Специальная оценка условий труда одного рабочего места. Кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации

Информация актуализирована 25.03.2015

Денис Шофшан, налоговый консультант ООО «ФондИнфо»

Порядок и условия проведения оценки определены Федеральным законом , который вступил в силу с 1 января 2014 года. Проводится спецоценка условий труда согласно методике, утвержденной , который вступил в силу 8 апреля 2014 года. Это значит, что фактически специализированные организации получили право на проведение спецоценки условий труда только 8 апреля 2014 года. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников. Подробнее о том, что такое спецоценка, можно ли затраты на ее проведение учесть в расходах, влияют ли результаты спецоценки на размер скидки по страховым взносам и др., смотрите в таблице в конце материала.

Кому нужно проводить специальную оценку?

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Офисные рабочие места также подлежат спецоценке. Никаких исключений для них в законодательстве нет. Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России ).
Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении ():

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям ().

Когда проводить специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Как изменились дополнительные тарифы?

С 2015 года доп. тарифы страховых взносов по сравнению с 2014 и 2013 годами повысились. В табл. 1 указаны тарифы для организаций, которые не проводили ни аттестацию, ни спецоценку условий труда.

1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов (если не проводились ни аттестация, ни спецоценка условий труда)

Примечание. *Тарифы в ФСС и ФФОМС при этих условиях имеют нулевые значения.

Если же по результатам проведенной специальной оценки условий труда были определены классы (подклассы) условий труда, то с даты утверждения отчета о ее проведении следует применять дифференцированную шкалу доптарифов страховых взносов (см. табл. 2; и письмо Минтруда России ).

2. Дифференцированная шкала дополнительных тарифов страховых взносов (если установлены классы условий труда)


Как быть с проведенной аттестацией?

Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2018 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий ():

  • Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
  • Срок действия аттестации еще не истек.
  • Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России ).
  • Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России или .

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло. Так, например, если проведенной аттестацией условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2).
Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя. Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.

Отчетность в ПФР

Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части. Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. , можно выделить следующее:

  • раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;
  • в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки ();
  • в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.

Отчетность в ФСС

Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» раздела II расчета по форме-4 ФСС начиная с отчетности за I квартал 2014 года заполняется и представляется в обязательном порядке (п. 2 Порядка заполнения формы 4-ФСС). Эта таблица уточнена в связи с введением специальной оценки условий труда.

В таблице 10 отражаются данные о специальной оценке условий труда, а также о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах на начало года ( , утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н). Причем если у страхователя еще не истек срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда, то таблицу нужно заполнять по результатам такой аттестации.

Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос

Ответ

Что такое специальная оценка?

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов ().
По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах ()

Кто должен проводить специальную оценку?

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера ()

Какие рабочие места подлежат специальной оценке?

Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда ():
— надомных работников;
— дистанционных работников;
— работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями

Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм?

Да, органы ФСС устанавливают скидку в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки ( «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки?

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб.
При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить .
Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по .

Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку?

Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. Ф.
Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены ()

Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах?

Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога ().
При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится. Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН ().
Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу ()

Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов?

Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

О декларации соответствия и об оплате спецоценки за счет ФСС

  • Если по результатам спецоценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то компании необходимо представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Ее форма и порядок представления утверждены . Он зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014 под № 32387 и вступил в силу с 08.06.2014.
    О том, как выбрать «оценщика» и подать декларацию соответствия, читайте .
  • Расходы на спецоценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм, но не более 20 % от суммы взносов. Это предусмотрено , который зарегистрирован в Минюсте России 15.05.2014 под № 32284 и вступил в силу.
    О том, как за счет ФСС оплатить спецоценку условий труда и другие мероприятия по технике безопасности, читайте .

Спецоценка условий труда — мероприятие, обязательное для всех российских фирм-работодателей в силу требований ТК РФ. Проводится она в целях определения уровня вредных факторов в офисе или на производстве. В чем наиболее примечательные нюансы спецоценки, расскажем в нашей статье.

Спецоценка условий труда: ее сущность

Специальная оценка условий труда регламентируется положениями ст. 212 ТК РФ, которые появились в кодексе после издания закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Порядок ее проведения содержит приказ Минтруда от 24.01.2014 № 33н. А за спецоценкой условий труда утвержден приказом Минтруда от 21.04.2017 № 377н.

Прежде всего, данное мероприятие предполагает выявление вредных либо опасных для здоровья людей, работающих в офисах и на производствах, факторов. Посредством спецоценки условий труда также определяется степень воздействия обнаруженных факторов на сотрудника, а также то, насколько соответствующие показатели отклоняются от тех или иных норм. Кроме того, анализируется уровень эффективности применяемых средств индивидуальной (либо коллективной) защиты наемных сотрудников.

По итогам спецоценки условий труда для каждого инспектированного рабочего места устанавливается один из 4 классов условий труда (опасные, вредные, допустимые, оптимальные), а также их подкласс.

Как соотносятся специальная оценка условий труда и аттестация рабочих мест

Спецоценка условий труда по закону № 426-ФЗ заменила собой аттестацию рабочих мест сотрудников. По содержанию оба мероприятия в целом схожи. Но вот правовые последствия аттестации и спецоценки условий труда несколько различаются.

Так, по факту проведения первой процедуры и выявления вредных условий на тех или иных рабочих местах сотрудники фирмы получают право:

  • на уменьшение длительности рабочей недели (она не должна превышать 36 часов);
  • минимум 7 дней, добавляемых к отпуску;
  • повышение оклада по должности минимум на 4%.

В свою очередь, итоги спецоценки условий труда предопределяют появление у работника права на все указанные льготы, только если условия на его рабочем месте были оценены как соответствующие подклассам вредности от 3,3 и выше.

Кроме того, итоги спецоценки условий труда определенным образом влияют на величину дополнительных отчислений работодателя в ПФР, установленных п. 3 ст. 428 НК РФ.

Если, например, то или иное рабочее место оценено как соответствующее классу опасных условий труда, то компания-работодатель, которая провела спецоценку условий труда, обязана будет уплачивать в ПФР взнос в размере 8% от зарплаты сотрудника, занятого на соответствующем рабочем месте, если как вредный — то от 2 до 7%. Но если класс рабочего места по факту спецоценки условий труда определен как допустимый или оптимальный, размер данного взноса будет равен 0.

В свою очередь, нормы отчислений в ПФР при аттестации определяются по иным принципам. Они, во-первых, фиксированные, а во-вторых, как правило, меняются законодателем ежегодно (чуть позже мы рассмотрим специфику данной схемы подробнее).

Вместе с тем схожесть аттестации и спецоценки условий труда обуславливает некоторую преемственность данных процедур.

Аттестация и спецоценка: аспекты преемственности

Так, если фирма до вступления в силу закона № 426-ФЗ провела аттестацию рабочих мест, то в течение 5 лет с момента ее завершения она вправе не инициировать спецоценку условий труда (п. 4 ст. 27 закона № 426-ФЗ). Исключение из этого правила установлено для тех случаев, когда требуется проведение внеплановой специальной оценки условий труда согласно критериям п. 1 ст. 17 закона № 426-ФЗ.

Еще 1 аспект преемственности аттестации и спецоценки рабочих мест по условиям труда заключается в том, что тарифы в ПФР, установленные ст. 428 НК РФ, частично применяются также фирмами, которые провели аттестацию. Так, если по факту аттестации условия труда на рабочих местах были оценены как вредные или опасные, взносы в ПФР по ним будут соответствовать тем, которые определены для вредных или опасных условий, фиксируемых при спецоценке условий труда.

Однако если по итогам аттестации условия на рабочих местах были классифицированы как допустимые или оптимальные, фирме, если она затем не проведет спецоценку, придется уплачивать в ПФР взнос по нормам пп. 1 и 2 ст. 428 НК РФ. Как раз тем, которые, как мы отметили выше, фиксированные и ежегодно меняются государством. Сегодня они могут составлять 6 или 9% — в зависимости от вида выполняемых сотрудниками работ, перечисленных в ст. 30 закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Для каких фирм спецоценка рабочих мест обязательна

В общем случае спецоценка рабочих мест обязательна для всех юрлиц и ИП, имеющих наемных сотрудников, работающих на территории предприятия, то есть не удаленно и не на дому (п. 3 ст. 3 закона № 426-ФЗ). Фирме необходимо сделать спецоценку условий труда в 2017 году в кратчайшие сроки (в частности, сразу после регистрации юрлица или ИП в ФНС и найма первого сотрудника), если она еще не провела аттестацию, результаты которой сохраняют силу в течение 5 лет.

ВАЖНО! Если спецоценка условий труда не будет своевременно проведена, на фирму может быть наложен штраф согласно п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Вместе с тем если в компании отсутствуют рабочие места, включенные в списки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, а также признанные вредными в силу текущих НПА или по факту аттестации, спецоценка условий труда фирмой может быть отложена, так как крайний срок ее проведения в данном случае — 31 декабря 2018 года.

Нужна ли СОУТ на временных рабочих местах, узнайте .

Кто непосредственно проводит спецоценку рабочих мест по условиям труда

Инициатором юридических действий при проведении спецоценки условий труда должна быть фирма, имеющая наемных сотрудников. Она же должна финансировать расходы на осуществление данного мероприятия.

Однако по закону о спецоценке условий труда проводит ее сторонняя организация, имеющая необходимые компетенции. Чаще всего это аккредитованная Министерством труда структура, предоставляющая услуги в сфере охраны труда для частных фирм. Специальная оценка условий труда, таким образом, фактически является внешним, аутсорсинговым сервисом, заказываемым компанией-работодателем.

Специальная оценка условий труда на аналогичных рабочих местах

Вынужденная нанимать стороннюю фирму компания-работодатель в ходе осуществления спецоценки условий труда может нести существенные расходы. В общем случае необходимо провести исследование на предмет вредных и опасных факторов всех рабочих мест в фирме. Но есть 1 способ сократить их количество — классифицировать соответствующие места как аналогичные. Тогда и расходов у компании-заказчика будет ощутимо меньше.

  • располагаются в одном и том же или отдельных, но единообразных помещениях;
  • оснащены однотипной климатической инфраструктурой;
  • задействуются работниками, решающими одни и те же производственные задачи, занимающими одну и ту же должность, имеющими одинаковую профессию, работающими в одно и то же время.

Экономия в данном случае получается за счет того, что спецоценка условий труда по закону № 426 ФЗ допускается для 20% аналогичных рабочих мест от их общего количества. При этом оцениваемых мест должно быть не менее 2 (п. 1 ст. 16 закона № 426-ФЗ).

Что делать с результатами спецоценки

После того как спецоценка условий труда проведена специализированной фирмой, оформляется отчет на основе формы, утвержденной приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н. Его должны подписать сотрудники проверяющей организации, а также представители компании, заказавшей проведение специальной оценки условий труда.

Сводная информация по отчету, в котором фиксируются результаты спецоценки условий труда, должна быть размещена на сайте компании-работодателя (п. 6 ст. 15 закона № 426-ФЗ). Также фирма должна письменно ознакомить сотрудников с итогами специальной оценки условий труда в течение 30 дней с момента ее проведения (п. 5 ст. 15 закона № 426-ФЗ).

Если согласно отчету о проведении спецоценки на рабочих местах не выявлены вредные или опасные производственные факторы или если с 01.05.2016 условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, необходимо оформить декларацию по спецоценке условий труда (ч. 1 ст. 11 закона № 426-ФЗ, ч. 1 ст. 3 ФЗ от 01.05.2016 № 136-ФЗ).

Часто возникает вопрос: кто сдает декларацию по спецоценке условий труда работодатель или специализированная фирма, которая проводила спецоценку? Для ответа нужно опять обратиться к ч. 1 ст. 11 закона № 426-ФЗ. Согласно этой норме составление декларации и ее подача в Государственную инспекцию по труду является обязанностью работодателя. Минтруд России в п. 5 приказа от 07.02.2014 № 80н указывает на срок подачи декларации работодателем — не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах.

Что изменено в законе о спецоценке с 2016 года

  • компаний, основной деятельностью которых является спецоценка условий труда в 2016 году;
  • работодателей.

Так, среди существенных изменений можно выделить:

  • обязанность работодателя обратиться в специализированную компанию по проведению оценки опасных и вредных для здоровья производственных факторов при наличии обращения своих работников;
  • декларация по спецоценке условий труда с 2016 года предоставляется не только в случаях, когда условия труда были признаны безопасными/безвредными, но и в случае установления допустимых/оптимальных условий.

Итоги

Специальная оценка условий труда — мероприятие, которое должны проводить все российские компании-работодатели. Если ранее фирма уже занималась аттестацией рабочих мест, то спецоценку условий труда можно на законных основаниях перенести на 5 лет. Если в компании нет вредных рабочих мест, а также позиций, указанных в перечне, утвержденном постановлением № 781, и корреспондирующих с ним НПА, специальную оценку условий труда можно отложить до 31.12.2018.

Для проведения специальной оценки условий труда фирма-работодатель должна обратиться в специализированную организацию, аккредитованную Министерством труда. Экономии на оплате ее услуг может способствовать наличие у заказчика специальной оценки условий труда значимого количества альтернативных рабочих мест, из которых можно оценивать только 20%, но как минимум 2 рабочих места.

СпецОценка труда - это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам специальной оценки труда устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

Как провести специальную оценку условий труда

Порядок для новой процедуры оценки условий труда прописан в Законе от 28 декабря 2013 г. . Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Наряду с этим пока действуют и результаты аттестации рабочих мест, проведенной по правилам, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н. В общем случае результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (за исключением случаев, когда специальную оценку условий труда рабочих нужно провести внепланово).


к меню

Как сэкономить на спецоценке условий труда, как получить ВОЗМЕЩЕНИЕ в ФСС

Компании могут не каждые пять лет

После специальной оценки компания сдает в трудинспекцию . Раньше в декларацию включали только места без вредных факторов. Теперь компании декларируют рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда.

Закон распространяется на отношения с 1 января 2014 года. То есть компании вправе уточнить ранее сданную декларацию. Для этого заполните новый бланк с учетом изменений, а в шапке напишите, что это уточненная отчетность.

Задекларированные места можно повторно не оценивать. Компания подаст новый отчет, который будет действовать еще пять лет. Льгота действует при условии, что не будет несчастных случаев и профзаболеваний. Иначе нужна новая оценка.

Смена ФИО работника, наименования рабочего места, реорганизация юридического лица


к меню

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Согласно пункта 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. специальная оценка условий труда не проводится в отношении:

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно может регулироваться федеральными и региональными законами, другими нормативно-правовыми актами (п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Если даже сотрудники постоянно работают на территории заказчика, а не на территории предприятия, организации, все равно необходимо проводить оценку труда, потому что данная категория сотрудников не поименована в перечне работников, в отношении которых проводить специальную оценку условий труда не требуется. А перечень закрытый. Поэтому провести такую оценку надо, причем сделать это должен любой работодатель, без исключений (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Иначе, не проведя же специальную оценку труда в отношении таких сотрудников, организация нарушит требования трудового законодательства. За это может грозить административная ответственность.


к меню

Кто и когда обязан проводить специальную оценку условий труда

Специальную оценку условий труда рабочих обязаны проводить все работодатели, а также , принявшие на работу сотрудников.

Предприниматели без наемного персонала не являются работодателями, поэтому проводить спецоценку им не нужно. Но как только в штате появится хотя бы один сотрудник, предпринимателю придется организовать специальную оценку вновь созданного рабочего места.

Физические лица без статуса ИП, нанявшие работников, спецоценку не проводят.

Примечание : Статья 3 Закона № 426-ФЗ.

в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 настоящей статьи, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

За 5 лет не происходило несчастных случаев и профзаболеваний

Компании могут один раз оценивать рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями труда, а не каждые пять лет . Дальше такие места достаточно включать в декларацию соответствия. Эти и другие поправки внес Федеральный закон от 01.05.16 № 136-ФЗ в , который действует с 01.05.2016 г.

Новая компания не провела спецоценку

Спецоценку нужно провести в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию новых рабочих мест. Такой порядок следует из положений статьи 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Трудовые инспекторы оштрафовали компанию по статье 5.27.1 КоАП РФ на сумму 60 000 руб. за то, что она не провела спецоценку. Верховный суд отменил решение о штрафе, поскольку инспекторы не учли специфику рабочих мест, предусмотренных штатным расписанием компании.

  1. в компании нет рабочих мест, в отношении которых нужно как можно скорее провести спецоценку. Такие рабочие места перечислены в части 6 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
  2. у компании нет оснований проводить внеплановую спецоценку. Она проводится в случаях, установленных в Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Судьи указали, что компания вправе провести спецоценку своих рабочих мест поэтапно. Главное, завершить ее до 31 декабря 2018 года.

Компенсации и льготы устанавливают по результатам СОУТ (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Однако до тех пор, пока на рабочем месте не провели спецоценку, льготы и компенсации за работу во вредных и опасных условиях устанавливают на .

То есть в данной ситуации могут быть решения вопроса, а именно:

1 . Можно самостоятельно отнести условия труда к вредным и установить сотрудникам компенсации на основании списка, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22, и включить соответствующие условия в трудовой договор. А после проведения специальной оценки в трудовой договор нужно будет внести изменения на основании результатов оценки.

Право на досрочную пенсию сотрудника зависит от 2-х условий:

  • признания по результатам специальной оценки условий труда вредными;
  • факта уплаты страховых взносов работодателем.

Это правило применяется с 01.01.2013 года. Соответственно вопрос о включении периода работы в льготный стаж до проведения СОУТ остается спорным, есть вероятность, что сотруднику свое право нужно будет отстаивать в суде. В связи с чем СОУТ нужно провести как можно скорее. Если Вы укажете в трудовых договорах сотрудников, что условия их труда являются вредными, Вы можете включить эти должности в свой «Перечень льготных профессий, при этом нужно будет отчислять , как в случае, если специальная оценка не проведена.

2 . Можно указать в трудовом договоре , что условия труда являются допустимыми, и не устанавливать компенсации, а после проведения специальной оценки внести изменения в трудовой договор. Однако в этом случае данный период работы не будет включен в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

При этом следует учесть, что в случае отнесения условий труда к вредным или опасным право на получение соответствующих компенсаций у сотрудника возникнет с момента приема его на работу на данное рабочее место, а не с момента завершения спецоценки. Соответственно, если сотруднику, например, будет положен дополнительный отпуск, он будет полагаться за весь период со дня приема на это рабочее место.

Примечание : Некоторые авторы указывают на то, что при отсутствии аттестации рабочих мест и специальной оценки данные об условиях труда на рабочем месте в трудовой договор вносить не нужно. Однако данная позиция противоречит положениям , согласно которой данные об условиях труда являются обязательными для включения в любой трудовой договор и никаких отлагательных условий при внесении данных изменений в ст. 57 ТК РФ законодатель не вносил. Из чего следует, что формальное отсутствие описания условий труда на рабочем месте работника уже является нарушением трудового законодательства, за что работодатель может быть привлечен к ответственности.

Необходимо проводить спецоценку условий труда на временных или сезонных рабочих местах

Спецоценку условий труда нужно проводить даже на временных (созданных на срок менее 12 месяцев) или сезонных рабочих местах. Об этом, а также о том, когда проводить оценку, Минтруд России напомнил в письме от 20.08.17 № 15-1/ООГ-2410 .

На рабочих местах сотрудников, кроме надомников и "удаленщиков", специальная оценка проводится в обязательном порядке. В связи с этим работодатель должен проводить спецоценку в том числе на временных или сезонных рабочих местах. Сделать это можно в период осуществления на таких местах производственной деятельности.

к меню

Организация, проводящая специальную оценку. Специализированный оценщик труда

Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

  • она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
  • в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
  • аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
  • в организации должно быть не менее пяти экспертов , работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей; врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест устанавливается Правительством РФ.


к меню

Комиссия по проведению специальной оценки

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателю нужно создать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения специальной оценки условий труда. Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

В состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда, как правило, входят:

  • представители работодателя. Это могут быть руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;
  • специалист по охране труда;
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации.

Возглавляет комиссию работодатель или его представитель (п. 4 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Как формировать комиссию по проведению специальной оценки предпринимателю, работающему в одиночку, или организации с одним сотрудником-директором

Если сотрудников у предпринимателя или в организации нет, то создавать комиссию не придется вовсе. Когда же в штате хотя бы один сотрудник, комиссия должна состоять как минимум из одного человека.

Формировать комиссию нужно, только когда есть обязанность проводить специальную оценку условий труда. А это касается всех работодателей – организаций, предпринимателей и граждан, у которых есть наемные сотрудники. То есть те, кто работает по трудовым договорам (ч. 4 ст. 20 ТК).

Поэтому если предприниматель работает в одиночку и него нет наемного персонала, то проводить специальную оценку не нужно. Сам для себя предприниматель работодателем не является. А потому и создавать комиссию не понадобится.

А вот если у предпринимателя есть хотя бы один сотрудник, он уже считается работодателем и, значит, формально появляется обязанность проводить специальную оценку. То же самое касается и организации, в которой числится, например, один директор, работающий на условиях найма. Этот единственный сотрудник и будет входить в состав комиссии, которую требуется сформировать. Минимальное число участников комиссии законом не установлено, оговорено лишь, что их должно быть нечетное количество . Когда единственным сотрудником является директор, он и будет возглавлять комиссию по проведению спецоценки, так как является органом управления организации, исполняющим обязанности работодателя в трудовых отношениях (п. 2 ст. 8, п. 1, 4 ст. 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, ч. 8 ст. 20 ТК).

Внимание: в частных разъяснениях специалисты Роструда разрешают не формировать комиссию по проведению спецоценки условий труда, если в организации только один сотрудник. Это и логично.

Ведь комиссию создают именно для того, чтобы ее участники совместно принимали решение. А один человек принимает решение единолично. И потому формировать комиссию смысла нет. Но отметим, что в законе об этом прямо не сказано, официальных разъяснений ведомства также нет. Чтобы избежать лишних споров с проверяющими, проще все же написать "бумажку" и издать приказ о проведении специальной оценки, в котором следует описать состав комиссии.

Если же для выполнения функций службы охраны труда организация привлекает специалистов по гражданско-правовому договору, то данные люди также будут входить в состав комиссии. А возглавлять комиссию опять же будет директор – сотрудник организации. Об этом сказано в пунктах 1, 3 и 4 статьи 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Комиссия определяет перечень рабочих мест и критерии оценки труда, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (п. 5–7 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

к меню

Аналогичные рабочие места

Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки:

  • профессии или должности одного наименования;
  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа рабочих мест, но не менее чем двух. Затем полученные результаты можно применять ко всем выявленным аналогичным рабочим местам.

На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.


к меню

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Согласно статьи 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ специальную оценку условий труда проводят в соответствии с Методикой, которую утверждает Минтруд России. Периодичность проведения оценки: не реже чем один раз в пять лет , если иное не установлено законодательством РФ. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

К некоторым рабочим местам применяется особый порядок проведения специальной оценки условий труда. Перечень таких рабочих мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290. А сам порядок проведения специальной оценки будет утвержден Минтрудом России в течение 2014 года.

Результаты проведенных исследований (испытаний, измерений) оформляют протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов, которые подвергнуты таким операциям.

По результатам таких исследований (измерений) эксперт относит условия труда на рабочих местах к соответствующим классам (подклассам).

Нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест? В общем случае не нужно. Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Результаты данной аттестации рабочих мест можно использовать для целей специальной оценки условий труда. То есть если в организации плановую аттестацию проводили, к примеру, в 2013 году, то условия труда нужно будет оценить по новым правилам только в 2018 году. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку (п. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).


к меню

Поэтапная специальная оценка условий труда, оценка для временных рабочих мест

В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места:

  • сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости;
  • условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

Завершить поэтапную спецоценку нужно до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяется комиссией.


к меню

Внеплановая специальная оценка условий труда

Статья 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ говорит, что внеплановую специальную оценку условий труда нужно проводить в следующих случаях:

  1. ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  2. получения предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  3. изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  4. изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  5. изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  6. произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  7. наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев со дня наступления случаев из пунктов 1 и 3. Если же речь об обстоятельствах из пунктов 2, 4–7, то внеплановую спецоценку проводят в течение шести месяцев с даты соответствующих обстоятельств.

Если поменялась фамилия (имя, отчество) работодателя-предпринимателя либо произошла реорганизация работодателя и при этом не наступили события из пунктов 3–5 и 7, спецоценку можно не проводить.

к меню

Спецоценка условий труда: нужно ли проводить на временных рабочих местах

На вновь организованном рабочем месте нужно проводить внеплановую специальную оценку условий труда. Причем не имеет значения, на какой срок это рабочее место создается. Письмо Минтруда от 07.06.2017 № 15-1/ООГ-1568

Можно только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями-физлицами, не являющимися ИП.

Поэтому, на вновь организованных рабочих местах сотрудников, не относящихся ни к одной из этих категорий, проведение внеплановой спецоценки обязательно. В том числе, в случае, когда речь идет о временном рабочем месте (т.е. созданном на срок менее 12 месяцев). При непроведении спецоценки работодателю грозит, как минимум, предупреждение, а при менее благоприятном исходе – штраф согласно (п.2 ст.5.27.1 КоАП).

В случае перемещения рабочих мест необходимо провести их внеплановую спецоценку

Если рабочее место сотрудника переносится из одного помещения в другое, работодатель обязан провести внеплановую проверку условий труда на новом рабочем месте. Об этом напомнил Минтруд России в письме от 02.11.17 № 15-1/ООГ-2982 . (формат.doc)

Под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся.


к меню

ШТРАФЫ, Ответственность за не проведение специальной оценки условий труда 2019

Сразу штрафовать за отсутствие спецоценки не будут

Прежде чем назначить штраф за нарушение требований о проведении специальной оценки условий труда, трудиспекторы будут направлять работодателям предостережение.

Примечание : Разъяснения Минтруда от 16.01.2019

В предостережении будет указан срок, в течение которого требуется устранить возможные недоделки. И только если работодатель не прислушался к «совету» трудинспекции, он будет привлечен к административной ответственности.


Юридический адрес компании - жилая квартира

Но в ней никто не прописан. Сотрудники используют жилье как офис. Организация не проводила спецоценку. Ее оштрафуют?

Да, штраф возможен. Работодатель вправе не оценивать рабочие места надомников и дистанционных сотрудников [ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ]. Надомники - это работники, которые трудятся по месту постоянной или временной регистрации. Дистанционный сотрудник должен работать вне местонахождения работодателя.

Если офис компании в квартире, где никто не зарегистрирован, сотрудники не будут надомниками или дистанционщиками. А значит, до 31 декабря 2018 года надо было оценить рабочие места сотрудников в квартире, которую фактически используют как нежилое помещение [ч. 6 ст. 27 Закона № 426‑ФЗ]. Оснований для штрафа нет, только если компания организовала рабочие места меньше 12 месяцев назад [подп. 1 п. 1, п. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ].

Компания подала документы на ликвидацию в январе 2019 года. Спецоценку не проводила. Могут ли ее оштрафовать?

Да, могут. КоАП не запрещает возбуждать дела об административном правонарушении в период, когда компания приняла решение о ликвидации, но ее еще не исключили из ЕГРЮЛ. Трудинспекторы вправе оштрафовать организацию на сумму до 80 тыс. руб. [ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП].

Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением трудового законодательства. В 2019 году административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда установлена , которая прямо устанавливает ответственность за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение:

  • Организации : предупреждение; штраф от 60 до 80 тыс. рублей; штраф от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении);
  • Индивидуальные предприниматели : предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. рублей; штраф от 30 до 40 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении).
  • Должностные лица : предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. рублей; штраф от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификация на срок от 1 до 3-х лет (при повторном нарушении).

В целях контроля за соблюдением работодателем вышеназванного Федерального Минтрудом России совместно с Рострудом в 2019 году планируется реализация механизма предупреждения нарушений обязательных требований законодательства о специальной оценке условий труда.

Суть данного механизма контроля заключается в направлении работодателю предостережения о недопустимости нарушения работодателем требований охраны труда. В предостережении устанавливается срок устранения возможного нарушения.

И только в случае неисполнения работодателем данного предостережения включается механизм административного рассмотрения правонарушения, с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 КоАП.

Предлагаемый подход позволит добросовестному и ответственному работодателю устранить нарушение без наложения на него штрафов.


к меню

О чем забывают инспекторы, штрафуя компании за не проведение СОУТ

Верховного Суда в Постановлении от 09.08.2016 № 57-АД16-5 отменил решения судов общей юрисдикции о правомерности наложении штрафа в размере 60 тыс. рублей на общество, не прошедшее спецоценку.

Нормы закона о СОУТ разрешают проводить указанную процедуру поэтапно и завершить ее к 31.12.2018. Есть исключения.

Во-первых, данный порядок не касается рабочих мест с вредными и опасными факторами, а также специальностей, дающих право на досрочную пенсию. Кроме того законом предусматривается проведение незапланированных СОУТ.

Однако инспектор, налагая штраф, не исследовал, есть ли в штате общества указанные рабочие места. Также контролеры не проверили, имелись ли основания для проведения оценки вне плана. Это послужило поводом для отмены штрафа.


к меню

Методика проведения специальной оценки условий труда

Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить специализированная организация, оказывающая услуги по проведению специальной оценки условий труда. Согласно части I Методики к таким процедурам относятся:

  • идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. II Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов приводится в приложении 2 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н;
  • исследования (испытания, измерения) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. III Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
  • отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведенных исследований (испытаний, измерений) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. IV Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
  • оформление результатов проведения спецоценки (ч. V Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н).

к меню

Классы условий труда

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:

  • 1-й класс – оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, а также создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника;
  • 2-й класс – допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);
  • 3-й класс – вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда;
  • 4-й класс – опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

В свою очередь 3-й класс вредных условий имеет следующие подклассы:

  • подкласс 3.1 – вредные условия труда 1-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья;
  • подкласс 3.2 – вредные условия труда 2-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной работы в таких условиях: 15 и более лет;
  • подкласс 3.3 – вредные условия труда 3-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
  • подкласс 3.4 – вредные условия труда 4-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

к меню

Оформление результатов оценки условий труда

Порядок формирования результатов оценки предусмотрен статьей 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Специализированная организация, которая оказывает услуги по проведению специальной оценки условий труда, составляет отчет о ее проведении (ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывают все члены комиссии, а утверждает ее председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, не позже. В этот срок не входят периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, а также периоды междувахтового отдыха.


к меню

Использование результатов оценки

Что должен сделать работодатель по итогам спецоценки труда? По результатам утверждения отчета о специальной оценке работодателю потребуется:

  • ознакомить работников с результатами оценки (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ);
  • разместить результаты на своем сайте при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ);
  • сообщить в ФСС сведения о результатах спецоценки (пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Если компания провела спецоценку, возможно, ей придется внести изменения в трудовые договоры с сотрудниками.

Внести изменения в трудовой договор с работником нужно, если условия труда на его рабочем месте изменились. Например:

  1. при заключении трудового договора условия труда были оптимальными или допустимыми (подтверждено результатами аттестации рабочих мест), а по результатам спецоценки они признаны вредными или опасными;
  2. условия труда были вредными или опасными (подтверждено результатами аттестации рабочих мест), а по результатам спецоценки они признаны оптимальными или допустимыми.

В первом случае работодатель обязан предоставить работнику гарантии и компенсации за работу в новых условиях труда, а во втором - работник лишается гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда.

Как правильно оформить дополнительное соглашение с работниками, у которых были выявлены вредные условия труда?

Организация в описанной ситуации должна заключить допсоглашения к трудовым договорам с работниками. В них отразите: характеристику условий труда на рабочих местах, режим работы, повышенную оплату труда за работу во вредных условиях, порядок предоставления и продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска; обеспечение лечебно-профилактическим питанием, обязательный медосмотр и т. д.

Как правильно издать приказ по организации о результатах проведенной СОУТ

В Законе нет требований о содержании приказа, который издается по результатам спецоценки. Поэтому компания вправе отразить в нем ту информацию, которую сочтет необходимой.

В определенных случаях работодатели должны задекларировать, что их рабочие места соответствуют установленным правилам и нормам и не являются вредными и опасными для сотрудников. То есть, если на этапе ИДЕНТИФИКАЦИИ потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (смотрите выше этапы проведения спецоценки условий труда) НЕ ВЫЯВЛЕНОих наличие, то потребуется оформить декларацию соответствия условий труда (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). и порядок ее заполнения утверждены приказом Минтруда России от 07.02.14 № 80н, который начал действовать с 8 июня 2014 года.

Внимание!

Если же при установлении по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах оптимальных и допустимых условий труда (1 и 2 класс соответственно) декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям не осуществляется (Письмо МинТруда РФ).

В соответствии со статьей 7 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ результаты специальной оценки можно использовать, в частности, в целях:

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие нормативным требованиям охраны труда;
  • обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
  • определения в Пенсионный фонд РФ;

Такая процедура, как спецоценка (аттестация) рабочих мест, вызывает немало вопросов. Подробности проведения - в нашей статье

01.04.2016

Отличие спецоценки от аттестации рабочих мест

Начиная с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах можно исключительно в форме специальной оценки условий труда (письмо Минтруда России от 08.04.2014 № 15-4/В-366). До этого времени, напомним, проводилась аттестация рабочих мест.

Процедура спецоценка рабочих мест внесла несколько новшеств в исследование условий труда. В первую очередь это то, что теперь оценивать на вредность нужно все рабочие места, в том числе с компьютерами и оргтехникой. Ранее же они не подлежали аттестации.

Второе нововведение - по результатам специальной оценки рабочему месту присваивается класс опасности и (или) вредности. В зависимости от этого класса работодатель рассчитывает допвзносы в Пенсионный фонд по ряду профессий.

Третье новшество - введен порядок декларирования условий труда. Его суть в том, что, если итоги оценки положительные, то есть проверкой не выявлены вредные и опасные факторы производства, нанимателю нужно заполнить соответствующую декларацию. И сдать ее в службу по труду и занятости. До 2014 года данную декларацию не надо было заполнять.

Внимание: результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, еще действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. Исключение - случаи, когда спецоценку условий труда обязательно провести внепланово. О таких случаях сказано в статье 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Тогда нужно провести спецоценку на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления соответствующего случая. К таковым, например, относится ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест и произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профзаболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.

В какой срок нужно провести спецоценку рабочих мест

Исключение - компании и предприниматели, у которых есть сотрудники на рабочих местах, перечисленных в пункте 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Это рабочие места, работа на которых осуществляется по профессиям, должностям или специальностям согласно Списку № 1 или Списку № 2 (так называемые вредные и опасные условия труда). Люди таких профессий имеют право на досрочную пенсию, гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (п. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

По таким рабочим местам спецоценку нужно провести как можно скорее (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Если у вас таких рабочих мест нет, спецоценку вы можете проводить поэтапно до 31 декабря 2018 года включительно (п. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Закон не устанавливает количество этапов проведения спецоценки и количество рабочих мест, на которых она будет проведена в ходе каждого этапа. Все эти вопросы вы должны урегулировать самостоятельно совместно с организацией, которая будет проводить спецоценку (письмо Минтруда России от 08.12.2014 № 15-1/В-1829). Как выбрать такую организацию, мы еще расскажем далее.

Как провести спецоценку рабочих мест

Порядок спецоценки рабочего места прописан в Федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

По общему правилу проводится спецоценка рабочих мест совместно с независимой организацией, которую работодатель привлек к оценке на основании гражданско-правового договора (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Организация, которая проводит спецоценку, должна соответствовать ряду требований (ст. 19 и 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Так, в частности, она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю. В ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности. Организация должна быть аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России.

Но нанять специальную фирму мало. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателю нужно создать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения специальной оценки условий труда. Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель (ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Специализированная организация, которая оказывает услуги по проведению спецоценки, составляет по ее итогам отчет (ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Форма отчета и инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывают все члены комиссии, а утверждает документ председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки на их рабочих местах под подпись. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета (не включая периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, а также периоды междувахтового отдыха) (ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Спецоценка рабочих мест стоимость

Цена на услуги по специальной оценке условий труда законодательно не определена. Стоимость услуг складывается из количества проверяемых рабочих мест. Отдельно при необходимости могут оплачиваться сложные исследования.

В среднем стоимость услуг по специальной оценке условий труда на рынке составляет от 1000 до 3500 руб. за одно рабочее место.

Стоимость оценки одного рабочего места определяют работодатель и спецорганизация, аккредитованная для проведения спецоценки - при заключении договора на проведение спецоценки.

Как определить количество рабочих мест, подлежащих спецоценке

Комиссия, о которой мы поговорили в предыдущем разделе, определяет перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (п. 5-7 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки (ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

  • профессии или должности одного наименования;
  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

При наличии аналогичных рабочих мест спецоценку достаточно провести в отношении 20% от общего числа рабочих мест, но не менее чем двух. Затем полученные результаты можно применять ко всем аналогичным рабочим местам.

На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в процессе проведения спецоценки выявится хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными (ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Также нужно учитывать, что спецоценка не проводится в отношении (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

И оценивать требуется только оборудованные рабочие места, имеющиеся в наличии, а не все рабочие места, которые могут быть организованы работодателем по штатному расписанию.

Чем грозит отсутствие спецоценки рабочих мест

За отсутствие спецоценки рабочих мест грозит штраф. Кроме того, прокуратура может завести на работодателя дело.

Административная ответственность предусмотрена статьей 5.27.1 КоАП РФ (п. 2 и 5). Это предупреждение или штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. для должностных лиц, штраф от 5000 до 10 000 руб. - для предпринимателей и штраф от 60 000 до 80 000 руб. - для организации.

За повторное нарушение санкции выше:

  • штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет - для должностных лиц;
  • штраф от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток - для предпринимателей;
  • штраф от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток - для организации.