалтерский учет в данной организации дает необходимую информацию о состоянии и движении имущества, денежных средств, кредитов, фондов, о расходах и доходах, а также о финансовых результатах деятельности.

При подготовке прилагаемой к настоящему Аудиторскому заключению бухгалтерской (финансовой) отчётности руководство ООО «Север» исходило из допущения о том, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерение и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке.

По нашему мнению, финансовая (бухгалтерская) отчётность организации ООО «Север» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 2006 г. и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 2006г. включительно в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в части подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности и нормативных документов, определяющих требования, предъявляемые к порядку подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Общество с ограниченной ответственностью

«Коллегия Налоговых Консультантов»

Руководитель аудиторской проверки

Заместитель директора:

В.С. Курочкин

аттестат № К 020109 от 15.11. 2004г.,

Выдан Министерством финансов РФ

С Аудиторским заключением ознакомлены:

Генеральный директор ООО «Север» Семенов Г.Н.

Главный бухгалтер ООО «Север» Громова И.И.

Наименование: общество с ограниченной ответственностью "ХХХ".

Лицензия: номер, дата, наименование органа, предоставившего аудиторской организации лицензию на осуществление аудиторской деятельности, срок действия.

Является членом (указать наименование аккредитованного профессионального аудиторского объединения).

Аудируемое лицо

Наименование: открытое акционерное общество "YYY".

Место нахождения: индекс, город, улица, номер дома и др.

Государственная регистрация: номер и дата регистрационного свидетельства.

Абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 532.

Мы провели аудит прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчетности организации "YYY" за период с 1 января по 31 декабря 20(ХХ) г. включительно. Финансовая (бухгалтерская) отчетность организации "YYY" состоит из:

бухгалтерского баланса;

отчета о прибылях и убытках;

пояснительной записки.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)

"ХХ" месяц 20(ХХ) г.

Руководитель (или иное уполномоченное лицо) аудиторской организации либо индивидуальный аудитор (ФИО, подпись, должность).

Руководитель аудиторской проверки (ФИО, подпись, номер, тип квалификационного аттестата и срок его действия).

Печать аудитора".

Модифицированное аудиторское заключение

26. Аудиторское заключение считается модифицированным, если возникли:

факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.

27. При определенных обстоятельствах аудиторское заключение может быть модифицировано посредством включения части, привлекающей внимание к ситуации, влияющей на финансовую (бухгалтерскую) отчетность, но рассмотренной в пояснениях к финансовой (бухгалтерской) отчетности.

28. Аудитор в случае необходимости должен модифицировать аудиторское заключение посредством включения части, указывающей на аспект, касающийся соблюдения принципа непрерывности деятельности аудируемого лица.

29. Аудитор также должен рассмотреть возможность модифицирования аудиторского заключения посредством включения части, указывающей на значительную неопределенность (иную, нежели соблюдение принципа непрерывности деятельности), прояснение которой зависит от будущих событий и которая может оказать влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

30. Часть, не влияющая на аудиторское мнение, обычно включается после части с выражением мнения и содержит указание на то, что данная ситуация не является основанием для включения оговорки в аудиторское мнение.

31. Пример аудиторского заключения в части, привлекающей внимание:

"Мы провели аудит прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчетности организации "YYY" за период с 1 января по 31 декабря 20(ХХ) г. включительно. Финансовая (бухгалтерская) отчетность организации "YYY" состоит из:

бухгалтерского баланса;

отчета о прибылях и убытках;

приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

пояснительной записки.

Ответственность за подготовку и представление этой финансовой (бухгалтерской) отчетности несет исполнительный орган организации "YYY". Наша обязанность заключается в том, чтобы выразить мнение о достоверности во всех существенных отношениях данной отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации на основе проведенного аудита.

Мы провели аудит в соответствии с:

Федеральным законом "Об аудиторской деятельности";

федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)

внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности (указать аккредитованное профессиональное объединение);

правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудитора;

нормативными актами органа, осуществляющего регулирование деятельности аудируемого лица.

Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводился на выборочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые показатели в финансовой (бухгалтерской) отчетности и раскрытие в ней информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассмотрение основных оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку представления финансовой (бухгалтерской) отчетности. Мы полагаем, что проведенный аудит представляет достаточные основания для выражения нашего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)

По нашему мнению, финансовая (бухгалтерская) отчетность организации "YYY" отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 20(XX) г. и результаты ее финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20(ХХ) г. включительно в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в части подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности (и/или указать документы, определяющие требования, предъявляемые к порядку подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)

Не изменяя мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, мы обращаем внимание на информацию, изложенную в пояснениях к финансовой (бухгалтерской) отчетности (пункт Х), а именно на то, что до настоящего времени не закончено судебное разбирательство между организацией "YYY" (ответчик) и налоговым органом (истец) по вопросу правильности исчисления налоговой базы по налогам на прибыль и на добавленную стоимость за 20(ХХ) год. Сумма иска составляет ХХХ тыс. рублей. Финансовая (бухгалтерская) отчетность не предусматривает никаких резервов на выполнение обязательств, которые могут возникнуть в результате решения суда не в пользу организации "YYY".

32. Включение привлекающей внимание части с описанием проблемы, связанной с соблюдением принципа непрерывности деятельности или со значительной неопределенностью, обычно является достаточным с точки зрения выполнения аудитором своих обязанностей по подготовке аудиторского заключения. Тем не менее в некоторых случаях, например, в случае большого числа факторов неопределенности, значительных для финансовой (бухгалтерской) отчетности, аудитор может посчитать уместным отказаться от выражения мнения о ее достоверности вместо включения части, привлекающей внимание к данному аспекту.

33. Аудитор также может модифицировать аудиторское заключение посредством включения (после части с выражением мнения) части, привлекающей внимание к ситуации, не оказывающей влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

(п. 33 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)

34. Аудитор может оказаться не в состоянии выразить безоговорочно положительное мнение, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств и в соответствии с суждением аудитора данное обстоятельство оказывает или может оказать существенное влияние на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности:

а) имеется ограничение объема работы аудитора;

б) имеется разногласие с руководством относительно:

допустимости выбранной учетной политики;

метода ее применения;

адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Обстоятельства, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отказу от выражения мнения.

Обстоятельства, указанные в подпункте "б" настоящего пункта, могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отрицательному мнению.

35. Мнение с оговоркой должно быть выражено в том случае, если аудитор приходит к выводу о том, что невозможно выразить безоговорочно положительное мнение, но влияние разногласий с руководством или ограничение объема аудита не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения. Мнение с оговоркой должно содержать формулировку: "за исключением влияния обстоятельств..." (указать обстоятельства, к которым относится оговорка).

36. Отказ от выражения мнения имеет место в тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

37. Отрицательное мнение следует выражать только тогда, когда влияние какого-либо разногласия с руководством настолько существенно для финансовой (бухгалтерской) отчетности, что аудитор приходит к выводу, что внесение оговорки в аудиторское заключение не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер финансовой (бухгалтерской) отчетности.

38. Если аудитор выражает любое мнение, кроме безоговорочно положительного, он должен четко описать все причины этого в аудиторском заключении и, если это возможно, дать количественную оценку возможного влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Как правило, эта информация излагается в отдельной части, предшествующей части с выражением мнения или с отказом от выражения мнения, и может включать ссылку на более подробную информацию (при ее наличии) в пояснениях к финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Каждый бухгалтер должен знать, что из себя представляет аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности и в каких случаях его наличие обязательно. Этому посвящена наша статья.

Какую роль играет документ

На основании статьи 6 Закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ аудиторское заключение бухгалтерской отчетности – это специальный документ, в котором выражено мнение аудиторской фирмы или частного аудитора о правдивости бухгалтерской отчетности предприятия за год.

По общему правилу аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности представляет собой положительную оценку (характеристику), когда:

  • аудиторы не нашли критичных недочётов в документации;
  • эти ошибки удалось ликвидировать в ходе аудита.

С 2017 года порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности регламентирует Международный стандарт аудита 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности», а также ряд других. Он начал действовать в России на основании приказа Минфина от 09.11.2016 № 207н.

Этот же стандарт приводит массу требований к содержанию аудиторского заключения по бухгалтерской отчетности.

В период составления заключения на бухгалтерии проверяемого предприятия лежат примерно такие задачи:

  • оперативно и в надлежащем составе (формате) выдать проверяющему основные формы бухгалтерской отчетности для аудиторского заключения, которые он посчитает нужным иметь на руках для выражения мнения о достоверности;
  • исправлять обнаруженные существенные и иные ошибки.

Образец

Конкретный пример аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности всегда зависит от:

  • задачи, которая стоит перед аудитором;
  • специфики проверяемой организации;
  • состояния отечественного законодательства.

Заметим, что Советом по аудиторской деятельности при Минфине России одобрены 2 сборника примерных образцов аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности:

  1. Которое готовят на основе норм отечественного законодательства.
  2. Которое составляют с 2017 года согласно международным правилам аудита (их можно найти на официальном сайте Минфина по следующей ссылке – http://minfin.ru/ru/perfomance/audit/standarts/international/documents/).

Обязательность

Сразу заметим, что аудиторское заключение к бухгалтерской отчетности обязательно в силу закона только в одном случае – когда организация обязана проводить у себя такой аудит. Основные из этих случаев названы в статье 5 Закона № 307-ФЗ. Это, например:

  • все без исключения акционерные общества;
  • компании с крупной годовой выручкой (от 400 млн р.) или размером активов по балансу (от 60 млн р.).

При составлении бухгалтерской финансовой отчетности организация должна быть уверена, что информация, приведенная в ней, является полной и достоверной. Для подтверждения этого компании (они именуются аудируемыми лицами) привлекают аудиторские организации, т. е. независимых лиц, которые могут выразить свое профессиональное и непредвзятое мнение о достоверности представляемой отчетности. Подробнее об аудиторском заключении по бухгалтерской отчетности расскажем в нашей консультации.

Что такое аудиторское заключение

Понятие аудиторского заключения содержится в ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» . Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности представляет собой официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности такой отчетности.

Аудиторское заключение к бухгалтерской отчетности обязательно?

Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бух отчетности, должно составляться в случае обязательного аудита. Случаи, когда аудит должен обязательно проводиться, содержатся в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ . Проводить ежегодно аудит должны, к примеру, все акционерные общества. А те организации, у которых выручка за предшествующий год превысила 400 миллионов рублей или сумма активов на конец предшествующего года превысила 60 миллионов рублей, должны за текущий год также провести аудит.

Обязательность проведения аудита может быть предусмотрена в учредительных документах организации независимо от соответствия критериям, указанным в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ . Но уже в этом случае с точки зрения закона аудит будет считаться не обязательным, а инициативным, т. е. проводимым по желанию самого аудируемого лица или его собственников.

Является ли аудиторское заключение частью бухгалтерской отчетности?

Состав бухгалтерской отчетности приведен в ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» . И аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности там не указано. Поэтому не совсем корректно говорить об аудиторском заключении в составе бухгалтерской отчетности. Нет и обязанности у организации представлять свое аудиторское заключение в налоговую инспекцию (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ , Письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724).

Однако с Росстатом дела обстоят иначе. Если аудиторское заключение по финансовой бухгалтерской отчетности составляется в связи с тем, что организация подлежит обязательному аудиту, то такое аудиторское заключение представляется в территориальный орган статистики вместе с годовой отчетностью. А если на момент сдачи бухгалтерской отчетности в Росстат аудит еще не завершен, то срок раскрытия по бухгалтерской отчетности аудиторского заключения следующий. Досдать аудиторское заключение в Росстат нужно не позднее 10 рабочих дней, следующих за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Обращаем внимание, что формы бухгалтерской отчетности для аудиторского заключения необходимо использовать не машиночитаемые (их вы сдаете в налоговую), а со строкой, содержащей дату утверждения бухгалтерской отчетности. Форма такой отчетности утверждена Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н .

Содержание аудиторского заключения по бухгалтерской отчетности

Информацию о содержании аудиторского заключения можно найти в ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ .

В аудиторском заключении должны содержаться, в частности:

  • наименование «Аудиторское заключение»;
  • сведения об аудируемом лице: наименование, ОГРН, место нахождения;
  • сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе;
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • указание даты заключения.

При этом требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности. В частности, порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности раскрывается в Федеральном стандарте аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» (утв. Приказом Минфина от 20.05.2010 № 46н).

Аудиторское заключение по финансовой бухгалтерской отчетности: образец

В указанном выше Федеральном стандарте аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) приведены примеры аудиторских заключений.

Сборник примерных форм аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности (версия 5/2016), одобренный Советом по аудтиторской деятельности Минфина России, также содержит образцы аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетости организации, разработанные в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и стандартами аудиторской деятельности.

Приведем пример аудиторского заключения по годовой бухгалтерской отчетности коммерческой организации.