План закупок утверждается бюджетным учреждением. Как разместить план закупок и план-график в еис

*(1), вступившими в силу 01.01.2016, предусмотрено, что государственные и муниципальные заказчики должны осуществлять планирование закупок посредством формирования, утверждения и ведения плана закупок. Также закреплено, что порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок, требования к их форме должны устанавливаться Правительством РФ. В результате Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 552 утверждены Правила формирования, утверждения и ведения плана закупок (далее – Правила) и Требования к форме плана закупок (далее – Требования), нормы которых также вступили в силу 01.01.2016. В статье рассмотрим основные положения этих документов.

Формирование плана закупок

Согласно п. 8 Правил план закупок на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем изменения параметров очередного года и первого года планового периода утвержденного плана закупок и дополнения к ним параметров второго года планового периода.
Планы закупок должны формироваться на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что в заказчиками включается информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода. В этом случае информация вносится в на весь срок планируемых закупок.
Заказчики должны формировать , исходя из целей проведения закупок, определенных с учетом положений ст. 13 Федерального закона N . Так, осуществление закупок направлено:
а) на достижение целей и реализацию мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования РФ), государственными программами субъектов РФ (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов РФ), муниципальными программами;

б) на исполнение международных обязательств РФ, реализацию межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением исполняемых в соответствии с п. "а" государственных программ;

в) на выполнение функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с п. "а" и "б" функций и полномочий.
Кроме того, формирование плана закупок следует осуществлять:
– с учетом требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг), под которыми следует понимать требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством РФ;
– с учетом нормативных затрат.
В силу п. 1 Требований форма плана закупок включает следующие сведения:
а) полное наименование, место нахождения, телефон и адрес электронной почты государственного заказчика, юридического лица, осуществляющего формирование, утверждение и ведение плана закупок;
б) идентификационный номер налогоплательщика;
в) код причины постановки на учет;
г) код по Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм;
д) в отношении плана закупок, содержащего информацию о закупках, осуществляемых в рамках переданных федеральному государственному бюджетному (автономному) учреждению федеральным органом государственной власти (государственным органом), являющимся государственным заказчиком, своих полномочий по заключению и исполнению контрактов, – полное наименование, место нахождения, телефон и адрес электронной почты учреждения;
е) таблицу, содержащую в том числе:
идентификационный код закупки, сформированный в соответствии со ст. 23 Федерального закона N ;
– цель закупки;
– наименование объекта и (или) объектов закупки;
– планируемый год размещения извещения об осуществлении закупки или приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) либо заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
– объем финансового обеспечения (планируемые платежи) для осуществления закупки на соответствующий финансовый год;
– сроки (периодичность) проведения планируемых закупок. При этом указывается срок (сроки) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг на квартал, год (периодичность поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг – еженедельно, два раза в месяц, ежемесячно, ежеквартально, один раз в полгода, один раз в год и другая);
– сведения о закупках товаров (работ, услуг) (да или нет), которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить (выполнить, оказать) только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования);
– сведения об обязательном общественном обсуждении закупки (да или нет) в соответствии со ст. 20 Федерального закона N ;
– дату, содержание и обоснование вносимых в план закупок изменений;
ж) дату утверждения плана закупок, фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, являющегося ответственным исполнителем плана закупок, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, утвердившего план закупок.
Кроме того, Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями может быть определена дополнительная информация, включаемая в для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд (п. 3 ст. 17 Федерального закона N ).
Пунктом 2 Требований предусмотрены некоторые особенности в отношении представления информации об отдельных объектах закупки. Так, информацию о закупках следует указывать в плане закупок одной строкой по каждому включенному в состав идентификационного кода закупки коду бюджетной классификации в размере годового объема финансового обеспечения:
а) по товарам, работам или услугам на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (в случае заключения контракта в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 93 Федерального закона N ). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании названного пункта, не должен превышать 2 млн. руб. или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. руб.;
б) по товарам, работам или услугам на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. (в случае заключения контракта в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 93 Федерального закона N ). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн. руб.;
в) по услугам, связанным с направлением работника в служебную командировку (в случае заключения контракта в соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 93 Федерального закона N ), а также связанным с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий на основании приглашений на посещение упомянутых мероприятий. При этом к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания;
г) по преподавательским услугам, оказываемым физическими лицами;
д) по услугам экскурсовода (гида), оказываемым физическими лицами.
В плане закупок в отдельных строках следует отразить общий объем финансового обеспечения по каждому коду бюджетной классификации и итоговый объем финансового обеспечения, предусмотренные для осуществления закупок в текущем финансовом году, плановый период и последующие годы (в случае проведения закупок, которые планируются по истечении планового периода) (п. 3 Требований).

Сроки формирования и утверждения плана закупок

Планы закупок на очередной финансовый год и плановый период формируются заказчиками в сроки, установленные главными распорядителями средств федерального бюджета и органами управления государственными внебюджетными фондами РФ (далее – главные распорядители) (п. 3 Правил).
Приведем в таблице сроки представления и утверждения плана закупки заказчиками.

Наименование заказчика

Срок представления плана закупки

Срок утверждения плана закупки

Государственные заказчики, действующие от имени Российской Федерации

Представляется главным распорядителям не позднее 1 июля текущего года. При необходимости по согласованию с главными распорядителями корректируются в процессе составления проектов бюджетных смет и представления главными распорядителями при составлении проекта федерального бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок в соответствии с бюджетным законодательством РФ

В течение 10 рабочих дней после доведения до соответствующего государственного заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ

Федеральные государственные бюджетные учреждения (за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с п. 2 и 6 ст. 15 Федерального закона N )

Представляется не позднее 1 июля текущего года органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
При необходимости корректируют по согласованию с органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в процессе составления проектов планов финансово-хозяйственной деятельности и представления в соответствии с бюджетным законодательством РФ обоснований бюджетных ассигнований

В течение 10 рабочих дней после утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности

Федеральные государственные автономные учреждения в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 15 Федерального закона N

Представляется после принятия решений главными распорядителями (согласования в установленном порядке со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проектов решений) о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений.
При необходимости могут корректироваться после их уточнения и заключения соглашений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений

В течение 10 рабочих дней после заключения соглашений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности РФ или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ (далее – субсидии). При этом в план закупок включаются только закупки, которые планируется осуществлять за счет субсидий Федеральные государственные бюджетные (автономные) учреждения, осуществляющие закупки в рамках переданных им полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 15 Федерального закона N

Федеральные государственные бюджетные (автономные) учреждения, осуществляющие закупки в рамках переданных им полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 15 Федерального закона N

Представляется после принятия главными распорядителями решений (согласования в установленном порядке со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проектов решений) о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ.
При необходимости корректируются после их уточнения и доведения на соответствующий лицевой счет по переданным полномочиям объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ

В течение 10 рабочих дней со дня доведения на соответствующий лицевой счет по переданным полномочиям объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ

Ведение плана закупок

Согласно п. 11 Правил указанные в таблице заказчики должны вести в соответствии с положениями Федерального закона N и Правил.
Правилами предусмотрены основания для внесения изменений в утвержденные в случае необходимости. Такими основаниями являются:
а) приведение планов закупок в соответствие утвержденным изменениям целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 Федерального закона N , а также установленных в силу ст. 19 этого закона требований к закупаемым товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций федеральных органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами РФ и подведомственных им казенных учреждений;
б) приведение планов закупок в соответствие федеральному закону о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, а также федеральным законам о внесении изменений в федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на текущий финансовый год и плановый период;
в) реализация федеральных законов, решений, поручений, указаний Президента РФ, решений и поручений Правительства РФ, которые приняты (даны) после утверждения планов закупок и не приводят к изменению объема бюджетных ассигнований, утвержденных в установленном бюджетным законодательством РФ порядке на текущий финансовый год и плановый период федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на текущий финансовый год и плановый период;
г) изменение доведенного до государственного заказчика, действующего от имени Российской Федерации, объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ, изменение показателей планов финансово-хозяйственной деятельности соответствующих федеральных государственных бюджетных учреждений, а также изменение соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий;
д) реализация решения, принятого по итогам обязательного общественного обсуждения закупки;
е) использование в соответствии с законодательством РФ экономии, полученной при осуществлении закупки;
ж) выдача предписания органами контроля, определенными ст. 99 Федерального закона N , в том числе об аннулировании процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
з) изменение сроков и (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг;
и) возникновение иных существенных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана закупок было невозможно.

В статье приведены основные положения формирования, утверждения и ведения планов закупок товаров, работ, услуг. Обозначены сроки представления планов закупок главным распорядителям, а также сроки их утверждения. Перечислены основания для внесения изменений в утвержденные планы закупок в случае необходимости.
Обращаем внимание, что утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня его утверждения или изменения.
Кроме того, предусмотрено, что заказчики вправе также размещать на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при их наличии), а также опубликовывать в любых печатных изданиях.

Все государственные и муниципальные организации в целях улучшения эффективного распределения финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения государственных и муниципальных потребностей, обязаны планировать проведение закупок. Статья 17 Федерального закона 44-ФЗ регулирует порядок формирования плана закупок, возможность его корректировки и сроки размещения в ЕИС.

До начала 2016 г. в обязанности заказчика входило обязательное составление плана-графика на предстоящий год. В нем отображались все нужды организации.

С 2016 года подготовка документов для осуществления закупок товаров, работ и услуг проходит в 2 этапа:

    Предоставление плана закупок

    Формирование плана-графика.

Какие требования устанавливает 44-ФЗ к плану закупок

План закупок формируется заказчиком сроком на три года и размещается в открытом доступе на сайте zakupki.gov.ru. В нем указывают все возможные формы тендерных закупок за трехлетний период - аукционы, конкурсы, запросы котировок и др.

Понятное дело, что невозможно со стопроцентной точностью определить все товары и услуги, которые понадобятся в столь долгий период времени. В данной ситуации следует полагаться на опыт предыдущих закупок.

Важно! Допускается внесение поправок в план закупок при наличии оснований для изменения плана (п.6 ст. 17 Федерального закона 44-ФЗ).

Порядок подготовки плана закупок

    Уполномоченный орган рассматривает законопроект бюджета.

    Определяется размер денежного финансирования.

    На основании утвержденного плана закупок формируют годовой план-график. На данном этапе допускается корректировка и внесение поправок в документацию.

    Публикация плана-графика в Единой информационной системе (ЕИС).

Блок постановлений Правительства России от 5 июня 2015г. № 552-555 по планам закупок, планам-графикам, обоснованию закупок разъясняет, какие требования предъявляются к подготовке этой документации.

Формирование плана-графика

Согласно статье 21 Федерального закона 44-ФЗ план-график формируют на один календарный год. Внимание! Чтобы в будущем не стал вопрос нехватки востребованных товаров (услуг), важно верно учесть расчетный период.

Ошибки, допускаемые при составлении плана закупок

Как уже было сказано ранее, план закупок составляют на 3 года вперед. Это внушительный срок. Поэтому подготовка и сопровождение тендеров - процесс трудозатратный и объемный. Часто заказчикам не избежать ошибок в планировании гостендеров. Остановимся на наиболее часто встречаемых:

    НМЦК, некорректно указанная заказчиком в документации тендера, может поставить под угрозу проведение торгов. Завышенная начальная максимальная цена контракта приведет к увеличению расходования бюджетных средств, что негативно скажется на других пунктах в заявленном плане-графике.

    Дата тендера не совпадает с датой, заявленной в плане-графике без уточнения причины.

    Массовое участие в торгах под конец года, когда становиться понятным, что бюджетные средства не использованы по назначению.

    Нарушением является игнорирование сумм, не превышающих 100 тыс.рублей, и не внесение подобных закупок в документацию тендера. Подобную закупку следует вносить отдельной строкой.

Внесение изменений в план закупок

В каких случаях допускается делать корректировку опубликованного плана закупок?

    Изменилась оценочная стоимость товара (услуги, работы).

    Приняты поправки в НПА (нормативно-правовые акты)

    Изменился список востребованных объектов тендера (товаров, услуг). При этом срок проведения электронных торгов тоже допускается изменить.

    Прочие обоснования вносимых изменений, предусмотренных законом 44-ФЗ п.6 ст. 17

Сроки и места предоставления информации

В 2017 году все государственные и муниципальные заказчики обязаны сформировать план закупок на 2018-2020 годы, и после этого на его основе предусмотреть план-график на 2018 год. Сроки подачи информации о планируемых закупках регламентируются нормативной документацией следующие:

    До 1 июля необходимо заполнить и предоставить на подпись учредителю госучреждения.

    В десятидневный срок с момента подачи плана финансово-хозяйственной деятельности план закупок утверждают.

    В течение 3 дней с момента утверждения заказчик обязан опубликовать информацию в ЕИС.

Помимо размещения в ЕИС заказчики имеют право публиковать план закупок на сайте своей организации в Интернете, а также воспользоваться любыми печатными изданиями.


14.12.2016

спикер: Татьяна Леонтьева и Турукина Екатерина


С 1 января 2016 года все государственные и муниципальные заказчики обязаны обосновывать и планировать свои закупки в соответствии с требованием закона 44-ФЗ и специальными постановлениями Правительства РФ. Функции планирования возложены на контрактных управляющих и контрактные службы заказчиков.

Чтобы осуществлять планирование, необходимо понимать, как регламентируется этот вопрос. В 44-ФЗ данный процесс регламентируется несколькими статьями:

  1. План закупок регламентируется статьей 17.
  2. План-график - статьей 21.
  3. Обоснование закупок для целей формирования плана закупок и плана-графика - ст. 18.
  4. Нормирование в сфере закупок - ст. 19.
  5. Идентификационный код закупки - ст. 23.

Планирование осуществляется по уровням: есть федеральный уровень, уровень субъектов РФ и муниципальный уровень. Соответственно, все учреждения регламентируют свою деятельность разными постановлениями.

Для заказчиков федерального уровня наиболее важными являются:

  • Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 №552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» (далее - ПП РФ 552).
  • Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 г. N 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» (далее - ПП РФ 553).

Для заказчиков регионального и муниципального уровня основополагающими актами являются:

  • Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. N 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг» (далее - ПП РФ 1043).
  • Постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. N 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг» (далее - ПП РФ 554).

Порядок ведения плана закупок и плана-графика утверждается каждым субъектом (местной администрацией).

Субъекты РФ и муниципальные образования имеют право корректировать:

  1. Сроки формирования планов.
  2. Основания для внесения изменений в планы (дополнительно к предусмотренным Правительством РФ)
  3. Дополнительные сведения, включаемые в формы планов.

Например

В Самарской области действуют постановления Правительства СО №761 и №750 от 23.11.2015, которые регламентируют порядок размещения и утверждения, сроки размещения планов и планов-графиков.

Информация о наличии правовых актов о порядке формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков закупок для заказчиков вашего субъекта РФ или вашего муниципального образования доступна в ЕИС, в реестре нормативно-методической и справочной информации по регулированию контрактной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru/epz/legalacts

Кроме этого существует еще ряд постановлений:

  • Постановление Правительства РФ от 29 октября 2015 г. N 1168 «Об утверждении Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  • Постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. N 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования».
  • Приказ Минэкономразвития России от 29.06.2015 №422 «Об утверждении порядка формирования идентификационного кода закупки».

Сроки подготовки плана закупок

Согласно ст. 17 закона 44-ФЗ, планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, то есть стандартно речь идет о трехлетнем планировании. То есть сейчас заказчики занимаются подготовкой планов на 2017 - 2019 годы.

Для того чтобы понимать процессы формирования планов, необходимо различать такое понятие как сроки формирования проектов планов и сроки формирования самих планов закупок.

Проекты составляются для того, чтобы они были учтены при формировании обоснований бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

План закупок является стратегическим плановым документом, который определяет направления расходования средств на закупки товаров, работ, услуг. Проекты корректируются в процессе подготовки бюджетных смет.

План закупок должен быть утвержден в течение 10 рабочих дней либо с момента доведения лимитов (если заказчик относится к казенным учреждениям), либо с момента утверждения программы финансово-хозяйственной деятельности. Также есть 3 рабочих дня, чтобы разместить план закупок и план-график в ЕИС.

Нормирование

При планировании необходимо помнить, что с 01.01.2016 вступили в силу положения о нормировании закупок в соответствии со ст. 19 закона 44-ФЗ, а следовательно, объекты закупок в проекты планов должны включаться с учетом нормативных затрат.

Более того, с 01.01.2016 заказчики должны осуществлять обоснование закупок при планировании. В соответствии с ПП РФ 555.

Алгоритм формирования и утверждения плана закупок на 2017 - 2019 годы

Шаг 1.

Сформировать проект плана закупок по форме, установленной ПП РФ 1043. В постановлении содержатся четкие требования по заполнению формы плана закупок. В целом форма похожа на предыдущую, но она более конкретизирована.

Шаг 2.

Предоставить проект органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей, главным распорядителям (ГРБС) в срок, установленный местными актами. Госзаказчики должны предоставить планы закупок ГРБС, а бюджетные учреждения - учредителям.

Шаг 3.

После уточнения планов закупок и утверждения ПФХД или доведения лимитов БО проект плана закупок утверждается в течение 10 рабочих дней. Госзаказчики должны утвердить планы закупок в течение 10 рабочих дней с момента доведения лимитов бюджетных обязательств, а бюджетные учреждения - после утверждения ПФХД.

Шаг 4.

Утвержденные планы размещаются в ЕИС в течение 3 рабочих дней со дня утверждения.

Таким образом, план закупок должен содержать распределение полного объема планируемых закупок на весь плановый период.

Нужно помнить, что план закупок не содержит каждую конкретную закупку, а включает в себя информацию в агрегированном виде - объемы финансирования на конкретные цели.

Итого - 13 рабочих дней (ст. 17, 21 закона 44-ФЗ).

Особенности заполнения формы плана закупок

Состав сведений плана закупок:

  • Идентификационный номер
  • Цели осуществления закупок
  • Наименование объекта закупки
  • Объемы финансового обеспечения
  • Планируемый год размещения извещения/контракта
  • Сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок
  • Сведения о КОУ и 2-этапных конкурсах (да/нет)
  • Информация об обязательном общественном обсуждении закупки (да/нет)

Идентификационный номер закупки (ИКЗ)

36-значный код, который формируется заказчиком для каждой закупки

Порядок формирования идентификационного кода закупки установлен приказом МЭР от 29.06.2015 №422. Есть письмо МЭР от 18.09.2015 №Д28и-2694.

Код нужен для того, чтобы по нему можно было полностью отследить всю закупку - от включения в план до заключения контракта.

  • Первые две цифры - год размещения извещения либо заключения контракта.
  • С 3 по 22 - код заказчика в ЕИС.
  • 23-26 - номер закупки в плане.
  • 27-29 - номер в плане-графике.
  • 30-33 - код объекта закупки по ОКПД2.
  • 34-36 - код вида расходов.

Письмо МЭР Д28и-2694

На этапе формирования и утверждения заказчиком плана-графика закупки на очередной финансовый год в 27 - 29 разрядах ИКЗ указывается порядковый номер записи о такой закупке, сформированный в пределах номера укрупненной закупки согласно утвержденному плану закупок.

В ИКЗ указывается номер закупки по плану закупок (4 знака).

Указание в ИКЗ номера по плану-графику закупок соответствует не порядковому номеру такой закупки в плане-графике, а присваивается в порядке возрастания в пределах соответствующего порядкового номера закупки в плане закупок (в случае если одной записи в плане закупок соответствует несколько записей в плане-графике закупок - например, если при осуществлении закупки выделяются лоты).

Таким образом, каждая строка в плане закупок может быть представлена в плане-графике закупок 999 строками. После указания в ИКЗ информации о порядковом номере записи о данной закупке в плане-графике ИК такой закупки должен оставаться неизменным вплоть до завершения периода хранения информации и документов о такой закупке.

Цели осуществления закупок (строки 3-4)

  • Сначала заполняется поле «Тип цели» путем выбора одного из значений выпадающего списка.
  • Достижение целей государственной программы.
  • Исполнение международных обязательств.
  • Выполнение функций и полномочий государственных органов.

Если выбирается исполнение международных обязательств или полномочий государственных органов, то ожидаемый результат не заполняется, если же достижение целей государственной программы, то нужно выбрать саму программы из справочника программ (более 700 позиций), а результат ввести вручную своими словами.

Касаемо унитарных предприятий, конечно же, у них нет никаких мероприятий госпрограмм и функций госорганов, чаще всего нет и исполнения международных обязательств, поэтому такие заказчики в строках 3-4 ставят прочерки.

Строки 5-12

Наименование объекта закупки - указывается произвольно, может быть сформировано: канцелярские товары, офисная мебель, лекарственные средства и т.д.

Год размещения извещения - указывается год, когда планируется разместить извещение или заключить контракт (если не предусмотрено извещение).

Объем финансового обеспечения - в тысячах рублей. Это не НМЦК, а объем обеспечения по каждому году.

Сроки, периодичность осуществления закупок - указывается частота проведения закупок и получения ТРУ (ежедневно, по мере необходимости и т.д.).

Строки 13-15

Дополнительная информация - сведения о закупках, которые по причинам технической или технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного характера способны поставить только поставщики, имеющие необходимый уровень квалификации, а также научные исследования, изыскания, проектные работы. ФОРМАТ: ДА/НЕТ.

Информация об обязательном общественном обсуждении - ФОРМАТ: ДА/НЕТ.

Объекты, информация о закупках которых указывается одной строкой по коду бюджетной классификации:

  • Лекарственные средства, закупаемые в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83 закона 44-ФЗ
  • ТРУ на сумму не более 100 тыс. руб. (в случае заключения контракта в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93).
  • ТРУ на сумму не более 400 тыс. руб. (п.5 ч.1 ст. 93).
  • Услуги, связанные с направление сотрудника в командировку (п. 26 ч.1 ст. 93).
  • Преподавательские услуги, оказываемые физическими лицами.
  • Услуги экскурсовода, оказываемые физическими лицами.

Основания для внесения изменений в план закупок (на примере ПП РФ 552 для федеральных заказчиков)

  • Изменения в закон о бюджете;
  • Реализация законом (местных НПА), решений (поручений) Президента РФ, Правительства РФ, высших исполнительных органов власти в субъекте РФ;
  • Изменение доведенных лимитов;
  • В результате обязательного общественного обсуждения;
  • Использование экономии;
  • Выдача предписания;
  • Изменение сроков и (или) периодичности приобретения ТРУ;
  • Возникновение обстоятельство, предвидеть которые на дату утверждения плана закупок невозможно.

Федеральные заказчики не согласовывают изменения с ГБРС, а региональные в большинстве случаев согласовывают.

Унитарные предприятия

Минэкономразвития России внесло на рассмотрение Правительства РФ проект постановления, определяющего правила планирования закупок для ГУПов и МУПов в соответствии с 44-ФЗ.

Письмо МЭР от 06.10.2016 №Д28и-2686 о заключении договоров на 2017 год в 2016 году

Возможно ли сейчас УП заключать договоры в соответствии с 223-ФЗ со сроком исполнения с 01.01.2017?

321-ФЗ не устанавливает запрета на заключение договора в 2016 году, который будет исполняться в 2017 году.

Следовательно, если положение о закупках УП такого запрета также не содержит, то заказчик вправе в 2016 году заключить договор, который будет исполняться с 01.01.2017. на договоры, заключенные в соответствии с положением о закупках в рамках 223-ФЗ в 2016 году, нормы 44-ФЗ распространяться не будут.

Однако 321-ФЗ предусматривает обязанность осуществлять планирование закупок на 2017 года и последующие годы в соответствии с 44-ФЗ.

Также внесены изменения в подзаконные акты в части распространения их действия на закупки унитарных предприятий.

В соответствии с ПП РФ 1164 УП добавлены в перечень лиц, применяющих правила банковского сопровождения контрактов, утвержденных ПП РФ от 24.09.2014 №963.

В соответствии с ПП РФ от 19.11.2016 №1219 на унитарные предприятия распространяется действие Правил подготовки отчета об объеме закупок у СМП и СОНО, его размещения в ЕИС, утвержденных ПП РФ от 17.03.2015 №23, также закреплена обязанность применения УП типовых контрактов, типовых условий контрактов.

Изменения вступают в силу с 01.01.2017.

Требования к образованию контрактных управляющих

Рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов. В случае реализации программ в целях обучения руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения может быть снижен до 40 часов.

Вопросы унитарных предприятий

  • Основные отличия планирования по 44-ФЗ и 223-ФЗ?
    • план закупок (на год);
    • план закупок инновационной продукции (5-7 лет)
    • план закупок (на год и плановый период)
    • план-график закупок (на год).

    В соответствии со статьями 16, 17, 18 закона 44-ФЗ планирование, формирование плана закупок и их обоснование осуществляется исходя и с учетом положений ст. 13 закона 44-ФЗ, а именно целей осуществления закупок. Закупки МУП осуществляются в целях обеспечения хозяйственной деятельности и стабильной работы предприятия и не согласуются с целями, указанными в законе. Каким образом учитывать цели, изложенные в ст. 13 закона 44-ФЗ?

    В законе 44-ФЗ отсутствует указание на цели закупок УП. Возможно в планируемом пакете НПА устранят это несоответствие.

  • Можно ли до конца 2016 года заключить договоры по 223-ФЗ начиная с 2017 год и бессрочно?
  • На договоры, заключенные в 2016 году на 2017 нормы 44-ФЗ распространяться не будут. Однако 321-ФЗ предусмотрена обязанность осуществлять планирование закупок на 2017 и последующие годы в соответствии с 44-ФЗ. Полагаем, что так делать нельзя.

    Правила размещения планов закупок и планов-графиков в ЕИС

    Размещение в ЕИС осуществляется заказчиками:

    Перед размещением планов проводится автоматическая форматно-логическая проверка информации, содержащейся в размещаемых планах.

    При внесении изменений новая редакция размещается в ЕИС, а старые редакции остаются доступными для ознакомления.

    Особенности заполнения формы обоснования закупки

    Обоснование в отношении объекта закупки представляет собой табличную форму, в которую по каждой закупке вносятся следующие данные:

    • Колонка 2. Идентификационный номер. Порядок формирования ИКЗ установлен приказом МЭР от 29.06.2015 №422.
    • Колонка 3. Наименование объекта закупки. Практически соответствует тому, что в планах-графиках называется «наименование предмета контракта» - например, «Персональный компьютер».
    • Колонка 4. Наименование государственной программы, программы субъекта РФ, муниципальной программы (в том числе целевой или ведомственной программы, иного документа стратегического или программно-целевого планирования). Заполняется, если закупка планируется в рамках указанной программы.
    • Колонка 5. Наименование мероприятия государственной программы, программы субъекта, муниципальной программы. Заполняется в случае, если заполнена Колонка 4.

    Пример наименования мероприятия

    Улучшение материально-технической базы государственных учреждений профессионального образования.

    • Колонка 6. Обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору РФ В данном пункте необходимо указать, каким образом осуществление закупки соответствует указанному выше мероприятию государственной или муниципальной программы.
    • Колонка 7. Полное наименование, дата принятия и номер утвержденных НПА, устанавливающих требования к нормированию или указание на отсутствие такого акта для соответствующего объекта закупки. Для заполнения обоснования необходимо изучить постановления по нормированию, действующие в вашем регионе. Если такого акта нет, в колонке необходимо написать «акт отсутствует».

    Контроль обоснованности закупок. Тенденции 2017 года

    Оценка обоснованности закупок будет проводиться в ходе их мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок.

    При этом по результатам аудита и контроля конкретная закупка может быть признана необоснованной - тогда органы контроля будут выдавать предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных НПА о контрактной системе и привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях, в порядке, установленном КоАП.

    Важно: сквозной контроль с 01.01.2017

    По данным доклада заместителя руководителя Федерального казначейства С.Е. Прокофьева на конференции Института госзакупок:

    Контролирующие органы будут осуществлять проверку планов закупок на соответствие целям.

    Казначейство будет блокировать бюджетные средства при занесении закупок в планы. После проведения конкурентной процедуры, в случае снижения цены, денежные средства будут разблокироваться.

    Планируется создание единого формуляра - автоматическое внесение сведений в реестр контрактов и реестр бюджетных обязательств. Связь плана закупок с планом-графиком, с извещением.

    Необходимо организовать взаимодействие между контрактными управляющими и бухгалтерией.

    Как правильно сформировать план-график на 2017 год: сроки составления и корректировки плана

    План-график является основанием для осуществления закупок.

    Закупки, не предусмотренные планом-графиком, не могут быть осуществлены.

    Формируется заказчиком в соответствии с планом закупок.

    Структура плана-графика очень похожа на структуру прошлого года:

    • СГОЗ (справочно)
    • Наименование и описание объекта закупки, его характеристики (ст. 33)
    • НМЦК (тыс. руб.)
    • Размер аванса (%)
    • Этапы оплаты (суммы планируемых платежей) на весь период
    • Единица измерения и код по ОКЕИ (если можно измерить)
    • Количество на весь период
    • Периодичность (ежедневно, раз в месяц и т.д. / количество этапов исполнения (месяц, год))
    • Размеры обеспечения заявки и контракта
    • Планируемый срок размещения извещения/заключения контракта (месяц, год)
    • Срок окончания исполнения контракта (месяц, год)
    • Способ закупки
    • Преимущества ст. 28 и ст. 29
    • СМП и СОНКО
    • Запреты, ограничения, условия допуска (ст. 14)
    • Дополнительные требования и их обоснование
    • Обязательное общественное обсуждение
    • Информация о банковском сопровождении контракта
    • Информация об уполномоченном органе/учреждении
    • Информация об организаторе совместного конкурса/аукциона
    • Дата, содержание и обоснование изменений

    Особенности составления плана-графика

    Должны быть указаны:

    • Информация о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 закона 44-ФЗ.
    • Информация об уполномоченном органе или учреждении, осуществляющих определение поставщика в случае проведения централизованных закупок в соответствии со ст. 26 закона 44-ФЗ
    • Информация об организаторе совместного конкурса или аукциона в случае проведения совместного конкурса или аукциона.

    Статья 31. Правила описания объекта закупки.

    Заказчик при описании в закупочной документации объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

    • Описание объекта закупки должно носить объективный характер. в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
    • Использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании.
    • Описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования.

    Изменение плана-графика:

  • Корректировка плана закупок
  • Изменение объема и (или) стоимости, НМЦК
  • Изменение даты начала осуществления закупки, сроков и (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, способа определения поставщика, этапов оплаты и (или) размера аванса и срока исполнения контракта
  • Отмена заказчиком закупки
  • Использование экономии
  • Выдача предписания органами контроля
  • Результаты обязательного общественного обсуждения
  • Возникновение иных обязательств, предвидеть которые на дату утверждения плана-графика было невозможно
  • Изменения по каждому объекту закупки должны быть осуществлены не позднее чем за 10 дней до дня размещения в ЕИС извещения/направления приглашения.

    Исключения: запрос котировок (ст. 82, п. 9 и п. 28 ст. 93) - не позднее чем за 1 день до заключения контракта.

    Особенности обоснования закупки

    В отношении закупок, осуществляемых в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83, обоснование закупок осуществляется в соответствии с решением врачебной комиссии.

    В отношении закупок, осуществляемых в соответствии с пп 4, 5, 26 и 33 части 93 обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок.

    Форма обоснования при формировании и утверждении плана-графика прилагается к плану-графику.

    В случае внесения изменений в план закупок (план-график) изменения вносят в соответствующие формы обоснования закупок.

    44-ФЗ фиксирует основные характеристики, общие условия и правила составления плана закупок (ст. 17 44-ФЗ). Требования же к порядку принятия и размещения в Единой информационной системе (ЕИС) устанавливаются Правительством РФ, исполнительным органом власти субъекта РФ, местными органами власти с учетом требований Правительства. Разберем подробнее процедуру утверждения плана закупок по 44 ФЗ.

    Правила утверждения

    Нормативное правовое регулирование осуществляется по уровням бюджетного финансирования. Так, для обеспечения федеральных нужд используется Постановление от 05.06.2015 № 552. Субъекты РФ и муниципальные образования устанавливают порядок ведения с учетом требований Постановления от 21.11.2013 № 1043.

    Руководитель организации (либо назначенное им иное уполномоченное лицо) подписывает к в течение 10 рабочих дней после:

    • объявления лимитов денег на принятие или исполнение обязательств согласно бюджетному законодательству РФ до заказчика государственного или муниципального уровня;
    • принятия программы финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) бюджетного учреждения, ;
    • подписания соглашения о предоставлении субсидий объектам капитального строительства или приобретение объектов недвижимости для , определенных ч. 4 ст. 15 44-ФЗ;
    • объявления лимитов бюджетных обязательств по переданным полномочиям государственного (муниципального) заказчика, в случаях, определенных ч. 6 ст. 15 44-ФЗ.

    Поэтому заказчику желательно установить финансовому подразделению обязанность оповещать о том, что объявлены лимиты или утверждены программы ФХД. Это позволит оперативно формировать и утверждать документ и не упустить сроки утверждения плана закупок по 44 ФЗ.

    Сроки утверждения

    При рассмотрении вопроса об утверждении плана закупок на 2019 год и плановый период, следует обратить внимание на то, что региональные, местные власти, а также учредитель организации в своих нормативных актах, которые регулируют вопросы планирования, могут устанавливать дополнительные сроки для формирования и утверждения.

    Дата утверждения плана закупок 44 ФЗ — отправная точка для размещения его в ЕИС. После утверждения его необходимо разместить в ЕИС в течение трех рабочих дней. Сведения, составляющие государственную тайну, не размещаются. О порядке размещения в ЕИС, можно узнать из Постановления от 29.10.2015 № 1168.

    Нарушение срока утверждения или размещения влечет наложение на должностных лиц в размере от пяти до тридцати тысяч рублей (КоАП РФ, Статья 7.29.3).

    Порядок разработки

    Чтобы разработать план закупок на очередной финансовый год и плановый период, нужно измененить параметры данного года, а также первого года планового периода, а затем добавить характеристики второго года планового периода.

    К примеру, чтобы разработать план на 2019 г. и плановый период 2020-2021 гг., изменяем сведения 2019 и 2020 г., которые отраженны в первоначальном документе планирования: добавляем новые закупки, удаляем заказы, в которых отпала необходимость, изменяем планируемые платежи, сроки, периодичность, а также отражаем новые данные на 2021 г.

    Заказчики формируют документ планирования и представляют его главным распорядителям средств соответствующего бюджета или учредителям. Ранее была предусмотрена крайняя дата предоставления: не позднее 1 июля и 1 августа для определенных заказчиков, однако, Постановлением Правительства РФ от 25.01.2017 N 73 они были исключены. Теперь эти сроки определяют непосредственно главные распорядители средств бюджета или органы, осуществляющие полномочия собственника имущества.

    Планирование закупок в бюджетных учреждениях является обязательной составляющей. В этом году необходимо составить план закупок на 2019 год и плановые 2020 и 2021 годы. Как подготовить данный документ, в какие сроки это нужно сделать и когда разместить в ЕИС? Ответы на эти вопросы можно найти в настоящей статье. Также мы приведем образец заполнения плана закупок.

    Форма плана закупок на 2019 год

    Планирование закупок урегулировано статьей 17 Закона о контрактной системе (далее - закупочный закон). В данной норме указано, что вопросы формирования и размещения плана закупок должны отражаться в постановлении правительственных чиновников.

    В правительственном акте от 21.11.2013 года N 1043 указаны нюансы создания плана закупок, там же есть форма плана закупок на 2019 год. Эта форма подходит для региональных и муниципальных бюджетных учреждений.

    Если организация осуществляет закупки на федеральном уровне , то в этом случае необходимо использовать форму плана закупок на 2019 год, указанную в правительственном акте РФ от 05.06.2015 N 552.

    В настоящей статье будут подробно рассмотрены вопросы по плану закупок, который формируется для региональных и муниципальных нужд.

    Срок утверждения и размещения в ЕИС плана закупок на 2019 - 2021 годы

    Сроки утверждения документа по планированию будут зависеть от статуса заказчика - 10 рабочих дней:

    • с момента уточнения объемов бюджетного финансирования - для государственных заказчиков - региональных и муниципальных представителей;
    • с момента утверждения ПФХД - для бюджетных организаций, ГУПов;
    • с момента заключение соглашения на субсидии - для автономных учреждений (закупки по ч. 4 ст. 15 закупочного закона).

    После того как документ по планированию закупок будет утвержден, его необходимо разместить в ЕИС. Сделать это нужно в течение 3 рабочих дней. Например, документ по планированию закупок в вашей организации утвердили 22 ноября 2018 года. В этом случае крайним сроком размещения его в ЕИС будет 27 ноября, так как отсчет срока ведется со следующего рабочего дня, а два выходных дня в этот срок не включаются.

    Обратите внимание! Заказчик наделен правом размещать план закупок как на официальном сайте своей организации, так и в любых других печатных изданиях.

    Как формируется план закупок на 2019 год

    Для разработки плана закупок на 2019 - 2021 годы необходимо внести соответствующие корректировки в параметры утвержденного ранее документа по планированию закупочной деятельности (на 2018 - 2020 годы) и дополнительно добавить параметры за 2021 год.

    В указанный документ необходимо включить сведения о закупках, необходимая документация по которым будет размещена в очередном финансовом году/плановом периоде, а также сведения по закупкам у единственного поставщика, контракты с которым будут заключаться в указанный срок.

    Обратите внимание! В план закупок необходимо включать сведения о закупочных процедурах, которые будут проводиться за пределами плановых годов, если об их проведении уже известно.

    В документе по планированию необходимо указать следующие сведения в отношении заказчика :

    • полное название организации, её адрес, контактные данные - телефон, электронная почта;
    • ОКТМО;
    • ОКПО;
    • ОКОПФ;
    • ОКФС.

    В план закупок также подлежит включению информация в отношении предстоящих закупок:

    • ИКЗ - идентификационный код закупки, отраженный в рамках статьи 23 закупочного закона;
    • цель закупки. Если закупка проводится в рамках государственной программы, то необходимо указать наименование этой программы и ожидаемый результат. При формулировании цели закупки стоит руководствоваться статьей 13 закупочного закона;
    • наименование объекта закупки;
    • планируемый год, когда будут размещены извещение, приглашение на закупку или заключен контракт с единственным поставщиком;
    • объем финансирования на каждый год;
    • сроки и периодичность проведения закупки. Указать необходимо не только срок, когда планируется поставка товара или выполнение работ, но и периодичность их выполнения, поставки товара - раз в неделю, 2 раза в месяц и т.д.;
    • дата изменений, вносимых в документ по планированию, а также содержание и обоснование таких изменений (если формируется не новый ПГ, а утверждаются изменения в него).

    Также важными составляющими плана закупок являются:

    • дата его утверждения;
    • ФИО, должность лица, ответственного за формирование плана закупок, и лица, его утвердившего;
    • в качестве приложения к плану закупок должно выступать обоснование закупки - отдельно по каждому объекту. Скачайте форму для обоснования закупок.

    Отдельной строкой: какие сведения в плане закупок указываются в одной строке

    По следующим закупкам информация указывается отдельной строкой (цель проведения данных закупок указывать не нужно):

    • лекарства (п.7 ч. 2 ст. 83);
    • закупки не более 100 тысяч рублей (п.4 ч. 1 ст. 93);
    • закупки не более 400 тысяч рублей (п.5 ч. 1 ст. 93);
    • услуги по служебным командировкам, концерты, фестивали и т.п. (п. 26 ч. 1 ст. 93);
    • услуги преподавателей от граждан;
    • услуги по проведению экскурсий от граждан;
    • содержание и ремонт нежилых помещений;
    • работы по статистическому наблюдению.

    Объем финансирования также необходимо указать отдельной строкой - детально по каждому КБК:

    • финансовые затраты по текущему году;
    • финансовые затраты на плановый период;
    • финансовые затраты, выходящие за плановый период, если заказчик планирует закупки после истечения планового периода.

    В каких случаях можно вносить изменения в план закупок?

    В документ по планированию закупочной деятельности государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных организаций могут быть внесены изменения в следующих случаях:

    • изменились цели проведения закупок (ст. 13 закупочного закона) или требования к объекту закупки (ст. 19 закупочного закона);
    • изменение региональных или местных бюджетных нормативных актов, которыми предусмотрено финансирование на текущий год и плановый период;
    • реализация нормативных актов различных уровней - от федерального законодательства до местных правовых актов, которые не меняют объем бюджетного финансирования;
    • изменения, принятые в ходе общественного обсуждения закупки;
    • использование экономии при проведении закупочной деятельности;
    • контролирующим органом выдано предписание в рамках ст. 99 закупочного закона, в том числе и об отмене закупки;
    • в других случаях, предусмотренных на региональном или местном уровне.

    Можно ли создать план закупок автоматически?

    Создать план закупок с нуля или на основе плана-графика можно с помощью бесплатной версии программы "Эконом-Эксперт". После установки программа автоматически загрузит ваши закупки из ЕИС и позволит сформировать план закупок, проверив его на ошибки. Скачать программу можно